Скачать в других форматах:

Йос Колейн

Будущее реформации в Украине

31 октября мы отвечаем 490 лет со дня начала протестантской Реформации.  Лютер вывесил свои 95 тезисов в Виттенберге, и началось движение, которое ничто уже не могло остановить. Реформация смогла дать ответы на актуальные вопросы того времени:

  • Как может человек спастись? Своими добрыми делами или  же только трудом Христа?
  • Достаточно ли просто сказать, что вы раскаиваетесь в своих грехах, или вся жизнь человека должна быть свидетельством изменений?
  • Как мы получаем благодать – через священников и таинства – или же мы получаем благодать через живую веру в Иисуса Христа?
  • Что значит быть христианином – означает ли это просто иногда ходить в церковь или же это значит, что вы – член церкви, и каждый день ваша жизнь преобразовывается силою Святого Духа?

Основной вопрос данной статьи: Можно ли эффективно применять идеи Реформации в современной Украине? Может ли Реформация дать ответы на современные вопросы? 

Первый вопрос: Реформация и украинское общество:

Украина была и остается «пограничной полосой».  Ее народ принадлежит и находится под влиянием как Востока, так и Запада.  История Украины свидетельствует о постоянной  борьбе за самоопределение.  Эти видно на примере украинского языка и литературы; украинской культуры и политики.  Сегодняшний политический кризис еще раз подтверждает это.

А как же реформатское богословие? Открыта ли Украина идеям Реформации – или же нам следует согласиться с тем, что Реформация -  это то, что пришло к нам с Запада и никогда не подойдет для Украины? Следует ли нам верить в том, что  Восточное православие и Западный протестантизм разделяет непреодолимая пропасть?

Я не думаю, что идеи Реформации ограничены только Западом.  Это  подтверждает тот факт, что реформатская церковь существует не только на Западе, но также и в Азии, в Африке и Латинской Америке. Но еще более важно - Реформация заявила о том, что основная ее цель  - возврат к тому, что написано и чему учит Библия и ранняя церковь. Боевым кличем Реформации было: человек спасается только через благодать, только через Христа, только через веру в Иисуса Христа! Мы узнаем об этом только из Писания!

Реформаты доказали, что такое вероисповедание не было новым, но изложено в Писании и преподавалась ранней церковью, и это делает идеи Реформации ценными для всех эпох и культур! Реформация 16 века изменила не только лишь сердца и жизни отдельных людей. Также она привела к изменениям в обществе: христиане принимали активное участие в жизни общества и сражались за честь Бога в общественной жизни.  Их личное освящение также оказывало положительное влияние на нравственное состояние страны.  И сегодня это значит, что реформатские христиане, верные Богу будут положительно влиять на тех людей, которые их окружают и на страну, в которой они живут! Богословие Реформации указывает людям на Христа и помогает им быть ответственными гражданами - христианами в современной Украине,  и нести такую ответственность перед Богом и людьми.  

1. Слава Богу

Одно из основных убеждений реформации – это то, что наша жизнь – как личная, так и общественная – должна быть богоцентричной.  Цель жизни – славить Бога и наслаждаться общением с Ним вечно.  Для многих  людей это похоже на голос из другой планеты. Большинство людей прежде всего живут для того, чтобы реализовать свои собственные цели: заработать на жизнь, построить карьеру, купить квартиру, создать семью…   Во времена реформации все было так же, и такой подход к жизни не является особенным только для Украины – это свойство человеческой природы! Человек всегда и везде хотел так жить: на первом месте мои личные интересы!

Но разве плохо зарабатывать деньги, покупать квартира? Конечно же нет! Но Реформация поворачивает нашу жизнь и наши цели в правильном направлении: мы созданы по образу Бога. Это значит: наша жизнь – это не случайность – это дар  Божий.  По этой причине Он хочет, чтобы мы почитали Его в нашей жизни.

Почему мы должны почитать Бога? Потому что Он тиран, который не хочет, чтобы мы были счастливы и хочет, чтобы все принадлежало Ему? Нет – напротив! Бог  - наш Творец, Он – единственный, кто может знать, как наша жизнь может стать прекрасной! Жизнь становится прекрасной, когда мы живем в соответствии с Его божественной волей и законом, когда мы живем в общении с Богом, нашим небесным Отцом! Без Бога наша жизнь может быть только эгоистичной: она вертится вокруг исполнения моих потребностей  и моих чувств и моих…   Но таким образом мы упускаем цель нашей жизни, не только цель нашей короткой жизни на земле, но во всей вечности! Такая постоянная  борьба за большее  и лучшее не приносит нам ни мира, ни счастья и также в ней нет заботы о ближнем – это «выживание сильнейшего». 

Реформатское богословие может быть сильным инструментом, который возвращает нас к источнику нашего существования. Жан Кальвин, Джонатан Эдвардс и многие другие реформатские богословы вместе с отцом церкви Августином исповедовали,  что сердце человека найдет покой только в Боге. Это не бегство из мира, но единственный путь к плодотворной жизни и работе. Только когда мы находим мир в Иисусе, наша работа будет плодотворной для Бога и ближнего! (Мтф. 11:28-30) 

2. Роль Библии и предание

Реформация, прежде всего, хотела «вернуться к корням» и стимулировать людей читать и изучать Библию. Писание,  в первую очередь, дано не «профессионалам»  - тем, кто изучает богословие. Писание – это живое Слово Бога для всей общины,  Божьего народа! Через просвещение Святого Духа, община слышит голос Отца небесного в Писании и проповедях, объясняющих его.

Реформаты побуждали проповедников к личному изучению Божьего Слова,  а также к хорошей подготовке к проповедям: для того, чтобы «кормить стадо» Божьим Словом, у пастыря должна быть хорошая богословская подготовка. Одним из великих достижений Реформации стало то, что церковь осознала важность изучения Писания на его оригинальных языках. Лютер и Кальвин написали много исчерпывающих комментариев на книги Библии.

Сегодня мы рады, что в Киеве работает Евангельская реформатская семинария и Библейская программа «Истоки», цель которых сделать реформатское богословие доступным для Украины и побудить студентов применять наследие Реформации в церквях!

Важно обратить внимание на то, что в своем поиске «первоначальной» формы христианского учения, реформаты никогда не претендовали на то, чтобы быть первыми христианами! Они полностью признавали и уважали мудрость предыдущих поколений, особенно отцов церкви первых столетий. Это очевидно из принятия реформатами ранних символов веры.  Для того, чтобы применять библейское учение к их ситуации, реформатские богословы также написали новые вероисповедания, такие как Бельгийское вероисповедание, Гейдельбергский катехизис, и позже каноны Дортского синода и Вестминстерские стандарты. Реформаты и современные читатели Писания всегда стояли на плечах предыдущих поколений. Если мы будем пренебрегать их мудростью, нам придется очень дорого заплатить за это!  ‘Sola Scriptura’ не значит, что мы можем читать Писание каждый по-своему (индивидуалистично).  Библия дана общине  и церкви всех времен и всех мест. В понимании и толковании Писания также существует «сообщество святых»! В этом смысле реформатское богословие дает важную коррекцию многим «свободным» евангельским церквям, которым часто не удается сохранять здравое учение.  Современная церковь и богословие нуждается в том, чтобы развивать и применять наследие прошлого таким образом, чтобы можно  было найти библейский ответ на новые вопросы в новые времена. 

3. Важность завета благодати

Реформатское богословие - это богословие завета: в нем подчеркивается то, что Божьи дети живут в общении со своим Богом. Мы не заслужили такого общения, оно - дар Божий. Бог создал человека по Своему образу и подобию, поставил человека на определенное место в этом мире и дал ему задание.  После грехопадения, Бог не прекратил предлагать грешному человеку Свою любовь и общение. Но для того, чтобы такое общение было возможным, грех человека должен быть прощен,  он должен  быть освобожден от вины, а сердце его – изменено. Это было возможно только лишь через труд нашего Спасителя Иисуса Христа, Сына Божьего.

Одна из основных сильных сторон реформатского богословия – то, что оно показывает преемственность в Божьем труде с самого начала до самого конца:

  • Богу всегда принадлежит инициатива в отношениях с человеком. Адам и Ева прятались после падения, но Бог шел за ними: «где ты, Адам?». И это происходит и сегодня: Бог выбирает нас – а не наоборот.
  • Бог дает Свои наставления (закон) относительно того, как Он хочет жить  с нами. Но по своей природе мы всегда пытаемся служить Богу по-своему; мы всегда находим объяснения, почему в этой ситуации мы можем не исполнять Божью волю… Но через проповедование Евангелия, Бог снова и снова открывает нам  Свою святую волю. В Ветхом Завете Бог иногда наказывает Свой народ – не разрушает их, но приводит их назад к общению в Его Завете.  И таким образом Он поступает и с нами!
  • Бог хочет, чтобы мы жили в завете. Это становится очевидным в общине: члены церкви принадлежат друг другу и несут ответственность друг за друга.  Они должны помогать и одобрять друг друга быть близко к Господу. Иногда они должны дисциплинировать  неисполняющих Слово Божье,  для того, чтобы спасти их душу.
  • Бог в Своей благодати призывает не только  отдельных людей -  Он призывает семьи жить в Его завете!  Это видно из жизни Ноя,  Авраама и Давида. Это также видно в Новом Завете, где крестились не только отдельные люди, но также и целые семьи, например, семья Корнелиуса (Деяния, 10), Лидия и страж из Филипп (Деяния, 16).
  • Дар Божий жизни в завете  в общине и в семье  - огромное благословение и сила в истории реформации. Одна из замечательных традиций в реформатской церкви – ежедневная молитва и чтение Писания в семье.  Таким образом, детей крестят не просто из-за культурной традиции, но потому что они крещены, мы несем ответственность за то, чтобы воспитывать их как членов завета благодати.  С Божьей помощью и действием Святого Духа,  эти дети исповедуют свою личную веру в Иисуса Христа, когда они вырастут.

 

Распространяя свет

Реформатские христиане всегда чувствовали  ответственность за этот мир. Они знали, что у нас есть задача в мире: развивать и возделывать его для славы Божьей.  Реформатские христиане по всему миру пытаются влиять на общество Евангелием, принимая участие в культурной, общественной и политической деятельности.

Знаменитый реформатский богослов Абрахам Кайпер утверждал: каждый миллиметр в этом мире принадлежит Христу, который говорит: это Мое! Господь этого мира – Христос, а не сатана. Реформатское богословие отвергает все виды дуализма и фатализма. Христос – Господь и мы принимаем участие в Его победе! 

По этой же причине реформатские христиане всегда чувствовали необходимость заботиться о бедных и больных, а также показывать сострадание по отношения к тем, кто попал в руки сатаны через зависимости или другие грехи. Мы убеждены, что есть настоящий выход из всех наших проблем через жизнь с Иисусом Христом, согласно благому закону Бога нашего Творца.

Современная Украина столкнулась с новой «свободой», обретенной после развала коммунизма: коррупция на всех уровнях общества, алкогольная и наркотическая зависимость, искушение свободным сексом,  непрекращающееся зло абортов.  У реформатских христиан должны быть открыты глаза для нужд общества и всегда должно быть рвение распространять Евангелие и показывать как на словах, так и на деле любовь нашего Спасителя.  Если Христос – Царь этого мира,  мы должны распространять свет Царства по всей Украине и по всему миру  - через благовестие в слове и через нашу жизнь! (Мтф. 5:16). 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

4. Валерий
13.02.2014 | 17:09
Что-то не наблюдаю крещение детей(младенцев) в Св.Писании. Крещение-осознанное действо,Священный акт-свидетельство заключения завета с Богом.
3. БІЛЬШОВИК
21.11.2010 | 15:00
Чому хтось наважується принижувати країну свого перебування, називаючи її прикордонною смугою? Зневажати 36 мільйонів українців, говорячи, що на них, нібито, усі впливають- і Схід, і Захід? Це- не по-християнськи!!! Блюзнірство!
2. Светлана
28.09.2010 | 15:15
Очень хорошая и правдивая статья
1. Игорь Елисеев
30.01.2010 | 14:18
Хорошая статья.


Необходимо отредактировать предложения:

1) "Таким образом, детей крестят не просто из-за культурной традиции, но потому что они крещены, мы несем ответственность за то, чтобы воспитывать их как членов завета благодати"

- "детей крестят ... потому что они крещены" - непонятно?

2) "...мы должны распространять свет Царства по всей Украине и по всему миру - через благовестие в слове и через нашу жизнь!"

- плохое сочетание "благовестие в слове".