Николас Г. Гоотьес
Обетования при крещении
Напечатано с разрешения из Clarion том 48, No. 20, 21, (1999)
В радостный момент крещения ребёнка в общине происходит нечто большее, чем простое церемониальное окропление его водой. Зачитывается Форма Крещения Младенцев. Крещение – это обряд, глубокий по содержанию. Родителям надлежит знать о значении и происхождении крещения. Более того, сами дети по мере взросления должны узнавать, почему когда-то их крестили, ибо таинство – это не магический обряд, но знак, имеющий ясную цель[1]. Форма объясняет значение этого таинства, дабы могли знать, на что желает обратить наше внимание Бог в крещении.
Форма описывает множество граней. Одна из них – значение формулы крещения. Перед тем, как наш Господь Иисус Христос оставил этот мир и вознёсся на небеса, Он сказал Своим ученикам: “Идите и научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа” (Мф.28,19). Это объясняется в формуле как тройное определение:
- Отец свидетельствует нам, что Он заключает вечный завет благодати с нами;
- Сын обещает нам, что Он омывает нас в Своей крови от всех грехов;
- Дух Святой уверяет нас, что Он будет пребывать в нас и соделает нас живыми причастниками Христу.
Можно задать вопрос об истинности этого объяснения, приведённого в Форме по крещению. Скорее всего, наиболее сомнительное из этих трёх утверждений – последнее, касающееся Святого Духа. Можно ли применить эти слова ко всем крещаемым детям? Неужели Дух пребывает в каждом из них?
Писание ясно говорит о пребывании Святого Духа в людях: ведь Он не присутствует в Божьем народе автоматически, “по умолчанию”. Основной отрывок, описывающий это – проповедь Петра перед слушателями в день Пятидесятницы: “Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа” (Деян.2,38). Пётр здесь обращается к иудеям, которые несут ответственность за распятие Иисуса Христа (Деян.2,36). Теперь, когда они видят и слышат о вознесении Иисуса Христа, они не должны более отвергать Его, но должны верить в Него. И тогда их грехи будут прощены, и они получат Святого Духа. Это показывает, что только верующие в Бога и в Иисуса Христа получают Святого Духа.
Пребывание Святого Духа в верующих подтверждается множеством отрывков из Нового Завета. В одном из них Павел, говоря о важности Святого Духа для христианской жизни, заявляет: "Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас." Сюда же он прибавил: "Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его." Те, кто верят в Бога и в Иисуса Христа, посланного Богом, получают Святого Духа[2]. Со дня Пятидесятницы принятие Святого Духа – результат признания Иисуса Христа. Неимеющие Духа не верят в Бога и во Христа, посланного от Бога. Дух Святой пребывает во всех, кто исповедует новозаветную веру[3].
Следует поднять вопрос, как Форма по Крещению может говорить о присутствии Духа в маленьких детях. Как это так, что в Форме сказано о младенцах – что Дух будет пребывать в них? Как Дух может пребывать в них, ведь они ещё младенцы и сознательно не исповедуют ничего?
Возникшую проблему с Духом Святым можно отнести и к утверждениям касательно Отца и Сына. Касательно Отца Форма по Крещению говорит, что Он обеспечивает нас всяким добром, отвращая всё зло или используя его для нашего блага. Подтверждающая ссылка из Писания – Римлянам 8,28. Но Павел говорит здесь о тех, кто “любит Бога и призван по Его изволению” Другими словами, он говорит о верующих, избранных. На каком основании Форма по Крещению относит это определение “верующих” ко всем крещаемым детям?
Подобный вопрос возникает, когда речь заходит и о Сыне. В соответствии с Формой, “Он омывает нас в Своей крови от всех наших грехов и объединяет нас с Ним в Его смерти и воскресении”. Это также взято из Писания, из Рим. 6,5. Павел пишет здесь о тех, кто в единстве со Христом. Но как Форма по Крещению может относить этот отрывок ко всем крещаемым? Справедливо ли Форма применяет эти три утверждения к детям верующих?
В приведённой дискуссии мы будем иметь дело конкретно с обещанием, касающимся Святого Духа, хотя в конце мы вернёмся ко всем трём обетованиям. Суть вопроса в том, каким образом “Святой Дух будет пребывать в них” можно отнести ко всем крещаемым детям.
Другие Формы
Первое, что надо сделать – это посмотреть на происхождение этих заявлений. Наша Форма является результатом процесса осознания этой мысли. Говорят ли ранние Формы об обетовании Духа, или это упоминается только в нашей Форме? Находится ли Форма в согласии с общим взглядом Реформации?
Наша форма датируется 16 веком, она приобрела сегодняшний вид в 1574 г. Она была адаптированной, сокращённой версией Формы, созданной Петером Датеном (Peter Datheen) в 1568 году. Датен моделью для себя избрал форму, созданную в Гейдельберге для Реформатских церквей в палатинате и опубликованную в 1563 году. Та, в свою очередь, ссылается на Форму, созданную для Женевы[4]. Другими словами, наша Форма – это результат развития от Женевы через Гейдельберг в Реформатскую литургию Нидерландов.
В этих Формах появляются вариации формулировок, касающихся обетования Духа. Датен, например, не говорил о пребывании Духа. Он сформулировал обетование Духа так: Дух Святой будет в вечности Учителем и Утешителем нас и наших детей[5]. Эта формулировка была взята из Формы Гейдельберга, созданной Олевианусом (Оlevianus)[6].
Формулировка Кальвина снова отличается. Он, говоря о Святом Духе, обращается к вопросу возрождения, которое он определяет как оставление всего себя и переход в смерть и воскресение к новой жизни[7]. Он добавляет: “Потому мы в крещении обретаем двойную благодать и пользу от нашего Бога, если только из-за отсутствия благодарности мы не разрушим силу этого таинства”[8] Следует заметить, как Кальвин выделяет реальность этого дара. Он смотрит на него как на уже полученный при крещении, если только он сознательно не был отвергнут.
Краткий обзор показывает, что не было полного единодушия в формулировках суждений, касающихся Духа. При этом используются три разных выражения, взятые из различных отрывков Писания. Все Формы, однако говорят об обетовании Святого Духа, которого примут только верующие[9]. Всё же это касается не только взрослых верующих, но и их детей. И уместен вопрос: как обетование Духа Святого можно применить столь неразборчиво? Из опыта известно, что не все крещеные дети со временем приходят к вере и начинают повиноваться Богу.
Кальвин
Если мы рассмотрим богословские основания утверждений, касающихся Духа Святого, мы обнаружим, что они покоятся на двух аргументах. Это становится очевидным, когда исследуются взгляды двух реформатских богословов: Кальвина и Урсинуса (Ursinus). Начнём с Кальвина. Существовало развитие в его объяснении крещения младенцев. В самой первой публикации "Наставлений" Кальвин защищал крещение младенцев на основании того, что у них может быть вера. Он говорил, что ни один человек не спасается кроме как по вере. По этой причине крещение также касается младенцев, которые так же, как и взрослые, обладают верой[10].
В более поздних изданиях своих "Наставлений" Кальвин полностью меняет подход к теме крещения младенцев. Он прямо противоречит своему предыдущему аргументу. Теперь он говорит, что младенцев должно помещать в совершенно иную категорию людей, в отличие от взрослых. Кальвин конкретно выступает за то, что дети верующих являются участниками завета. Здесь он основывает свой аргумент в защиту крещения младенцев именно на Божьем завете и обрезании. Приводя длинную цитату:
И пусть не ссылаются на тот факт, что, дескать, в Писании нет указаний на другое таинство для такого свидетельства, кроме обрезания; а оно отменено. Наш ответ готов: для ветхозаветного времени Господом было предписано обрезание; однако и после отмены обрезания остаётся в силе необходимость подтверждения договора, которая касается нас так же, как и евреев. Поэтому нужно всегда быть внимательным к тому, что у нас общего и схожего с евреями, а что различно. Завет у нас общий, основания для его подтверждения схожи. Различие состоит лишь в том, что у них договор с Богом подтверждался обрезанием, а у нас для этой цели служит крещение[11].
Однако, когда Кальвина начинает прижимать оппозиция, он идёт ещё дальше и, кажется, заявляет, что Бог может освящать ещё во чреве. Кальвин не хочет делать это общим правилом, но упоминает пример Иоанна Крестителя, исполненного Духом Святым ещё до своего рождения (Лук.1,15)[12] Позже в тех же дебатах Кальвин говорит, что Бог использует и иной способ, чтобы призвать многих, давая им истинное познание Себя, некие внутренние средства, то есть просвещение Духом, минуя промежуточное звено проповеди[13]. Кальвин не пытается сказать, что у них есть такое же знание веры, но он и не отрицает, что младенцы и даже ещё не рождённые дети могут обладать верой[14].
Эти цитаты сыграли роль в противостоянии реформатских церквей в Нидерландах в 1944 году, когда “предполагаемое возрождение” стало основой крещения младенцев. У Кальвина эту доктрину “предполагаемого возрождения” найти не удастся. Однако он считал возможным, что Бог может зародить веру и покаяние в младенцах не только до того, как они были крещены, но и до того, как они ещё родились.
Возникает вопрос, говорит ли Форма по Крещению о таком особом труде Святого Духа в младенцах. В следующем разделе мы надеемся рассмотреть взгляды Урсинуса, а затем попробуем ответить на данный вопрос.
Урсинус (Ursinus)
Урсинус продолжал следовать в направлении, которое указал Кальвин. Он отстаивал, что дети, рождённые от тех, кто верит, включены в завет и в церковь Божью, если они не исключат себя из неё сами. Поэтому они также являются учениками. Дух Святой учит их таким способом, какой они способны воспринимать в своём возрасте[15].
Урсинус размышлял над фактом, что преимущество прощения грехов и возрождения принадлежит и детям, ибо это подразумевается в завете. Это подтверждается ссылками на Писание, такими как: “Богом твоим и потомков твоих после тебя”. (Быт.17,7; к которому относится и Мф.9,14; Деян.2,39; Деян.3,25; 1Кор.7,14; Рим.11,16). Урсинус пришёл к выводу, что крещение должно преподаваться в том числе и младенцам верующих, так как они святы, обетование дано им, их есть и Царство Небесное. Ведь Бог, абсолютно не являющийся Богом нечестивцев, провозглашает, что будет их Богом[16].
Это заветний аргумент. Урсинус, однако, выдвигает вторую защитную линию. Он указывает, что младенцы верующих обладают Святым Духом. Он говорит, что младенцы являются учениками, так как они рождены в церкви и обучаются в понятной для них форме. Он не только ссылается на Деян.2,39, но и на Деян.10,47: “Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?”[17]
Урсинус прояснил свою позицию позже в своих объяснениях, где он выступает против анабаптистов, основывающихся на Мк.16,16, мол, только верующие могут быть крещены. Он отстаивал, что дети также могут получить Святого Духа и могут быть возрождены Им. Два отрывка свидетельствуют о возрождении детей: Иоанн Креститель был исполнен Святым Духом от чрева матери своей (Лук.1,15) и Иеремия назван освящённым до своего рождения (Иер.1,5). Это относится к детям верующих. “Если у детей есть Святой Дух, Он, конечно же, рождает их свыше, награждает их добрыми намерениями, новыми желаниями и всем необходимым для их спасения”. Это утверждение неожиданно из-за своего общего характера. Поэтому он добавляет: “Или по крайней мере Дух Святой даёт им всё необходимое, чтобы получить крещение”[18]. О Святом Духе он говорит как о возрождающем[19].
Можно заметить изменение в аргументации. Кальвин выделяет завет как основу для крещения младенцев. Косвенно, не приводя как аргумент в защиту крещения младенцев, он упоминает, что Дух Святой может начать вырабатывать веру и возрождение даже в детях, ещё в утробе матери. Для Урсинуса ясно, что даже младенцы могут обладать Святым Духом, возрождающим их. Это ценный довод для оправдания крещения младенцев.
Основание в Писании.
Необходимо рассмотреть, правильны ли доводы в защиту крещения младенцев. Учит ли Писание, что Дух Святой пребывает в младенцах, возрождая их? С этой позицией связано несколько проблем. Во-первых, поразительно, что отрывок, на который ссылаются приверженцы этого мнения, находится в другом времени, так сказать. Обещание пребывания Духа Святого в верующих имеет конкретную дату. Это произошло не в Ветхом Завете, ибо Иоиль пророчествует “И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши...” (Иоиль 2,28). По словам апостола Петра, это пророчество было исполнено в День Пятидесятницы, после вознесения Иисуса Христа. Начиная с того времени Дух Святой сходит на тех, кто верит в Иисуса Христа (Деян.2,38)[20]. Отрывок, которым подтверждают пребывание Святого Духа, датируется ранним периодом в труде Божьего спасения. Отрывок из Иеремии говорит о диспенсации Ветхого Завета, а текст про Иоанна Крестителя предшествует Пятидесятнице более чем на 30 лет. Они жили в другой период, где действовали другие правила[21].
Давайте также посмотрим на два специфических текста, упомянутых в поддержку крещения младенцев. Касательно Иоанна Крестителя Ангел сказал его матери Елизавете, что сын её будет исполнен Духом Святым от чрева матери. Понятно, что это не общее утверждение, которое можно применить ко всем детям верующих родителей, но конкретное, касающееся одного конкретного ребёнка – Иоанна. Более того, очевидно, что это также не относится к поколению Иоанна вообще. На самом деле, сам Кальвин в его комментариях на данный отрывок идёт в другом направлении, выделяя “величие и превосходство его (Иоанна) должности”[22].
Это действительно намерение данного утверждения. Слово “великий” указывает на значение Иоанна для Царства Божьего[23], а не на его личное возрождение. Иоанн будет вдохновлён Святым Духом, чтобы быть пророком[24], и жизнь Иоанна свидетельствует о его пророческом служении.
Другой отрывок, взятый в поддержку крещения младенцев – Иеремия 1,5, где Бог говорит Иеремии: “прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя...” Дух Святой прямо не упоминается в этом отрывке, но здесь говорится об освящении, о святости. Что это за святость? Традиционное мнение говорит, что эта святость касается удаления (первородного) греха, что можно обнаружить у отцов церкви[25]. В своих "Наставлениях" Кальвин, кажется, следует этому. Ведь Кальвин правильно выделяет пророческую должность Иеремии в своих комментариях[26]. Отрывок говорит об отделении и освящении для особой должности[27]. Иеремия приготовлен к своему служению в качестве пророка[28].
Мы должны сделать вывод, что в Писании нет поддержки этой позиции, которой неуверенно придерживается Кальвин и которую более конкретно выдвигает Урсинус – что особенный труд освящения Святым Духом может служить основой для крещения младенцев. Оба примера Иеремии и Иоанна Крестителя не говорят о возрождении или обновлении.
Обетование при крещении.
Это возвращает нас к Форме по Крещению. Пытается ли Форма по Крещению указать на это особое действие Духа в младенцах, когда говорит об обетовании Духа Святого?
Ответ – нет. В Форме по Крещению нет и следа этой спекуляции, исходящей от реформатских богословов 16 века о том, что, мол, Дух Святой возрождает младенцев ещё до или сразу же после рождения. Она не поддерживает крещение младенцев, основанное на этом неуверенно появившемся взгляде в богословии 16 века. Но Форма базируется прямо на главном аргументе из Писания – завете. Этот термин конкретно выражен в Форме:
- Бог Отец свидетельствует и ставит нам печать, что Он заключает вечный завет благодати с нами....
- Так как в каждом завете есть две составляющие – обетования и обязательства....
- Мы должны не отчаиваться в Божьей милости, не жить во грехе, ибо крещение есть печать и истинное свидетельство, что мы состоим в вечном завете с Богом.
- Господь говорил к Аврааму, отцу всех верующих, и также говорит нам и нашим детям, обещая: “Завет положу между Мною и тобою и потомками твоими после тебя” (цитируя Быт.17,7)
- Младенцы должны быть крещены как наследники царства Божьего и Его завета....
- Вы слышали, что крещение есть установление Господа Бога нашего, дабы поставить печать на нас и на наших детях Его завета.....
Крещение младенца не основывается на предположении, что Дух Святой мог возродить его до крещения, но на реалии завета. В соответствии с Божьим постановлением, младенцы верующих принадлежат завету. Поэтому они должны быть крещены.
Это вновь обращает нас к вопросу, затронутому в начале, об обетовании Святого Духа. Как объяснить утверждение, что Дух заверяет нас, что Он будет обитать в нас и соделает нас живыми во Христе, передавая нам то, что мы имеем во Христе, а именно – очищение от наших грехов и ежедневное обновление жизни? Ответ прост. Форма не заявляет, что Дух на самом деле пребывает во всех крещеных детях. Она не говорит о случившемся факте. Но, она подчёркивает присутствие Духа как обещание заветному народу Божьему.
И это в совершенном согласии с Писанием. Обетование пребывания впервые упоминается в Деян.2,39: “Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим...” Оно исполнится при условии покаяния и веры: “Покайтесь и да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа для прощения грехов” (Деян.2,38). Это также упоминается в Рим. 8.9-11, там также условием является вера[29]. Когда Форма по Крещению говорит о присутствии и освящающем труде Духа, она подтверждает обетование. Это великие дары завета, предложенные Богом и полученные руками веры.
В такой же манере обещания Форма говорит и о значении полученного крещения во Имя Отца и Сына. Обещание, что “Он даст нам всё благое, и даже из плохого выведет для нас добро”, исполняется только для тех, кто верит (Рим.8,28 говорит о “любящих Его”). И заветнее обещание Сына – это прощение грехов и исполняется через наш союз с Ним, как сказано в Рим.6,5 “Если мы соединены с Ним подобием смерти Его...”.
Форма по Крещению следует Писанию в своих утверждениях касательно Отца и Сына и Святого Духа, объявляя их обещаниями. В крещении наш Триединый Бог обещает Себя и все Свои блага нам. Это прекрасные дары, данные Богом и обретённые верой.
Перевод Сергея Кукушкина
[1] См. значение таинств, N.H. Gootjes, 'Teken en Zegel' in Radix, 24,1 (1998) 2-20
[2] См., например, R.B. Gaffin, Perspectives on Pentecost: New Testament Teaching on the Gifts of the Holy Spirit (Phillipsburg: Presbyterian and Reformed, 1979) 16-20; N.H. Gootjes, 'De doop met de Heilige Geest' in Radix 13 (1987) 153f.
[3] См. также 1 Коринфянам 3:16, 6:19; Ефесянам 2:21 и т.д.; 2 Тимофею 1 :14; 1 Петра 2:5, см. по этим отрывкам, например, N.H. Gootjes, 'De doop met de Heilige Geest', 154ff.
[4] См. C. Trimp, Formulieren en gebeden (Kampen: Van den Berg 1978), 37.
[5] См. текст, J. Ens, Kort historisch bericht (ed . S. Van Velzen; Kampen: S. Van Velzen, jr., 1864), 164.
[6] См. текст, W. Niesel, Bekenntnisschriften and Kirchenordnungen der nach Gottes Wort reformierten Kirche (2 . ed.; Zurich: Zollikon, n.d.), 145.
[7] Термин “возрождение” используется в значении, данном в Гейдельбергском катехизисе, День Господень 33.
[8] См. текст, P. Barth ed., Calvini Opera Selecta (2. ed.; Miinchen: Chr. Kaiser, 1970), vol. 2, 31 ff.
[9] Необходима оговорка в формулировке Гейдельбергской Формы. Ссылка на Духа Святого как Учителя и Утешителя взята из Иоан 14:26 и относится конкретно к ученикам Христа, см. C. Trimp, Betwist schriftgezag (Groningen: Vuurbaak, 1970) 25f.
[10] Ж. Кальвин, Наставления, 1536, ch. 4, 23 in P. Barth (ed.) Opera Selecta (Munchen: Kaiser, 1926) vol. 1, 136; translation in F.L. Battles (tr. and ed.) Institution of the Christian Religion (1536), 137f.
[11] Ж. Кальвин, Наставления в христианской вере, IV, xvi, 6 (ed. J.T. McNeill; Philadelphia: Westminster Press) vol. 2, p. 1329.
[12] Ж. Кальвин, Наставления, IV, xvi, 17; 1340.
[13] См. также это утверждение: "Но если они будут вполне обладать им в будущей жизни, то почему не могут уже в этой жизни испытать некое предощущение или различить некий проблеск такого знания? Особенно если принять во внимание, что, по нашему мнению, Бог лишает их неведения не раньше, чем освобождает из темницы тела?", Наставления IV, xvi, 19, ed. McNeill, 1342.
[14] См. по этой теме H. Kakes, De doop in de Nederlandse belijdenisgeschriften (Kampen: Kok, 1953) 112f. и R.S. Wallace, Calvin's Doctrine of the Word and Sacraments (Grand Rapids: Eerdmans, 1957) 196f. J. Van Genderen критикует этот аспект защиты Кальвином крещения младенцев, см. его статью 'De doop bij Calvijn', in W. Van 't Spijker a.o. edds, Rondom de doopvont (Goudriaan: De Groot, 1983) 288ff.
[15] Урсинус, Commentary on the Heidelberg Catechism (tr. G.W. Williard; repr. Grand Rapids: Eerdmans, 1956), 366.
[16] Урсинус, Commentary, 367.
[17] Урсинус, Commentary, 368.
[18] Урсинус, Commentary, 370. Урсинус добавляет ссылку на слово Петра в Деян. 10:47: "кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?" Нужно отметить, однако, что данный отрывок не может поддерживать идею веры у младенцев. Ссылка подтверждает говорение языками и прославление Бога – то, что не происходит во время крещения младенцев.
[19] Kakes оспаривает, что Урсинус принимает возможность веры младенцев, но что для него реальной основой крещения было возрождение и дар Святого Духа, см. его De doop in de Nederlandse belijdenisgeschriften, 114.
[20] Это объясняет особые исполнения Святым Духом, упомянутые в Деяниях: они есть результат веры в Иисуса Христа; см. N.H. Gootjes, 'De doop met de Heilige Geest', 154ff.
[21] См. также C. Trimp, Woord, water en wijn (Kampen: Kok, 1985), 58f.
[22] Ж. Кальвин, Commentary on a Harmony of the Gospels (tr. W. Pringle; repr. Grand Rapids: Baker, 1984) vol. 1, 17f. Кальвин признаёт, что обильное влияние Духа на Иоанна было сверхъестественным даром от Бога. В конце, однако, Кальвин обобщает это: “Давайте же, восприняв этот пример, осознаем, что от раннего младенчества до глубокой старости Дух в людях действует как хочет”.
[23] Так S. Greijdanus, Het heilig evangelie naar de beschrijving van Lucas, vol. 1 (Amsterdam: Van Bottenburg, 1940), 30.
[24] H.A.W. Meyer, The Gospel of Luke (R.E. Wallis, tr.; Winona Lake: Alpha Publications) 236 и A. Plummer, The Gospel according to S. Luke (5. ed.; Edinburgh: T. & T. Clark, 1922) 14, обозначают это действие как Nazirite, но Greijdanus согласен с Lagrange, что положение Иоанна отличалось от остальных людей, см. его Lucas I, 30f. Оно включает по всем оценкам должность пророка, Лук. 1:15 по-видимому означает, что его труд в качестве пророка начался в утробе, и что “взыграл в утробе” и есть первое пророчество, см. Meyer, The Gospel of Luke, 236; Greijdanus, Lucas, I, 31; J. Van Bruggen, Lucas (2. ed.; Kampen: Kok, 1996) 38.
[25] B.N. Wambacq, Jeremias (BOT; Roermond en Maaseik: Romen, 1957) 28.
[26] Ж. Кальвин, Commentaries on the book of the prophet Jeremiah and the Lamentations (repr. Grand Rapids: Baker, 1 984) I, 35f.
[27] C.F. Keil, Jeremiah (tr. C.F. Keil; Grand Rapids: Eerdmans, 1968) 39f. Это причина, почему глагол уже не переводят как “соделан святым”, но как “освящён” (RSV, NRSV, NASB) и как 'отделён' (NIV). Эти переводы предотвращают недопонимания у Кальвина.
[28] См. комментарии на Иеремию у A: Van Selms, Jeremia, vol. I (Callenbach: Nijkerk, 1972) 5; J.A. Thomson, The Book of Jeremiah (Grand Rapids: Eerdmans, 1980) 145 and B.J. Oosterhoff, Jeremia vol. I (Kampen: Kok, 1990) 90.
[29] Отметьте использование “если” в ст.9: "если Дух Бога живёт в вас" (NIV). Это “если” здесь, чтобы римские верующие задались вопросом, имеют ли они Духа, см. конец с.12, 15. Но это связывает пребывание Духа с верой в Иисуса Христа, см. ст. 9б: "Ибо кто не имеет Духа Христова, тот не принадлежит Христу. См. комментарии Ж. Кальвина, Римлянам (tr. J. Owen; repr. Grand Rapids: Baker, 1984) 290; S. Greijdanus, De brief van den apostle Paulus aan de gemeente to Rome vol. 1 (Amsterdam: Van Bottenburg, 1933) 363; C.E.B. Cranfield, The Epistle to the Romans (Edinburgh: T. & T. Clark, 1975) 387f. J.D.G. Dunn не согласен, Romans 1-8 (Dallas: Word Books, 1988) 444, но это вызвано его взглядом на крещение Святым Духом.
Комментарии: