31.10.2007

Контуры Божьего завета

Неофициальный взгляд Объединённых Реформатских Церквей в Северной Америке

 

Отчёт Комитета Союза


Напечатано с разрешения  Кларион, том 48, выпуск 16, от 6 августа 1999

 

В попытке быть верными Божьему Слову, Реформатские церкви твёрдо исповедовали единство Писаний. Это единство содержит Ветхий и Новый Заветы как единое откровение Божьих могущественных деяний в истории. Библия открывает две темы, описывая их на своих страницах, – Божье царство и Его завет. И первая, и вторая неразрывно связаны друг с другом.

 

Эта статья излагает взгляды касательно Божьего завета, обычно приемлемые в Объединённых Реформатских Церквях – без намерения детального изложения, без вызова на полемику, но в качестве общей информации. Мы следуем простому изложению материала, концентрируясь на сущности завета, отношении между церковью и заветом, и, наконец, месте таинств в завете.

 

Суть ЗАВЕТА

Самым сердцем религии является завет, ибо служение человека-творения, должника Бога-Творца – единственно возможно, если существуют божественно созданные и поддерживаемые отношения. Учитывая это наблюдение, становится ясно, что Божий завет не является и не может быть заключён с неразумными творениями или вещами. Потому мы придерживаемся убеждения, что когда время от времени Писание говорит, что Бог использует терминологию завета и применяет её к животным, птицам, земле и небесам, это символично и делается по принципу аналогии. Осия 2 – иллюстрация такого использования.

 

Многое уже было написано о завете в Библии, особенно, о его природе и условиях, и, может, о его происхождении, в терминах договорённости между суверенными правителями и их вассалами. Мы же понимаем, что Божий завет намного обширней по замыслу и сущности. Естественно, святая Сущность Бога остаётся непостижимой. Всё же, Библия открывает Отца, Сына и Святого Духа как три божественных Личности,  “Единство в Троице и Троица в Единстве”, как исповедала веру церковь в Символе веры Афанасия. Мы верим, что Божьи заветние отношения со Своим народом неким образом отражают святые и таинственные взаимоотношения между божественными Личностями.

 

Так, сотворив Адама по Своему Собственному образу, Бог установил заветние отношения в самом творении. Рассматривать завет как ингридиент, добавленный в мир Богом после грехопадения, когда грех вошёл в мир, безосновательно и небиблейски. Так же как царство Божье включает самое начало сотворения, таким же образом завет Божий является частью творения и творения нового. Как всемудрый Творец придавал и утверждал структуру в Своём мире, как описывается в Бытие 1, так последующая глава свидетельствует о том, в чём проявлялось Его отношение к сотворённому, особенно к человеку.

 

Контуры завета можно увидеть в этом откровении. Глубина слов, “Господь Бог..дунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою” (Быт.2,7). Вдобавок, столь же глубоки слова Божьего откровения к Коринфской церкви, “...первый человек Адам стал душою живущею” (1Кор.15,45)

 

Мы читаем, что Бог всё делает  “...по изволению воли Своей” (Еф.1,11). Природа и функции Божьего завета содержатся в Его вечной воле и постановлениях. Назвать Божий совет мира заветом искупления, или просто ввести концепцию и слово завет в суверенные Божьи “внутренние” дела, ничего не даст и не прояснит. Мы верим, что просто применение Божьего суверенного избрания грешников полностью к Его завету, на самом деле, вызовет трудности в понимании природы этого завета. Хотя завет по сути своей вечен, Писание в разных местах говорит нам, что Господь открывает Свой завет грешникам с течением времени, заключая его с Божьим народом на земле.

 

По сущности своей завет требует наличия двух сторон, заключающих его. Иногда говорят, что суть, мол, завета – соглашение между двумя сторонами. Мы уверены, что такая расстановка недостаточна и вводит в заблуждение. Суверенный Творец замыслил постановку и требования в отношениях, которые Он возжелал в Своей мудрости, и привёл это в исполнение когда и с кем захотел. Ветхозаветний иврит использует слово “берит”, чтобы обозначить Божий завет. Новозаветний греческий употребляет “диатеке”. Эти оба термина дают осознать, что завет, на самом деле, исходит от одной стороны, и лишь включает вторую сторону.

 

Часто Реформатские церкви использовали словосочетание “завет дел” - применяя его к периоду перед грехопадением, и “завет благодати” по отношению к Божьим милостивым и справедливым поступкам и обещаниям в виде реакции и после грехопадения. Этот двойственный взгляд на Божьи отношения с Его творением – человеком сомнителен. Пользование упомянутыми терминами, в частности, по крайней мере, неполезно, так как сама Библия не пользуется и не употребляет эти словосочетания. Мы верим, что предпочтительнее простое выражение “Божий завет”.

Писание учит, что в Своём завете Создатель устанавливает взаимоотношения дружбы со Своим сотворённым человеком, подразумевая и требуя послушания и любви в ответ. Эдемский сад был спроектированным Господом Богом окружением (заметьте, как заветнее Имя постоянно упоминается в Бытие 2), чтобы продемонстрировать любовь Творца к Его миру и испытать человеческий ответ на эту любовь и дружеское расположение. Составяющие завета ярко обрисованы Богом, к примеру, деревья, задачи, стоящие перед человеком, заповедь и наказание – всё это трогательные комментарии к выражению Господней любви и справедливости.

 

Адам с Евой нарушили завет и подорвали Его дружеское расположение, навлекши на себя и своих потомков Божий гнев. В Адаме Божий завет включал всю их расу, и детей в том числе. Господь не отверг Своего завета, не истребил мир. Вместо этого Он привёл в исполнение Свой смертный приговор, проклял землю, наказал Адама и Еву и явил Семя жены, которое однажды соделает искупление. Бытие 3 – это ясное откровение и комментарий сути и составляющих Божьего завета. Будущее завета и Церковь уже в то время были в безопасности, так как Бог пообещал как Посредника того завета Своего Собственного Сына, Который придёт как Мессия, и Который также будет Главою Его Церкви.

 

Церковь и завет

Уже было сказано, что Бог заключал отдельные и разные заветы с Ноем, Авраамом, Моисеем, Давидом, а также Новый Завет. По ходу того как Господь истинно подтверждал клятвой Свой завет в то время, мы верим, что объединяющему,  всестороннему пониманию Ветхо- и Ново-заветней истории искупления отдаётся предпочтение. В значительные периоды истории Бог открывал и устанавливал Свой завет соответственно месту и обстоятельствам.  Тогда как Сын Божий собирал, защищал и сохранял для Себя избранную для жизни вечной Церковь, в течение всех веков, Он делал это как Посредник завета и Глава Церкви. Божье Слово связывает Церковь и завет вместе.

Некоторые Реформатские церкви утверждают, что Божий завет – единственно и исключительно заключён с теми, кого Бог выбрал во Христе от вечности. Эти церкви склонны делать некое разграничение или различение в самом завете. Эти разделения относятся к некоторым трудностям, о которых сказано выше. Некоторые разделяют “внутреннюю” и “внешнюю” действенность завета, назначение избранных заранее, а остальные - это те, на ком пребывает Божий гнев, но которые, в общем-то, могут находиться и в Церкви. Возрождение и обращение – это ключевые факторы для этой концепции завета в определении того, кто состоит в завете с Богом.

Мы придерживаемся того, что Бог устанавливает Свой завет без условий. Арминианское понимание Библии настаивает, что человеку нужно зарабатывать своё спасение повинуясь Божьим заповедям и веря во Христа, таким образом заслуживая своё спасение в атмосфере завета, где Евангелие предложено ему. Этот взгляд рассматривает Божий завет как условный. Мы отвергаем такую интерпретацию. Мы верим, что Библия учит безусловному завету, заключёному с теми,  кого Он призывает.

 

Бог призвал Авраама и установил Свой завет с ним. Сердце завета заключено в этих Словах, “и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя” (Быт.17,7). Это центральное обетование завета относится к Церкви Пятидесятницы, “Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш” (Деян.2,39). Господь устанавливает Свой завет с верующими и их детьми, включая их в Церковь. Касательно единой кафолической или вселенской церкви, в Исповедании написано: "...являющаяся святой общиной и собранием истинно верующих христиан, ожидающих своего полного спасения в Иисусе Христе, омытых Его Кровью и освящённых и запечатлённых Святым Духом" (Бельгийское исповедание, арт. 27). Могут быть "лицемеры, примешивающиеся к Церкви вместе с добрыми христианами, однако не действительно входящие в Церковь, хотя внешне и пребывающие в ней" (Бельгийское исповедание, арт.29). Верные члены истинной Церкви "могут быть узнаны согласно признакам христиан, а именно, по вере; они принимают Иисуса Христа как единственного Спасителя, удаляются от греха и прилепляются к праведности, любят истинного Бога и своего ближнего..." (Бельгийское исповедание, арт.29).

 

Церковь Христова, с которой установлен Божий завет, названа “дом Божий, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины” (1Тим.3,15). Мы исповедуем, что "признаки, по которым узнаётся истинная Церковь, суть следующие: проповедуется ли в оной чистая евангельская доктрина..." (Бельгийское исповедание, арт.29). Глава Церкви собирает и управляет ею Своим Словом и Духом, и священнослужителям предписано утверждать требования завета перед Божьим народом. “Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2Тим.4,2)

 

Быть в завете со святым Богом – безмерная привилегия, а также великая ответственность. Его народ должен быть святым как свят Он. Всё сказанное о путешествии Израиля через пустыню демонстрирует, как Святой наказывает нарушителей Его завета, как Его святой и праведный гнев был вызван восстанием Его народа. Произнёсший Его имя всуе должен был умереть, тот, кто собирал дрова в Субботу, должен был быть забит до смерти камнями. Заветний Бог настоял на строгом соблюдении Его законов в обетованной земле Ханаанской. Время от времени пророки приносили Слово предупреждения. Народ был уводим в плен как наказание за непослушание  и нарушение завета.

 

Когда наконец пришёл обещанный Мессия, Он сказал, “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить” (Мф.5,17). В Ветхом Завете заветний Бог обитал со Своим народом в Святая Святых. В Новом Завете “имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою (Евр.10,19-20). Заповедь верить и каяться приходит ко всем, кто находится в Божьем завете, “для служения Богу живому и истинному!  И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное” (Евр.9,14-15).

 

Призывая своих членов к вере и покаянию, Церковь внимательна к двустороннему заветному требованию: обещание и заповедь. В Церкви Христовой таинства всегда указывают на то, что сказано в Форме по Крещению, “поскольку всякий завет состоит из двух частей, обетования и долженствования, мы, через крещение, призваны и обязуемы Господом к новому послушанию. Мы должны прилепиться к нашему Богу…’

 

Таинства и Завет

Один из знаков истинной Церкви – это что "...она придерживается чистого преподнесения таинств в соответствии с Христовым установлением" (Бельгийское исповедание, арт.29). Посредник завета, стоящий на границе Ветхого и Нового, сказал: “Пейте из неё все. Сия есть кровь Моя Нового Завета за многих проливаемая для прощения грехов” (Мф.26,27)

 

Два таинства, утверждаем мы, вплетены в ткань завета, и Церковь получила указ преподавать их во Имя Главы Церкви. Неудивительно, что Реформатские церкви яро утверждали и защищали эти священные постановления Господа. Те, кто исповедуют веру в Господа Иисуса Христа и живут жизнью послушания, поощряются и приглашаются прийти и участвовать как члены Божьего завета. В Форме по Вечери Господней Церковь получает наставление: “И чтобы мы могли твёрдо верить, что мы принадлежим к этому завету благодати, “Господь Иисус Христос... взял хлеб, и возблагодарив, преломил, и дав ученикам сказал, возьмите, ядите, сие есть Тело Моё за вас предаваемое; сие творите в Моё воспоминание”.

 

Серьёзность празднования Святой Вечери и неподпускание к Столу Господню неверующих подчёркивается Апостолом Павлом: “Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней” (1Кор.11,27). Также в Святом Причастии нужно всерьёз принимать проклятие, столь серьёзно, как и благодать Божью во Христе.

 

В истории Реформатских церквей таинство крещения в особенности играло важную роль во внешнем проявлении сути завета Божьего. Было предложено, чтобы младенцы членов церкви были крещены на основании ‘предположительного возрождения’. Такие дети в церкви подразумеваются под спасёнными во Христе, если только они не покажут обратного этому позднее в жизни. Это ещё одна проблема, о которой было сказано выше, когда завет целиком связан с избранием в вечности. Так избрание становится видимым, дабы удостоверить оправдание, совершившееся в вечности. Для подтверждения этого взгляда часто берутся слова “Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы” (1Кор.7,14)

 

Те, кто учит крещению на основании ‘предположительного возрождения’ также указывают на исповедание. “Поскольку все суждения относительно воли Божией должны быть основаны на Его Слове, которое удостоверяет, что дети верующих святы, не по природе, но в силу благодатного завета, в который они включены вместе с их родителями, постольку благочестивым родителям не следует сомневаться относительно избрания и спасения тех из своих детей, которых Бог призывает из этой жизни во младенчестве" (Каноны Дортского Синода, I,17).

 

Мы не верим, что крещение на основании ‘предположительного возрождения’ оправдано Писанием. Вместо этого крещение верно основывается на Божьем заветном обещании, что Он будет нашим Богом и Богом наших детей. Мы исповедуем: "Младенцы, наряду со взрослыми, входят в завет и принадлежат Церкви Божией, и им, равно со взрослыми, обещаны отпущение грехов и Творец веры, Святой Дух" (Гейдельбергский Катехизис, День Господень 27, В/О 74). Церковь описывает сущность в Форме по Крещению: “...Бог Отец свидетельствует и запечатлевает нас в том, что Он заключает с нами вечный завет и усыновляет нас как Своих детей и наследников...”

 

Хотя неотъемлемым в истинной Церкви как таковой является исповедание доктрины Божьего завета, самодовольство и греховный образ жизни представляют постоянную опасность. Когда члены церкви считают себя спасёнными просто потому что они в завете, отношение безразличия может привести к аморальному и свободовольному стилю жизни. Евангелие Господа Иисуса всегда призывает народ Христа верить и каяться во всех их грехах, особенно потому что они в завете со святым и праведным Богом.

 

Полнота завета видна в завершении всех вещей, когда Невеста Агнца, “красиво украшенная для Мужа своего”, спускается с Небес от Бога. Это произойдёт когда “скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их” (Откр.21,2-3). Таков финал и полная слава завета Божьего, чуда, в ожидании которого "и Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди!” (Откр.22,17)

 

 

Для Комитета по Экуменическим Отношениям и Церковного Единства ОРЦСА,

преп. Р. Стиенстра, служитель Реформатской церкви Благодать (ОРЦСА), ганвилл, Онтарио.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.