Вестминстерское исповедание веры
Глава 3. О вечных Божьих установлениях
1. Прежде всех времен Бог по Своему в высшей степени мудрому и святому произволению свободно и непреложно предопределил все, что должно произойти.[65] Но при этом Он не является создателем греха.[66] Он не лишает Свои творения воли; не устраняет, но утверждает способность вторичных причин вызывать определенные следствия.[67]
2. Бог знает, что может и должно произойти во всех возможных обстоятельствах,[68] но Он предопределил все, чему следует быть, не потому, что предвидел будущее или предполагал неизбежность неких событий при определенных условиях.[69]
3. По Божьему установлению (и ради явления Его славы) одни люди и ангелы[70] предопределены к вечной жизни, а другие предназначены к вечной смерти.[71]
4. Эти ангелы и люди предопределены к жизни или предназначены к смерти в соответствии с ясным и непреложным замыслом. Их число определено, неизменно и не может быть ни увеличено, ни уменьшено.[72]
5. Бог предызбрал во Христе к вечной славе тех, кто предназначен к жизни. Он сделал это еще до того, как были заложены основания мира, в согласии со Своим вечным и неизменным предначертанием, со Своим сокровенным замыслом и благой волей.[73] Бог избрал этих людей исключительно по Своему милосердию и любви, а не потому, что предвидел в них веру, или добрые дела, или стойкость в вере и упорство в добрых делах, или что-нибудь иное. Ни условий, ни причин, побуждавших Бога избрать этих людей, не было;[74] все было сделано только лишь во славу Его непостижимой благости.[75]
6. Предназначив избранных к славе, Бог предопределил и все необходимые для этого средства, в согласии с вечным и свободным предначертанием Своей воли.[76] Избранные, падшие в Адаме, искуплены Христом,[77] призываются к вере во Христа Духом Божиим, действующим в подобающее время, оправдываются, усыновляются, освящаются[78] и сохраняются силой Божией через веру ко спасению.[79] Никто, кроме избранных, не искуплен Христом, не призывается к вере, не оправдывается, не усыновляется, не освящается и не обретает спасения.[80]
7. Остальными людьми Богу было угодно пренебречь и предопределить для них немилость и гнев Свой за их грехи; на то была Его непостижимая воля, в согласии с которой Он дает благодать или отказывает в благодати по собственному изволению. За все подобает слава Его суверенной власти над творениями и хвала Его величайшей справедливости.[81]
8. К догмату о предопределении, этой высочайшей тайне, следует относиться с особым благоразумием и осмотрительностью;[82] уверившись в своем непреодолимом призвании к вере, те, кто почитает волю Божию, открытую в Его Слове, и повинуется ей, должны быть уверены и в своем вечном избранничестве.[83] Пусть же подвигнет этот догмат тех, кто от всего сердца следует Евангелию, восхвалять Бога, благоговеть перед Ним и поклоняться Ему;[84] пусть он утешит их и укрепит в смирении [85] и усердии.
[65] Еф. 1:11; Рим. 11:33; Евр. 6:17; Рим. 9:15,18.
[66] Иак. 1:13,17; 1Ин. 1:5.
[67] Деян. 2:23; Мф. 17:12; Деян. 4:27,28; Ин. 19:11; Пр. 16:33.
[68] Деян. 15:18; 1Цар. 23:11,12; Мф. 11:21,23.
[69] Рим. 9:11,13,16,18.
[70] 1Тим. 5:21; Мф. 25:41;
[71] Рим. 9:22,23; Еф. 1:5,6; Пр. 16:4.
[72] 2Тим. 2:19; Ин. 13:18.
[73] Еф. 1:4,9,11; Рим. 8:30; 2Тим. 1:9; 1Фес. 5:9.
[74] Рим. 9:11,13,16; Еф. 1:4,9.
[75] Еф. 1:6,12.
[76] 1Пет. 1:2; Еф. 1:4,5; Еф. 2:10; 2Фес. 2:13.
[77] 1Фес. 5:9,10; Тит. 2:14.
[78] Рим. 8:30; Еф. 1:5; 2Фес. 2:13.
[79] 1Пет. 1:5.
[80] Ин. 17:9; Рим. 8:28-39; Ин. 6:64,65; Ин. 10:26; Ин. 8:47; 1Ин. 2:19.
[81] Мф. 11:25,26; Рим. 9:17,18,21,22; 2Тим. 2:19,20; Иуд. 4; 1Пет. 2:8.
[82] Рим. 9:20; Рим. 11:33; Вт. 29:29.
[83] 2Пет. 1:10.
[84] Еф. 1:6; Рим. 11:33.
[85] Рим. 11:5,6,20; 2Пет. 1:10; Рим. 8:33; Лк. 10:20.
Комментарии: