07.01.1992

Олег Карпов

Размышление над книгой об Иове

Олег Карпов, Выпускник Библейского онлайн-колледжа при ЕРСУ

«Родился я не один, а с братом-близнецом.  Но брат родился полностью здоровым человеком.  Я же до пяти лет не мог ни ходить, ни сидеть.  В семь лет профессор из Харькова помог мне помаленьку встать на ноги! Вот когда мне нужно было воздать Богу хвалу. К сожалению, я был совершенно далёк от Него.  После тех дней у меня с помощью лекарств и зарядок дела медленно, но верно пошли на поправку.

Обычно детей учили читать и писать  перед школой, меня же никто этому не учил, считая безнадёжным. Но у нас под столом валялся букварик и были пластмассовые буквы. Так вот: я подходил к ним и складывал буквы. Но однажды узнав букву М я и узнал букву А и получилось МАМА. Потом ко мне из школы пришли учителя, и я стал учится на дому. Так проучился до восьми классов.

В четырнадцать лет мне стало плохо. Не буду описывать подробности, но случилось так, что в семнадцать лет мы с мамой впервые оказались в Киевском НИИ нейрохирургии, где мне сделали поэтапно три операции на голове. После двух операций (хотя они оказались тяжёлыми и после первой я мог скончаться,) стало намного легче, я стал даже бегать и прыгать. Но третья операция оказалась коварной. Правую руку потянуло на спину и потянуло правую ногу. Вот с тех пор прошло с 1983 – 85 гг. Но в духовном плане я был мёртв. И лишь в 1988 году у меня появилась Библия. И когда я стал читать саму Библию, мне открылся новый мир! Да, когда читал Закон или пророков, то Дух Божий сильно обличал меня и я, становясь на колени, плакал большими слезами. Но когда начал читать Новый Завет, то Он меня и обличал, и утешал. До сих пор не могу понять благодать Божию: как Он делает из зла – добро!»

 

РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД КНИГОЙ ОБ ИОВЕ  

Иов, можно сказать, был самым праведным человеком в древнем мире.  Он был, по словам Господа Бога, человеком непорочным, справедливым и богобоязненным и удалялся от зла. Хотя в Новом Завете и написано, что сребролюбие есть корень зла,  но то, что он по тем временам был несравненно богат, говорит о том, что богатство и слава, которую он имел вокруг себя, не смогли отдалить его от Бога.  Он, несмотря на то, что жил в достаточно многом поколении и уже отдалён от Адама, живя среди неверующих людей, был предан Богу.  Оказывается, Иов был среди окружающих его людей тем человеком, который был угоден Богу и знал Его лично. Но что сделало его таким и как, Библия умалчивает. Даже дети его и жена его оказались не такие преданные Богу, как Иов.  Сатана, разговаривая с Богом, сказал Ему:  «Разве даром богобоязнен Иов?»

Да, вне материального мира жизнь не менее кипит, чем в нашем материальном мире. Потому что Бог свободно говорит с сотворёнными Его существами – ангелами и архангелами как человек с человеком.  И даже разговаривая с сатаной, Бог ни в чём не ущемляет его, но говорит ему то, что он должен исполнить.  Главное то, что сатана видит Бога!  «Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришёл и сатана». Ангелы, как и Бог, – существа духовные. Поэтому они могут видеть красоту и величие Его и могут свободно с Ним общаться, если Он захочет.  Когда на Иова и его семью обрушилось первое несчастье и послы прибежали к нему, чтобы рассказать об этом, он смог выдержать эти испытания. «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» 

Когда Бог даёт нам что-либо, многие люди принимают это как само собой разумеющее.  Ведь радость жизни, довольство ею, богатство, здоровье, сила, долголетие – человек принимает как бы в заслугу себе или себе подобным. Почему?  Почему мы, создание Божие и сотворённые по Его образу, говорим словами: «Отойди от нас; не хотим мы знать путей Твоих!  Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? И что пользы прибегать к Нему?»   Почему люди не желают служить Ему, как должно?  «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» (Пс.134:6).  А это значит, что Он не есть Бог, который подаёт всё человеку по малейшему желанию. Бог желает и требует от людей то, что Он дал ему в Слове Своём, и даже с праведными и святыми Он оставляет за Собой поступать так, как Ему это покажется нужным.

Иов это понял ещё при первом испытании. Ведь для того чтобы сказать «Господь дал, Господь и взял», нужно откровение свыше. Вот Иов и исполнил эту волю Бога, произнеся эти слова и подчинившись Ему.  И даже на явное зло, которое выпало на его долю, он ответил такими словами: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?»    

Но во втором испытании Иову было гораздо сложнее принимать решения и благодарить Бога. Жене он только и мог сказать: «Ты говоришь как одна из безумных; неужели доброго мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?»  Иисус в Новом Завете говорил: кто скажет на брата своего  «безумный», подлежит геене огненной (Мф.5:22).  Но на страницах книги Иова чуть ниже написано, что «во всём этом не согрешил Иов устами своими». Это написано для того, чтобы читающие Слово Божие понимали, что Богу небезразлично, в каком состоянии находится человек.  Ведь дальше Иов говорил своим друзьям: «Оттого слова мои неистовы», «Потерпите меня, и я буду говорить»,  «Разве к человеку речь моя?  Как же мне и не малодушествовать?» А в Новом Завете есть и такие слова:   «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить» (1 Пет.4:1). 

Во всей книге нет того, чтобы Бог осудил Иова!  Хотя начиная с третьей главы Иов не очень хорошо говорил о Нём.  Что значат слова из 3 гл. 1 ст.: «После того открыл Иов уста свои и проклял день свой»?  Проклинать может только Бог, а людям это запрещено в Законе Божием, и в тоже время Иов проклял день свой. Этим самим он как бы восстал на Бога!  Жизнь даёт только Бог и начало её – тоже в руках у Него.  Как же отреагировал на это Бог?  Да никак!  Он знал, что Иов проклянёт свой день, если на него послать болезнь.   Иов в конце 3 гл. говорит: «Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье».  Но Он также знал, что это не Иов проклял день свой, а его плоть, на которую сатана обрушил жестокую болезнь и она очень сдавила его дух и душу. 

Когда Бог во второй раз посылал его к Иову, то сказал: «Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги».  Иова раздирала боль не только снаружи, но и внутри.  Бог предал Иова на истязание сатане.  И это суровая реальность.  Ведь чтобы появились язвы на коже, нужна какая-то реакция изнутри. «Кости мои прилипли к коже моей и плоти моей».  «Ночью ноют во мне кости мои, и жилы мои не имеют покоя».  «Мои внутренности кипят и не перестают».   Так вот, Бог допустил на Иова испытание, чтобы испытать не только его, но и всех людей, окружающих Иова.  Он испытал поведение и чувства к Иову его жены.  Бог испытал также поведение его слуг, народа, окружающего его.  «Почему беззаконные живут, достигая старости, да и силами крепки»,  «Разинули пасть свою; ругаясь, бьют меня по щекам: все сговорились против меня».  Иов все беды свалившие на него оборачивает на Бога.  Прав ли он?  В большинстве случаев – нет!  Но Бог все укоры и жалобы Иова как бы пропускает мимо ушей.  Он вообще не замечает действенный ропот Иова!  Почему?  Господь знает состояние Иова.  Он знает, что тот в другом положении никогда не говорил бы так.  Он знает, что если его коснулся сатана, то ему очень больно.  Он знает, что такое боль и несчастье, что человек не может вынести всего этого и не согрешит.  Разве можно считать справедливыми слова Иова: «Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму».  «Воспылал на меня гневом Своим и считает меня между врагами Своими».  Но Бог не видит этого. Если это и видели друзья Иова, то не Бог!  Для чего они вообще пришли к нему?  Да, когда они услышали обо всех бедах, случившихся с ним, они пришли, чтобы «вместе сетовать с ним и утешать его».  Но действительно ли они утешали его?  Вначале, когда увидели его, они как бы исполнили долг приличия: «И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико».  Когда читаешь книгу Иова, а конкретно речи друзей его, то они говорят всё вроде бы правильно и законно.  «Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его; от дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают».  «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай».  «В шести бедах спасёт тебя, и в седьмой не коснётся тебя зло».  Это прямой намёк на то, что постигшее зло у Иова было прямым следствием греха.  Такое мнение широко используется в мире.  Люди с лёгкостью манипулируют этим, не зная, что болезни и горести, какие бывают у человека, а тем более у праведника, ведут его к небу.  «Утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22).  Но почему так получилось, что друзья, пришедшие «утешать» Иова, на самом деле пускали ему в душу словесные ядовитые стрелы? Почему на Иова ополчились все люди?  Вместо того чтобы беречь его и хранить?  Этим самым Бог хотел показать натуру незнающих Его душ.  Многие люди имеют так называемые знания о Боге.  Даже атеисты, отвергающие Бога знают, что «Бога нет».  Мудрые и знающие люди, как и Елифаз с друзьями, неплохо знают Бога и толкуют Библию не хуже Иова.  Они имеют даже мистические переживания и видение:  «И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо моё приняло нечто от него. Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет, и потряс все кости мои. И дух прошёл надо мною; дыбом стали волосы на мне. Он стал, – но я не распознал вида его, – только облик был пред глазами моими; тихое веяние, – и я слышу голос» (Иов. 4:12).  Иов ничего подобного не имел. Он имел веру!   «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Иоан. 20:29)   Иов считает себя непорочным, но не безгрешным.  Ему ненавистен такой порок, как лицемерие и зло, а такие добродетели, как милость и любовь, он причисляет себе.  Правильно он это сделал или нет?  Давайте не спешить осуждать его, а ещё раз приведём его ответ жене: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога?»  В этом месте Иов признал, что всё «доброе», что он имел – от Бога!  И смотря вторую часть речи мы читаем: «а злого не будем принимать?»  Почему здесь стоит вопросительный знак?  Иов как бы спрашивает: «Неужели всё то зло, которое нашло на меня и мою семью пришло само собою?  И если оно приходит само собою, то, как я мог тогда до этого жить в добре и счастий?  И если Бог, которому я служил всю жизнь, такой малосильный и слабый, то какому же я Богу служил?»  Иов сразу без колебаний заключает, что его Бог Всемогущий, а раз всемогущий, то зло, которое на него нашло, – от Него!  Он духом познал, что Бог, от которого исходит всякое добро и благодать, попускает духу, противящему Ему, также зло, несчастье и беды.  Большинству человечества не нравится это.  Это, по их мнению, делает нестабильной жизнь людей.  Они хотели бы видеть Бога таким, который потакал бы им во всём и без всякого прекословия, а если не так, то они не хотят дружить с таким Богом.  Поэтому они открыто стали на место змея – сатаны.  Он хоть и не способный сделать для них многое, но зато думает, как они, и помогает им во многих злых делах.  Друзья, хотя и стояли на стороне Бога и защищали Его, как могли – они не знали того, что Иов был близок Богу.  Они не знали, что Бог сказал сатане, что всё в его руке, только душу-жизнь не трогай.  Они думали, как думал и Иов, что Бог воюет против него и желает уничтожить Иова.  Они считали себя праведнее Иова.  Смогли бы они его попрекать и призывать к покаянию, если бы знали мнение Бога об Иове в самом начале описания истории о нём?  Был бы вообще диалог между друзьями и Иовом?  Да, Бог хранит тайну вокруг избранных Своих и не желает, чтобы Его избранные знали сверх того, что написано в Библии.  И Он также запрещает людям судить друг друга.  Поэтому да не будем судить друг друга в запальчивости или своей самоправедности, а иметь страх Господень и благодарить Его за такое отношение к нам. 

А какое Его отношение к нам?  Отцовская любовь!  Он возлюбил нас очень сильною любовью.  А в чём заключается Его любовь?  В том, что, прежде всего Он дал нам жизнь, то есть существование. В течении нашей жизни на этой земле Бог ни на мгновение не покидал Своё высшее творение.  Хотя, мы живущие в этом безбожном царстве, не замечаем Его милости и заботы, Он печётся о нас каждый день, подавая нам всё необходимое для нас.  Его Провидение твёрдо ведёт нас вперёд.  И какие бы события ни происходили в нашей жизни на земле, брат Павел задаёт риторический вопрос: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31).  И ещё он добавляет замечательные слова: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:33-36).   После этих дней вернул Бог всё потерянное Иову.  В самый кульминационный момент Бог Сам заговорил к Иову: «Господь отвечал Иову из бури и сказал».   Это был самый величественный диалог между Богом и человеком.  Нужно ли чтобы Бог разговаривал с человеком?  Бог разговаривал с людьми в лице Иисуса Христа.  Бог также говорил на Синае с израильтянами.  Бог говорил с Иоанном на острове Патмос.  Но таких слов, какими Он обратился к Иову, нигде нет.  Слова книги Иова действительно являются поучительными, потому что здесь открывается Сам Бог.  Книга Иова сама по себе может быть трудна для понимания. Мы можем соглашаться с Иовом или нет, можем критиковать друзей Иова, можем вообще отвергать книгу как таковую (потому что она не пишет односторонней риторики, а излагает спор между разными людьми), но слова самого Бога приведут и самого заядлого спорщика в молчание.    Вообще-то главы 38-41 приведёт и самого яростного атеиста к осознанию того, что Бог есть, что Ему нужно подчиниться, и что Он  может обратиться к каждому человеку с этими словами и уже обращается к нему через Священное Писание к каждому, кто начал чистосердечно читать его.  Библия она и есть Библия, что в ней есть прямые обращения Бога-Творца к человечеству.  Если кто говорит, что не верит в Бога, потому что Он ему не отвечает, то это глубокое заблуждение.  Бог свободен и Он может ответить человеку по-разному, даже как Иову.  Он может говорить человеку через сон, через видение, через поведение, через благословение здоровьем и богатством. Через болезни.  Он разговаривает с человеком каждый день через его обстоятельства или положение.  Что же  Он хочет сказать ему?  То, что Он Бог Творец его, то, что Он сотворил не только всё мироздание, но и конкретно этого человека.  То, что он (конкретный человек) не безразличный Ему.  То, что Он его чрезвычайно жалеет и желает ему все благоденствие, только бы он возвратился к Нему как к Отцу.

Я никогда не поверю в то,  что Бог проходит мимо человека просто так и не делает попыток остановить его и что-то сказать.  В книге Иова Бог говорит, что и беда, и горе, и несчастье тоже исходят от Него.  И Он посылает их не для того чтобы позлорадствовать или поиздеваться над тем же грешным человеком и показать ему Свою силу и могущество, а лишь для одного – для того чтобы он обратился к Нему.  Ведь Бог-то знает, что будет с тем или иным человеком, если он умрёт или погибнет без Него.  «Ведомы Богу от вечности все дела Его»,  «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению»,  «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно»,  «Как Я помыслил, так и будет;  как Я определил, так и состоится».  А раз Бог знает всё – и прошедшее, и будущее, и настоящее –, то Он и делает всё для спасения человека. 

Бог знал, какое будущее будет у Адама и Евы ещё до того, как они впали в грех. Сейчас богословы пытаются «узнать» из Писания, что же побудило наших прародителей выступить против Творца.  Змею удалось показать то, что Бог тогда скрыл от них.  Иисуса в свое время он тоже искушал подобным образом. «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их» (Мф. 4:8).  «Слава» – вот что оказалось для них главным!  Кроме того, змей пообещал, что они будут, как боги.  Слава, боги и гордость чрезвычайно соблазнила их.  Какое отношение это имеет к книге Иова, спросит читатель.  Иов тоже был атакован дьяволом и притом не хитростью и лукавством, а с всякою злобою и жестокостью.  Когда он был здоров, то мог адекватно принимать решение и прославлять Бога, а когда был поражён болезнью, его внутреннее состояние было как бы подвешенным.  Всякий больной, в том числе и автор этой статьи, знает, как трудно вести себя в окружении совершенно здоровых людей.   Справедливо заметит и то, что и здоровым людям тоже нелегко обращаться с больными.  Поэтому всем людям, сталкивающими со страдающим человеком, нужно быть чрезвычайно корректным и не замечать те выпады больного, которые направлены против него. Здоровые люди должны прилагать все силы, чтобы облегчить состояние больных и несчастных людей.  И друзьям Иова нужно было помочь ему, утешить его и оказать милосердие.  К большому сожалению, это не было сделано.  Почему?  Да потому что всякий человек обременён немощью и недостатками и не может сделать многое для облегчения страдающего, так как и сам подвержен этому состоянию, хотя в данный момент чувствует в себе силы и здоровье. В конце книги Бог оправдывает Иова, а на друзей его «горел гнев Его». Но почему?  «Вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов. 42:7). Значит, Бог не вменил Иову то, что вменил его друзьям!  Вот как!  Почему?  Потому что Бог смотрел не на лица, а на сердце.  И Он видел в нём веру. У друзей же Он не увидел веры.

«А без веры Богу нельзя угодить». Он видел Иова ещё раньше, когда он ещё был младенец. Возможно, родители его были благочестивые люди и боялись Бога, как и египетские бабки. Но как бы там ни было, Иов остался Божиим памятником в истории человечества и в Священном Писании – Библии.  Именно он показал, как можно бороться с безбожием этого мира и противостоять этому миру. Эта книга – самая любимая для всех страдающих христиан мира. И не только для них, но и для всего страдающего человечества!  Сколько у нас людей страдающие соплеменники, которые тоже прочитали эту книгу и получили облегчение и покой своим душам, и исцеление тела, как Господь исцелил Иова.  Но даже если они и не получили исцеление по плоти, то будут знать, какой Бог над ними и что Он желает им значительно большего счастья, чем этого временного и земного состояния.   «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое;  приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во [все] дни мои. Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.  Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.  Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне» (Псалом 114). 

Олег Карпов,

Дружковка, Донецкая область

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.