06.03.2011
Скачать в других форматах:

Симон Геррит де Грааф

Обетование и избавление

4. Живое семя

Бытие, глава 4

Главной темой этой главы не является жизнь и смерть праведного Авеля или жизнь нечестивого Каина и дальнейшие ее события. Задумайтесь на минуту, что происходит, когда одну из этих историй вы делаете центром библейского повествования: вы приходите к тому, что исключаете из повествования аспект Царства Небесного. Это Царство преподается не примерами – хотя примеры, несомненно, имеют свою значимость, – но Словом благодати. Если слова и действия Бога не являются вопросом первостепенной важности при рассмотрении этих примеров, тогда последние теряют всякое свое значение.

Главная цель этой главы – предоставить нам ключ к Царству. Адам назвал свою жену Евой и таким образом показал, что принимает Божье обетование. В четвертой главе книги Бытие это обетование исполняется в рождении детей, подтверждая Божье Слово. Но вера Адама и Евы скоро подвергается испытанию: обнаруживается, что Каин не является обещанным истинным живым семенем, а Авель убит им. Позже надежда воскресает в рождении Сифа.

От Сифа начнется родословная линия Христа: Иисус Христос родится как потомок по линии Сифа. Но даже признав это, мы все еще недостаточно сказали об откровении о Христе в этой главе. В своей смерти Авель является прообразом Христа и всего Божьего народа, однако он также является и противоположностью, антиподом Христа. Кровь Авеля, в отличие от крови Христа, не может удалить грех; она только взывает о справедливости и отмщении. Тогда как кровь Христа несет в себе послание о чем-то лучшем, чем кровь Авеля: она воскрешает надежду на примирение и восстановление.

Но эта глава не указывает лишь на смерть Христа. Рождение Сифа принесло новую жизнь. Это рождение указывало на предстоящее победоносное воскресение Христа.

Очевидно, что Адам и Ева учили своих детей приносить жертвы. Для тех, кто верой принимал Божью благодать, жертва становилась способом осуществления этой веры на практике. Через жертвоприношение, которое по сути было ответом на Божье благоволение, человек мог посвятить себя Господу и укрепиться в отношениях с Ним.

Однако в случае с Каином мы уже видим начало вырождения. Потому что он обособляется от Бога и не принимает верой обетования, он живет в страхе. Затем он пытается отвратить от себя Божье наказание и приобрести Его благословение через жертвоприношение. Его поклонение, как и поклонение любого другого человека, не имеющего веры, является по сути взяточничеством.

 

Главная мысль: Божье обетование получает свое первоначальное исполнение в рождении живого семени.

 

Два семени. После того как Адам и Ева были изгнаны из Эдемского сада, у них родился их первый ребенок. Каким же благословением являются дети для верующих родителей! Кроме того что родители обогащаются, давая жизнь своему потомству, они также чувствуют благоволение Бога в том, что Он благословляет их детьми. Сын, данный Адаму и Еве, даровал им особенное блаженство, так как его рождение было знаком Божьего благоволения в их новой жизни, которую они начали после того, как их прошлая жизнь была разрушена грехом. Теперь в этой новой жизни они увидели исполнение Божьего обетования, данного им, когда они были изгнаны из Эдемского сада. Это обетование они приняли верой.

Поскольку Ева получила своего сына от Господа, она назвала его Каином, что значит «приобретенный». Рождение Каина являлось Божьим способом даровать Себя Адаму и Еве и исполнить таким образом Свое обетование. Когда спустя немного времени родился второй ребенок, настроение Евы изменилось. Возможно, ее второй ребенок родился не таким здоровым, как первый. Как бы то ни было, изменился ее взгляд на собственное положение. Имя, которое она дала этому ребенку, не являлось ее отказом от своей веры, однако оно отразило более глубокое осознание жизненных испытаний и борьбы, которых она, как верующая, не была лишена. Так как бремя жизни, которое является результатом греха, сильно тяготило ее, она назвала своего второго ребенка Авель, что значит «незначительный, бессодержательный, всего лишь дыхание».

Адам и Ева говорили со своими детьми о Господе и рассказали им о первом грехе в Эдемском саду. Раскрывать собственные грехи своим детям – поистине горькая пилюля для родителей. Адам и Ева рассказали своим детям также о Божьей благодати и о будущем полном спасении. А затем они ожидали, каков же будет ответ детей. Откроются ли их сердца? Присоединятся ли они к своим родителям, веруя в Божье обетование о спасении? Полюбят ли они Господа? Адам и Ева молились о том, чтобы их дети дали положительный ответ на Божью благодать и спасение. Это всегда является главной заботой верующих родителей.

Верующие родители очень проницательны. Адам и Ева не могли не заметить, что Авель поверил обетованию и в простоте отдал свое сердце и свою жизнь Богу. От их внимания не ускользнуло также и то, что Каин хотел жить для себя самого. Глубоко в своем сердце Каин презирал Божье обетование и не ощущал необходимости в спасении. Он был уверен, что сможет добиться успеха своими силами. Тем не менее он знал, что Господь есть и может наказать его. Поэтому его жизнь была исполнена страха, что и отражает повествование.

Адам и Ева научили своих детей приносить Господу жертвы, сжигая животных или плоды земли. Эти жертвы должны были преподноситься только и исключительно по вере, они являлись способом сказать: «Господь, Ты показал нам Свое благоволение и дал нам все. Поэтому мы хотим посвятить себя и все, что у нас есть, служению Тебе». Это радовало Господа, потому что Он видел, что через эти жертвы люди фактически приносили (предлагали) Ему свои сердца. Посредством приносимых жертв человек становился для Бога тем, кто мог принести Ему наибольшее удовлетворение и радость. Адам и Ева приносили жертвы, а затем точно так же и Авель. Но Каин не присоединился к ним, потому что он не верил. Он не отдал своего сердца Господу и не признал, что все, что он имеет, даровано ему Господом. Однако он тоже приносил жертвы. Но когда он совершал это, это выглядело так, словно он предлагал Господу что-то, что принадлежало лично ему, в ожидании ответного подарка. Он думал, что может приобрести Божье благоволение и избежать Его наказания, принося Ему жертвы. Подобное поведение является мерзостью для Господа.

Однажды Каин и Авель были заняты приношением жертв Господу. Так как Каин возделывал землю, он принес Богу плоды своего поля. Авель был пастухом и поэтому принес в жертву первородного барашка из своего стада. Бог с благоволением наблюдал за Авелем и его жертвой, но не за Каином. Каким-то неизвестным нам образом Господь объявил им Свой ответ. Возможно, Он непосредственно говорил с ними (в Послании к евреям, 11:4, мы читаем, что Авель «получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его»).

Теперь для Каина пришло время опомниться и признать, что его жертва в действительности была ложью. Вместо этого он разозлился на Авеля, который всегда пользовался Божьей благосклонностью, и обвинил Бога в несправедливости. Поскольку Каин был старшим ребенком в семье, он был о себе слишком высокого мнения.

И даже в этот момент Господь предупреждал его. Если только он изменит свои пути, он возродится в Божьем благоволении. Но если он откажется порвать со своим грехом, он будет полностью побежден им. Как же терпелив Господь!

 

Разрушенная жизнь. Вместо того чтобы ослабевать, сила греха возрастала в жизни Каина. Кроме того что он ненавидел своего брата, он также укреплял в себе растущую ненависть к Божьему обетованию и завету, которые требовали жизни по вере. Несмотря на то что сам Каин отверг благодать, он злился на своего брата за то, что тот обладал ею. Вот какими глупыми делает нас грех.

Однажды, когда оба брата находились в поле, Каин выразил весь свой гнев и ненависть. Авель, должно быть, ответил с удивлением и скорбью, являя благодать, полученную через веру. Это вызвало гнев Каина, как не могло сделать ничто другое: он напал на своего брата и убил его.

В первый раз пролилась человеческая кровь. Авель был первым человеком, который умер. Каин был виновен в братоубийстве; он убил своего собственного брата. И даже не это было самым худшим. Еще более ужасной оставалась его ненависть к Божьему завету и обетованию. Каин убил Авеля, потому что Авель был верующим. Авель символизирует всех живших после него людей, которые подверглись угнетению, преследованиям и были казнены за свою веру. Он также является образом Иисуса Христа, Которого казнили из-за Его любви к Своему Отцу. Однако существует разница между этими двумя смертями. Кровь Авеля не могла принести умилостивление за преступление Каина. Вместо этого она взывала к Божьей справедливости об отмщении. А кровь Господа Иисуса Христа на самом деле принесла умилостивление за преступления и злодеяния тех, кто уверовал в Него.

Поскольку Бог все еще надеялся остановить Каина, ступившего на дорогу падения, Он спросил его о брате. Каин оправдывался неведением: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» И тогда Бог сказал Каину, что знает о преступлении, и проклял его. Земля больше не будет давать Каину свой плод и нигде на земле он не найдет покоя. Попросил ли тогда Каин Бога о прощающей благодати? Нет, о благодати не могло быть и речи до тех пор, пока он был обеспокоен следующим: «Мое преступление слишком велико, чтобы быть прощенным». Его единственной просьбой было то, чтобы его жизнь была сохранена на какое-то время. Исполненный своего привычного страха, он заявил: «Я проклят. У меня больше нет Твоей защиты. Всякий, кто найдет меня, убьет меня».

Бог пощадил Каина, но сохранил за Собой право вынести ему Свой приговор. Поэтому Он объявил, что если Каин будет убит, то убийце отмстится всемеро. Дабы утвердить, что Каин не будет убит своим ближним, Господь сделал ему знамение. Что это было за знамение, мы не знаем. Но очевидно, что каждый, кто встречался с Каином, испытывал отвращение и неприязненно отворачивался от него.

Это был последний разговор между Господом и Каином. Каин покинул пределы Эдема и райского сада, где Бог открыл Себя человеку. Он покинул границы завета, покинул людей, которым Бог даровал Свою благодать, и поселился в земле Нод, на востоке от Эдема.

Вера Адама и Евы подверглась суровому испытанию. Авель был мертв, а Каин был для них потерян. Раньше они думали, что увидели радостное исполнение Божьего обетования, но что теперь из этого вышло? Тем не менее они продолжали крепко держаться обетования. Вера может неуклонно держаться Слова Божьего даже тогда, когда ситуация выглядит безнадежной. Эта сила веры была обретена, завоевана для нас Господом Иисусом Христом, чья вера не ослабела даже в самую темную ночь Его страданий.

Жизненная хватка, исполненная греха. Почему Бог пожалел Каина и дал ему защиту? У Него были на то Свои причины, но они выходили за пределы понимания Каина. Верующие отчасти могут понять Божьи намерения для их жизни и даже прославить Его за это, но неверующие слепы, они не видят Божьих намерений, даже если Он все еще хочет использовать их для Своих целей. В этом отношении Каин не отличался от всех других неверующих.

Каин женился на своей сестре. В стране Нод она родила ему сына, которого он назвал Енох. Каин также построил город, обнесенный стенами, чтобы защитить себя. Всю свою жизнь он был преследуем собственными страхами. У него было много потомков, в том числе и Ламех, который стал одной из главных фигур по линии Каина.

Ламех взял себе двух жен и таким образом положил начало омерзительному обычаю полигамии. Он хотел быть уверенным, что у него будет большая семья и множество потомков. Многодетные родители наслаждаются Божьим благословением, если они родили своих детей для Господа. Однако Ламех хотел иметь большую семью для того, чтобы, обладая величием и силой, противиться Богу и идти собственным путем.

Потомки Ламеха были высокоразвитым народом. Иавал открыл возможность жить в шатрах, так что он мог перегонять свои стада куда пожелает. Иувал улучшил жизнь и открыл часть ее красоты посредством изобретения музыкальных инструментов. А Тувалкаин был первым, кто стал делать утварь из бронзы и железа.

Итак, потомки Каина оказались преуспевающими. Разве Бог не сказал, что человек должен осваивать землю и использовать ее богатства? Это именно то, чем занимались потомки Каина. Однако они делали это не ради служения Господу, а чтобы быть все более и более независимыми от Него.

От нашего внимания не должен ускользнуть тот факт, что с самого начала величайшее развитие происходило не среди тех, кто боится* Господа, а среди неверующих. Очевидно, что стремление неверующих к независимости от Господа сильнее, чем стремление верующих служить Богу. Тем не менее Господь, Который руководит всем, также стоит и за развитием, происходящим в кругу неверующих. Не подозревая об этом, неверующие служат Божьим целям своими открытиями и изобретениями. Верующие также пользуются этими открытиями. Сотворенные Богом богатства обнаруживаются, даже если неверующие и не благодарят Его за них.

Это и было причиной, по которой Бог сохранил жизнь Каину и защитил его. Но потомки Каина не думали о Господе. Вместо этого его наследники проживали жизнь, исполненную эгоизма, мести и гордости. Они тянулись к жизни, пытались ухватиться за нее, старались насладиться ею, но настоящее наслаждение ушло из их рук. Это особенно очевидно из песни Ламеха, в которой он хвалится своим своекорыстием и местью. Дух, выраженный в этой песне, по-прежнему является главной движущей силой мира неверующих – мира, потерянного для Бога.

 

*В данном случае имеет место библейское употребление слова «страх» в значении «любовь, почитание, послушание начальству». – Прим. пер.

 

Новая надежда пришла с рождением Сифа. Вера Адама и Евы была серьезно испытана смертью Авеля и духовным падением Каина. Но Господь не забыл о Своем обетовании. Ева все еще должна была родить подлинное живое семя. Господь исполнил это обетование, дав Адаму и Еве другого сына. Ева поняла, что ее новый сын дан ей вместо Авеля, и надеялась, что он будет так же искать Господа, как это делал Авель. Поэтому она назвала его Сиф. В Сифе оправдались их надежды, так как он и потомки по его линии действительно боялись Бога. Со временем у Сифа появился свой собственный сын, которого он назвал Енох.

В те дни люди начали собираться вместе и открыто призывать имя Господа. Это было началом того, что сейчас мы называем служением поклонения, хотя в то время служение отличалось по форме от нынешних наших богослужений. Жизни по вере необходим этот публичный акт призыва имени Господа. Частично именно из-за этих служений поклонения среди потомков по линии Сифа и сохранялся страх Божий. И в конечном счете как потомок по этой линии был рожден Господь Иисус Христос. Бог непременно исполнит Свое обетование.

Никто не отрицает того, что вера Адама и Евы подверглась мучительному испытанию, когда они потеряли Каина и Авеля, но в Сифе им была дана новая надежда. Казалось, их реальная жизнь лишилась всего доброго, однако теперь она воскресла в Сифе. Когда умер Господь Иисус, также казалось, что жизнь разрушена, в ней не осталось места для добра, но в Своем воскресении Он явил Себя Победителем. И в этом явленном откровении Божье обетование Адаму и Еве достигло своего полного осуществления. Благодаря силе Господа Иисуса Христа жизнь, прожитая по вере, всегда будет победоносной.

 

 

 


Симон Геррит де Грааф

С. Г. Де Грааф (1889-1955) – выдающийся служитель Евангелия, проповедовавший в Амстердаме. Долгие годы он размышлял над библейскими повествованиями и учил других людей рассказывать их. Его труды во многом повлияли на преподавание библейских историй в воскресных школах, в христианских средних школах и в детских клубах, организованных с целью благовестия.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.