06.03.2011
Скачать в других форматах:

Симон Геррит де Грааф

Обетование и избавление

1. Первый мир

 

1: Царство Божие

Бытие 1-2:3

В этом отрывке книги Бытие  говорится не только о том, что Бог создал все видимое и невидимое. Прежде всего, и в первую очередь, здесь открывается Царство Божие. Здесь мы еще не можем говорить о Царстве, как о Царстве Божьей благодати, т. к. под благодатью  обычно подразумевается благоволение, на которое мы потеряли всякое право, т. е. на благо прощения своих грехов. Поэтому, чтобы избежать путаницы, нам следует здесь говорить о Царстве Божьего благоволения.[5]

 

Установление Царства Божьего является центром этого отрывка. В процессе творения земли за шесть дней Бог неоднократно производит высшее из низшего и делает низшее зависимым от высшего. Наконец, Он создает человека и делает его царем (Быт. 1:26-8). Сотворив царя  для управления землей, Бог приближается к кульминации Своей работы. Мы видим Его ликование, когда Он говорит: «…сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они…». От этих слов создается впечатление, что Бог говорит: «Сотворим человека. Вот теперь Мы достигаем кульминации Нашей работы».

 

Рассказывая эту историю таким образом, мы не должны возвеличивать человека самого по себе. Бог создал человека. Он сотворил человека по Своему образу, чтобы тот мог иметь власть. При этом человек остается в полной зависимости от Бога, и во всем он должен служить Творцу. Поэтому Царство Божие можно описать как Царство, в котором все подчинено человеку, в то время как сам человек подчинен Богу в добровольном послушании.

 

Значит, не достаточно сказать детям, что мир был сотворен Богом, они должны знать больше. Если Святой Дух Господень коснулся сердца ребенка, тот будет стремиться услышать больше; он захочет услышать о Боге, живущем в постоянном общении со всем творением. Таким это общение было в Царстве Божьем: человек, господствуя над землей, служил Богу.

Бог дал человеку день покоя и отдыха как знак этого общения в Своем Царстве. В первой главе книги Бытие мы неоднократно читаем, что Бог, взглянув на все творение, сказал, что оно «весьма хорошо». Кроме того, эта глава повествует о том, что Божье благоволенье охватило все Его творение. Во второй главе книги Бытие, которая продолжает повествование, мы читаем о субботе. Бог благословил и освятил этот день покоя, а через это Он благословил и освятил все, что создал. Бог отдал Себя Самого миру, который  сотворил для Своей славы. Господь даровал покой Своему Царству, который по-особенному выразился в учреждении дня отдыха.

Следовательно, главным в этом отрывке является установление Царства Божьего. Ближним и дальним контекстом этого центрального вопроса является откровение о том, что все от Бога, через Бога и к Богу. Именно поэтому Бог смог установить Свое совершенное Царство.

 

Человек в качестве царя должен был направлять все к Богу, т. е. к славе Божьей. Человек мог делать это только потому, что все вокруг, включая его самого, исходит от Бога и через Бога.

Существует еще один пункт, который мы не должны пропустить: Бог в полноте наслаждается делами Своих рук, потому что в них  отражается Его слава. Существует так много того, что не видел глаз человеческий, того, за что человек никогда не возносил хвалы  Богу. Тем не менее, это все существуют для славы Божьей. То, что сотворил Бог, слишком глубоко и непостижимо для осознания умом человеческим. Также мы не должны забывать напоминать о чувстве  удовлетворения, которое переживает Бог от славы  дел творения.

 

Но центральной мыслью этого отрывка является основание Царства Божьего. Поэтому, рассказывая эту историю, мы уже можем говорить о Христе. Царство Божье на земле было разрушено грехопадением первого Адама, но оно было восстановлено вторым Адамом – Христом.

 

Главная мысль: Царство Божье установлено

Первый день. Было время, когда не было ничего, абсолютно ничего того, что мы видим сейчас вокруг себя. Был один только Бог. Однако Бог не был одиноким и не испытывал потребности в том, чтобы кого-то любить или заботиться, потому что от вечности у Него был Сын, Которого Он любил в Святом Духе. Богу не нужен был этот мир, но Он все равно решил создать его. Это было добровольное решение с Его стороны (Откр. 4:11). Точно так же Господь мог бы решить не делать этого, потому что Он «не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду» (Деян. 17:25). Он не нуждался в нас тогда, Он не нуждается в нас и теперь. Когда Бог все же решил создать этот мир, Он сделал это потому что хотел прославить Себя в этом, потому что хотел увидеть Свою славу, отраженную в сотворенном мире как в зеркале. Более того, Он хотел увидеть людей, разделяющих Его блаженство. Творец хотел, чтобы они разделили  Его радость.

Однажды, в начале времени, в котором мы живем, Бог сотворил небо и землю по причине Своей полноты. Небо – Его престол и место обитания ангелов, которых Он создал в это же время (Иов 38:4-7). Престол этот находится на небе для того, чтобы Его слава обнаруживалась более явно. Он также сотворил землю, сделав ее зависимой от благословения небес. Небо и земля были созданы друг для друга. Сегодня многие довольствуются только  пребыванием на земле. Они теряют из виду реальность неба, но затем и настоящие земные сокровища ускользают от них. Вначале земля и все, что находится под небом, были некой целой массой, которой недоставало порядка и формы. Земля находилась во мраке. Бог все еще трудился над ней «и Дух Божий носился над водою». Под покровом тьмы Бог подготавливал то, на что Он намеревался пролить свет. Да, Бог действует даже во мраке и в тайне; плод Его труда станет видимым позже. Таким же образом, в настоящий момент Бог работает в незримой глубине многих человеческих сердец.

 

Затем Бог повелел появиться свету. Он обращается к несуществующему как к существующему,  и вдруг – вот оно! Так Он создал свет. В появлении света – забота о земле и Божье благоволение к ней. Как чудесен свет! Это знак, ежедневно напоминающий нам о Божьем благоволении и Его заботе об этом мире. Бог также отделил свет от тьмы, назвав свет днем, а тьму – ночью. Они оба имеют свою ценность. Здесь есть много того, что скрыто в Боге и в Его творениях. Это также является причиной, чтобы поклоняться Ему и взирать на дела рук Его. Но есть также много того, что Господь открывает, за это мы также славим Его. Время тьмы и время света прошло. Это был первый день.

 

Второй день. Снова наступило время тьмы. Затем начался второй день. Во мраке Бог приготавливал то, что задумал сотворить на второй день. С созданием атмосферы вокруг земли, Бог производит разделение между землей и всем тем, что Он создал под небесами. Затем Он создал над землей небо, где «повесил» облака. Когда мы смотрим на небо, то видим также и звезды. Бог назвал небо небесами. Это напоминает нам о том первом небе, где ангелы поклоняются Богу. Когда мы смотрим на небо, мы поражаемся безмерностью пространства за пределами земли. Как же далеко должно быть жилище ангелов! Как же высоко должен быть превознесен Бог! Атмосфера включает в себя воздух, которым мы дышим, чтобы жить. Действительно Бог создал бесконечные пространства, но, в то же время, Он очень близок к нам Своим Духом. Он – крепость нашей жизни.

 

Третий день. И снова была тьма. Бог готовился к своей созидательной работе в третий день. Сама земля все еще была бесформенна. Бог уже отделил свет от тьмы и провел разделение между землей и остальным творением. В третий день Он сформировал саму землю и отделил воду от суши. Затем появились глубокие моря и высокие горы. Бог открыл Себя в сотворении морей и гор: Его мысли бездонны, а Его намерения и верность непоколебимы как горы. В третий день совершается еще и другое чудо. Из земли появились растения и деревья. Откуда они взялись? Еще ни одно семя не было посажено в землю. Поэтому Бог заставил саму землю произвести растения. Как для всемогущего Творца, это не было трудным для Него. Конечно, те особенные растения должны были умереть, но в них были семена, из которых выросли новые растения. Таким образом Бог остается верным произведениям Своих рук, давая все необходимое той дивной жизни, которую Он создал, жизни, которая так слаба и одновременно сильна, потому что Он поддерживает ее. В третий день Бог украсил лицо земли. Какое великое множество прекрасных цветов Он создал! Существует много цветов, которых никогда не видел глаз человеческий, цветов, за которые ни один человек не прославил Бога. Однако эти цветы расцвели не напрасно, потому что Бог созерцал их и видел Свою славу, отраженную в них. Каким же источником наслаждения может стать для человека земля! И в то же время, посредством растений Бог обеспечивает пищей и человека, и зверей.

 

Четвертый день. Во мраке, который  вновь наступил, Бог приготовил то, что Он намеревался произвести в четвертый день. Он хотел связать свет для того, чтобы установить законы и закономерности, которые будут управлять жизнью человека. Поэтому Он создал солнце, луну и звезды, чтобы давать и отражать свет. Теперь день и ночь следуют друг за другом в строгой последовательности. Никто не может избежать этого чередования, которое помогает нам исчислять дни.

Никто не может невооруженным глазом смотреть на солнце, потому что его яркость как сияние Божьего лица. Какую же безмятежность и утешение может дать нам один взгляд на звезды! Обращаете ли вы свой взор на звездное небо? Иногда вам следует хорошенько всмотреться во все те далекие, могущественные миры. Какими же маленькими вы тогда покажетесь самим себе! Разве Бог, Который заботится обо всех сотворенных мирах, не может помочь  нам в наших маленьких проблемах и заботах?

 

Пятый день. По земле разлились воды, но они все еще были безжизненны. В лесах не было слышно пения птиц, которое бы нарушило тишину. Во мраке пятого дня Бог готовил новое чудо.

Точно так же как Его дивное могущество заставило землю произвести растения, теперь Он повелел рыбе появиться в прудах, ручьях, озерах, реках и океанах. Огромные рыбы медленно двигались в воде, а другие, очень маленькие, сверкали, стремительно передвигаясь в разных направлениях. Наблюдая за рыбками в аквариуме, мы поражаемся разнообразию, которое  видим за стеклом. Их разнообразие безгранично! Каким же великим должен быть Бог! Насколько же у Творца богаты и разнообразны особенности всех тех разновидностей рыб и различных видов птиц, каждый из которых имеет собственное характерное только для себя пение! Бог видит все это и наслаждается полнотой жизни  Своего творения. Созерцание полноты жизни также приносит наслаждением и нам.

 

Шестой день. Бог все еще не достиг кульминации Своей работы как Творца. В шестой раз наступила тьма, когда Бог готовился создать человека, как венец всего творения. При свете шестого дня, Господь  наполнил землю различными  видами животных и пресмыкающихся – от очень больших до невероятно маленьких.  Каждому животному была дана своя собственная природа и особая цель  существования. В сотворении каждого из них открылся особый замысел Божий. Мы не знаем, каким животным следует изумляться больше: львом – за его величие, быком – за его силу, лошадью – за ее характер, оленем – за его резвость или лисой – за ее хитрость. Сотворение этих животных было последним этапом перед созданием человека.

Бог совещается с Самим Собой перед тем как сотворить человека. Он задумал дать человеку власть над всем, что  создал. Человек должен был править миром во имя Бога и прославлять Его за это. Хорошо это или плохо, но Бог отдал мир в руки человека. Если бы человек продолжал поклоняться Богу, мир благословлялся бы через него. Так как предполагалось, что человек будет править миром для славы Божьей, Творец создал его по Своему Собственному образу, давая ему мудрость, сердце, наполненное любовью, и желание творить правду. Человек был создан по подобию своего Небесного Отца.

Более того, Бог отдал человеку Свое творение, чтобы он пользовался им. Не было ничего, что человек мог бы назвать своей собственностью –  все принадлежало Богу, Который и создал все это. Так сказать, у человека не было никаких естественных прав, данных ему вместе с его природой. Бог дал человеку даже пищу, которой тот насыщался. Бог даровал животным в пищу зеленую траву, а человеку для этого предназначались плоды растений.

 

Седьмой день. Таким образом, Бог установил на земле Царство, где все было подчинено человеку, который, в свою очередь, владычествовал над всем этим во имя Бога. Это Царство было Царством Мира. Весь мир был подобен огромному храму, избранному Богом для заселения и благословения. Бог хотел показать это особенным образом. Поэтому Он завершил неделю творения седьмым днем. В этот день Господь уже больше ничего не творил. Вместо этого, Он отдыхал от Своего труда; иначе говоря, Он наслаждался тем, что создал, и даровал Свое благоволение и благословение всему миру. В седьмой день Он установил день отдыха и покоя и через это благословил мир. День покоя стал вечным знаком того, что в Своем благоволении Бог помнит этот мир.

Мир расцвел и возрадовался перед лицом Бога. Его будущее – хорошо это или плохо – находилось в руках человека. Какая честь, но и какая ответственность! Человек получил богатые дары от Бога для того, чтобы править миром во имя Бога. Но, как человек, он также был способен сопротивляться Божьей воле. И как раз это он и сделал. Когда человек согрешил, вместе с собой он погубил и мир. Работа Божьего творения была разрушена. Но она не была разрушена навсегда. Пришел другой человек, этот Человек – Иисус Христос, Который одновременно является еще и Богом. Он восстановил мир после грехопадения и был послушен Своему Отцу даже до смерти. Будущее мира теперь находится в Его руках. В Его руках  мир в безопасности. День покоя и отдыха стал теперь знаком Божьего благоволения, которое никогда не прекратится.

 

 

 


[5] Здесь сделано разграничение между благоволением, которое первоначально исходит от Бога ко всему Его творению, и благоволением, утраченным из-за грехопадения человека, но теперь дарованного нам на основании примирительного служения Христа. Последнее благоволение называется благодатью. В голландском языке существует различие между "gunst" и "genade", последнее - "verbeurde gunst" – Прим. перев.

Симон Геррит де Грааф

С. Г. Де Грааф (1889-1955) – выдающийся служитель Евангелия, проповедовавший в Амстердаме. Долгие годы он размышлял над библейскими повествованиями и учил других людей рассказывать их. Его труды во многом повлияли на преподавание библейских историй в воскресных школах, в христианских средних школах и в детских клубах, организованных с целью благовестия.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.