03.01.2010
Скачать в других форматах:

Фрэнсис Шеффер

Сущий - Имя Божье

Раздел VI. Частная и общественная жизнь в двадцатом веке

 

 

Глава 1

Проявляем образ Божий

 

Спасение не кончается на одном

 

Мы уже рассмотрели душевную напряженность, которую испытывают нехристиане, напряженность между объективным миром и логическими последствиями внехристианских исходных предпосылок. Следует признать, что выход из своей ситуации вынуждены искать и христиане. Внешние наблюдают за каждым из нас или всей общиной в целом и при этом они слышат о наших исходных предпосылках. И вот, если на каждого из нас и всех вместе взирают со стороны, то какую конгруэнтность собственным исходным предпосылкам выказываем мы в действительности?

 

Человек, теперь христианин, и его

исходные предпосылки

 

 

Логические последствия наших христианских исходных предпосылок

 

В этом заключительном разделе автор постарается ответить на вопрос о той действительности, что открывается стороннему наблюдателю.

Как христиане мы обязаны рассуждать о логических последствиях наших исходных предпосылок. Здесь мы рассуждаем об апологетике не отвлеченно, не схоластически, не как на уроке в воскресной школе, но сугубо практически: Как апологетика воплощается в битвах нашего поколения. Христианская апологетика должна быть готова творчески, усилиями ума являть христианское вероучение, возвещающее об истинной истине; демонстрируя при этом, что это не только теория. Делать это нужно, чтобы защищать стадо Божье, но делать это надо и в позитивном смысле, чтобы апеллировать к людям, искренно ищущим выхода. Входит в христианскую апологетику и поведение каждого из нас и всех вместе. Данное обстоятельство надо учитывать и рассматривать всегда; и здесь, принимая во внимание известный образ мышления нашего поколения, очень важно показать, что христианское вероучение не является какой-то улучшенной версией диалектики.

Будучи ортодоксальными протестантами, мы часто совершаем одну ошибку—кончаем на личном спасении. В историческом плане слово “христианин” имеет два значения. Во-первых, это слово определяет человека, который исповедует Христа своим Спасителем. Это дело сугубо личное. Но есть и второе значение слова “христианин”. Речь идет о последствиях личного спасения. Доколе воистину существует личное спасение, отправная точка христианской жизни, дотоле, разбирая учение о Церкви и рассматривая Церковь в свете его положений с исторической точки зрения, личное спасение, надо полагать, будет проявлять себя и в корпоративной, общинной жизни.

С грехопадением человека произошли разнообразные разделения. Во-первых, основное разделение—это разделение мятежного человека с Богом. Остальные проистекают из этого, главного. Между нами и Богом лежит наш грех—подлинная нравственная виновность. Вот почему мы должны быть оправданы на основании совершенной, заместительной жертвы Господа Иисуса Христа. Вместе с тем, как явствует из Священного Писания и общих наблюдений, размежеванием человека и Бога дело не кончается, ибо, во-вторых, человек разделился внутри себя самого. Отсюда проистекают психологические проблемы. В-третьих, человек разделился с ближними, что ведет к общественным проблемам. В-четвертых, человек разделился с природой.

Согласно библейскому учению совершенный труд Господа Иисуса Христа в конечном итоге положит конец всем размежеваниям: с новым историческим явлением Христа в грядущем произойдет полное и совершенное исцеление.

После одного оправданием уже устанавливается совершенная связь. Когда отдельный человек на основании совершенной жертвы Христа обретает в Нем Спасителя, Бог в качестве Судии объявляет, что его грех раз и навсегда удаляется. Что касается других размежеваний, то из библейского учения и борений народа Божьего в лучшие годы Церкви явствует, что в этой жизни кровь Христа оборачивается существенным, значительным, заметным исцелением. Личное спасение приходит с оправданием и одновременно с этим удаляется грех. Затем в грядущем наступит прекрасный день, когда  мое тело восстанет из мертвых и со всеми остальными размежеваниями будет покончено полностью. И вот в настоящей жизни, когда мы становимся объектом наблюдения, внешние должны видеть это существенное, значительное, заметное исцеление всех остальных размежеваний. Слово существенное здесь точно отражает существо дела, поскольку оно передает два значения. Во-первых, речь идет пока еще не совсем совершенном исцелении. Во-вторых, реальное исцеление совершится в грядущем.

 

Видимое качество

 

Этот мир имеет право наблюдать за нами и выносить свое суждение. Иисус говорил, что если мы возлюбили друг друга, то мир скажет, что мы не только Его ученики, но и то, что Отец послал Сына.1 Последний защитный эшелон, последнюю апологетику, наряду с рациональной, логической защитой и представлением, составляет то, что этот мир наблюдает за каждым из нас и за всеми вместе. Заповедь, повелевающая возлюбить друг друга означает, несомненно, нечто больше, чем простой организационный принцип. Говоря так, мы вовсе не желаем преуменьшить роль правильной организации. Дело в том, что организованное на этих принципах единство под названием “церковная община” может показаться посторонним чем-то начисто лишенным в жизни того, что мы назвали существенным, значительным, заметным исцелением.

С другой стороны, учение Иисуса и новозаветная Церковь выявляют, что доколе существует “Церковь незримая”, дотоле Церковь не станет сокровенной, не скроется в незримом, которой уже неважно что там наблюдают люди. Итак, мы призваны к тому, чтобы на основании совершенной жертвы Христа силою Духа  через веру являть миру то существенное, значительное, заметное исцеление прежде всего в частной жизни, а затем и в общественной с тем, чтобы внешние могли наблюдать. Здесь и заключается некоторая апологетика: представление, оказывающее по крайней мере определенное впечатление того, что это существенное, значительное, заметное исцеление не составляет предмета теории в новодиалектическом освещении, а является совершенно реальной, предметной деятельностью; не совершенной, но существенной. Если мы всего лишь говорим и выказываем плоды евангельского духа в частной жизни, то этот мир, в той мере, в какой он психологически обработан, ангажирован, всегда найдет чем оправдаться, чтобы избежать обвинений в свой адрес. Но вот что миру не удастся объяснить, так это существенное, значительное, заметное исцеление как логическое последствие христианских исходных предпосылок. Неправда, что Новый Завет представляет собой учение о личном спасении. Если речь идет об отдельном человеке, то да, каждый приходит к покаянию в частном порядке, один,  наедине со своей совестью и Богом. Прежде должна стоять реальная личность, и только затем—община. Совершенства в этой жизни не добьешься, но и отдельная личность и община обретут законченность в грядущем. Я нашел, что люди сурового ХХ–го века вовсе не думают, что христиане совершенны. Они не бросают этого в лицо кому-нибудь из нас или всем вместе; они просто видят, что мы не совершеннее. Они и в самом деле не рассчитывают на совершенство; и у них есть право рассчитывать на нечто реальное, неподдельность, истинность; у них есть право рассчитывать на власть Иисуса Христа.

В среде народа Божьего должны быть общение и единство: не показное единство, возникшее потому, что человеческому обществу как бы приходит конец; но где угодно, в поместной церкви, в миссии, в воскресной школе, везде истинное общение должно свидетельствовать о подлинном, личном спасении. Подлинная Церковь Господа Иисуса Христа—это не просто организация, но община, в которой каждый—дитя Божье, каждый привлечен сюда Духом Святым для исключительного задания в отдельном месте или более обширном регионе. Церковь Господа Иисуса должна быть однородной общиной искупленных людей, сплоченных на основании истинного вероучения. Но впоследствии таковым надлежит являть существенное, значительное, заметное “общественное исцеление”, прекращение раздоров, конец, положенный долгим спорам между людьми, возникших вследствие грехопадения человека.

Христианская общественная позиция заключается в том, что все встающие перед нами общественные проблемы, в чем бы они ни состояли, являются результатом размежевания, произошедшего между людьми вследствие греха. Этот мир должен получить возможность увидеть в Церкви такие признаки, которые указывали бы на существенное, значительное, заметное социальное излечение, доступное нынешнему поколению. Никак нельзя надеяться, что свидетельств, оставленных предыдущими поколениями, будет довольно для нашего времени. Можно ссылаться на чудесные знамения прошлых подвигов, но люди имеют полное право говорить, “Все это критические моменты нашей истории, ну, а в наши дни что?” Церкви мало принимать участие в совместных с государством мероприятиях против социальных пороков, хотя и это временами бывает важным делом. Но если этот мир сможет изменить свое мнение и увидит однородную общину, сообщество народа Божьего, людей, являющих существенное, значительное, заметное “общественное исцеление” в сфере межличностных отношений в настоящей жизни, тогда мир обратит внимание. Всякая христианская община—это как бы опытная установка, указывающая на то, что нечто достижимо и в данном положении, стоит только взять верный курс.

Общинный образ жизни в ранней Церкви в этом отношении отличался строгостью. Эту жизнь не назовешь совершенством, но то была жизнь строгая. Как свидетельствует дошедшая до нас история, одной из причин крушения Римской империи были христианские общины—поперечный разрез широкого социального спектра Римской империи от рабов до их господ, в том числе и некоторых святых из дома кесарева—так что нехристиане нехотя признавали, “вот как они любят друг друга”, не на пустом месте, а в окружении истины.

 

Жизненная правда                                                                                                                   

 

Но этого не совершить, если полагаться на собственные силы; для этого следует всякий миг взирать на Сына Божьего. Пусть даст нам Бог приносить плоды Духа во имя Его. Да, во плоти можно вещать об “ортодоксии”; да, во плоти можно находить компромиссы. Однако наше призвание иное—являть Бога и образ Его по милости Его в нынешнем поколении. Надлежит являть Его божественную личность, Его святость и Его любовь. Но будучи во плоти, можно быть мертвым ортодоксом или любящим миротворцем. Нельзя во плоти в одно и то же время являть Божье правосудие и любовь Божью—это доступно только действию в нас Святого Духа. Остальное всего менее походит на образ Божий, все остальное—карикатурное изображение сущего Бога.

Явление Божьего образа должно быть экзистенциальным, бытийственным. Экзистенциалисты правы в одном, хотя они заблуждаются, когда утверждают, что история не происходит нигде. Если дело идет о бытии, то мы существуем во времени, как бы находясь на лезвии бритвы. И в этой пограничной ситуации, в этой пограничной ситуации, в этот экзистенциальный момент важно одно—наша связь с Господом Иисусом, сначала личная, а затем общинная. Когда за нами, по одному или за всеми вместе, следят люди, значение имеет одно—являем ли мы Бога и образ Его ныне. Христианская пограничная ситуация не бывает мертвой, статичной, ибо она всегда живая, бытующая.

Христос говорит, “Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”.2 Разве мог святой Бог молвить, “Итак согрешайте понемногу”? Подобное исключается абсолютно. Образец наш—Божье совершенство. И все же Слово Божье не оставляет нам романтического представления о необходимости добиваться полного совершенства в этой жизни, с одной стороны, или полного сокрушения и отказа от всего, с другой. Я твердо убежден, что много чудесного было сокрушено лишь только потому, что люди вынашивали в головах предвзятые и романтические идеи относительного того, каким должно быть совершенство, не желали соглашаться с ничем другим, и так уничтожали все, что могло быть.

Как радостно нам должно быть за апостола Иоанна, когда он говорит, “Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника”.3 Смысл этого слова мы—потрясающий и чудесный. Иоанн, возлюбленный апостол, считает себя тем же, что и мы. С одной стороны, мы не должны опускаться ниже планки абсолютного совершенства. Эта планка установлена не произвольно, ее установил нам в библейском учении святой Бог, и поскольку есть На небесах Господь, Его установления принимать следует с полнейшей серьезностью. Все требования, все образцы, все правила, установленные Богом, должны приниматься целиком, как целостность, поэтому всякие извлечения, купюры, перемены, всякий произвол исключаются. Грех даже самый малый качественно остается тем же самым грехом как в личной, так и в общинной жизни. Антиномизм в теории и на практике—всегда ересь и погибель.

С другой стороны, в этой жизни надо бороться против всех романтических представлений. Библия не обещает нам совершенства в этой жизни. Исключение относится только к делу оправдания. Слово Божье не обещает нам совершенства нравственного, физического, психологического и социального в этой жизни. У нас будут нравственные достижения, не престанет нравственное созревание, но все это не есть совершенство, все это не есть законченность. Иоанн говорит “мы”. Павел имел силы указывать на собственное несовершенство.4 Физическое исцеление не исключается, но это совершенно не значит, что исцеленный человек становится образцом совершенного здоровья. В тот день, когда Лазарь был воскрешен из мертвых, он мог жаловаться на головную боль и в определенное время, конечно, он умер снова. Человеку можно помочь психологическими средствами, но это вовсе не значит, что психотерапия делает его совершенно здоровой, цельной личностью. Христианская позиция заключается в разумении того, что в этой жизни Бог призывает возрожденного быть совершенным, и в то же самое время—не сокрушать и не губить того, что потом не возродить—просто потому, что все рожденное в романтическом воображении мало походит на совершенство. Например, как много заключается совершенно “благих” брачных союзов, которые впоследствии распадаются, и только потому, что брачующиеся имели в головах романтические идеи о том, каким должен быть брак с физиологической и психологической сторон.

 

Важнейшее—личность

 

Мы обсуждали положения первостепенной важности, имеющие отношение к логическим последствиям действия христианских исходных предпосылок. До сих пор говорилось о понятиях корпоративное  или общинное, и существенное или значительное. Теперь введем еще одно понятие—понятие о личностном.

Христианское вероучение непротиворечиво и последовательно как никакое другое. Красота его превосходит красоту слов, поскольку ему присуще качество, которого в полной мере не найти в какой другой методе,—здесь есть начало и конец, и можно, начав движение от начала, прийти к концу. Все это просто. При этом всякую часть и меру христианского вероучения можно связать с началом. О чем ни рассуждай, чтобы понять христианское мировоззрение верно, обратись к его началу и тогда все станет на свои места. А начало таково—есть на небесах всемогущая божественная личность, Господь Бог. Наше поколение стремится, жаждет, ищет подлинную сущность—личность, и найти не может. Христианское вероучение утверждает, что личность валидна постольку, поскольку она не возникла в результате эволюции, но коренится во всемогущей личности Господа Бога, который существовал всегда.

Очень часто, когда мы говорим погибшему миру, не осветив начала, этот мир перестает воспринимать нас. Без указания на значение области духа нечего надеяться, что люди станут внимать нашему слову, ибо без разумения этого центрального положения представление о спасении лишено содержания.

Постигнуть это значит постигнуть смысл бытия. Смысл бытия заключен не в самом оправдании, ибо бытие исполняется смыслом только тогда, когда мы, исповедуя Христа своим Спасителем в подлинном библейском разумении, вновь обретаем непосредственную связь с божественной личностью. К чему ни обратись в христианском вероучении, везде окажешься один на один с чудом духовного—подлинной оппозицией дилеммы и боли нашего современника, который не находит в области духа никакого смысла. Рассмотрите слова апостола Павла, “Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение [а в Библии на французском языке стоит слово сообщение] Святого Духа со всеми вами”.5 Именно перед духовным поставлен человек. Прежде всего, духовным является отношение, связь с Самим Богом—вот что всего чудеснее, и не только на небесах, эта межличностная связь существует на деле уже в настоящем. Постигнув свое призвание, видишь, что оно не только истинно, но и прекрасно—вот что должно поражать. Трудно понять, отчего ортодокс, протестант, верующий в Библию, проявляет здесь полное спокойствие. Спасение в свете разума поражает несравненно больше. Но более сего, мы возвратились к прямой, без посредников связи с Богом, ибо есть на небесах Господь. Если мы христиане успокоившиеся и эта связь не волнует нас, значит следует обратиться к началу и проверить в чем наше заблуждение. Нас окружают люди из поколения, неприкаянного, неустроенного, не находящего приюта во всей вселенной. Если что и отличает наше поколение, так только это. В противоположность этому, как христианин, автор знает свое родство; я знаю божественную личность, ибо есть на небесах Господь. Я обращаюсь и Он слышит меня. Вокруг меня не просто материальные массы и не только элементарные частицы, но Господь Бог. И пусть в этом мире невозможно достичь законченности, но когда я исповедую Христа своим Спасителем, миг за мигом на основании совершенной жертвы Христа эта непосредственная, один на один, связь с Богом сущим, может стать для меня воистину реальной.

 

 

Глава 2

Закон и не только закон

 

Сомневаюсь, что в наше время большинству нехристиан истина нравственного Закона кажется непреложной. Причина тому в том, что нигде во всем мироздании им не видно абсолюта, а без абсолюта нравственности как таковой быть не может. Таковые уходят от противостояния абсолютов, чтобы прийти к единству относительного—у них все относительно; у них нет настоящего правового поля. У таковых нет области духа, внутреннего поля, где пребывает абсолютная истина, а коли так, то нет и поля внешнего по отношению к внутреннему, следовательно, нет и абсолютного заблуждения. Для христианина все представляется иначе. Бог воистину существует и Бог—это божественная личность; у нас есть заповеди, которые Он дал нам и которые отражают Его божественную личность, но есть и внешнее по отношению к этим заповедям. Так, например, в отношении зримой Церкви существует ее собственное правовое поле. Церковь зримая должна оставаться истинной. Ей не быть совершенной, но она должна оставаться истинной. Также и брак—это должное правовое поле для полового общения. Новая мораль, вытекающая из нового богословия, при отсутствии христианской гносеологии, христианского Священного Писания и христианского Бога не усматривает никакого правового поля и потому не считает необходимым полагать какие-либо ограничения.

Заблуждение ортодоксии состоит в следующем. У нее есть свое правовое поле и ее адепты очень часто действуют так, словно довольно лишь одного пребывания внутри этого правового поля. Довольствоваться правовым полем надо, ибо оно—подлинный абсолют, когда кое-что нам известно доподлинно и в пределах этого знания можно действовать,—поскольку это значит, что не следует поступать, почитая себя способным предвидеть все последствия своих поступков до бесконечности, ибо мы—существа смертные и плодов своей деятельности предвидеть далее одного-двух шагов вперед мы не в силах. Смертному трудно поступать как боги. Однако трагедия, когда думают, что все уже совершилось и сделалось, когда мы остаемся в должном правовом поле,—словно брак, Церковь, иные человеческие связи остаются неизменными, статичными, и важно только правовое поле.

Даже в отношении оправдания многие христиане, совершенно правоверные в учении, рассматривают его, оправдание, так, словно оно есть как бы конец всего, по крайней мере до тех пор, пока не явится смерть. Это не так. Дитя рождается и с этого момента начинается его жизнь, но родитель радуется не только рождению ребенка. Он благодарит за дитя, которое не только живет, но возрастает. Вы когда-нибудь видели молодую чету, вступившую в брак потому, что им нравится брачная церемония? Нет, они стали мужем и женой, так как желают жить вместе. То же происходит и с христианами. С одной стороны, можно сказать, возрождение—это все; с другой, будет верно и то, что на самом деле одного возрождения очень мало. Возрождение—это все, поскольку без него ничего не начинается, но его мало в сравнении с живым, экзистенциальным общением. Для меня правовое поле оправдания не заканчивается статикой; оно открывает мне живое, без посредников, один на один общение с Богом, ибо есть на небесах Господь.

То же самое приложимо и к проблемам брака, Церкви и других человеческих связей—там должно быть свое правовое поле, но это правовое поле, оставаясь статичным, мертвым, превращается в пыльный монумент. Там нет прекрасного. Это цветок, погибающий под травой. Но это правовое поле может быть прекрасным, когда в нем имеется непосредственная, духовная связь, отношение, родство, говорящее о божественной личности Господа, сущего на небесах. Таково наше призвание—не просто являть нечто существенно важное миру, следящему за нами, но являть, испытывая довольство и ликование. Я призван возлюбить Бога всем сердцем, всей душой, всем разумением, и призван возлюбить ближнего своего как себя: всякого человека в должном правовом поле и в должном отношении.

Если мы утверждаем, что личность не появляется в природе, не эволюционирует, а составляет ее центр, то этот мир вправе наблюдать христиан, каждого из нас и всех вместе, живущих в духовном измерении. Люди должны видеть, что мы относимся к личности настолько серьезно, насколько нужно, чтобы по милости Божьей действовать в соответствии с ней.

Нечто различимое и достойное внимания, указывающее на данное обстоятельство, должно присутствовать в нашей повседневной жизни в гуще настоящего аномального бытия, иначе мы станем отрицать основную исходную предпосылку христианина.

 

Настоящие люди

 

Употребляя такую фразу, “человеку свойственно ошибаться”, мы обычно имеем в виду грех. Христианину следует внимать призыву не быть “человеком” в этом смысле; однако в более глубоком смысле он призван являть свойства, присущие подлинной человечности, так как быть человеком по существу не значит быть грешным человеком, это значит быть сотворенным по образу Бога человеком, таким, каким он был до грехопадения. Стало быть, христиане должны представать миру самыми человечными из людей. Это представляет Бога в век жестокости, безликого и обезличенности. Люди, глядя на нас, должны восклицать, “Вот гуманные люди!”; мы—гуманные люди, потому что мы знаем, что отличаемся от животных, растений и механизмов; знаем и то, что наша гуманность от личности, искони присущей тому, что всегда было.

Если внешние, глядя на нас, не могут сказать, “О, это настоящие люди!”, то все понятно. Слишком часто молодежь приходит ко Христу, а затем начинает искать в рядах христиан настоящих людей, и находит это трудным делом. Очень часто на поверку протестанты оказываются “бумажными душами”.

Если не проповедовать этого, не говорить об этом друг с другом, и не учить этому с кафедры и в христианском классе, то нельзя и ожидать, что христиане станут поступать должным образом. Это было важно всегда, но особенно—в наше время, поскольку нас окружает мир, в котором личность вытравляется по нарастающей. Если мы, дети Божьи, не станем славить Его, являя в себе область духа, то на деле станем отрицать Его бытие и тогда Он не может не восскорбеть. Человек на деле должен видеть между детьми Божьими красоту отношений, основанных на духовном начале. Ныне, когда многие говорят “Человек умер и Бог умер”, это равносильно ветхозаветным песням чуда, ликования и торжества, воспеваемых потому, что Бог  есть Бог живый, а не безжизненный истукан.

 

Личность и культура

 

Мне думается, что понимать и выносить суждение об искусстве можно в трех плоскостях. (Здесь автор имеет в виду искусство в самом широком смысле слова.) Во-первых, об искусстве можно рассуждать в плане его технического совершенства, иначе говоря, его мастерства. Это отдельный предмет анализа. Во-вторых, можно говорить об искусстве с точки зрения его валидности. Здесь речь идет о том, насколько честно творение искусства отражает подлинные мысли творца. Например, техника Рембрандта в исполнении Сальвадора Дали с его мировоззрением показалась бы совершенно беспочвенной и недействительной. Итак, рассматривая произведение искусства, выражающее внехристианские идеи, не надо срывать его, швырять на пол и заявлять, что это ничто, растаптывая таким образом личность его творца. Оценивая мастерство художника и его искренность, я могу общаться с человеком открыто и иметь с ним дело, почитая в нем личность.

Теперь рассмотрим третий аспект оценки произведения искусства: его идейное содержание. Меня возмущают две альтернативы в отношении произведения искусства: считать его за ничто и тем самым попирать личность его творца, с одной стороны, и, с другой, судить о его идейном содержании на ложном основании  диалектического синтеза. Я могу сказать, что идея того или иного произведения искусства вредна и губительна, что она повергает человека в отчаяние. Вместе с тем я могу сочувствовать художнику и привлекать внимание к техническому совершенству и честности его творения. Видя в человек личность, я могу сожалеть, что он отчаялся сам и ведет к тому же других, и я могу твердо выступить против его идеи; но при этом я не перехожу на его личность и не втаптываю его в грязь, словно бы он уже и не человек, сотворенный по образу Бога. Можно, исходя из истины или нравственных абсолютов, отвергнуть идейное содержание творения художника, но это не значит, что нам нечего сказать ему как человеку, по каковому достоинству он выразился свою личность в искусстве ли, изобретательстве ли, или в чем-то другом. Как художник, с точки зрения мастерства исполнения, человек может достичь высокого уровня, он может быть даже гениален. Искусство его также может быть честным. Я буду по-прежнему относиться к нему с прямотой, видя в нем духовное начало, даже если мне прийдется, обратившись к его книге или картине, сказать, что его идеи ведут к разрушению и смерти.

Христианское вероучение относится до всего в жизни, Христос—Господь над всей жизнью христианина. Христиане не могут соблюдать нейтралитет по отношению к проблемам культуры и образования, не могут упускать их из сферы своего пристального внимания. Христиане должны быть людьми цельной натуры, и в особенности, если учебные заведения у нас должна стать честными, мы обязаны честно открыть доступ произведениям искусства и науки человечества. Мы говорим о том, как бы сделать этот доступ более свободным, не губя, с одной стороны, наших наставляемых, и не внушая им отвращения к себе по причине нашей несправедливости к ним как людям.

Мы не ограничиваемся семьями, учебными заведениями, церковными общинами и миссиями—только двумя альтернативами: ересью, неортодоксальностью, снижением планки, поворотом к философскому синтезу; или равно ужасной альтернативой мертвенности, утраты интереса к личности, радости и красоте. Зачем нам погрязать в одной из двух альтернатив, если ни одна из них не отражает того, что представляет собой человек как человек, или что есть Бог? Идейное послание художника или наставника следует рассматривать, исходя из истины и библейских нравственных абсолютов, а христианин и христианские учреждения должны объяснить, что человек, каким бы художником он ни был, остается творением и в этой ипостаси пребывает под Законом Божьим.

Каким бунтарем бы он ни был, он остается человеком и, стало быть, ни при каких обстоятельствах нельзя не видеть в нем человека, сотворенного по образу Бога. Христианское образование в семье, церкви и школе, чтобы быть верным истине (и даже полезным для своего поколения), должно всегда бороться сознательно искать решения двух задач: добиваться истины, пусть и не полной, но зато пропозициональной (в противоположность диалектической методологии и философскому синтезу ); и одновременно являть духовное начало.

В последний день, когда автор заканчивал цикл лекций в Христианском колледже в Америке, председатель студенческого совета вручил мне следующее письмо на фирменном бланке:

 

“Дорогой д-р Шеффер,

Вы помогли мне за эту неделю разобраться в себе и понять почему я восставал на евангельскую ортодоксию и в некотором смысле и против Бога. И не знаю чем отблагодарить вас и Бога за оказанную мне помощь, ибо я стал понимать самого себя несколько лучше. Конечно, то, что я понял о себе, мне будет трудно провести в жизнь, хотя я уверен, что это случится.

Я также думаю и о том воздействии, которое ваши идеи могут оказать на остальных студентов и евангельское движение в целом. Вы заявили, что христианское вероучение представляет собой ортодоксальное мировоззрение и в то же время непосредственную связь, межличностные отношения с Христом. В этом свете имеются несколько абсолютов, на которые мы, христиане, можем положиться и ожидать от других, объявляющих себя верными учениками Христа. С этим я согласен, хотя я могу придерживаться не всех абсолютов, которые вы считаете необходимыми составными частями христианской “системы”. Но вот что меня беспокоит. Многие из здешнего (———) колледжа и евангельских кругов вообще, из тех, что свято веруют, что обладают истиной в последней инстанции, навязывают свои общественные  и евангельские, субкультуральные абсолюты на тех из нас, над кем “разобрана кровля”. В итоге студентов или принуждают исповедовать евангельское христианство со всеми абсолютами, викторианскими или начала ХХ–го века, или ввергают в полное отчаяние. Поверьте мне, сэр, когда я говорю, что многие из (———) колледжа держаться этой позиции. Более того, по этой причине многие перешли в неоортодоксию и скептицизм.

Все это позволяет мне в заключение сказать следующее. Вы преуспели, “разбирая кровлю” над некоторыми из студентов и преподали евангельское учение—идти и делать то же. Умоляю вас, расскажите нам как евангельское учение может исключить некоторые из этих чуждых абсолютов, из-за которых ортодоксию (как нам известно) почти невозможно принять на веру. Как в самом деле протестантам стать солью земли, когда многие из их абсолютов запрещают им даже прикоснуться к этой земле? Как на самом деле вычистить евангельский дом от пыли так, чтобы сделать его домом ортодоксальным, а нам, быть может, начать приносить пользу нашим современникам?

 

Искренне Ваш (———)

Председатель студенческого совета”

 

Я не могу согласиться с этим студентом во всем, но несомненно он прав, когда говорит, что в “доме скопилось много пыли”. Наша цель—эту пыль убрать, но при этом не спалить всего дома.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.