А.Н. Хендрикс
Значение должностей и их место в Церкви Христа
Первоначально это было представлено на собрании Общества студентов реформатов (Vereniging van gereformeerde studenten) в Лейдене 19 октября 1989 года и опубликовано в Dienst 37, номер 5 (сент.-окт. 1989): 17-32, под названием: “De plaats en de betekenis van de ambten in de gemeente van Christus”. Перевод на английском языке впервые был опубликован в Diakonia 4, номер 2 (дек. 1990): 31-38. Перевод проверен и исправлен А. Дж. де Виссером в 2010 году.
Обсуждая значение должностей в Церкви Христовой, мы затронем тему, которой последние несколько лет было уделено довольно много внимания как в церкви, так и в богословских кругах.[1] В данной работе, рассматривая наличие должностей в церкви, мы обратим внимание как минимум на четыре наиболее известных взгляда.
Во-первых, существует церковный взгляд на значение должностей, который берет начало от апостольской преемственности и таинства рукоположения. Этого взгляда придерживаются римско-католическая и англиканская церкви.
Во-вторых, существует харизматический взгляд. Согласно этому взгляду, одаренные Святым Духом богоугодные личности занимают в церкви центральное место. Этот взгляд распространен среди конгрегационных и пятидесятнических церквей.
В-третьих, довольно большую известность в наше время приобретает социологически ориентированный взгляд. В данном случае церковь рассматривается как группа верующих, которая нуждается в руководстве подобно любой другой общественной организации. Должностные лица назначаются прихожанами церкви с целью сохранения уникальных особенностей группы. Этот взгляд предлагается в изданиях голландских реформатских (“hervormde”) и «синодальных» реформатских кругов.[2]
Кроме того, существует реформатский взгляд на значение и место должностей в церкви, который известен в реформатских церквях и который выражен в наших исповеданиях веры и формах рукоположения. Именно этот взгляд я бы хотел рассмотреть более детально. Моя цель – показать читателю, что реформатский взгляд основывается на Писании, а также подчеркнуть, каким превосходным образом в этом взгляде отражаются замыслы Святого Духа.
Реформаты защищали принцип Sola Scriptura. Рассуждая об обязанностях должностных лиц в Церкви Христа, они стремились в полноте следовать этому принципу. Цель формы правления реформатской церкви заключается в том, чтобы предоставить Слову Христа-Царя всю власть в Его церкви.
Харизматическая община
Для правильного понимания функций церковных должностей мы, прежде всего, должны рассмотреть структуру церкви в соответствии с Новым Заветом.
В ветхозаветные времена структура израильского общества определялась системой представительства: священники и левиты представляли народ перед Богом. В скинии они совершали священнодействия от лица народа. Важно заметить, что священников называли «приближающиеся к Господу» (Исх. 19:22). Только они были назначены Господом для того, чтобы приближаться к Нему и служить в Его святом присутствии.
В новозаветные времена структура христианской общины характеризуется принципом участия.[3] Священнослужители не исполняют функцию посредников и никого не представляют перед Богом. Всякий христианин имеет доступ к Небесному Отцу (Еф. 2:18), все могут войти в небесное святилище (Евр. 10:19). Святой Дух уже больше не почиет только на отдельных личностях. Вся христианская община обладает даром Святого Духа (Деян. 2:16-18; Рим. 8:15).
Как результат получения Церковью дара Святого Духа, в ней присутствует большое разнообразие духовных даров или charismata.[4] От Своей полноты и через Святого Духа Христос наделяет церковную общину дарами, которые необходимы для того, чтобы она стала Его Телом (1 Кор. 12:27).
В соответствии с Новым Заветом, церковная община является абсолютно харизматической общиной, т.е. общиной, которая обладает множеством даров Святого Духа. Никто не является исключением. В Послании к Ефесянам 4:7 апостол Павел пишет: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова». В Первом Послании к Коринфянам 12:6 апостол говорит о Боге, Который «один и тот же, производящий все во всех». Так как каждый член церкви обладает дарами благодати Святого Духа, он может и должен принимать участие в созидании всего Тела Христа.
Образ христианской общины, представленный в Новом Завете, – это не пассивное собрание людей, имеющее своих должностных лиц, которые исполняют весь труд, а сама община является просто объектом пасторской опеки. Напротив, мы видим картину чрезвычайно активного сообщества людей, члены которого заботятся друг о друге. Такую общину можно по праву назвать «служащей общиной».
В церкви каждый человек призван к служению другим членам церкви теми дарами, которые он получил (Гал. 5:13). Апостол Петр наставляет верующих: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4:10). Поразительно, что большинство слов, которые употребляются в Новом Завете для описания труда служителей, также употребляются и для описания служения верующих друг другу.[5]
Это указывает на то, что служители не обладают монополией на увещевание, исправление, утешение и помощь другим членам церкви. Вся церковь призвана к тому, чтобы обличать (Мф. 18:15), наставлять (Евр. 3:12-13), утешать (1 Фес. 5:14), научать (Кол. 3:16), помогать (Гал. 6:10; Мф. 25:31-36). В Послании к Ефесянам 4:16 апостол Павел особо подчеркивает значение каждого члена тела и его ответственность за рост всего Тела.
Христос назначает служителей
Несмотря на то что структура церковной общины характеризуется участием и деятельностью, это не означает, что вся ответственность за ее созидание и рост лежит исключительно на ее членах, оказывающих помощь друг другу. В Послании к Ефесянам в начале главы 4 апостол Павел говорит о духовно одаренной общине верующих, в которой благодать дана «каждому из нас», но он сразу же обращает внимание на труд служителей церкви.
Важно заметить, что согласно апостолу Павлу, не церковная община избирает для себя руководителей. Церковь не учреждала должностных обязанностей, потому что она осознает, что руководители нужны для того, чтобы сохранять близость между общиной и Словом Христа, а также чтобы напоминать верующим об их призвании.[6] В Послании к Ефесянам 4:11 Павел, указывая на Христа, пишет: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями». Слово «и» в данном стихе имеет значение «также» или «кроме того».[7] Кроме многих даров благодати или charismata, Христос учредил в Церкви должностные обязанности. Слова «Он поставил» указывают на то, что дар руководителя предназначался для сохранения неизменной особенности структуры христианской общины.[8] Церковные должности являются настолько же неотъемлемой частью структуры церкви, насколько и charismata.[9]
В Деянии 20:28 мы читаем, что Павел говорит старейшинам церкви Ефеса о том, что Святой Дух поставил их блюстителями паствы Христа. Этот Дух является Духом Христа (Деян. 16:7), Духом Того, Кто питает и греет Свою Церковь (Еф. 5:29), и Кто всегда пребывает с ней во все дни до скончания века (Мф. 28:20).
Это означает, что мы можем с уверенностью утверждать, что именно Христос посредством Своего Духа назначил пресвитеров в ефесской церкви, чтобы они надзирали за ней. Факт существования руководителей в церковной общине не основывается на прагматическом фундаменте, он также не приписывается сугубо человеческим замыслам. Наоборот, он должен приписываться исключительно заботе Христа. Церковные должности не приходят снизу от человека, но нисходят сверху от Христа.
По этой причине абсолютно правильно, что формы рукоположения в Книге хвалы начинаются с того, что указывают на Христа, Который с небес поставляет служителей для Своей Церкви.
Каким образом Христос поставляет руководителей общины
Тот факт, что Христос дает церкви руководителей, не означает, что церковь не принимает в процессе назначения руководителей никакого участия. Служители не падают с небес прямо в церковную общину. Даже во время процесса рукоположения христианская община принимает на себя определенную ответственность, так как она является живой и деятельной общиной, имеющей дар Святого Духа.
Это значительно отличалось от ветхозаветных времен, когда Господь Сам определял, кто будет занимать руководящее положение. Израильский народ не принимал в этом никакого участия. Но излияние Святого Духа также было следствием того, что человек избирался на руководящую должность. В книге Деяний мы видим, как церковь принимает активное участие в выборе всякий раз, когда возникает нужда в руководителях.
В Деянии Апостолов 1:12-26 мы читаем об избрании Матфия апостолом. С уверенностью можно сказать, что процессом избрания управляли руководители церкви. Апостол Петр пояснил требования, необходимые для избрания нового апостола. Но он обратился к «братьям», т.е. к собранию верующих. Апостолы не просто нашли работника на вакантную должность, они вовлекли в процесс избрания всех братьев. Необходимо обратить внимание на то, что «братья» выдвинули две кандидатуры. После бросания жребия выбор пал на Матфия.
В Деянии 6:1-6 мы видим, что церковь еще активнее принимала участие в назначении должностных лиц. Снова руководители общины управляли процессом. Двенадцать апостолов собрали вместе учеников, объяснили им сложившуюся ситуацию и предложили избрать семь братьев. Они также сформулировали качества, которыми должны обладать эти служители. Община принимала активное участие в этом процессе. Ей было поручено найти подходящие кандидатуры. После этого было проведено избрание. И, в конце концов, община «поставила» избранных братьев перед апостолами.
В Деянии 14:23 мы читаем о том, что Павел и Варнава «рукоположили пресвитеров» в каждой общине. Это не означает, что церковь не принимала никакого участия в этом.[10] Верующие молились и постились об этой нужде (ст. 23б). Вполне очевидно, что они все были вовлечены в процесс назначения на должность. Более того, слово «рукоположили», возможно, является стенографическим термином, использованным Лукой для того, чтобы суммировать весь процесс.
Способ, который описывается в книге Деяний, и посредством которого апостолы управляли процессом назначения на должность, был принят как директивный в церкви Буцера и Кальвина. И это абсолютно правильно. Это было не просто свидетельство очевидцев о том, как апостолы полагали основание церкви. Это было сделано также с той целью, чтобы дать руководство для ранней апостольской Церкви. Их руководство (2 Тим. 3:10) имеет нормативную ценность для церквей всех веков.[11]
Слова апостола Павла в 1 Коринфянам в главе 12 ясно указывают на то, что положение человека в церковной общине зависит от дара благодати, charisma, который этот человек получил. Это также применимо по отношению к служителям (ст. 28 и сл.). Павел увещевает Тимофея не пренебрегать даром, который он получил, но возгревать дар Божий, который был в нем (1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6).
Положение в церкви наделяет человека, получившего дары посредством Духа Христа, полномочиями, а также возможностями употреблять эти особые способности в церковном служении для созидания церковной общины.[12]
В Первом Послании к Тимофею в 3 главе Павел говорит, что епископ должен быть «учителен». Задача церковной общины – обратить внимание и определить эти особые способности, духовные дары. Исключительно духовной является задача консистории обратиться с просьбой к общине, чтобы та предоставила ей имена братьев, которые считаются наиболее подходящими кандидатурами для исполнения руководящего служения. Таким способом церковный совет признает тот факт, что все члены общины приняли дар Святого Духа и имеют способность различать.
Избрание руководящих лиц должно рассматриваться с такой же точки зрения: община сообщает о тех братьях, которые среди всех остальных являются наиболее способными к исполнению руководящего служения.[13] Благодаря этому процессу, церковная община признает, как сказал Буцер – реформат из Страсбурга, так называемое «wal des H. Geistes» (избрание Святым Духом).
Таким образом, Христос поставляет служителей в Своей Церкви, используя процесс выдвижения кандидата и избрания его церковной общиной. Это прекрасно сформулировано в Формах рукоположения, когда брату, которого благословляют на служение, задают вопрос: «Чувствуешь ли ты в своем сердце, что Сам Бог через Свою Церковь призвал тебя на это служение?»
Какие обязанности Христос возлагает на руководителей церковной общины
Это не означает, что вся работа в церковной общине должна выполняться исключительно служителями. В соответствии с учением Нового Завета, вся церковь призвана служить и использовать свои дары. В 1 Коринфянам в главе 12 апостол Павел поясняет, что члены Тела должны служить друг другу. Он также пишет: «Каждому дается проявление Духа на пользу» (ст. 7). Следовательно, цель работы служителей заключается не в том, чтобы забирать работу из рук членов общины, а в том, чтобы побуждать общину принимать участие в различном служении друг другу. Это можно выразить следующим образом: руководители служат для того, чтобы члены общины могли (начать) служить.
Павел явно указывает на эту задачу руководителей церкви в Послании к Ефесянам 4:12. Христос поставил служителей «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова». Экзегеза этого стиха была широко обсуждаема.[14] Ранние экзегеты считали, что Павел указывает на троякую цель служения руководителей церкви: они, прежде всего, должны давать необходимые знания святым, затем исполнять служение и, в-третьих, созидать Тело Христово. В наши дни это толкование отвергается. Основная причина заключается в том, что в стихе 16 говорится, что созидание всего Тела рассматривается как труд, к которому призваны все верующие.
Наилучшим пояснением этого стиха является следующее: Павел желает сказать, что руководители церкви поставлены для совершения святых. Это совершение делается с той целью, чтобы святые сами могли принять участие в служении. А цель служения святых заключается в созидании всего Тела.[15]
Греческое слово, употребляемое Павлом и переведенное как «совершение», означает дать кому-то что-то, благодаря чему это человек сможет достичь своей цели и полностью использовать свои способности. Таким образом, задача руководителей церкви заключается в том, чтобы обеспечить верующих всем необходимым настолько, чтобы они самостоятельно могли исполнять обязанности части Тела в соответствии с призванием, которое они получили. Святые призваны служить, и посредством их служения все Тело будет созидаться. Христос поставляет руководителей церкви для того, чтобы снаряжать святых на это служение.
В Ефесянам 4:16 мы еще больше узнаем о задаче руководителей церкви. Павел употребляет образную речь, в которой он использует известную медицинскую терминологию. Он говорит о теле, которое скреплено «посредством всяких взаимно скрепляющих связей». Греческое слово, которое употребляет Павел и переведенное как «скрепляющие связи», означает мышцы и сухожилия или суставы. Вместе с Дж. Г. Робертсом мы считаем, что этой терминологией Павел указывает на служителей церкви.[16] Сухожилия и суставы скрепляют части тела и делают его устойчивым. Это указывает на координационную задачу руководителей общины. Служители даны церковной общине для того, чтобы координировать использование духовных даров. В церкви мы не должны действовать ни друг против друга, ни отдельно друг от друга. Координирование помогает сохранить порядок и мир во всем Теле (1 Кор. 14:33). Все направлено на созидание всей общины.
Многие все же считают, что между церковной должностью и духовным даром существует отличие. По мнению таких людей, наличие руководящей должности в церкви подвергает опасности функционирование всей церкви как духовно одаренной общины. Многие богословы Нового Завета проводят отличие между так называемыми истинными посланиями Павла и поздними развитиями событий, отраженными в книге Деяний и пастырских посланиях.[17] Они говорят, что этими поздними событиями первоначальная харизматическая община была отодвинута на второй план.[18]
Однако утверждения Павла о задаче руководителя церкви, записанные в Послании к Ефесянам в главе 4, свидетельствуют о том, что руководящие должности в церкви не представляют угрозы дарам Святого Духа. Наоборот, церковные должности предназначены для того, чтобы приводить в действие и координировать использование духовных даров. «Церковные должности даны для служения духовному дару, подобно тому, как духовный дар дан для служения телу, чтобы все тело созидалось».[19]
Три церковные должности
В наших церквях мы признаем три церковные должности. Артикул 2 книги Церковного уклада гласит: «Церковные обязанности исполняет служитель Слова, старейшина и дьякон». Однако в Новом Завете мы сталкиваемся с большим разнообразием официальных и неофициальных должностей. В книге Деяний говорится о «семи» (Деян. 6:3; 21:8), «благовестнике» (Деян. 21:8), «пророке» (Деян. 11:27; 13:1), «учителях» (Деян. 13:1), «апостолах», которые не входили в число «двенадцати апостолов Христа» (Деян. 14:4, 14), «пресвитерах» в Иерусалиме (Деян. 11:30; 15:6)[20] и «пресвитерах», которые были поставлены в различных поместных общинах (Деян. 14:23; 20:18).
В посланиях апостола Павла мы находим упоминания о братьях «наставляющих словом» (Гал. 6:6), которые являются «предстоятелями вашими в Господе» (1 Фес. 5:12), а также о пастырях и учителях (Еф. 4:11). Апостол также упоминает дары вспоможения и управления (1 Кор. 12:28), дары служения, ободрения, начальствования и благотворительности (Рим. 12:7-8). Этот же апостол также упоминает епископов и дьяконов (Флп. 1:1; 1 Тим. 3). В Послании к Евреям мы находим упоминание о «наставниках» (Евр. 13:7, 17).
Д-р К. Тримп правильно замечает: «Простое поверхностное наблюдение и подтверждения из книги Деяний показывают, что Библия не предлагает систематического описания служителей церкви, которые исполняли свои обязанности для блага всей христианской общины. То, что открыто в Писании, имеет второстепенный характер и представляет ситуацию, которая была изменчивой, довольно подвижной и легко приспосабливаемой».[21]
Деятели Реформации Буцер и Кальвин заслуживают большего одобрения за определение трех фундаментальных служений среди всего разнообразия – три служения, которые всегда нужны христианской общине: проповедь Слова, пасторский надзор и дьяконское попечение.[22] О. Нордманс писал: «Наставление, управление и служение являются тремя фундаментальными обязанностями, к которым все остальное может быть добавлено».[23]
Наша Книга церковного уклада признает три церковные должности, но это количество не высечено на камне как неизменный принцип. В старой Книге церковного уклада Дордрехта (1618-1619) признавалось четыре церковные должности: кроме известных трех существовала также должность доктора или профессора богословия (см. артикул 19, КЦУ).[24] Для деятелей Реформации шестнадцатого века количество церковных должностей не являлось основным вопросом.[25] Они обосновывали свое отношение тем, что церковь должна иметь столько должностей, сколько ей необходимо для духовного созидания. В этом заключался основной вопрос.
Создатели реформатского учения о церковных должностях Буцер и Кальвин особо выделяли важность служений пресвитера и дьякона. Это полностью соответствует Новому Завету. В апостольской церкви мы видим появление должности пресвитера, который исполняет обязанности пасторского надзора за церковной общиной. Павел и Варнава рукоположили пресвитеров во всех церквях (Деян. 14:23). Павел написал послание всем святым, находящимся в Филиппах, «с епископами и диаконами» (Флп. 1:1). Тот факт, что апостол в своем приветствии особо упоминает епископов и дьяконов, является достаточно важным. В 1 Тимофею 4:14 мы читаем о «возложении рук священства», через которое Тимофей, очевидно, получил руководящую должность.[26] Более того, в 1 Послании к Тимофею в главе 3 Павел описывает требования, предъявляемые к епископам и дьяконам.
В заключение мы можем сказать, что, несмотря на существование разнообразия официальных и неофициальных служебных обязанностей в церкви Нового Завета, должности пресвитера и дьякона неизменны.
Артикул 2 нашей Книги церковного уклада упоминает о должностях служителя Слова, старейшины и дьякона. Более детально их служения описаны в артикулах 16, 22 и 23. Мы должны признать, что эти три церковные должности, как сказано о них в Книге церковного уклада, нельзя напрямую связать с Новым Заветом. Сан священника (“dominee”), в нашем понимании этого слова, не существовал в апостольской церкви. Форма рукоположения служителей Слова опирается на 1 Послание к Тимофею 5:17, и (вместе с Кальвином) говорит о существовании двух видов пресвитеров в апостольской церкви: правящие пресвитера и те, которые, помимо прочего, были призваны на труд проповеди Слова и учения. Форма осмотрительно гласит: «Последние сейчас называются служителями Слова». Действительно, цитируемый текст Писания говорит не о двух видах пресвитеров, а о разнице глубины служения, которое братья исполняют как пресвитеры. Некоторые из них усиленно трудятся и уделяют много времени и сил на преподавание вероучения и доктрины.[27] Есть пресвитеры, которые несут служение с полной или частичной занятостью.[28]
То же самое касается старейшин в нашем понимании этой должности сегодня. В Новом Завете нет точно такого же описания функций, которые они исполняют сегодня. В апостольской церкви все старейшины исполняли функцию наставника. Деяния 20:28-31, 1 Тимофею 3:2, 5:17 и Титу 1:9 указывают на то, что все старейшины имели общую обязанность питать церковь Божьим Словом.
Относительно дьяконов, довольно сложно определить их обязанности в апостольской церкви. В 1 Послании к Тимофею в главе 3 апостол Павел описывает требования, предъявляемые при избрании дьяконов, но в этом отрывке он не достаточно ясно описывает их полномочия. Только косвенно мы можем сделать вывод, что они принимали участие в служении милосердия.[29]
Три должности, о которых говорится в нашем церковном укладе, должны рассматриваться на историческом фоне выбора и решений, принятых во времена Реформации. Например, тот факт, что деятели Реформации рассматривали должность служителя Слова как отдельную должность, очевидно, связан с их пониманием первостепенной важности проповеди Слова Божьего. Они также установили особые требования для кандидатов на эту должность, такие как академическое образование и способность читать Божье Слово на языках первоисточников.
Таким же образом, тот факт, что в управлении реформатской церкви дьякон входит в церковный совет, является результатом решений, принятых в прошлом. Право дьякона быть членом церковного совета не основывается на том, что Новый Завет говорит по поводу его полномочий. Это решение основывается на власти, данной церкви.[30]
Перечень служебных обязанностей
Три основных вида служения, о которых говорится в Новом Завете, стали тремя отдельными должностями в наших церквях.
Прежде всего, у нас есть должность служителя Слова. В соответствии с формой правления реформатской церкви, этот служитель является старейшиной, и вместе с другими старейшинами он ответственен за пасторский надзор за церковной общиной. Однако его первостепенная обязанность заключается в проповедовании и учении Слову Божьему. Этот служитель является пастырем посредством исполнения обязанности учителя. Он призван к провозглашению Божьего Слова в церковной общине. Для достижения этой цели он получил особое образование.
Если служителю приходится посещать так много прихожан на дому, что у него не остается достаточно времени для исполнения своей основной обязанности, ему необходимо провести тщательную переоценку своего труда.[31]
Д-р Л. Виринга недавно отстаивал мнение относительно того, что между проповедью апостолов и проповедью сегодняшних служителей существует огромная разница. Он говорит, что апостолы действительно проповедовали, но мы не можем сказать того же о наших служителях. Они не проповедуют по-настоящему и не «служат Словом». Апостолы провозглашали «великую весть», а служитель, подобно другим христианам, является частью команды, которая «следует» за этой вестью.[32]
Виринга считает, что в Писании записана «великая весть». Каждый может сам прочитать ее. Задача служителя заключается только в толковании текста Писания. Он учит общину правильно читать Библию. Виренга пишет: «Во всех отношениях Библия является чрезвычайно содержательных текстом, ... многие люди нуждаются в ее тщательном пояснении, прояснении, применении и т.д., для того чтобы быть в состоянии полностью понять текст. Для достижения этой цели необходим образованный человек (мужчина или женщина), который обладает разумом, мудростью, эмоциональностью и компетентностью, для того чтобы психологически, экзегетически, коммуникабельно и социально помочь церковной общине понять Библию. Вот это и есть «проповедь».[33]
Виринга считает, что с точки зрения истории спасения, такие понятия как «служение Словом», «провозглашение» и «проповедь» устарели и не должны больше употребляться.[34]
Я не разделяю этого взгляда. Несмотря на то, что апостолы действительно провозглашали великую весть, и апостольские послания читались в церквях (Кол. 4:16), мы все еще встречаем пресвитеров в апостольской церкви, «которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17).
Апостол Павел возложил ответственность на Тимофея «проповедовать слово» (2 Тим. 4:2). Греческое слово, переведенное как «проповедуй», kerussein, употребляется в других отрывках Писания по отношению к проповеди апостолов (Мф. 10:7; Мк. 16:15 Деян. 10:42; 20:25).
В апостольской церкви мы также находим учителей (Деян. 13:1; 1 Кор. 12:28; Еф. 4:11), которые учили церковь, проповедуя Слово особым образом.[35] Эти отрывки Писания ясно показывают, что апостолы не были единственными, кто учил церковь (Деян. 5:42; 20:20; 1 Кор. 4:17).
Мы также встречаемся в Писании с пророками (ср. Деян. 13:1 1 Кор. 12:28; Еф. 4:11), которые «тайны говорили» (1 Кор. 14:2).[36] В Евреям 13:7 мы читаем о наставниках, которые проповедовали Божье Слово церкви.
Когда Павел во 2 Коринфянам в пятой главе пишет о том, что Бог «дал нам служение примирения», он не просто говорит о себе, но и о Тимофее (2 Кор. 1:1), и о других, которым было поручено проповедовать и учить. В стихе 19 Павел говорит, что Бог дал нам служение примирения. Невозможно, чтобы это «нам» относилось исключительно к апостолам, так как в апостольской церкви другие верующие также были вовлечены в служение провозглашения, учения и проповеди.
В Послании к Римлянам 10:17 тот же апостол утверждает, что «вера – от слышания слова Божьего». Принимая во внимание контекст стиха, становится ясно, что Павел говорит о слышании слова, которое проповедуется. В 1 Коринфянам 1:21 Павел пишет, что «благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих». Ни один из вышеприведенных текстов не указывает на то, что в словах Павла есть хоть малейший намек на то, что проповедь Слова должна была быть исключительно прерогативой апостолов. Слова Павла имеют силу и применимы во все времена. Именно таким образом трудится Бог-Дух Святой!
Все эти свидетельства ясно указывают на то, что не только апостолы занимались провозглашением Евангелия. Кроме них были и другие, которым было поручено трудиться в Слове и вероучении. Они не проводили в церкви «уроки чтения». Наоборот, они провозглашали, учили и проповедовали Слово.
Господь Иисус сказал, что надлежало «проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах» (Лк. 24:47). Когда апостолы рукополагали служителей в поместных церквях (Деян. 14:23), эти братья были пресвитерами и старейшинами, которые не только были руководителями, но также исполняли обязанности проповеди и учения (1 Тим. 5:17). Это соответствует требованиям руководителя общины, куда входит обязанность «быть способным учить» (1 Тим. 3:2).
Без сомнения, церковь имеет Писание. Но Слово Божье необходимо провозглашать, учить ему и проповедовать снова и снова. Во 2 Послании к Тимофею 3:16-17 апостол Павел очень высоко отзывается о важности Писания. И сразу же после этих слов он дает указание Тимофею: «Проповедуй слово…» (2 Тим. 4:2).
Во 2 Послании к Коринфянам в главе 5 Павел неоднократно заменяет слово «примирение» фразой «служение примирения».[37] Вполне ясно, что это служение является тем средством, благодаря которому спасение достигает церкви и всего мира. Для апостола спасение и проповедь были неразрывно связаны.
Д-р Дж.Т. Баккер верно замечает: «Примирение было совершено для нас. Это означает, что его нельзя понять в отрыве от человечества; это также означает, что проповедь является частью служения примирения. Примирение «для нас» заключает в себе керигму, потому что керигма указывает на божественный труд, направленный на нас, и ставший действенным для нас».[38]
Помня об этом, Лютер и Кальвин придавали особое значение проповеди как средству, через которое Святой Дух содействует нашему пребыванию во Христе и наслаждению всеми Его богатствами.[39] Эта убежденность деятелей Реформации отражена в Гейдельбергском катехизисе, в котором мы исповедуем, что Святой Дух «внедряет» веру в наши сердца (обратите внимание на настоящее время глагола!) «через проповедь Святого Евангелия» (Гейдельбергский катехизис, Ответ 65).
В отличие от Л. Виринги я убежден в том, что проповедь Слова Божьего является служением, которое (как сказал Кальвин) всегда будет необходимо церкви, и для которого требуются свои служители.
Основная задача старейшины заключается в пасторском надзоре за церковной общиной. Старейшина должен блюсти паству (Деян. 20:28) и пасти ее (1 Пет. 5:2). Он является епископом или блюстителем (1 Тим. 3:2, Деян. 20:28). В Новом Завете эти качества присущи пастору. Должность старейшины является пасторской должностью.
Пасторский надзор старейшинами в основном выполняется посредством регулярных посещений. Когда старейшины посещают членов церкви на дому, они приходят к ним не как надзиратели, а как пастыри, которые заботятся о своих овцах. Мы с правом можем сказать, что старейшины «служат Словом», потому что овцы Божьи питаются именно Словом Божьим. Отличие между старейшиной и служителем Слова заключается только в том, что старейшина служит Словом частным образом, по домам, а не публично и не в собрании всей общины.
Основная задача служения дьякона состоит в оказании помощи, особенно в тех случаях, когда помощь (еще) не была оказана. Дьяконы также должны отвечать за служение милосердия, к которому призвана вся церковь. В Форме рукоположения сказано, что дьяконы призваны ободрять и утешать Словом Божьим тех, кто получает дары Христовой любви. Дьякон также служит Словом! Но это служение имеет свою особенность. Дьякон позволяет Слову Божьему осветить бедственные ситуации, в которых оказались члены церкви.
Когда дьяконы посещают прихожан на дому, они служат Словом Божьим, увещевая членов Тела Христова оказывать милость друг другу.
Рамки служения Словом у дьяконов более ограничены, чем у старейшин. Старейшины призваны к тому, чтобы дать возможность Божьему Слову осветить все стороны жизни церковной общины.
Власть руководителей церковной общины
Какую власть руководители церкви применяют в церковной общине? Этот вопрос также обсуждался в шестнадцатом веке.
В соответствии с римско-католическими убеждениями, священник получает власть на основании таинства рукоположения, посредством которого ему даруется особая благодать, и неизгладимый знак запечатлевается на его душе.[40] Деятели Реформации отвергали этот взгляд. Буцер и Кальвин связывали власть, данную служителю церкви, со Словом Божьим.[41] Типичный реформатский взгляд на этот вопрос выражен Кальвином: «Следует заметить, что все достоинство и вся власть, которыми наделяются в Писании как пророки и священники древнего Закона, так и апостолы вместе с их преемниками, даются отнюдь не им лично, а тому служению, на которое они были поставлены, или, точнее, Слову Божьему, служению, к которому они призваны…».[42]
Руководители церкви не обладают никакой личной властью. Власть, посредством которой они могут действовать в церковной общине, является ничем иным как властью Слова Божьего. Послание к Евреям 13:17 призывает верующих: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны». В сущности, это является послушанием Божьему Слову, которое несут с собой руководители общины, что ясно видно из седьмого стиха. В нем мы читаем о наставниках, «которые проповедовали вам слово Божие».
Павел напоминает Тимофею «представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15). В Послании к Колоссянам 1:25 тот же апостол говорит, что его служение заключалось в том, «чтобы исполнить слово Божие».
Служитель церкви обладает характером слуги. Он полностью занят диаконией Слову Христа.[43] В.Д. Джонкер высказывает правильное мнение: «Труд человека будет обладать авторитетом и властью для церковной общины не потому что он занимает какую-то должность, а потому что является носителем Божьего Слова и орудием служения в руках Святого Духа. Другими словами, согласно Новому Завету, власть служителя церкви является производной властью, эмпирической властью, которая всецело зависит от того, насколько с ее помощью он служит Евангелию».[44] Если служитель церкви не служит Евангелию, он не имеет никакой власти.
Так как человек, занимающий определенную должность в церкви, должен быть не более чем слугой Христа, и поскольку все его поступки должны определяться Словом Божьим, послушание, к которому Писание призывает нас, всегда является библейски различающим послушанием, а не слепым повиновением. Павел увещевает верующих не относиться неуважительно к пророчествам, но, сразу же после этих слов, он призывает их все испытывать и держаться хорошего (1 Фес. 5:20-21). Павел говорит, что те пресвитеры, которые достойно трудятся в церкви, заслуживают особой чести (1 Тим. 5:17). Церковная община должно помнить наставников, «которые проповедовали вам слово Божье» (Евр. 13:7).
Прихожане церкви постоянно должны испытывать служение своих руководителей, т.е. проверять, соответствует ли оно magna charta занимаемой должности – Слову Христа. Руководители церкви заботятся об общине, а община, в свою очередь, заботится о своих руководителях. Потому что только Христос может править в Церкви. По этой причине необходимо время от времени обсуждать служение должностных лиц и связанные с этим отношения между ними и членами общины. Руководители общины, отказывающиеся слышать критику в свой адрес, отвергают тот факт, что церковь приняла Слово и также научена Богом. Это означает, что церковная община может и должна принимать участие в обсуждениях, касающихся работы должностных лиц церкви.
Во всем этом обязательно должна присутствовать постоянная молитва церкви. Поразительно, как часто апостол Павел просит о ходатайственной молитве святых (Еф. 6:19; 1 Фес. 5:25). Служители, старейшины и дьяконы не смогут исполнять свой труд достойно, если их не будет поддерживать община, молящаяся о служителях.
[1] Ср. A.F.N. Lekkerkerker, Oorsprong en funktie van het ambt, (‘s-Gravenhage, 1971); W.D. Jonker, Als een riet in de wind... Gedachten naar aanleiding van de huidige discussie rondom het ambt (Кампен, 1970).
[2] «Под «должностными лицами» мы подразумеваем общепризнанные официальные лица, которые занимают определенное положение в общине христианской церкви, и которые отличаются от других официальных лиц тем, что они представляют и истолковывают спасение Христа, и таким образом с данной им властью стремятся сохранить церковь под Его милостью и в соответствии с Его замыслами»; ср. также G. Dekker, Het ambt: van boven of van beneden?, (Baarn, 1979), стр. 39: «Должностные лица – это люди, которые уполномочены нами, и от нашего лица напоминают нам о том, что наша индивидуальность должна быть сохранена».
[3] Я заимствовал это из J. P. Versteeg, Kijk op de kerk. De structuur van de gemeente volgens het Nieuwe Testament, (Кампен, 1985), стр. 20.
[4] Относительно charismata в Новом Завете см. У. Брокхауз, Charisma und Amt. Die paulinische Charismenlehre auf dem Hintergrund der frühchristlichen Gemeindefunktionen, (Вупперталь, 1972), стр. 128. Ср. также Г. Гривен, Die Geistesgaben bei Paulus, в: Wort und Dienst, Jahrbuch der Theologischen Schule Bethel als Festschnift für W. Brandt, том. 6, 1959, стр. 114. Ср. также К. Тримп, De gemeente en haar liturgie, Een leesboek voor kerkgangers, (Kampen, 1983), стр.29. Ср. также Дж. Ван Брюгген, Ambten in de apostolische kerk, Een exegetisch mozaïek, (Кампен, 1984), стр. 144 и сл.
[5] Ср. М. Г. Болкештайн, Zielszorg in het Nieuwe Testament, (Гаага, 1964), стр. 94.
[6] Ср. Wat is er aan de hand met het ambt?, стр. 40.
[7] Ср. Дж. П. Верштиг, Geest, ambt en uitzicht, стр. 72.
[8] Ср. Дж. П. Верштиг, цит, стр. 72.
[9] Ср. Герман Риддербос, De kerk ‘als instituut’, в Bewerken en bewaren. Studies aangeboden aan prof. dr. K. Runia, (Кампен, 1982), стр.51 и сл.
[10] Греческое слово «рукоположить» - cheirotomeo. Первоначально это слово употреблялось касательно голосования в законодательном собрании Афин, и буквально означает «возлагать руки». Однако вопрос относительно того, имеет ли это слово такое же значение в Деянии 14:23, является предметом спора. Оно также может означать «назначать на должность»; ср. Theologisches Wörtebuch zum Neuen Testament, IX, (Штутгарт, 1970), стр. 427.; Ф. В. Гросхайде, De Handelingen den Apostelen, (Кампен, 1942), стр. 470 и сл.
[11] Л. Веренга, Paulus kon niet preken.’ Enkele opmerkingen naar aanleiding van “Bediening’ in de apostolische kerk,” Radix 14, no. 4, 249 и сл., теряет это из виду.
[12] Под «руководителем церкви» я понимаю человека, получившего дар Святого Духа, который признается церковной общиной и консисторией, и посредством публичного рукоположения во имя Христа этот человек начинает исполнять особую задачу назидания церковной общины.
[13] Арнемский Генеральный Синод (1930) неправильно назвал избрание «действием основной руководящей власти». Контрпредложение, которое я вместе с д-ром К. Дедденсом внес Генеральному Синоду Гронингена (1978) в связи с так называемым правом голоса для женщин, описывает избрание следующим образом: «Это избрание, руководимое консисторией, является совместным действием консистории и церковной общины, когда члены общины не принимают участия в управлении церковью, но консистория привлекает общину, которая на основании своей духовной зрелости, достигнутой в день Пятидесятницы, непрестанно находится в поиске духовных даров, необходимых для исполнения церковных обязанностей». (Acta van de generale synode van de Gereformeerde Kerken in Nederland, samengekomen te Groningen-Zuid op Dinsdag 11 April, 1978, Haarlem, стр. 149). Курсив сделан мной, А.Н.Х.
[14] Ср. Дж. П. Верштиг, цит., стр. 73.
[15] Следующая цитата, Дж. П. Верштиг, стр. 73
[16] Ср. Дж. Г. Робертс, Die opbou van die kerk volgens die Efesebrief, (Гронинген 1963), стр. 139 и сл.
[17] Ср. У. Брокгауз, цит, стр. 7. ср. Герман Риддербос, Paulus, Ontwerp van zijn theologie, (Кампен, 1966), стр.490 и сл.
[18] Ср. Г. Фрайхер фон Кампенхаузен, Kirchliches Amt und geistliche Vollmacht in den ersten drei Jahrhunderten, (Убюнген, 1963), стр.59 и сл.; Э. Кэземанн, Exegetische Versuche und Besinnungen, I. (Гронинген, 1960), стр. 128 и сл.
[19] Дж. П. Верштиг, Kijk op de kerk, стр. 28.
[20] Относительно «пресвитеров» в Иерусалиме, см. Дж. Ван Брюгген, цит., стр. 46, 47.
[21] К. Тримп, Inleiding in de ambtelijke vakken, (Кампен, 1978), стр.46, 47.
[22] Кальвин говорит о трех разрядах служителей, которые называет Писание, и указывает на то, что ранняя Церковь разделяла своих служителей на три вида (ordines). (Наставления, IV, 4, 1).
[23] Цитата из А.Ф.Н. Леккекеркер, цит., стр. 18.
[24] Относительно должности доктора у Кальвина см. В.Ф. Данкбар, Hervormers en Humanisten, (Амстердам, 1978), стр. 153.
[25] В. Ван Шпийкер, De ambten bij Martin Bucer, (Кампен, 1987), относительно Буцера пишет: «Неправильно думать, что он признавал только четыре церковные должности, а именно проповедника, старейшины, доктора и дьякона. Действительно, Буцер упоминает их. Однако это количество не имеет особого значения. Должно быть столько церковных должностей, сколько необходимо для самой общины, и в соответствии с особенностями, которые удовлетворяют ее потребностям» (стр. 439). Кальвин различает «временные» и «постоянные» церковные должности в апостольской церкви. Временными считаются должности апостола, пророка и евангелиста. Однако касательно временных должностей он говорит: «Время от времени [Бог] возрождает их по мере требования времени» (Наставления, IV, 3, 4).
[26] Относительно термина пресвитер Дж. ван Брюгген пишет: «В самой древней христианской лексике это слово часто употреблялось по отношению к собранию местных старейшин или пресвитеров. Употребление этого слова в 1 Тимофею 4:14 указывает на то, что с самого начала существования церкви в каждом городе была определенная группа особо назначенных людей. Они, как старейшины общины, вместе формировали сенат или совет» (цит., стр. 95).
[27] Дж. ван Брюгген, цит., стр. 102, приводит серьезную аргументацию.
[28] Ср. Дж.П. Верштиг, “Nieuwtestamentisch profiel van de ouderling”, в: D. Koole en W. H. Velema, Uit liefde tot Christus en Zijn gemeente. Een handreiking aan de ouderling, (Кампен, 1982), стр. 51.
[29] А.Н. Хендрикс, Met het oog op de gemeente. Populair-theologische bijdragen, (Харлем, 1987), стр. 83, 84.
[30] Ср Дж. Камфуис, Altijd met goed accoord, (Амстердам, 1973), стр. 136.
[31] К. Тримп, “Geen halve maatregelen,” De Reformatie, том 64, стр. 967-968, дает советы, касающиеся облегчения труда служителя. Нашего внимания особо заслуживает совет под названием: «Старейшина, освобожденный от обязанностей». Я напомню вам о пресвитерах, которые работали «с полной занятостью» в апостольской церкви (ср. 1 Тим. 5:17).
[32] Ср. Л. Виринга, ‘Paulus en de dwaze Galaten,” Radix, XIV, #1, стр. 40.
[33] Л. Виринга, “Paulus kon niet preken”, стр. 262.
[34] Л. Виринга, цитата там же, стр. 255.
[35] Герман Риддербос, Heilsgeschiedenis en Heilige Schrift, (Кампен, 1955), стр. 136; Дж. Т. Баккер, Kerugma en Prediking, (Kampen, 1957), стр. 20. (ОРИГИНАЛ НА ГОЛЛАНДСКОМ имеет больше информации).
[36] Касательно «пророка» см. Дж. ван Брюгген, цит., стр. 34.; Герман Риддербос, Paulus, стр. 503 и сл.
[37] Ср. К. Тримп, De volmacht tot bediening der verzoening, (Гронинген, 1970), стр. 38; Дж.Т. Баккер, цит, стр. 16, 17.
[38] Дж.Т. Баккер, цит, стр. 18.
[39] Относительно Лютера см. Вильмос Вайта, Die Theologie des Gottesdienstes bei Luther, (1959), стр. 134. Относительно Кальвина см. В. Круше, Das Wirken Des Heiligen Geistes nach Calvin, (Готтинген, 1957), стр. 220.; К. Винхоф, Calvijn en de prediking, в: Дж. Ван Гендерен, Zicht op Calvijn, (Амстердам, 1965), стр.47 и сл.
[40] Ср. Г.М. Легранд, Onuitwisbaar merkteken en theologie van het ambt, Concilium, VIII, #4, стр. 59 и сл.; Э. Шилебикс, ‘merkteken’, in: Theologisch Woordenboek, II, изд. Г. Бринк, (Roermond-Maaseik, 1957), стр. 2145.; см. также К. Тримп, Ministerium. Een introductie in de reformatorische leer van het ambt, (Гронинген, 1982) стр. 46.
[41] Буцер пишет: «Вся власть… основывается на Слове и Духе Божьем». Кальвин пишет против Рима: «В этом вся разница между нами: они приписывают Церкви власть помимо Слова; мы же, напротив, считаем одно неотделимым от другого» (Наставления, IV, 8, 13).
[42] Наставления, IV, 8, 2.
[43] Ср. К. Руниа, “De dienstknechtsgestalte van het ambt,” в: De Dienstknechtsgestalte van Christus. Studies aangeboden aan prof. dr. H.N. Ridderbos, (Кампен, 1978), стр. 194; A. A. ван Рулер, Bijzonder en algemeen ambt, (Нийкерк) дата отсутствует, стр. 76.
[44] В.Д. Джонкер, цит., стр. 12, 13.
Этот материал еще не обсуждался.