12.07.2010
Скачать в других форматах:

Йохан Д. Тангельдер

Герман Бавинк, теолог Слова

 

Когда я размышляю о своем духовном паломничестве, мне вспоминаются реформатские мыслители, ставшие моими наставниками. Возглавляет этот список голландский теолог д-р Герман Бавинк (1854-1921). С его богословием я познакомился благодаря его влиятельной работе в четырех томах под названием «Реформатское догматическое богословие» (1906-1911). Это был подарок одного щедрого хозяина, в доме которого я как-то провел выходные во время своей учебы в Свободном университете Амстердама. С годами я пополнил свою библиотеку и другими книгами Бавинка. Он писал не только о богословии, но и о христианской политике и образовании, об истории сотворения в сравнении с теорией эволюции, о психологии и семье. Его работы по-прежнему актуальны в ожесточенных духовных битвах, происходящих в ХХI веке. Еще в конце ХIХ века он заявляет: «…двадцатый век… [будет] свидетелем огромного конфликта мышления… между старым и новым мировоззрением». Бавинк предсказал конфликты между силами тьмы и Царством Божьим, свидетелями которых мы сегодня являемся.

 

Происхождение Бавинка

Отец Германа Бавинка был верным служителем-сецессионистом, которому не доставало законченного официального образования; тем не менее, он хорошо разбирался в реформатской теологии. Когда Герман окончил гимназию, он хотел продолжить учебу в Лейдене. Однако отец настоял на том, чтобы он хотя бы год отучился в Теологической школе в Кампене. Решение Германа учиться в Лейдене, центре модернизма, огорчала многих лидеров-сецессионистов. Некоторые считали, что Жан Бавинк подрывает репутацию школы и церкви, позволяя своему сыну отправиться учиться в Лейден. Но отец и сын стояли на своем. Герман доказал, что он отличный и прилежный студент, известный своим благочестием. Несмотря на то, что он испытывал на себе влияние либерализма – врага библейского христианства и веры, он остался верным Писанию.

В 1880 году Бавинк успешно защитил диссертацию «Этика Цвингли» и получил степень доктора богословия (с отличием). Он принял приглашение от Христианской Реформатской Церкви в Франекере. В этой общине он служил полтора года. Его разъяснительные проповеди хорошо принимались, и посещаемость церкви улучшилась. Проповеди Германа Бавинка свидетельствовали о том, что он открыл для себя преображающую силу и реальность Евангелия. Герман был прирожденным учителем и лектором. Он знал, как выразить свои мысли в конкретной форме. В возрасте 28 лет он был приглашен на должность профессора Теологической школы в Кампене. Бавинк преподавал догматическое богословие, энциклопедию Священной теологии, этику и философию. Спустя двадцать лет, он перешел в Свободный университет Амстердама, чтобы сменить д-ра Абрахама Кайпера на должности профессора догматического богословия. В 1900 году он стал редактором периодического издания «Труба». Статьи, написанные им, раскрыли в нем талант писателя, хорошо разбирающегося в своем предмете. Он не боялся полемики. О своей журналистской работе он говорил, что тот, кто желает мира и покоя, не должен погружаться в напряженную и суетную жизнь журналистики.

Бавинк был блестящим ученым и смиренным человеком с глубокими чувствами и любящим сердцем. Он обладал впечатляющими знаниями не только в области современных философских и религиозных направлений, но и в истории как христианской, так и нехристианской мысли. Он является одним из немногих реформатских богословов XIX века, чьи работы изучаются и обсуждаются и сегодня. Он питал глубокую любовь к Господу, Его Слову и Его Церкви.

Студенты, изучающие богословие Бавинка, понимают, что он огорчался из-за разделений и постоянной борьбы в церкви. В 1888 году он произнес речь, названную «Кафоличность христианского мира и Церкви». Она отразила его широкий взгляд на Церковь. Богослов сказал, что Церковь «едина и включает в себя всех без исключения верующих разных возрастов из разных мест». Бавинк говорил о пленительной красоте Церкви. И он утверждал, что христианин, который изолирует себя узким кругом своей общины или места собрания, не понимает истинной кафоличности и никогда не испытает ее силы и утешения в своей жизни. Христианин не может с ограниченным умом и сердцем относиться к Божьей Церкви. Бавинк предостерегал против религиозного сепаратизма и сектантских тенденций, а также против соблазна уклонения от общественной жизни. Несмотря на то, что он с волнением говорил о кафоличности Церкви, тем не менее, он полностью оставался реформатом. Он без колебаний вступал в диалог, чтобы показать противникам христианской веры, почему их доводы были неправильными и неубедительными. Он был первым ученым-сецессионистом, который был способен сотрудничать на национальном уровне. Он не впутывался в дебаты. Он презирал лозунги. Он говорил истину в любви и всегда был вежлив. Его целью было убедить оппонентов в истинности Евангелия и должным образом оценить их работу. Последнее, должно быть, оказало сильное влияние, так как 26 апреля 1906 года он был принят в члены Королевской Академии Наук в знак признания его выдающейся научной работы. В 1911 году Бавинк был избран сенатором. Этим избранием была подтверждена его важная роль в голландском обществе.

 

Влияние Бавинка

Д-р Бавинк стал известен далеко за пределами Голландии. В 1892 году в Торонто он обратился к Союзу Реформатских Церквей, поддерживающих пресвитерианскую систему правления. Он также отправился в Соединенные Штаты Америки, чтобы встретиться со знаменитым профессором, доктором Б. Б. Уорфилдом и другими учеными. В 1908 году Бавинк совершил свою вторую поездку в США. Он был приглашен выступить с лекциями в Принстонской семинарии. Курс прочитанных им лекций, имевший название «Философия Откровения», был переиздан в 1953 году.

Бавинк оставил долговечное наследство пресвитерианским и реформатским церквям в Северной Америке. Его наиболее популярная работа на английском языке – это однотомник под названием «Наша разумная вера», в котором кратко изложено догматическое богословие и где отражен его праведный путь с Господом. Впервые эта работа была опубликована в 1956 году и затем несколько раз переиздавалась в мягкой обложке. Она широко используется в евангельских школах. Другая брошюра Бавинка «Уверенность в вере» была переведена на английский язык (Paideia, 1980). Реформатское Теологическое Объединение Переводчиков Голландии перевело также и полное изложение догматического богословия в 4-х томах. Одним из главных учеников Бавинка был д-р Луис Беркхоф, профессор систематического богословия и президент Семинарии Кальвина с 1926 по 1944 гг. В своей широко известной работе «Систематическое богословие» Беркхоф в большой степени основывался на «Реформатском догматическом богословии» Бавинка. Д-р Генри Цваанстра замечает, что в этой работе Беркхоф часто переделывал материалы, взятые из книг Бавинка, и иногда по-новому их классифицировал. Беркхоф также заимствовал у Бавинка имена богословов и библейские ссылки, которые он упоминал. Благодаря публикации своего «Систематического богословия» Беркхоф стал общепризнанным реформатским богословом. Его работы до настоящего времени используются в консервативных реформатских и евангельских школах. Они были переведены на китайский, японский, корейский, испанский и португальский языки. Другими словами, благодаря общедоступной работе Беркхофа, богословие Бавинка имеет огромное всемирное влияние.

 

Органическая богодухновенность

Бавинк был первым и самым главным «служителем Verbi divini», слугой сильного и авторитетного Слова Божьего. Он хорошо знал, что Библия ставит перед современным человеком много вопросов. Некоторые предполагали, что Бавинк ставил под сомнение авторитет Писания. Он никогда не делал этого. Но он содействовал новому пониманию органической богодухновенности Писания. Он говорил, что христиане часто думают, что Библия внезапно упала с небес. Он отмечал, что вера в божественное влияние Писания не отрицает роли людей в ее формировании. Следовательно, он говорил об отличиях в стиле авторов, об их природных дарах и жизненном опыте. Тем не менее, он постоянно подчеркивал нормативную значимость Писания для каждой сферы жизни, включая науку. Вдохновение распространяется на все части Писания, ведь оно Слово Бога. Бавинк отметил, что «именно по этой причине Слово имеет значение для семьи и общества, науки и искусства. Писание – это книга для всего человечества, для представителей любого социального положения, для всех поколений и народов. Оно написано обычным языком, доступным простому народу, одинаково понятным образованным и необразованным. Писание использует язык восприятия, который всегда будет занимать свое место рядом с наукой и образованием… Оно старо, но не устаревает; оно всегда остается молодым и свежим; это язык жизни». Бавинк заявлял, что Писание требует послушания и понимания.

 

Королева наук

Богословы имеют склонность подпадать под влияние светских тенденций. Современные академические богословы пытаются избегать основания своих доводов на отличительных утверждениях Писания. Несмотря на то, что Бавинк был хорошо сведущ в тенденциях своего времени, он не поддавался их влиянию. Он был теологом Слова. И то, что он сказал о богословии, должно служить напоминанием сегодняшним академическим теологам. В 1899 году он заявил в своей речи, что доктор богословия является слугой Церкви. Его служение состоит из исследования Писания и защиты его истинности, из обучения мужчин, стремящихся стать пасторами, и совершенствования святых в созидании Тела Христова. Он безоговорочно принимает историческую реформатскую позицию: Священное Писание является источником богословия. Господь сказал! Это исходная точка всего богословия!

Бавинк был богословом-реформатом, чье догматическое богословие уходит корнями в XVI век Реформации. По его словам, ни одно вероисповедание не было таким библейским, широким и истинно кафолическим, как исповедание исторических реформатских церквей. Богословие – это нечто большее, чем дискуссия о церкви, религии и т. д. В богословии Церковь находит свое сокровище. Без богословия Церковь не может существовать. Бавинк был убежден, что реформатские церкви нуждались в независимом реформатском богословии. «Потому что церковь без богословия – это тело без головы», – говорил он. Но без веры не может существовать богословия. Для Бавинка богословие все еще было королевой наук. Он твердо противился секуляризации богословия, что уже в его время было предметом споров. Богословие родилось из веры Церкви и знание о Боге – это его сущность. Страх Божий является ее ключевым элементом. Богословие говорит о Боге, через Бога и к Богу. Это точная наука, познание Бога в лице Христа, посланного Отцом. Религия и богословие – это как Мария и Марфа, они оба нужны в «хозяйстве» веры. Без познания Бога нет истинной жизни. Это познание должно непрерывно расширяться и проясняться, и, если необходимо, очищаться посредством Слова. Богословие – это инструмент, предопределенный Богом для выполнения этой задачи. Изучение богословия является духовной работой, священническим служением в доме Господа, посвящением сердца и разума Божьей славе. Наше личное вероисповедание и вероисповедание Церкви является полностью теологическим – исповедание Отца, Сына и Святого Духа. Следовательно, учение – не что иное, как обнаружение того, что Бог открыл нам в Своем триедином Имени и запечатлел во время крещения. В своем обращении к богословам или политикам Бавинк всегда оставался богословом. Например, в 1891 году на Христианском Общественном Конгрессе он говорил об основных библейских принципах и их практическом применении, которое может предложить решение социальных вопросов.

 

Проповедь Слова

Бавинк признавал, что проповедь – наиболее важная часть богослужения. Проповедь Слова Божьего является определяющим признаком Церкви, с помощью чего и формируется каждая община. Таинства подчинены Слову. Сами по себе они не имеют ценности. Они не больше и не меньше, чем видимое Слово. Протестантские церкви – это церкви Слова. Иисус управляет посредством Слова и Духа и особенно посредством сказанного слова. Бавинк не терпел пасторов, которые не стремились учиться. Община имеет право слышать изъяснение Божьего Слова. Если кафедра желает обрести прежнюю силу, проповедник должен быть учеником Слова, изучать его во всем богатстве и глубине, в его единстве и разнообразии. Бавинк говорил, что мы очень мало знаем о Писании. В нем все еще так много спрятанных сокровищ, которыми никогда еще не наслаждалась община. Пасторы – это охотники за сокровищами. Пастор, который позволяет себе проповедовать без тщательной и должной подготовки, не испытал трепета перед величием Слова! Другими словами, изучение Слова – это основная обязанность пастора. Общины и пасторы, не забывайте обращения Бавинка к церквам! Не следует питать общину мини-проповедями, историями и анекдотами. Бавинк побуждает пасторов спешить, чтобы, когда придет Сын, они могли сказать Ему, что сохранили Его Слово и не отвергли Его имени, и что знают Его и силу Его воскресения, и имеют участие в Его страдании.

 

Выводы

Д-р Герман Бавинк сделал многое для обновления реформатского богословия. Он был выдающимся богословом, имевшим детскую веру; учеником Христа, усердным исследователем Слова и превосходным учителем. После его смерти были надлежащим образом отмечены его вклад в науку и широкий интерес к культуре, его последовательная поддержка христианского образования и политики, а также защита реформатской веры. Но многие также говорят о его скромности, искренности, толерантности и кротости. Это христианский ученый, целью которого была жизнь во славу Божию.

 

«Христианское обновление», 29 января 2001 года, печатается с разрешения.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.