18.08.2017

Роберт Л. У. Макколлум

Крещение младенцев как средство благодати

Скачать в других форматах:

 

Эта лекция была прочитана во время Европейской Конференции Реформатских Церквей (The European Conference of Reformed ChurchesEuCRC), проходившей в мае 2016 г. в Нидерландах

 

Всё, что мы обсуждаем, о чем размышляем, любой вопрос, который мы поднимаем, любая тема, которую рассматриваем, требует своего полного обоснования в Боге – Боге-Отце, Боге-Сыне и Боге-Святом Духе.

 

Бог-Отец есть Источник всякого знания и разумения. В Иисусе Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Колоссянам 2:3), а Бог-Святой Дух посредством Писаний, вдохновленных Им, наставляет «на всякую истину» (Иоанна 16:13).

 

Поэтому отведенную мне тему «Крещение младенцев как средство благодати» мы будем рассматривать, ссылаясь на авторитет Бога и подробно исследуя Его Слово.

 

Крещение является одним из двух Таинств, установленных Христом для Своей Церкви, другим является Вечеря Господня. Вестминстерское исповедание веры дает следующее определение Таинства:

 

«Таинства являются священными знаками и печатями завета благодати. Они установлены Самим Богом, дабы олицетворять Христа и Его благодатные дары и подтверждать нашу причастность к Нему.  Кроме того, они призваны устанавливать видимое различие между теми, кто принадлежит к Церкви, и остальным миром, и торжественно связывать их обязательством служить Богу во Христе, по Слову Его»1.

 

Таинства являются знаками и печатями Завета благодати. Отсюда возникает вопрос: что есть Завет благодати?

 

Согласно определению, положенному от вечности в совете между Богом-Отцом, Богом-Сыном и Богом-Святым Духом, так обычно называют Завет искупления. С другой стороны, учитывая его применение к судьбе избранного народа – к тем, кого Бог от вечности желал спасти, он известен как Завет благодати.

 

Для понимания данного разграничения полезным будет комментарий У. Г. Т. Шедда:

 

«Завет благодати и завет искупления – это два способа, или этапа, единого евангельского завета милосердия»2.

 

Вечный Завет благодати вступил в силу в то время, когда Бог, сразу после проявления неповиновения Адама и Евы, обратился к змею (сатане):

 

«...и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3:15).

 

 

Благословения Завета обнаруживаются благодаря Посреднику – семени жены, Иисусу Христу.

 

Все составные части Писания  являют собой раскрытие этого Завета: первая часть Библии (Ветхий Завет) представляет установление завета до воплощения, до прихода Христа, вторая часть Библии (Новый Завет) освещает  установление того же Завета после прихода Христа.

 

Бог определенным способом заключил Завет с Авраамом. Подробное описание этого события содержится в Бытие 12:1-9. Бытие 17:1-14 сообщает о том, что завет был заключен не с одним только Авраамом, но и с его потомством по нисходящей линии его родства:

 

«...и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя».  (Бытие 17:7)

 

Заключив данный Завет милосердия с Авраамом и его потомками, которые милосердия не заслуживали, Бог решил дать ему знамение. Этому знамению суждено было стать видимым залогом верности Бога Своему завету. Этим видимым знаком было обрезание:

 

«...обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола»  (Бытие 17:11, 12a).

 

До времени прихода Христа Бог дал Своему народу другое знамение верности Своему завету. Этим знамением была Пасха. Когда Его народ был готов выйти из Египта, Бог сказал через Моисея:

 

«Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки. Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение».  (Исход 12:24, 25)

 

На протяжении веков иудеи сохраняли у себя эти знамения Божьей верности Своему завету. Поэтому, по мере приближения воплощения, просто сообщается о том, что у Марии с Иосифом родится Дитя:

 

«... По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца]» (Луки 2:21).

 

Ежегодное празднование Пасхи все еще соблюдалось в первом веке. В возрасте двенадцати лет Сам Иисус принял участие в праздновании Пасхи.

 

«Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник» (Луки 2:41, 42).

 

Оба эти ветхозаветные знамения Божьей верности Своему завету включали в себя необходимость пролития крови. Когда Кровь Христа была пролита единократно на все века для искупления и спасения Своего народа, знаки крови надлежало заменить на соответствующие им бескровные знамения эпохи Нового Завета.

 

На смену Пасхе пришла Вечеря Господня, которая происходила в горнице в ночь перед распятием Иисуса  (Луки 22:14-23).

 

На смену обрезанию, еще прежде вознесения нашего Господа, когда Он давал поручение Своим ученикам, пришло крещение:

 

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матфея 28:19, 20).

 

Ученики были готовы исполнять это поручение. Началом их миссии стал день Пятидесятницы, когда Петр в конце своей проповеди призвал слушателей:

 

«...покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш»  (Деяния 2:38, 39).

 

Набожные евреи, собравшиеся тогда в Иерусалиме на праздник Пятидесятницы со всей Малой Азии и Восточного Средиземноморья, сразу же узнали обетование о котором напомнил Петр в конце проповеди. По сути, это были те обетования, которые Бог две тысячи лет назад оставил их праотцу Аврааму.

 

Аврааму Бог дал следующее обещание:

 

«...и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя».

 

Через апостола Петра Бог Святой Дух проговорил следующее:

 

«Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш». 

 

Не подлежит сомнению, что Вечеря Господня есть новозаветный эквивалент Пасхи. Это общепризнанное утверждение, с которым согласна вся Церковь.

 

Но не все признают, что крещение является новозаветым эквивалентом обрезания. Однако, если мы признаем, что существует один Бог и один вечный Завет благодати, содержащий в себе единственный путь спасения во всей истории, через веру в Иисуса Христа, тогда увидим убедительные доказательства того, что крещение является осуществлением заповеди обрезания. Послание к Колоссянам, 2:12-13 не оставляет в этом сомнений, когда апостол Павел употребляет оба термина как взаимозаменяемые слова:

 

«В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Колоссянам 2:11, 12).

 

Я уделил время тому, чтобы заложить данное основание, так как намерен показать, что между крещением как средством благодати и обрезанием как средством благодати существует взаимосвязь.

 

Также важно определиться, как мы понимаем термины, которые рассматриваем. Вестминстерское Исповедание веры дает следующее определение крещения:

 

«Крещение есть новозаветное таинство, установленное Иисусом Христом, которое не только торжественно вводит крещаемого в видимую Церковь, но и является для него знаком и печатью завета благодати, его привития ко Христу, возрождения, отпущения грехов и вручения его Богу во Христе, дабы он ходил в обновленной жизни. Это таинство, по собственному повелению Христа, должно совершаться в Его Церкви до скончания веков»3.

 

В своем комментарии к Исповеданию веры Ходж сводит данное определение к трем положениям:

 

1   Крещение есть Таинство Нового Завета, которое установлено непосредственно Христом, и, как Его властное повеление, исполняется в Церкви, пока существует наш мир.

 

2   Что касается чинопоследования крещения, то оно совершается служителем, который рукоположен законным образом, через омовение крещаемого водой (форма омовения не существенна) во имя Отца, Сына и Святого Духа.

 

3   Все это совершается как образ и результат нашего запечатления и привития ко Христу, участия в благах Его завета и нашей причастности к Нему»4.

 

Раз уж мы подробно рассматриваем в данно     й лекции тему «Крещение младенцев как средство благодати», важно определить, что мы понимаем под «средством благодати»?

 

Вечный Бог, Которого мы познаём, Которого любим и Которому поклоняемся, это  Тот Бог, Который применяет средства благодати, чтобы достичь Своей вечной цели. Он не ограничен в средствах, но то, как Он производит действие, всегда служит Его собственной славе. Например, когда пожилой человек из-за катаракты теряет зрение, Бог, для восстановления нормального зрения этого человека, может использовать операцию, сделанную руками глазного хирурга.

 

Точно таким же образом Бог всегда избирает определенные средства, чтобы одарить Своей благодатью техм, кто мертв в грехах и преступлениях.

 

За разъяснением вопроса о сути средств благодати будет полезно обратиться к Вестминстерскому Краткому катехизису. Вопрос № 88 сформулирован следующим образом:

 

«Посредством каких внешних средств Христос даёт нам блага искупления?»

 

В Ответе на вопрос № 88 сказано:

 

«Внешние и обычные средства, посредством которых Христос дарует нам блага искупления, — это Его установления, а особенно Слово, таинства и молитва; все они становятся действенными ко спасению для избранных».

 

Вот что в своем комментарии говорит Родерик Лоусон:

 

«Для нашего спасения Бог требует от нас не только веры и покаяния, но и тщательного применения внешних средств благодати. Внешние средства благодати имеют название Таинств, или же Божьих установлений. Главным образом, они включают в себя 1) изучение Библии 2) соблюдение Таинств 3) молитву»5.

 

Крещение является одним из двух Таинств. Каким же образом оно становится средством благодати?

 

Прежде всего, мы отвергаем утверждение римо-католической церкви (ex opere operato) о том, что Таинство крещения само по себе неизменно передает благодать, когда оно совершается. Римо-католическая церковь проповедует и придерживается взгляда, что в момент крещения ребенка и происходит его возрождение. Что именно в этот момент ребенок становится новым творением. Такой взгляд носит название «сацердотализм».

 

Сравнивая сацердоталистский взгляд с реформатским взглядом на Таинства будет полезно обратиться к Д. И. Уильямсону.

 

«Суть сацердоталистского взгляда состоит в убеждении, что спасительная благодать Бога содержится в Таинствах и передается во время их совершения. Реформатский же взгляд состоит в том, что дар спасительной благодати – когда, в каком месте и каким образом он бы ни был обретен – является деянием Бога-Святого Духа, и в том, что Таинства находятся в зависимом и подчиненном положении к Его суверенному деянию. Это происходит из-за того, что Ему угодно использовать Таинства, чтобы проявить и даровать благодать для ее действенной силы»6.

 

Я акцентирую на утверждении Уильямсона о том, что «Таинства находятся в зависимом и подчиненном положении к Его суверенному деянию».

 

Все, о чем я говорю в этой статье, отображает этот фундаментальный принцип. Суверенность Бога проявляется в выборе способа для применения, и во времени, когда Он делает средства благодати действенными.

 

 

 

1          КРЕЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО БЛАГОДАТИ ПО СУТИ

 

Можем ли мы сказать, что Таинство крещения является средством благодати в самый момент крещения для ребенка, которого крестят? На этот вопрос ответ будет отрицательным, если мы считаем, что крещение ребенка автоматически или же чудесным образом приобщает его к тем благам, на которые оно указывает, –к рождению свыше и союзу с Христом.

 

Эдмунд П. Клоуни комментирует данный вопрос следующим образом:

 

«Таинства – это не священная магия, не сами святые дары, в которых содержится благословение, как если бы Святой Дух мог быть высвобожден из хранилища, и не Христос, якобы содержащийся в чаше. Бог не перепоручает действие Своей благодати внешним символам, используемым в чинопоследовании, совершаемого людьми»7.

 

Я полностью согласен с утверждением Клоуни. Но означает ли это, что Таинство крещения во время его совершения никоим образом не является средством благодати для ребенка, которого крестят?  Полагаю, такой вывод будет неверен.

 

Христос определил Таинство крещения для верующих и их детей. Поэтому вывод о том, что во время крещального богослужения ребенок никак не облагодатствован, является неоправданным.

 

Хотя ребенок и не обладает осознанным пониманием происходящего в момент своего крещения, однако Христос, как я полагаю, будучи суверенен, наделяет благословением этого ребенка.

 

Такой вывод основывается не на ощущениях. Таинства, как утверждают реформатские исповедания веры, являются средством благодати для всех, кто обращается к ним. Окрещиваемый младенец, ребенок родителей-христиан, не считается исключением.

 

Но разве вера не важна для обретения благословения? Жан Кальвин, в своем комментарии на книгу Исаии 58, писал следующее:

 

«Поэтому мы утверждаем, что существует прямая взаимосвязь между верой и Таинствами; они становятся действенными благодаря вере»8.

 

Хотя невозможно, чтобы окрещиваемый младенец проявил веру, родители выражают свою веру в том, что приносят своего ребенка для совершения христианского крещения. Фактически они провозглашают следующее:  

 

«Бог в Своем завете дал обетование быть нашим Богом, и таковым Он и есть через нашего Спасителя Иисуса Христа; но Он также дал обетование быть Богом и для наших детей, продолжающих наш род. И поэтому мы приводим своего ребенка для крещения, и, поступая так по нашей вере, мы полагаемся на обетование завета».

 

Некоторые утверждают, что младенец, нескольких недель от роду, не способен обрести благословение. Ответ на подобное возражение содержится в Евангелии от Марка, 10: 13-16.

 

Родители приносили детей к Иисусу, чтобы «Он мог возложить на них руки и благословить их». Ученики Иисуса думали, что просьбы родителей были неразумными и поэтому упрекали их.

 

Иисус же вознегодовал на Своих учеников. А родителей Он поддержал такими словами:

 

«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.  Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их»  (Maрка 10:14б-16).

 

В словах и действиях Иисуса следует отметить два момента.

 

а)       Он благословил этих детей.

 

Отсюда следует вывод: дети в младенческом возрасте способны обрести благословение от Бога всякого милосердия и благодати.

 

б)       Он показал, что дети даже в столь раннем возрасте могут пережить возрождение.

Он сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие».

 

В отношении этого случая, а также молитвы, которая совершается за детей, Кальвин пишет:

 

«... Молитва, которую Он тогда совершил о них, была о том, что их надлежало принять в число детей Божьих. Из этого следует, что они были рождены от Духа в надежде спасения ... они стали причастниками духовных даров, явленых в крещении...»9.

 

Мэтью Генри делает аналогичный комментарий:

 

«Убежденный верующий жив не столько тем, что он нашел Христа, сколько тем, что Христос нашел его, и это под силу даже беспомощным детям. И хотя они не способны протянуть Ему своих рук, Он в силах возложить Свои руки на них и соделать их Своими, и обладать ими как Своими»10.

 

Недавно на богослужении, на котором совершалось крещение, во время проповеди на текст Евангелия от Марка 10:13-16, я обратил особое внимание на слова, стоящие в конце 14-го стиха: «... ибо таковых есть Царствие Божие».

 

Исходя из этого утверждения, я высказал соображение, что Святой Дух ничем не ограничен в Своем действии возрождения. Бог суверенен. Ребенок может родиться свыше (возродиться), находясь еще во чреве своей матери точно так же, как, по нашему убеждению, это произошло с Иеремией (Иеремия 1:5); точно так же, как, на наш взгляд, это произошло с Иоанном Крестителем (Луки 1:44), и это может произойти как с шестнадцатилетним юношей, так и с семидесятилетней женщиной. Святой Дух суверенен в своем действии, как мы и читаем в Иоанна 3:8.

 

В отношении случая крещения ребенка верующих родителей мы можем прийти к уже сформулированному выводу о том, что тот, кто имеет на себе знак крещения, может пережить возрождение и заключение союза со Христом и до крещения, и при крещении, и после крещения.

 

 

 

2          КРЕЩЕНИЕ ЕСТЬ СРЕДСТВО БЛАГОДАТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ ЗАВЕТА, ВЫРАЖЕННОЕ ЧЕРЕЗ ВЕРНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ДАННОЙ ИМИ КЛЯТВЕ

 

Во многих реформатских церквах перед тем, как принести  ребенка для крещения, родители дают обеты. Я приведу пример  обета, который дают родители в реформатской пресвитерианской церкви Ирландии.

 

Существует обет, обязывающий родителей быть верными своим родительским обязательствам11. По своей сути он состоит из четырех пунктов. Первое обязательство имеет отношение к молитве.

 

a)  Родители берут на себя обязательство совершать молитвы за своего ребенка

 

Они дают обещание «молиться о том, чтобы  ребенок смог испытать обновление и мог быть приведен к спасительному познанию Иисуса Христа, как это и отмечено этим Таинством».

 

Помимо того, что родители дают это обещание во время богослужения, на котором совершается крещение, они уже и перед этим молились этой молитвой с момента, когда узнали о зачатии ребенка. Они молятся этой молитвой и в дни, предшествующие богослужению, на котором совершится крещение. Они будут молиться об этом и многие дни после этого богослужения, возможно, в течение многих лет, до тех пор, пока свидетельства благодати в жизни их ребенка не станут явными.

 

Их молитвы основаны на Завете благодати. Они содержат следующие выражения:

 

«Господи, ты есть Бог наш, стань же Богом и для нашего мальчика, спаси его по благодати Твоей, как Ты и дал обетование быть Богом не только для нас, но и для наших детей после нас». 

 

Важной частью молитвы является притязание на Божьи обетования.

 

Одним из примеров таких усердных молитв является молитва отца знаменитого миссионера в Новых Гебридах – Джона Г. Патона. В автобиографии он упоминает о небольшой комнате в доме, где он жил со своей семьей:

 

«Каждодневно и по несколько раз в день ... мы видели, как наш отец уединялся в комнате, закрывая за собою дверь; мы, будучи детьми, понимали это как некое его духовное побуждение (как что-то слишком возвышенное, чтобы об этом можно было говорить вслух), что там за нас возносились молитвы, подобно тому, как и в древние времена они совершались первосвященником за завесой в Святом Святых»12. 

 

Итак, родители берут на себя обязательство молиться.

 

б)        Родители берут на себя обязательство наставить своего ребенка в Слове Божьем

 

Они дают обещание «стремиться к тому, чтобы ребенок пришел к познанию Священного Писания, а также морального обязательства посвятить себя Богу».

 

Дети завета будут получать наставления в Слове Божьем во время церковных богослужений, а также во время детских и молодежных служений в церкви. Однако самыми влиятельными наставниками для них будут их родители.

 

Родители, давая во время крещения своих детей-младенцев торжественную клятву о том, что они будут наставлять их в Слове Божьем, возлагают на себя священное обязательство эту клятву исполнить (Второзаконие 6:4-9, Ефесянам 6:4).

 

«Религиозный обет или завет не обязывает нас к чему-либо, что служило бы дополнением к Слову Божьему, но он дополнительно обязывает нас к тому, что и так уже является нашим долгом», (Уильям Симингтон).

 

Детям нужно получать наставления от своих родителей как в официальной, так и в  неофициальной обстановке. Книга Второзакония 6:6-7 заповедует родителям стараться использовать любую возможность на протяжении всего дня, чтобы дать  детям наставление о Боге и о Его дивных делах.

 

«...да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая».

 

В Послании к Ефесянам, 6:4, апостол Павел усиливает данную заповедь. Часть ответственности наставнического служения родители передают церковной общине, к которой они принадлежат. Это приносит огромную пользу и поддержку. Однако, дети, которые получают наставление в Слове Божьем в первую очередь от своих родителей, имеют огромное преимущество. При содейстии Божьего благословения это приносит много плода.

 

Апостол Павел пишет христианам в Риме:

 

«Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия»,  (Римлянам 10:17).

 

в)        Родители берут на себя обязательство оставаться верными в своей христианской жизни и в поклонении

 

Они дают обещание «верно управлять своим домом, осуществлять родительскую власть с твердостью и любовью, подавать пример святой и праведной жизни, регулярно участвовать в личном, семейном и общем поклонении»

 

Родители, которые последовательно придерживаются данного обета, становятся большим благословением для своих детей. Согласно содержанию обета родители дают обещание подавать «пример святой и праведной жизни». Как и служители обязаны исполнять то, о чем они проповедуют, чтобы их служение было действенным, так и родители должны верно являть своим детям истину Божью. Те из родителей, кто пренебрегает четкими и ясными заповедями Бога, тем самым нарушают свой завет с Богом. Таким родителям не следует ожидать, что их дети верой откликнутся на Божьи обетования, сообщенные им при крещении. Псалом 102 акцентирует внимание на важности соблюдения завета родителями:

 

«Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их»,  (Псалом 102:17, 18).

 

Ежедневное семейное поклонениес младенческого возраста будет служить  наставлением для детей завета, и оно необходимо для достижения познания ими Бога посредством веры. В подобной повседневной практике поклонения они лицом к лицу встретятся с реальным бытием Бога, а также познакомятся с Евангелием благодати Божьей. Но не только это, но и вера родителей станет примером и стимулом к личной вере, поскольку дети завета растут в окружающем их мире неверия. Участвуя во всех аспектах семейного поклонения, они ощутят, что означает быть частью сообщества Божьего завета в контексте семьи.

 

Дети, участвующие в ежедневном семейном поклонении, также смогут лучше влиться в общинное богослужение и быстрее ощутят пользу от поклонения, чем те дети, которые такого опыта лишены. Каждый день дети завета ощущают реальность «домашней церкви». После подобного опыта раз в неделю они будут переживать всплеск эмоционального подъема еще и во время поклонения с другими семьями в «большой церкви».

 

Таким образом, крещение становится средством благодати вследствие верности родителей тем обетам, которые они дают во время крещения своих детей.

 

Первоначальные обещания, касающиеся детей в завете благодати, были даны Аврааму. Богу было известно, что Авраам как добросовестный родитель будет верен своим родительским обязательствам.

 

«...ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем», (Бытие 18:19).

 

Аврааму было явлено знамение обетования Божьего завета. Бог использовал Авраама как инструмент, с помощью которого данное обетование будет исполнено.

 

Важно, чтобы родители, занятые воспитанием детей, верили, что Бог будет использовать избранные Им средства благодати для приведения детей завета к спасающей вере. 

 

Однажды шотландский служитель пастор Уильям Стилл во время проповеди в своей общине в Абердине в 1968 году обратился к родителям с таким призывом:

 

«Раньше я уже говорил об этом: слишком много родителей-христиан воспитывают своих детей в страхе, чтобы те не сбились с пути, а не в вере в то, что дети с него не сойдут. Подобный страх, выраженный тысячами способов на протяжении первых нескольких лет их жизни, скоро передается их неокрепшим душам, и они так же, как и вы, поглощаются мыслями о том, чтобы не сбиться с пути. Это напоминает стремительное падение в пропасть. Чаще всего как раз так и происходит – дети, которые воспитываются в семье, где насаждается страх сбиться с верного пути, сбиваются с верного пути. Они предрасположены и заранее готовы к такой перспективе, потому что источником страха есть сатана, и, пребывая в страхе там, где следует проявить доверие и спокойно с уверенностью подкреплять это доверие делами вашей веры, вместо этого вы приводите в свой дом сатану. Всякий раз, когда вами может овладеть страх (сатана никогда не оставляет своих козней), немедленно обратитесь к Богу, отвратившись от сатаны, и произнесите: «Боже, однажды Ты сказал и заповедал мне ответить Тебе тем, что Ты говорил мне: эти дети – Твои. Я не буду бояться, но буду верить и действовать согласно тому, во что я верю»13.

 

Можно слышать, как некоторые христиане говорят: «Мир, в котором предстоит воспитывать детей – ужасен». Таким христианам не стоит забывать, что мир всегда был ужасным. Мы живем в  падшем мире. Но народ Божий имеет уверенность, что его дети отделены от мира и сокрыты в Боге, потому что они являются детьми детей Божьих. И эта истина определяется их крещением. Родителям следует растить детей в вере, а не в страхе; в вере, что Бог уже в самом начале жизни совершит то, что было выражено в крещении их ребенка – что Бог возродит их и воссоединит с Иисусом Христом. В практической жизни родителям-христианам следует напоминать, что нужно доверять своим детям, когда те оказываются вне поля зрения отца и матери. Например, когда шестилетняя девочка собирается на день рождения к кому-то из своих школьных друзей, родитель должен сказать уходящему ребенку: «счастливого вечера», а не «веди себя хорошо». Так вы проявляете доверие И такие отношения должны поддерживаться на протяжении всего детства и отрочества сына или дочери.

 

Поскольку крещение является настолько важным событием, детям нужно часто напоминать об этом таинстве, совершенном в самом начале их жизни. Во многих домах на самом видном месте расположены награды за достижения в спорте, в музыке или пении. Среди них должно находиться и Свидетельство о крещении. 

 

В христианских семьях каждый год отмечают дни рождения. Было бы прекрасно отмечать и годовщину крещения каждого ребенка. Это можно делать и во время семейного поклонения. Когда дети достигают сознательного возраста, им следует простыми словами объяснить, что означает их крещение. Тогда крещение сохранится в их памяти как яркое приключение детства, и они придут к осознанию  его важности. Дети в семье завета будут расти, зная о своем крещении, так же, как и мальчики в израильской семье знали о своем статусе участников завета.

 

В Израиле ежегодно отмечалась Пасха. Бог знал, что дети заинтересуются значением этого события.

 

«И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил. И преклонился народ и поклонился»,  (Исход 12:26, 27).

 

Вне сомнений, любознательные мальчики Израиля расспрашивали, почему они были обрезаны. Также и сегодня дети, которым рассказывают об их крещении, захотят узнать от своих родителей его заветное значение. Такие вопросы станут прекрасной возможностью говорить об обетованиях, данных им в завете  крещения, и о том, как им следует верою притязать на эти обетования.

 

 

 

3          КРЕЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО БЛАГОДАТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ ЗАВЕТА, ВЫРАЖЕННОЕ ЧЕРЕЗ ВЕРНОСТЬ ЧЛЕНОВ ЦЕРКВИ ДАННОЙ ИМИ КЛЯТВЕ

 

Во многих реформатских церквях во время крещения члены общины, где совершается крещение ребенка, также дают обет. В реформатской пресвитерианской церкви Ирландии обет излагается следующим образом:

 

«Обещаете ли вы молиться за это дитя завета, своим примером и наставлением поощрять его/ее ходить путями Господними?»14

 

Верующие, отвергающие педобаптизм, не смогут принять участие в таинстве крещения младенцев, а потому не захотят принять такой обет. Именно по этой, а также и по другим причинам, как я считаю, такие верующие не могут быть членами реформатской церкви, исповедующей педобаптизм. 

 

Дети завета пользуются поддержкой, получают ободрение, пример и молитвенную поддержку членов своей общины. В этом контексте данное средство благодати является неоценимой поддержкой для родителей и их детей, которые в нем воспитываются. Существует множество способов, как это осуществляется на практике.

 

 

 

4          КРЕЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО БЛАГОДАТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ ЗАВЕТА, ВЫРАЖЕННОЕ ЧЕРЕЗ ИХ ПРИНЯТИЕ ЦЕРКОВЬЮ

 

Служитель, совершающий Таинство Крещения над дитям завета, произносит следующие слова:

 

«Я крещу вас во имя Отца и Сына и Святого Духа»15.

 

Данная формула отображает не только единение с Богом, тем самым символизируя всякое благословение завета благодати. Она также указывает на факт принятия в Тело Христово, которое есть Церковь.

 

Эдмунд Клоуни называет крещение «таинством посвящения, которое отмечает крещаемого как принадлежащего к народу Божьему»16.  

 

Или как кратко пишет Джеймс Баннерман: «Крещение – это путь к официльному признанию факта принадлежности к церкви»17.

 

Дети, крещенные в общине, должны быть признаны личностями, принадлежащими сообществу завета. Эти дети должны возрастать в вере, зная о том, что они являются значимой частью Божьей семьи. Это приведет их к осознанию принадлежности, которое раньше им было незнакомо из-за отсутствия способности мыслить. Всем членам общины следует радоваться, что среди них есть дети как дар от Бога, и стремиться вместе с родителями этих детей «воспитывать их в учении и наставлении Господнем», (Ефесянам 6:4).

 

Вестминстерская Богословская Ассамблея в составленном ею руководстве публичного богослужения обращается к теме детей завета:

 

«Семя и потомство верных, рожденных в церкви, по праву их рождения имеют часть в завете, право на его печать, а также на внешние преимущества церкви, согласно Евангелию, не в меньшей мере, чем их имели потомки Авраама во времена Ветхого Завета: ... в том, что дети, посредством крещения, торжественно принимались в лоно видимой церкви, тем отличаясь от мира, а также и те, кто, будучи не крещен, не обладают данными преимуществами, и соединялись с верующими»18.

 

Заветный статус крещеных детей будет учитываться служителем в выборе средств и подходов для развития отношений с ними. Он обращается к детям во время общинного поклонения как к уже  принятым в заветное сообщество. Иногда он будет напоминать им о важности их крещения. Благоприятным моментом для этого может быть богослужение, во время которого совершается крещение. Служитель будет проповедовать детям о том, какие молитвенные упования связаны с крещением, о том, что к их внешнему омовению водой в раннем возрасте должно приложиться внутреннее омовение рождения свыше.

 

Он расскажет этим детям завета, что члены церкви, включая и их родителей, с нетерпением ожидают того момента, когда дети исповедают свою веру перед общиной, и, таким образом, войдут в число членов церкви.

 

Этот момент публичного исповедания называют еще конфирмацией. Исповедание веры подростками является подтверждением того, что ожидания, имевшие место при их крещении, наконец, осуществились в их жизни; и что благодаря милостивому деянию Божьему, они пришли к познанию и любви Иисуса Христа как их Спасителя и Царя.

 

Когда такие молодые люди стоят перед общиной и дают обеты церковного членства, служителю необходимо вновь напомнить им об их крещении. Оно могло произойти пятнадцать или шестнадцать лет тому назад. Основная цель Таинства крещения как средства благодати осуществлена, потому что молодые люди своими обетами свидетельствуют о своем рождении свыше Святым Духом и в союзе с Христом в Его спасительном деянии. И это вызывает большую благодарность Богу. Всемогущий Бог благословляет все «средства благодати», примененные в младенческом крещении, которые служат спасению их бессмертных душ.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

«Крещение младенцев как средство благодати».

 

Если родители-христиане правильно понимают важность данного Таинства и верно исполняют возложенные на них обязательства, то они испытают обильные благословения в семейной жизни.

 

Одно из самых прекрасных благословений – это то, что множество детей, воспитывающихся в таких семьях, испытают возрождающее действие Святого Духа уже в юном возрасте. Конечно, подобные изменения  не вполне осознаются в раннем возрасте, и дети исповедуют свою веру во Христа тем, что, по их словам, они никогда не помнили времени, когда они не любили Господа. Безусловно, подобное исповедание ценно в то время, когда дети семей завета все более подвергаются соблазнам и обольщениям современного безбожного мира. Если их исповедание веры на самом деле основывается на возрождающей благодати Святого Духа, то они останутся верными Богу и во времена искушений, а если нет такого основания, то скоро обнаружится истинное состояние их сердца.

 

Джон Мюррей так пишет о детском рождении свыше:

 

"... Там, где рождение свыше обретается в младенческом возрасте, происходит мгновенный переход от царства тьмы к Царству Божьему, и даже несмотря на то, что еще не может быть проявлена осознанная вера, тем не менее, уже имеется то, что мы можем и обязаны назвать семенем веры. Возрожденный младенец уже не находится под властью греха, не является чадом гнева, но является дитем Божьим и причастником Его Царства. Он воспитывается в  попечении Господнем в самом высоком смысле этого слова. Разумеется, потребуется еще много лет, чтобы такой ребенок достиг ясного понимания причастности к возрождению и спасению, которое следует за возрождением»19.

 

Опыт спасения не всегда переживается в детстве или в юношеском возрасте. Иногда вера родителей подвергаются испытанию. Они могут и не дожить до того момента, когда их дети придут к вере. Также, в тайне Божественного Провидения будут и такие дети, которые вначале, подобно Исаву, отвергают свое первородство, тем самым отвергая завет. Для них сохраняется опасность подвергнуться суровому праведному суду Божьему. Подобные исключения не должны приводить к выводу, что родители освобождаются от обязанности усердно молиться о духовном возрождении своих детей посредством Божьих средств благодати, когда те еще находятся в юном возрасте своего становления.

 

 

Роберт Л. У. Макколлум

доктор богословия, профессор Реформатского богословского колледжа (г. Белфаст), пастор реформатской пресвитерианской церкви г. Лисберн

 


СНОСКИ

 

1        Вестминстерское Исповедание веры, гл. 27, абз. 1

 

2        W. G. T. Shedd, Dogmatic Theology, 1889-94 ed., Nashville 1980, 2.360

 

3        Вестминстерское Исповедание веры, гл. 28, абз. 1

 

4        A. A. Hodge, The Confession of Faith: A handbook of Christian Doctrine Expounding The Westminster Confession, pp. 338, 339

 

5        The Shorter Catechism, with Scripture Proofs and Comments by Roderick Lawson.  Comment on Q. and A. No. 88, p. 51

 

6        G. I. Williamson, The Confession of Faith for Study Classes, p. 203

 

7        Edmund P Clowney, Contours of Christian Theology, The Church, Cambridge University press 1997, pp. 274, 275

 

8        John Calvin, Commentary on Isaiah 58, quoted by Joel Beeke, 365 Days with Calvin, 10th May

 

9        John Calvin, A Harmony of the Gospels, Vol. 2, p.171

 

10      Matthew Henry, One Volume Commentary, Matthew ch. 19, vs 13-15, p. 1711

 

11      The Code, The Book of Government and Order of the Reformed Presbyterian Church of Ireland, ch. 9, para. 9.05

 

12      J. G. Paton, Missionary to The New Hebrides, p. 8

 

13      William Still, from a Sermon preached in Aberdeen, 1968

         

14      The Code, The Book of Government and Order of the Reformed Presbyterian Church of Ireland, ch. 9, para. 9.06

 

15      The Code, The Book of Government and Order of the Reformed Presbyterian Church of Ireland, ch. 9, para. 9.08

 

16      Edmund P Clowney, Contours of Christian Theology, The Church 

 

17      James Bannerman, The Church of Christ, Vol. 2, p.80 

 

18      The Westminster Assembly, Directory for Public Worship, p.371

 

19      John Murray, Collected Writings, Vol. 2, pp. 199, 200

Роберт Л. У. Макколлум

доктор богословия, профессор Реформатского богословского колледжа (г. Белфаст), пастор реформатской пресвитерианской церкви г. Лисберн

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.