29.12.2013
Скачать в других форматах:

Мэтью Генри

Толкование книг Нового Завета. Послание Иуды

 

Это послание (как и некоторые другие) названо соборным, поскольку адресовано не какой-то конкретной личности, семье или церкви, а всему обществу христиан того времени, недавно обращенных в веру во Христа как из иудаизма, так и из язычества; оно имеет и будет иметь во все времена, пока будет существовать христианство на земле, неизменную и особую пользу для Церкви. Главная тема этого послания та же самая, что и второй главы второго послания Петра, и поскольку она уже была объяснена там, то здесь не нужно много говорить о ней. Послание предназначено для того, чтобы предостеречь нас против обольстителей и их обольщений, внушить нам горячую любовь к истине и сердечную ревность о ней, причем в самом тесном союзе со святостью, чьей существенной и неотделимой частью является любовь, или искреннее, свободное от всяких предубеждений братолюбие. Истина, которой мы должны держаться сами и стремиться, чтобы и другие познали ее и не отступали от нее, имеет две характерные черты - это есть истина в Иисусе (Еф. 4:21) и это есть истина, относящаяся к благочестию, Тит. 1:1. Евангелие есть Евангелие Христа. Он открыл его нам, и Он является главным предметом его; поэтому мы должны постараться узнать из него все, что можем, о личности Христа, о Его двойной природе и о Его служении; равнодушие к этому не извинительно ни для кого, называющего себя христианином; и мы знаем, из какого источника должны извлекать, всецело и единственно, все необходимые спасительные знания. Кроме того, Евангелие есть учение о благочестии. Никакие учения, поощряющие порочные похоти человека, не могут быть от Бога, каковы бы ни были оправдания и претензии на их счет. Заблуждения, опасные для человеческих душ, довольно рано проникли в Церковь. Когда рабы спали, были посеяны плевелы. Но благодаря мудрости и благости провидения, они начали появляться и обнаруживать себя уже в то время, когда, по крайней мере, некоторые из апостолов были еще живы, чтобы опровергать их и предостерегать других против них. Мы склонны думать, что если бы мы жили в их время, то были бы надежно ограждены от попыток и уловок обольстителей; однако мы имеем их свидетельство и их предостережения, которых вполне достаточно, и если мы не верим их писаниям, то не поверили бы и их речам, если бы жили среди них и лично общались с ними.

В этом послании содержится:

I. Краткое представление об авторе послания, о характере Церкви, о благословениях и привилегиях этого блаженного общества, ст. 1, 2.

II. Повод для написания послания, ст. 3.

III. Характеристика нечестивых и развращенных людей, проникших в Церковь уже на самой ранней стадии ее существования и имевших последователей такого же духа и нрава в последующие времена, ст. 4.

IV. Предостережение против прислушивания к ним и следования за ними, обоснованное на строгости Божией по отношению к древним израильтянам за их неверие и ропот во время выхода из Египта и к павшим ангелам, а также на примере греха и наказания Содома и Гоморры, ст. 5-7.

V. Апостол уподобляет этим нечестивцам тех обольстителей, против которых делает предостережение, и подробно описывает их, ст. 8-13.

VI. Затем он цитирует древнее пророчество Еноха (как особенно подходящее в качестве аргумента), предсказавшего и описавшего будущий суд, ст. 14, 15.

VII. Дополняет описание характера обольстителей и предупреждает против соблазна, которому могут подвергнуться искренние души на столь раннем проникновении таких явлений, напоминая о том, что им еще давно было предсказано, что так должно быть, ст. 16-19.

VIII. Призывает их к стойкости в вере, усердию в молитве, бодрствованию против отпадения от любви Божией и к живой надежде на вечную жизнь, ст. 20, 21.

IX. Дает указания, как им действовать по отношению к заблудшим и осквернившимся людям, ст. 22, 23.

X. Заканчивает в последних двух стихах замечательной доксологией.

Стихи 1, 2

Это предисловие, или введение, где I. Дана краткая характеристика автора этого послания, Иуды. Он был тезкой одного из своих предков, патриарха, сына Иакова, самого выдающегося из его сыновей (хотя он и не был первородным), от чресл которого произошел, по прямой линии, Мессия. Это достойное, превосходное и почетное имя. Однако:

1. Он имел и нечестивого тезку. Это был Иуда (один из двенадцати, по прозвищу Искариот, данному ему по месту его рождения), подлый изменник, предавший своего и нашего Господа. И самые хорошие и самые плохие люди могут носить одни и те же имена. Называть именами выдающихся своими добрыми качествами людей может быть назидательным, но из этого нельзя делать заключения о том, какими мы окажемся, хотя можно заключить, какими желали и надеялись увидеть нас наши добрые родители или прародители.

2. Но наш Иуда был совершенно другим человеком. Как и Искариот, он был апостолом, но, в отличие от него, был искренним учеником и последователем Христа. Он был верным рабом Иисуса Христа, а тот был предателем и убийцей, поэтому здесь делается тщательное различие между ними. Д-р Мэнтон замечает по этому поводу, что Бог проявляет большую заботу о добром имени Своих искренних и полезных рабов. Почему же мы не должны дорожить репутацией и полезностью, как своей собственной, так и кого-то другого? Наш апостол называет себя рабом Иисуса Христа, считая это звание самым почетным. Гораздо почетнее быть искренним и полезным рабом Христа, чем земным царем, каким бы могущественным и преуспевающим он ни был. Иуда мог бы заявить о своем родстве с Христом по плоти, но не делает этого, предпочитая хвалиться тем, что он - Его раб. Отметим:

(1) Быть верным рабом Христа действительно более почетно, нежели Его родственником по плоти. Многие из кровных родственников Христа, так же как и из Его прародителей, погибли не из-за недостатка родственных чувств у Него как человека, но из-за их собственного неверия и упорства; это должно заставлять потомков и близких родственников людей, известных своим искренним и примерным благочестием, ревновать о самих себе с великой ревностью. Сын Ноя был спасен в ковчеге от вод потопа, от временного суда, однако в конечном счете он может потонуть в потоке Божиего гнева, подвергнуться возмездию вечного огня. Христос Сам говорит нам, что кто будет исполнять волю Божию, тот (и только тот) Ему брат и сестра и матерь, то есть будет иметь более почетное и преимущественное родство с Ним, чем самые близкие и дорогие Ему родственники по плоти как таковые. См. Мат. 12:48-50.

(2) То, что апостол Иуда называет себя рабом, хотя он был апостол, достойный Христа, делает звание раба Иисуса Христа очень почетным для самого скромного искреннего служителя (и соответственно для каждого верного христианина). Апостолы были рабами, прежде чем стали апостолами, и всегда оставались рабами. Поэтому пусть служители Христа оставят всякие притязания на господство друг над другом или над стадом, доверенном их попечению. Будем всегда помнить слова нашего дорогого Искупителя: Между вами да не будет так. Брат Иакова, то есть того Иакова, кого древние называли первым епископом Иерусалима и о характере и мученической кончине которого делает упоминание Иосиф Флавий, считавший жестокость, проявленную к нему, одной из главных причин ужасного разрушения этого города и истребления его жителей. Братом этого самого Иакова и был Иуда, в самом строгом или в более широком значении слова - не могу судить. Однако он считает для себя честью быть братом Иакова. Мы должны почитать тех, кто старше нас по возрасту, положению, обладает большими дарами и благодатью не завидовать им, но и не льстить, а также не следовать их примеру, когда имеются все основания считать, что они поступают неправильно. Так апостол Павел противостал своему собрату - апостолу Петру, когда увидел, что его надо обличить, то есть что он действительно заслуживает обличения, хотя высоко ценил его и питал к нему искреннюю любовь, Гал. 2:11 и далее.

II. Сообщается, кому адресовано это послание, а именно: всем призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом. Призванные. Возможно, апостол подразумевает здесь, что они были призваны стать христианами через проповедь слова: они с радостью приняли его, исповедали сердечную веру в него и таким образом вступили в церковь (в церковную общину и в общение с церковью), глава которой – Христос, а верющие - ее члены, настоящие верующие действительно, а только исповедующие себя таковыми - внешне. Заметим следующее: Христиане являются призванными, они призваны из мира, от его лукавого духа и нрава, призваны к горнему, к высшему и лучшему, к небу, к невидимому и вечному; призваны от греха к Христу, от суеты к серьезности, от нечистоты к святости; и все это согласно Божиему определению и по Его благодати: Кого Он предопределил, тех и призвал.., Рим. 8:30. Призванные таким образом:

1. Освящены, освящены Богом Отцем. Об освящении в Писании обычно говорится как о работе Духа Святого, здесь же оно приписывается Богу Отцу потому что Дух действует как Дух Отца и Сына. Заметьте, что все, действительно призванные, освящены, содедались причастниками Божеского естества (2 Пет. 1:4), ибо без святости никто не увидит Бога, Евр. 12:14. Наше освящение - это не наше собственное дело. Если кто-то освящен, то его освятил Бог Отец, не исключая Сына или Духа, ибо Они - одно, единый Бог. Наши испорченность и нечистота исходят от нас самих, но освящение и обновление - от Бога и Его благодати. Поэтому если мы погибаем в беззаконии, то всю вину за это должны взять на себя, а если освящены и прославлены, то вся честь и слава за это должны быть приписаны Богу, Ему одному. Я признаюсь, что трудно дать ясное и четкое представление об этом, но мы не должны отрицать непреложную истину или пренебрегать ею только потому, что не можем согласовать между собой ее отдельные части; ибо с таким же успехом мы могли бы отрицать то, что наблюдаем каждый день и каждый час, а именно: что любой из нас может сдвинуться на один дюйм с того места, где сейчас находится.

2. Призванные и освященные сохраняются Иисусом Христом. Бог начинает труд благодати в душах человеческих, Он же его продолжает и завершает. Где Он начал Свое дело, там Он завершит его; хотя мы и непостоянны, Он неизменен. Он не забудет дел рук Своих, Пс. 137:8. Поэтому будем полагаться не на себя и не на благодать, уже полученную нами, но на Бога, и на Него одного, стараясь при этом всеми надлежащими, предназначенными для того средствами хранить себя, так, как нам хочется надеяться, что Он будет хранить нас. Заметьте:

(1) Верующие сохраняются от врат ада для славы небес.

(2) Все сохраняемые сохраняются в Иисусе Христе, как в крепости и убежище, если только они пребывают в Нем, исключительно посредством своего союза с Ним.

III. Апостольское благословение: Милость вам и мир и любовь да умножатся. Из милости, мира и любви Бога вытекают все наши утешения, все реальные блага, какими мы обладаем в этой жизни, и все наши надежды на лучшее.

1. Милость Божия - это источник всех благ, какие мы имеем или надеемся иметь; это милость не только к несчастному, но и к виновному человеку.

2. За милостью следует мир, вытекающий из сознания обретенной милости. Мы не можем иметь истинного и постоянного мира, если он не исходит из нашего примирения с Богом через Иисуса Христа.

3. Как из милости проистекает мир, так из мира -любовь, Его любовь к нам, наша любовь к Нему и наша любовь друг к другу, братолюбие (забытая, незаслуженно пренебрегаемая добродетель!). Апостол молится об умножении их, чтобы христиане не довольствовались скудными крохами, но чтобы как отдельные души, так и целые общины были богаты ими. Заметьте: Бог готов наделить нас всеми благословениями и во всей полноте каждого из них. И если мы имеем недостаток, то не в Нем, а в самих себе.

Стихи 3-7

I. Цель написания апостолом этого послания недавно обращенным иудеям и язычникам, а именно: утвердить их в христианской вере, в практическом поведении, соответствующем этой вере и сообразным с нею, в открытом и смелом исповедании ее, особенно во времена оппозиции, в виде либо искусного обольщения, либо яростного, жестокого преследования. Но в такие периоды мы должны тщательно следить за тем, чтобы вера, исповедуемая и распространяемая нами, была истинной христианской верой, а не отличительным признаком той или иной партии, не чем-то таким, что появилось после вдохновенных писаний святых евангелистов и апостолов. Заметьте:

1. Евангельское спасение - это общее спасение, то есть оно предлагается самым искренним образом всему роду человеческому, всем, до чьего слуха оно достигло; ибо поручение Христа было (Map. 16:15, 16): ...Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Бог, несомненно, подразумевает то, о чем говорит; Он не обольщает нас пустыми словами, как делают люди; поэтому никто не исключается из благословения этих предложений и приглашений благодати, кроме тех, кто окончательно исключает сам себя своим упорным нежеланием покаяться. ...Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром, Отк. 22:17. Это относится ко всем верующим и только верующим, причем как сильным, так и слабым. Пусть никого не смущают сокрытые Божий определения, о которых они мало знают и с которыми ничего не могут сделать. Божий определения непонятны, а Его заповеди - ясны. «Все искренние христиане объединяются во Христе как общей Главе, все они движимы одним и тем же Духом, руководствуются одним правилом, встречаются у одного престола благодати и надеются вскоре встретиться у одного общего наследия».

2. Это общее спасение является предметом веры всех святых. Они все и от всего сердца согласны с учением об общем спасении; они считают его верным словом, и достойным всякого принятия, 1 Тим. 1:15. Это есть вера, однажды, как раз и навсегда, преданная святым, к ней нечего добавить и от нее нечего убавить, и ничего нельзя изменить. Будем пребывать в ней, в ней мы находимся в безопасности, если же сделаем шаг в сторону, то окажемся в опасности быть либо запутанными, либо обманутыми.

3. Все апостолы и евангелисты писали нам об этом общем спасении. Кто внимательно читает их писания, тот не может сомневаться в этом. Странно, что некоторые думают, будто они писали, главным образом, в поддержку каких-то особых систем и понятий, тем более таких, о которых они никогда не думали и не могли думать. Достаточно того, что они возвестили нам, по вдохновению Духа Святого, все, во что необходимо каждому веровать и что каждый должен делать, чтобы иметь личное участие в общем спасении.

4. Проповедующие или пишущие об общем спасении должны прилагать все усердие, чтобы делать это хорошо; они не должны приносить Богу и Его народу то, что им ничего не стоит, или почти ничего не стоит, никаких умственных усилий или очень малых усилий, 2 Цар. 24:24. Это было бы непочтительно по отношению к Богу и несправедливо по отношению к человеку. Апостол (хотя и имел вдохновение) прилагал все усердие к тому, чтобы писать об общем спасении. Что же тогда будет с теми, кто (не имея вдохновения) не прилагает никакого, или почти никакого, усердия, но говорит людям (от имени Бога) quicquid in buccam venerit-все что приходит в голову, кто, употребляя слова Священного Писания, не заботится о том, как их истолковать или применить? Все, кто говорит о святых вещах, должны всегда говорить о них с большим благоговением, осторожностью и усердием.

5. Принявшие учение об общем спасении должны ревностно подвизаться за него. Ревностно, но не неистово. Подвизающиеся за христианскую веру или на христианском поприще должны законно подвизаться, а иначе труд их будет напрасным, и они подвергнутся риску лишиться своего венца, 2 Тим. 2:5. Ибо гнев человека не творит правды Божией, Пак. 1:20. Лгать ради истины - плохо и браниться ради нее - не намного лучше. Заметьте: принявшие истину должны подвизаться за нее. Но как? Как подвизались апостолы - терпеливо и мужественно страдая за нее, а не причиняя страдания другим, если эти другие не хотят немедленно принимать каждое понятие, какое нам угодно (доказанное или недоказанное) называть фундаментальным понятием веры. Мы не должны позволять, чтобы нас лишали какого-нибудь существенного догмата христианской веры посредством хитрого искусства обольщения или благовидных притязаний, Еф. 4:14.

II. Причина, побудившая апостола написать послание с такой целью. Как злые нравы вызывают появление добрых законов, так опасные заблуждения часто дают повод для соответствующей защиты важных истин. Заметьте здесь:

1. Нечестивые люди - это великие враги веры Христовой и мира церкви. Отвергающие или извращающие веру во Христа и нарушающие мир в церкви ясно определены здесь как нечестивые. Мы могли бы иметь истину вместе с миром (самое большее, что можно пожелать), если бы в наших церквах и конгрегациях были только истинно благочестивые люди (служители и рядовые христиане), но вряд ли можно ожидать такого блаженства по эту сторону небес. Нечестивые люди возбуждают сомнения, чтобы способствовать своим эгоистическим, амбициозным и корыстным целям. Это было бичом церкви всех прошлых веков, и я думаю, что до конца времени не будет ни одного века, вполне свободного от подобных людей и подобных нравов. Ничто не может отсечь нас от Церкви, кроме того, что отсекает нас от Христа, а именно: кроме неверности и нечестия. Мы должны остерегаться клеймить какие-то партии или отдельные личности таким названием, особенно делать это без малейшего доказательства или, как слишком часто случается, при малейшем подозрении. Нечестивые люди- это люди, живущие без Бога в мире, не чтущие Бога и пренебрегающие совестью. Таковых надо бояться и избегать, не только беззаконников, совершающих грехи преступления, но и нечестивцев, позволяющих себе грехи упущения, как например, ограничение молитвы перед Богом, уклонение от обличения богатого человека, когда этого требует занимаемое положение, из страха лишиться его расположения и каких-то ожидаемых от него выгод, а также тех, кто делает дело Господне небрежно, и так далее.

2. Самыми наихудшими из нечестивых людей являются те, что обращают благодать Бога нашего в повод к распутству, что дерзают грешить более смело, потому что благодать Божия изобилует и продолжает изобиловать так замечательно; те, что ожесточаются в своем нечестии, злоупотребляя широтой и полнотой евангельской благодати, цель которой - отвратить человека от греха и привести его к Богу. Делаться распутным при такой великой благодати, превращать ее в повод, для того чтобы делать всякую нечистоту с ненасытимостью, и ожесточать себя таким образом жизни посредством той самой благодати, что является последним и самым сильным средством для обращения нас от него, это значит делать себя самыми низкими, самыми худшими и самыми беспомощными из грешников.

3. Обращающие благодать Бога в повод к распутству, в сущности, отвергают единого Владыку Бога и Господа нашего Иисуса Христа, то есть отвергают как естественную религию, так и данную по откровению свыше. Они подрывают основание естественной религии, поскольку отвергают единого Владыку Бога, и разрушают все строение религии, данной по откровению, потому что отвергают Господа нашего Иисуса Христа. Великое намерение Бога в утверждении Им в мире религии по откровению состояло в приведении нас к Нему. Отвергать эту религию означает, по существу, ниспровергать и естественную, ибо они вместе стоят или падают, они взаимно обогащают друг друга силой и светом. Дал бы Бог, чтобы наши современные деисты, живущие при свете Евангелия, серьезно подумали об этом и тщательно, усердно и беспристрастно проверили; что препятствует им, утверждающим, что они вполне убеждены в принципах естественной религии и всех ее обязанностей, принять Евангелие? Никогда никакие две копии не соответствовали друг другу более точно, чем они, так что кажется абсурдным - принимать одну из них и отвергать другую. Думается, что более правильным было бы либо принимать, либо отвергать ту и другую религии, хотя, может быть, более благоразумно, особенно в наш век, отводить свое место той и другой.

4. Обращающие благодать Бога в повод к распутству предназначены к осуждению. Они грешат против последнего, величайшего и самого совершенного целебного средства и таким образом остаются без извинения. Те, что грешат таким образом, обязательно умрут от своих ран, от своих болезней, они издревле предназначены к этому осуждению, что бы ни означало это выражение.

5. Мы должны ревностно подвизаться за веру против желающих исказить или извратить ее, против тех, что вкрались. Верные смиренные служители содействуют радости, миру и утешению членов церкви, они не господствуют над верой их! Кем бы ни были пытающиеся извратить веру, мы должны ревностно противостоять им. Чем деятельнее и коварнее пособники сатаны в своем стремлении лишить нас истины, тем более сильно должны мы держаться ее, только при условии, если мы вполне уверены в том, что держимся не ошибочных и пагубных понятий, не заблуждающихся и вредных людей и партий.

III. Предупреждение, данное апостолом от имени Христа тем, что некогда исповедали святую веру, а затем оставили и предали ее, ст. 5–7. Напоминается о прежних судах Божиих над грешниками с целью пробуждения и устрашения тех, к кому обращены предупреждения этого послания. Заметьте: Суды Божий часто провозглашаются и совершаются не столько из недовольства против самих преступников (непосредственно или исключительно), сколько in terrorem - в предупреждение другим; это не означает, что Бог не гневается на них, но что на других, избежавших суда в настоящее время, Он, возможно, гневается не меньше. Я хочу напомнить вам... Нам нужно напоминать о том, что мы уже знаем. Поэтому установленные в христианской церкви богослужения всегда остаются необходимыми и полезными, несмотря на то что все догматы веры и основы вероучения так ясно и понятно открыты непосредственно в словах Писания или могут быть легко и просто выведены из них как их естественные следствия так, что любой может прочитать и уразуметь их. Для этого не нужны непогрешимые толкователи, действительные или воображаемые. Некоторые люди (достаточно слабые) полагают: «Если в Священном Писании так ясно изложено все необходимое для спасения, то какая нужда в церковных богослужениях и какая польза от них? Почему бы нам не остаться дома и читать свою Библию?» Вдохновенный апостол дает здесь полный, хотя и не исчерпывающий, ответ на это возражение. Проповедь предназначена не для того, чтобы каждый раз учить нас чему-то новому, чего мы не знали прежде, но чтобы приводить нам на память забытое, воздействовать на наши чувства, вселить в нас решимость привести свою жизнь в соответствие с нашей верой. Хотя вы уже знаете это, тем не менее вам необходимо знать лучше.

О чем же нам, христианам, следует напоминать?

1. О гибели неверовавших израильтян в пустыне, ст. 5. Павел напоминает об этом коринфянам, 1 Кор. 10. Первые десять стихов этой главы представляют собой самое лучшее толкование пятого стиха послания Иуды (наилучшим комментарием на Писание всегда является само Писание). Поэтому никто не должен слишком полагаться на свои привилегии: многие, выведенные из Египта посредством целой серии удивительных чудес, тем не менее погибли в пустыне по причине неверия. ...Не гордись, но бойся, Рим. 11:20. Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим, Евр. 4:1. Они видели множество чудес, ежедневно имели свой насущный хлеб и, тем не менее, погибли в неверии. Мы имеем значительно больше преимуществ, чем они; пусть же их ошибки (такие фатальные ошибки) будут для нас серьезным предостережением.

2. Далее нам напоминается о падших ангелах, ст. 6. Существует огромное число ангелов, оставивших свое жилище; это те, которые не довольствовались положением предписанным и определенным для них верховным Монархом Вселенной, считая (подобно недовольным служителям нашего века), что они заслужили лучшего; они хотели бы, называясь служителями, быть властелинами, а их Властелин чтобы был, в сущности, их служителем, то есть делал бы все и только то, чего желают они; таким образом главной и непосредственной причиной их падения была гордость. Они оставили свое место и взбунтовались против Бога, своего Творца и суверенного Господина. И Бог не пощадил их (таких высоких и великих); Он не пошел им на уступки, Он сверг их, как делает мудрый и добрый царь с эгоистичным и неверным служителем. Великий премудрый Бог не мог не знать (как часто случается с наимудрейшими и наилучшими из земных царей) намерений, какие они преследовали. И что же стало с ними? Они думали бросить дерзкий вызов Всемогущему и привести Его в замешательство, но Бог оказался для них слишком сильным противником, Он низверг их в преисподнюю. Те, что не захотели быть слугами своего Создателя и исполнителями Его воли, оставаясь в своем первоначальном положении, стали пленниками Его правосудия и теперь соблюдаются в вечных узах под мраком. Заметьте, каково положение падших ангелов: они находятся в узах, связанные силой и правосудием Бога, и соблюдаются на суд великого дня; они находятся под мраком, хотя некогда были ангелами света; они пребывают в такой ужасной тьме, что продолжают бороться против Бога, как будто для них еще осталась какая-то, по крайней мере, небольшая надежда выиграть и победить в конфликте. Ужасное безумие! Как свет и свобода сопутствуют друг другу, так между оковами и тьмой существует полное соответствие! Демоны, бывшие некогда ангелами, соблюдаются в вечных узах, и далее. Заметьте: Существует, несомненно, существует грядущий суд, падшие ангелы соблюдаются на суд великого дня; так неужели падшие люди избегут его? Конечно, нет. Пусть каждый читающий задумается над этим, пока не поздно. Их узы называются вечными, потому что невозможно, чтобы они когда-нибудь могли разорвать их или избавиться от них, они прочно и надежно содержатся в них. Этими узами, так крепко связавшими падших ангелов, являются постановление, справедливость и гнев Бога. Слушайте и страшитесь, о грешники из смертного рода человеческого!

3. Теперь апостол напоминает нам о разрушении Содома и Гоморры, ст. 7. Подобно им, и далее. Здесь намекается на разрушение пяти городов, чтобы представить гибель осужденных в озере, горящем огнем и серою; они были виновны в омерзительных грехах, о которых невозможно без отвращения и ужаса ни говорить, ни думать. Их гибель -это особое предупреждение всем людям остерегаться и удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, 1 Пет. 2:11. «Эти похоти навлекли на содомлян огонь с неба, и теперь они подверглись казни огня вечного. Поэтому остерегайтесь, не подражайте их грехам, чтобы вам не подвергнуться тем же язвам, что и они. Бог и теперь так же свят, чист и праведен, как и тогда; и могут ли временные греховные наслаждения вознаградить вас за ваши мучения от казни огня вечного?»

Стихи 8-15

Здесь апостол выдвигает обвинение против обольстителей, совращающих учеников Христа с пути исповедания и практики Его святой веры. Он называет их оскверненными мечтателями (в англ. переводе. – Прим. переводчика), поскольку заблуждение – это мечта и начало всякого осквернения, оно ведет к нему. Отметим, что грех – это скверна, он делает людей отвратительными и низкими в глазах Святого Бога, и рано или поздно (при покаянии или окончательном наказании) - в их собственных глазах, а со временем и в глазах всех окружающих. Сии мечтатели погружаются в мир фантазий здесь, на земле, а в конечном счете окажутся в реальном аду. Пусть их характер, образ жизни и их конец будут достаточным и своевременным предупреждением для нас; подобные грехи производят подобные наказания и гибель.

I. Характер этих обольстителей.

1. Они оскверняют плоть. Плоть, или тело, - это то, что непосредственно оскверняется или является поводом к возбуждению многих отвратительных скверн; и хотя они совершаются в теле и против тела, тем не менее чрезвычайно оскверняют, жестоко калечат и ранят душу. Плотские похоти восстают на душу, 1 Пет. 2:11; а в 2 Кор. 7:1 мы читаем о сквернах плоти и духа, оскверняющих всего человека, хотя они и разного рода.

2. Они отвергают начальства и злословят высокие власти, это люди беспокойного ума и бунтарского духа, забывающие, что существующие власти от Бога установлены, Рим. 13:1. Бог повелевает нам никого не злословить (Тит. 3:2), но когда мы злословим власти, людей, которых Бог поставил над нами, то грех злословия становится особенно тяжким; злословя их, мы злословим Самого Бога. Или если эти слова, как делают некоторые, относить к религии, как долженствующей владычествовать на земле, то такие ругатели отвергают авторитет совести, делают ее предметом шуток и хотели бы изгнать ее из мира; что же касается Божиего слова, закона совести, они отвергают и его. Откровения Божией воли мало интересуют их, они остаются правилом веры и поведения только до тех пор, пока им не объяснят их значения и применения ко всему окружающему их. Или, как считают другие, высокие власти, упоминаемые здесь, это народ Божий, согласно словам псалмопевца Давида: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» (Пс. 104:15). Они злословят.., и далее. Как религия, так и люди, серьезно исповедующие ее, всегда и везде подвергались злословиям. Хотя в религии нет ничего, кроме доброго и заслуживающего самого высокого уважения, так как она содействует совершенствованию нашей природы и служит нашим истинным и высочайшим интересам, тем не менее об этой секте, как нравится врагам называть ее, везде спорят, Деян.28:22 (в англ. переводе. -Прим. переводчика).

В связи с этим апостол упоминает о Михаиле Архангеле, ст. 9. Толкователи затрудняются объяснить, что следует здесь понимать под Моисеевым телом. Некоторые думают, что диавол добивался того, чтобы Моисею было устроено торжественное погребение, чтобы место его погребения было общеизвестным, рассчитывая таким образом увлечь иудеев в новый вид идолопоклонства, к чему они были очень склонны по своей природе. Д-р Скотт считает, что под Моисеевым телом надо понимать иудейскую Церковь (за разрушение которой боролся и состязался диавол), по аналогии с христианской Церковью, называемой на языке евангелия телом Христовым. Иные предлагают другие толкования, но я не хочу обременять ими читателя. Хотя этот спор был чрезвычайно горячим и Михаил вышел из него победителем, однако он не хотел произносить укоризненного суда на диавола; он знал, что такое оружие не следует применять для защиты. Сказано, что он не смел произнесть. Почему не смел? Не потому, что он боялся диавола, но потому, что был уверен, что Бог будет оскорблен, если он будет действовать таким образом; он считал ниже своего достоинства состязаться с величайшим врагом Бога и человека, кто из них кого превзойдет в искусстве спорить и браниться; всем любителям поспорить следует помнить - во время спора нельзя произносить оскорбительных обвинений. Истина не нуждается в поддержке лжи и грубости. Некоторые говорят, будто Михаил не произносил укоризненного суда против сатаны, так как знал заранее, что такое оружие будет бессильно против него. Другие полагают, что апостол ссылается здесь на отрывок из книги Чисел 20:7-14. Сатана хотел, чтобы Моисей был представлен в том неприглядном виде, какой в то время был у этого доброго человека, и чтобы соответственно с этим видом обращались с ним. Михаил, согласно данному тексту, встал на защиту Моисея и с ревностью, в духе правоты и смелости, говорит сатане: «Да запретит тебе Господь». Он не захотел спорить с диаволом и входить в подробное обсуждение этого конкретного случая. Он знал, что Моисей был его соратником, возлюбленным Божиим, и не хотел терпеть поношений в его адрес со стороны князя бесовского, и с справедливым негодованием восклицает: Да запретит тебе Господь, подобно тому как Сам Господь наш сказал (Мат. 4:10): ...Отойди от Меня, сатана... Моисей был человеком высокого достоинства, правителем, которого Бог любил и оказывал ему предпочтение; и архангел считал недопустимым, чтобы с ним так обращался такой негодный дух-отступник, какого бы высокого чина он ни был. Из этого нам надлежит извлечь урок, что мы должны вставать на защиту тех, кого Бог признает Своими, какой бы суровой критике они и их поведение не подвергались со стороны сатаны и его помощников. В частности, те, что критикуют справедливую власть за малейшие ошибки в ее поведении, могут –слышать: «Да запретит тебе Господь», а Божий упреки переносить значительно тяжелее, чем думают беспечные грешники.

3. А сии злословят то, чего не знают.., ст. 10. Заметьте, злословящие религию и благочестие злословят и то, чего не знают, ибо если бы знали, то говорили бы о них хорошо, потому что о религии поистине нельзя сказать ничего, кроме хорошего, и печально, что нечто отличное или противоположное иногда вполне справедливо может быть сказано в адрес некоторых из исповедующих веру. Благочестивая жизнь - это самая здравая, счастливая, обеспеченная и честная жизнь. Далее заметьте, что люди более всего склонны плохо говорить о тех личностях и вещах, о которых они знают менее всего. Многое и многие не пострадали бы от злых языков, если бы их лучше знали! С другой стороны, скрытная жизнь защищает некоторых даже от справедливой критики. Что же по природе... знают. Трудно, если не невозможно, найти хоть одного упорного врага христианской религии, кто всей своей жизнью явно или скрытно не противоречил бы каждому принципу естественной религии; многие считают, что это слишком суровое и жестокое высказывание, но я боюсь, что оно окажется слишком справедливым в день откровения праведного суда от Бога. Апостол уподобляет таковых бессловесным животным, хотя они часто хвалятся и считают себя если не самой мудрой, то, по крайней мере, самой остроумной частью рода человеческого. Тем растлевают себя, то есть самым простым, естественным и необходимым, тем, что совершенно открыто и очевидно для естественного разума и совести; даже в этом они растлевают, бесчестят и оскверняют себя; их вина, какая бы она ни была, заключается не в неведении их, а в их развращенной воле и в необузданных похотях и страстях.

4. В ст. 11 апостол представляет их как последователей Каина, а в ст. 12, 13 - как безбожных и нечестивых людей, мало думающих о Боге и о будущем мире, а может быть, и мало верующих в них; как жадных и завистливых, стремящихся лишь к достижению сиюминутных выгод в этом мире и не проявляющих никакой заботы о будущем; как мятежников против Бога и людей, подобно Корею предпринимающих попытки, которые, несомненно, приведут их к погибели, как и Корея. О них апостол говорит далее:

(1) Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви... - dydnmg, или пирах любви, часто упоминаемых древними. Им удавалось, тем или иным способом или по несчастной случайности, оказаться в их среде, но они были соблазнами на этих вечерях, будучи сами осквернены и оскверняя других. Заметьте, какой это серьезный, хотя несправедливый и случайный, укор религии, когда исповедующие ее и участвующие в ее самых торжественных установлениях не соответствуют и даже противоречат ей как в сердце, так и в практической жизни: Таковые бывают соблазном (или, согласно англ. тексту, позором. - Прим. переводчика). И тем не менее во всех христианских общинах, не исключая наилучших, эти позорные пятна существуют. Очень жаль. Господь исправит это в Свое время и Своим путем, а не человеческим, когда слепо и немилосердно вместе с плевелами выдергивается и пшеница.

(2) Пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Несомненно, они были сущими обжорами и помышляли только о том, как удовлетворить свой аппетит вкусной и обильной пищей; они не следовали предостережению Соломона, Прит. 23:2. Заметьте: даже обычную пищу всегда следует принимать с святым страхом, а тем более на вечерях любви, хотя мы иногда за обычным столом объедаемся более, чем за праздничным, легко и незаметно, так как менее остерегаемся при этом; изобилие пищи на пиршествах бывает, по крайней мере, для некоторых, предохранительным средством, хотя для других оно может оказаться опасной сетью.

(3) Это -безводные облака, обещающие дождь во время засухи, но никогда не дающие его. Таковы формальные верующие: в начале пути они обещают много, подобно деревьям, цветущим ранней весной, но мало приносят, или вовсе не приносят, плода. Носимые ветром, невесомые, пустые, легко увлекаемые ветром в ту или другую сторону. Таковы и пустые верующие: не имея твердого основания, они представляют собой легкую добычу для любого обольстителя. С удивлением слышишь, как многие с такой уверенностью толкуют о многих вещах, о которых они знают очень мало или совсем ничего не знают, и при этом им недостает мудрости и смирения, чтобы сознавать и чувствовать, как они мало знают. Как счастлив был бы наш мир, если бы люди либо побольше знали, либо больше сознавали, как мало они знают.

(4) Осенние деревья бесплодные (деревья с засохшими плодами, согласно англ. переводу. - Прим. переводчика), и далее. Это деревья, потому что насажены в Господнем винограднике, однако они бесплодны. О тех, чьи плоды засохли, справедливо можно сказать, что они бесплодны. Где нет ничего доброго, там никогда не будет ничего лучшего. Печально, когда люди, начавшие духом, оканчивают плотью, - явление столь же обычное, как и ужасное. Наш текст говорит о них как о дважды умерших. Казалось бы, вполне достаточно умереть один раз; никому из нас, до полного обновления благодатью, не хотелось думать и об одной смерти, хотя она является уделом всех. Что же тогда означает быть умершими дважды? Некогда эти люди были мертвы по своему природному падшему состоянию, но после принятия христианской веры они, казалось, ожили, были вновь приведены к жизни, подобно человеку, вышедшему из состояния обморока. Но теперь они снова умерли, со всей очевидностью доказав свое лицемерие: какими бы они ни казались, в действительности в них никогда не было истинной жизни. Исторгнутые; так мы обычно исторгаем мертвые деревья, от которых уже не ждем плода. Они мертвые, мертвые, мертвые, зачем они место занимают? Бросьте их в огонь.

(5) Свирепые морские волны, бурные, шумные и беспокойные, разговорчивые и буйные, но разговоры их содержат очень мало смысла, либо совсем лишены его. Пенящиеся срамотами своими -доставляющие много неприятностей людям более здравого смысла и более спокойного нрава, хотя в конечном счете все оборачивается к их собственному позору и справедливому осуждению. Каждому честному, доброму человеку следует постоянно молиться молитвой псалмопевца: «Непорочность и правота да охраняют меня... (Пс. 24:21), а если этого не будет, то пусть я буду лишен охраны». Если честность имеет мало значения теперь, то мошенничество будет значить еще меньше, причем в ближайшее время. Свирепые волны страшны для мореплавателей в море, но, придя в гавань, они забывают об этих волнах, как если бы их никогда и не было: их ужас и шум прекращаются навсегда.

(6) Блуждающие звезды - планеты, которые странствуют в своем движении, не сохраняют постоянного регулярного курса, как другие планеты, но смещаются с своей орбиты, так что иногда требуется много труда, чтобы обнаружить их местонахождение. Этот намек содержит в себе очень живое изображение лжеучителей: они то здесь, то там, так что никто не знает, где и как найти их. Думается, что в главном должно быть нечто постоянное и неизменное, и это возможно для нас, простых смертных, хотя мы и не можем быть непогрешимыми или претендовать на непогрешимость. В религии, как и в политике, составляющих в наше время предмет величайших споров, всегда существуют некоторые основы, относительно которых люди мудрые и добропорядочные, честные и беспристрастные должны достигать согласия, не позволяя простому народу знать о своих высказываниях и словопрениях, чтобы не ввергать их умы в тревожное и возбужденное состояние и не распалять их страсти до ярости и неистовства.

II. Объявляется приговор этим нечестивым людям: ...которым блюдется мрак тьмы на веки. Лжеучитель должен ожидать самого страшного наказания как в этом, так и в будущем мире, но не тот, кто по ошибке учит истине неточно (ибо кто бы тогда осмелился открыть свою Библию на собрании, чтобы учить других, если бы не считал себя равным ангелам Божиим на небесах или выше их?), а тот, кто кривит душой, лицемерит, хочет вести других окольными путями, чтобы иметь возможность извлекать из них выгоду, или (как говорит апостол, 2 Пет. 2:3) делать из них товар (в англ. тексте. -Прим. переводчика). Но достаточно об этом. Что касается мрака тьмы на веки, я только хочу сказать, что это устрашающее выражение, со всеми ужасами, какие оно включает в себя, относится к лжеучителям, настоящим лжеучителям, не к тем, кого поносят таким именем, а к тем, кто извращает слово Божие и губит души человеческие. Если этого предостережения недостаточно для служителей и народа, то я не знаю, что будет для них достаточным.

О пророчестве Еноха (ст. 14, 15) мы не находим упоминания ни в каком другом месте Священного Писания, тем не менее здесь мы имеем дело с Писанием, утверждающим о существовании такого пророчества. Одного ясного стиха Писания вполне достаточно для доказательства того, что требует нашего доверия, особенно, если это относится к вопросам факта. Но в вопросах веры, спасающей веры, Бог не считает нужным подвергать нас такому сильному испытанию. Нет ни одного фундаментального догмата христианства, поистине так называемого, который не повторялся бы снова и снова на страницах Нового Завета, чтобы мы могли знать, на чем делает ударение Дух Святой и на чем должны, следовательно, делать его и мы. Одни считают, что пророчество Еноха сохранилось в преданиях иудейской Церкви, другие - что апостол Иуда написал об этом по непосредственному вдохновению; как бы то ни было, ясно одно, что такое пророчество было издревле и что оно было принято всей ветхозаветной Церковью. Заметьте:

1. Пришествие Христа для суда предрекали очень давно, в середине патриархального века, значит, уже тогда оно было общепринятой и общепризнанной истиной. «Се, идет Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих...», включающих и ангелов и духов праведников, достигших совершенства. Какое это будет славное время, когда Господь придет со тьмами святых Своих! Далее говорится, с каким великим и страшным намерением Он придет в таком сопровождении, а именно: чтобы сотворить суд над всеми.

2. Уже тогда, так давно, об этом говорилось как о близком событии: «Се, идет Господь; Он уже идет, Он застигнет вас врасплох, прежде чем вы успеете приготовиться встретить Его с радостью, если не будете крайне осторожными и усердными». Он придет:

(1) Чтобы сотворить суд над нечестивыми.

(2) Чтобы обличить их. Христос не будет судить без предварительного расследования, испытания и обличения, такого, что оно закроет их уста. У них не найдется никаких извинений или оправданий, чтобы быть способными или смелыми устоять на суде. Тогда заградятся все уста. Как Судия, так и Его приговор будут одобрены и приняты, даже виновные осужденные преступники будут приведены в безмолвие, хотя в настоящее время у них нет недостатка в смелости и в правдоподобных оправданиях, которые они высказывают со всей уверенностью и убежденностью. Однако очень скоро обнаружится громадная разница между тем ложным судом, что производят сами узники в тюрьме между собою, и действительным судом у барьера, перед настоящим судьей.

Я не могу расстаться со ст. 15, не отметив, как часто и как выразительно повторяется в нем слово нечестивый: нечестивые, нечестие, нечестивые грешники. Благочестивый и нечестивый - понятия, мало значащие для современного человека и не вызывающие у него ничего, кроме насмешек и глумления, но на языке Духа Святого они не таковы. Заметьте, что в день суда мы должны будем дать отчет как за преступления, так и за упущения. Далее заметьте: за жестокие слова друг о друге, и особенно необоснованные, нам обязательно придется держать отчет на суде в великий день. Своевременно позаботимся о всем. Один наш старый добрый пуританин говорил так: «Если ты убьешь раскольника (неверно называемого еретиком), а Бог найдет его истинно святым мучеником, то смотри, как ты будешь отвечать за это». Может оказаться слишком поздно говорить пред ангелом, что это была ошибка, Еккл. 5:5. Я просто ссылаюсь здесь на выражение автора, имевшего божественное вдохновение.

Стихи 16-25

I. Здесь апостол продолжает описывать характер этих злых людей и обольстителей: Это - ропотники, ничем недовольные.., ст. 16. Ропот и недовольство, скрытые и выраженные, - черты, характеризующие человека с очень плохой стороны: по крайней мере как слабовольного или, чаще всего, - как чрезвычайно испорченного. Они ропщут против Бога и Его провидения, недовольны людьми и их поступками, сердятся на все, что бы ни случилось, они никогда не бывают довольны своим состоянием и положением в этом мире, так как считают их недостаточно хорошими для них. Таковые ходят по своим собственным похотям; единственным правилом и законом для них являются их собственная воля, их вожделения и прихоти. Заметьте: те, кто потакает своим греховным вожделениям, более всего склонны предаваться необузданным страстям.

II. Апостол переходит к предостережениям и увещаниям в адрес тех, кому он пишет, ст. 17-23.

1. Он призывает их вспомнить о том, как они были предупреждаемы: Но вы, возлюбленные, помните, и далее, ст. 17. «Помните, смотрите, не считайте странным (чтобы не претыкаться и не соблазняться, не колебаться в вере из-за этого), что такие люди, как обольстители, о которых уже прежде писали и предостерегали вас, появятся в христианской церкви, зная, что все это было предсказано апостолами Господа нашего Иисуса Христа, и, следовательно, исполнение этих предсказаний должно служить подтверждением вашей веры, а не поводом для колебания в ней». Заметим:

(1) Желающие убедить человека должны доказать, что они искренно любят его. Резкими словами и грубым обращением никогда ничего нельзя доказать, а тем более убедить кого-то.

(2) Слова, некогда сказанные (или написанные) людьми, водимыми Духом Святым, если их должным образом хранить в памяти и размышлять над ними, являются надежной защитой против опасных заблуждений, и так будет всегда, пока человек не научится говорить лучше чем Сам Бог.

(3) Мы не должны претыкаться, если в христианской церкви возникают заблуждения и усиливаются гонения; это было предсказано, и когда мы видим это сбывающимся, то не должны менять свое мнение о личности и учении Христа, о Его кресте в худшую сторону. 1 Тим. 4:1; 2 Тим. 3:1; 2 Пет. 3:3. Это не должно нас удивлять, но мы должны утешаться тем, что среди всех этих смущающих обстоятельств Христос сохранит Свою Церковь и исполнит Свое обещание, что врата ада не одолеют ее.

(4) Чем больше осмеивают и преследуют религию, тем крепче мы должны держаться за нее; будучи заранее предупрежденными, докажем, что мы заранее вооружились; мы должны твердо стоять в испытаниях и не спешить колебаться умом.., 2 Фес. 2:2.

2. Апостол предостерегает против обольстителей путем дополнительного описания их гнусного характера: Это-люди, отделяющие себя, и далее, ст. 19. Заметьте:

(1)Душевные люди (англ. чувственные. - Прим. переводчика) - это самые наихудшие сепаратисты. Своим нечестивым поведением и порочной жизнью они отделяются от Бога, Христа, Его Церкви для соединения с сатаной, миром и плотью; это гораздо хуже, чем отделение от какой-нибудь видимой церкви из-за расхождения во взглядах или обычаях и условиях внешнего управления и богослужения, хотя многие могут терпимо относиться к первому, а против последнего вести сильную и нескончаемую брань, как если бы не существовало более пагубного греха, чем то, что они называют расколом.

(2) Душевные люди не имеют Духа, то есть Духа Божиего и Христова, Духа святости, о Котором сказано, что кто не имеет Его, тот и не принадлежит Христу, Рим. 8:9.

(3) Чем хуже другие, тем больше мы должны стараться стать лучше; чем деятельней сатана и его орудия в деле совращения других в учении и в практической жизни, тем тверже мы должны держаться здравого учения и доброго поведения, держаться истинного слова, согласного с (божественным) учением... (Тит. 1:9), храня таинство веры в чистой совести, 1 Тим. 3:9.

3. Апостол призывает их сохранять себя в истине и святости.

(1) Назидая (англ. созидая. - Прим. переводчика) себя на святейшей вере вашей.., ст. 20. Чтобы крепко держаться своего исповедания, надо сохранять себя в нем. Положив доброе основание в здравой вере, мы должны строить на нем, непрерывно прогрессировать, а также наблюдать за тем, из какого материала мы возводим наше строение: из золота, серебра, драгоценных камней или из дерева, сена, соломы, 1 Кор. 3:12. Добрые, правые принципы и правильное поведение выдержат любое испытание, даже огненное; но если мы добавляем низкопробные примеси, оставаясь при этом чистыми в главном, то потерпим урон, и хотя сами спасемся, но все наше строение сгорит. Если мы и избежим гибели, то с большими трудностями и опасностью, как спасаются из дома, охваченного пламенем со всех сторон.

(2) Молясь Духом Святым. Заметьте:

[1] Молитва - это кормилица веры. Средством назидания себя на святейшей вере является постоянство в молитве, Рим. 12:12. Наши молитвы тогда с наибольшей вероятностью достигают цели, когда мы молимся Духом Святым, то есть под Его руководством и влиянием, в соответствии с Его словом, молимся с верой, горячо и с постоянной настойчивостью. Это есть молитва Духом Святым, независимо от того, совершается она по предписанным формам или нет.

(3) Сохраняйте себя в любви Божией.., ст. 21.

[1] «Сохраняйте в своих душах любовь к Богу в ее живых и энергичных действиях и упражнениях.

[2] Опасайтесь оказаться лишенными Божией любви к вам, ее утешительных и укрепляющих душу проявлений, храните себя на Божием пути, если хо-тите пребывать в Его любви».

(4) Ожидая милости от Господа, и далее.

[1] Вечную жизнь следует ожидать только по милости, только милость является нашей единственной защитой, но не заслуга. А если заслуга, то не наша собственная, но другого, Кто заслужил для нас то, на что иначе мы не могли бы претендовать или питать какие-то обоснованные надежды.

[2] Сказано, что не только по милости Бога как нашего Творца, но по милости Господа нашего Иисуса Христа как Искупителя; все приходящие на небо приходят туда только чрез нашего Господа Иисуса Христа. Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Господа Иисуса, Деян. 4:12; ср. со ст. 10.

[3] Живое упование на вечную жизнь вооружит нас против сетей греха, 2 Пет. 3:14. Живая вера благословенного упования поможет нам умерщвлять наши скверные похоти.

4. Апостол указывает, как следует вести себя с заблуждающимися братьями: И к одним будьте милостивы, и далее, ст. 22, 23. Заметьте:

(1) Мы должны делать все возможное, чтобы избавить других от диавольских сетей, чтобы они могли быть спасены (или восстановлены, когда попадутся в них) от опасных заблуждений или пагубного образа жизни. Мы должны быть сторожами не только для самих себя (перед Богом), но также и сторожами нашим братьям, насколько это от нас зависит; никто, кроме нечестивого Каина, не станет противоречить этому. Мы должны бодрствовать друг над другом, честно и осторожно обличать друг друга и давать добрый пример окружающим нас.

(2) При этом следует быть милостивыми, с рассмотрением. Что это означает? Мы должны отличать слабых от своевольных.

[1]К одним мы должны быть милостивы, обращаться с ними мягко, исправляя их в духе кротости, порицая без излишней строгости и суровости, не гордясь и не превозносясь перед ними; если они доказали и даже дали уверенный залог искренности своего покаяния, то нам не следует уклоняться от примирения с ними и отказывать им в той дружбе, какую они прежде имели с нами: если Бог простил их, то разве мы не должны простить? Мы несравненно больше нуждаемся в Его прощении, чем они в нашем, хотя, может быть, ни они, ни мы до конца не сознаем этого.

[2] А других страхом спасайте, действуя на них угрозами Божиими: «Постарайтесь устрашить их так, чтобы они оставили свои грехи, проповедуйте им об аде и осуждении». Но может быть (я предлагаю это лишь на рассмотрение) здесь подразумевается прежде всего и главным образом благоразумие и осторожность при употреблении упреков, пусть даже самых справедливых и суровых, как если бы апостол хотел сказать: «Опасайтесь, чтобы своим резким и неосторожным поведением вы не сделали тщетными ваши добрые намерения и честные цели, чтобы вы не ожесточили их, вместо того чтобы смягчить, даже если требуются более суровые меры, чем в рассмотренном выше случае». Мы часто склонны заходить слишком далеко, когда уверены в честности своих намерений и считаем, что в главном мы правы. «Гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью, то есть держась как можно дальше от всего, являющегося или кажущегося грехом, и стараясь, чтобы и другие поступали так же. Избегайте всего, что ведет к греху или что похоже на грех» (1 Фес. 5:22).

III. Апостол завершает послание торжественным славословием великому Богу, ст. 24, 25. Заметьте:

1. О чем бы мы ни вели беседу, самым лучшим завершением ее будет славословие Бога.

2. Бог может и так же желает, как и может, соблюсти нас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости; не как не имевших никогда никакой вины (ибо что сделано было когда-то, не может никогда быть уничтожено, даже самим Всемогущим, ибо это означает противоречие), но как тех, кому их вина не вменяется им на погибель, которую они могли бы иметь, если бы не милость Божия и заслуги Спасителя. Пред славою Своею.

(1) Слава Божия скоро будет явлена. Сейчас мы созерцаем ее на расстоянии, и многим она представляется неопределенной, но она придет и станет явной и видимой. ...Узрит Его всякое око.., Отк. 1:7. Теперь она является объектом нашей веры, но в будущем (и оно уже теперь не может быть отдаленным) она станет объектом наших чувств; Того, в Кого мы сейчас верим, вскоре увидим к нашей невыразимой радости и утешению или к невыразимому ужасу и смущению. См. 1 Пет. 1:8.

(2) В явление и пришествие Господа Искупителя все истинные верующие будут представлены Им, их славной Главой, Отцу, чтобы Он их одобрил, принял и наградил. Они были даны Ему Отцом, и из всех, что были даны Ему, Он никого не потерял, и не потеряет ни одной единственной души, но представит их всех совершенно святыми и блаженными, когда предаст Свое Царство Посредника Богу Своему и Богу нашему, Отцу Своему и Отцу нашему, Иоан. 6:39 и 17:12; 1 Кор. 15:24.

(3) Когда верующие будут представлены непорочными, они возрадуются великой радостью. Увы! Сейчас сознание нашей вины наполняет нас страхами, сомнениями и печалью. Но ободритесь: если мы искренни, то мы будем представлены непорочными, наш дорогой Искупитель берет это на Себя; где нет греха, там не будет скорби; где совершенство святости, там совершенство радости. Несомненно, Бог, Который может и хочет все это совершить, достоин иметь славу и величие, силу и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь. К этому мы можем, вместе с апостолом, добавить наше сердечное Аминь.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.