05.11.2010
Скачать в других форматах:

Кларенс Стам

Дух и Невеста. Размышления о работе Духа Святого

5. Дух и Господь Иисус

 

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.»

(Матфея 3:16, 17)

 

Возникает очень важный вопрос, который неизбежно поднимается, когда мы смотрим на стихи из Святого Писания, говорящие о крещении нашего Господа Иисуса Христа. Я не имею в виду вопрос, заданный самим Иоанном Крестителем Иисусу. Он спросил: «…мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Матф. 3:14) Иоанну было тяжело принять то, что Господь Иисус, в Котором нет никакого греха, нуждается в крещении, то есть нуждается в том, чтобы быть очищенным от греха. Как кто-либо может быть очищен от того, чего у него нет?

Ответ нашего Господа прост и прям: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Матф. 3:15). Хотя Христос безгрешен и лично не нуждается в обряде крещения, все же как Посредник между нами и Богом Он был сделан «…для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2-е Кор. 5:21). Он был послан с миссией, ибо «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:6). По этой причине Он должен был быть крещен.

Вопрос, который интересует нас: почему Господь Иисус, Бог от Бога, нуждался в принятии Духа Святого, сошедшего и освятившего Его? Разве Господь Иисус не есть «родившееся… от Духа Святого» (Матф. 1:20)? Не имел ли Он уже Духа Святого еще до события крещения? Не является ли обладание Духом Святым также и важным аспектом учения о Святой Троице? Пребывал ли Сын когда-нибудь без Духа Святого?

 

Является ли Господь Иисус Богом?

 

Казалось бы, данный отрывок должен превратиться в разрывной снаряд для тех, кто любит атаковать учение о Святой Троице. Некоторые говорят, что Иисус не Бог, поскольку нуждался в особой помощи Духа Святого, Который сошел на Него так же, как это произошло позже, в день Пятидесятницы, с учениками (Деян., гл. 2). Без поддержки Духа Иисус якобы просто человек, как и мы с вами.

Почему же наш Господь, Который есть истинный Бог, нуждался в том, чтобы Дух Святой сошел на Него и уполномочил Его исполнить Свою задачу? Разве не мог Он совершить Свою миссию собственными силами? Или сошествие Духа, описанное здесь, нужно рассматривать в качестве символического жеста, как голос Отца, выразивший любовь к Своему Сыну? В таком случае здесь говорилось бы не более чем о том, что Отец, Сын и Дух Святой находятся в постоянном единении друг с другом и в полном взаимодействии в деле нашего спасения. И нет ничего удивительного, что этот отрывок Писания стал классическим текстом-доказательством учения о Святой Троице.

Исследуя этот важный вопрос, мы учимся лучше понимать взаимосвязь между Иисусом и Духом Святым. Это понимание, в свою очередь, должно помочь нам яснее увидеть взаимоотношения между Духом Святым и нами через нашего Господа Иисуса Христа. В этом отрывке мы наблюдаем, как Дух Святой видимым образом спускается на Господа Иисуса Христа, чтобы помазать Его для работы, на дело публичного служения. Очень важно принять во внимание момент самого помазания и способ, которым оно было произведено.

 

И отверзлись небеса

 

В данном отрывке сделано особое ударение на точном моменте сошествия Духа Святого на нашего Господа. В стихе 16 мы читаем: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды». Можно перевести даже таким образом: «После того, как Иисус был крещен, Он незамедлительно вышел из воды». Некоторые толкователи относят слово «незамедлительно» к последующей части стиха: «…незамедлительно отверзлись Ему небеса». Каким бы ни был точный перевод, идея состоит в том, что как только Иисус принял крещение и вышел из воды, немедленно, в тот же самый момент, небеса отверзлись.

Следовательно, два события, крещение и открытие небес, со всеми последующими событиями, неразрывно связаны между собой. Господь Бог ждал определенного момента, чтобы явить помазание Христа Духом Святым. Также понятно, что поскольку водное крещение совершается только единожды, так и видимое сошествие Духа Святого на Христа не произойдет опять.

Я упоминаю об этом, так как в других стихах Слова Божьего мы читаем, что голос Божий был слышен вновь. Когда Господь Иисус был на горе преображения, голос из облака провозгласил: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Матф. 17:5). Тем не менее, только Петр, Иаков и Иоанн присутствовали там и слышали этот голос.

Позже, после триумфального въезда Христа в Иерусалим, когда Он тревожился и молился: «Отче! Прославь имя Твое!», вновь был голос с небес: «И прославил и еще прославлю» (Иоан. 12:28). Те, кто стоял вокруг, знали, что произошло нечто особенное, но не могли понять, что было сказано. Они думали, что это был либо гром, либо голос ангела.

 

Видимое сошествие?

 

В обоих случаях понимание сказанного голосом ограничено. Здесь, в тексте 3-й главы Евангелия от Матфея, не говорится, какое количество людей присутствовало при крещении Иисуса. Итак, мы не уверены, было ли, помимо Иоанна Крестителя, несколько, немного или много тех, кто видел, как «отверзлись небеса». Мы также не знаем, сколько людей в действительности наблюдали появление фигуры, подобной голубю, над Иисусом и слышали голос с небес.

Мы знаем из стиха 5, что большое количество людей со всей окрестности стекалось к Иоанну Крестителю на реку Иордан. У Иоанна также было достаточно много учеников, которые были вовлечены в его служение. Они постоянно находились с Иоанном и, возможно, помогали ему в крещении приходящего множества народа. Это подталкивает к выводу, что кто-то из людей видел и слышал то же, что видел и слышал Иоанн: отверзшиеся небеса, спускающегося голубя и говорящий голос.

Матфей дважды использует слово, которое по некоторым неясным причинам не включено в перевод Библии в версии NIV, здесь даже нет подстрочного примечания. Это слово «увидеть» или «узреть». В версии RSV (Исправленная стандартная версия Библии) это слово имеется: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се (узрите), отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се (узрите), глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Это явно подразумевает, что что-то было увидено и услышано. Имело место видимое проявление и слышимое провозглашение.

 

Официальное представление

 

Сейчас не имеет решающего значения правильность написания: только Иоанн Креститель (и Иисус) или также и другие люди видели и слышали все это. Иоанн Креститель позднее засвидетельствует, что именно лично он ясно видел и слышал, не упоминая никого более (Иоан. 1:32–34). Но важно отметить, что то, что было увидено и услышано, действовало как видимое и слышимое знамение свыше: Иисус из Назарета – истинно Христос Божий. Знамение, которое наблюдал Иоанн Креститель, надежный свидетель, который действительно принимается во внимание. Это было знамение свыше, явленное в тот самый особенный момент.

Ибо крещение нашего Господа Иисуса – это Его официальное, легитимное представление Израилю как Божьего Мессии. То, что Он вышел из толпы вперед, чтобы быть крещенным, – это Его публичный акт вручения Себя Богу, чтобы Тот поместил Его под закон праведности. Иисус будет «очищен» и отделен для служения тому самому царству, которое Он воплощал Собой и защищал. Великий Царь пришел как смиренный раб, чтобы креститься. Но Его отождествление и аутентификация не были этим умалены: незамедлительно небеса отверзлись, голубь спустился и свыше прозвучал голос, и Матфей четко показывает этот голос как глас Божий, очень важное знамение, непререкаемое доказательство: узрите, увидьте!

Говорится, что, когда Иисус вышел из воды и направился к берегу, небеса отверзлись. Это весьма сильный, выразительный глагол, и некоторые толкуют его следующим образом: небеса были насильно открыты, или разодраны, не для длительного созерцания, а на краткое время. Когда великий Сын Божий таким образом представляет Себя как того, Кто понесет публичное служение на земле, небеса не могут оставаться безучастными и равнодушными. Когда Сын подходит к моменту Своего явления Израилю, Отец и Дух Святой не могут оставаться безучасными и равнодушными, потому что и Они полностью вовлечены в одно дело совершения спасения. Мы имеем спасение именно благодаря действию Отца, Сына и Духа Святого.

Можно рассуждать (например, см. Гейдельбергский катехизис, воскресный день 8) о Боге Сыне и нашем искуплении, и Он действительно является нашим единственным Искупителем, но Его труд неотделим от любви Отца и содействия Духа Святого. Небеса, как это произошло, разверзлись, и слава Триединого Бога явилась в Отце, Сыне и Духе Святом.

Мы не должны здесь отделять Духа от Отца, но видеть, что действие Духа связано с провозглашением Отца и посвящением Сына. Сошествие Духа Святого на Иисуса именно в тот момент означает, что Он, Кому Отец предопределил быть нашим единственным Спасителем, теперь помазан Духом Святым действовать в полноте в качестве нашего совершенного Спасителя. Предопределение (официальное назначение) и помазание (или полное оснащение) всегда идут рука об руку, потому что Бог снабжает всем необходимым тех, кому дает поручение. Так было всегда и так в особенности  происходит сейчас.

 

Нуждался ли Господь в таком знамении?

 

Следовательно, нужно ли было Иисусу оснащение? Разве Ему чего-то не хватало до помазания? Был ли Он неуверен в Себе? Фактически, этого не может быть. Не было никакого недостатка, который необходимо было бы восполнить. Не было никакой неуверенности, от которой стоило бы избавиться. Даже подобные предположения оскорбительны по отношению к Богу. Но нужно помнить, что Господь пришел в немощи человеческой плоти, как раб, пришел, чтобы смирить и даже опустошить Себя. И данное публичное представление значит: в Иисусе Триединый Бог официально являет Себя ради нашего спасения. Знамение этого – крещение. Крещение указывает на помазание Духом. Потому что в этом служении Господь действительно будет направляем Духом Божьим, как будет Он и окружен любовью Отца, чтобы мы знали наверняка, что наше совершенное спасение покоится единственно в Нем. 

Необходимо ясно понимать, что не впервые ради Христа происходили подобные события. Часто мысль толкователей движется в следующем направлении. Человеческая природа Господа подвергается давлению. В этот момент, говорят они, Иисусу необходима поддержка, которую Он и приобретает в данных знамениях. Несомненно, Он будет чрезвычайно ободрен ими. Как наш Посредник, пришедший во плоти, Он будет нуждаться в поддержке и ободрении свыше. Он Сам знал об этом, поэтому неотступно приходил к Отцу в молитве. Но голубь и голос, знамения, прежде всего имели значение для Иоанна Крестителя, для нас, для святой вселенской Церкви, чтобы все мы знали, что Иисус был призван, предопределен и помазан для совершения Своего предназначения в качестве великого Пастыря и Господина стада.

Дело не в том, сомневался ли когда-нибудь Иисус в Себе Самом, ведь Он точно знал, Кем Он является и что должен сделать; дело в том, чтобы мы никогда не засомневались или не разуверились в том, что Он сделал и до сих пор делает для нас. В тот самый момент, когда Господь представил Себя, чтобы начать Свое публичное служение, явились эти знамения, дабы подтвердить, что Он действительно является Помазанником, и можем ли мы теперь сомневаться в Нем, теперь, когда Он был прославлен и воссел одесную Отца?

 

Отцовское благоволение

 

Отец всего лишь проговорил, но как прекрасно и выразительно было это утверждение Иисуса как нашего Господа и Спасителя. Это было официальное представление Иисуса как Сына Божьего. Отцовская гордость как будто бы изливалась светом в каждом слове: «Это Мой Сын!» И затем о Сыне сказаны две вещи. Во-первых, «Мой возлюбленный». Как нелегко для Отца отдать Своего единственного Сына, чтобы Тот обрел человеческую плоть, чтобы во плоти мог быть осужден грех. Любовь между Отцом и Сыном – это вечная, никогда не прекращающаяся, совершенная любовь.

Отец также говорит: «В Нем Мое благоволение». Может статься, что у земного отца появляются причины быть недовольным своими детьми, своим сыном. Иногда отец бывает глубоко разочарован взглядами и поступками сына. Как много существует родительских сердец, где бы не было постоянной ноющей боли, вызванной непослушанием сыновей или дочерей? Бывают настолько критические ситуации, что отец вынужден отказаться от сына, чтобы сохранить свое доброе имя и здравый рассудок. Удивительно, как далеко иногда заходят люди в отношениях в своей семье. Но так происходит: «Вот мой сын, в котором я глубоко разочарован».

Могло быть даже так, что люди, позже видевшие Иисуса в Его страданиях на кресте, думали: «Точно, этот человек проклят Богом. Как может быть угоден Богу человек, висящий нагой на кресте, подобно разбойнику? Какое великое преступление совершил этот Сын, что был оставлен так умирать Своим собственным Отцом?» Другие говорили, насмехаясь: «Он верил в Бога – посмотрим, спасет ли его Бог» (сравните с Лук. 23:35. Прим. ред.: см. также Матф. 27:43).

Но, как бы то ни было, для Отца на небесах никогда не было причин быть разочарованным Сыном. Об этом нужно было сказать в день Его крещения. «Я не нахожу ничего плохого в Нем. Он угоден Мне». Этот Сын всегда делал именно то, чего требовал Отец, и не просто из чувства долга, обязанности, а из истинной любви. Кто бы ни имел глубочайшей любви к такому Сыну?

Многие толкователи видят данный стих не столько как личное подтверждение того, что Иисус является возлюбленным Сыном, сколько как исполнение написанного в Псалме 2: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Здесь Сын – Тот, Кто во Имя Отца уничтожит всех врагов Царства небесного. Через этого Сына навсегда будет упрочена слава Божья. В Псалме 2 Сын показан практически воинственным: «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем; ибо гнев Его возгорится вскоре». То, о чем говорит Псалом 2, действительно произойдет, но намного позднее. Мне приходит на ум 4-я глава Деяний, где описывается, как иерусалимская община взывала к Богу словами из Псалма 2, когда начались гонения на церковь воскресшего и вознесенного на небеса Христа.

 

Подобный голубю

 

Сейчас мы сфокусируем внимание на том, что Иоанн увидел Духа Святого, «Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». Фраза «сходил, как голубь» показывает, что это не был настоящий голубь, но лишь очертание или образ голубя. Глагол «ниспускаться» просто означает, что этот образ опустился на Господа и исчез в Нем, или был Им принят, поглощен. Через время мы вернемся к этому факту.

Из данного текста ясно, что этот образ голубя в действительности, как это и увидел Иоанн и записал Матфей, является Духом Божьим. Возникает вопрос: почему Дух Божий проявляет Себя в такой форме? Когда о Духе Святом впервые упоминается в 1-й главе книги Бытие, говорится: «…и Дух Божий носился над водою». Подобный оборот речи напоминает нам о птице, но почему именно голубь? Разве образ другой птицы (например, орла) не был бы более впечатляющим и подходящим для Него?

Голубь играет роль символа надежды и мира. Это становится ясно, например, из того, что Ной выпустил голубя из ковчега, чтобы определить, «сошла ли вода с лица земли» (Быт. 8:8). Кроме того, голубь – это та птица, которая всегда возвращается «домой». Он может улететь далеко-далеко, но возвращается туда, откуда отправился в полет. И еще голубь – это очень хрупкая птица. В различных отрывках Писания мы читаем, как голубь стонет и печалится.

Также важен такой составной элемент значения данного символа, как мир. Иисус позже скажет: «Итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Матф. 10:16). Быть простыми здесь означает не иметь в себе никакого лукавства или коварства. И по сей день голубь по-прежнему является хрупким, но в то же время стойким символом надежды, жизни, свободы, простоты и мира.

Почему Дух Святой использует эту форму, чтобы почить на Господе? Частично это связано с различием в характере служения Христа и Иоанна. Помните, что Иоанн был Илией, который пришел, чтобы возвестить о суде. Иоанн провозгласил, что «уже и секира при корне дерев лежит» (Матф. 3:10). Иоанн действует скорее как ястреб, чем как голубь. Он говорит о том, что «лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Матф. 3:12). И это часть того, что мы увидим в великий судный день. Слова Иоанна никогда не прейдут, но будут исполнены все до одного. В служении же Иисуса Христа на земле, тем не менее, особое внимание уделено миру, жизни, надежде и благодати.

 

Служение любви

 

Способ, которым было осуществлено это помазание Духом, – «сходил, как голубь» – говорит нам о том, что служение нашего Господа исполнено великой любви, которая ищет мира. На этом пути Дух будет вести Его, и Он исполнит сказанное пророками: люди, живущие во тьме, увидят великий свет. Иисус скажет, цитируя пророка Исаию, что ныне время лета Господнего благоприятного (Лук. 4:19; сравните с Ис., гл. 42).

Следовательно, можно сказать, что способ, которым было осуществлено помазание Христа, также указывает на направление и суть Его земного служения. Он пришел, чтобы явить Божью любовь, произвести примирение посредством пролития Своей крови и даровать нам надежду на будущее. Господь Иисус ходил по земле, благовествуя о любви Божьей ко грешникам, исцеляя больных и изгоняя бесов. Это было полной противоположностью того, чего в действительности ожидал от Него Иоанн. Поэтому вполне закономерно, что позже, находясь в темнице, Иоанн спросил Иисуса: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Матф. 11:2, 3). Затем Иоанну нужно было научиться не соблазняться об Иисусе, поскольку Господь действовал согласно Святому Писанию. Иоанну Крестителю нужно было возвратиться к Библии.

Образ голубя определяет, какой вид служения будет нести Христос в среде Израиля. Так же Он служит и сегодня – являя Божью любовь, творя в сердцах любовь к Богу, призывая нас к миру и надежде в Нем и ведя нас к новой жизни, в которой отражаются мир и надежда, изливаясь и на наших ближних.

Иногда мы говорим о голубях и ястребах, подразумевая в них миротворцев и воинов. Образ воина в современном сообществе очень силен, а образ миротворца значительно искажен. Но Иисус сказал: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матф. 5:9).

 

Мера помазания Христа

 

Мы отметили ранее, что образ голубя спускается и затем почиет на Иисусе. Как нам понять это? Нисходить на кого-либо значит мягко опуститься на него. Дух Святой не пришел с громким грохотом или сильной бурей. Не было звуков несущегося сильного ветра, не видно было огненных языков, как позже в день Пятидесятницы (Деян., гл. 2). Просто образ голубя ниспустился и почил на Нем, мягко и осторожно.

Это нисхождение означает, что в действительности Дух Святой не опустился на голову Иисуса и не парил над Его головой, но был принят Им. Фигура голубя почила на Христе и полностью исчезла в Нем, что означает, что Дух наполнил Его всего, с головы до ног. Поэтому в данном случае можно говорить о мере данного помазания.

И это была полная мера. Далее можно взглянуть на один очень интересный отрывок Библии, в Евангелие от Иоанна, 3:34, где лично Иоанн Креститель, свидетельствуя об Иисусе, высказывает важное утверждение о взаимоотношениях между Иисусом и Духом Святым: «Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа». Я придаю особое значение словам «не мерою».

Дух сошел на Христа в полноте, в полной мере, так что Христос стал исполнен Духом Святым. Для совершения великого труда искупления Христу нужно было принять – и как наш Спаситель и Посредник Он и принял – Духа полной мерою.

Однажды Елисей попросил Илию, чтобы Дух, который пребывал в Илии, был бы на нем (Елисее) вдвойне. Илия ответил: «Трудного ты просишь, я не могу тебе этого гарантировать» (4-я Цар. 2:9, 10). Но в рассматриваемом нами случае Иисус Христос получает Духа полною мерою, без ограничений, так чтобы Христос мог иметь в Духе Святом все необходимое для великого труда искупления. Изумительно, как Он мог делать все то, что делал? Почему бесы трепетали перед Ним? Потому что Он принял помазание, не имеющее ограничений, дабы совершать все необходимое для нашего спасения.

 

Полностью оставленный

 

Бог всегда дает полною мерою. Обратная сторона этого: когда Бог отнимает Своего Духа, Он тоже отнимает Его полностью: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Матф. 27:46). В этом состоит суть Христова подвига искупления. Он совершал все силою и волею Духа. Но когда Дух был отнят у Него, Он оставался тверд благодаря Своей совершенной любви и божественной природе.

И потому нет ничего удивительного в том, что воскресший Господь Иисус Христос мог сказать: «Я пошлю вам Духа (Иоан. 15:26). Я дам вам помазание Духа Святого». Он, имеющий всю полноту Духа, может также наполнить и нас Духом Своим и действительно наполняет нас богатством благословений Духа Своего. Он грядет, как порыв ветра, облеченный верховной властью и благоволением. Он помазывает всех и каждого святым огнем. Это и есть Пятидесятница. То, что Отец дал Христу, Христос сейчас дает нам. «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Иоан. 1:16) и огромною мерою Духа Святого.

Какая сильная связь существует между Отцом и Сыном! Какие глубокие и прочные взаимоотношения между Иисусом и Духом Святым! Все это теперь применимо к нам в соответствии с Евангелием, и на это мы должны ответить должным образом. Мы можем каждый день, снова и снова по вере и посредством молитвы во Христе вовлечься и разделить эту величественную любовь и эти драгоценные взаимоотношения.

 

Вот я

 

Этот отрывок Писания, повествующий о помазании Христа Духом, с которого Он начал Свое публичное служение, ведет нас сегодня к пониманию нашего призвания как детей Божьих в грешном мире. Может ли Отец сказать о нас с вами: «Смотрите, это дети Мои, в которых Мое благоволение»? Или же у Бога есть причины быть разочарованным нами? Молимся ли мы к Богу о Его благодати и присутствии Духа Святого каждый день, чтобы преуспеть в битве против греха?

Иисус делает первый шаг и говорит: «Вот Я, давай попробуем». И сейчас Бог спрашивает нас: «Где же ты?». И если мы во Христе, то также делаем шаг вперед и говорим: «Вот я, исполняю волю Твою, о Господь, живу по благодати Твоей, хожу в Духе Твоем согласно Слову Твоему. Вот я».

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.