Тридцать девять статей Англиканской церкви
1571 г.
I. О вере в Святую Троицу
Существует только один живой и истинный Бог, вечный, не имеющий тела, частей или страстей; обладающий бесконечными могуществом, мудростью и благостью; Создатель и Хранитель всех вещей, видимых и невидимых. И в единстве этого Бога заключены три Личности, единые в Своей сущности, могуществе и вечности: Отец, Сын и Святой Дух.
II. О Слове, или Сыне Божьем, Который был воплощен в человека
Сын, Который является Словом Отца, извечно порожденным Отцом, принял человеческую природу во чреве Девы Марии, от ее сущности, так что две полные и совершенные природы, Божественная и человеческая, соединились в одной Личности, чтобы никогда больше не разъединяться, откуда следует, что есть один Христос, Бог и Человек; Который претерпел страдания, был распят, умер и был погребен, чтобы примирить Своего Отца с нами и стать жертвой не только за первородный грех, но и за индивидуальные грехи людей.
III. О сошествии Христа в ад
Поскольку Христос умер за нас и был погребен, следует также верить, что Он сошел в ад.
IV. О воскресении Христа
Христос действительно воскрес из мертвых и получил снова Свое тело из плоти, костей и всех вещей, присущих совершенству человеческой природы; после чего Он вознесся на небо, и восседает там, пока не возвратится, чтобы судить всех людей в последний день.
V. О Святом Духе
Святой Дух, исходящий от Отца и Сына, обладает такими же сущностью, величием и славой, какими обладают Отец и Сын, и является истинным и вечным Богом.
VI. О достаточности Священного Писания для спасения
Священное Писание содержит все необходимое для спасения: поэтому ни от кого нельзя требовать, чтобы все, чего нельзя из него вычитать или доказать с его помощью, принималось за Символ веры или считалось необходимым для спасения. Под Священным Писанием мы понимаем те канонические книги Ветхого и Нового Заветов, чей авторитет никогда не подвергался сомнению в Церкви.
О названиях и количестве канонических книг
Бытие
Исход
Левит
Числа
Второзаконие
Книга Иисуса Навина
Книга Судей Израилевых
Первая книга Самуила
Вторая книга Самуила
Первая книга Царств
Вторая книга Царств
Первая книга Паралипоменон
Вторая книга Паралипоменон
Первая книга Ездры
Вторая книга Ездры
Книга Есфирь
Книга Иова
Псалтирь
Книга Екклесиаста
или Проповедника
Книга Песни Песней Соломона
Четыре великих пророка
Двенадцать малых пророков
Остальные книги церковь действительно читает ради примера и улучшения нравов; однако она не использует их для утверждения какой-либо доктрины:
Третья книга Ездры
Четвертая книга Ездры
Книга Товита
Книга Юдифь
Продолжение книги Есфирь
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова
Книга пророка Варуха
Песнь трех детей История Сусанны
О Виле и драконе
Молитва Манассии
Первая книга Маккавейская
Вторая книга Маккавейская
Все книги Нового Завета, получившие общее признание, мы также признаем и считаем каноническими.
VII. О Ветхом Завете
Ветхий Завет не противоречит Новому: ибо и в Ветхом, и в Новом Завете вечная жизнь предлагается человечеству через Христа, Который является единственным Посредником между Богом и человеком, будучи Богом и Человеком. По той причине, что прежде это было неизвестно, древние отцы стремились получить только преходящие обетования. Хотя закон, данный Богом через Моисея и касающийся церемоний и обрядов, не обязывает христиан соблюдать его, равно как и гражданские предписания этого закона не требуют исполнения в любом обществе, ни один христианин не освобождается от послушания заповедям, каковые именуются моральными.
VIII. О символах веры
Никейский символ веры, а также вероисповедание, обычно именуемое Апостольским символом веры, следует полностью принимать и верить им: ибо они могут быть подтверждены наиболее ясными свидетельствами Священного Писания.
IX. О первородном грехе
Первородный грех состоит не в подражании Адаму (как напрасно утверждают пелагиане), а в испорченности природы каждого человека, каковая естественным образом передается потомкам Адама. Из-за того что человек отдалился от первоначальной праведности и стал по своей природе склонным к греху, вожделение плоти всегда противоречит духу, и каждый человек, рожденный в этом мире, заслуживает Божьего гнева и осуждения. И эта зараженность природы остается даже у тех, кто возрожден, ибо вожделение плоти, именуемое по-гречески фронема саркос (каковое иными истолковывается как мудрость, иными как чувственность, иными как страсть, иными как желание плоти), не осуждению, апостол признает, что сами по себе страсть и вожделение имеют греховную природу.
X. О свободной воле
Состояние человека после грехопадения Адама таково, что он не может измениться и подготовить себя к вере своими собственными естественными силами и добрыми делами и воззвать к Богу. По той причине, что у нас нет возможности делать добрые дела, приятные и угодные Богу, без Божьей благодати, мы можем иметь добрую волю только через Христа, направляющего нас и действующего в нас, когда мы имеем эту добрую волю.
XI. Об оправдании человека
Мы считаемся оправданными перед Богом благодаря нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу только верой, а не нашими собственными делами или заслугами. То, что мы оправданы только верой, составляет самую благотворную доктрину и дает великое утешение, о чем более подробно говорится в Гомилии об оправдании.
XII. О добрых делах
Добрые дела, которые являются плодами веры и совершаются после оправдания, не могут искупить наши грехи и помочь нам выдержать суровость Божьего суда. Однако они действительно приятны и угодны Богу во Христе и обязательно вырастают из истинной и живой веры; по ним живая вера узнается так же наглядно, как дерево узнается по его плодам.
XIII. О делах до оправдания
Дела, совершенные до обретения Христовой благодати и воздействия Его Духа, не угодны Богу, поскольку они не произрастают из веры в Иисуса Христа; кроме того, они не подготавливают человека к получению благодати и не заслуживают (вопреки утверждениям некоторых ученых мужей) благодати соответствия. Напротив, поскольку они совершены не по воле и повелению Бога, мы нисколько не сомневаемся, что они имеют греховную природу.
XIV. О сверхдолжных делах
Проповедовать пользу добровольных дел, совершаемых независимо от повелений Бога (так называемых «сверхдолжных» дел), невозможно иначе, как с высокомерием и нечестивостью. Ибо такими делами люди показывают, что они отдают Богу не только то, что обязаны отдавать, а делают ради Него гораздо больше, чем того требует долг, хотя Христос ясно сказал: «Когда исполните все поведенное вам, говорите: „мы рабы ничего нестоющие"».
XV. О том, что безгрешен только Христос
Христос поистине был во всем уподоблен нам, за исключением греха, которого Он был полностью лишен, — как в плоти, так и в духе. Он пришел, чтобы стать непорочным Агнцем, Который, принеся Себя однажды в жертву, должен был очистить мир от греха, хотя (как говорит святой Иоанн) в Нем не было греха. Но все мы, пусть даже крещенные и заново рожденные во Христе, совершаем многие прегрешения; и если мы говорим, что в нас нет греха, то обманываем себя, и нет в нас правды.
XVI. О грехе после крещения
Не всякий тяжкий грех, совершенный после крещения, является грехом против Святого Духа, и потому непростительным. По этой причине дар покаяния не следует отнимать у тех, кто впал в грех после крещения. После того как мы получили Святого Духа, мы можем отдалиться от дарованной благодати и впасть в грех, но, по милости Божьей, мы имеем возможность возродиться и изменить свою жизнь к лучшему. Поэтому заслуживают осуждения те, кто говорит, что не сможет согрешить до конца своих дней, и отрицает значение прощения тех, кто искренне раскаивается.
XVII. О предопределении и избрании
Предопределение есть предвечный замысел Бога, в соответствии с которым (до того, как были заложены основания мира) Он постановил Своим тайным советом спасти от проклятия и осуждения тех, кого Он избрал во Христе из всего человечества, и привести их через Христа к вечному спасению, как сосуды, предназначенные для славы. По этой причине, те, кого Бог наделил столь высокой привилегией, призываются, согласно Божьему замыслу, Его Духом, действующим в надлежащее время. Они, по благодати, откликаются на призвание; получают оправдание; становятся чадами Божьими через усыновление; уподобляются Его единородному Сыну Иисусу Христу; праведно ходят в добрых делах и, в конце концов, по благодати Божьей, получают вечное блаженство.
Но если благочестивое размышление о предопределении и нашем избрании во Христе приносит неизъяснимое утешение праведникам, которые ощущают в себе работу Христова Духа, умерщвляющего дела плоти, направляющего мысли на высокие и небесные предметы, укрепляющего веру в вечное спасение через Христа и пробуждающего все большую любовь к Богу, то для любопытных и плотских людей, лишенных Христова Духа и постоянно имеющих перед глазами приговор Божьего предопределения, это самая опасная западня, используя которую дьявол толкает их либо в безрассудство, либо в беззаботность крайней нечестивости, не менее опасную, чем безрассудство.
Кроме того, мы должны принимать Божьи обетования в том виде, в каком они изложены в Священном Писании, и подчиняться в своих делах Божьей воле, отчетливо явленной нам в Божьем Слове.
XVIII. Об обретении вечного спасения только именем Христа
Осуждению также подлежат те, кто берет на себя смелость утверждать, будто каждый человек будет спасен законом или сектой, которой он привержен, и потому люди должны стараться строить свою жизнь по этому закону и по велению природы. Ибо Священное Писание говорит нам, что люди могут быть спасены только именем Иисуса Христа.
XIX. О церкви
Видимая церковь Христа — это община верующих, в которой проповедуется Слово Божье и должным образом совершаются таинства, заповеданные Христом.
Подобно тому, как заблуждались церкви Иерусалима, Александрии и Антиохии, заблуждается и церковь Рима, причем не только в своем образе жизни и церемониях, но и в вопросах веры.
XX. О полномочиях церкви
Церковь имеет право учреждать ритуалы, или церемонии, и является высшим авторитетом в спорах о вере. Вместе с тем церковь не имеет законного права учреждать что-либо, противоречащее Божьему слову, равно как и толковать какое-либо место Писания столь произвольно, что оно становится несовместимым с остальными. Таким образом, несмотря на то что церковь является свидетелем и хранителем Священного Писания, она не должна предписывать что-либо противоречащее ему, а также принуждать верить в то, что не содержится в Писании, но якобы необходимо для спасения.
XXI. О полномочиях генеральных советов
Генеральные советы не могут созываться без распоряжения и помимо воли князей. Но и собравшись, они могут заблуждаться (поскольку это всего лишь собрание людей, среди которых далеко не все руководствуются Святым Духом и Словом Божьим), и иногда действительно заблуждаются, даже в вопросах, касающихся Бога. Поэтому их предписания, объявляемые обязательными для спасения, не имеют никакой законной силы, если о них нельзя сказать, что они взяты из Священного Писания.
XXII. О чистилище
Римское учение о чистилище, индульгенциях, богослужении и почитании статуй и реликвий является нелепостью и пустым измышлением, не только не имеющим никакого подтверждения в Писании, но и противоречащим Божьему Слову.
XXIII. О служении в общине
Всякий человек поступает незаконно, присваивая право на публичную проповедь или отправление таинств, если он не был призван и утвержден на этом посту законным образом. А те, кого мы можем считать законно призванными и посланными, избираются на этот пост людьми, облеченными властью, и являются служителями в винограднике Господа.
XXIV. Об обращении к пастве на понятном языке
Совершение общей молитвы в церкви или отправление таинств на непонятном языке явно противоречит Божьему Слову и обычаю первоначальной церкви.
XXV. О таинствах
Таинства, заповеданные Христом, являются не просто символами вероисповедания христиан, а верными свидетельствами и действенными признаками благодати и доброй воли Бога по отношению к нам, благодаря чему в нас совершается невидимая внутренняя работа, укрепляющая нашу веру в Бога.
Христом, нашим Господом, установлено в Евангелии только два таинства, а именно крещение и евхаристия.
Пять обрядов, обычно именуемых таинствами, а именно конфирмация, покаяние, рукоположение, брак и соборование, нельзя рассматривать как таинства Евангелия, ибо они вырастают либо из неправильного следования апостолам, либо из жизненных ситуаций, допускаемых Писанием, но не имеют ничего общего с природой истинных таинств — крещением и Вечерей Господней, поскольку не имеют никаких видимых признаков обряда, учрежденного Богом.
Таинства были заповеданы Христом не для того, чтобы мы были их безучастными наблюдателями, а для того, чтобы мы использовали их надлежащим образом. Их действенность проявляется только тогда, когда мы принимаем их достойно; те же, кто принимает их неподобающе, покупают себе осуждение, как сказал святой Павел.
XXVI. О неспособности недостойных служителей помешать действенности таинств
Несмотря на то что в видимой церкви зло всегда смешано с добром и иногда зло получает высокое право на проповедование Слова и отправление таинств, тот факт, что нечестивые служители совершают это не своим именем, а именем Христа, и служат по Его поручению, мы можем принимать их служение, слушая Слово Божье и участвуя в таинствах. Ни благие последствия Христовых установлений, ни щедрость Божьих даров не отнимаются вследствие их нечестивости у тех, кто с верой и надлежащим образом принимает таинства, которые остаются действенными благодаря Христову установлению и обетованию, несмотря на то что отправляются грешными людьми.
Тем не менее церковная дисциплина предусматривает возможность расследования поведения недостойных служителей и их обвинения теми, кому известно об их прегрешениях; в случае доказательства их вины справедливым судом они подлежат смещению.
XXVII. О крещении
Крещение — это не только знак исповедания и знак отличия, с помощью которого христиане отличаются от некрещенных, но это также знак возрождения или нового рождения, с помощью которого, если крещение принято верно, они входят в церковь; обетования прощения грехов и наше усыновление как сыновей Божьих Духом Святым видимым образом подчеркиваются и запечатлеваются; вера утверждается и благодать возрастает добродетелью молитвы к Богу. Крещение малых детей также мудро сохранить в церкви, как наиболее согласующееся с установлением Христа.
XXVIII. О Вечере Господней
Вечеря Господня — это не только знак любви, которую христиане испытывают друг к другу, но и таинство нашего искупления смертью Христа: в той мере, в какой мы правильно, достойно и с верой принимаем оное, хлеб, который мы преломляем, является причащением к телу Христа, а чаша благословения, сходным образом, является причащением к крови Христа.
Пресуществление (или изменение сущности хлеба и вина) в евхаристии не подтверждается Священным Писанием, противоречит ясным словам Писания, извращает природу таинства и дает повод для многочисленных суеверий.
Тело Христа дается, принимается и вкушается в Вечере Господней только небесным и духовным образом. Средством же, с помощью которого тело Христа получается и вкушается в вечере, является вера.
По установлению Христа таинство евхаристии не должно было откладываться на будущее, превозноситься или становиться предметом поклонения.
XXIX. О нечестивых, которые не вкушают тело Христа, участвуя в Вечере Господней
Нечестивые, а также те, кто лишен живой веры, даже если они телесно и видимо терзают своими зубами (как сказал святой Августин) таинство тела и крови Христа, никоим образом не являются причастниками Христа; напротив, они вкушают и пьют символ, или таинство, столь великой сущности на свою погибель.
XXX. Об обоих видах
В чаше Господа не следует отказывать мирянам, так как, по Христову установлению и повелению, оба элемента Господнего таинства должны даваться всем христианам.
XXXI. О единственной жертве Христа, совершенной на кресте
Жертвоприношение Христа, однажды совершенное, — это полное искупление и умилостивление за все грехи мира, как первородный, так и индивидуальные; и не существует никакого иного искупления греха, кроме этого. Поэтому распространенное мнение о том, что на католической мессе священник действительно приносит в жертву Христа за живых и мертвых, чтобы получить отпущение грехов, — это богохульное измышление и опасный обман.
XXXII. О браке священников
Закон Божий не повелевает епископам, священникам и дьяконам давать обет безбрачия или воздерживаться от брака; поэтому они, как и все остальные христиане, имеют законное право вступать в брак по своему усмотрению, если сочтут, что это лучше послужит благочестию.
XXXIII. Об отлученных от церкви
Тот человек, который вследствие открытого осуждения церковью изгоняется из лона церкви и отлучается, должен восприниматься всем сообществом верующих как язычник и мытарь, пока не будет публично прощен благодаря покаянию и принят в церковь судьей, имеющим на то право.
XXXIV. О традициях церкви
Совершенно очевидно, что традиции и обряды не могли быть везде одинаковыми или похожими, ибо во все времена они были различны и могли изменяться в соответствии с многообразием стран, эпох и человеческих обычаев, при условии, что они не устанавливались вопреки Божьему Слову. Всякий, кто, по своему личному усмотрению, преднамеренно и открыто нарушает традиции и обряды церкви, которые не противоречат Слову Бога и утверждены общепризнанной властью, подлежит публичному осуждению (чтобы другие боялись поступать также) за нарушение заведенного порядка в церкви, подрыв авторитета магистрата и оскорбление чувств слабейших братьев.
XXXV. О гомилиях
Вторая книга гомилий, откуда взяты некоторые названия, вошедшие в эту статью, содержит благочестивое и полезное учение и необходима в наше время точно так же, как предыдущая Книга гомилий, вышедшая во времена Эдуарда Шестого. Поэтому мы считаем, что они должны читаться в церкви священниками, усердно и отчетливо, и что они доступны пониманию народа.
Названия гомилий
1. Об истинном назначении церкви.
2. Против опасности идолопоклонства.
3. О восстановлении и сохранении чистоты церквей.
4. О добрых делах; о посте.
5. Против чревоугодия и пьянства.
6. Против излишеств в одежде.
7. О молитве.
8. О месте и времени молитвы.
9. О том, что общие молитвы и таинства должны совершаться на понятном языке.
10. О почтительном отношении к Божьему Слову.
11. О пожертвованиях.
12. О рождестве Христа.
13. О страстях Христа.
14. О воскресении Христа.
15. О достойном принятии таинства тела и крови Христа.
16. О дарах Святого Духа.
17. О молебственных днях.
18. О браке.
19. О покаянии.
20. Против праздности.
21. Против неповиновения.
XXXVI. О посвящении в сан епископов и священников
Книга о посвящении в сан архиепископов и епископов и о назначении священников и дьяконов, вышедшая при Эдуарде Шестом и одобренная тогда же парламентом, содержит все необходимое для посвящения в сан и назначения; в ней нет никаких положений, самих по себе сомнительных или неблагочестивых. А потому мы постановляем, что все, кто посвящен в сан или назначен на церковную должность в соответствии с правилами этой книги, со второго года царствования короля Эдуарда до сего времени, или кто будет посвящен в сан или назначен в соответствии с этими же правилами в дальнейшем, посвящены в сан или назначены правильно, должным образом и законно.
XXXVII. О гражданских магистратах
Верховная власть в Англии и всех ее доминионах принадлежит Ее королевскому Величеству, которой всецело подчиняется высшее руководство всех сословий королевства, будь то церковных или гражданских, и это руководство не является и не может являться субъектом какой-либо иностранной юрисдикции.
Признавая право верховной власти за Ее королевским Величеством, мы понимаем, что это оскорбит чувства некоторых клеветников; но мы предоставляем нашим коронованным особам не проповедование Божьего Слова или отправление таинств, о чем как нельзя более ясно свидетельствуют «Предписания» (Injunctions), выпущенные недавно Елизаветой, нашей королевой, ату единственную прерогативу, которая, как мы видим, всегда предоставлялась благочестивым царям в Священном Писании Самим Богом, а именно что они должны править всеми отданными Богом на их попечение сословиями и званиями, как церковными, так и светскими, и обуздывать гражданским правосудием непокорных и преступников.
Юрисдикция римского епископа не распространяется на Английское королевство.
Законы королевства могут карать христиан смертью за тяжкие преступления.
По приказу магистрата христиане обязаны брать в руки оружие и участвовать в войнах.
XXXVIII. Об имуществе христиан, которое не является общим
Деньги и имущество христиан — в том, что касается права, имени и владения, — не являются общими, вопреки лживым уверениям некоторых анабаптистов. Тем не менее каждому человеку следует добровольно жертвовать бедным из того, чем он владеет, в соответствии с его возможностями.
XXXIX. О клятве христианина
Признавая, что пустые и необдуманные клятвы запрещены христианам нашим Господом Иисусом Христом и Иаковом, Его апостолом, мы считаем, что христианская религия не препятствует, чтобы человек клялся, когда этого требует магистрат, во имя веры и любви, и это должно делаться, в соответствии с учением пророков, справедливо, убежденно и правдиво.
Комментарии: