Джон Мюррей
Искупление, достигнутое и примененное к грешнику
ЧАСТЬ II. ИСКУПЛЕНИЕ, ПРИМЕНЕННОЕ КО ГРЕШНИКУГлава I. Порядок применения.
Господь в Своем провидении щедро и всесторонне позаботился о нуждах и удобствах человека и животных. Он сотворил на земле изобилие благ, удовлетворяющих все разнообразные потребности и вкусы людей и зверей. Псалом 103 - вдохновенная песнь хвалы и восхищения: “Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время…отверзаешь руку Твою - насыщаются благом” (ст. 27, 28); “И вино, которое веселит сердце человека, и елей, от котрого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека” (ст. 15). Псалмопевец восклицает: “Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих” (ст. 24).
Забота, проявленная Богом о спасении человека, еще более удивительно многообразна. Он учитывает многосторонность потребностей человека и выказывает преизобилие благости, мудрости, благодати и любви. Это проявляется в предвечном определении Божьем относительно спасения; оно проявляется в историческом достижении спасения раз и навсегда посредством труда Христова; и в применении искупления, постоянном и продолжающемся вплоть до завершения в свободе и славе детей Божьих.
Думая о применении искупления, мы не должны представлять его одним простым и неделимым действием. Оно охватывает ряд и процессов и проходит несколько этапов. Среди них можно назвать призвание, оправдание, усыновление, освящение, прославление. Все они различны, и ни один нельзя объяснить в терминах другого. Каждый имеет свое определенное значение, функцию и цель в деяниях Божьих и Его благодати.
Бог не является автором беспорядка, Он ,следовательно, создатель порядка. Существуют достаточные и убедительные причины думать, что разнообразные действия применения искупления, некоторые из которых были упомянуты, происходят в определенном порядке, и порядок этот был определен предустановлением, мудростью и благодатью Бога. Для каждого очевидно, что не возможно начать с прославления, т.к. прославление завершает процесс, и едва ли менее очевидно, что возрождение предшествует освящению. Человек непременно должен заново родиться, прежде чем начнется постепенное освящение. Возрождение - начало пути к святости, а освящение - продолжение его. Итак, требуется не более чем элементарное знание этих различных терминов, чтобы понять, что мы не имеем права переставлять и смешивать их по своему усмотрению. Но чтобы показать, что в расположении различных стадий применения искупления явно подразумавается определенный порядок, следует рассмотреть несколько отрывков из Писания.
Возьмем, прежде всего, такие хорошо известные отрывки как Иоанна 3:3, 5, где наш Господь говорит Никодиму, что если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия, и - если кто не будет рожден от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. Очевидно, увидеть и войти в Царство Божие - это часть применения искупления, и наш Господь указывает, что без нового рождения, - возрождения невозможно увидеть Царство Божье или войти в него. Следовательно, возрождение предшествует всему, и просто немыслимо изменить порядок и сказать, что человек возрождается увидев Царство Божие или войдя в него. Нет, человек входит в Царство Божие возрождением. Как повторяет Иисус в Иоанна 3:6: ”рожденое от Духа есть дух”.
Мы можем также проанализировать текст, тесно связанный с этим: 1 Иоанна 3:9: ”Всякий, рожденный от Бога, не делает греха. Потому что семя Его пребывает в нем, и он не может грешить, потому что от Бога рожден.” Иоанн, несомненно, говорит здесь об избавлении от власти греха. Это избавление - часть применения искупления. Но текст показывает, что причина, по которой человек спасен от владычества греха, это его рождение от Бога, и причина, по которой он продолжает быть свободным от власти и господства греха, - семя Божье, пребывающее в нем. Здесь ясно представлена причинно-следственная связь. Новое рождение обусловливает и объясняет освобождение от рабства греха и следовательно, предшествует такому состоянию свободы. Возрожденный человек не совершает греха к смерти (1 Иоанна 5:16) и причина этого - в его рождении от Бога и Божьем семени, которое постоянно пребывает в нем и удерживает от вопиющего и непоправимого греха.
Далее, давайте рассмотрим Иоанна 1:12. Сосредоточим внимание на представленных в этом тексте двух предметах, а именно, принятии Христа и получении власти стать детьми Божьими, что соотвественно можно назвать вера и усыновление. Текст определенно говорит: “Всем же, кто принял Его- дал власть стать детьми Божьими.” Получение этой власти, которое мы, в связи с настоящими целями, приравниваем к усыновлению, предполагает принятие Христа, а именно, веру во Имя Его. Все это доказывает, что усыновление предполагает веру, и, следовательно, вера предшествует усыновлению. Поэтому мы должны следовать порядку: вера и усыновление.
Наконец, можно взглянуть на один отрывок в Послании Павла к Ефесянам 1:13: “Но в Нем и вы, услышав слово истины, Евангелие спасения вашего, в Него уверовав, были запечатлены обещанным Духом Святым”. Запечатление Духом святым следует за слышанием слова правды и верой. Слышание и вера предшествуют запечатлению Духом.
Эти несколько отрывков раскрывают существование порядка, который следует поддерживать и нельзя изменить, не нарушив их ясного смысла. Такие примеры доказывают наличие порядка и демонстрируют, что божественный порядок применения искупления подтверждается не пустой логикой. В этом вопросе присутсвуют божественная логика и порядок, которые, как мы настаиваем, должны полностью соответствовать раскрытому в Писании божественному плану.
Эти тексты, однако, неособенно помогли нам раскрыть порядок следования большей части этапов, составляющих примение искупления. Они установили расположение совсем небольшого их количества. Если мы перечислим все этапы или аспекты применения искупления: призвание, возрождение, обращение, вера, раскаяние, оправдание, усыновление, освящение, стойкость, прославление - мы увидим, что несколько вопросов остались не очерченными. Что первично - призвание или оправдание? Быает ли возрождение прежде призвания?
В Писаниях существует один отрывок, проливающий свет на эти вопросы. “…а кого предопределил, тех и призвал; и кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил”(Рим.8:30). Здесь три действия применения искупления - призвание, оправдание и прославление. Они перечислены в тексте в таком порядке. Возникает вопрос: подразумевается ли, что этот порядок и есть порядок их применения и осуществления ? Или такое расположение их в тексте дано просто для удобства и Павел мог точно также использовать другое?
Одно должно быть сказано в качестве предисловия - даже если бы порядок был другим, сначала оправдание, а затем призвание, это не нарушило бы основной мысли отрывка. Основная мысль - это неизменное сочетание и последовательность этих божественных действий и их прочная связь с вечной Божьей целью предузнания и предопределения. Мы имеем здесь цепь неразрывных звеньев, которая начинается с предузнания и оканчивается прославлением.
И существуют веские причины считать, что порядок, которому следует Павел в стихе 30 - призвание, оправдание, прославление - это порядок и последовательность, соответствующие божественному плану. Их недолго искать. В этом отрывке так много указаний на порядок, что нельзя не прийти к заключению, что порядок логической последовательности подразумевался повсюду.
1. В стихе 28 указание на порядок содержится во фразе: “призванным по предустановлению”. Это значит, что цель определяет план, по которому идет призвание. Следовательно, цель предшествует призванию и, в этом случае, конечно, вечно первична. Цель, раскрываемая ст. 29, состоит ни в чем ином как в предузнании и предопределении. Поэтому ст. 28 дает нам ясные указания порядка.
2. То же самое в ст. 29. Мы не будем здесь разбирать значение слова “предузнать” и его отношение к слову “предопределить”. Все, что необходимо отметить сейчас, это наличие движения мысли от предузнания к предопределению. Здесь вновь подразумевается порядок, не позволяющий изменить последовательность использованных элементов.
3. В стихах 29 и 30 мы видим цепь событий, источник которых в предузнании, а конечная цель в прославлении. Поменять местами эти этапы невозможно. Здесь существует не просто предшествование и следование, но особая форма такого порядка, а именно, предузнание как первоисточник, а прославление как конечная цель.
4. Этот же вывод применим к предузнанию и предопределению в отношении трех этапов, упомянутых в ст. 30. Предузнание и предопределение извечно предваряют призвание, оправдание и прославление. Обратное немыслимо.
5. Даже среди названных в ст. 30 этапов, действий, входящих в сферу применения искупления и, следовательно, временных, в отличие от принадлежащих к вечному плану Бога, упомянутых в ст.29, мы обязательно обнаружим порядок предшествования. Прославление не может иметь место прежде призвания и оправдания; оно следует за ними. Следовательно, как бы не соотносились призвание и оправдание между собой, прославление должно быть после них. Единственный оставшийся вопрос, - предваряет ли призвание оправдание или наоборот.
Нам придется заключить, что, поскольку существует так много указаний на предусмотренный порядок в отрывке вцелом, то порядок, которому следует Павел относительно призвания и оправдания, установлен как порялок логической последовательности и движения. Думать обратное - значит извратить все уместные здесь предположения. Поэтому мы должны сделать вывод, что Римлянам 8:30 предоставляет обширные данные о порядке следования этапов искупления, и о том, что порядок этот таков - призвание, оправдание, прославление. Итак, вот ответ на вопрос, нерешенный до сих пор, а именно, призвание предшествует оправданию в порядке применения искупления. Полагаясь на логику своих рассуждений, мы могли подумать иначе.
Следующий вопрос, который мы обсудим, это отношение веры к оправданию. Среди консервативных теологов существуют разногласия по этому вопросу. Некоторые придерживаются мнения, что оправдание первично, другие - наоборот. Нужно понимать, что мы сейчас имеем дело не с вечным Божьим повелением оправдания. Это безусловно, предшествовало вере, и если нам придется назвать это “вечным оправданием” (неправильное употребление термина), тогда станет ясно, что оно предшествует вере так как цель Божья всегда предшествует любой фазе применения искупления. Более того, если мы используем термин оправдание как фактический синоним примирения (как, возможно, в Рим.5:9), тогда такое оправдание предшествует вере также как совершение искупления всегда предшествует его применению. Но сейчас мы рассматриваем не вечное повеление оправдания или основания оправдания в раз и навсегда свершенном труде Иисуса, но действительное оправдание, входящее сферу применения искупления. В отношении подобного оправдания Писание несомненно утверждает, что мы оправданы верой, от веры, через веру и на основании веры (Рим. 1:17; 3:22, 26, 28, 30; 5:1; Гал 2:16; 3:24; Фил.3:9). Невозможно избежать вывода о том, что Бог оправдывает неправедных, поверивших в Иисуса, одним словом, верующих. Значит оправдание предполагает веру. Это предварительное условие оправдания, не потому, что мы оправданы на основании веры и не по той причине, что получаем оправдание благодаря вере, но только потому что вера - определенный Богом путь, которым Он дает благодать.
Есть еще одна причина, по которой нам следует верить, что вера предшествует оправданию. Мы уже знаем, что призвание предваряет оправдание. Вера связана с оправданием. Она не составляет оправдания. Но это неизбежный отклик нашего сердца и ума и воли на Божественный призыв. В этом случае призыв и отклик совпадают. Это заключение подтверждается краткой фразой - мы оправданы верой.
Теперь мы можем дать следующий более обширный план порядка применения искупления - призвание, вера, оправдание, прославление.
Если мыслить в терминах Писания, то нетрудно добавить еще один этап. Возрождение. Оно, в свою очередь, должно предшествовать вере. По этому вопросу много противоречивых мнений, но нам не нужно останавливаться на деталях. Далее, в этой главе невозможно изложить все доказательства , устанавливающие предшествование возрождения. Большая часть доказательств будет представлена позднее. Пока достаточно напомнить, что как грешники - мы мертвы во грехах. Вера - это поступок любящего доверия и душевной преданности. На это мы не способны пока Дух Святой не обновит нас. Об этом свидетельствовал наш Господь, говоря, что никто не может прийти к Нему, если не дано ему от Отца и не привлечет его Отец (Иоанна 6:44, 65). И снова, необходимо помнить Иоанна 3:3: ”Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия”. Конечно, видеть Царствие Божие - это проявление веры и, если так, то такая вера не возможна без возрождения. Следовательно, возрождение должно предшествовать вере. Основаясь на этом, можно утверждать, что последовательность такова - возрождение, вера, оправдание.
Это не решает вопроса о соотношении призвания и возрождения. Предшествует ли возрождение действенному призванию или наоборот? Существуют аргументы, которые можно привести в доказательство предшествования возрождения. Принимая подобный порядок - возрождение, призвание, вера, оправдание, прославление, мы не посягаем ни на один важный вопрос. Существует , однако, одно веское предположение (предположение, которое будет развито позднее): в учении Писания именно призыву уделено особое внимание и место как деянию Божьему, которое выводит грешников из тьмы к свету и общению со Христом. Эта черта учения Нового Завета создает отчетливое впечатление, что спасение фактически берет начало в действенном призыве Бога, и что этот зов, поскольку принадлежит Богу, воплощает в себе всю силу действенности и эффективности. Призыв, а не возрождение обладает этим свойством. Следовательно, это подтверждает первичность призыва.
Выяснив основные элементы и следующий их порядок: призвание, возрождение, вера, оправдание и прославление, мы установили все наиболее важное по этой теме. Остальные этапы можно легко ввести и расставить по местам. Раскаяние - близнец веры - нельзя представить одно без другого, поэтому раскаяние сочетается с верой. Обращение - просто другое название союза раскаяния с верой и, поэтому, включено в раскаяние и веру. Усыновление явно следует за оправданием - т.к невозможно считать, что кто-то принят в семью Божью не будучи принят Богом и сделан наследником вечной жизни. Возрождение, как процесс, а не одномоментное действие как призвание, возрождение,оправдание и усыновление, будет правильно поместить после усыновления в порядке применения. Стойкость сопутствует процессу освящения и дополняет его, поэтому ее удобно поместить перед ним либо после него.
Принимая во внимание все эти предположения, порядок применения искупления таков: призвание, возрождение, вера и раскаяние, оправдание, усыновление, освящение, стойкость, прославление. Тщательно взвесив этот порядок, мы обнаружим логику, выявляющую и проясняющую руководящий принцип спасения - Божью благодать в ее высшей действенности - во всех его аспектах. Спасение и в своем применении, так же как в планировании и свершении- от Господа.
Этот материал еще не обсуждался.