16.11.2011
Скачать в других форматах:

Йохем Даума

Книга пророка Иезекииля. Книга пророка Даниила

2.6. Даниила 4: Наказание за высокомерие Навуходоносора

 

1. В послании Навуходоносора “всем народам и нациям” (Дан. 3,31-4,34) мы читаем, насколько он был обеспокоен своим сном. И снова вавилонские мудрецы не смогли истолковать этот сон. И опять это удалось сделать Даниилу, так как (по словам царя) в нём живёт “дух священных богов”. На этот раз Навуходоносор рассказывает ему сон (что отличается от ситуации в Дан. 2), после чего Даниил предлагает царю толкование этого сна (Дан. 4,1сл.).

Царь видел во сне высокое дерево, стоящее в центре земли. Дерево ставало всё выше и выше, дошло до неба и распростёрлось над всей землёй. Животные находили тень под этим деревом, птицы гнездились на его ветвях, и всё живое питалось от этого дерева. Сторож (ангел) сошёл с небес и приказал повалить дерево, а пенёк оставить в земле.

Сон о дереве превращается в образ человека, который по велению ангела должен мокнуть от росы и питаться травой вместе с животными. Вместо человеческого сердца он получит сердце животного, и будет это длиться семь времён. Так был вынесен через ангелов приговор, чтобы живущие знали, что Всевышний Бог стоит над человеческим царством. Бог даже может даровать это царство самому ничтожному из всех людей (Дан. 4,7сл.).

Даниил некоторое время испытывает смущение по поводу этого сна, а потом высказывает желание, что лучше бы этот сон предназначался врагам царя. Однако он должен рассказать такое: дерево, которое видел Навуходоносор, “это ты, царь!” (Дан. 4,19). Сторож, повелевающий срубить дерево, исполняет приговор, назначенный Богом Навуходоносору. Он будет брошен людьми и поселится среди зверей, до тех пор, пока не признает, что Бог стоит над человеческим царством. Оставшийся корень значит, что царство Навуходоносора всё же останется при нём, когда он признает власть небес. Приговор исполнится не сразу и даже может быть отменен. Даниил советует Навуходоносору искупить свои грехи щедростью и милостью по отношению к бедным. “Возможно, это поможет продлить твоё благосостояние” (Дан. 4,16сл.).

 

Коллинс [Collins 1993,217vv] и др. считает, что сказанное здесь о Навуходоносоре имеет отношение к Набониду, последнему царю Ново-Вавилонского царства. Он, а не Навуходоносор был надолго выслан из Вавилона [см. 2.2.2]. Согласно “молитве Набонида”, найденной в пещерах Кумрана, Набонид на протяжении семи лет страдал от болезни, и его положение было похоже на существование животного. Иудейский изгнанник-предсказатель рассказал ему, почему он заболел (из-за идолопоклонства) и как он может исцелиться (признать имя Бога). Текст смотрите в COS I,287v. Как видно, эти сведения имеют удивительные совпадения с Дан. 4. Неужели действительно Дан. 4 неправильно говорит всё это о Навуходоносоре? В Иосифа и Евсевия есть такие сведения, которые точно указывают на болезнь и жалкое существование Навуходоносора [Baldwin 1978,107v; Lucas 2002,106v].

Пророчество о Навуходоносоре содержало условие. Если Навуходоносор покается, не будет наказан. Мы уже видели, что не каждое пророчество непременно сбывается. См. например, Ис. 38,1 и 5 (о смерти Езекии); Зах. 6,15 и мою книгу “Книга пророка Исаии. Книга пророка Иеремии. Книга плач Иеремии”, ч.1.5.

 

2. Через двенадцать месяцев пророчество сбывается. Находясь на крыше своего дворца, Навуходоносор восклицает: “Неужели Вавилон не величественный, царский город, который я построил силой моего могущества?” И тотчас был исполнен приговор над Навуходоносором. Изгнанный людьми, он питался травой, как вол, тело его омывалось небесной росой, а волосы его были длинные, как грива у льва, и ногти выросли, как у птицы (Дан. 4,25сл.).

Однако по истечению семи лет Навуходоносор поднимает глаза к небу, и разум возвращается к нему. Он восхваляет Вечноживущего, владычество Которого вечное и царство из рода в род. Люди на земле – это всего лишь ничтожные существа. Бог поступает с небесными силами и людьми по Своей воле. Никто не может противиться Ему или сказать Ему: “Что Ты сделал?” Навуходоносор снова стал царём, его советники и начальники снова прибегают к нему, а его власть даже возвысилась. Он выучил этот урок. Он превозносит Царя небес, дела Которого истинные и пути праведные. “Высокомерного Он может унизить” (Дан. 4,31сл.).

 

Обратите внимание на переход от первого лица к третьему в Дан. 4,16-31. Всё становится понятным, если мы вспомним, что Навуходоносор из-за болезни потерял над собой контроль. Иногда его болезнь связывают с ликантропией, волчьей болезнью [соединение двух слов греч.: lukos = волк и anthropos =  человек], когда человек считает себя собакой или волком и даже имитирует этих животных. Английский король Георг III  и король Баварии Отто I страдали такой болезнью [Baldwin 1978,109v; Lucas 2002,111].

 

3. Грех, который лежал на Навуходоносоре, согласно Дан. 4, он сам называет в заключительном стихе: высокомерие (Дан. 4,32). Высокомерие – это зло, которое особенно присуще власть имущим. Бог заставляет содрогаться людей во сне, чтобы уберечь их от дурного поступка и высокомерия (Иов 33,15сл.).

Грех высокомерия Бог ненавидит также в Своём народе (Притч. 8,13), даже если речь идёт о царях (2 Пар. 32,25, Езекия). Также Он не терпит это зло в языческих правителях. Надменных тиранов Он истребляет. Великих мира сего Он делает маленькими (Ис. 23,9). Он уничтожает Моав и другие земли из-за их высокомерия (Ис. 25,11).

Часто существует связь между высокомерием и тем, что подобные правители и народы сделали Израилю. Ассирия думала, что это её собственные достижения, когда она покоряла города один за другим. Она не осознавала, что была всего лишь палкой, которой Яхве в гневе орудовал. Поэтому ассирийский царь был обвинен в высокомерии и тщеславии (Ис. 10,12).

При обсуждении Книг Исаии и Иеремии мы уже видели, что не всегда враждебные отношения с народом Яхве становятся для Яхве поводом наказать правителей за их высокомерие. Подобным примером выступает Дан. 4. Навуходоносор виновен в высокомерии, однако это не выливается в его высокомерное отношение к Божьему народу. Осквернение Божьего храма Навуходоносором и его разрушение Иерусалима не играет здесь никакой роли. Примечательно, что иудей Даниил поддерживает тёплые отношения с царём. Мы слышали, что он пожелал не Навуходоносору, а его врагам то, что предвещал этот сон (Дан. 4,16).

Тем не менее, существует также другая причина, почему Бог наказывает высокомерие Навуходоносора. Все люди должны понимать, что они – ничтожные существа. Бог поступает с небесными силами и людьми по Своей воле (Дан. 4,32). Навуходоносор возвысился в своём высокомерии не перед Богом Израиля, а перед Богом Небесным (срн. Дан. 4,34). Он хвалится своим большим городом Вавилоном, о котором говорит, что он построил его силой своего могущества и славой своего величия (Дан. 4,27). И это становится последней каплей в чаше терпения Бога. Царю, который когда-то уже признал власть Бога над всем (Дан. 2,47; 3,28), ещё больше засчитывается подобная надменность.

Мог ли Навуходоносор не гордиться всем, что он сделал для величественного города Вавилона, который был известен на весь мир? Неужели гордость всегда лишняя? Конечно, нет, на этот счёт можно привести много примеров из Библии. Однако гордость переходит в высокомерие, если человек больше не отвечает образу из Пс. 8. В этом псалме человек удивляется: несмотря на то, что он самый ничтожный из всех творений Бога, Яхве всё же сделал его “почти богом”. Он подчинил человеку всех животных. Человек может, на самом деле, высоко оценить своё положение, однако подобная оценка должна начинаться словами из Пс. 8,2.10: “Господи, Боже наш! Как величественно имя Твоё по всей земле!” Нельзя переступать границу между человеком и Богом. А это происходит тогда, когда человек становится высокомерным и приписывает себе славу, которая подобает только Богу.

 

Корень использованного здесь слова для “высокомерие” [арам.: gēwā; срн. евр.:  gh] иногда может иметь позитивное значение как “величие” и “краса”, не только Бога (Исх. 15,21; Пс. 67,35; Пс. 92; Ис. 24,1 и др.), но также земли или народа Израиля, или Иерусалима (Пс. 46,5; Ис. 60,15; Иер. 13,9 и др.). См. [D. Kellermann ThWAT I,878vv]. Часто оправданная гордость незаметно переходит в неоправданное высокомерие. Израиль может гордиться Сионом и считать его башни. Это в Пс. 47,1.13сл.  вовсе не высокомерие, поскольку вся хвала звучит в адрес Яхве. А хвалиться храмом троекратным восклицанием “Это храм Яхве!” (Иер. 7,4) – уже переходит эту границу.

 

4. Будучи предупреждённым об опасности, через некоторое время Навуходоносор всё же грешит высокомерием и за это получает обещанное наказание. Это наказание содержит много символических элементов. Навуходоносор был большим деревом, которое своими плодами и тенью кормило и защищало людей. От этого дерева зависели и люди и животные. Подобный образ употреблён в Иез. 31 о фараоне, который сравнивается с кедром. Он был выше и краше всех деревьев в Божьем саду. И Навуходоносор, и этот фараон за свою власть и величие должны были благодарить Бога (Дан. 2,37сл.; Иез. 31,9), однако оба недооценили это и поэтому были отвержены и Богом, и людьми (Дан. 4,21сл.; Иез. 31,11сл.). Такое высокое дерево как образ царской власти становится символом низкого упадка, который может пережить всякий власть имущий. Вместо того чтобы благодарить Бога за дарованное Им величие, правитель начинает воспевать своё величие и украшает себя славой, которая подобает только Богу.

В уничижении Навуходоносора хорошо видно, насколько низко может упасть человек, если он приравнивает себя к Богу. Человек поставлен над животными и может подняться на большую высоту. Однако он падает к уровню животного, если желает приравняться к Богу. Если мы отказываемся от своего места над животными и ниже Бога, это приводит к потере человеческого облика. Навуходоносор утратил всякую власть, в первую очередь, власть над своим собственным духом. Он больше не отвечает образу человека как господствующего над животными.

 

Как не было самим собой разумеющимся то, что Бог спас троих друзей в огненной печи от смерти (Дан. 3,18), так Он не всегда наказывает за высокомерие, не говоря уже о том, что Он далеко не всегда поступает так, как в случае с Навуходоносором. Дан. 4 заканчивается очень примечательной фразой, что Бог высокомерных людей может унизить. Но это происходит далеко не всегда. Поэтому из Дан. 4 каждый может вынести урок на все случаи жизни. Эта глава позволяет образно увидеть, что стоит человек в глазах Бога, если он недоволен тем местом, которое Бог ему выделил. См. Лукаса [Lucas 2002,116]: Если человек не придерживается границы между ним и Богом, тогда исчезает также всякая грань между человеком и животным. См. также [Graaf 1952,579].

 

5. По истечении семи лет к Навуходоносору возвратился разум, и он снова вернул себе власть и величие, которые после этого даже ещё более возвысились (Дан. 4,33). Высокомерие не всегда приводит к окончательному падению. Бог может проявлять милосердие также к языческим правителям. Навуходоносор сначала получил возможность избежать предвещенного наказания “искуплением своих грехов” (Дан. 4,24), а когда он отказывается это делать, Бог всё равно спасает его из нужды, за которую он должен был винить самого себя. Он даже восстановил его царствование. То, что через семь лет он поднял глаза к небу и так вернулся его разум (Дан. 4,31), ещё не говорит о том, что Навуходоносор сам был инициатором своего исцеления. Когда период наказания прошёл, Навуходоносор снова был в силах посмотреть вверх. Теперь он смотрел совсем иначе на небо, чем в дни своего высокомерия. Он превознёс Царя небес и увидел себя ничтожным существом, которое за всю власть должно благодарить Бога, действующего по Своей воле (Дан. 4,32.34). И в конце и в начале своего послания, которое направлено ко “всем народам и нациям”, он восхваляет Бога (Дан. 3,33; 4,34).

Изменение менталитета из высокомерия на смирение также имеет свои последствия. Красивые слова, воспевающие Божью славу, должны подкрепляться правильными поступками по отношению к другим людям. Навуходоносор мог бы избежать наказания, если бы он был щедрым и искупил свои беззакония милосердием к бедным (Дан. 4,24). Эти требования остаются действительными также, когда он восстановлен в своём царствовании. Что относится к царю в Израиле, должно быть таким же важным и для языческого царя. Он должен править своим народом согласно Пс. 71,1сл., защищать бедных и наказывать всякого притеснителя.

 

Восхваление Бога Навуходоносором напоминает нам Пс. 2, где имя Бога прославляется в его начале и конце. Смирение Навуходоносора видно также из того, что он не утаил всего, что с ним произошло [Graaf 1952,579].

Нет большой разницы в том, переводится арамейское слово sidqā в Дан. 4,24 словом “справедливость” [NBG] или “щедрость” [NBV]. Последний перевод совпадает с греческим словом eleèmosunè [B.Johnson ThWAT VI,923]. В обоих случаях задание для Навуходоносора однозначное: он должен прекратить несправедливость и (поэтому) придти бедным на помощь.

 

Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.

Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».

www.colbooks.org

2009–2012 гг.

© Ukraine Cie Hattem

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.