Йохем Даума
Распад, изгнание и восстановление
1.2. Основное: продолжающееся царствование Давида
Насколько важным является культ в описании истории царей, демонстрируют два вида выражений. О большинстве иудейских царей сообщается, что они строили высоты для жертвоприношений или позволяли существовать таковым (3 Цар. 14,22; 15,14; 22,44; 4 Цар. 12,4; 14,4; 15,4; 16,4), в то время как о почти всех царях израильских говорится, что они грешили, как Иеровоам заставил грешить весь народ (3 Цар. 15,26.34; 16,19 и т.д.). Иеровоам ввёл в практику собственные служения вместо единого культа в Иерусалиме (3 Цар. 12,25). Совершенно ясно одно, что “высоты” – не имеет значения, в Израиле или в Иудее – наносили ущерб служению Яхве. Так случилось ещё при правлении Соломона – строителя храма – который к уже существующим высотам добавил новые для своей жены-язычницы (3 Цар. 11,7). Возможно, что высоты, уничтоженные во времена Езекии, снова были сооружены при правлении Манассии (4 Цар.21,3) для культа, который не имел ничего общего с Яхве. Книги Царств описывают историю, которая приводит к изгнанию не по причине ослабления политических сил, но религиозных (4 Цар. 17,13.19).
Причину упадка не нужно искать в самом царстве как таковом. Это становится ясным ещё с описания особенного положения, обещанного Давиду и его потомкам. Много царей из его дома получили негативную характеристику, но сам дом продолжал существовать. Давид всегда будет держать “светильник” перед лицом Господа в городе, который Он избрал (3 Цар.11,36; 15,4; 4 Цар. 8,19; 2 Пар. 21,7). Таким образом, нам не следует говорить о неудавшемся эксперименте с монархической системой власти. Перифразируя известные слова о том, что каждый делал то, что считал справедливым, можно наконец сказать о ряде царей в Израиле и Иудее: в те дни каждый всё ещё делал то, что считал справедливым. Однако это не единственный вывод, к которому приходит автор истории. В 3 и 4 Книге Царств и Паралипоменоне история описывается, исходя из уверенности, что царский дом Давида продолжит своё существование.
Тот факт, что народ Израиля продолжал приносить жертвы на высотах можно ещё оправдывать, пока не было закончено строительство храма (3 Цар. 3,2). На основании 2 Пар 24,17 можно предположить, как легко эти высоты превращались в культ полного идолопоклонства с “посвященными деревьями” и идолами, которое практиковалось вопреки и наряду с культом в храме.
Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.
Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».
2009–2012 гг.
© Ukraine Committie Hattem
Этот материал еще не обсуждался.