Скачать в других форматах:

Библейский Культурно-Исторический Комментарий. Часть 1. Ветхий Завет

Михей

1:1-16 Суд против Самарии и Иерусалима

1:1. Морасфит. Расположенный примерно в 6 милях к северо-востоку от Лахиса в Шфеле, Морасфит (Tell el-Judeideh, в 20 милях к юго-западу от Hepj :алима) был одним из пригородов филистимского города Гефа (Tell es-Sati). После установления царства Давидов*, он, наряду с Одолламом и Марешей (2 Пар. 11:7,8), служил крепостью. Ьсе эти города, а также «бесчисленные» селения были разрушены войсками Сеннахирима в 701 г. до н. э. 1:1. Хронология. Поскольку редактор приводит имена царей Иудеи, на время правления которых приводится служение Михея , его пророй .. jo можно датировать концом VIII в. до н. э. Первое пророчество Михея (Мих. 1:2—7), поев; щенное судьбе северной столицы Израиля Самарии, вероятно, было произнесено непосредственно перед разрупением этого города ассирийцами в 722 г. до н. э.

1:3. Господь наступит иа высоты ?«мли.Величие и грандиозные масштабы Богоявления от] а:ю :ны здесь i образе Яхве, Который исходит от места Своего». Символика, заключенная в слове «наступит», т. е. «будет попирать», часто используется при описании поб( ды над врагом (Втор. 33:29, Пс. 107:10). Но в данном с 1учае Бог скорее демонстрирует Свою власть над творением, шествуя по горам, как по ступеням (Ам. 4:13). Сходный оораз встречается в угаритском эпосе о Ваале и Анат, где посланники богов быстро перемещаются, перепрыгивая через вершини гор. Города обычно строились на возвышенных местах, что обеспечивало их безопасность, а войска выбирали высоты как стратегические пункты кс нтроля над мес~ностью Метафора, связанная с попранием высот, говорит также п победе и безопасности. 1:5. Самари". Самария была построена Ам- врием как столица Сезерного царства Израиля в начале IX в. до н. э. Она находилась в 12 милях к западу от старой столицы, Фир- цы, на пересечении важных дорог, открывавших путь к Изреелт -кой долине на севере, к Сихему на юго-востоке и к Средиземному морю на западе. Самария лежала вблизи основных меридиональных магистралей, п( оходгвших к оападу от Иордана. Раскопками на месте городища обнаружены остатки дворца на акрополе, который, как считают, принадлежа т Амврию, а также фрагменты стены, отделявшей акрополь от нижнего города. Ст< га была около 5 футов толщиной и построгна с использованием самой современной на тот момент техники кладки из тесаного камня. Ахав добавил к этим укреплениям стену каземата толщиной более 30 футов. 1:6. Падение Самарии. В ассирийских источниках описывается «опустошение» Самарии (ок. 724—721 гг. до н. э.), которая, возможно, символи мровала всю страну. Неко • торые свидетельстнл такого разрушения были обнаружены в ходе археологических раскопок в израильском городе Сихеме. Это вполне с >гласуется с обычной ассирийской тактикой опустэшения территории, послс чего следовала остда главного города, который был уже тем самым отрезан от источников снабжения. И Сенналприм, и Навуходоносор II использовали тг.:;ую тактику против Иерусалима, трехлетняя осада Самарии показывает, что она была сильно укреплена, поскольку ассирийцы не знали себе равных в искусстве военной осады. Город пал в 722/721 г. до н. э. Хотя в Библии говорится о завоевании Самарии Салманасаром III, его преемник Саргон II в ассирийских источниках выставляет покорителем Самарии себ» Кроме того, Саргон утверждает, что он перес троил Самарию. 1:6. Низрииу в долину i амии. Сила гнева Божьего против Самарии сравнима с разрушительной силой землетрясения. Поскольку города обычно строились на возвышенных местах, при разрушении городской стены ее фрагменты с грохотом падали вниз, в прилегающие долины.

1:7. Дары. Многие дары, приносимые в храм, были приобретены в обмен на услуги храмовых блудниц (см. коммент. к Втор. 23:17,18). Это могли быть золотые и серебряные вещи (которые нередко использовались как материал для изготовления идолов), зерно или животные. С другой стороны, не исключено, что Михей, как и Осия (Ос. 4:10-15), просто отождествляет идолопоклонство и проституцию. Почитание ложных богов в языческих храмах свидетельствовало о неверности народа своему Богу, Яхве. Истуканы, которым поклонялись в этом капище, будут уничтожены наряду с теми, кто им поклонялся, а награбленные в храме богатства позволят захватчикам продолжать свои злодеяния.

1:8. Ограбленный и обнаженный. На Ближнем Востоке в древности было несколько видов траурных ритуалов. В некоторых из них совершались жертвоприношения, как об этом свидетельствуют таблички из Эблы, и они составляли часть царского культа мертвых. В других случаях траур отмечался непрерывными рыданиями и плачем скорбящих по утрате (как это описывается в угаритском эпосе о Керете). Когда скорбящие разрывают (Пл. 2:10) и сбрасывают свою одежду и обувь (ср. наглядное пророчество Исаии в Ис. 20:2), онидемонстрируюттем самым, что отвергают свой прежний статус, принимая свое поражение (ср. запрет на участие в траурных ритуалах в Иез. 24:17). Таким образом, они признают, как в свое время Иов, что пришли в этот мир нагими (Иов. 1:21). 1:8. Шакал и сова (*£ в русском переводе — «страус»). Вой шакалов и крик совы часто раздаются в заброшенных и пустынных местах (Ис. 34:13; Иер. 50:30, «пророчество Валаама» из Дейр-Алла). Эти жуткие звуки леденили душу и предвещали смерть (интересно, что в образе шакала почитался египетский бог смерти Анубис). 1:10—15. География. Все города и селения, упоминаемые в этих стихах, находятся в холмистой местности, известной под названием Шфела. В отчете Сеннахирима о походе в Филистию содержится подробная информация о сражениях, но мало сведений о Шфеле. В частности, там упоминаются Ел- теке, Фимна и Экрон. Это указывает на то, что его армия остановилась всего лишь в нескольких милях к северу от Гефа, готовясь вступить на территорию Иудеи. Если в Мих. 1 представлен маршрут, по которому перемещались ассирийские войска, то можно предположить, что они шли с севера на юг через Геф, затем по дороге, проходившей в 2 милях к западу от Лахиса (самой мощной крепости в этом районе), после чего повернули на юг, чтобы обойти Лахис с юго-востока. После Лахиса дорога вела на северо-восток к Иерусалиму, и в стороне оставался только Мореш. Очевидно, весь регион Шфелы подвергся серьезному опустошению. Археологические съемки показали уменьшение числа населенных пунктов на этой территории от почти трехсот в начале VIII в. до н. э. до менее пятидесяти в VII в. до н. э. Население в целом резко сократилось за этот период и составило всего 15 процентов от прежнего его числа. Геф, вероятно, находился на месте современного Tell es-Safi. Уникальной особенностью этого текста является игра слов, построенная на значениях перечисленных здесь географических названий. Так, Офра (означает «пыль», «прах»), Шафира («рог»; местонахождение неизвестно, хотя иногда указывают на Tell 'Eitun), Ецель («место стоянки»; местонахождение не установлено), Цаан («она выходит»; возможно, Ценан в Нав. 15:37) и Марофа («горечь»; местонахождение не установлено). Лахис, самый крупный из городов, расположенных на этом пути, заслуживает отдельного рассмотрения. Морешеф-Геф — родное селение Михея (см. коммент. к 1:1). Оно находится в центре круга радиусом в 10 миль, внутри которого, по-видимому, располагаются все указанные пункты. Игра слов построена на буквальном значении этого названия и подразумевает «бегство» его жителей. Ахзив (возможно, Tel el-Beida, к северо-востоку от Лахиса) уподобляется «ложному потоку», так как эта крепость не выполнила своего назначения и не послужила защитой царю. Название селения Мореш, расположенного к северо-востоку от Лахиса, созвучно слову, которое означает «наследник», и смысл каламбура заключается в том, что у этого селения нет будущего. Одоллам (Tell esh-Sheik Madhkur) также лишен будущего перед лицом вражеского нашествия.

1:13 Лахис. Лахис, занимавший господствующее положение над местностью в Шфеле и в Западной Иудее, был главным укрепленным пунктом линии оборонительных сооружений иудейских царей. Расположенный между Иерусалимом и филистимскими городами-государствами, Лахис охранял главные дороги, идущие с побережья. В Лахисе (Tell ed-Duweir) сохранились следы поселения бронзового века, а также обширные оборонительные сооружения и впечатляющие городские ворота периода средней бронзы II (когда он был главным хананейским городом) и железного века III (когда он стал западным бастионом после разделения царства; 2 Пар. 11:5—10). Несмотря на выгодное стратегическое положение (холм высотой 150 футов), город пал под натиском войск ассирийского царя Сеннахирима в 701 г. до н. э. (анналы Сеннахирима; дополнительную информацию см. во 2 Пар. 32:9). Ассирийские рельефы из царского дворца в Ниневии наглядно изображают яростные атаки в ходе осады города, о чем свидетельствуют остатки мощного крепостного вала в юго-западной части кургана. Массовые захоронения, в которых обнаружено около 1500 тел, вероятно, также связаны с падением города. Письменные свидетельства о более поздней осаде города вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. до н. э. существуют в виде двадцати одного письма на глиняных черепках (остраконах), которые были обнаружены в помещении стражи в городских воротах. В них описывается безысходная ситуация, когда защитники города увидели, как погасли сигнальные огни соседних городов.

1:16. Бритье головы. Существуют разные ритуалы, связанные с трауром, в том числе разрывание одежды, нанесение порезов на тело (см. коммент. к Лев. 19:28), пост (см. коммент. ко 2 Цар. 12:16) и посыпание головы пеплом или пылью (см. коммент. ко 2 Цар. 13:19). Бритье головы было не только знаком траура (Иер. 41:5), но и элементом ритуала очищения (Лев. 14:8,9; Чис. 6:9). Так, ассирийские жрецы брились перед церемонией введения в должность. Герой поэмы «Ниппурский бедняк» (таблички из Султантепе, 2-е тыс. до н. э.), представляясь лекарем, сбривает все волосы. Вероятно, этот обычай был обусловлен гигиеническими соображениями, так как врачи постоянно соприкасались с больными и умирающими.

2:1-13

Несправедливость и лжепророчество

2:2. Захват собственности. Приобретение собственности за счет притеснения бедных и слабых нарушает закон о недопустимости посягательства на чужое, а также предписание не нарушать установленный заветом раздел земли между израильтянами после ее завоевания. Несмотря на эти законы, растущие долги мелких арендаторов и усиление политического влияния крупных землевладельцев приводило к многочисленным нарушениям (см. коммент. к Ис. 5:8), о чем говорится и в египетской «литературе премудростей» («Наставления Аменемопе»),

2:5. Собрание пред Господом. См. коммент. к Втор. 23:1—8, где разъясняется смысл этого понятия как собрания людей, наделенных правом принимать решения внутри израильского общества и в среде военных. 2:5. Бросать жребий. После смерти отца семейства земельные наделы распределялись между сыновьями по жребию. В законах Эшнунны, в кодексе Хаммурапи и в сред- неассирийских законах также предусматривается подобная процедура. Разделу наследства по жребию посвящены некоторые тексты из Телль-Сифра. Здесь Михей подчеркивает, что тому, кто приобрел имение насильственным путем, будет некому его передать.

2:11. Угодные проповедники. В Ассирии пророки были обязаны поддерживать царя и его политику. Для пророков Израиля более характерно критическое отношение к официальной идеологии и политике правящих царей. Как сказано в Иер. 28:8,9, народу следует остерегаться пророков, которые «предсказывают мир». Роль пророка в Древнем Израиле состояла в том, чтобы предостерегать народ от нарушения обязательств завета с Богом и обличать тех, кто уже допустил подобные нарушения. Этим они отличаются от других древних пророков на Ближнем Востоке, например от пророков, упоминаемых в текстах из Мари, основным предметом заботы которых были ритуальные нарушения (несвоевременное принесение жертвы или неисполнение обещания построить храм) и военные вопросы.

3:1-12

Злодейство правителей

3:2,3. Уподслление правителей людоедам.

Хищническая натура правителей и судей Иудеи раскрывается в метафоре людоедства, же{ твой которого становится народ, страдающий от экономического гнета и алчности коррумпированных чиновников. Вполне возможно, что такие подробности, как сдирание кожи и дробление костей, основаны на реалия:, связанных с необходимостью выживания во время голода или осады (см. коммент. к 4 Цар. 6:29). 3:5—7. Пророки, вводящие в заблуждение. К числу неуд; чливых или несостоявшихся пророков относятся те, кто больше не получает весть от Бога (см. «голод» по слову Божьему в Ам. 2:11,12). Это связано с жадностью тех пророков, которые продают свои ложные предсказания, а не провозглашают их свободно в ответ на поощрение Бога. Продажные пророческие речи, которые возвещают «мир» и процветание торговцам и знати и приносят пророкам «хлеб», здесь представлены аллегорически в виде «войны», направленной против тех, кто им не платит. Михей, который не был профессиональным пророком, а был, как и Амос, просто избран Богом (Ам. 7:1—15), несет вместо ложных пророческих речей и гаданий истинное Божье слово. Пророки этого времени в Ассирии обычно состояли на службе у царя, и от них требовалось подтверждение законности царского режима и политики. Поскольку пророки прекрасно сознавали свою выгоду, они говорил! только то, что от них хотели услышать. 3:12. Распахан, как поле. Перед пахотой и севом земля должны быть полностью очищена от камней и крупного мусора Эта метафора подзывает, что город будет разрушен до основании, от него останутся одни руины. Ассирийские войска сровняют город с землей, превратят его в распаханное поле (ср.: Ис. 5:6). Хотя при его жизни этого не случилось, Иеремия взял на вооружение пророчество Михея и процитировал его на суде старейшинам (Иер. 26:18), показав тем самым, что предсказания пророков были основатель! о изучены.

4:1 - 5:15

Время близкое и далекое

4:3. Перекуют мечи на орала. Здесь речь идет скорее не обо всем плуге, а о его железных наконечника,;, которые взрыхляют почву и проводят в земле борозду. Длина такого наконечника около 7 дюймов. Однакс го же самое еврейское слово использовано в 4 Цар. 6:5, где оно переводится как «топор». Поскольку меч перекован, то из этого куска металла можно изготовить разные вещи. 4:4 Своя виноградная лоза и смоковница. Виноградники и смоковницы давали основные продукты питания и составляли важную долю в экономике сельского хозяйства Древнего Израиля, и потеря их была чревата бедствием для народа (Иоил. 1:6,7). Идиллический >браз мира и процветания на древнем Ближнем Востоке выраж шея именно таг:ой возможностью «сидеть под своею виноградной лозой и под своею cmoi :овницей». В надгробной египетской живописи, на ассирийских рельефах и у библейских авторов этот образ используется для изображения людей, которые контролируют собственную жизнь без постороннего вмешательства и способны сами обрабатывать землю, дарованную им их богами/Богом (3 Цар. 4:25; Ис. 36:16). Виноградник и смоковница давали тень, в которой можно было укрыться, и это указывало на годы процветания, поскольку возраста плодоношения деревья обычно достигают через несколько лет. 4:8. Башня стада/оплот Хотя приведенное в оригинале выражение («Migdal Eder») является географическим названием (Быт. 35:21), в данном контексте под «Ьашней стада» подразумевается Офел, район старого Давидова города на восточном холме Иерусалима. Образ сторожевой башни, защищающей «стадо», паству, символизирует грядущее возрождение народа (ср. противоположный образ в Ис. 32:14). Если это понятие относится к реальной крепостной башне, то это могла бьггь центральная баш ля Офела (крепость или холм, на котором она располагалась) в Иерусалиме (дочери Сиона). 4:10. Вавилон. Во времена Михея было бы более логично рассматривать как места изгнания Ашшу] или Нинеьию. Но пророчество не всегда подчиняется обычной логике. Во времена Михея Новоассирийское царство, управляемое Саргоном II и Сеннахиримом, было самой могущественной политической силой, когда-либо существовавшей в мире. Оно охватывало территорию всего Ближнего Востока и на короткое время включило в свой состав даже Египет. В результате двух опустошительных набегов войск Сеннахирима были разрушены многие города и селения Иудеи, а на ассирийских рельефах даже изображены пленники, которые были уведены в плен из Лахиса. В этот период Вавилония и ее халдейские правители были завоеваны, как и другие страны, ассирийцами. Однако они, как и мидяне в Западном Иране, периодически пытались свергнуть с себя ассирийское иго, поднимая восстания и пытаясь переманить на свою сторону союзников и вассалов Ассирии путем переговоров. Особенно много неприятностей доставлял ассирийцам Меродах-Баладан, который, по меньшей мере, дважды выгонял из Вавилона ассирийских наместников. В конце концов, в 689 г. до н. э. Сеннахирим разграбил Вавилон и получил титул царя Вавилона. Вскоре после 660 г. до н. э., когда слава Ассирии начала клониться к закату, Вавилония и Мидия соединили свои усилия в борьбе с последним из великих ассирийских царей — Ашшурбанипалом. Его смерть в 627 г. до н. э. ознаменовала конец ассирийского господства и появление на мировой арене Навуходоносора и Нововавилонского царства.

4:12. Снопы на гумне. Гумна как площадки для молотьбы сжатого хлеба были повсеместно распространены по всему Ближнему Востоку в древности. Снопы свозились туда для молотьбы, просушки и очистки зерна. Первостепенная важность, которую представляли гумна в сельском хозяйстве, часто придавала им и ритуальное значение. Ток обычно был большой расчищенной, открытой площадкой, которая могла использоваться и для других целей. Неудивительно поэтому, что он мог использоваться для собраний на открытом воздухе в тех случаях, когда ограниченное пространство закрытых помещений не создавало хорошей видимости при большом скоплении народа. Кроме того, это было место, где оформлялись юридические документы и совершались сделки. В угаритском эпосе об Акхате царь Даниэл ведет судебные разбирательства на гумне за пределами городских стен. Это было место, где хорошее отделялось от дурного.

4:13. Железный рог, медные копыта. Хотя в библейских текстах нет прямых упоминаний о животных, которые тянут молотильное устройство (см., однако, коммент. ко 2 Цар. 24:22), Михей весьма точно описывает типичные операции, которые проводились на току. В египетских гробницах встречаются изображения волов и ослов, которые тянут по рассыпанному на земле зерну повозку, нагруженную камнями и кусками металла, итакой способ обмолота зерна до сих пор сохранился у земледельцев на Среднем Востоке. Иногда к ногам животных прикрепляли куски металла, нечто вроде обуви, что позволяло более эффективно разрезать стебли, отделяя их от зерна. 5:1. Бить тростью по ланите. Пощечина обычно воспринимается как оскорбление (см.: 3 Цар. 22:24; Иов. 16:10). В кодексе Хаммурапи предусматривается целый ряд наказаний, в том числе суровых, за оскорбление, нанесенное пощечиной: ог порки и нанесения увечий до внушительных штрафов. Пощечина иудейскому «судье» означает и презрение народов, и неспособность правителя Иудеи ответить подобающим образом. По обычаю, бытовавшему в Ассирии и в Вавилоне, в праздник Нового года (akitu) жрец давал царю ритуальную пощечину, после чего царь заявлял о том, что его нельзя обвинить в несправедливости. 5:2. Вифлеем. Двойное название Вифлеем- Ефрафа отражает племенное разделение внутри населения Вифлеема, а также подчеркивает связь с родом Давида (см. коммент. к Руф. 1:1; 1 Цар. 16:4; 17:2). Рассматривая происхождение грядущего мессианского царя из дома Давидова, а не из Иерусалима, Михей подчеркивает, что Давид был избран царем Богом, и тем самым не принимает модель воцарения по наследству. Это дает надежду на появление нового Давида. 5:2. Правитель от начала до дней вечных. Многие ассирийские цари утверждали, что их царствование было учреждено богами с незапамятных времен. Ашшурбанипал заявлял, что он был создан богами Ашшуром и Нинлилем, которые предназначили его на царствование еще в утробе матери. 5:5. Ассирийское нашествие. Ассирийцы вторглись в Иудею в 713 г. до н. э. (хотя основной целью этой военной операции было завоевание Филистии), а в 701 г. до н. э. она подверглась нашествию войск Сеннахирима. В данном тексте, скорее всего, речь идет о последней кампании. Более подробная информация на эту тему приводится в статье «Анналы Сеннахирима» в коммент. ко 2 Пар. 32. Пастырями обычно называли царей, поэтому выражение «семь пастырей и восемь князей», вероятно, относится к антиассирийской коалиции. В анналах Сеннахирима упоминаются завоеванные (при содействии Египта и Нубии) Сидон, Аскалон и Экрон. Другие города-государства и страны были покорены и стали платить дань (Арвад и Библ на севере и Азот, Аммон и Эдом на юге). Неясно, однако, кто из них точно входил в антиассирийскую коалицию. 5:6. Земля Немврода. Нимрод, «сильный зверолов пред Господом», появляется только в Быт. 10:8-11 (см. соответствующий коммент.) в эпоху до потопа. Он считается основателем многих месопотамских городов, включая Вавилон и Ниневию, поэтому здесь он по праву представляет любую месопотам- скую империю.

5:12. Чародейство. Обнаружены тысячи текстов, в которых люди взывают к чародеям и магам с просьбой помочь облегчить зубную боль, помочь младенцу выйти из утробы матери, а также неплодной забеременеть. Создается впечатление, что каждый мог нанять заклинателя, чтобы тот помог ему разрешить любые насущные проблемы. Чародей приходил и произносил заклинание, чтобы изгнать беса или помочь избавиться от другого раздражителя. Люди прибегали к помощи таких чародеев и в стремлении избежать бедствий, которые либо были предсказаны, либо уже угрожали человеку. Заклинания предназначались для магического укрощения сверхъестественных сил, представляющих угрозу. Чародейство и гадание было широко распространено в Месопотамии и Египте, где заклинатели, чародеи и маги непременно присутствовали при дворе, и в их задачу входило толкование знамений и совершение ритуалов. Помимо этих практикующих профессионалов были колдуны, которые занимались черной магией. Данный библейский текст объявляет вне закона и тех, и других, поскольку они обращались не к Яхве, а к другим богам, и пытались манипулировать силами, принадлежащими божественной сфере. 5:13. Каменные изваяния. Каменные столбы и истуканы (masfebot), составлявшие характерную особенность хананейского культа, упоминаются в ряде случаев как памятные камни, установленные при заключении завета Бога с израильтянами (см.: Исх. 24:3-8; Нав. 24:25-27). Причиной осуждения этих камней является их связь с культом Ашеры, Ваала и других хананейских богов, представлявших угрозу почитанию Яхве. Археологи обнаружили священные камни в Газере, Сихеме, Дане, Асоре и Арале. В последних трех случаях они находились в пределах храмовой территории и составляли неотъемлемую часть культового служения в этих местах. Камни в Асоре несут на себе выгравированные изображения поднятых рук и солнечного диска. 5:14. Священные рощи. В оригинале речь идет либо о богине плодородия Ашере, либо о некоем культовом объекте (напр., о «священной роще», как в синодальном переводе). Эта богиня была популярна в языческих отклонениях от культа Яхве среди израильтян и иногда считалась супругой Яхве. Об этом свидетельствуют надписи на черепках, найденных в Кунтиллат-Аджрузе и в Хирбет-эль- Ком. В хананейской мифологии Ашера считалась супругой верховного бога Эла. В ме- сопотамской литературе она упоминается уже в XVIII в. до н. э. как супруга вавилонского бога Амурру. Культовый символ необязательно представлял само божество. Автор Третьей и Четвертой книг Царств указывает на поклонение статуям богини Астарты (Ашеры) как на одну из главных причин того, что Бог допустил завоевание Израиля Ассирией (см. коммент. к4Цар. 17:10). Религиозные реформы Езекии и Иосии запрещали поклонение этим священным для хананеев истуканам богини Ашеры.

6:1-16

Следовать законам Божьим

6:1,2. Суд Господень по отношению к нарушителям завета-договора. Большинство древних пророков (см.: Ис. 1:4; Иер. 2:4—9) используют модель, известную под названием г/Лили договора-завета с формулировками и терминологией древних договоров, наподобие заключенных между Рамсесом II и Хаттусили III. Как и в данном случае, все творение призывается в свидетели нарушения Израилем договора с Яхве (см. коммент. к Ис. 1:2), а суд выносит справедливый приговор партнеру Бога по договору-завету.6:5. Валак/Валаам. Пророк напоминает своим слушателям известный случай, когда столкнулись интересы народа и знаменитого провидца из чужеземцев. Вместо требуемого проклятия на Израиль ему было даровано благословение. В Чис. 22:6 говорится, что Валаам был человеком, чьи благословения и проклятия считались действенными. Он был родом из Верхней Месопотамии, из местности близ Кархемиша, и имел репутацию истинного пророка. Валакбыл моавитским царем в эпоху исхода израильтян из Египта. Его интерес к Валааму определялся способностью этого пророка вызывать благословения или проклятия — независимо от того, какого бога он призывал. В 1967 г. голландская археологическая экспедиция под руководством Г. Дж. Франкена обнаружила несколько фрагментов штукатурки в Иордании, в Дейр-Алла. Эти фрагменты, на которых, вероятно, был арамейский текст, относят к 950 г. до н. э.; на них упоминается Валаам, сын Веора, та же самая личность, которая в Чис. 22—24 описывается как «провнцец». Хотя текст сохранился крайне фрагментарно, со многими пропусками и неясными словами, можно установить, во-первых, что Валаам был провидцем; во-вторых, что он получил божественную весть ночью, и, в третьих, что эта весть была совсем не та, которую ожидали услышатьего соседи. Относится ли этот текст к событиям, описанным в Библии, неизвестно, но он подтверждает небиблейское предание, которое существовало за столетие до Михея, о пророке по имени Валаам.

6:5. От Ситтима до Галгала. См. коммент. к Нав. 2:1 и 4:19. Ситгим был местом к востоку от Иордана, где расположился станом Иисус Навин, а Галгал был местом, где израильтяне пересекли Иордан и установили там базовый лагерь, откуда должно было начаться завоевание земли обетованной. Упоминание крайних точек маршрута, как в данном случае, обычно для царских летописей в Месопотамии, которые включают списки городов по пути победоносного шествия царя. 6:6. Телец однолетний. Однолетние животные ценились больше, чем новорожденные. Таким образом, принесение в жертву всесожжения однолетнего тельца было делом дорогостоящим и обычно сопровождало важный ритуал очищения или посвящения. Однако в основе этой практики лежало полемическое противопоставление формализованным ритуалам Месопотамии и Египта, где преувеличенное внимание к процессу жертвоприношения оборачивалось выхолащиванием его религиозного смысла. Как и Самуил (см. коммент. к 1 Цар. 15:22), пророк понимает, что Яхве требует от народа послушания и любви, а не просто совершения акта жертвоприношения. 6:7. Гйпербола. Перечисляемые Михеем жертвы характеризуются возрастанием величины и стоимости. Только Соломон мог позволить себе принести в дар Богу тысячи жертвенных животных (3 Цар. 8:63). Елей использовался для возлияний (см. коммент. кЛев. 14:15). Человеческие жертвоприношения были отвратительны для израильтян, которые видели в них установление хананейской и финикийской религиозных практик (см. коммент. к Быт. 22:1,2). Фактически, несмотря на то что Бог объявил о Своем праве собственности на всех первенцев, закон требовал от израильтян искупления сыновей и замену их жертвами животных (см. коммент. к Чис. 3:12,13). Бог не требовал, чтобы люди умилостивляли Его необычайно дорогими дарами. Самым драгоценным жертвоприношением было для Него послушание. 6:10. Сокровища нечестия. Михей осуждает нечестных торговцев, которые обманывают покупателей ради собственного обогащения. Хотя такая практика должна осуждаться повсюду и всегда, она особенно отвратительна в военное время, когда спекулянты, пользуясь дефицитом, взвинчивают цены на товары и продовольствие (см.: 4 Цар. 6:25). Эта тема также звучит у Амоса (8:5,6) и Осии (12:7,8). В кодексе Хаммурапи и в законах Эшнунны есть специальные постановления, касающиеся честного бизнеса, которые указывают на порядок цен и устанавливают критерии нравственного поведения. 6:10. Уменьшенная мера. Как и Амос, который критикует нечестных торговцев, позволяющих себе «уменьшить меру, увеличить цену сикля» (Ам. 8:5), Михей предостерегает их от обмана покупателей с помощью неверных мер веса. Одним из преступлений, перечисленных в серии заклинаний Shurpu, считалась покупка увеличенной мерой и продажа уменьшенной. 6:11. Обманчивые гири и неверные весы. Честным и справедливым считалось общество, в котором правительство производило стандартизацию мер и весов и гарантировало их использование. В прологе к кодексу законов Ур-Намму (ок. 2100 г. до н. э.) содержится перечень мер и весов, которые должны использовать, дабы гарантировать справедливость и истину по всему царству. В него включались и эталоны медных и каменных гирь, которые использовались в торговле. Египетское «Наставление Аменемопе» предостерегает против подделки весов или изменения веса гирь при покупке и продаже товара. В вавилонском «Гимне Шамашу», Шамаш, как бог справедливости, наказывает торговца, который позволяетсебе обманывать покупателей, используя неверные весы или гири. Тот факт, что Михей останавливается на этих случаях обмана с помошью подделок, указывает на определенный период беззакония, когда не было строгого правительства, или на его озабоченность нарушением обязательств завета (см.: Прит. 11:1; 20:23).

6:14,15. Наказание. Проклятия, угрожающие утратой плодородия и другими бедствиями, напоминают формулировки, встречающиеся в египетских «Текстах проклятий» и «Текстах саркофагов». Справедливость Яхве противопоставляется здесь непостоянству Израиля как нарушителя завета (см. серию проклятий во Втор. 28:15—44). Ряддру- гих пророков также используют эту форму проклятия, обрекающего народ на «тщетные усилия» (Ос. 4:10; Соф. 1:13). 6:16. Обычаи Амврия. Подобно «грехам Иеровоама», о которых часто вспоминают как о величайшем зле, совершенном царем (4 Цар. 13:2—11), имена Амврия и Ахава неизменно ассоциируются с виновностью царей в грехе идолопоклонства (о преступлениях Ахава см. в коммент. к 3 Цар. 18:4). Династия Амврия прекратила свое существование со смертью Захарии в 753 г. до н. э., примерно за тридцать лет до Михея.

7:1-20

Возрождение из руин

7:1. Уборка винограда и других плодов.

Согласно календарю из Газера, надписи, датируемой 925 г. до н. э., сбор урожая летних плодов был последним в году и производился в конце августа и в сентябре. Это был второй урожай смокв (первый созревал в июне), которые сушили на зиму (см.: Ис. 16:9; Иер. 48:32). После уборки урожая и его остатков, которые специально оставлялись для бедных, больше никаких сборов не предполагалось на долгие месяцы. 7:2-Охота с помощью сети. Ловля птиц и рыбалка известные незапамятных времен; при этом часто использовались сети и ловушки. В египетской надгробной живописи изображены сцены охоты на птиц с помощью сети (см.: Прит. 1:17), а древность слова «сеть» удостоверяется шумерским словом для описания охоты, которая представлена идеограммой в форме сети. В Ис. 51:20 описывается сеть, возможно, загон из сетей, который использовали для поимки антилоп с помощью загонщиков. Это было поистине время беззакония, когда каждый человек был одновременно и охотником, и дичью (см.: Пс. 9:29).

7:14. География. Васан и Галаад были плодородными районами, лежавшими к востоку от реки Иордан. Первоначально они входили в состав земли, разделенной между коленами (см. коммент. к Нав. 13:24—29 и 13:30,31 об уделах Гадова и Манассиина колен), но в VIII в. до н. э. были захвачены Ассирией. Смысл данного стиха в том, что в день победы Яхве все потерянные земли будут снова возвращены Израилю (см.: Иер. 50:19).

7:17. Лизать прах как змеи. Подобно змею, обреченному в саду Эдема на питание прахом (см. коммент. к Быт. 3:14), враждебные Израилю народы испытают такое же унижение (см.: Пс. 71:9). Поскольку эти народы часто изображались как змеи (Ис. 14:29; Иер. 8:17), данный фрагмент можно рассматривать как осуждение использования змей в качестве символов плодородия в религиозном искусстве Египта и Месопотамии. В текстах из Амарны «лизание праха» является метафорой поражения.1:1. Ниневия. Это пророчество о судьбе ассирийской столицы Ниневии, вероятнее всего, можно датировать периодом между 663 г. до н. э. (годом захвата египетской столицы города Фивы ассирийцами; см.: Наум. 3:8) и 612 г. до н. э., когда Ниневия пала под натиском объединенных сил Вавилонии и Мидии. Ниневия, находившаяся на восточном берегу реки Тигр (древний Куюн- джик и совр. Мосул), отстояла примерно на 600 миль от Персидского залива вверх по течению Тигра и более чем на 250 миль от Вавилона. На протяжении большей части истории Ассирии — в период царствования аккадской, аморрейской династий и династии Митанни до установления Среднеассирий- ского царства в середине XIV в. до н. э. — Ниневия была одним из самых крупных городов империи. В пору наивысшего расцвета государства, в эпоху правления Сеннахирима (705-681 гг. до н. э.), она стала столицей Ассирии. При раскопках ее дворцов были обнаружены каменные рельефы с изображением сцен нашествия и опустошения Иудеи в 701 г. до н. э. Библиотека последнего великого ассирийского царя Аш- шурбанипапа предоставляет исследователям богатейшее собрание литературных и научных произведений Древней Месопотамии.

 

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.