01.05.2010
Скачать в других форматах:

Джон Пайпер

Когда я не жажду Бога

2. Бороться за радость жизненно важно, часть 2

Есть ещё одна связь между тем, что Бог Себя превозносит – делает всё для Своей славы, – и нашим наслаждением . И связь эта в том, что, когда мы наслаждаемся чем-либо, мы это возвеличиваем. Это очень близко к самой сути того фундамента, о котором я говорю: Бог наиболее прославляется в вас тогда, когда вы находите наибольшее удовлетворение в Нём. Другими словами, вы прославляете то, чем вы наслаждаетесь. Вы прославляете то, чем наслаждаетесь. Если вы что-то очень любите и наслаждаетесь этим и говорите о том, какое оно даёт вам удовольствие, то вы так и делаете – превозносите это. Когда мы находим в Боге глубочайшее удовольствие, то мы показываем, что Он – наше самое большое богатство . Вот почему радоваться – наша обязанность. Потому что прославлять Бога – наша обязанность . Борьба за радость не может быть чем-то второстепенным, потому что Божья ревность о Своей славе не второстепенна. Как В селенная покоит ся на том, что Бог всё делает для Своей славы, так и христианство покоится на том, что вы должны всё делать для своей радости в Боге. Потому что в чём вы находите свою радость, то и возвеличивается.

Вы возвеличиваете не просто то, чему отдаете холодное предпочтение, но то, что вы любите, чего хотите, жаждите, в чем находите радость . Бог сотворил вас, чтобы Его возвеличивать , а значит, это не может быть чем-то факультативным, второстепенным или несущественным. Вы не имеете права говорить: «Для меня не имеет значения наслаждение Богом. Я просто принял решение в пользу Бога. Илия посвятил себя Богу». Что пользы от ваших «волевых решений», когда при этом ваше сердце остаётся привязанным к порнографии или деньгам или семье или еде – если всё остаётся лишь на уровне вашего «Я принял решение. Я произнёс молитву. Уменя есть обязательство». А внутри вас бурлит греховный мир. В этом Бог не прославится. В этом прославится еда, порнография, семья – всё, что вы трепетно цените, получит славу посредством вашей крепкой привязанности к этим вещам .

Мне хотелось бы подробно остановиться на вопросе «почему?», но это было бы повторением предшествующей конференции. Позвольте лишь сделать такой вывод: е сли действительно Бог наиболее прославляется тогда, когда я нахожу в Нём наибольшее удовольствие – если это так, – тогда борьба за радость, борьба за то, чтобы быть счастливым в Боге, – это самое важное в вашей жизни. Каким образом Иисус описал обращение? «Ещё подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нём идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то». Я годами читал этот текст, не обращая внимания на фразу «от радости». И в каждой проповеди, которую я слышал на этот текст, говорилось: «Вы можете иметь Царство – продайте, что имеете, и получите Царство!» Всё вращалось вокруг принятия решения, усилий воли, обязательств. Но посмотрите на эту короткую фразу «от радости». Возьми мою машину! Забери мой компьютер! Забери мою семью! Забери это всё! Я нашёл сокровище, я однажды я смогу вернуть всё это обратно – в небесах, во сто крат больше на этой земле, и в вечности в небесах.

Иисус, наверное, не на шутку смутился, когда Пётр сказал: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою». «Что ты хочешь сказать, что вы оставили всё и последовали за Мной? О чем это ты? Вы оставили всё и последовали за Мной? АаАа…». И Он сказал: «Пётр, нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и не получил бы ныне во сто крат, а в веке грядущем жизни вечной». Не надо себя жалеть.

Как нужно жить в гонениях, страданиях и трудностях? Я спрашиваю об этом потому, что считаю, что когда жизнь становится крайне трудной и вы стоите на пороге смерти из-за болезни или аварии, войны или гонений, тогда и проявляется ваша подлинная сущность. А как Иисус учил нас держаться в такой момент? Как Иисус учил нас такое переживать? Я прочитаю вам. Помните, наш первый текст был Матфея 13:44, о Царстве. А теперь Матфея 5:11-12: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесьи веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». Итак, как переносить страдания? Нужно смотреть сквозь них, смотреть дальше – на то, что Бог обещал вам и делает для вас, и радоваться этому. Хотя слёзы текут по лицу от боли.

Для чего Иисус так много открыл нам о Себе и Своем Отце? Вот для чего: Иоанна 15:11: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна». Знали ли вы о том, что четыре Евангелия написаны для вашей радости? «Сие сказал Я вам, да РАДОСТЬ МОЯ …». Я скажу вам, что если я и хотел бы иметь чью-то радость, то именно радость бесконечно счастливого Божьего Сына, Который видит Своего Отца и испытывает такие чувства, которые могут возникнуть при виде десятков тысяч сверхновых звёзд или Больших каньонов. Я очень желал бы, чтобы та энергия и чистота и наслаждение, которыми обладает Сын Божий, стали моими. И он сказал: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет …», то есть чтобы радость вашабыла невыразимо полной – частично в этой жизни – да-да, я не перфекционист, поверьте, – частично в этой жизни и однажды, даже очень скоро, раньше, чем вы думаете – в грядущем веке.

И поэтому повсюду эти повеления, а я лишь подчёркиваю, как это важно – бороться за радость. Повеления повсюду: «Воскликните Господу, вся земля! Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!» Я иногда просто … ощущаю сильное потрясение. «Ну , скажут люди, – мне кажется, тебе нужно говорить не о стремлении к радости. Мне кажется, тебе следует говорить о служении Христу и послушании Ему. А все эти разговоры о радости … Какую Библию ты читаешь?!?» Но послушайте: «Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!» Это же не космические технологии. Здесь всё так просто: «Служите Господу с веселием». Существует такой способ служения, который Ему не нравится – ропотное служение, скучное служение, унылое служение. «Служите Господу с веселием», – вот библейский подход к служению. На что опирается наша жизнь и служение? На Библию? Или мы выводим свои истины из чувств или из отсутствия таковых?

Псалом 31:11: «Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем». Псалом 35:4: «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего». Это повеление, а непредложение, как если бы было сказано так: «Если ты не хочешь наслаждаться Мной, это нормально. Тогда утешайся своей семьёй или чем-то другим». Это не дело вашего выбора. Это повеление. Филиппийцам 4:4: «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь», – а он писал это из тюрьмы. И я хочу это подчеркнуть и хочу, чтобы вы обязательно это услышали от меня. Когда Павел писал эти слова: «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь», – подобные им – этот человек знал о страданиях, возможно, больше, чем все мы вместе взятые. Думаю, вы читали о его страданиях. Я прочту вам один из таких текстов. Второе коринфянам 6 глава: «Но во всём являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами…». Если вас били за имя Христа, то я хотел бы узнать о вас. Поднимайтесь сюда и скажите мне: «Меня били за Христа», – и я поклонюсь Богу и поблагодарю за вас и за вашу веру. «… Под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах … в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем», – и вот ключевая фраза для меня, – «нас огорчают, а мы всегда радуемся». Не поразительно ли это? Не поразительно ли? Если бы этого не было в Библии, то я не смог бы приехать на эту конференцию.

После такого списка – и это краткий список, а длинный приведён в 11-й главе – после такого перечня своих страданий он говорит: «Нас огорчают, а мы всегда радуемся». Я вновь и вновь говорю сотрудникам миссии «Жаждущие Бога» и сотрудникам церкви « Бетлехем» : « Пусть дух нашего служения и этой церкви характеризуется прежде всего следующим: Нас огорчают, а мы всегда радуемся». Я хочу, чтобы вы это сами вкусили. Я хочу, чтобы страждущие люди приехали на эту конференцию, пришли в нашу церковь и в миссию «Жаждущие Бога» и поняли вот что: «Это не тепличные люди, у которых никогда не было тёмных ночей в душе, которые не теряли любимого человека, никогда не мучились с капризным ребёнком». Я не хочу, чтобы они сказали: «Эти люди такие наивные и отдалённые от реальности. Всёэто простая болтовня о радости». Противоположность радости – не страдание, а отчаяние в страдании.

В конце первой главы книги Когда я не жажду Бога, на содержании которой построена эта конференция, я поместил раздел под названием «Цель» – имея в виду цель книги – и я хочу сказать о цели этой конференции . Ее ц ель – не в том, чтобы сделать вашу жизнь уютней, а в том, чтобы поддержать жертвенность . Почему я так забочусь о вашей радости в Боге? Потому что, во-первых, как я уже говорил, Бог больше всего прославляется тогда, когда вы наслаждаетесь Им. И, во-вторых, именно эта единственная радость освободит вас и сделает человеком, живущим ради других , человеком любви.

Борьба за радость – это не борьба за удобства или безопасность, или процветание, или за другие американские идеалы , рекламируемые нам каждый день. Это борьба за единение со Христом в пути на Голгофу. И некоторые из вас уже знают текст, который я хочу процитировать. Это борьба за единение со Христом в пути на Голгофу. Борьба за счастье в Боге – это борьба за единение со Христом в пути на Голгофу. Евреям 12:2: «Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление». Вот тот путь, на котором я хочу вас видеть по окончании этой конференции. Это не лёгкий путь. Это не забавный путь. Это не путь легкомысленного и неглубокого прославления . Это путь страданий, путь слёз. Это путь сопереживания всем умирающим и тем, у кого проблемы в браке, и тем, чьи дети – наркоманы. Это разбитые люди, живущие с вами по соседству. И ваша радость становится областью высокого давления, которая производит ветер при столкновении с областями низкого давления, т.е. человеческой нуждой, и этот ветер называется любовью. Вы движитесь – и ваша радость движется, распространяется. Ятак богат во Христе. Нет, может быть, у меня не так много вещей, но я просто преисполнен тем, что действительно ценится в жизни. И теперь я хочу употребить своё имущество, время и энергию для вас – ради Христа. Я хочу служить вам ради Христа. Вот цель – в отношении людей, и Христос говорит, что это прославит Бога. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела». Это распространение радости в Боге согласно Второму коринфянам 8:2. «Они преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия». Поэтому радость производит такого рода рискованную любовь, и за неё стоит бороться.

Итак, вот о чем мы говорим. Мы только что рассмотрели основания. Сорок пять минут стоят того, чтобы заложить фундамент для дальнейших сессий, и я теперь собираюсь строить на этом фундаменте. И вот о чём мы сейчас поговорим . После написания книги Жаждущие Бога в 1986 году я в течение многих лет сотни раз говорил – полагаю, доказывая то же самое, на что я только что потратил сорок пять минут – и писал об этом всякий раз, когда я только мог об этом написать, и проповедовал об этом так часто, как только мог проповедовать. И чаще всего ко мне обращались по окончании моих выступлений с одними и теми же словами. Как если бы я остановился прямо сейчас, наверняка ко мне подошли бы люди, возможно, со слезами на глазах, и сказали: « Наверное, вы правы, и я не живу так. Я не живу так. Яне наслаждаюсь Богом так. И я не чувствую себя перед Ним, как перед Большим каньоном ранним утром. Я не восхищаюсь Им, как сверхновой звездой. Я просто встаю по утрам и иду на работу. Я просто даже не знаю того, о чём вы говорите. Мой опыт общения с Богом не похож на то, о чём вы говорите».

Вот самая распространённая реакция . За двадцать с лишним лет такова была самая частая реакция людей. Это не были богословские вопросы, как например: «О, вы знаете, вы верите так, – или, – вы верите эдак, а я так не верю». С этим проблем не было. Дело доходило до того, что некоторые говорили: «Да, это библейское учение, и я боюсь за себя, что, может быть, я даже не христианин». И вы знаете, что? Я вовсе не считаю такую реакцию плохой. Во времена пуритан – когда пасторы проповедовали Библию и народ трепетал, людей сильно волновал вопрос уверенности. И пуританским пасторам приходилось объяснять им Библию очень глубоко, молиться о Святом Духе и стараться помочь людям получить от Святого Духа какие-нибудь чувства к Богу, которые были бы внутренним свидетельством Святого Духа о том, что я – Божье дитя. Чтобы не было просто: « Я подписал карточку, я произнёс молитву, а отсюда логически следует …», – как большинство научено обретать уверенность в наши дни. «Я помолился. Я подписал карточку. Библия говорит, что если я делаю то-то и то-то, то значит, я получил Святого Духа. Поэтому я просто должен иметь Святого Духа. У меня нет никакого чувства присутствия Святого Духа. Мои привязанности не изменились. Бог для меня – не драгоценность, не сокровище. Но я всё это сделал, значит …».

Это не христианство. Поэтому, когда все эти годы я говорил об этом, всегда был страх, беспокойство и всегда возникал простой вопрос: «Как вы бор етесь за радость? А что, если я не жажду Бога? Что, если я не жажду Бога?» Так я делал записи, думал и молился год за годом, как, наконец, в прошлом году я собрал всё вместе. И теперь я хочу просто провести несколько конференций , чтобы помочь людям. Я не стремлюсь заставить кого-то почувствовать себя жалким. Я желаю , чтобы вы двигались от шаткости и сомнений к твёрдой уверенности. Потому что вам нужна уверенность. Библия говорит об уверенност и очень ясно.

Итак, за оставшиеся у нас минуты я хотел бы кое-что объяснить. Я поделюсь четырьмя пояснениями на тему того , что значит бороться за радость. Я поясню, что я подразумеваю и что не подразумеваю под борьбой за радость. И затем мы узнаем, как можно бороться за радость в своей повседневной жизни, на практике .

Итак, сейчас перейдем к пояснениям и посвятим этому следующий час. Посмотрим, сколько мы успеем охватить за один раз. Первое по яснени е такое: Борьба за радость – это борьба за радость в Боге, а не борьба за радость вообще. Я знаю, что некоторые из вас собираются уйти отсюда и говорить обо мне такое, чего я не говорил. Поскольку вам не нравится то, что я говорю, а когда людям не нравится то, что кто-то говорит, они склонны искажать его слова. Я стараюсь говорить об этом очень ясно. Стремление к радости, к которому я призываю, борьба за радость – это борьба за радость именно в Боге, а не в чём-то другом. Само ощущение радости для меня ничего не значит, если только она не сфокусирована на внешнем объекте , внешней реальности , которую я не создавал, которая просто есть. От этой реальности никуда не уйти, и это слава Божья.

Клайв Льюис – как много он мне помог в этом вопросе! Не знаю, читали ли вы его автобиографию под названием Настигнут радостью. Похоже, некоторые читали. Очень рекомендую. Она немного сложновата, и не каждый из вас переживал то, что он пережил, но мне это знакомо. А когда читае шь книгу, которая созвучна твоим переживаниям, это помогает. Позвольте прочитать вам о его переживаниях и его главном открытии. Эта книга, в основном, посвящена именно этому пункту моего выступления . А именно тому, что стремление к радости, которое есть у каждого, должно иметь целью не ощущение, а Бога и радость в Боге. Итак, вот, что он говорит: К своему величайшему изумлению, я понял, что заблуждался… когда считал, будто объект желания – Радость. Сама по себе Радость как феномен моего сознания не имела никакой цены, ценным было лишь то, по отношению к чему она была желанием. Совершенно очевидно, что объектом желания не могло быть какое-то состояние моего ума или тела. <…>…Я спросил себя: «А может, я желаю Радости?» – и, наклеив на нее ярлык «эстетического переживания», решился ответить утвердительно. Но и этот ответ не выдержал сколько-нибудь длительного испытания. Радость неизменно отвечала мне: «Я – тоже желание, желание чего-то иного, вне тебя, а вовсе не стремление к какому-то состоянию твоей души.

Борьба за радость – объяснение номер один – это борьба за радость в Боге. Это так важно, так важно! «Почему же тогда, – спросит кто-то, – почему тогда вы настаиваете снова и снова во всех книгах, что мы должны стремиться к радости в Боге? Почему бы вам просто не сказать: “Стремитесь к Богу?”» И для этого есть три причины. Первая – не я придумал это , это – Божья идея. Во Второзаконии 28:47-48 содержится одно из самых пугающих предупреждений в Библии. Оно звучит так: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему». Бог так сильно заботится о том, чтобы люди стремились к радости в Нём, что, если они служат Ему без этой радости, то будут служить своим врагам. Вот как Бог-Ревнитель относится к вопросу нашего стремления к радости. Поэтому не я придумал все эти заповеди: «Утешайся Господом». «Радуйтесь всегда в Господе». Т ак говорит Библия.

Вторая причина: Бог прославляется через наше радостное переживание Его, а не просто через размышление о Нём. У дьявола было больше богословски правильных помышлений о Боге за последние двадцать четыре часа, чем будет у вас за всю оставшуюся жизнь. Согласны ли вы с этим? Я да. Я считаю его исключительно умным, и он знает Бога досконально. Но он ненавидит то, что знает. Проблема сатаны заключается не в доктрине, а в наслаждении! Поэтому мы не спасемся, наполнив голову правильными мыслями . И это само по себе не прославит Бога. Я надеюсь, вы знаете, что я хорошо подкован в доктрине. Но вот что я скажу по этому поводу: причина, по которой я всю свою радость нахожу в Боге , заключается в том, что все правильные мысли о Боге в мире не сравнятся с правильностью мыслей сатаны о Боге, однако при этом он ещё и ненавидит Бога.

И третья причина: л юди обычно не сознают своего безнадёжного положения перед Богом – как я думаю – пока они не начнут оценивать свои сердца в свете требования радоваться в Боге. По большей части проповедь о Законе – и я считаю это хорошим делом – представляет Закон просто как список правильных дел – не убивай, не прелюбодействуй, не кради – но не касается сути десятой заповеди, которая представляет коренную причину нарушения всех остальных заповедей: «Не пожелай ничего, что у ближнего твоего». Сильное желание. Именно желание представлено в Законе коренной проблемой человека. Поэтому когда мы проповедуем, то очень немногие люди исследуют свою совесть и сердце в таком ключе: Чем ты наслаждаешься? Что ты хочешь смотреть по телевизору, когда вечером придёшь домой? Чем ты обычно занимаешься в свободное время? Кчему твоё сердце подсознательно влечёт? Вот что по-настоящему осуждает нас. Не прелюбодеяние. Я имею в виду, что не требуется большой силы воли, чтобы не лечь в постель с другой женщиной. Но не иметь желания посмотреть на картинку! Желания – вот что ведет к осуждению. Знать о том, что моему сердцу требуется перемена, что должна измениться моя мотивация и вся моя система ценностей . Я проклят! Я ничего не могу поделать! В свете этого обвинения я ощущаю себя полностью беспомощным.

Вот третья причина, почему я думаю, что мы не должны говорить просто: «Стремись к Богу». Потому что знаете ли вы, что люди сделают со словами «Стремись к Богу, стремись к Богу, стремись к Богу?» Они просто подставят вместо них другие глаголы, удобные для них: «Я буду читать о Нём. Ябуду думать о Нём. Я сделаю что-нибудь для Него. Только не касайтесь моего сердца. Только не говорите, что я люблю деньги и славу человеческую». Поэтому не связывайте слова «Стремись к Богу» с понятием «Стремись к радости в Боге», иначе у меня будут проблемы.

Итак, я назвал три причины , почему – хотя я полностью согласен с Льюисом – мы должны искать Бога , в определенном смысле . Н е обвинять Его, не пренебрегать Им, не просто говорить правильные вещи о Нём. Мы должны искать Бога, чтобы наслаждаться Им. И если мы не делаем этого, то мы не прославляем Его. Это очень, очень важный вопрос. Моя цель – Бог и счастье во всём, чем Он является для меня.

На этом я думаю остановиться . Позвольте сказать вам, о чём мы будем говорить в следующий раз. Первое по яснение было таким: стремление или борьба за радость – это борьба за радость в Боге, а не просто за радость как эмоциональное переживание.

Второе по яснение связано вот с чем . «Пайпер, почему мы должны бороться за радость, если радость – это дар?» Борьба и естественность – а если радость не естественна, то это не радость. Вы не можете принять решение быть счастливым в следующие пять секунд. Вы можете решить достигать счасть я, делая что-то такое, что делает вас счастливым, но эмоции – это не пальцы рук. Почти в любом эмоциональном состоянии вы можете приказать своему мизинцу: «Давай вниз, вверх, вниз, вверх – как замечательно! – вниз, вверх». Это вы можете. Но не можете делать то же самое с счастьем. Итак, если счастье должно возникать естественно – и в Галатам 5:22 сказано, что это плод Святого Духа – тогда о какой борьбе идёт речь? Именно об этом мы поговорим в следующий раз, во втором по яснении.

Помолимся. Отец Небесный, пожалуйста, возьми эти слова и вермя, проведённое нами в поклонении Тебе и примени их Твоим Духом к сердцам Твоих детей. Разбуди в нас живую жажду познать Тебя – стремление видеть Тебя, стремление покоиться в Тебе и удовлетвор яться Тобой, и быть довольным в Тебе, и наслаждаться Тобой , и ценить Тебя выше всего остального. Я прошу у Тебя, Господи, чудо – приди и соверши его. Во имя Иисуса Христа. Аминь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.