08.01.2017
Скачать в других форматах:

Чарльз Сперджен

12 проповедей об освящении

2. Претерпевший до конца

 

Претерпевший же до конца спасется.

Евангелие от Матфея 10:22

 

Эти слова из Евангелия изначально были обращены к апостолам, которые направлялись учить и проповедовать во имя Господа Иисуса. Вероятно, они были полны радужных надежд обрести признание и славу среди людей: весьма почетно быть одним из двенадцати первых вестников спасения для сыновей Адама. Было ли необходимо испытание их большим ожиданиям? Пожалуй, да. Дабы апостолы не приступили к своей работе, не оценив, чего она стоит, Христос дает им полное представление о том, что может их ожидать, Он напоминает, что не начало служения принесет вознаграждение, а его конец, ибо: “Претерпевший же до конца спасется”. Хорошо, если бы каждый молодой человек, стремящийся проповедовать евангелие, помнил, что для того, чтобы считать себя призванным Богом, не достаточно только взяться за дело. Напутствие Павла Тимофею является очень важным наставлением каждому молодому служителю: “Будь верным до смерти”. Это не означает быть верным некоторое время, но быть “верным до конца”, что позволит человеку сказать: “Я вел достойную борьбу”. Как много опасностей подстерегает христианского служителя! Они, как офицеры в наступающем строю, являются любимыми мишенями для стрелков. Сирийский царь сказал своим подданным: “Не сражайтесь ни с малым, ни с великим, а только с одним царем Израильским”. Именно так сатана наносит основной удар по служителям Господа. С первого мгновенья своего призвания к служению проповедник Слова познает искушение. Пока служитель еще молод, существует множество искушений лестью, которые могут побудить его повернуть голову и сделать ложный шаг в сторону от креста. Льстивые речи ранней известности пройдут, и когда это случится, пронзительное карканье злословия и ядовитый язык неблагодарности будут жалить его, он обратится в предмет насмешек там, где однажды познал лесть и восхищение. За сладкими кусочками лести непременно последует яд злобы. Вот теперь пусть он препоясает чресла и вступит в достойную битву за веру. В последующие дни этот служитель будет проповедовать воскресенье за воскресеньем под пристальным Божьим оком, следить за душами людей, плакать с плачущими, радоваться с радующимися. Он станет заботливым отцом для новообращенных, будет суров, дабы давать отпор лицемерам, он придет с верой к усомнившимся, с отеческим воодушевлением будет говорить, имея Божии полномочия, с теми, кто находится на начальных ступенях духовного спада, жить заботой о душах сотен... Всего этого достаточно для того, чтобы он старился, будучи молодым, чтобы лицо его покрывалось морщинами скорби до тех пор, пока его, как и Спасителя, в возрасте тридцати двух лет люди не станут принимать за пятидесятилетнего. “Тебе еще нет пятидесяти лет, и ты видел Авраама?” — так говорили Христу его противники, когда Ему было только тридцать два. Если служитель оступится, братья мои, если, поднявшись на вершину, он будет свергнут, если не устоит на скользком месте, если станет слабым и упадет, какой вред будет нанесен церкви, какие выкрики будут слышны среди противников, как будут танцевать дочери земли филистимской! Как будет запятнано знамя Бога, и имя Христа втоптано в грязь! Ставший на путь предательства служитель Христа подобен дрогнувшей опоре дома: каждый камень ощутит толчок. Сломленный напором сатаны проповедник подобен упавшему под ударами топора дереву с разросшимися ветвями, которое лежит распростертое в пыли, оставленное на гниение. Где те птицы, которые свили в его ветвях гнезда, куда убежали звери, находившие под ним прохладную тень? Ужас охватил их, и они в страхе бегут. Все те, кого поддерживало слово проповедника, кому придавал силу его пример, для кого было наставлением его учение, оказываются в унизительном положении и наполняются скорбью, восклицая: “Увы! брат мой”. В связи с этими многочисленными опасностями и тяжелыми обязанностями мы, служители, можем совершенно справедливо взывать к вам, для кого несем свое служение, и просить: “Братья, молитесь за нас”. Итак, мы знаем, что хотя наше служение получено от Господа Иисуса, и до сих пор мы сохраняем веру силой Святого Духа, тем не менее, только устоявший до конца спасется.

Но, братья мои, как славен тот, кто стоит до конца, являясь служителем Христа. Только что в моем сердце возник образ человека очень мне дорогого, и я рискну воспроизвести лишь самый общий его набросок, но это будет настоящий пример того, как почетно устоять до конца. Будучи еще молодым, этот человек начал проповедовать Слово. Являясь потомком людей, любящих Бога и служащих его церкви, он был полон святого энтузиазма. Он поступил в колледж исключительно благодаря своим способностям и по окончании курса поселился в месте, где трудился более пятидесяти лет. Он был глубоко верующим, богобоязненным  человеком, терпеливо и разумно учил свою паству, и Бог благословил его служение многими обращениями. Неоднократно его оскорбляли, хулили и злословили, но с честью прошел через все это. Он приходил к своей пастве, проповедовал с кафедры и часто посещал другие церкви. Так шли годы. Пришло время, и он стал главой огромной семьи, его дети и внуки в большинстве своем вели праведный образ жизни. Он пережил своих врагов, и хотя похоронил целое поколение своих друзей, до последнего момента был окружен любящими сердцами. В возрасте восьмидесяти лет он все еще проповедовал, пока не подкралась немощь. Когда пришло время оставить этот мир, он был таким же радостным и бодрым, как в дни расцвета молодости. Разговаривая со мной в последний раз, он сказал, и сказал правду: “Не знаю, изменилось ли что в моем свидетельстве о Боге в свете фундаментальных учений. Конечно, я набрался опыта, но с первого дня и до сих пор у меня не появилось ничего нового для моих слушателей. Мне не было нужды углубляться в вероисповедальные документы, в коих могут содержаться ошибки. Я придерживался учения благодати и сейчас могу сказать, что люблю его больше, чем когда-либо”аким был он, Павел, старец, проповедовавший до тех пор, пока его нетвердые колени могли донести его до кафедры. Я благодарен, что в моей жизни мне повстречался такой старец. Он уснул во Христе всего несколько часов назад и на смертном одре говорил так бодро, как мог бы говорить только человек, находящийся в полном здравии. С величайшей радостью говорил он о ценности Христа, безопасности верующего, правдивости обещаний Божьих, неизменности завета, верности Бога, безошибочности закона Божьего. В числе последних его слов были следующие, которые, думается, стоят того, чтобы вы сохранили их в своей памяти: “Доктор Уоттс поет —

Твердо, как земля, стоит Твое Евангелие,

Господь мой, моя надежда, моя вера.

Но, доктор, тверда ли земля? Нельзя ли было найти лучшее сравнение? Ведь рано или поздно земля прогнется под нашими ногами, если мы стоим на ней. Сравнение не годится. Доктор был намного более точным, когда сказал:

Его обещание стоит твердо,

Как престол Его,

И Он надежно хранит

В руках Своих то, что я сотворил,

До судного дня.

“Твердо, как престол Его”, — сказал он. Царство Божье всем нам гарантирует безопасность”. Он уснул тихо, день его завершился, и ночь пришла. Что лучше мог он сделать, чем почить в Иисусе? Как бы хотелось, чтобы на нашу долю выпал жребий проповедовать Слово, проповедовать так долго, как мы дышим, оставаясь твердыми в Божьей истине до конца. И если мы не слышим своих детей и внуков, свидетельствующих в пользу учения, которое так дорого нам, мы можем увидеть их живущих в истине. Совершенно не знаю, дорогие друзья, какую бы еще я выбрал цель в жизни, как не преданность моему Богу до смерти, не спасение души. Я всегда хотел быть настоящим служителем креста и свидетельствовать во имя Иисуса до последнего часа. Только такой служитель будет спасен.

Слова “претерпевший же до конца спасется” снова встречаются в двадцать четвертой главе Евангелия от Матфея, четырнадцатом стихе, но здесь они адресованы не апостолам, а ученикам. Ученики разглядывали огромные камни, которые использовались при строительстве храма. Они изумлялись сооружению и ожидали, что и Учитель их восхитится. Вместо этого Он, пришедший не для того, чтобы восхищаться архитектурой, но обтесывать живые камни в каменоломне природы и устроять из них духовный храм, обратил учеников к реальной жизни, предупреждая их о часе скорби, когда будет такое горе, какого еще не было, и добавил: “И никогда не будет”. Он говорил, что придут лжепророки во множестве, что любовь охладеет, и предупредил: “Претерпевший же до конца спасется”. Так что эта святая правда относится к каждому из вас.

Тот христианин, который не призван на передовые рубежи публичного свидетельства о милости Бога, должен свидетельствовать об Иисусе там, где он находится. Случается, что такой человек не связан с делами церкви, поскольку сфера его деятельности — мирские дела, например, бизнес. Он связан с миром, он вынужден общаться с неверующими. По большому счету, он должен, по крайней мере, шесть дней в неделю находиться в атмосфере, не свойственной его естеству: он вынужден слышать слова, которые никогда не побудят его к любви и совершению добрых дел, наблюдать поступки, примеры коих отвратительны. Он подвержен искушениям всех видов и величин — таков жребий последователей Агнца. Сатана знает, как полезен стойкий последователь Спасителя, и как много вреда может принести Христу нестойкий. Поэтому дьявол достает из колчана все стрелы и пытается ранить, даже до смерти, солдата креста. Братья мои, многие из вас имеют более богатый опыт, чем я. Но и я знаю сколь тяжела битва с миром, как вы должны сражаться, даже до крови, борясь с грехом. Ваша жизнь — непрекращающаяся борьба в вас самих и вокруг вас, возможно, даже сейчас вы восклицаете с апостолом: “Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?” Жизненный путь христианина — битва, не утихающая никогда. Ваш курс проложен сквозь бушующее море, и отдыха не предвидится до тех пор, пока не достигнете порта славы — врат рая. Если мой Бог поддержит вас, как должен поддерживать (а в противном случае вы не Его), если Он будет хранить вас, как должен хранить, если вы доверили душу Его верной опеке, — какая слава вас ждет! Сейчас я вспоминаю человека, который шестьдесят лет был связан с этой церковью. На этой неделе, будучи в преклонном возрасте и приготовленный к сретению небес, он был отнесен ангелами в обитель Спасителя. Призванный милостью Божьей еще молодым, он в раннем возрасте соединился с христианской Церковью. Милостью Божьей ему было дано сохранять стойкость и достоинство многие годы. Как служитель этой церкви он получил признание среди своих братьев, он подавал благочестивый пример, имел здравое суждение и завоевал уважение. В последний воскресный день он дважды был в храме Бога, куда приходил в последние годы поклоняться и радоваться слову Божию и праздновал за столом причастие с великим воодушевлением. Свой последний земной вечер он провел в бодрой беседе с дочерьми, и лег в постель, не имея какой-либо серьезной болезни. Перед рассветом, оперевшись головой на руку, он уснул во Христе и принял покой, который дается Божьим людям. Рассудок его оставался ясным до самого конца. Он был олицетворением святого старца, ожидающего своего Учителя и желающего служить Ему до последнего вздоха. Говорю я, как многие из вас знают, о Самуиле Гейле. Давайте поблагодарим Бога, поблагодарим за то, что Он сохранил христианина, за то, что даровал ему многие лета, и наберемся мужества, вспоминая жизнь усопшего брата, чтобы надеяться на то, что в этой церкви во все времена будут люди, чьи седые головы примут венец славы. “Претерпевший же до конца — и только он — спасется”.

Но, дорогие друзья, стойкость не является жребием некоторых, она не оставлена трудолюбивым проповедникам Слова или упорным служителям Церкви, это общий жребий всех верующих. Так должно быть, поскольку только стойкостью верующие могут доказать, что являются таковыми. Так должно быть, поскольку только стойкостью верующих может быть выполнено обещание: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет”. Без стойкости верующие не спасутся, но так как они должны спастись, то стойкость обретут по милости Божьей. Сейчас с дерзновением и глубоким убеждением, насколько позволит мне Бог, я постараюсь раскрыть нашу тему со следующих позиций: стойкость — это, во-первых, отличительный признак святых, во-вторых, мишень для наших врагов, в-третьих, слава Христа, и в-четвертых, забота всех верующих.

I. Стойкость — отличительный признак святых

Стойкость — это библейский признак. Каким образом я распознаю христианина? По его словам? Конечно, в некоторой степени слова выдают человека, но речь не всегда отражает то, что содержит сердце, поэтому сладкими речами многие могут вводить в заблуждение. Что говорит наш Господь? “Узнаете их по плодам их”. Но каким образом я распознаю плоды человека? Наблюдая за ним один день? У меня, возможно, появятся догадки о его характере, если я проведу с ним один час, но я не смогу с уверенностью сказать, что представляет собой человек, даже если побуду с ним неделю. Джорджа Уитфилда спросили, что он думает о характере конкретного человека. “Я никогда не жил с ним”, — таким был его очень правильный ответ. Если мы возьмем из жизни человека период продолжительностью, скажем, в десять, двадцать или тридцать лет, и, внимательно его изучив, увидим, что по милости Духа Святого он производит плоды, мы сможем с уверенностью сделать вывод. Правильно намагниченная стрелка компаса, несмотря на колебания, всегда точно и свободно указывает на полюс, подобно этому я могу заключить с некоторой долей уверенности, что мой друг является дитем Божьим, если он, несмотря на некоторое слабоволие, искренне и постоянно стремится к святости. Хотя дела не оправдывают человека перед Богом, они оправдывают его перед своими собратьями. Я не могу сказать, оправданно ли вы называете себя христианином, кроме как по делам вашим. По словам Иакова, вы будете оправданы делами. Словами вы не можете убедить меня в том, что являетесь христианином, еще меньше вы можете это сделать, ссылаясь на свой жизненный опыт, которого я не вижу. Я могу принять слова ваши верой, но настоящим свидетельством о вас будут дела ваши, если вы не отъявленные лицемеры. Если жизнь ваша подобна яркому свету, сияющему все сильнее, то я знаю, что путь ваш праведен. Все другие суждения являются плодом снисходительности, которой мы оправдываем свои суждения, но единственно правильным суждением для нас должно быть: “По плодам их узнаете их”.

Более того, обратившись к аналогиям, увидим, что именно стойкость должна быть отличительной чертой христианина. Как я распознаю победителя в состязании по бегу? Вот зрители, а вот бегуны. Зрители сидят на месте, а бегуны бегут. Какие сильные люди! Какие великолепные мускулы! Но кто сильнее? Вон там финиш, и там я узнаю, кто победитель, а не здесь, на старте, поскольку: “Бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду”. Я мог бы выбрать того или другого спортсмена, который, вероятно, победит, но я не могу быть полностью уверен до окончания забега. Вот они мчатся! Смотри, как они устремляются вперед, их мышцы напряжены, но один спотыкается, другой падает, третий почти задохнулся, а есть еще и те, кто безнадежно отстал. Победит лишь один, и кто же он? Тот, кто выдержит до конца. Итак, из аналогии с древними играми, которую Павел постоянно проводит, я могу заключить, что только тот, кто продолжает борьбу до тех пор, пока не достигнет цели, может считаться истинным христианином. Корабль отправляется в Австралию. Если он остановится на островах Мадейра и возвратится назад, можно ли его считать достигшим Нового Южного Уэльса? Он должен пройти весь путь, в противном случае он не заслуживает названия “достигший Австралии”. Человек начал строить свой дом и возвел одну стену, будете ли вы считать его построившим дом, если он на этом остановится? Поем ли мы гимн победы при проигранном сражении? Не вызывали ли у нас улыбок недавние хвастливые уверения генералов о грядущих победах, где эти победы? Силен и могущественен был Веллингтон, но знал ли он после своего триумфа, как собрать урожай, засеянный на крови? Тот, кто не может удержать победу в своих руках, не может считаться победителем. То, что было с великим Наполеоном, справедливо и для христианина: полководец сказал: “Завоевания сделали меня таким, каким я являюсь сейчас, и они должны поддерживать меня”. Точно так же, если вы ходите с Богом, духовные завоевания сделали вас теми, кто вы есть, и они должны поддерживать вас. Вашим девизом должны быть слова: “Все выше”, — иначе вы не приняли благородного духа князей Божьих. Но для чего мне приводить столько примеров, когда весь мир восхваляет стойкость.

Более того, здравомыслие человеческое говорит нам, что те, которые едва начинают и не выдерживают, не будут спасены. Если каждый спасется, кто будет проклят? В такой стране, как эта, в жизни большинства людей был по крайней мере один религиозный порыв. Я полагаю, что передо мной нет человека, который в то или иное время не решал бы стать паломником. Вас, господин Слабая Воля, друг Христианин побудил пройти с ним недолгий путь, пока вы не подошли к Топи Уныние. Но вы посчитали себя очень мудрым, когда выбрались на сторону, находящуюся ближе всего к вашему дому. И даже вы, господин Упорство, не всегда тверды в принятии решений. У вас есть порыв глубокомыслия, но он сменяется периодом мягкотелости. Мой слушатель, под каким впечатлением ты находился на молитвенном собрании! Как взволновало тебя служение! Какое впечатление произвела на тебя горячая проповедь брата! Ах да, где-то с месяц ты не сквернословил и не напивался, но больше выдержать не можешь. Если бы были спасены те, кто начал, ты тоже был бы с ними, хотя на данный момент ты так же далек от веры, как полуночная тьма от яркого полуденного света.

Кроме того, здравомыслие говорит нам: человек должен продолжать идти выбранным путем, иначе не спасется, ибо наихудший из людей тот, кто начинает, а потом сдается. Если вы перелистаете все черные страницы злодеяний в поисках имени сына погибели, где найдете его? Как же, среди апостолов. Человек, который творил чудеса и проповедовал евангелие, продал своего учителя за тридцать серебряников. Им оказался не кто иной, как Иуда Искариот, он предал поцелуем Сына человеческого. Где еще найдется имя, хуже имени Симона волхва? Симон “тоже веровал”, — говорит Писание, однако предложил апостолам деньги в обмен на Духа Святого. Какую дурную славу обрел Димас, любивший существующий мир зла! Как много вреда причинил Павлу медник Александр? “Много сделал мне зла, — говорит апостол, — да воздаст ему Господь по делам его!” И этот тот Александр, который подверг себя опасности, спасая Павла в Ефесе. Нет хуже тех, которые однажды казались лучшими. “Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?” И лучшее в спелом виде может обратиться в худшее при гниении, самый сладкий напиток на одной стадии превращается в самый кислый при другой.

Не позволяйте надевающему на себя доспехи похваляться, ибо он снимет их. Здравый смысл учит, что важно не начать, а устоять до конца. А верность до конца — отличительная черта истинно верующего.

Но нам не нужно искать аналогий и более здравого смысла, чем тот, который мы находим в Писании. Что говорит Иоанн? “Они вышли от нас”. Почему? Были ли они верующими? О, нет: “Если бы они были наши, то остались бы с нами, но они вышли, и через то открылось, что не все наши”. Они не были христианами, иначе бы не отступились. Петр говорит: “Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи”, отчетливо показывая этим, что пес, хоть и рвало его, всегда был псом. Бывает, люди непроизвольно отторгают свои грехи, и делают это не потому, что последние им претят, а просто они не могут удержать их в себе. И как только наступит благоприятное время, эти люди вновь будут глотать грех пуще прежнего.

Приведите вымытую свинью в апартаменты и представьте ее обществу, вымытому так же хорошо. Кому приходилось ранее видеть такого респектабельного члена достопочтенного братства свиней? Введите ее! Да, но будете ли вы держать ее здесь? Поскольку вы не превратили ее в человека, при первой же возможности она нагадит и завалится в грязь. Почему? Да потому, что это не человек, а свинья. Из-за недостатка времени мы не можем процитировать из Писания тысячи стихов, где говорится, что те, кто возвращается ко греху, вовсе не верующие, потому как отличием праведного является стойкость. “Но праведник будет крепко держаться пути своего, и чистый руками будет больше и больше утверждаться”. Мы не только получаем жизнь через веру, но вера поддерживает ее, “праведный верою жив будет”, “а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя”.

То, что мы узнали из Писания, широко подтверждено наблюдениями. Каждый день я буду славить Бога за то, что среди множества людей Церкви лишь немногие свернули с пути, но я достаточно повидал, и Господь, зная больше, чем достаточно сердце человека, заставляет меня ревностно заботиться о вас божественной заботой. Я мог бы рассказать в качестве примера о мужчинах и женщинах, которые хорошо начинали. Что сбило их с пути, так что они перестали повиноваться истине? Я помню молодого человека, о котором я думал так же благосклонно, как о любом из вас, и я верю, что в то время он заслуживал подобного благосклонного суждения. Среди нас находился один из наших сыновей, подающих наибольшие надежды, и мы надеялись, что Господь сделает его плодотворным тружеником на Своей ниве. Однако этот молодой человек попал в дурную компанию. После длительной тайной жизни во грехе у него все же осталась немного совести, которая не оставляла его в покое. Однако она не могла заставить его отказаться от греховной жизни. В конце концов, грех стал столь очевидным для молодого человека и его окружения, а совесть так возмутилась, что наш герой хоть и носил имя Христианина, принял яд, чтобы избежать стыда и позора. Его спасли, провидение Божие и Его мощь не дали молодому человеку умереть. Мы не знаем, где он и что с ним, только Бог знает, так как он снова принял яд, но более сильный. Этот яд мира сделал его рабом собственных вожделений.

Не думайте, однако, что история этого молодого человека уникальна. Очень прискорбен тот факт, что в количественном соотношении отступничество распространено больше среди старших, чем среди молодых. Если вы посмотрите на отступников, наверняка, в девяти случаях из десяти ими окажутся убеленные сединой люди. Мы неоднократно говорили, что в Писании очень мало примеров отступничества молодых. Слово Божие описывает грехи взрослых. Ной не был молодым, когда напился. Лот, напившись, вступил в преступную связь, не будучи ребенком. Не были детьми ни Давид, ни Вирсавия. Петр не был мальчиком, когда отрекался от Господа своего. Это были люди опытные, знающие, мудрые. “Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть”.

С горечью мы вспоминаем того, кто годы тому молился с нами и молился с радостью. Все мы ценили его и ему доверяли. Я помню, как дорогой брат говорил о нем с добротой, но не очень мудро: “Если он не дитя Божье, то уж тем более не я”. Но случилось, братья мои, что этот человек впал в грех, и где он сейчас? Возможно, об этом может рассказать пивная или место похуже. Итак, мы видим, что светило земное можно затмить, звезды земные могут погаснуть, и слава человека растаять в стыде. Не истинное дитя Божье гибнет. Твердо усвойте, что возлюбленные Божии отличаются тем, что они претерпевают до конца. А если человек не претерпевает до конца, но ползет назад к старому хозяину и снова надевает старый ошейник, и преклоняется под ярмо сатаны, — это верный признак, что он никогда не выходил из духовного Египта. Это верный признак того, что Иисус Христос никогда не был его Пастырем, а сам он никогда не обретал вечной жизни, которая не может вдруг исчезнуть, потому что дается Богом. Таким образом, дорогие друзья, я достаточно сказал, чтобы доказать, думаю, бесспорно, что настоящим отличием христианина является его стойкость, и без нее ни один человек не может считаться дитем Бога.

II. Стойкость — мишень всех наших врагов

У нас много противников. Взгляните на мир! Он не возражает, чтобы мы были христианами некоторое время, он благосклонно отнесется к тому, что сейчас мы пожмем друг другу руки и останемся такими, какими были прежде. Ваши старые товарищи называли вас хорошими парнями, когда вы были плохими, не простят ли они с готовностью вашего былого христианства, если вы вернетесь к ним и вновь будете такими, какими были в прежние времена? Конечно, они посмотрят на вашу веру, как на глупую причуду, но с легкостью забудут о ней, если вы впредь не будете ей потакать. “О, — говорит мир, — вернись, вернись ко мне снова, возлюби меня. Я забуду, что ты резко высказывался против меня и охотно прощу тебя”. Мир пытается уничтожить стойкость верующего. Порой он запугивает верующего: “Тебя, мол, будут гнать и преследовать”. И действительно, мир будет преследовать тебя своим длинным языком, и жестокие насмешки пойдут в ход. Он попытается обмануть: “Вернись ко мне, вернись! Зачем нам спорить? Ты создан для меня, а я для тебя!”. Мир зовет сладко и нежно, так в прежние времена блудница манила Соломона. Миру нужно одно: чтобы ты перестал быть странником, поселился в нем и занялся куплей-продажей на Ярмарке Тщеславия.

Ваш второй враг — плоть. Какова ее цель? “О, — кричит плоть, — с меня довольно! Путь странника утомителен, ну его!” Лень говорит: “Сиди спокойно там, где сидишь. Слово “хватит” прекрасно, как праздник, по крайней мере, по отношению к этому скучному делу”. Затем кричит вожделение: “Что, всегда будешь меня подавлять? И никогда не будешь мне потакать? Дай мне, по крайней мере, отпуск от этой нескончаемой битвы”. Плоть, несмотря на то, что мягка, держит крепко, и не пускает нас к вечной славе.

Следующий враг — дьявол. Порой он бьет в большой барабан и кричит раскатистым голосом: “Нет небес, нет Бога, вы в своем упрямстве глупы”. Или, меняя тактику, он кричит: “Вернись! Я буду обращаться с тобой лучше, чем раньше. Ты считал меня жестоким хозяином, но ты заблуждался, приди и испытай меня. Я уже не тот дьявол, каким был десять лет назад, я стал более респектабельным. Я не хочу, чтобы ты возвращался к вульгарной жизни и казино. Пойдем со мной, и будешь почтенным другом наслаждений. Говорю тебе, я могу одеваться в шикарные одежды, могу быть при дворах королей так же, как во дворах и переулках нищих. О, вернись, — говорит он, — и стань одним из тех, кто принадлежит мне”. Вот оно, сатанинское триединство: мир, гибнущая плоть и дьявол, все они наносят удары по стойкости христиан.

Стойкость христианина в служении будет часто подвергаться нападкам со стороны дьявольской троицы. “Что за выгода служить Богу? — так порой будет говорить сатана. — В Фарсис, скорее в Фарсис, прочь от Ниневии. Тебя не услышат, даже если ты говоришь от имени Бога”. Сатана скажет: “Ты так наработался за неделю, отдохни в воскресенье. Зачем тебе шум воскресной школы? Зачем таскаться по улицам с этими брошюрами? Что это тебе даст, кроме усталости? Отдохни”. Как некоторым из нас нравится слово “покой”! Но мы должны помнить, что искажаем понятие покоя, желая иметь его здесь, ибо покой может быть обретен только в могиле. У нас будет достаточно покоя, когда мы предстанем пред Господом нашим. Так дьявол хочет полностью загубить стойкость в служении.

И если ему это не удастся, он попытается сломать нашу стойкость в страдании. “Зачем терпеть, — говорит он, — зачем сидеть в пепле и скрести себя черепицей? Прокляни Бога и умри. С тех пор, как ты стал христианином, бедность не оставляет тебя, дело, которым ты занимаешься, не процветает. Ты видишь, что не можешь делать деньги, не поступая, как другие. Ты должен идти в ногу со временем, иначе не достигнешь успеха. Оставь все это. Зачем так страдать?” Таким образом нечистая сила искушает нас. Вы можете отстаивать какое-нибудь хорошее дело, но когда вы откроете рот, многие начнут смеяться и попытаются заставить вас замолчать. “Видишь, — говорит дьявол, — какая польза от твоей болтовни? Никто не хочет тебя слушать. Зачем делать себя одиноким чудаком и предавать себя бесконечным мучениям? Вот если бы сгореть на костре сразу и стать мучеником сразу, но быть подвешенным, подобно лорду Собашу, которого поджарили на медленном огне, — это неприятно. Зачем, — говорит искуситель, — зачем постоянно страдать, откажись от этого”. Таким образом, вы видите, что нападкам дьявола подвергается стойкость и в страданиях.

А еще, возможно, стойкость атакуется в непоколебимости. Любовь многих охладела, но ты остался усердным. “Так, — говорит искуситель — что хорошего в твоем усердии? Другие люди, посмотри на них, они — довольно хорошие люди. Тебе не за что осудить их. Почему ты хочешь быть более праведным, чем они? С какой стати ты должен толкать Церковь перед собой и тянуть за собой мир? Какова нужда в том, чтобы совершать два перехода в один день? Разве одного не достаточно? Делай так, как остальные, слоняйся без дела, как делают они. Спи, как другие, и позволь твоему светильнику погаснуть, как у других дев”. Таким образом, наше упорство и непоколебимость часто подвергается нападкам.

А еще атаковаться может наша стойкость в учении. “Зачем, — говорит сатана, — ты придерживаешься этих сектантских вероучений? Будь проще. Зачем тебе то, что не твое? Доктрина — дело Божие. Мир меняется. Посмотри, догматы и вера откладываются в сторону, как хлам, ненужный для нашего просвещенного века. Не стой в стороне, стань приверженцем направления “Все что угодно”. Верь, что черное — это белое. Где грань между истиной и ложью? Они похожи, не так ли? Не важно, во что мы верим, каждый имеет право верить так, как ему верится. Верь, что Библия подобна носу из воска, который подходит каждому лицу, она ведь не учит чему-либо существенному, и можно прочесть в ней, что только захочешь. Сделай это, — говорит он, — и не держись так за свои убеждения”.

Думаю, я доказал — и нет необходимости тратить на это слова еще, — что стойкость является мишенью для всех наших врагов. Христианин, возьми щит веры и и кричи громко Богу, что Духом Его сможешь устоять до конца.

III. Стойкость — Слава Христа

Слава Господу Иисусу Христу за то, что Он помогает всем Своим людям устоять до конца. Если бы они пали и погибли, то все служение Христа, Его смерть и Кровь были бы напрасными. Если суждено погибнуть хоть одному дитяти Божьему, для чего тогда завет благодати и обязательство Христа? Чего стоит Ходатай лучшего завета, если Он не может ходатайствовать, и чего стоит надежность последнего, если Он не может сделал обещание твердым для всего семени Авраамова? Братья мои, Христос поставлен управляющим в Своем народе, Его послали взыскать и спасти погибшее, привести избранные души к славе, но если Он не исполнит этого, где Его честь? В чем действенность бесценной Крови, если в действительности она не выкупает? Если она выкупает лишь на время, а потом позволяет погибнуть, в чем ее ценность? Если она убеляет наш грех лишь на неделю, а затем позволяет грязи вернуться вновь, в чем, спрашиваю я вас, слава Голгофы, и в чем слава Христовых ран? Он живет, и живет, чтобы заступаться за нас, но как я могу почитать Его заступничество, если оно бесплодно? Не молит ли Он: “Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною...”, и если в конечном итоге они не окажутся с Ним там, где Он, в чем слава Его заступничества? Не потерпит ли неудачу Защитник, и не будет ли отвергнут великий Посредник, не добившийся успеха? Не состоит ли Он в союзе со своими людьми в настоящее время? Но чем ценен союз с Христом, если он не обеспечивает спасения? Не находится ли Он сегодня по правую руку Бога, и не приготовил ли Он обители для своих верующих, а если приготовил, то, получается, что многие из них будут пустовать? Неужели он растеряет свои души по дороге на небеса? Неужели Он заготовил арфы и венцы в ненужном избытке? Братья мои, гибель хотя бы одного истинного дитяти Божьего будет таким бесчестьем для Христа, что я могу думать об этом только как о богохульстве. Один истинно верующий в аду! О, какой дикий смех в преисподней, какое вызывающее поведение, какое нечистивое веселье! “А, Владыка жизни и славы, — говорит князь тьмы, — я победил Тебя, я выхватил жертву у Всемогущего и добыл себе законного пленника, я вырвал драгоценный камень из Твоего царственного венца. Посмотри, вот он! Ты выкупил эту душу своей Кровью, тем не менее она в аду”. Послушайте, что кричит сатана: “Христос пострадал за эту душу, но это не в счет, Бог заставляет ее страдать саму за себя. Где справедливость Бога? Христос сошел с неба на землю, чтобы спасти эту душу, но попытка оказалась неудачной, и теперь эта душа здесь, у меня”. И он погружает эту душу в глубокие волны скорби, победное ликование звучит со все большим богохульством. “Мы завоевали небеса! Мы разорвали извечный завет, мы сорвали намерения Бога, мы отменили Его закон, мы празднуем победу над могуществом Посредника, и втаптываем Его кровь в землю!” Может ли такое когда-нибудь случиться? Страшный вопрос. Такого никогда не может быть. Те, кого Христос действительно принял в свой союз, будут с Ним там, где Он. Но как узнать, в союзе ли вы со Христом? Братья мои, вы можете знать это, лишь повинуясь словам апостола: “Братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание”.

IV. Стойкость должна стать заботой верующих

Возлюбленные! Я заклинаю вас любовью Бога, и любовью ваших собственных душ, будьте верными до смерти. Возникают трудности? Вы должны их преодолеть. Ганнибал пересек Альпы, ибо сердце его было полно гнева против Рима. Вы тоже должны пересечь Альпы трудностей, ибо я верю, что сердце ваше переполнено ненавистью ко греху. Когда господин Сметон построил маяк на Эддистоуне, он тревожно высматривал после шторма, стоит ли его сооружение, и велика была его радость, когда он видел, что маяк все еще стоит. Его волнение было связано с тем, что предыдущий строитель возвел сооружение, которое сам считал нерушимым, и пожелал остаться в нем на время самого страшного шторма, который когда-либо случался. И было так: после этого никто больше не видел ни его, ни маяка. Сейчас вам предстоит выдержать множество штормов, вы должны находиться на своем маяке во время самого страшного шторма, который когда-либо случался, так установите его прочно на Скале Веков, и убедитесь, что работать он будет вечно, ибо если вы сделаете все это, никогда не упадете. Ради самой Церкви я молю вас сделать это, ибо ничто не может так сильно опозорить и ослабить ее, как падение называющих себя христианами. Тысячи рек впадают в море, и делают цветущими луга, но никто не слышит их, однако рев одного водопада будет слышен за мили, и каждый путешественник услышит его. Тысячи христиан едва ли принесут столько чести своему Учителю, сколько бесчестья один лицемер. Если вам когда-либо приходилось познать, насколько милостив Господь, молитесь, чтобы нога ваша не поскользнулась. Если мне суждено упасть, дай, Господи, чтобы за моим падением не было отступничества. И если надлежит погибнуть, то как жаль, что мне дано было вкусить благого глагола, лучше бы я его не слышал. Пусть молитва ваша будет направлена не против смерти, но против греха. Ради вас, ради Церкви, во имя Христа, я молю вас делать это. Вы сможете устоять только бдительностью, осторожностью в каждом поступке и зависимостью от сильной руки Духа Святого, который один может помочь вам устоять. Ходите и живите под Богом, зная, в чем великая сила, и, находясь в зависимости от нее, воспойте вместе с Иудой: “Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь”. Простая вера несет душу Христу, Христос сохраняет веру живой, эта вера позволяет верующему устоять, и так он попадает на небеса. Пусть это станет вашим уделом и моим ради Христа. Аминь.

 

Утро 14 февраля 1864 г.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.