08.01.2017
Скачать в других форматах:

Чарльз Сперджен

12 проповедей об освящении

11. Возрастайте в благодати

 

Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

Второе послание Петра 3:18

 

Следует заметить, что эти слова апостол Петр записывает после слов: “Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа”. Одно следует за другим, поскольку одно должно быть средством исполнения другого. В апостольские времена люди восставали себе же на погибель, они извращали некоторые “неудобовразумительные”, по словам Петра, тексты из посланий Павла. Вот почему апостол и предупреждает христиан не “увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения...” И для того, чтобы уберечь братьев и сестер от падения, апостол дает следующее наставление: “...возрастайте в благодати”, потому что устоять можно только возрастая, и не отпасть от своего утверждения можно только ступая вперед. Без движения не устоять. Наблюдая за детской юлой, этой простенькой игрушкой, мы видим, что она держится вертикально до тех пор, пока кружится, а перестав кружиться, падает. То же справедливо и в отношении христиан. Христианин может устоять, только пребывая в движении, но перестав двигаться вперед (если подобное вообще возможно), христианин лишается утверждения и падает. Слава Богу, могущему соблюсти христиан от падения и представить их непорочными перед славой Своей! Итак, устоять и не отпасть от своего утверждения можно при движении вперед. Чтобы пребывать в живых надо, по словам апостола, “возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа”.

Сначала мы поговорим по поводу возрастания в благодати” вообще, а затем выскажем несколько мыслей по поводу возрастания в благодати непосредственно в связи с возрастанием “в познании Господа нашего и Спасителя Иисус Христа”.

I. Итак обратимся к вопросу по поводу возрастание в благодати вообще. О чем мы будем говорить? Прежде всего о том, что в определенном смысле никакого возрастания в благодати не бывает. Если под словом “благодать” понимать незаслуженное благоволение и любовь Бога к Своему народу, то в данном случае в принципе не может быть никакого возрастания.

Как только уверует грешный,

На Бога живого надеясь,

тотчас благодатью Божьей и оправдается и обретает полноту во Христе Иисусе. И пусть годы сделают его волосы седыми, он никогда не будет оправдан больше и никогда не будет возлюблен больше, чем в тот самый миг, в который уверует во Христа Иисуса. Стоит мне только войти в живительное общение с Агнцем Божьим, как я уже в благодати. И пусть мои лета прибывают, и мера благодати возрастает, и вера умножается, и ревность разгорается, и любовь пылает, все равно я не буду пребывать в благодати больше прежнего. Бог не станет любить меня больше, и благоволение Его сердца ко мне уже не будет ни глубже, ни чище того, что было в тот миг, когда я обратился к Нему. И благодать Его не станет оправдывать меня меньше, и я не буду угоден Ему меньше, чем в тот миг, когда впервые приступил к Нему в окружении сонмища грехов своих. Возрастать в благодати избрания в принципе невозможно. Мы избраны раз и навсегда, как Петр говорит в своем Первом послании, “по предведению Бога Отца”, и в этом смысле мы всегда остаемся в благодати, у которой не бывает ни возрастания, ни умаления. То же истинно в отношении оправдания.

В союзе с Агнцем мы

Святыми были ввек,

Свободны от судов

Пребудем и вовек.

Святые, оправданные однажды, оправданы навсегда. Оправданный ныне, будучи оправдан в прошлом, я оправдан и в грядущем. Возложив упование на моего Спасителя, я исполнился благодати, что касается благодати, то я достиг совершенства во Христе Иисусе. Я уже не могу быть более совершенным и потому не могу возрастать в благодати, и мне уже не обрести благодати оправдания больше, я не могу получить больше благодати прощения, поскольку все это я получил однажды. И так достиг совершенства во Христе.

Однако заметьте, что в приведенных словах из Второго послания Петра ничего не говорится о возрастании благодати, ибо речь здесь идет не том, что возрастает сама благодать. Здесь говорится о “возрастании в благодати”. Имеется огромная разница между возрастанием благодати и возрастанием в благодати. Благодать Божья никогда не умножается, она всегда бесконечна, и потому ее не может быть больше. Благодать Божья пребывает вовек, она всегда безгранична, она всегда безбрежна. Божьей благодати не может быть больше, но по природе Божественного ее не может быть и меньше. В приведенных словах говорится о нашей потребности “возрастать в благодати”. Мы находимся в океане Божьей благодати, глубже океана не бывает, так что давайте возрастать в этом океане. Мы находимся в Божьей благодати, мы находимся в завете, мы находимся в замысле искупления, мы находимся в союзе с Иисусом, и во всем этом нельзя находиться в большей или меньшей степени, поскольку мы спасены во веки вечные Кровью нашего Спасителя. И в то же время, хотя Божьей благодати не бывает ни меньше, ни больше, возрастать в ней можно, так что станем “возрастать в благодати”.

Теперь я хочу высказать следующую мысль: хотя благодать Бога в благости к нам не возрастет, эволюция благодати, несомненно, существует. Кое-кто яростно противится учению о постепенном освящении, не по духу таковым и наши умысли о возрастании в благодати. Пусть братья мои, если им угодно, остаются при своем мнении, однако, я уверен, коль таковые читают Писание (и не возражают против библейских понятий), они обнаружат, что в нем говорится именно о возрастании в благодати, причем весьма часто, и если здесь имеется в виду не постепенное освящение, то я ничего не понимаю в таком понятии, как “возрастание в благодати”. Абсолютно ясно, что в развитии благодати имеется своя мера. Конечно, вы не станете утверждать, что юноша, обратившийся к Богу несколько месяцев тому, постиг в благодати столько же, понимает в ней столько же, имеет веры и любви столько же, сколько человек, долгие годы служащий у Владыки. Вы не станете спорить с тем, что тот, кто редко посещает дом Божий, а поэтому духовно “недоедает”, равен по мере развития благодати тому, кто не покладает рук в трудах для Владыки, чья любовь очевидна для всех, а вера засвидетельствована перед всем собранием. Вряд ли вы скажете, что существует фиксированный стандарт христианского бытия и что он находится в досягаемости всех и каждого. Если же вы станете утверждать все это, я буду вынужден признать, что либо у вас нет очей, либо вы не смотрите окрест. Несомненно, что в христианском мире одни успевают больше других и вера одних больше веры других. Существует вера великая, существует и малая, бывает любовь большая, бывает и малая, встречаются люди сильные духом, встречаются послабее. Воистину, Бог любит их не больше, таковые не более оправданы, не более угодны Ему, ибо в смысле пребывания в благодати мы все стоим на одном уровне, и между нами нет никакого различия. Однако в отношении меры благодати в наших сердцах и проявлений ее в нашей жизни всякий по совести признает, что разница между святыми имеется. Мне непонятна разница между разными служителями Христа, если это не разница в мере развития благодати, в которой они пребывают. Одни, пребывающие пока в самом начале христианского служения, проповедуют искупление и по мере благодати еще не пришли к проповеди избрания. Они пока еще не видят неразрывного союза всякого из числа искупленных Кровью дитяти Божьего с личностью Христа. Но даже если они постигли эти благословенные истины, им не по силам возвещать о безусловном спасении святых и объявлять с твердой уверенностью, что некогда вопреки разным ветрам и течениям избранные причалят к небесным пристаням. Они еще не возросли в благодати в той мере, что нужна для проповеди на подобные темы.

Итак, всякому надо признать, что мера в развитии благодати существует, хотя истинно и то, что всяк из нас оправдан, избран, отобран и возлюблен Богом, как и все остальные верные.

Теперь же отметим, что возрастание в благодати нельзя измерять временными рамками недель, месяцев и лет. Некоторые полагают, что количество лет, прожитых человеком, свидетельствует о степени его познаний в Божественных истин. “А-а-а, — говорят таковые, — такой-то и такой-то молод, что он может знать о дивной благодати? Вот седовласый старец, уж он-то знает больше”. Если и вы считаете так, то вскоре вам предстоит убедиться в своем заблуждении. Господь откровенно смеется над людскими мерами измерения, давая юноше мудрость и рассудительность, а ребенку знание. “Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя”. “Как же так, — скажет кто-то, — я хожу в церковь двадцать или даже тридцать лет, искренне служу Богу. Неужели мои седины ничего не стоят?” Стоят, однако Бог, проявляя Свое всевластие, часто полагает Свои сокровища в глиняные сосуды, которые иногда преображаются в несколько лет.

Не думайте, что люди возрастают в благодати с учетом прожитых лет. Порой одни святые возрастают в благодати на протяжении пяти минут больше, чем другие за полстолетие. Я вижу, как одни эволюционируют в благодати за месяц на столько, на сколько другие за год или даже за десяток лет. С уверенностью могу сказать о себе. Когда Богу по великой премудрости Его было угодно посылать мне видение Спасителя или отверзать источники зла, погребенные в моей душе, я возрастал в благодати за час больше, чем в иное время за неделю, месяц и год. За час, когда Святой Дух был на мне, я познавал больше, чем за недели и месяцы самостоятельных занятий. Люди Божьи возрастают подобно дереву. В одно время кверху, в другое книзу.

Не думайте, друзья мои дорогие, что можно возрастать в благодати по мере прибавления вам лет. Молодым людям постоянно говорят об опасностях, которые угрожают им. Несомненно, в юности мы пребываем в опасности, но позвольте напомнить вам, что в Писании нет ни одного примера юноши, который унизил бы свое исповедание, вместе с тем в Писании вы найдете много примеров, когда подобное происходило с людьми среднего и старшего возраста. Несомненно, юность пребывает в величайшей опасности, и Бог поддерживает юношей, дабы явить силу Своей благодати. Но некоторые из вас, особенно прожившие немало, воображают себя находящимися вне всякой опасности, потому-то Бог и попускает ваши грехопадения, чтобы посрамить надменность всякого самовозвеличивания, и дает вам постичь, что ни плоть, ни возраст, ни репутация, ни чин, ни звание, ни состояние не гарантируют вашей безопасности, ибо Он утверждает смиренных и низвергает гордых. Будучи в зрелом возрасте, Давид впал в величайший грех: в расцвете сил, во цвете лет согрешил с Вирсавией. Вспомните Лота. Он не творил великих беззаконий, пока был молодым. Обратившись к Писанию, вы найдете, что везде, где говорится о прискорбном грехопадении (как в случае Петра, например), всегда говорится о людях, уже довольно зрелых. Так Бог демонстрирует тот факт, что получение благодати не связанно с годами. Воистину, ни годы, ни образование, ни талант не имеют никакого отношения к подаянию благодати. Это — дело Божье, поэтому, если угодно Ему, Он влагает мудрость и знание в уста шестилетнего дитяти, дабы устыдить прозорливцев века сего. Для исполнения Своих замыслов Бог часто при разных обстоятельствах употребляет самые невероятные средства, и когда говорят, что опытные проповедники должны быть седовласыми, опровергает это: “Нет же! И юноша поведет множество, и из уст дитяти польются мудрые речи, ибо Я истребляю всю человеческую славу, наставляя род людской в том, что хвалить и славить должно не проповедующего, но единого Бога”.

Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Это дело творит не человек проповедующий, но Бог, использующий его труд. Бог по желанию Своему мог бы обойтись и без этого человека, но прибегая к помощи человека, Он во всяком случае употребит того, кого выберет, причем  в том возрасте, который будет угоден Ему, и приготовит его к деятельности, каковую сочтет угодной Себе.

Подчеркнем еще раз, что возрастание в благодати не следует оценивать силой чувств. Некоторые из вас, возлюбленные мои, полагают, что не возрастают в благодати по той причине, что утратили прежнюю живость чувств. “Ах, — говорит такой брат, — когда я был молод, все было ярче. Как безмятежно, благодатно текло тогда время! Ни ограды, ни рвы не представлялись мне преградой, чтобы услышать евангельскую проповедь, у меня было такое сильное желание услышать о Боге и Иисусе Христе, у меня была такая любовь к Евангелию, что, когда бы я ни слушал проповедующего, все равно какого, любая проповедь в устах его казалась мне благоухающей. А теперь я чувствую себя таким угнетенным, таким унылым, что не могу, как прежде, наслаждаться истиной”. Не думайте, что вы перестали возрастать в благодати оттого, что пропал и ваш пыл и энтузиазм. Разводя костер, солому и растопку кладут внизу. В начале горения костра пламя бывает очень маленькое, а дыму много. Но когда костер займется, то пламя становится большим, и оно дает много тепла. Возможно, вы и перестали пылать и дымить, как в юности,  зато теперь горите огнем спокойным, ровным. Мы предпочитаем греть руки у камина с углем, а не у костра из соломы. Подобное происходит с благодатью, которая превращает человека в огонь палящий. Он теперь не огонек, обращенный к небесам и гаснущий от дуновения ветерка, теперь он огнь пламенеющий, от ветра разгорающийся все больше и больше. Так может быть и с вами. Возможно, огонь ваш стал ровным и неистовствует меньше прежнего.

Пребывая в состоянии угнетенности, не думайте, что вы не возрастаете в благодати. Многие сады Божьи лучше растут во мраке, и часто во время их роста Господь делает так, что над ними меркнет свет. Возрастая, простираясь кверху, помните о том, что бывает и рост вниз. Не далее как вчера, быть может, явилось вам чудное видение, вознесшее вас на вершину восхитительных гор. Оказавшись здесь, однако, не почитайте себя великим, поскольку пигмей и в Альпах пигмей, не думайте, что купол собора Св. Павла прибавит вам в росте. И в то же время, даже оказавшись на дне глубочайшей ямы, не воображайте, что  из-за этого вы становитесь меньше. Могу засвидетельствовать, что нередко, будучи в яме, возрастают в благодати быстрее, чем на горной вершине, хотя бывать в яме, мягко выражаясь, не очень приятно. Временами, когда Святой Дух Божий раскрывает и проявляет нашу греховность, чрезвычайную безнадежность и бессилие наше, мы возрастаем в благодати быстрее, чем  когда по великой чести на крыльях серафимов мы возносимся к горним высотам. Так что не измеряйте своего возраста в благодати своими чувствами. Кое-кто из присутствующих делает из своих эмоций некий барометр. Не надо. Мы пребываем во Христе верой, а не чувствами. Помните, что независимо от своих эмоций вы остаетесь все тем же дитятей Божьим, не больше и не меньше. Твоя вера, грешник, а не чувства, соединяет тебя с Агнцем. Доверяйте Ему во тьме, доверяйте Ему в бедствии, полагайтесь на Него, когда не видите Его. Продолжайте идти вперед, уповая на твердые ноги веры.

Желая предупредить вас, прошу не думать, что можно возрастать в благодати потому, что вам иногда удается напоказ сделать для церкви нечто большое. “О-о-о, — говорим мы тогда, — теперь-то я уж точно возрастаю. Разве нет? Я занимаюсь с детьми в воскресной школе, причем тружусь там старательно, я проповедую и делаю одно, другое, третье, поэтому не сомневаюсь, что возрастаю в благодати”. Воистину, очень важно проявлять усердие в добрых делах, увеличивать свои добродетели, но стоит вам только сказать: “Ну, теперь-то уж я возрастаю в благодати потому-то и потому-то”, — как вы тут же впадете в великое заблуждение. Уходя в общественные дела с головой, мы часто в силу разных обстоятельств очень мало времени посвящаем общению с Богом наедине. Признаюсь, так было и со мной, — и это весьма прискорбно, поскольку в ту пору я на деле не возрастал в благодати. Человек может думать, сколь многое творит он своими руками, и дом его — полная чаша. Но какое в конце концов все это имеет значение, если в действительности он не возрастает в благодати? Не примите этих слов за оправдание бездельников, люди Иссахара, из лености не желающие даже подняться, уподобившись “ослу крепкому, лежащему между протоками вод”1. Не могу утешить вас сими словами. Вы не возрастаете в благодати, ибо не делаете ничего, ну, а те, что делают кое-что, не должны хвастаться своим ростом. Больше времени следует посвящать не общей молитве, а молитве в уединении, больше внимания следует уделять не толкованию Слова, а молитвенному общению с Богом, больше времени следует отдавать не общему богослужению, а созерцанию и поклонению. Надлежит больше заботиться о внутреннем, не остывать в уединенных молитвах и вчитываться в Писание. Если не делать этого, то при всех своих видимых достижениях мы не станем богаче, мы просто выделываем из того брусочка золота, которое обрели, золото листовое и покрываем им большую площадь. Чем больше мы делаем ради Христа, тем больше Он делает ради нас, но давайте помнить, что, поливая виноградники ближних наших, не надо пренебрегать виноградником своим и подлежит следить, чтобы каменная ограда его не рухнула. Да благословит вас Бог, братья мои, возрастать в благодати!

II. Итак, мы подошли к вопросу о том, что возрастание в благодати непосредственно связано с возрастанием “в познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа”. Воистину, как не бывает иной благодати, кроме благодати познания Христа, так не бывает иного возрастания в благодати, кроме возрастания в познании Христа. Что касается этого возрастания, то всегда проверяйте себя вот такими вопросами: “Познал ли я сегодня Христа больше, чем вчера? Был ли я сегодня со Христом больше, чем какое-то время назад?” Возрастание в познании Христа есть не только свидетельство, но и движущая сила подлинного возрастания в благодати. В доказательство этому назову несколько христианских добродетелей, и вы убедитесь в том, что таковые, несомненно, возрастают по мере познания Христова.

Говоря о благодати любви, некоторые восклицают: “Как мало мы любим Христа!” Многие из нас воспевают так:

Как желаю знать ответ

На вопрос тревожный мой:

“Бога я люблю иль нет?

Я — Его, или чужой?”

Это хороший гимн, и я не вижу в нем никакого заблуждения, однако, пожалуйста, не пойте его слишком часто. Время от времени можете, но не часто. Признаться, я с большим удовольствием слушаю, когда вы поете великий гимн Топледи:

Всем милости обязан я,

Заветной милости пою.

Тебе, мой Праведный, себя

Без страха в жертву отдаю.

“О-о-о, — скажете вы, — я так желаю возрастать в любви! Мне хочется познать любовь к Иисусу. Я хочу ощущать, как мое сердце бьется от любви к Нему, как душа моя неотступно следует за Ним”. Хорошо, но возрастать в любви ко Христу — значит познавать Его больше и глубже. Чем больше и глубже познаешь Спасителя, тем больше и глубже любишь Его, чем больше открываются Его блаженства, Его превосходства, Его добродетели, Его совершенства и Его красота, тем больше душа тянется к Нему. Обращаюсь к тем, кто не любит Христа! Вы не любите Его потому, что не познали Его, ибо если бы вы познали Его хотя бы в чем-нибудь, то возлюбили бы Его, в меру своих познаний. Чем больше вы познаете моего Владыку, тем больше возлюбите Его. Приподнимите лишь один уголок завесы, покрывающей Его чело, и увидите часть лика Его, и возлюбите Его. Но если вы обретете веру, то поднимете эту завесу полностью, и увидите Его благословенный лик в целом, Его величественную благодать. Если бы вы смогли увидеть очи Его, подобных “озеркам Есевонским, что у ворот Батраббима”, если бы вы сумели сказать о Нем, что “весь Он — любезность”, то как бы возросла ваша любовь к Нему! Благословен всяк, чьи познания превосходны! Иисус Христос — один из тех благословенных. Чем больше вы познаете Его, тем больше любите. Иисус любезнейший! Стоило мне разглядеть Тебя, как я возлюбил Тебя! Только открылись мне Твои израненные длани и кровью истекающие раны в боку, как я возлюбил Тебя. Но та первая любовь — ничто по сравнению с тем, что я имею ныне. Однако, когда  я увижу Тебя во всей красе, когда вся душа моя обратится в любовь, та любовь, что я имею ныне, хотя не покажется мне полным нулем, но будет искоркой по сравнению с тем неистовым пламенем любви, которую я буду испытывать тогда. Возрастайте в познании Христа, читайте о Нем больше, думайте о Нем больше, спрашивайте о Нем больше, и вы убедитесь, что будете возрастать в благодатной любви по мере роста познания Иисуса.

То же справедливо и в отношении веры. Отчего многие из нас жалуются на маловерие? Оттого, что мы не познали Христа в достаточной мере. Большинству из нас необходимо познать Иисуса гораздо больше, а если вам хочется познать Его больше, то надо обладать большой верой. “Да, — скажет кто-то, — глядя на себя, я думаю, что ожидает меня. И вот я начинаю искать в себе свидетельства благодати”. Но так нельзя! Нечего искать там, где не надо, вера не возрастает, когда взираешь на себя. Единственный взгляд на Иисуса ценнее сотни взглядов на свою личность. Желаешь большей веры? Не своди очей с Иисуса. Раны Христовы на Голгофе суть матерь нашей веры, эти раны, словно молоко ее, питают нашу веру. Желаешь возрастать в вере — держись Креста. Прекраснейший цветок веры должен быть вначале посеян в драгоценной крови Христовой, и тогда, увлажняясь ею всякий день, он будет возрастать.

Дорогой друг, познавай Христа больше, больше думай о Нем, и вера твоя станет умножаться. Невеликая вера твоя вскоре окрепнет, только больше живи во Христе Иисусе. Желаешь в будущем стать “Великим сердцем”, чтобы побивать исполинов окрест, как побивал в древности г-н “Имярек, великий сердцем”, — живи близ Иисуса, живи с Иисусом, вкушай за Его пиршественным столом, ибо нет иной пищи, служащей укреплению духа, кроме плоти нашего Господа, и нет иного вина, способного ободрить душу, кроме крови Иисуса Христа, Спасителя нашего.

То же верно и в отношении отваги, поскольку отвага есть христианская благодать, которой у многих крайне мало. Мера христианской отваги всегда умножается в меру познаний во Христе. Должен признаться, что у нас много “отважных” христиан, которые и мухи не обидят. Таковые не могут исповедать имя Христово даже  перед малейшей тварью в мире. Даже в здании с голыми стенами из страха, что даже стены имеют уши, а земля слухом полнится, они не смеют признаться в любви Спасителю. Они так стыдятся собственной веры, что не смеют говорить о ней. И о камешек дорожный они претыкаются, пучок соломы представляется им великим препятствием (как будто это Гималайский хребет), они и тени собственной боятся. Мы боимся всего именно потому, что не знаем Христа в достаточной мере. Постигнув до конца, что значит познать Христа, мы уже не будем бояться ничего. Станем ли бояться людей? Никак нет. Мы ответим, познав Христа: “Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?”  Станем ли бояться диавола, познав Христа? Никак нет. Мы скажем тогда: “Христос связал диавола цепями и всегда удержит на цепи пса адова. Христос держит дракона, и тот не может причинить нам ран, глубже тех, что Он сочтет нужным”. Мы не будем бояться вестника смерти, ибо примем его за ангела завета, которого Господь наш послал за нами, чтобы привести людей Божьих на небеса. Отвага наша станет возрастать в той мере, в какой мы будем возрастать в познании Христа Иисуса, и если бы Христос сделался для нас Другом и Соучастником на всякий день и час, то, по-моему, все воинства геенны, изготовившиеся к битве, пугали бы нас не больше стайки воробьев, оказавшейся на нашем пути. Мы скажем тогда: “Во имя Господа Иисуса мы уничтожим их”. Желаешь иметь больше подлинно христианской отваги? Возрастай “в познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа”.

То же верно и в отношении ревности, которая есть благодать. К сожалению, такой ревности  недостает в наше время. Желаешь ли иметь большую ревность по Боге? Будь ближе ко Христу. Сын Человеческий, явись Он сегодня, найдет ли на земле ревность? Он задавал вопрос: “Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?”. Однако найдет ли Он и ревность? Найти ревнителей по Боге среди христиан, думаю, будет трудно даже для Него. Он найдет здравое учение, но никак не ревнителей, Он найдет иноверие, но опять-таки без всякой ревности по Боге.

Где же искать ее? Везде. Всегда существовал остаток, пылающий ревностью по Боге, но в наше время, и нам горестно говорить о том, вера выродилась в своего рода формальность. Быть набожным стало модно. Мы следуем другим, а другие следуют третьим. Есть колея, некогда проторенная повозками древних, и вот мы движемся по этой колее. Мы движемся в том же темпе, что и наши отцы, но насколько больше мы познали бы Христа, если бы имели больше ревности!

Не думаю, что людям не хватало бы ревности по Боге, если бы они познали Христа. Таковые говорили бы: “Разве не ради меня проливал кровь мой Спаситель и разве убоюсь умереть за Него? Разве не явился Он с небес на землю, чтобы спасать души? Разве я не буду стремиться приводить их к Нему?” Разве было бы у нас так много ленивых проповедников, если бы сердца их больше проникались Христом? Если бы они понимали во Христе больше, разве было бы у нас так много инертных, апатичных членов собраний и множества тех, что находят любые оправдания, ставя заплатки на всякое извинение в безделье, лишь бы не трудиться Христа ради? Никак нет. Братья мои, если бы мы знали нашего Спасителя больше, если бы мы больше общались с Ним, если бы мы чаще видели Его на престоле Его и взирали на венец Его, то говорили бы: “Даю обет расстаться со всякой леностью, все, что я могу сделать, слишком мало для столь благого Господа”.

Себя с имением своим

Тебе предам навек,

Все радостно воздам Тебе,

Что может человек.

А если что в запас пойдет,

Мне совесть не томя,

То и запас отдам Тебе,

Из ревности любя.

Возрастать в ревности следует только в познании Христа, ревность же в другом просто бесполезна, и если мы начнем возрастать в ревности, уподобившись некоторым известным между нами, то это будет ревность быстрая и легкая! Но такая ревность приносит больше вреда, чем пользы. Со временем она угасает, оставляя после себя черный пепел, отравляющий собрания. Поскольку известный род возрождения веры мне приходилось наблюдать в Англии, я могу с точностью определить районы, где подобные “возрождения” имели место. Каким образом? Очень просто. По тому опустошению, какое они оставили после себя. Эти, с позволения сказать, “возрождения” были следствием легко возбуждающихся собраний, проводимых разными проповедниками, которые выдумывали странные учения, не упоминая о благодати Божьей. Какое-то время им удавалось вызывать у людей своего рода религиозный экстаз, после которого те впадали в состояние духовного опустошения. Если перед такими проповедниками был бы сад Божий с землей плодородной, то после некоторого времени их работы оставалась земля солончаковая и запустевшая. Собрание разделялось, такой была реакция, и люди впадали в самое удручающее состояние. Желаете иметь подлинную ревность по Боге, проповедуйте доброе старое учение, не знающее ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. Всякое иное учение исходит от диавола и ведет в геенну, итогом иного учения может быть только погибель, а не спасение. Если мы держимся правды Божьей, то никаких “возрождений” нам не нужно. Мы хотим только одного: пусть доброе, старого закала Евангелие возбуждает этот мир снова и снова. Хотя люди неутомимо строят все новые и новые планы, разрабатывают проекты и программы, Богу они не угодны. Всю эту ересь надо уничтожить, а проповедь подлинно благой вести — отличительной благодати Божьей во всей вседержавности избрания — возобновить, когда же такая проповедь станет возвещаться во всей полноте, тогда и будет в собрании ревность по Богу, тогда и восстанет дочь Сиона, и отрясет с себя прах, и облечется в одежды величия своего.

Пойдем дальше. Желаете возрастать в братолюбии? Тогда возрастайте в познании Христа. O, возлюбленные мои, рыдайте о том, как мало братолюбия в мире! Здесь много слащавой, приторной, слезливо-сентиментальный, неправильно понимаемой любви, которая внушает нам: “Никому и никогда не говорите вопреки. Хотя догматические заблуждения многих нам известны, мы не станем выставлять их напоказ, поскольку любим  наших братьев, и пусть они заблуждаются в чем-то, о том мы лучше умолчим”. Но я думаю, что подлинное братолюбие должно проповедовать только истину, и сообщать нашим братьям, где они заблуждаются, и давать им возможность делать правильный выбор, проповедовать все то, что мы почитаем за истину, утверждая то, чему учит нас Бог, чтобы затем в конце концов сказать: “Добро, брат, ты не такой, как я. И все мы делаем ошибки, но я по-прежнему люблю тебя”.  И все же нет такой любви, которая заставила бы нас таить правду. Подлинная любовь делает нас честными, ревностными и чуткими.

Отчего мы не любим друг друга по-настоящему? Оттого, что мы не любим как следует Спасителя, не познав Его в достаточной мере. Если бы мы познали Спасителя больше, то, я уверен, мы любили бы Его больше. Какую необычную мысль я нашел на днях в книге доброго старого пуританина Бэрроуза (Burroughs)! Он говорит: “Если бы Христос явился Церкви в наше время, то увидел бы одних детей Своих с подбитым глазом, других с оцарапанным лицом, а третьих с синяками и шишками по всему телу. Он спросил бы их тогда: “Чем это вы занимаетесь?” На приблизительный ответ: “Господи, я боролся с братом моим, и он сделал мне это”, — Господь сказал бы: “Дети одного племени борются между собой! Птенцы одного гнезда в раздоре! Какая жалость!”” Несколько необычная мысль, но, быть может, и полезная, ибо что еще может сказать Господь наш Иисус Христос, обнаружив Свой народ в раздоре? Вы, наверное, помните историю, которую я рассказывал вам раньше. Дело было в Шотландии. Один из старейшин церкви на братской встрече повздорил со служителем. Старейшина говорил так резко, что тот сильно огорчился. Затем старейшина отправился домой, также и служитель. На следующее утро, когда старейшина спустился к завтраку, жена говорит ему:

Иан, на тебе лица нет! Что с тобой?

— И ты бы чувствовала себя не лучше, если бы тебе приснился сон, какой я видел ночью.

— И что же это был за сон?

— Мне приснилось, что я был на братской встрече, говорил неприятные вещи и оскорбил служителя, а когда он ушел домой, мне пригрезилось, что он умер и вознесся на небо. Через две недели умер и я и тоже отправился на небо. Когда я пришел к небесным вратам, выходит этот служитель, протягивает руки и приветствует меня со словами: “Добро пожаловать, Иан, здесь нет раздоров, и я счастлив видеть тебя”.

После этого старейшина отправился к служителю просить прощения, но узнал, что тот внезапно умер. Старейшина подумал, что ему тоже суждено умереть через две недели. Так оно и случилось. И я не удивлюсь, если узнаю, что старейшина встретил служителя на небесах и услышал его слова: “Добро пожаловать, Иан, здесь нет раздоров, и я счастлив видеть тебя”. Хорошо бы и нам помнить, что там не бывает распрей. Прославленные святые не ссорятся друг с другом, и мы любили бы друг друга больше в братолюбии, если бы больше думали о небесах и нашем благословенном Иисусе.

Наконец, есть другая благодать, в которой нам следует возрастать, я имею в виду благодать смирения. Я убежден, что мы возрастали бы в этой благодати, если бы жили подле Христа. O Смирение, ты — наибольшая драгоценность, ибо встречаешься реже всего! Кто много говорит о смирении, тот смирения не имеет. Кто лучше всех проповедует о смирении, тот часто бывает смиренным менее всего. O смирение! Я иногда почитал тебя иллюзией, плодом фантазии, воображением, а гордость — реальностью. Смирение, где же ты? Глубины бедности говорят: “Тебя нет во мне”, поскольку бедные часто бывают гордыми. Высоты богатства говорят: “Тебя нет здесь”, поскольку и богатые часто бывают гордыми. O смирение! Тебя не найти и в науке, ибо философия надмевает. Тебя не найти и в невежестве, ибо невежество есть матерь гордыни. O смирение, где мне отыскать тебя? Где же ты? Не вижу тебя и не знаю, каково ты, пока не сяду у ног Иисуса, и не увижу себя погибшим, опустошенным грешником, искупленным Божественной любовью. Если ты, дорогой друг, воистину смирен, то взгляни на своего Спасителя и возопи:

Увы! Спаситель кровь пролил.

Владыка мой погиб?

Святый главу Свою склонил,

Дабы мне, червю, жить.

Ты никогда не почтешь себя подобным червем, если по вере не увидишь своего Спасителя, умирающего ради тебя, ты никогда не познаешь собственного ничтожества, пока не увидишь величия своего Спасителя. Возрастая в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, ты, несомненно, станешь возрастать и в благодати смирения. Если духовно возрастающие христиане почитают себя ничтожеством и пустотой, то пришедшие в меру полного возраста Христова почитают себя и того меньше — менее ничтожества и пустоты, и чем ближе мы к Иисусу, тем меньшей кажется наша самость, наш эгоизм. Самость и Христос несовместимы, им никогда не быть бок о бок. Когда я стою с самостью, умаляется Христос, когда со Христом — умаляюсь я сам. Господь да подаст вам, друзья дорогие, возрастать в познании Сына Божия! Больше читайте Писание, открывайте свое сердце для работы Святого Духа, не жалейте времени на уединенное общение с Господом, просите Бога Святого Духа даровать вам новое познание Голгофы, чаще бывайте на Горе Преображения, в Саду Страданий, Зале Борения, подле подножия Креста распятия, живите с Иисусом, и будьте ближе к Нему, доколе каждый из вас не придет, преображаясь Духом Божьим от славы в славу, в мужа совершенного в меру полного возраста Христова.

 

Осень 1858 г.

 

1 Согласно пророчеству Иакова, Иссахар принужден будет трудиться на других, подобно ослу крепкому. — Прим. ред.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.