11.05.2005
Скачать в других форматах:

Р.Ч. Спроул

Брак и близость. Как построить счастливый брак

2. Роль мужчины и роль женщины в браке

 

Жизнь ставит перед нами множество задач, предлагает разные роли, возлагает на нас определенные обязанности. Не зная, чего от нас требуется в данной роли или при решении конкретной задачи, мы не можем оценить свои достижения. Казалось бы, мы добились желанной степени свободы, но на деле ощущаем лишь тревогу и разочарование. Не так давно педагоги США попробовали оценить знания выпускников высших учебных заведений по системе «зачет — незачет». Ничего не вышло. Студенты хотели иметь более полное представление о своих знаниях. То же относится и к браку. Нередко слышатся жалобы: «Из меня не получилось жены» или «Я не стал хорошим мужем». Люди просто не знают, что от них требуется и в какой мере они оправдывают ожидания окружающих. А вступающим в брак подобные знания необходимы. Какова роль жены? В чем заключается роль мужа?

Каждый человек создает семью, имея заранее сложившиеся взгляды о роли мужа и жены. Мы все знаем, что деторождение — функция женщины, а не мужчины. А из чего складываются другие крепко укоренившиеся представления? Они формируются в основном из впечатлений детства в результате осмысленного анализа или интуитивно. Наблюдая за родителями, мы делаем соответствующие выводы о роли мужчины и о роли женщины. Если сделанные в детстве выводы обоих супругов совпадают, то у них все складывается хорошо. А если нет, то неизбежно возникают трения. Думаю, что семьи, в которой взгляды обоих супругов на распределение обязанностей совпадают полностью, просто не существует. Но нелишне разобраться в данном вопросе, чтобы все же представлять себе, чего от вас ждут близкие. Сядьте и обсудите вместе с мужем (женой) или с человеком, с которым решили вступить в брак, все те обязанности, которые выполняют ваши родители. Один душепопечитель сказал молодому мужу: «Представьте, что ваша мама вышла замуж за своего отца или ваш отец женился на матери». Фактически, именно так и происходит в браке, по крайней мере с точки зрения предполагаемого распределения обязанностей.

Приведу в пример ситуацию в моей семье. Мой отец женился на своей секретарше. Еще до замужества моя мама аккуратнейшим образом наводила порядок во всех делах отца. Это продолжилось и после свадьбы. В результате я без конца слышу от своей жены: «Тебе нужна не жена, а секретарша». Когда отец уезжал в командировку, мама собирала ему вещи, следила, чтобы он взял с собой все необходимое. А вот отец Весты женился не на секретарше. Собираясь в командировки, он сам укладывал чемоданы. Его это устраивало. Он точно знал, что ему потребуется в командировке, и сам отвечал за то, чтобы в чемодане лежало все необходимое.

Догадайтесь, что произошло, когда после женитьбы я в первый раз стал собираться в командировку. Я попросил Весту уложить мой чемодан. И что она ответила? «Укладывай свой чемодан сам. Ты что — малое дитя? Или я у тебя в прислугах?» Вот так! Я тогда подумал: «Люби меня жена так же, как мама любила отца, она бы посчитала за счастье укладывать мои вещи». А Веста подумала: «Люби меня муж так же, как отец любил маму, он бы не стал перекладывать на мои плечи заботу о своих вещах». Задумайся мы заранее о принципе распределении обязанностей в домах своих родителей, многих будущих конфликтов удалось бы избежать.

 

Распределение обязанностей с библейской точки зрения

Новый Завет не содержит подробного перечня обязанностей мужа и обязанностей жены. Нет его и в свидетельстве о браке. Распределение обязанностей осуществляется непосредственно каждой супружеской парой. Брак был определен и учрежден Самим Богом и, конечно же, Господь в Своих заповедях регламентирует его основные положения. Но Он не говорит о том, кто должен выносить мусор, а кто паковать чемоданы. Однако Бог не отмалчивается по поводу роли и ответственности каждого супруга. В Новом Завете перечислены главные принципы, лежащие в основе семейной жизни.

Самые прямые указания по распределению ролей и обязанностей в семье мы находим у Павла в Послании к Ефесянам. В главе 5 четко определено, за что отвечает муж и за что жена:

«...повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится (своего) мужа» (стихи 21-33).

Прежде чем приступить к анализу отрывка, вызывающего наибольшие споры, давайте придадим ему структурную законченность. Павел начинает главу со слов:

«Итак подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Ефесянам 5:1-2).

Павел сразу же объясняет, что значит подражать Богу. Тем самым он еще раз напоминает об ответственности, возложенной на человека в момент сотворения. Мы сотворены по образу и подобию Божьему, значит, ответственны за то, чтобы воспроизводить и отражать (как в зеркале) Божью сущность. В главе 5 подробно описывается, что это означает. Павел не ставит своей целью подробнейшим образом объяснять нам, как следует соблюдать все обычаи и традиции его времени — первого века от Рождества Христова. Но он дает точные инструкции, как христианин должен отражать Божью сущность в соответствии с духом той эпохи.

Основной смысл этого понятия заключен в короткой фразе: «Живите в любви, как и Христос возлюбил нас». Далее объясняется, что значит жить в любви. Выступая с призывом жить в любви, апостол сразу рассказывает нам, что под этим подразумевается. Куда бы мы пришли, выясняя это самостоятельно? К идеям Элмера Гэнтри, который говорит: «Любовь — утренняя и вечерняя звезда, вдохновение философов...»? Или к взглядам Эрика Сигала, считающего, что «Любовь — это когда тебе не приходится ни за что извиняться»? А ведь Новый Завет призывает нас просить прощения даже тогда, когда мы не виноваты. А почему бы нам не обратиться за разъяснениями к Богу, Который не позволил любви остаться абстрактным и неопределенным понятием? В главе 5 Павел подробнейшим образом описывает, что такое любовь. Она предполагает повиновение и ответственность. Высший образец такой любви, «мерило» любви — Христос. И мы должны понимать свою ответственность в более широком смысле — как необходимость подражать Богу и жить в любви.

Давайте еще раз не спеша прочитаем выбранный отрывок из Послания к Ефесянам:

«Повинуясь друг другу в страхе Божием» (стих 21).

Стих касается не только отношений в браке, о которых мы поговорим позже. Это своего рода инструкция по выполнению целого ряда указаний, относящихся к самым разным сферам нашей жизни. Павел разъясняет структуру отношений в браке, в семье (дети и родители) и в доме (слуги и хозяева). Смысл его высказывания прост: мир устроен так, что все мы занимаем либо главенствующее, либо подчиненное положение. Люди занимают главенствующее положение над животными; родители — над детьми; городские власти — над горожанами. Но никому в этом мире не дана безграничная и абсолютная власть — только Христу. Он главнее любой земной власти в силу Своего статуса Царя царей и Господа господствующих. Данный стих как раз и учит: подражать Богу и жить в любви означает повиноваться главе.

Это повиновение происходит «в страхе Божием», т.е. вся власть принадлежит Христу. Если мы не подчиняемся низшим властям, то оказываемся виновными в неподчинении Христу. Невозможно служить царю и почитать его власть, но восставать против назначенных им правителей. Говорить, что чтишь Царство Божие, и не подчиняться структуре Божьей власти — значит быть виновным не только в лицемерии, но и во вселенской измене. Повиноваться в страхе Божием, как чада возлюбленные, — значит испытывать не тот раболепный страх, который присущ пленнику перед захватчиком, а тот сыновний страх, который испытывает сын перед отцом, — страх, не побуждающий причинять боль тому, кого любишь. Эхом раздается призыв Христа: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15).

 

Роль женщины в браке

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Ефесянам 5:22).

Это, без всякого сомнения, один из самых непопулярных стихов Библии, мишень для огромного числа нападок. За эти слова апостол Павел был назван «мужским шовинистом», «сторонником дискриминации женщин» и «противником движения феминисток». Стих не пользуется успехом среди борцов за свободу женщин. Однако выслушайте Павла, прежде чем отвергать его идеи. У него и в мыслях нет навязывать принципы мужского превосходства или выступать с резкой обличительной речью, дискредитирующей женщин. Унижение или эксплуатация женщин не имеют никакого отношения к служению Павла. Он пишет о том, что значит подражать Богу и сохранять любовь в браке.

Когда Павел призывает жену повиноваться мужу, его аргументами становятся сами принципы сотворения мира. Он не ссылается на статус женщины первого века, не пытается увековечить идею о более низком положении женщины, господствовавшую в извращенном обществе Древней Греции или Древнего Рима. Он говорит о роли женщины, установленной при сотворении мира, утвержденной Ветхим Заветом и подтвержденной Новым Заветом. Видеть в учении Павла лишь отражение взглядов его эпохи — значит извращать слова апостола. При сотворении мира женщина не была поставлена в рабскую зависимость от тирана. Отношение ее к мужчине было подобно подчинению королевы королю. При сотворении мира Адаму и Еве дали власть над всей землей. Как монаршие наместники

Бога, они вдвоем правили миром. Мы читаем в книге Бытия:

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (1:28).

Ева была сотворена для участи королевы, а не рабыни. Ее роль — быть спутницей мужа в жизни. В повествовании о сотворении мира рефреном проходит Божье благословение: Бог созидает и говорит, «что это хорошо». Но вот слышится недовольство Бога: Он вдруг видит, что что-то нехорошо. Первое негативное высказывание Бога на страницах Священного Писания — осуждение одиночества. Бог констатирует: «Не хорошо быть человеку одному». И исправляет ситуацию, говоря: «Сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18). Итак, Бог создает женщину и приводит ее к Адаму. Что же сказал Адам? «О, моя рабыня!

Как раз то, чего я хотел» или «Благодарю Тебя, Бог, за эту вещь, которой я буду пользоваться в свое удовольствие»? Ничего подобного. Адам пришел в восторг от этого нового полного жизни создания и воскликнул:

«Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа» (Бытие 2:23).

Что значит быть «костью от костей и плотью от плоти»? С помощью этого образного и одновременно очень конкретного выражения иудейский автор передал смысл понятия подлинного единства. Мужчина и женщина едины по сути. Адам и Ева равны в достоинстве, ценности и славе. При абсолютном единстве не может быть более высокого и более низкого положения. Мужчина и женщина равны во всем, кроме одного — власти. Два разных задания даны людям одинаковой ценности и достоинства. И в структуре семьи для них определены разные должности.

высшим примером полного единства может стать классическое представление о Святой Троице. Когда христиане исповедуют веру в Троицу, они обычно используют следующую формулировку: «Троица едина по сути, но Ее составляют три лица». Три ипостаси Троицы равны в славе, значении, силе, святости, всемогуществе, всеведении и т.д. Сын — не менее божествен, чем Отец. Все они являются совершенным Богом, предвечным и единосущным. Эту мысль можно развивать дальше, но смысл ее ясен. Однако для искупления людских грехов единая сущность разделилась по уровням подчиненности. «Структурные уровни» искупления нужны для осуществления замысла Божьего. В соответствии с данной структурой в Святой Троице введено разделение труда. Отец посылает Сына искупить мир, а не Сын посылает Отца. Дух Святой посылается и Отцом, и Сыном, будучи равным и Отцу, и Сыну. Мы видим, что понятие подчиненности не предполагает чьего-то более низкого положения. Крайне существенным является тот факт, что Христос с готовностью подчиняется Отцу, не произнося ни слова протеста. С такой же готовностью и мы должны подчиняться высшей власти.

Когда Новый Завет призывает жен повиноваться своим мужьям, в этом нет и намека на более низкое положение женщины. Никто о таком положении не заявлял и даже не подразумевал его. Если мысль Священного Писания искажена, то только чьим-то извращенным умом. Автор призывает всего лишь к распределению обязанностей в структуре семьи. Руководящая роль отводится мужчине, а не женщине.

В движении за освобождение женщины мы видим массовый протест против мужского превосходства. Женщины требуют восстановления своего утраченного достоинства. Почему же они его утратили? Потому что Бог создал Адама раньше, чем женщину? Потому что Моисей пренебрежительно относился к женщинам? Или потому что Павел был сторонником дискриминации женщин? Конечно, нет. Утрата женского достоинства произошла, когда греховное мужское высокомерие создало миф, будто большая власть подразумевает и большее достоинство. Мужчины пришли к необоснованному выводу: если Бог поставил их во главе семьи, значит, Он счел, что они существенно лучше — по уму, сообразительности, по чему-то другому, что мужчины несправедливо приписали себе.

К сожалению, многие женщины, протестуя против утраты своего достоинства и стремясь улучшить свое положение, поверили распространяемой мужчинами лжи. Они попались в ловушку: решили, что есть только один способ вернуть утраченное достоинство — свергнуть власть мужчин и установить свою. Лишить мужа руководящего положения — для многих это единственно возможное решение проблемы. Случись так, подлинно благородные и справедливые замыслы женского освободительного движения приведут к народному восстанию, которое сделает положение женщин еще хуже, чем сейчас. Когда существует злоупотребление правильными принципами или нормами поведения, всегда находится личность, пытающаяся низвергнуть и сам принцип или норму поведения: «вместе с водой выплескивается и ребенок».

Менее воинственно настроенные активистки движения говорят, что их не привлекает идея замены мужского верховенства на женское — смена одних тиранов на других. Они хотят равенства, а не мести. У этих сторонниц умеренного крыла популярен другой миф — о браке на равных началах.

Я называю идею о браке на равных началах мифом, потому что она не соответствует реальности. Нет на свете человека, состоящего в браке на равных началах. Таких браков не бывает. Попробуйте представить семью, в которой муж и жена имеют абсолютно равные полномочия. Что будет, если у них окажутся разные взгляды на основополагающие вопросы жизни семьи? Предположим, их дочь или сын хочет пойти на танцы. Никаких указаний свыше по данному вопросу нет. Бог не повелевает, но и не запрещает ходить на танцы. Мирские власти также оставляют это на ваше усмотрение. Допустим, муж убежден в том, что ребенку не следует ходить на танцы, а жена считает, что следует. Кто решит спор? Некоторые предлагают заранее заключить договор о том, что решение подобных вопросов в отношении сына будет принимать отец, а в отношении дочери — мать. Можно также договориться, что все вопросы повседневной жизни будут находиться в ведении жены, а вопросы экономической политики семьи — в ведении мужа. Это было бы здорово, если бы хоть кому-то удалось провести четкую разделительную линию между бытовыми и экономическими вопросами. Увы, это не удается никому. Еще можно решить проблему, заранее согласившись выполнить любое решение арбитражного суда, если ситуация окажется безвыходной. Но даже если решение принято, проблема остается, ведь каждая сторона вполне может его саботировать.

Когда люди соглашаются вступить в брак на равных началах, события развиваются по одному из двух сценариев. Брак сводится к тупому следованию правилам либо превращается в вечную борьбу за «контрольный пакет акций», обеспечивающий право на руководство. В реальности брак с равным распределением полномочий — это семья без главы. Поделенная пополам власть — не что иное, как безвластие. Таким образом, брак на равных началах, на первый взгляд кажущийся таким привлекательным, при ближайшем рассмотрении оказывается смягченным вариантом супружеской анархии.

Как жене следует повиноваться мужу? Согласно указаниям Павла, так же, «как Господу». Это понятие многоаспектное. Прежде всего давайте обратимся к сравнению, которое Павел проводит между браком и отношениями Христа со Своей Церковью. Жене следует подчиняться мужу так же, как Церковь подчиняется Христу. Муж фактически назначается повелителем дома. Он облекается властью Христа. Повиновение мужу, «как Господу», надо понимать так: подчиняясь власти мужа, жена тем самым подчиняется власти Христа.

Для здоровой семьи жизненно необходимо, чтобы муж был главой дома. Большинство женщин прекрасно это осознают. Я ни разу не встречал женщины, говорившей, что хочет выйти замуж за человека, которым она могла бы руководить. Как правило, женщины хотят, чтобы руководство осуществлялось мужьями, но чтобы при этом не допускалось никакой тирании. Как вы думаете, пришлось бы христианке столкнуться хоть с какими-то трудностями, выйди она замуж за Христа? А ведь ни один муж не является Христом. Подчиняться кому-то меньшему, чем Христос, — вот в-чем трудность брака. И все же именно Христос призывает женщин подчиняться своим греховным, склонным ошибаться мужьям. В этом смысле Христос — безмолвный участник брака. Жене трудно подчиняться, если она не согласна с мужем. Но если она знает, что ее подчинение мужу — акт повиновения почитаемому ею Христу, подчиняться гораздо легче.

А если мужчина не желает брать руководство на себя, отказывается становиться главой дома, перекладывая ответственность за принятие решений на плечи жены? Если мужчина видит в жене мать, а не жену? Это очень серьезная проблема. Тогда женщине приходится заполнять вакуум и брать всю полноту власти в свои руки, даже если она не горит желанием руководить. Это не лучшее решение проблемы. Женщина может употреблять все свое умение и силу убеждения на то, чтобы помогать мужчине выполнять его обязанности, но она не должна возлагать на себя не свойственные ей полномочия.

Недавно я столкнулся с подобной проблемой в несколько иной ситуации. Один мальчик-подросток сказал мне, что он — христианин, но оба его родителя отвергают христианскую веру. Он спросил меня: «Разве Библия не учит тому, что отец должен быть духовным лидером в доме и выполнять функции «священнослужителя» своей семьи?». Я ответил утвердительно. Тогда мальчик задал такой вопрос: «Если отец отказывается выполнять эту обязанность, разве не я должен осуществлять духовное руководство в доме?». И я сказал: «Нет, не ты. Бог призвал тебя быть сыном-христианином, а не отцом-христианином». Если отец пренебрегает своим долгом, это не означает, что его роль должен брать на себя мальчик. Я сказал ребенку, что самый лучший способ свидетельствовать о Христе в такой ситуации — быть примерным христианским сыном, изо всех сил стараясь повиноваться своими родителям. Тот же принцип применим и к женщинам, чьи мужья не выполняют свои обязанности.

Павел дополняет аналогию между Христом и Церковью следующими словами:

«Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефесянам 5:23).

В данном стихе аналогия с властью еще сильнее. Церковь не делит власть со Христом на равных началах. Христос управляет не на основании референдума. Церковь не обладает правом вето или правом импичмента. Церковь — не демократия, а царство. Так и дом. Как Христос имеет неограниченную власть над Церковью, так и муж имеет неограниченную власть над женой. Однако это не означает, что муж не должен прислушиваться к требованиям или просьбам жены. Снова крайне важной оказывается аналогия со Христом. Христос слышит жалобы Своих людей. Он радуется, когда они обращаются к Нему с просьбами, когда высказывают свои пожелания. От Церкви не требуется идти на пять шагов позади своего Жениха и быть пустым местом при Нем. Не требуется этого И от жены.

Может ли жена выказывать неповиновение мужу? Библейский ответ вполне очевиден. Бывают случаи, когда жена не только может, но и должна не повиноваться. Муж — не единственная в жизни жены власть. Она еще подчиняется власти Бога и власти государства. А если между властями возникнет конфликт? Ясно, что следует подчиняться высшей из них. Самый простой пример: жена должна не подчиняться мужу, который требует от нее того, что запрещает Бог, или запрещает ей то, чего требует Бог. (Тот же принцип применяется, когда послушание руководству государства входит в противоречие с послушанием Богу.) Например: если муж принуждает жену убить, украсть или совершить прелюбодеяние, ее нравственный долг — не повиноваться мужу. И, наоборот, если муж запрещает жене ходить по воскресеньям в церковь, то она все равно должна ходить, ибо Бог призывает ее собираться вместе с другими праведниками для Его прославления.

Не всегда легко применять этот принцип на практике. А надо ли посещать общественные мероприятия церкви? Велит ли это Бог? А если запрет мужа вас сильно расстраивает и подавляет? А требует ли от вас Бог не расстраиваться? Повелевает ли Он вам не терять присутствия духа? Здесь-то подражание Христу и затрагивает самую суть роли женщины. Подражать Христу в повиновении — значит реально испытывать унижения и страдания Христа. Бывают моменты, когда жена может не слушаться мужа, но она обязана отдавать себе полный отчет в том, что проявляет неповиновение ради послушания Богу. Легко развить ложную духовность, исказить заповеди Божьи, придумав для этого возвышенные отговорки, за которыми стоит единственное желание — не повиноваться мужу. Будьте осторожны: люди часто грешат во имя кажущейся свободы.

 

Роль мужчины в браке

Если вам кажется, что повиноваться мужу — слишком тяжелая задача для женщины, то насколько же тяжелее груз ответственности, возлагаемый на мужчину! Мужчина не только обязан любить свою жену (что по нашим земным меркам довольно легко), но обязан любить ее так, как Христос возлюбил Церковь.

«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Ефесянам 5:25).

На первый взгляд кажется, что апостол дает какой-то наивный совет. Представьте: мужчина делится с душепопечителем тем, что не любит жену. Он говорит, что больше не может ее выносить. Она стала некрасивой, неряшливой, постоянно ворчит. А душепопечитель говорит этому мужчине: «Все, что вам нужно для спасения брака, — полюбить свою жену». Ну и совет! И что же муж должен сделать? Нажать на кнопку и — готово: он снова влюблен? Конечно, нет. В том понятии, в котором любовь используется в нашем обществе, невозможно дать ей жизнь усилием воли. Я не могу принять решение полюбить. Когда мы говорим о любви, мы обычно говорим о ней в пассивной форме: «Я влюбился» или «Мое сердце пронзила стрела». Любовь с мирской точки зрения — это то, что происходит со мной, а не то, что я могу сотворить сам, как по волшебству, закрыв глаза, сделав глубокий вдох и приняв решение.

В Новом Завете чаше встречается глагол «любить», а не имя существительное «любовь». Любовь скорее действие, чем чувство. Призыв любить — не столько призыв к определенному эмоциональному состоянию, сколько к качеству действия. Говоря «Любите своих жен», Павел подразумевает: «Будьте любящими по отношению к своим женам — относитесь к ним, как к любимым». Делайте такие вещи, которые делают только по-настоящему любящие люди. Если муж не испытывает романтических чувств к жене, это не означает, что он не умеет любить. На самом деле, испытывая романтические чувства, любить легче, но они не являются необходимой предпосылкой для выполнения библейского наказа.

Как должны мужья любить своих жен? Сколько любви требуется от мужчины? Павел велел любить так, как Христос возлюбил Церковь. Как сильно Христос любит Свою Церковь? Обратите внимание: Павел добавляет, что Христос «предал Себя за нее». Любовь Христа к Церкви — любовь жертвенная. Подумайте об истинном смысле Христовой жертвы ради Церкви. Он отдал все, что имел, включая жизнь, ради Своей невесты. Он отказался от всего. Сколько Он вытерпел ради Своей Церкви? Как часто Он сталкивался с отчуждением и неповиновением? Возникает ли у мужа и жены хоть одна проблема, которой не было у Христа и Его Церкви? Несмотря ни на что, Он продолжает любить ее. Если жена отказывается повиноваться, должен ли муж продолжать ее любить? Любит ли все еще Христос Церковь? Если один из супругов отказывается нести груз ответственности, не исполняет свои обязанности, это не освобождает другого от исполнения своих. Бог же не говорит: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, когда они вас любят» или «Мужья, любите своих жен, когда они вам повинуются». При сложении неправильных слагаемых не получается правильной суммы. Возмездие не прославляет Христа.

Одна из важнейших составляющих аналогии между отношениями Христа и Церкви и отношениями мужа и жены — особая важность, придаваемая жене. Интерес Христа к Своей невесте никогда не был случайным, она не была для Него чем-то второстепенным. Он придавал ей большое значение. Только представьте себе круг обязанностей Христа — Царя вселенной. Он не является бездействующим царем, лишь номинально носящим Свой титул. У Него полно дел. Его обязанность — обеспечивать жизнедеятельность целого мироздания. Он должен следить, чтобы каждый день вставало солнце, чтобы звезды не сбивались со своего курса, чтобы на Земле появлялись и исчезали государства и чтобы поддерживался порядок во многих других вещах. Но и при таком плотном графике Он находит время для невесты. Если бы существовал муж, обладающий правом пренебрежительно относиться к жене, то это был бы Христос. Но Он никогда не перепоручает второстепенным ангелам небесной бюрократии рассматривать прошения Церкви. Христос Сам ежедневно решает вопросы Своих людей. Он никогда не «отсутствует по делам» и не бывает «слишком занят» для Своей невесты. Он отдает Себя без остатка. Какая женщина отказалась бы покориться такой любви?

Когда свадьба уже позади, женатому мужчине ничего не стоит начать относиться к жене, как к чему-то малозначащему. А до свадьбы он тратит массу энергии, добиваясь и завоевывая ее. Он ухаживает за девушкой с рвением и усердием олимпийского чемпиона. Он уделяет ей все свое внимание, он предан ей без остатка. Но вот свадьба сыграна, и наш чемпион переключает свои усилия на достижение новых целей. Он считает, что романтический аспект жизни у него под контролем и теперь можно брать новые высоты. Он проводит с женой все меньше и меньше времени, уделяет ей все меньше и меньше внимания. А женщина, привыкшая к ухаживаниям, вступает в брачные отношения, ожидая, что ухаживания продолжатся. Со временем она замечает, что делает для мужа намного больше, чем раньше, а он для нее меньше. Теперь она стирает его одежду, готовит ему еду, стелит ему постель, убирает его дом — даже, возможно, собирает ему чемоданы. Он же становится менее нежным (хотя, вероятно, более чувственным), меньше времени проводит с ней вне дома и уделяет ей гораздо меньше внимания.

Если пустить все на самотек, то не за горами и любовная связь на стороне. Любовная связь, муссируемая в романах и представляемая в романтическом свете в голливудских фильмах и телесериалах, превратилась в массовую эпидемию. Как-то я был душепопечителем одновременно у шестнадцати пар, столкнувшихся с трудностями в семейной жизни из-за вмешательства третьей стороны. В каждом случае я задавал неверному супругу (неверной супруге) один и тот же вопрос: «Что вы нашли в этой женщине (этом мужчине)?». Ответ был практически один и тот же: «С ним я почувствовала себя женщиной» или «Она заставила меня снова почувствовать себя мужчиной». Очень легко дать женщине возможность почувствовать себя женщиной в пору свиданий и крайне нелегко — в семейной жизни. Это просто нельзя сделать, если считать, что жена — «дело второстепенной важности». Когда Павел говорит, что муж должен предать себя за жену, как Христос предал Себя за церковь, он затрагивает самую сущность брака.

Есть мужчины, которым особенно свойственно пренебрежительное отношение к жене. Мужчины, занимающиеся общественной деятельностью, легко обманываются, думая, что их работа важнее, чем жена. Особую осмотрительность в данном вопросе должны проявлять священнослужители и врачи, так как в любое время суток они могут покинуть дом из-за вызова больного или прихожанина.

Ничто не может заменить жене ежедневного внимания и заботы мужа. Но великим благом при длительной семейной жизни является ежегодный совместный отпуск. Мы с Вестой не отдыхали лет десять и наконец получили возможность съездить отдохнуть на недельку. После этой поездки мы решили каждый год обязательно устраивать себе такой же «медовый месяц». Мы уезжаем куда-нибудь без детей и все свое внимание уделяем только друг другу. Я спрашивал у многих пар, отдыхают ли они подобным образом, и слышал отрицательный ответ. Люди обычно отвечали: «Мы не можем себе этого позволить». Но у этих людей было по две машины, цветной телевизор и т.д. Я бы хотел иметь две машины, но я не могу позволить себе и их, и отпуск. Мы с Вестой придаем такое большое значение нашим «медовым месяцам», что считаем связанные с ними расходы необходимостью, а не роскошью.

Дополняя аналогию между Христом и Церковью, Павел обращает наше внимание на цель самопожертвования Христа:

«...Чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Ефесянам 5:26-27).

Цель Христа — представить Себе «славную» невесту. Почему Он хочет сделать это? Христос обладает врожденной славой — славой единственного Божьего Сына. Он определенно не нуждается в еще большей славе. У Церкви же нет врожденной славы. Вся слава Церкви приобретенная. Она получает ее исключительно от Христа. Христос не нуждается в Церкви, но страстно заботится о том, чтобы Его невеста обладала всей полнотой славы.

Говоря о славе церкви, Новый Завет говорит о ее величии. По аналогии муж призван отдать всего себя, чтобы представить свою жену во всей полноте величия. Когда он использует свою власть, чтобы унизить достоинство жены, он становится полной противоположностью Христа. Он отражает не Христа, а Антихриста.

После свадьбы самое большое влияние на развитие личности и характера жены оказывает муж. Когда ко мне приходит мужчина и начинает жаловаться, что за время совместной жизни жена сильно изменилась, я спрашиваю: «Как вы думаете, кто изменил ее?». В каком-то смысле, свою жену муж создает сам. Если у него жена — монстр, может быть, ему следует покопаться в себе.

В обсуждаемом нами отрывке из Послания к Ефесянам четко сказано, что муж призван быть священником в своем доме. Мужчина отвечает за духовное состояние жены. Ее освящение — это его дело. По всей вероятности, нет другой задачи, к которой современные мужчины относятся с большим пренебрежением, чем к этой. Христианская церковь Америки становится «женской» организацией. Посмотрите на пришедших в вашу церковь в воскресное утро и посчитайте, на сколько женщин больше, чем мужчин. На мои занятия ходят одни женщины, а их мужья проводят воскресное утро в постели или за игрой в гольф. Жены растут духовно, а мужья стремятся стать участниками отборочных соревнований. Я часто слышу от мужчин, что их жены «пристают» к ним с просьбами почаще ходить в церковь. Мужчине следует знать о Боге больше, чем жене, и уж тем более больше, чем детям. Он должен быть первым учителем жены, самым наглядным примером для нее. Это обязанность, вызывающая благоговейный трепет, почетная обязанность каждого мужчины. Быть священником — не дополнительная, а основная роль мужчины.

Смысл стремления Христа освятить Церковь — изменить Свою жену. Вот и муж призывается к тому, чтобы изменить свою жену. Но это изменение должно не разрушать ее личность, а состоять в стремлении как можно больше соответствовать образу Христа. Мы обязаны стараться представить своих жен Христу святыми и непорочными, без пятна и порока!

Дальше Павел говорит:

«Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Ефесянам 5:28-30).

Насколько сильно вы любите свое тело? Сколько времени вы тратите на то, чтобы сделать его красивым, чтобы оно хорошо себя чувствовало? Через что мы только ни проходим ради своего тела! Прямо сейчас, когда я пишу эти строки, я из кожи вон лезу ради красоты своего тела: пытаюсь похудеть на десять килограммов с помощью «Революционной диеты доктора Аткинса». Я стараюсь изо всех сил, и килограммы постепенно сбрасываются. Но для любителя калорийной пищи эта диета — как кость в горле. Я бы отдал полцарства за кусок хлеба или жареную картошку!

Что вы делаете, когда ваше тело подвергается нападкам? Лично я в случае угрозы занимаю оборонительную позицию. Меня немного удивляет, но больше раздражает, когда кто-то обрушивается на меня со словесными нападками, и, стоит мне что-то ответить, этот человек произносит: «Ну вот, сразу обороняться!». Это все равно, что Гитлер, мобилизуя бронетанковые дивизии для начала молниеносной войны, говорил бы главе Польского государства: «Ну вот, сразу обороняться!». Мысль апостола ясна. Мужья призваны любить своих жен, как свои тела. Разве под этим не подразумевается, что муж сделает все, что в его силах, чтобы защитить свою жену, оградив ее от всякой угрозы? Он должен быть рыцарем в сверкающих доспехах, охраняющим ее тело, разум и душу.

И, наконец, муж призван «питать и греть» свою жену, другими словами, высоко ценить ее. Привлекают ли ваше внимание прелести других женщин или вы рассматриваете их как угрозу своему браку, которым дорожите?

Я начал свою преподавательскую деятельность в возрасте двадцати шести лет. Быть профессором университета и читать лекции девушкам, которые всего на несколько лет моложе тебя, опасное занятие. Многие женщины находят особую притягательность в том, чтобы обратить на себя внимание преподавателя-мужчины, особенно молодого. Некоторые считают делом женской чести попытаться его обольстить. Помню одну такую девицу, соблазнявшую меня разными способами — и одеждой, и поведением. После экзамена она подошла к моему столу, ткнула пальцем в свои лекции и преувеличенно страстно произнесла: «Господин Спраул, мне мало одних слов, чтобы выразить себя». Я покраснел и пробормотал: «К сожалению, слова — единственное, что допускается на экзамене». Мне льстило такое внимание, оно тешило мое самолюбие, но тем не менее я отдавал себе отчет: если я и дальше буду потворствовать своему самолюбию, то моя семейная жизнь окажется под угрозой. Произойди такое сейчас, внутри меня загудела бы защитная сирена, и я почувствовал бы себя скорее оскорбленным, чем польщенным: браку, которым я так дорожу, угрожает опасность.

Помню, как я зачитывал результаты опроса, проведенного среди супружеских пар. Им был задан следующий вопрос: «Если бы можно было все начать сначала, связали бы вы жизнь со своим теперешним супругом (супругой)?» Ответы были ошеломляющими. Большинство ответило «Нет». Насколько же высоко они ценили своих спутников (спутниц) жизни?

Однажды я задал себе тот же вопрос с небольшим добавлением: «Если бы у меня была возможность жениться на любой женщине мира, кого я хотел бы видеть своей женой?». Ответ прозвучал мгновенно без всяких колебаний: «Весту». Какое захватывающее ощущение знать, что я могу откровенно ответить именно так. Моя жена подчиняется моей власти, но она не рабыня. У нее вздорный характер и кипучая энергия, она — женщина до самых кончиков ногтей. Веста — моя спутница жизни, и я не променял бы ее ни на какую другую. Она знает, что я дорожу ею.

А какую роль в своем браке играете вы? Подражаете ли вы Богу? Живете ли в любви? Если да, то у вас счастливый брак.

 

Вопросы для обсуждения

1. Каким образом распределяются ваши домашние обязанности?

2. Как распределялись обязанности ваших родителей?

3. Подконтрольны ли власти Христа ваши обязанности?

4. Означает ли подчинение унижение?

5. Кто такой «спутник жизни»?

6. Хотите ли вы иметь брак на равных началах?

7. Хотите ли вы, чтобы в вашем доме было мужское «руководство»? Оно уже есть?

8. Когда жена может не подчиняться мужу?

9. В чем разница между библейской и голливудской любовью?

10. Что для мужа означает «предать себя» ради жены?

11. Почему люди заводят внебрачные романы?

12. Что дает вам возможность чувствовать себя мужчиной (женщиной)?

13. Как часто вы вдвоем ездите в отпуск? Могли бы вы ездить чаще?

14. Кто духовный лидер в вашем доме?

15. Что означает «питать и греть» супругу?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.