03.12.2015

Уэс Брейденхоф

Реформатское богослужение

Скачать в других форматах:

 

Часто можно услышать, что вся наша жизнь – это поклонение Богу, и в целом это справедливо. У нас не возникает сомнений: мы искуплены, чтобы вся наша жизнь стала служением Богу, и что это служение намного больше и шире, чем то, что происходит на протяжении двух-трех часов в воскресенье. Тем не менее, когда Божий народ собирается для совместного богослужения, происходит нечто особенное. С одной стороны, Бог особым, уникальным образом пребывает среди верующих, собравшихся для поклонения (Матфея 18:20). Как во времена Ветхого Завета Бог особенным образом присутствовал в Святая Святых, так же и сегодня Он присутствует тем же особенным образом, когда Божий народ собирается для церковного поклонения (1 Коринфянам 5:4). Это означает, что совместное церковное богослужение имеет уникальный характер, совершенно отличающийся от ежедневного служения, которое верующие совершают перед Богом.

В этой серии статей мне хотелось бы рассмотреть наше реформатское богослужение в силу его уникальности и особой важности. Нам следует знать, почему мы поступаем тем или иным образом, когда собираемся вместе в воскресный день. Является ли это просто переданной нам традицией, или же наша практика имеет библейское обоснование? Когда мы видим, что в церквях других деноминаций это делается совершенно по-другому, то является ли это вопросом «стиля поклонения» или же на карту поставлено нечто большее? В этой первой статье мы начнем с изложения двух основных принципов, определяющих форму реформатского поклонения.

 

Регулятивный принцип

Данный принцип лаконично изложен в Гейдельбергском катехизисе, В/О 96, где говорится о том, чего требует Бог во Второй Заповеди: «Чтобы мы никаким образом не изображали Господа и не поклонялись Ему никоим иным способом, кроме того, который Он заповедал в Слове Своем». Другими словами, когда речь заходит о совместном церковном богослужении народа Божия, только Слово Божье может определять, что является поклонением. Мы не вправе ни добавлять, ни отнимать от Слова Божия. Бельгийское исповедание веры, когда говорит о Библии, делает особое ударение на взаимосвязи между достаточностью Писания и поклонением народа Божия: «так как образ поклонения, который Бог требует от нас, целиком и подробно описан в оном, то является незаконным кому бы то ни было, даже Апостолу, учить иначе, нежели научает нас Святое Писание» (Арт. 7).

Этот принцип известен как регулятивный принцип поклонения (RPW – от англ. Regulative Principle of Worship), хотя он также мог бы быть назван реформатским или библейским принципом поклонения. Данный принцип стал одним из основных, который разделил реформатов не только с римо-католиками, но также и с лютеранами. Римо-католики верили: церковь свободна добавлять или убавлять что-либо из того, что заповедано Писанием относительно поклонения. Лютеране верили, что если установленная практика поклонения Писанием не запрещается, то она разрешена. Однако возражение реформатов состояло в том, что нам следует совершать поклонение Богу только тем способом, который Он Сам заповедал в Своем Слове, ничего не добавляя и не убавляя.

Один из классических отрывков, отстаивающих данный принцип, находится в книге Левит, 10:1-2. Надав и Авиуд принесли пред Яхве огонь, который не был ни заповедан, ни одобрен Его Словом. И хотя в Писании не приведены подробности произошедшего, ясно то, что они сделали попытку нечто прибавить к заповеданному Богом. В результате нисшел огонь от Яхве и уничтожил их. Один из выводов, который мы можем извлечь из данного отрывка, состоит в том, что только такое поклонение является приемлемым и угодным Богу, которое Он Сам заповедует в Своем Слове.

Рассуждая над применением данного принципа, нам необходимо принимать во внимание два рода оговорок. Первый род оговорок связан с тем, что в Писании может по-разному предписываться определенная практика поклонения. Эта заповедь не обязательно должна иметь вид прямого повеления: делай так или так. Иногда Писание дает пример, которому нам нужно следовать. В иных же случаях мы находим или же прослеживаем определенную практику с помощью того, что в Вестминстерском исповедании веры названо «оправданными и логически обоснованными умозаключениями» (1.6). По ходу данной серии статей у нас будет возможность конкретно увидеть, как это работает.

Второй род оговорок относится к важному различию, имеющемуся между элементами и обстоятельствами поклонения. Элементы – это то, что совершается во время поклонения. Обстоятельства же – это те несущественные вещи, которые связаны с тем, что совершается во время поклонения. Так, например, стоят ли в церкви стулья или скамьи со спинкой – это обстоятельство. К обстоятельствам относятся и мелодии песнопений или решения, в какое время следует начинать утреннее богослужение – в 9:30 или в 10:00. Такие вещи (обстоятельства) определяются не заповедью Писания, а мудростью и рассудительностью на основании Писания. Регулятивный принцип поклонения применяется только к элементам поклонения, а не к обстоятельствам.

 

Принцип заветной структуры

Итак, допустим, что мы следуем регулятивному принципу и Писание приводит ряд элементов, которые должны присутствовать в нашем поклонении. Но как нам следует структурировать эти элементы? Чтобы сформулировать то, что может быть названо как «Принцип заветной структуры», мы снова обращаемся за помощью к Библии.

Каждый библейский завет имеет две стороны: это Бог и Его народ. В Ветхом Завете во время священнического служения в скинии и храме священники выступали посредниками между Яхве и народом Израиля. В определенном смысле священники были представителями Бога. В других случаях они были представителями народа. Из Послания к Евреям 8:5 мы узнаем, что их служение было «образом и тенью небесного». Другими словами, служение при скинии и при храме указывало на нечто большее: на посредническое служение Иисуса Христа.

Это означает, что библейское поклонение принимает во внимание завет, существующий между Богом и Его народом. Он присутствует во всей структуре, отражающей заветные отношения с обеих сторон. Благодаря посредническому служению Иисуса Христа мы имеем привилегию слышать то, что Бог говорит нам, и также имеем честь и возможность обращаться к Нему.

Исходя из этого принципа, мы можем двигаться далее и провести различие между заповеданными Богом элементами, выделяя те из них, в которых Бог обращается к человеку, и те, в которых человек обращается к Богу. Кроме того, мы можем расположить эти элементы в таком порядке, что они будут представлять собой различимое попеременное движение на протяжении всего богослужения. Бог говорит – человек отвечает. Вновь Бог говорит – и вновь человек отвечает. И так далее.  Таким образом, понятно, что богослужение есть не что иное, как отношения – заветные отношения между Богом и Его народом, отношения, при которых обе стороны имеют общение друг с другом.

Церковное богослужение – это одно из наиболее важных мероприятий, в которых мы участвуем в нашей жизни. Возносить славу и хвалу Богу нашего спасения должно стать одним из наивысших приоритетов для всех детей Божьих. Не меньшим приоритетом должно стать желание слышать то, что будет говорить Бог, а также свидетельствовать о том, как Бог продолжает являть Свою силу в нашей жизни, как Он преобразует нас Своим Словом и Своим Духом. Такие размышления должны побуждать нас быть еще более усердными в том, чтобы наше поклонение вне сомнения совершалось в Духе и истине.

 

 

Рекомендуемое чтение

The Beauty of Reformed Liturgy, G. VanDooren (Premier, 1980)

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.

Добавьте Ваш комментарий
400 символов максимум
Защита от спама. Введите сумму чисел: 7 плюс 5 =