12.06.2015

Сергей Накул

Зачем это членство в церкви?

Скачать в других форматах:

Важность и необходимость членства в поместной церкви на основании краткого обзора 28 артикула Бельгийского исповедания веры

Сергей Накул

«И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом».

(1Пет.2:5)

«И вы - тело Христово, а порознь – члены».

(1Кор.12:27)

«Кому Церковь не мать, тому Бог не отец»

Св. Киприан Карфагенский

В современном индивидуалистическом обществе, где так ценится и отстаивается личная свобода и независимость, часто обусловленная греховным эгоизмом и нежеланием быть кому-то, чем-то должным и обязанным, мы часто слышим следующий вопрос: «Зачем это членство в поместной церкви?».

Разве членство в поместной церкви спасает? Разве я не член невидимой, вселенской Церкви? Неужели так важно быть членом поместной церкви, если у меня Бог в душе? Зачем эта формальность с членством в поместной церкви, если у меня есть личные отношения с Иисусом?

Среди подобных вопросов, несколько необычно звучат слова из вероисповедного документа реформатской церкви, а именно, из 28 артикула Бельгийского исповедания веры.

Артикул 28.

«Обязанность каждого – присоединиться к истинной Церкви» 

Мы верим, что… святая община (то есть, Церковь) является собранием спасённых и вне её нет спасения, то никто не должен удалятся от неё, чтобы жить самому по себе, вне зависимости от своего общественного положения и веса. Но все люди обязаны соединиться с Церковью, поддерживая единство Церкви, подчиняясь учению и дисциплине оной, согнув свои шеи под игом Иисуса Христа и служа в назидание братьям и сёстрам, согласно тому дару, который, как члену единого Тела, Бог уделил ему. Чтобы более действенно соблюдать всё это, долг каждого верующего – по Слову Божьему – отдаляться от тех, кто не принадлежит Церкви, и присоединяться к этому собранию, где бы Бог ни основал его, даже если начальствующие и эдикты государей препятствуют этому и им грозит смерть или физическое наказание. Поэтому всякий, кто отделяется от Церкви или не присоединяется к ней, поступает так против установления Божьего.

 

Согласно этому артикулу, люди обязаны (!) присоединиться к истинной церкви. Почему? В Деян. 2: 41 говорится о том, что после проповеди апостола Петра, три тысячи человек покаялось, крестилось и присоединилось к Церкви. Что собой представляла эта Церковь? Некую невидимую и общую концепцию или конкретное, видимое, осязаемое собрание людей Божиих в Иерусалиме? Ответ очевиден. Эти люди присоединились к живой, видимой, поместной общине первых христиан, став частью Иерусалимской церкви. Впоследствии, многие из них отправились в свои страны и города, чтобы там организовать также поместные церкви на основании либо синагогальных собраний, существовавших в течение длительного времени во всех уголках Римской империи и соседних государств, либо создавать небольшие домашние, поместные церкви. Далее, в Деян. 2:47 говорится, что Господь прилагал спасаемых (к Церкви). Эти тексты показывают нам, что есть видимая поместная церковь, к которой присоединяются (прилагаются) спасаемые Богом люди.

Крайне интересно и важно отметить, что в Новом Завете, согласно мнению большинства исследователей, в подавляющем большинстве случаев, ударение делается на важность, значимость и деятельность именно видимой, поместной общины. Такие образы как один храм, состоящий из множества камней, или тело, состоящее из многих членов, применялись авторами посланий, прежде всего, для описания видимых поместных общин (1 Кор. 3:16-17; 1 Пет. 2:4-8).

Удивительно, то, что сравнивая поместную общину с храмом Святого Духа (единственное число), состоящим из множества камней (множественное число), то есть ее членов, апостол Павел не поддерживает популярную в наши дни идею, что каждый верующий представляет собой отдельно взятый храм Святого Духа. Для нас эти слова могут звучать несколько странно, тем не менее, Павел говорит, что есть один храм Святого Духа (единственное число), то есть, поместная община, образованный из многих камней, то есть членов поместной общины, подчеркивая, тем самым, важность и значимость единства и взаимосвязи членов этой церкви. Подобная идея выражена также и в послании апостола Петра.

 Образ тела Христова (например, Еф. 2:22, 23; 4:4б 15, 16) состоящего из взаимосвязанных друг с другом, органически, членов как описание, прежде всего, видимой поместной общины, выражает аналогичную идею единства поместной церкви, состоящей из членов. Важно отметить, что каждый из этих членов существует не автономно, имея некие прямые и непосредственные отношения с Богом, но в тесной, живой и естественной связи с другими членами, служа Богу и друг другу дарами, полученными от Него. Еще раз обращаю наше внимание на тот факт, что Новому Завету, как правило, чужда идея христианина без церкви. Если ты христианин, ты член тела Христова, ты камень храма Святого Духа, выраженной в видимой поместной общине, где верно проповедуется Слово Божье, преподаются таинства и поддерживается на надлежащем уровне церковная дисциплина согласно повелению Господа и Спасителя, Главы Церкви.

Следует отметить, что практика церковной дисциплины, также, указывает на наличие членства в поместной новозаветной церкви. Например, в 1 Кор. 5:1-12, апостол Павел отмечает, что есть внутренние, то есть, члены коринфской поместной церкви, и внешние, то есть мир. Исключение из церкви, подразумевает то, что человек ранее был включен в церковь, получив как права члена общины, так и обязанности. Будучи членом церкви, такой человек должен подчиняться учению Святого Писания в контексте общины, повинуясь верному руководству церкви.

Кроме того, возникают два вопроса, связанные с текстом из Евр. 13:17, «Повинуйтесь служителям вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно».

В таком случае, если нет членства в поместной церкви, тогда каким «служителям вашим» мы должны быть покорны? Если нет членства в поместной церкви, тогда за кого пасторы обязаны будут дать отчет, о каких душах они должны неусыпно заботиться?

Вот почему автор послания Евреям говорит, «Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам, и не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга…» (Евр.10:24, 25).

Как отдельно взятый камень не есть храм, но просто камень, как отдельно взятый орган, например, рука, не может существовать и действовать сама по себе, так и христианин, как правило, за редкими исключениями (подтверждающими общее правило) не может жить сам по себе, без принадлежности телу Христову, храму Святого Духа поместной общины.

По этой причине, исповедание веры реформатской церкви, следуя совокупности учения Писания по данному вопросу, говорит, «Так как… святая община (то есть, Церковь) является собранием спасённых и вне её нет спасения, то никто не должен удалятся от неё, чтобы жить самому по себе, вне зависимости от своего общественного положения и веса. Но все люди обязаны соединиться с Церковью, поддерживая единство Церкви, подчиняясь учению и дисциплине оной, согнув свои шеи под игом Иисуса Христа и служа в назидание братьям и сёстрам, согласно тому дару, который, как члену единого Тела, Бог уделил ему».

Повторяя высказывание ранней Церкви, выраженное в известных словах епископа Киприана Карфагенского, extra Ecclesiam nulla salus, реформатская церковь не имеет в виду, что мы спасаемся исключительно благодаря принадлежности к видимой церкви, но используя действенный риторический прием, подчеркивает важность церкви как тела Христова, как храма Святого Духа.

Вкратце, это высказывание напоминает нам, что не существует, как правило, христианской версии «одинокого рейнджера». Оно говорит нам о том, что, будучи призванными к Христу, мы призваны в Его церковь. Не просто в невидимую, вселенскую Церковь, но в ее конкретное проявление поместной общины Христа.

У Жана Кальвина есть высказывание, прекрасно описывающее данную истину, «…в настоящий момент я намереваюсь говорить о видимой Церкви. Поэтому постигнем из ее имени «Матерь», насколько значение Церкви для нас полезно и необходимо. Ибо нет другого способа войти в жизнь вечную, кроме как через нашу мать — Церковь, которая зачинает нас во чреве своем, рождает, питает своими сосцами, удерживает и хранит своим водительством, пока мы не совлечемся этой смертной плоти и не уподобимся ангелам… Следует также заметить, что вне лона Церкви нет надежды ни на прощение грехов, ни на спасение… Отцовское благоволение Бога и особое наследие духовной жизни распространяются только на паству Божью; тем самым мы предупреждены: пагубно и смертельно отделяться или отвлекаться от Церкви» («Наставление в христианской вере», IV, I, 4).

По этой причине, следуя библейскому учению, исповедание настоятельно призывает нас, «… долг каждого верующего – по Слову Божьему – отдаляться от тех, кто не принадлежит Церкви, и присоединяться к этому собранию, где бы Бог ни основал его, даже если начальствующие и эдикты государей препятствуют этому и им грозит смерть или физическое наказание. Поэтому всякий, кто отделяется от Церкви или не присоединяется к ней, поступает так против установления Божьего».

Для нас огромная честь быть детьми Божьими, членами тела Христова поместной церкви! Однако, это не только честь, не только права, но и обязательства! Обязательства, которые мы имеем, прежде всего, перед Главой Церкви, выражающиеся в наших обязательствах перед друг другом, перед членами поместной общины, служа друг другу, поддерживая друг друга, подчиняясь друг другу, назидая друг друга, совместно исполняя Великое поручение Царя Иисуса. По этой причине один из обетов, которые дают вступающие в члены общины, звучит следующим образом, «Обещаете ли вы быть полезными общине, с верностью внимать с нею Слову и принимать участие в Вечере Господней? Будете ли вы добровольно подчиняться всему христианскому увещеванию?».

Таким образом, членство в церкви подразумевает не только права, но и обязанности, обусловленные не прихотью людей, но учением Святого Писания. Это значит, что мы должны относиться к своей общине не как потребитель, который только эгоистически потребляет, но ничего не отдает, но как производитель блага, выражаемого в наших дарах и способностях во славу Бога и на пользу людям. Ведь поместная церковь не супермаркет для потребителя, где Христос, как продавец-консультант, стелется перед вами с вопросом, «Чего изволите?», но живой организм, тело Христово, храм Святого Духа!

На практике, такой человек регулярно участвует в богослужении в День Господень, и принимает действенное участие в служениях церкви. Такой человек стремится к миру и единству церкви, думая, прежде всего, не о своих эгоистических интересах, но о благе братьев и сестер. Такой человек молится за свою церковь. Такой человек поддерживает, по мере сил и возможностей, на постоянной основе, финансово церковь. Такой человек знает и использует свои духовные дары в контексте церкви. Такой человек делится Благой вестью с окружающими людьми.

Как отдельно взятый камень не есть храм, но просто камень, как отдельно взятый орган, например, рука, не может существовать и действовать сама по себе, так и христианин, как правило, за редкими исключениями (подтверждающими общее правило) не может жить сам по себе, без принадлежности телу Христову, храму Святого Духа поместной общины.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.