22.05.2015

Сергей Накул

О начертании зверя

Скачать в других форматах:



 

В Святом Писании есть множество образных выражений, которые никто из здравомыслящих людей не воспринимает буквально. Например, сравнивая себя с дверью или виноградной лозой, Господь не имел в виду, что Он представляет собой некую буквальную дверь или определенного вида виноградную лозу. Новозаветные авторы, говоря об Иисусе как Агнце Божьем или краеугольном камне, естественно, не пытались сказать, что Иисус  представляет собой буквальный краеугольный камень или буквального ягненка. Мы все прекрасно понимаем, что это образы, посредством которых авторы пытаются описать определенные черты описываемого персонажа. То есть, в случае с образом двери, подчеркивается уникальность Его личности и служения, а образ агнца указывает на Его заместительную жертву как безгрешного человека.

Тем не менее, в одних случаях мы воспринимаем образы Писания, собственно как образы, а в других, по определенным причинам, пытаемся навязать им буквальное прочтение. Особенно это касается образов представленных в библейской апокалиптической литературе, в частности, в книге Откровения.

Сосредотачивая свое внимание лишь на Новом Завете, и пренебрегая Ветхим Заветом, в котором представлены практически все образы и символы, встречающиеся в новозаветной литературе, мы, тем самым, на словах придерживаясь древнего принципа Сола Скриптура, забываем о не менее важном принципе Тота Скриптура, из которого исходит не менее важный принцип Скриптура интерпретае Скриптурае (то есть Писание истолковывает Писание) склонны к буквальному прочтению текстов, обусловленному скорее нашим социально-культурным контекстом, нежели духом Священных Писаний Ветхого и Нового Заветов.

Одним из таких примеров, распространенного и популярного среди современных христиан, может послужить толкование текста о начертании зверя на челе и на руке из книги Откровения.

И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. (Откр.13:16,17)

Согласно этому толкованию, которое стало чрезвычайно популярным, в частности  благодаря серии книг «Оставленные» Джери Дженкинса и Тима Ла Хея, и одноименным фильмам, упоминание о начертании зверя на челе и на руке представляет собой некое пророчество о чипизации населения в наши дни или в недалеком будущем. То есть, как утверждается, речь идет о внедрении некоего чипа в подкожный слой на руке или челе человека, благодаря которому люди смогут покупать и продавать, отказавшиеся, соответственно, не смогут этого делать, обрекая себя на страдания и смерть. Следует отметить, что подобные идеи не новы. Из истории Церкви мы знаем, что определенные группы христиан таким же образом относились к паспортам, к переписи населения, или идентификационному коду, усматривая в них пресловутое исполнение пророчества о начертании зверя.

Интересно отметить, что сосредотачивая внимание на образе зверя на челе и на руке, христиане зачастую не обращают внимания на другой образ, который несколько раз встречается в книге Откровения – образ верных людей Божьих на челах которых начертание или печать Бога.

Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.(Откр.7:3)

И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. (Откр.9:4)

И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых Его имя и имя Отца Его написано на челах. (Откр.14:1)

В таком случае, у нас возникает, в большей степени, риторический вопрос. Почему в одном случае, идет буквальное толкование начертания на челе или руке, а в другом, либо полное молчание, либо образное толкование принадлежности Богу.

Другими словами, в Откровении противопоставляются две группы людей – народа Божьего, у которых на челах имя Бога, и противников Бога, у которых на челах или руке, начертание зверя. С одной стороны, люди из системы ценностей Бога, с другой стороны, люди из системы ценностей мира.

Как упоминалось ранее, эти образы были представлены еще в Ветхом Завете, и затем творчески переосмыслены и выражены в калейдоскопе образов Откровения. Например, мы видим этот образ у Иезекииля,

И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак.                     А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак (Иез.9:4-6)

О каком знаке говорит Господь? О буквальном знаке? Конечно же нет! Образ знака указывает на принадлежность верному остатку народа Божьего, который не желает быть частью системы ценностей безбожного и порочного мира того времени. Поэтому, те кто не имеют этого знака на челах своих, то есть не являются частью верного остатка, обрекают себя на уничтожение, будучи частью безбожной системы.

Кроме того, еще один текст Писания из Второзакония, также проливает свет на образ начертания на челе и руке в контексте принадлежности учению Господа и верности Господу.

И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою на челе твоем, (Втор.6:8)

Речь идет о заповедях Господа, которые должны быть в разуме человека, и проявляться в его делах. То есть верность в учении и жизни. В Слове и деле.

Говорит ли Господь о буквальном знаке или повязке? Конечно же нет. Ведь в случае буквального прочтения данного текста, у нас возникнут серьезные трудности с толкованием текста о начертании на сердцах или обрезании крайней плоти сердца человека, которые, кстати, также представлены во Второзаконии и в книге Иеремии.

Итак, в свете представленных текстов из Ветхого и Нового Завета мы можем сделать вывод, что автор Откровения образно описывает две группы людей, которые существовали как до него, как в его время, так и во все времена - верный остаток, церковь Христа и безбожный мир.

Но, как быть с выражением «не смогут ни продавать, ни покупать» которое отлично можно подогнать под толкование о чипизации? Ведь казалось бы все подходит. Однако, такое толкование возможно когда мы не знаем общего контекста этого образа, представленного в пророческой литературе Ветхого Завета, особенно у упомянутого нами ранее Иезекииля. Часто безбожная система ценностей, суетность этого мира, выражающая в стремлении к власти, богатству, роскоши, и уповании на собственные силы и возможности,  представлялась в образе купцов, продающих и покупающих. Эти же образы продающих и покупающих купцов из Иезекииля, эхом отдают в книге Откровения, особенно в контексте всей 18 главы, где представлен образ торговли с безбожным Вавилоном. Купцы продают, покупают, обогащаются, будучи активными участниками системы. Этим Вавилоном является любая безбожная система ценностей в любое время, в любом народе, в любой стране. И этими купцами являются все, кто отвергают Бога словом и делом, живя не для Него и ближнего, но для своих идолов и себя.

Книга Откровения была написана, прежде всего, как послание утешения гонимой церкви, верному остатку народа Божьего, среди безбожной системы мира. Это же послание актуально для церкви во все времена.

Каждый из нас должен думать не об ожидании тотальной чипизации населения, а о том, принадлежу ли я верному остатку народа Божьего, который не прогибается под систему ценностей безбожного мира, смело отстаивает принципы Божьего царства, и плывет против течения, осознавая цену следования за Христом, или я часть безбожного мира, разделяющий ценности, безбожной системы, которая, тем не менее, будет уничтожена Богом как инородное тело, как раковая опухоль с лица земли, которую наследует верный народ Божий, на челах которых будет Его имя, и которым принадлежит Божье обетование из Откровения 22:4, И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.