20.05.2015

Сергей Накул

Богослужение реформатской церкви

Скачать в других форматах:

 

Богослужение – это не цирковое развлекательное представление, не концерт, не ток-шоу, не лекция, не погружение в некое экстатическое состояние, но прежде всего, особая встреча Бога завета с народом завета.

Всемогущий, святой, величественный, пребывающий в славе и неприступном свете Творец и Властелин вселенной, но в то же время любящий и милостивый Господь и Спаситель, особым образом встречается со своим народом, со своей церковью.

Встреча подразумевает общение. Общение Бога с церковью и церкви с Богом. Это богослужебное общение выражается, в целом, в форме диалога, первое слово в котором всегда принадлежит Богу.

Поэтому, богослужение это Бога служение нам, и Богу служение наше.

Пребывая в присутствии Бога, мы понимаем, что наше внимание должно быть сосредоточено на Нем, а не на человеке. Это понимание ведет к благоговейной и торжественной атмосфере богослужения и благоговейному отношению к Нему со стороны церкви. Основная цель и мотивация истинного поклонения – воздать славу не человеку, но Богу! Soli Deo Gloria!

В данном случае важно отметить, что говоря о служении в духе благоговения и почтительности пред Богом, мы не должны также забывать о такой значимой составляющей как общение друг с другом. Это значит, что нам следует поддерживать баланс между торжественностью богослужения и теплым, неформальным общением между христианами. Возьмем пример свадьбы в нашей культуре. Свадьба, радостное и прекрасное событие, состоит, обычно, из двух основных частей – официальной, торжественной, возвышенной (роспись во дворце бракосочетаний, или сочетание в церкви) и неофициальной, неформальной – свадебного банкета. Оба представляют собой важные составляющие свадьбы, и дополняют друг друга. То, что приемлемо и ожидаемо на одной части, неприемлемо на другой части, и наоборот. Этот же подход, на мой взгляд, должен присутствовать в богослужении. То есть, богослужение состоит из двух, условно говоря, частей – официальной, благоговейной, то, что мы называем литургией Слова, Молитв и Таинств, и неофициальной – то, что мы называем общением, вечерей Агапе. Подобная практика поможет нам поддерживать необходимый баланс между официальностью и чинностью, и теплым неофициальным общением. Поэтому после официальной части богослужения у нас продолжается общение агапе, во время которого мы пьем кофе, чай, кушаем печенье и конфеты, или подкрепляемся бутербродами и фруктами.

Кроме того, наш Бог есть Бог порядка и устройства. Служение такому Богу подразумевает и требует также определенного порядка и устройства. По этой причине апостол Павел повелевает христианам проводить богослужения «чинно и благопристойно».

Поэтому богослужению реформатской церкви присущ определенный порядок и последовательность, обусловленная учением Святого Писания, а не представлениями человека. Ведь Бог требует то поклонение, которое Он устанавливает и предписывает в Своем Святом Слове, а не то, которое устанавливает или придумывает человек.

В Святом Писании неоднократно прослеживается мысль, согласно которой поклонение Богу представляет собой чрезвычайно серьезное и ответственное служение. Бог требует неукоснительного соблюдения принципов истинного поклонения и в некоторых случаях, наглядно, показывает к каким плачевным и ужасающим для человека последствиям приводит желание человека поклоняться Богу не так как желает Бог, но как желает человек. Библейские примеры принесения чуждого огня Господу Надавом и Авиудом (Лев. 10:1-2), поклонения золотому тельцу (Исх. 32), и случай с Озой (2 Цар. 6:3-7), напоминают нам о чрезвычайной серьезности правильного подхода в поклонении Богу. Во всех упомянутых случаях, отход от предписанного Богом способа поклонения повлек за собой смерть. Данные примеры показывают, что служение святому Богу не приемлет «самодеятельности» со стороны грешного человека. Бог есть Творец и Владыка человека, который создал человека для того, чтобы он Ему поклонялся и служил.

Вестминстерский краткий катехизис отлично выражает эту мысль в первом вопросе/ответе, «Вопрос: Каково основное предназначение человека? Ответ: Основное предназначение человека прославлять Бога и радоваться Ему вечно». Это аксиома, которая не требует доказательств. Человек, созданный для поклонения и служения Богу, по определению, должен поклоняться Богу так как предписано Богом. Божье предписание относительно поклонения обусловлено не прихотью капризного божества, но святой сущностью Бога (Ис. 6), который требует к Себе соответствующего отношения и почтения. По этой причине авторы Святого Писания напоминают об одной важной истине, «Бог наш есть огнь поядающий» «Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель» (Евр.12:29; Втор. 4:24).

По этой причине, первые две заповеди Декалога четко указывают на объект истинного поклонения – истинного Бога («Да не будет у тебя иных Богов пред Лицем Моим») и способ истинного поклонения («Не сотвори себе кумира, и никакого изображения…). Следует отметить, что в Ветхом Завете, предписания относительно поклонения Богу, особенно связанные с богослужением в скинии/храме, выражены намного подробнее и четче, чем в Новом Завете (тем не менее, Господь несколько раз, обращаясь к книжникам и фарисеям, проводит различие между заповедями Бога и заповедями человеческими (Матф. 15:9; Мар. 7:7, называя человеческие заповеди тщетным, пустым поклонением Богу). Однако, данный факт никак не влияет на самую суть богослужебного принципа реформатской церкви, а именно, поклоняться Богу согласно основным положениям, явственно представленным в Его Слове. В связи с этим аспектом, вспоминается текст из книги пророка Иеремии, в котором Господь прямо осуждает ветхозаветную церковь за то, что она следует не Его установлениям, но собственным измышлениям, ставя себя, таким образом, на место Бога, «…и устроили высоты Ваалу, чтобы сжигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу, чего Я не повелевал и не говорил, и что на мысль не приходило Мне» (Иер.19:5). В истории с Надавом и Авиудом мы слышим аналогичную мысль, «…и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им…» (Лев. 10:2).

Говоря о богослужебном принципе реформатской церкви, также, необходимо затронуть следующий вопрос. Разве в Новом Завете есть своя книга Левит, в которой четко и ясно представлено скрупулезное описание богослужебной практики для новозаветной церкви? Разве реформаты и пресвитериане не понимают, что есть многие вещи, которые не предписываются нам в Святом Писании? Разве в Слове Божьем говорится, когда проводить служение, какой должен быть ход богослужения, сколько петь псалмов и гимнов, как должен одеваться пастор, какие читать тексты Святого Писания, использовать PowerPoint или не использовать, и так далее и тому подобное.

Поэтому, Вестминстерское исповедание веры, предваряя данные вопросы, учит: «мы признаем также и то, что существуют определенные обстоятельства, касающиеся богослужения и управления церковью, которые являются общими для объединений людей и видов деятельности, и которые следует учитывать, руководствуясь здравым смыслом и христианским благоразумием, согласно общим правилам Слова, обязательными для исполнения» (ВИВ 1:6). Чтобы правильно ответить на данные вопросы, нам необходимо провести различие между тремя очень важными аспектами:

ЭЛЕМЕНТЫ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

ФОРМЫ

ЧТО?

КОГДА?

КАК?

 

Таким образом, элементы богослужения отвечают на вопрос – ЧТО? Обстоятельства богослужения отвечают на вопрос – КОГДА? Формы богослужения отвечают на вопрос – КАК?

Как эти принципы действуют на практике? Например, пение является элементом богослужения, которое предписывается Святым Писанием (в отличие от сценок и так называемых литургических танцев). Таким образом, что есть ЭЛЕМЕНТ богослужения? Сценка, танец или пение? Ответ – пение есть элемент богослужения.

Когда мы поем, в какое время, как часто, сколько песен? Все эти вопросы относятся к области ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. В таком случае, церковный совет решает эти вопросы, учитывая свой контекст, то есть, обстоятельства «…руководствуясь здравым смыслом и христианским благоразумием…».

Какую песню мы поем, какое содержание, какое библейско-богословское наполнение песни? Эти вопросы относятся к области ФОРМ. Что мы поем – есть ФОРМА БОГОСЛУЖЕНИЯ. Данные аспекты относятся и ко всем остальным элементам богослужения.

Согласно Жану Кальвину, поклонение Богу согласно Святому Писанию, имеет два основных преимущества:

«Во-первых, оно возвеличивает Божий авторитет, когда мы следуем не собственным желаниям, но полагаемся целиком и полностью на Его всевластие; во-вторых, такова наша глупость, что предоставь нам свободу, и все, что мы можем сделать, так это только сбиться с пути. И совратившись однажды с правильного пути, мы обречены на бесконечные блуждания, пока не будем погребены под грудой множества суеверий» («О необходимости реформирования церкви).

Поэтому, Вестминстерское исповедание веры, ссылаясь на Святое Писание, объясняет нам из каких частей должно состоять наше поклонение Богу: «Бог требует от всех людей благодарственной молитвы, которая является особой частью религиозного служения; и для того, чтобы такая молитва была принята, она должна твориться во имя Сына, при содействии Его Духа, в согласии с Его волей, с разумением, благоговением, смирением, ревностью, верой, любовью и постоянством, и если молитва произносится вслух, то на понятном языке… С благоговейным трепетом читать Священное Писание, проповедовать здравое учение, с разумением внимать Слову, сознательно, с верой и почтением повинуясь Богу, с благодатью в сердце воспевать псалмы, должным образом совершать и достойно принимать таинства, установленные Христом, – из всего этого складывается общее для всех духовное служение Богу». Таким образом, основные элементы поклонения Богу очень просты:

Слово – чтение и проповедь Святого Писания

Таинства – верное преподание Вечери Господней и Крещения

Молитва – обращение в молитвах к Отцу во Имя Сына при содействии Духа, следуя библейской модели

Пение – пение псалмов и гимнов с библейским содержанием.

В Деян. 2:42 описаны основные элементы поклонения Ранней церкви, которым соответствуют элементы, представленные в формулировке ВИВ, «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2:42).

 Так как Слово Божье является для нас правилом жизни (Принцип Sola Scriptura и Tota Scriptura; Только Писание и все Писание), с которым мы должны постоянно сверять свою жизнь и поклонение (Принцип Ecclesia semper reformanda est per Verbum Dei; Церковь постоянно нуждается в обновлении согласно Божьему Слову), оно представляет собой центр, средоточие, стержень, живое сердце нашего поклонения (богослужения в день Господень).

Слово Божье на богослужении подобно солнцу, а основные элементы богослужения подобны лучам, исходящим от этого светила.

Мы читаем Слово Божье - чтение Писания Мы поем Слово Божье - пение и чтение библейских псалмов и гимнов Мы проповедуем Слово Божье – разъяснительная текстуальная проповедь Мы вкушаем Слово Божье – Святое причастие Мы видим и осязаем Слово Божье - таинства Мы молимся Словом Божьим – молитва словами или в духе Святого Писания

Бог и Его Слово – средоточие и наполнение богослужения реформатской церкви. Пренебрежение Словом или отказ от него чреват серьезными и трагическими последствиями как для церкви, так и для окружающего мира. Поэтому, каждое поколение христиан призвано проверять свое поклонение в свете Божьего Слова, неукоснительно соблюдая его принципы.

Например, в современных церквях, как бы это парадоксально не звучало, слишком мало внимания на богослужениях уделяется чтению Святого Писания или качественной разъяснительной проповеди. Просмотрев на канале Youtube несколько современных богослужений, я был поражен тем, что Слово Божье на них практически не звучит! Пасторы, вместо того, чтобы верно и последовательно разъяснять, толковать, проповедовать Слово, используют маленькие отрывки из Писания, чтобы поддержать с их помощью свои идеи.

Песни, зачастую, носят сугубо субъективный характер, а их содержание весьма сомнительного богословского характера. Современная культура развлечения серьезно влияет на дух богослужения современной церкви. Служения поклонения стараются проводить максимально неформально, стараясь превратить их в подобия современных ток-шоу или «Камеди клаб». Как сказал один служитель, «… на современном богослужении серафимы поют не «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф», но «Прикольный, Прикольный, Прикольный Господь Бог Саваоф»...».

Благоговение, почтительность, упорядоченность кажутся некими рудиментами «старины глубокой», от которых отказываются в угоду духу современности. Тем не менее, Писание призывает нас поклоняться Богу с благоговейным страхом и почтительностью, «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр.12:28).

Итак, богослужение состоит из простых и понятных элементов. Следует отметить, что Святое Писание предписывает нам элементы богослужения, но не сам ход богослужения. В Писании нет четко прописанного устава порядка проведения богослужения. Поэтому, среди реформатских и пресвитерианских церквей есть определенные, но не существенные различия, касающиеся последовательности расстановки элементов богослужения.

В нашей реформатской церкви ход богослужения выглядит следующим образом, отражая богослужебную практику апостольской церкви в тексте Деян. 2:42, «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах».

Вводная часть Слово Таинство Молитва Сбор пожертвований Заключительная часть

Вводная часть состоит из традиционного провозглашения надежды церкви из 8 стиха 123 псалма – «Помощь наша в Имени Господа сотворившего небо и землю», который напоминает нам о величии и всемогуществе Бога и нашей всецелой зависимости от Него.

Далее идет приветствие- благословение, характерное для апостольских посланий, в котором отражается Божья любовь, милость и благоволение к нам.

В ответ на Божье приветствие-благословение мы как община отвечаем Ему в молитве, прося Его подготовить нас к участию в богослужении, и благословить весь ход богослужения.

Также существует в начале богослужения, так называемый чин исповедания греха, когда вся община признает свое истинное положение пред Богом, и просит Его очистить от всех грехов и преступлений во Имя и ради заслуг Господа Христа.

Далее следует провозглашение Божьей благодати для детей Божьих, и провозглашение Божьего суда для отвергающих Бога, или живущих двойной жизнью, с последующим призывом обратиться к Богу и следовать за Ним.

Настроившись на ход богослужения, церковь слышит призыв к поклонению. Обычно читается один текстов псалмов.

Вновь мы видим, что Бог обращается к нам во время чтения Писания. Община, в ответ на Божий призыв к поклонению, прославляет Его в песнях. Обычно вначале мы поем торжественный гимн или песню в духе библейских псалмов.

Завершает вводную часть чтение всей общиной одного или двух псалмов Св. Писания. Практика пения библейских псалмов и гимнов, а также песен с правильным библейско-богословским содержанием, помогает нам поклоняться Богу нашими устами в духе и истине. Так как в нашей (пресвитерианской, реформатской) церковной культуре в Украине нет наследия и практики пения метрических псалмов (которые являются неотъемлемой частью богослужебной практики подавляющего большинства реформатских церквей), в своей церкви мы на каждом богослужении используем общинное чтение одного из псалмов. Община читает громко псалом, прославляя, таким образом, Бога и наставляя друг друга в соответствии с повелением Святого Писания (Еф. 5:18-19; Кол. 3:16). Часто мы используем антифонное чтение. Например, один стих читают братья, следующий стих сестры, или читает пастор, затем община, или в такой последовательности: 1) пастор, 2) братья, 3) сестры, 4) дети, и так далее.

Вводная часть подводит нас к основной части богослужения – служению Слова. В этой части мы читаем тексты Св. Писания и слушаем проповедь, которая представляет собой верное и последовательное разъяснение конкретного библейского текста. Реформатские пасторы стремятся придерживаться подхода разъяснительной, текстуальной проповеди, согласно которому проповедник есть слуга текста Писания, не текст Писания – слуга проповедника. Мы считаем, что при верном объяснении Священного текста, Сам Бог обращается к Своему народу, наставляя, обличая, утешая, исправляя и ободряя.

Практика чтения Слова Божьего на богослужении и разъяснительная проповедь по книгам Святого Писания, помогает нам поддерживать авторитет и действенность Писания на надлежащем уровне, ставя Слово Бога, а не наши идеи, во главу угла богослужения (1 Тим. 4:13 буквально переводится как «…занимайся чтением Писания на богослужении…»). Эта практика – превосходное средство для напоминания церкви о том, что центр, средоточие богослужения есть Бог и Его Слово, а не человек и его идеи.

Часто после Слова, мы читаем все вместе либо Апостольский символ веры, либо Десять заповедей Бога в качестве благодарения за услышанное Слово, отражения духа заветного богослужения, и выражения единства с вселенской Церковью всех веков и народов.

После служения Слова следует служение Таинства, во время которого мы принимаем участие в Вечере Господней, или проводим таинство Св. Крещения. Читаются слова установления, предупреждение об ответственности, и приглашение к столу Господа. Таинства не существуют сами по себе, но, как мы считаем, являются видимым и осязаемым проявлением Божьего Слова, знаками и печатями завета Благодати. Следует отметить, что согласно учению реформатской церкви, Слово и Таинства представляют собой средства благодати, с помощью которых Бог передает нам блага завета, питает и укрепляет нас.

Часто после совершения таинства община молится совместной молитвой «Отче наш», подчеркивая, тем самым, наше единство как тела Христова, поместной церкви.

Далее следует общая молитва церкви, как отклик на услышанное Божье Слово, согласно словам апостола Павла, «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим.2:1,2). Совершает молитву пастор или служитель от лица всей общины.

После молитвы следует не менее важное служение сбора пожертвований, согласно множеству повелений как Ветхого, так и Нового Завета. Во время этого служения мы читаем один из текстов Писания, например, «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это. Я Господь, Бог ваш» (Лев.23:22). Или, «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак.2:15,16). Подобные тексты отражают милосердный характер Бога, который обязательно должен проявляться и в характере нашей общины. Во время этого служения мы собираем не только финансовые пожертвования, но также проводим сбор продуктов длительного хранения, одежды, игрушек, медикаментов для нуждающихся, во-первых, в церкви, а затем в мире.

В заключительной части, мы поем гимн хвалы и принимаем Божье благословение на следующую неделю, например, «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца и общение Св. Духа со всеми вами! Аминь!

Таким образом, служение начинается и заканчивается словами Бога, благословением Бога, и обращением внимания не на человеке, но исключительно на Боге. Все служение пронизано Писанием, и осознанием величия и благости Бога. Все служение сосредотачивает внимание не на субъективные чувства и переживания, но на общинное, совместное действие как единого организма. Все служение отражает дух евангелия, выраженный в трех частях послания Римлянам, и представленный в трех одноименных разделах нашего Гейдельбергского катехизиса. 1. Наше бедственное положение и нужда, 2. Наше спасение, 3. Наша жизнь благодарения. Все служение отражает драгоценную библейскую истину, согласно которой вся слава только Богу.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.

Добавьте Ваш комментарий
400 символов максимум
Защита от спама. Введите сумму чисел: 8 плюс 9 =