02.04.2015
Скачать в других форматах:

Эндрю А. Камменга

Отвечая на вызовы нашей вере: Защита веры и ответы на жизненно важные вопросы

ПРОБЛЕМЫ, ВСТАЮЩИЕ ПЕРЕД ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРОЙ

УРОК 2. Существование Бога

ПРОБЛЕМА

 

Говорят, что первый человек, побывавший в космосе, известный русский космонавт Юрий Гагарин, свои впечатления во время 108-минутного космического полета в 1961 году прокомментировал так: «Я Бога там не увидел».

НА ПУТИ К ОТВЕТУ

1. Что вы думаете о приведенном выше утверждении, приписываемом Гагарину?

2. Назовите не менее двух причин, которые сегодня способны вызвать у людей вопросы о существовании Бога больше, чем в прошлом:

1)

2)

3. Приходилось ли вам когда-нибудь сталкиваться с сомнениями по поводу существования Бога?

Что приводит к сомнению?

Как вы их преодолевали?

Случалось ли нечто особенное, что помогало вам вернуть личную веру?

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Атеизм – уверенность в том, что Бога нет.

Агностицизм – утверждение, что существование Бога является недоказуемым и непознаваемым.

Политеизм – вера во множество богов.

Монотеизм – вера в существование только одного Бога.

 

На самом деле, существует очень немного людей, которые отрицают существование какого-либо бога. Возможно, Псалом 13 дает тому объяснение, когда говорит, что «только глупец» так бы поступал. Везде и повсюду, какой бы период истории вы ни исследовали, существование бога или богов всегда и признавалось. Бывали времена, когда в некоторых странах[1] делались попытки искоренить веру в Бога, однако они не имели успеха. Книга Екклесиаста 3:11 напоминает нам причину бесполезности таких попыток – поскольку Бог «вложил вечность в сердце их».

Это не значит, что мы не встретим серьезных богопротивников. Такая проблема возникнет. Однако она будет заключаться не столько в тех людях, которые отрицают бытие Бога вообще, сколько в тех, кто отвергает существование Триединого Бога Писания.

Кроме того, существует такое явление, как бытовой атеизм. Бытовой атеист заявляет, что признает существование Бога Библии, однако в жизни поступает так, как будто бы Бога нет или же Его бытие не имеет значения. По всей видимости, такое описание сегодня подходит к очень многим людям – и даже к многим членам церкви!

4. Как в книге Исаии 31:1 описывается практический атеизм?

5. Прочитайте Послание к Римлянам 1:18-25.

а. Что открывает «книга природы»?

б. Как люди поступают со знанием от Бога?

в. Согласно стиху 20, каковы последствия такого знания от Бога для каждого, кто предстанет перед Ним в день Суда?

г. Можно ли назвать атеистами тех, кто отверг это Божье откровение?

 

Важно помнить, что хотя человек и заявляет о своей вере в Бога, это не обязательно означает, что он является христианином или истинным Его поклонником, потому что даже демоны веруют в то, что Бог существует (Иакова 2:19).

 

НЕКОТОРЫЕ ОТВЕТЫ

 

Во все века предпринималось множество попыток доказать бытие Бога с помощью логической аргументации. Наиболее известными доказательствами существования Бога являются следующие:

 

а. антропологический: аргумент общечеловеческой морали;

б. космологический: аргумент первопричины;

в. телеологический: аргумент порядка в творении.

 

Антропологический, или нравственный, аргумент утверждает, что универсальное существование сознания является подтверждением существования Бога. К. С. Льюис[2] и другие авторы спрашивают: «Почему честность лучше, чем бесчестие, смелость лучше, чем трусость, отдавать лучше, чем красть? Почему одни поступки – праведные, а другие – злые, даже когда мы, возможно, и не делаем их, или когда они, возможно, не доставляют нам радости? Кто так постановил? Откуда берет начало это общепринятое предположение о том, что есть добро, а что – зло, если не от вселенского Законодателя?»

6. На ваш взгляд, поддерживается ли данный аргумент в Послании к Римлянам 2:15? Почему «да» или почему «нет»?

7. Кто-то сказал, что если бы Бога не было, то Его следовало бы выдумать. Определите ваше отношение к этому высказыванию.

 

Космологический аргумент доказывает существование Бога на основании того, что мы видим вокруг. Р. С. Спроул[3] утверждает: «Если что-либо существует сейчас, то что-либо существовало и от вечности, иначе не существовало бы ничего. Так или иначе, где-то, кто-то или что-то должно иметь внутри себя энергию для существования. И Того, Кто имеет эту энергию для существования в Самом Себе, мы называем Богом».

8. Что вы думаете об этом аргументе?

Как бы вы перефразировали этот аргумент своими словами?

 

Телеологический аргумент был выдвинут Уильямом Пейли. Этот философ, живший в  восемнадцатом веке, писал следующее: «Когда мы начинаем изучать часы, то видим, что составные части часов изготовлены и собраны воедино для определенной цели, то есть, собраны и приспособлены так, чтобы производить движение, а это движение отлажено так, чтобы показывать, который сейчас час; что если какие-либо детали будут как-то отличаться по форме от той, какую они имеют, или будут размещены каким-то иным способом или в другом порядке, – то или никакое движение механизма не могло бы продолжаться совсем, или же оно никак не отвечало бы своему предназначению, которому оно сейчас служит... Вывод, мы думаем, неизбежно таков, что у часов был создатель: в какое-то время и в каком-то месте должен был существовать мастер или мастера, создавшие их для той цели, которой они соответствуют».

9. Подтверждает ли Библия каким-то образом данный аргумент о существовании Бога?

10. Почему в Псалме 13:1 атеист описан именно так?

11. В чем для вас состоит польза этих доказательств, если таковая имеется?

12. Убедят ли вашего неверующего товарища эти доказательства?

Почему «да» или почему «нет»? Для помощи в поиске ответа на этот вопрос, пожалуйста, прочитайте: Луки 16:31; Римлянам 8:7; Гейдельбергский катехизис, Ответ 8; Каноны Дортского Синода III, IV, 3 и 4; Бельгийское исповедание XIV.

 

ОТВЕТ БИБЛИИ

 

Данные аргументы в пользу существования Бога производят впечатление на многих ярчайших представителей человечества во всем мире и, безусловно, могут определенным образом быть полезными при защите нашей веры и нашего свидетельства. Однако Библия не приводит подтверждений существования Бога. Существование Бога не требует доказательств!

13. Вспомните, как начинается библейское повествование.

14. Прочитайте, что Бог открывает:

а. в природе (Псалом 19:2-4 и Римлянам 1:19-20).

б. в человеческом сердце (Екклесиаст 3:11 и Деяния 17:22-23).

 

ВЕРОИСПОВЕДНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

 

Мы познаём Бога двумя путями. Во-первых, посредством наблюдения за творением, за сохранением и управлением Вселенной, которые раскрываются нашим глазам как в высшей степени прекраснейшая книга, в которой всякая тварь, большая и малая, является как бы письменами, ведущими нас к ясному познанию вещей невидимых касательно Бога, а именно Его вечного могущества и Божества, как говорит святой апостол Павел в «Послании к Римлянам», 1:20. Всё сие представляется достаточным, дабы обвинить человека и оставить его без оправданий. Бельгийское исповедание, артикул 2.

 

В. 2. Что свидетельствует о бытии Божием? О. Врожденные нравственные понятия и деяния Божии ясно говорят о бытии Божием; но только Его Слово и Дух действенно и в достаточной мере открывают Его людям во спасение. Вестминстерский Полный катехизис.

 

Благодаря этим свидетельствам и подтверждениям существования Бога, Павел имел возможность предупредить афинских философов о том, что Бог «...ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную...» (Деяния 17:30-31). Это торжественное предупреждение напоминает о том, что в конце времен не Богу придется доказывать нам, что Он есть, а нам придется предстать перед Ним.

Если во время обсуждения в классе у вас возникли вопросы, запишите их вкратце на полях внизу.

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Римлянам 1:20

«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны».

 

 

 

 


 

[1] Имеются в виду случаи, имевшие место во время Французской революции и сталинского режима в СССР.

[2] К. С. Льюис, Просто христианство. New York: Macmillan Publishing Co., 1952. p. 21.

[3] Р. Ч. Спроул, «Да, это хороший вопрос!» Wheaton, IL: Tyndale House Publishers, Inc., 1996. p. 189.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.