02.04.2015
Скачать в других форматах:

Эндрю А. Камменга

Отвечая на вызовы нашей вере: Защита веры и ответы на жизненно важные вопросы

УРОК 20. Как нам следует поклоняться Богу? (2)

ПРОБЛЕМА

 

Рассуждая о Лютере, Кальвине и о Реформации, мы обычно думаем о борьбе за возрождение евангельской вести. Однако Кальвин учил, что наиболее важной составляющей Реформации является реформирование богослужения.[28] Сегодня же, по всей видимости, немногие из евангельских протестантов всерьез задумываются о должном поклонении. Как иногда кажется, в вопросе поклонения все больше экспериментируют.

Нас действительно не может это не беспокоить, потому что играть в поклонение – это все равно, что играть с огнем (см. Левит 10 и Послание к Евреям 12:28-29).

НА ПУТИ К ОТВЕТУ

1. Повторение материала урока прошедшей недели: какие элементы богослужения являются неотъемлемыми?

а.

б.

в.

г.

 

ПОКЛОНЯТЬСЯ БОГУ – ЭТО НЕ ТО ЖЕ САМОЕ, ЧТО ХОДИТЬ В ЦЕРКОВЬ

 

Если мы будем помнить о том, что поклоняться Богу – не то же самое, что ходить в церковь, то сможем ясно понять и оценить, чем является совместное поклонение. Мы можем посещать церковь в воскресенье и даже получать благословение, наслаждаясь хоровым пением, слыша приятные известия о чьей-либо свадьбе или помолвке, однако это не значит, что мы совершали поклонение! Поклонение не принадлежит нам – оно принадлежит Богу! Одно дело – приходить в церковь и совсем другое – приходить к Богу, приходить на поклонение! Когда мы поймем различие между хождением в церковь и поклонением, на многие вопросы, касающиеся должного поклонения, тотчас найдутся ответы.

2. Чем полезно для вас такое напоминание?

3. Существуют ли нечто такое, что во время богослужения для нас является неприемлемым?

4. Покажите, как Евангелие от Иоанна 4:23-24 может быть использовано для объяснения того, что поклонение Богу – это не то же самое, что хождение в церковь.

 

ПОКЛОНЕНИЕ БОГУ НАПОЛНЕНО БЛАГОГОВЕНИЕМ

Так как поклонение – это встреча со всемогущим и святым Богом, оно должно быть наполнено трепетом и почтением. Вспомним Послание к Евреям 12:28: «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом».

5. Как бы вы объяснили слово «благоговение» младшему брату или сестре?

6. Прочитайте книги Ездры 9:5, Даниила 6:10, Деяний 20:36, Послание к Филиппийцам 2:10 и Откровение 4:10. О чем вы узнали из данных отрывков Писания, как следует их применять?

7. В Первом Послании Петра 2:17 сказано «Бога бойтесь». Найдите в симфонии слово «бояться» и объясните его значение и применение по отношению к поклонению.

 

После того, как мы рассмотрели характер поклонения, наполненного благоговением, как вы думаете: совершаете ли вы регулярное поклонение, или только посещаете церковь?

 

КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ

 

Совместное поклонение – это не просто посещение церкви, это встреча со святым и всемогущим Богом.

 

ПОКЛОНЯТЬСЯ БОГУ – ЭТО ПРИНОСИТЬ ЖЕРТВУ

 

Еще одно слово из Послания к Евреям 12:28, относящееся к поклонению – слово «благодать».[29] Поклонение – это служение благодарения. Мы приходим не для того, чтобы развлечься, вдохновиться или же получить благословения, а для того, чтобы воздать благодарение! Мы приходим, чтобы принести жертву благодарности и хвалы Богу за прошедшую неделю, принести жертву благодарности и хвалы Богу за Его Провидение, принести жертву благодарности и хвалы Богу за то, что Он призвал нас быть Его детьми, и принести в жертву себя самих в благодарном послушании за Его спасительную благодать.

Следует помнить, что поклонение – это жертва. Мы не зрители, мы пришли не лекцию послушать о Боге, мы даже не занимаемся благовестием (несмотря на то, что обращение к Богу может произойти и во время поклонения). Мы приходим, чтобы поклоняться: принести жертву благодарения, хвалы и самих себя предоставить Богу, а также услышать для себя Его ободрение и наставление.

8. Псалом 99 - псалом, который описывает богослужение с точки зрения благодарения и хвалы и призывает нас к участию. Почему мы воздаем благодарность и благодарственную хвалу Богу?

9. Псалом 94 также призывает к благодарному поклонению. Почему?

10. Каким образом текст Псалма 94:7 связан с темой поклонения?

11. Жертвоприношение и поклонение неразрывны между собой. Как поклонение посредством принесения жертвы обнаруживается:

а. в Послании к Римлянам 12:1?

б. в Послании к Евреям 13:15?

 

После рассуждений о поклонении как о жертве, как вы считаете, совершаете ли вы регулярное поклонение или только лишь посещаете церковь?

ПОКЛОНЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАВЕТНЫМ ДЕЯНИЕМ

 

Когда мы размышляем о завете, мы вспоминаем о многих темах, но в особенности о том, что Бог пребывает в общении со Своим народом: Он есть наш Бог, а мы – Его народ. В поклонении Бог встречается со Своим народом. Как уже подчеркивалось, поклонение – это встреча с живым Богом, а не общественное собрание. Мы собираемся не для того, чтобы поговорить о Боге, но чтобы иметь общение с Богом.

12. Как эта истина подчеркивается в Псалме 95:9?

13. Какой элемент Реформатской литургии поклонения делает акцент на встрече с Богом?

 

Прихожане некоторых церквей иногда с пренебрежением относятся к термину «литургия». Не пугайтесь его. «Литургия» – это всего лишь слово, обозначающее порядок или модель поклонения. Каждое церковное служение имеет свой порядок – не обязательно в печатном виде, но он существует. В некоторых церквях литургия начинается с ряда песен, за которыми следуют объявления, приветствия, особые музыкальные выступления, проповедь, призыв к покаянию (во время которого исполняется песня) и заключительная молитва. Каждую неделю происходит одно и то же – это их литургия, их порядок, их традиция.

В самой форме или традиции нет ничего плохого. На самом деле, традиции – это всё то, из чего состоит жизнь, и что делает события памятными. Рассмотрим порядок проведения матча по бейсболу: пение национального гимна, перерыв между двумя частями седьмого иннинга,[30] орешки, хот-доги, попкорн – все правила всегда остаются неизменными, однако мы всего этого ожидаем, это все объединяет нас как болельщиков и как сообщество. То же происходит и с традициями поклонения. Литургическая традиция – это замечательно до тех пор, пока традиция (форма) подразумевает вовлеченность нашего разума и сердца, а также отражает учение Писания.

Размышляя о поклонении как о заветном деянии, как о диалоге с Богом, как вы считаете, совершаете ли вы регулярное поклонение или только лишь посещаете церковь?

ПОКЛОНЕНИЕ И ЗАВЕТНАЯ ОБЩИНА

 

Размышляя о завете, мы размышляем и об общине. Мы – народ Божий, Его заветная община. Мы принадлежим Ему и друг другу. Гейдельбергский катехизис, В/О 54, напоминает нам об этом, спрашивая:

В. В чем состоит ваша вера в святую вселенскую христианскую Церковь?

О. В том, что Сын Божий из всего рода человеческого от начала и до конца мира собирает для Себя Церковь для жизни вечной, ее защищает и сохраняет. Он делает это Своим Духом и Словом в единстве истинной веры. И в том, что я есть и во веки останусь живым членом этой Церкви.

Наше совместное поклонение должно отражать истину. Мы можем поклоняться Богу лично и в одиночку в течение недели, но в День Воскресный Он созывает нас вместе, напоминая, что мы являемся семьей, общиной, «народом избранным, царственным священством, народом святым», людьми, принадлежащими Богу (1 Петра 2:9).

14. Какими разными способами наше поклонение способно отображать образ заветной общины?

 

КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ

 

Совместное поклонение должно отображать нашу связь с народом Божьим – в прошлом, настоящем и будущем.

МУЗЫКА И ЗАВЕТНАЯ ОБЩИНА

 

Отвечая на вопрос 14, следует вспомнить о музыке. Музыка служила мощным объединяющим фактором для людей в прошлом. Христиане, происходившие из разных социальных слоев и имевшие до обращения различный религиозный опыт, могли возвысить голос в единой хвале (без экранов и песенников), исполняя исторические гимны и псалмы в церкви. Когда-то я проходил воинскую службу в Корее. Однажды мы там посетили маленькую сельскую церковь, и даже не понимая языка окружающих, мы могли с ними петь вместе, потому что мелодии песен были нам хорошо знакомы. Верующие маленькой сельской общины в Корее были частью святой вселенской Церкви. Заветная община прошла испытание музыкой.

Сегодня музыка становится причиной разделений в церквях. Каждая церковь имеет собственный установленный песенный репертуар. Этот установленный репертуар является, как правило, набором любимых песен музыкального руководителя общины, и репертуар, скорее всего, изменится, когда сменится лидер поклонения. Будучи пастором, я помню, какими растерянными были лица жителей дома престарелых, когда несколько студентов местного христианского университета «служили» им – старички не знали ни одной песни, которые они услышали. Они были обескуражены.

Очевидно, что как будущие руководители поместных церквей вы должны уже сейчас серьезно думать о музыке в совместном поклонении. Обратите внимание, я говорю о «совместном поклонении». Мы не рассматриваем вопрос о том, что лично вам нравится петь у себя дома. Вопрос состоит в том, какая музыка должна звучать во время совместного поклонения.

 

·         Музыка должна быть общецерковной[31], а не современной

Наше богослужение, как было отмечено ранее, является заветной встречей Бога со Своим народом. Все мы принадлежим к всеобщей (вселенской) Церкви. Характер музыки нашего поклонения призван свидетельствовать об этом. Действительно, само слово «современная» указывает на музыку преходящую, временную, имеющую отношение к нынешнему дню, – такая музыка не принадлежит прежнему, прошлому поколению, а также и будущему поколению. Безусловно, некоторые современные музыкальные произведения прекрасны, и они станут достоянием будущих поколений, но к тому времени они уже больше не будут «современными»! К тому времени подобные песни войдут в сборники гимнов разных поколений церкви и будут способствовать укреплению общины.

 

·         Музыка должна соответствовать Библии

Никто не станет спорить с условием, что наши песни должны соответствовать Библии. Однако часто мы не исполняем на практике то, о чем проповедуем. Например, многие из нас в детстве пели веселую песенку «Мы поднимаемся по лестнице Иакова». Вы все еще видите движения детских ручек, как будто они поднимаются по лестнице? Мы даже видели выступление хора взрослых, исполнявшего эту песню на вечернем концерте!  Забавно было наблюдать, как они каждый раз пели на полтона выше, когда поднимались на следующую ступеньку лестницы.

15. Песня основана на тексте книги Бытие 28:10 и далее, но не на Библии. (Поясните)

 

Данная песня является ярким напоминанием о двух моментах. Во-первых, «библейская» песня может на самом деле противоречить Писанию. Сможете ли вы вспомнить другие песни, которые соответствуют своим атрибутам? Во-вторых, это напоминает нам, насколько влиятельным инструментом обучения является музыка: та простая песенка о лестнице продолжает вводить в заблуждение даже взрослых. Едва ли у нас получится вспомнить библейскую историю о сне Иакова, не вспомнив при этом неверное истолкование из той песенки. Мартин Лютер считал, что музыка научает более эффективно, чем учебники по катехизису! Я был поражен, когда прочитал в примечаниях Барнса к Посланию к Колоссянам 3:16 следующее:

Д-р Джонсон однажды сказал, что если бы ему позволили создавать народные баллады, его бы не беспокоило, кто пишет законы. Еще более справедливым является утверждение, что тот, кому поручено создавать церковные гимны, меньше всего должен беспокоиться о проповедующем, о составляющем исповедания веры. Он будет более эффективно формировать облик церкви, чем те, кто проповедует или составляет исповедания веры. Поэтому для сохранения истины совершенно необходимо, чтобы священные песнопения в церкви были проникнуты здравым евангельским смыслом.[32]

 

Следовательно, крайне необходимо, чтобы наши песнопения правильно отражали библейское учение.

Музыка должна быть библейской еще в одном смысле: она должна отражать в себе всё Писание. Под этим я имею в виду то, что Божье откровение – это намного больше, чем только «Бог есть любовь». Евангелие состоит не только в заявлении: «Я принял любовь Иисуса, и Его любовь наполнила мое сердце. Где любовь? Да, в моем сердце». Послушание есть нечто большее, чем только «взойти на гору и провозгласить»!

 

·         Аргументация в пользу пения псалмов

Если вы вдумчиво рассуждали над тем, о чем уже было сказано, вы сможете привести некоторые доводы в пользу пения псалмов во время совместного поклонения. При этом под пением псалмов я не имею в виду невозможные для пения мелодии, или аккомпанемент органа (или цитры), но лишь текст – все слова всех богодухновенных псалмов (в еврейском языке – Книга Хвалы).

16. Пение псалмов должно поощряться в следующих случаях:

а.

б.

в.

г.

д.

17. Если вы вдруг забудете, существует также заповедь петь псалмы. Это текст Послания к Колоссянам 3:16. Пожалуйста, выпишите его.

 

Если данный стих не относить к совместному поклонению, он становится еще более обличающим, поскольку в нем содержится повеление петь псалмы даже дома и во всех случаях, когда народ Божий собирается вместе.

Иногда возражают: «Но ведь в этом тексте также говорится о гимнах и о духовных песнях – не только о псалмах». Это не очень удачное возражение. Термин «гимн» в этом случае с большей степенью вероятности относится к псалмам. Помните, что в Евангелии от Матфея 26:30 говорится, что, совершив Пасху, они «воспели гимн»[33] и пошли на гору Елеонскую. В том случае гимном был один из традиционных псалмов (Псалмы113-117), исполнявшихся после Пасхи. Значение термина «духовная песня» здесь не очень ясно. Речь могла идти о пении, идущем от сердца или относиться к какому-либо духовному проявлению, или к иной категории псалмов. В любом случае, нет никаких подтверждений тому, что в первое столетие существования новозаветной Церкви исполняли что-либо иное, кроме псалмов.

 

·         Призыв к использованию подходящих мелодий

Призыв к использованию подходящих мелодий для наших песен – это не обязательно призыв использовать женевские мотивы или медленные мелодии, состоящие только из целых по длительности нот. Это, скорее, призыв избегать мелодий (и ритмов), которые ассоциируются с миром, его образом жизни и с его удовольствиями.

Иногда считается, что современная христианская музыка является замечательным инструментом благовестия, поскольку поп и рок-стиль известны всему миру. Яркий и жизнерадостный, с жестким ритмом, он привлекает людей следующим посланием: «Приди и присоединись к нам, церковь – это не скучно, как ты думал!» Но подождите! То ли это послание, которое вы бы хотели ассоциировать с христианством и христианским поклонением? Вы хотите, например, чтобы мусульманин ассоциировал христианство с вульгарной культурой, которую отражает современная музыка? В таком случае, его молитвенный коврик выглядит намного более подходящим для поклонения.

Нельзя быть наивными: музыка сама по себе уже является посланием. В том доме, где проходят похороны, не исполняются марши, аранжировка «Что за Друга мы имеем» не используется как школьный командный гимн. Рок-музыка может хорошо подходить для распутной вечеринки с наркотиками. Нужно честно признать, не всякая музыка подходит для поклонения и размышлений о Боге. Это понимал и Мартин Лютер. Почти половина из его тридцати семи хоралов были новыми композициями, и только один хорал был написан на основе мирской народной мелодии,[34] которая была позже изменена, потому что «Лютер смутился, когда услышал мелодию этого рождественского гимна, исполнявшуюся в ночлежках и в танцевальных клубах» (Пауль Неттле, Лютер и музыка, стр. 48).

Принимая решение относительно музыки, нам снова необходимо вспомнить о том, что богослужение – это не то же самое, что посещение церкви, но это встреча с Триединым Богом. Поэтому имеет значение не то, какая музыка нравится нам, но то, какая в наибольшей степени будет угодна Богу. Ниже приводятся несколько вопросов, которые необходимо выяснить относительно музыки для поклонения:

а. Верно ли отражено в наших песнях (всё) учение Библии?

б, Признаем ли мы, используем ли мы сборник песен, который Бог вдохновил и вручил нам для поклонения?

в. Помогает ли нам музыка отделиться от мира?

г. Соединяемся ли мы через музыку с вселенской церковью?

д. Является ли музыка благоговейной, и соответствует ли тексту, и наоборот?

е. Музыка держится на тексте, или текст держится на музыке?

 

 

18. Кальвин говорил: «Нам следует быть более внимательными к тому, чтобы наши уши не были более сосредоточены на музыке, чем на мыслях о духовном значении слов». Прокомментируйте смысл и важность данного предостережения.

 

ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ

Кальвин, Наставления..., Книга III:20, 32

Д. Г. Харт, Джон Р. Мутер, С благоговением и страхом: Возвращение к основам реформатского поклонения

Нельсон Клоостерман, Восхождение на Сион: Исполнение Псалмов в Церкви Христовой, Реформатское сообщество Inc. Grand Rapids, MI 49505.

Дан Лукарини, Почему я оставил современное христианское музыкальное движение, Evangelical Press, 2002.

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. Если поклонение стало «неинтересным», чья это проблема? Чья это вина?

2. Что мы (я) можем (могу) сделать для того, чтобы богослужение стало подлинным поклонением?

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Евреям 12:28-29

«Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий».

 

 


 

[28] Более полно об отношении Кальвина к реформированию богослужения см. в его работе от 1544 г. под названием «О необходимости реформирования Церкви».

[29] В значении «благодарность», греч. «χρις»

[30] См. подробнее на  http://en.academic.ru/dic.nsf/enwiki/471732

[31] См. приведенное выше определение «вселенского» в В/О 54 Гейдельбергского катехизиса

[32] Барнс, Примечания к Колоссянам 3:16, Electronic Database Copyright © 1997, 2003, 2005 by Biblesoft, Inc.

[33] Греч. «υμνήσαντες» – «воспевши гимн», в синодальном переводе слово «гимн» опущено

[34] Не совсем соответствует истине утверждение, что Лютер «использовал ресторанные мелодии для своих гимнов», в том смысле, как мы можем думать о ресторанных мелодиях. Гимн «Могучая твердыня – наш Бог» содержит мелодический строй (ААБ или ААБА), который был известен в музыкальном мире как «ресторанная форма», но не как ресторанная мелодия. (Источник данной информации взят из статьи Марка Набхольца «Оставьте в покое Лютера», «Дневник национальной конференции о церковной музыке», осень 2002 г.)

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.