02.04.2015
Скачать в других форматах:

Эндрю А. Камменга

Отвечая на вызовы нашей вере: Защита веры и ответы на жизненно важные вопросы

УРОК 18. Верить – это еще не все: нужны дела, а не просто исповедание веры

ПРОБЛЕМА

 

Сегодня в нашей церкви выступал замечательный проповедник. Я имею в виду, что он проповедовал действительно полезные вещи. Он излагал учение Библии, начиная с книги Бытия и от сотворения. «Сотворение, – говорил он, – это не доктрина, а напоминание о том, что нас сотворил Бог, и что Бог не создает непотребное, мы являемся носителями Его образа!» Он полагал, что мы поместим это напоминание на зеркале в ванной комнате, и оно будет служить позитивным посланием в начале дня и ободрением для тех из нас, кто страдает низкой самооценкой. Затем проповедник указал на слова Иисуса из Нагорной Проповеди, где Иисус говорил, что мудрый строитель – это тот, кто слушает Его слова И ИСПОЛНЯЕТ ИХ. Другими словами, истинная вера – это живая и действенная вера, явленная в послушании; это не исповедания веры – это дела! Как и сказано в Послании Иакова 2:26: «Вера без дел мертва». Затем он дал нам несколько очень практических принципов веры, чтобы мы испытали победоносную жизнь и мир с Богом.

Проповедь была очень хороша, и мне бы хотелось быть ее автором! Однако действительно ли она была настолько хороша?

Основывается ли христианская вера на делах, а не на исповеданиях веры? Достаточно ли для спасения только веровать, или вера должна быть действенной, явленной в послушании? Ответить на эти вопросы и дать оценку той церковной проповеди будет непросто, но очень важно. Эти вопросы, основные вопросы времен Реформации, и сегодня обсуждаются и заводят многих в тупик.

 

НА ПУТИ К ОТВЕТУ

1. Дайте оценку изложенной выше церковной проповеди.

а. Что, по-вашему, в ней было полезным?

б. Что, на ваш взгляд, в ней было упущено?

в. В чем, по-вашему мнению, она была неверной?

г. К какому отрицательному результату она в конечном итоге может привести?

 

НА ПУТИ К ОТВЕТУ

 

Заголовок данного урока содержит выражение, которое часто используется призвания к более самоотверженной христианской жизни и к более близкому хождению с Богом. В этом и состояла цель вымышленного церковного проповедника, и она является типичной для проповедей, которые слышны почти каждое воскресенье во многих собраниях и в церквях. Однако, хотя мы и можем, прослушав подобные проповеди, получить вдохновение для обновления своего посвящения и благочестия, в них на самом деле нет ничего христианского (уверен, что это утверждение привлекло ваше внимание!) Вот одно из самых простых доказательств: вы можете повторить это послание в иудейской синагоге, в храме мормонов или на собрании индуистов, не встретив реальных возражений. Почему? Потому что это есть послание добрых дел (правил), а все религии поддерживают добрые дела как способ угодить Богу и обрести больше духовной крепости.

2. Если не в призыве делать добро, следовать Золотому Правилу, или возрастать в любви к Богу и к ближнему, – в чем подвох, в чем состоит отличительная черта Евангелия (христианства)?

 

 

ТОЛЬКО ВЕРА (Евангелие, а не Закон)

 

·         Только вера – это более чем достаточно

Мы обладаем лучшей надеждой на то, что вера является достаточной! Если бы не так, как бы мы имели надежду на то, что избежим Божьего осуждения (Рим.6:23а)? Какой год – нет, какую неделю – нет, какие сутки вашей жизни вы бы могли представить перед Богом как безгрешную жертву? Ну хорошо, существует ли 12-часовой промежуток времени, который бы вы смогли предложить как время, свободное от греха? А что еще более ужасно, было ли хоть одно такое богослужение, где греха бы не было, и где вы поклонялись Богу со святым благоговением, в духе и истине (Евреям 12:28-29; Иоанна 4:24)?

Скорее всего, мы верим, что спасены благодатью. Но кроме этого мы верим: для того чтобы продолжать испытывать Божье благословение, мир и общение, необходимо быть послушным Богу, следовать Его заповедям, жить «целеустремленной жизнью» и т. д. И снова, у вас есть лучшая надежда на то, что это ошибочно, что одной веры достаточно! Я составляю этот урок 17 января. Интересно, сколько из вас приняли и уже нарушили свои новогодние решения?

Итак, что произошло со многими вашими решениями молиться, больше свидетельствовать, иметь каждый день время для духовного уединения? Что произошло с вашим обещанием бороться с грехом гордости, эгоизма, зависти, и негодования? Если Божье принятие для вас основано на делах, то стоит ил удивляться, что в хождении с Ним так мало радости? Теперь вы знаете, почему «веры более чем достаточно».

 

·         Достаточно одной только веры

3. Какие библейские тексты вы бы сразу процитировали тому, кто спросит вас о пути спасения?

4. Прочитайте Римлянам 10:1-15

а. Какие два вида праведности описывает здесь Павел?

б. В чем важность такого наблюдения для нашего урока?

5. Прочитайте Филиппийцам 3:1-9 и Римлянам 7:21-25. Будучи фарисеем, Павел вспоминает о множестве преимуществ, которые, как предполагалось, обеспечивают мир с Богом.

а. Какие преимущества, по его мнению, обеспечивали ему мир?

б. Что произошло в результате?

в. Как и где он обрел мир?

6. Внимательно изучите В/О 60 Гейдельбергского катехизиса.

а. Перечислите некоторые из упомянутых условий, которые могут разрушить мир христианина с Богом.

б. Что, согласно данного ответа, является благословением для истинного верующего?

в. _________________________ – это богословский термин, который мы используем для описания этих благословений.

 

Совершенно глупо и бессмысленно полагать, что мы можем или хотели бы что-либо добавить к тому, что Бог даровал нам во Христе посредством одной лишь веры. Посмотрите на это следующим образом. Предположим, что вы выиграли в суперлотерею картину-оригинал «Мона Лиза». Теперь представим, что после того как вы отпраздновали выигрыш и принесли картину домой, вы решили добавить к ней маленький штришок. И, конечно, в этот самый момент вы испортили это бесценное произведение искусства. Теперь примените этот пример к нашему уроку и, если возможно, к вашему личному опыту.

 

КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ

 

Вера и дела (Евангелие и Закон) – это два различных пути спасения. Они не могут быть совмещены и их нельзя смешивать.

 

ВЕРА И ДЕЛА

 

Нетрудно понять, почему некоторые возражают против учения о благодати и призывают совершать дела, а не только исповедовать веру. Существует много людей, заявляющих о себе, что они верующие, но их жизнь противоречит собственным заявлениям. Более того, есть множество текстов Писания, которые призывают нас к послушанию и обещают благословения (награду) за послушание. Итак, как же нам разобраться с тем, что иногда выглядит как противоречие?

 

·         Вера – это НЕ то же, что и послушание

 

Важно помнить о том, что спасающая вера – это не то же, что и послушание с целью что-либо заработать, но это получение (принятие) обещанного Богом. В Гейдельбергском катехизисе (О. 21) говорится: «Истинная вера – это... твердая уверенность... что не только другим, но и мне тоже дарованы Господом отпущение грехов, вечная праведность и блаженство». Послание к Римлянам 4:18-21 и Галатам 2:16 предоставляют нам библейское подтверждение такого определения.

7. Почему важно помнить о том, что вера это не то же, что и послушание?

 

·         Послушание, обусловленное верой (добрые дела)

Майкл Хортон однажды сказал: «Мы направляемы целью, а движимы обещаниями». В самом деле, именно Божье обетование Аврааму и святым Ветхого Завета побудило их к жизни посвящения (см. Евреям, 11 гл.), именно Божье обетование спасения через веру стало причиной посвящения Павла (2 Коринфянам 5:14), и именно из-за того, что Бог прежде возлюбил нас, мы любим Его и стремимся угождать Ему (1 Иоанна 4:11:19). В Бельгийском Исповедании веры сказано: «Посему слишком далеко от истины то, что сия оправдывающая вера делает человека нерадивым в провождении жизни набожной и святой, но, напротив, без неё никто не совершил бы чего-либо ради любви к Богу, но лишь из самолюбия или страха пред осуждением» (Артикул 24).

8. Если наша мотивация к служению Богу не исходит из любви к Нему и из искренней благодарности за спасение, данное только по благодати и только через веру, какой будет наша реальная мотивация?

 

·         Бог ожидает добрые дела

Многие заявляют, что учение о благодати вызывает духовную лень. Ничто не может быть более далеким от истины, чем такое утверждение. Если мы вспомним историю, становится очевидным, что христиане-реформаты стремились быть смиренными христианами. Вспомним пуритан! В нашем реформатском катехизисе также приводятся доказательства важности добрых дел. Например, более трети текста Гейдельбергского катехизиса посвящена добрым делам, теме благодарности за дарованную милость Божью. Можно также спросить: «В каких еще церквях, кроме реформатских, читаются и проповедуются Десять Заповедей?» Не секрет, что кальвинизм, с его акцентированием благодати Божьей, не поддерживает лень!

9. Какие причины приводятся в В/О 86 Гейдельбергского катехизиса для обоснования совершения добрых дел?

а.

1)

2)

б.

в.

 

10. Как текст 1 Послания Иоанна 3:7-10 поддерживает и усиливает содержание В/О 86?

11. Почему, согласно Послания к Ефесянам 2:8-10, добрые дела вменяются в обязанность?

12. Прочитайте и примените 1 Послание к Коринфянам 6:9-11 к данной части нашего урока.

 

 

КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ

 

Спасение обретается только через веру, однако истинная вера никогда не остается в одиночестве. Вера побуждает нас к поклонению, любви и служению.

Теперь становится очевидным, почему Иаков мог сказать, что вера без дел мертва. Павел говорит, что мы спасены для добрых дел, а Иисус говорил, что дерево познается по его плодам. Однако есть еще два момента, которые нам необходимо помнить: Бог не только ожидает добрые дела, но Он также и отвергает их и при этом вознаграждает за них! Как всё это совмещается?

 

·         Бог отвергает добрые дела

Когда речь заходит о спасении, нам необходимо помнить, что Бог отвергает добрые дела. Просто еще раз взгляните на Послание к Ефесянам 2:8-9. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Итак, спасение – «по благодати», «через веру». Оно есть «дар», и если вы до сих пор его не обрели, то Бог как будто добавляет: «Читай по губам: не от дел, чтобы никто не хвалился!» Таким образом, первая причина, почему Бог отвергает добрые дела, состоит в том, что спасение есть Его дар и полностью является Его деянием.

Кроме того, Бог отвергает наши так называемые добрые дела, потому что они на самом деле не являются добрыми – все они порочны и несовершенны. Вы действительно в  это верите? Если да, то вам следует просить Бога простить вас за ваши молитвы, за посещение церкви и даже за вашу преданность! Вы когда-либо это делали? Даже наше покаяние порочно – «Господи, я должен просить прощение за свое покаяние!»

13. Какой распространенной ныне фразой описываются в Исаии 64:6 наши так называемые добрые дела?

 

Поэтому, когда речь идет о спасении, Бог отвергает наши добрые дела, потому что даже самые лучшие из них не соответствуют Его требованиям, они не выдержат Его проницательного взора. Утверждая эту истину, Бог все же вознаграждает несовершенные дела Своих детей. Как такое может быть?

 

·         Бог вознаграждает «добрые» дела

Из содержания Библии совершенно ясно, что Бог вознаграждает наши не вполне добрые дела. Иисус сказал: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах...» (Матфея 5:11-12). Или кто может забыть притчу о минах, где говорится, что каждый работник получил по одной мине, а когда хозяин вернулся, то тот, кто приобрел пять мин, был удостоен похвалы и за свою верность получил в управление пять городов. (См. также Послание к Евреям 11:6) Как видим, Бог вознаграждает проявленную верность. Как такое возможно? Если спасение есть дар, а наша праведность – словно запачканная одежда, как тогда определяются награды? В Гейдельбергском катехизисе, В/О 63, содержится простой ответ, который говорит о следующем:

 

 

Ответ Катехизиса напоминает, что Бог есть наш Отец, а не наш начальник. Этим объясняется, почему человеческие несовершенные дела вознаграждаются – они являются даром любви от Его детей. В этом и состоит вся разница. Вы помните, как мама, когда вы были маленькие, прикрепляла рисунки, которые вы рисовали, на холодильник? Эти рисунки отнюдь не свидетельствовали о том, что в семье растет будущий Рембрант. Но мама была рада, что вы объяснили ей, это картина собаки, потому что по неведению она назвала ее лошадью! Она любила и выставляла напоказ эти шедевры, потому что они выражали вашу любовь. Точно так же она хвалила и вознаграждала вас, когда вы удивляли ее, заправляя свою постель. И снова она вознаграждала вас не за то, что постель была похожа на то, как если бы компания по уборке направила к вам бригаду, а потому что это было выражением вашей любви. В этом и состоит разница между заработанной наградой и наградой благодати, разница между наемником и ребенком. Если вы приняли Иисуса как своего Спасителя через веру, вы являетесь дитем Божьим, а не наемным работником с испытательным сроком.

 

 

КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ

 

Бог милостиво вознаграждает наши несовершенные дела, потому что мы – Его дети, верою лишь принявшие Христа.

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. Почему важно понимать сущность и не смешивать понятия «оправдание» и «освящение»?

2. Объясните, почему фраза «нужны дела, а не просто исповедание веры» неверна?

3. В Евангелии от Матфея 25:44 находим вопрос, заданный некими удивленными людьми. Какое отношение он имеет к нашему уроку?

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Ефесянам 2:8-10

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять»

2 Тимофею 2:22

«Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца»

Гейдельбергский катехизис (рекомендуется, но не обязательно)

 

В.60 Как вы оправдываетесь перед Богом?

О. Только истинной верой в Иисуса Христа.

И хотя моя совесть обвиняет меня в том,

что я тяжко согрешил, нарушая все заповеди Господа

и не исполнив ни одной из них,

и поныне склонен ко всякому злу.

Тем не менее,

Бог без какой-либо моей заслуги,

только из милости,

дарует и вверяет мне

совершенное искупление, оправдание и святость Христа.

Все это Он дарует мне, как будто я никогда не грешил

и сам искупил вину,

которую вместо меня искупил Христос.

Я лишь причастен этим дарам,

если принимаю и сердцем, исполненным веры.

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.