25.03.2015
Скачать в других форматах:

Роберт Годфри

Ценность символов веры

Представьте ночное пасхальное христианское собрание в Александрии в 173 году от Р. Х. Юноша, который услышал евангельскую весть об Иисусе Христе, готов принять участие в таинстве крещения. Он был наставлен в христианской вере, а жизнь юноши приведена в соответствие с нормами христианской этики. Он, облаченный в белое одеяние, стоит вместе с другими катехуменами возле водного источника. Епископ и пресвитеры подходят к юноше и спрашивают, во что он верит. Молодой человек произносит выученные им основные положения христианской веры. Остальные кандидаты на крещение произносят аналогичную вероучительную формулу. Этот символ веры, который должны произнести христиане перед своим крещением, был составлен самим епископом несколько лет тому назад как средство для подготовки новых верующих к принятию водного таинства.

Данная вероучительная формулировка была составлена в результате серьезного отношения епископа к предупреждению апостола Павла о том, что в церкви появятся лжеучители, провозглашающие иное евангелие: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян.20:29,30). Епископ понимал, что является блюстителем и пастырем Божьей паствы, обязанность которого защищать вверенных ему Господом овец. Он видел опасности, которыми были окружены члены его общины. Очевидная опасность для паствы таилась в языческом окружении, которое не только отвергало истину об Иисусе Христе как Господе и Спасителе, но и преследовало Его последователей. Кроме того, существовала и другая, менее заметная, на первый взгляд, опасность. Она исходила от тех, кто, называя себя христианами, проповедовал лжеучение. Некоторые утверждали, будто Иисус не был реальным Человеком, и у Него не было настоящего материального тела. Другие заявляли, что Иисус был только Человеком, Который, благодаря сошествию на Него Святого Духа, был наделен необычной силою. Кроме этих ересей существовало огромное количество других. Некоторые лжеучители создали из числа своих последователей общины, которые называли себя истинными церквями Иисуса Христа.

Епископ понимал свою ответственность пред Богом в деле защиты паствы и истинного учения от лжеучителей. Он получал ободрение от слов апостола Павла, который писал: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе» (2 Тим.1:13). Епископ составил «образец здравого учения» или сжатую вероучительную формулировку (Рим. 6:17), в которой в краткой форме излагалось истинное христианское учение.  Этот символ веры был составлен таким образом, что истина в нем не только утверждалась, но и была так ясно сформулирована, что не давала лжеучителям возможности, воспользовавшись ею, истолковывать ее положения превратно. Данная формулировка была неотъемлемой частью наставления в вере, которое преподавалось всем кандидатам на крещение. Краткое изложение вероучительного материала помогало изложить основы веры более ясно и понятно для катехумена, защищало веру от лжеучений, и объясняло миру, в чем состоит суть христианского учения.

Конечно, епископ александрийской общины 173 года – вымышленный персонаж, мысли которого лишь плод моего воображения. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что во втором столетии руководители поместных христианских церквей начали составлять краткие вероучительные формулировки, которые использовались для подготовки кандидатов на крещение. Эти краткие изложения веры представляют собой самые ранние свидетельства возникновения символов веры в жизни Церкви. (Английское слово «creed», которое дословно переводится на русский язык как «кредо» или «символ веры», происходит от латинского слова «credo», которое буквально означает «я верю» или «верую», и было первым словом в латинских символах веры). Эти символы веры составлялись для четкого определения веры, защиты верных, и объяснения миру, в чем состоит суть христианского учения. С течением времени символы веры стали частью обычного церковного богослужения. Поместная община становилась одним целым, единодушно произнося символ веры, выражая тем самым общую веру. В ранний период христианства у каждой поместной церкви был собственный символ веры. Но постепенно, признавая единство с другими ортодоксальными церквями, они приняли общий символ веры. Среди современных евангельских церквей наиболее известен Апостольский символ веры. Составляющие этого символа веры, по всей вероятности, берут свое начало еще в древних крещальных символах второго столетия, хотя данный вероисповедный документ не использовался западными церквями вплоть до девятого столетия.

Апостольский символ веры, по сути, тринитарен. Он исповедует бытие Ипостасей и труд Святой Троицы. Данный символ веры исповедует Отца как Творца, Сына как воплощенного Спасителя и Святого Духа как Того, Кто применяет работу Христа в деле собрания Церкви и спасения.

Наиболее известным символом веры, составленным в первые пятьсот лет существования Церкви, был Никейский символ веры. Это первый символ веры, который был принят всеми ортодоксальными церквями. Никейский символ веры был принят в качестве официального документа на Вселенском Соборе в 325 году от Р. Х. На Соборе в городке Никея рассматривался серьезный богословский вопрос. Арий, служитель александрийской школы, отвергал истину о том, что Иисус – истинный и вечный Бог. Церковь признала необходимым выработать точное определение божественности Иисуса Христа. В результате, появилась знаменитая вероисповедная формулировка: «верую… в Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божьего, рожденного от Отца прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, чрез Которого все произошло на небе и на земле…».

Провозгласив Христа единосущным Отцу, Церковь отвергла суть арианского учения, создав, таким образом, доктринальную лакмусовую бумагу, с помощью которой можно защитить Церковь от этого лжеучения. Никейский символ веры представляет собой незаменимое вероисповедное средство, которое на протяжении многих веков четко и ясно свидетельствовало миру о верности христианской Церкви учению об уникальной и вечной божественной природе Иисуса Христа.

Протестантская Реформация признавала вероисповедные определения древней Церкви. Церкви Реформации (реформаты, лютеране, англикане), в свою очередь, также разработали исповедания веры, дабы выразить собственное понимание Святого Писания. Лютеране составили Аугсбургское исповедание веры. Англикане подготовили Тридцать Девять статей. Пресвитериане разработали Вестминстерские стандарты.

Эти исповедания веры отличаются от древних символов. Они больше как по объему, так и по количеству рассматриваемых тем. Кроме того, из-за большого объема данные исповедания веры невозможно полностью зачитывать на каждом богослужении. В исповеданиях представлены точные определения веры, которые разделяет группа ортодоксальных церквей. В них излагаются основные положения истинной христианской веры о Боге, Троице, а также о Личности и природе Христа. Кроме того, в исповеданиях представлены протестантские доктрины об авторитете Святого Писания, спасении и Церкви. Исповедания веры лютеран, англикан, реформатов и других христиан содержат учения, присущие только им. В таком случае, эти исповедания не только указывают на отличия одной христианской деноминации от другой, но также подчеркивают общую для всех этих групп веру. Например, у церквей, принадлежащих к нидерландской реформатской традиции, есть три вероисповедных документа, которые образуют собой так называемые «Три формы единства». Подобное название указывает на желание этих церквей поддерживать доктринальное единство через обучение этим стандартам. Это значит, что всякий, кто отходит от доктринальных стандартов веры, подлежит применению средств церковной дисциплины. Кроме того, на основании данного факта можно сделать вывод, что в сферах, которые не затрагиваются вероисповедными документами, допускаются различные точки зрения, не мешающие единству церквей. Исповедания веры также предназначены для защиты верующих от лжеучений. В некоторых вероисповедных документах излагаются ложные учения, а затем они опровергаются (например, Каноны Дортского синода, в которых излагается суть ремонстрантского учения, а затем оно разоблачается. –  Прим. перев.). Защита верующих от лжеучений достигается с помощью изложения истинного учения Святого Писания. В исповеданиях веры содержится совокупность библейского учения относительно определенных тем. Посредством такого подхода исповедание не позволяет христианам злоупотреблять Святым Писанием, когда из контекста произвольно вырываются отдельно взятые стихи. Представители разных культов и сект часто ссылаются на библейские тексты, дабы поддержать собственную ересь, и тем самым вводят в заблуждение слушающих. Однако, обращаясь к исповеданию веры и проверяя библейские основания, на которых оно покоится, христианин защищает себя от лжеучения.

В заключение следует отметить, что исповедания объясняют миру, во что верит Церковь. Они представляют собой уникальное толкование Святого Писания группой ортодоксальных церквей. Иногда подобное свидетельство может подвергать христиан опасности. Например, в шестнадцатом столетии кальвинисты Нидерландов изложили основы своей веры в Бельгийском исповедании веры. Это исповедание веры было переброшено через городскую стену как объяснение реформатского учения католическим властям города. Автор этого документа Гвидо де Бре впоследствии погиб как мученик за веру. В наши дни исповедания веры обычно не подвергают христиан такой опасности, однако продолжают выполнять возложенную на них задачу – объяснять любому желающему, во что верит Церковь. Церкви представляют собой общины веры, доктринальное содержание которых – неотъемлемая составляющая этой веры.

Богатство библейского и богословского материала, изложенного в исповеданиях и символах веры, делают их идеальными учебными пособиями в наших церквях. Однако слишком часто современные христиане откровенно пренебрегают ими. Одни считают их слишком доктринальными, другие чересчур непрактичными и не совсем актуальными. Тем не менее, нет ничего более важного для христиан, чем ясно понимать евангельскую истину. Все принимаемые нами практические решения о том, как нам следует поступать, зависят от нашего познания Бога и Его воли. Вот почему исповедания веры представляют собой неоценимый источник для понимания истины, защиты от лжеучений и объяснения миру, в чем состоит суть христианской веры.

В. Роберт Годфри

Впервые данная статья была опубликована в журнале Tabletalk в июле 1989 года.

Роберт Годфри

Доктор В. Роберт Годфри является президентом и профессором Церковной истории в Вестминстерской Богословской Семинарии, Калифорния. Получил образование в Стэнфордском Университете и Богословской Семинарии «Гордон-Конвелл». Доктор Годфри также является редактором «Чрез Слово Христово» (Пресбитериан энд реформед) и соредактором «Теономия: Реформатская Критика» (Зондерван).

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.