25.03.2015
Скачать в других форматах:

Дэвид М. ВанДрунен

Потерянный рай

Во второй главе Послания к Евреям автор подчеркивает, что Бог назначил управлять землей не ангелов, а людей (ст. 5), в качестве доказательства ссылаясь на Псалом 8: «Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его» (Евр.2:7,8). Далее, движимый Духом Святым, автор Послания к Евреям делает заявление, которое настолько же очевидное, насколько и глубокое: «Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено» (Евр.2:8). Очевидность данного утверждения заключается в том, что мы, люди (и с этим согласится каждый), наполнили наш мир несправедливостью, всевозможными страданиями и смертью. Глубокий смысл данного утверждения состоит в том, что существующее положение вещей не является естественным для рода человеческого. Бог создал нас по Своему образу и подобию. Он наделил нас удивительными способностями, дал замечательное поручение управлять всем миром, а также даровал надежду на жизнь вечную. Таким образом, утверждение: «Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено» указывает на глубокий трагизм положения человеческого рода. Что же произошло? Как человеческие существа, наделенные таким высоким положением, оказались в трясине горя и страданий, и почему окружающий нас мир пребывает в таком плачевном состоянии?

Если мы признаем глубину нашего падения, тогда нам следует также вспомнить, с какой вершины мы ниспали. Полнота библейского свидетельства предполагает, что образ Божий в творении взаимосвязан с несколькими сопутствующими ему понятиями. Протестантское богословие часто описывает образ Божий как состоящий из трех основных качествзнания, праведности и святостиссылаясь в доказательство на очевидные тексты Святого Писания. Например, Еф. 4:24 объясняет, что во Христе мы обретаем «истинную праведность и святость», а Кол. 3:10 говорит о христианине, который, «облекшись в нового,… обновляется в познании по образу Создавшего его».  Рассматривая первые главы книги Бытия, мы замечаем, что знание, праведность и святость были качествами, которыми Адам не просто должен был обладать, но использовать их. Из первого утверждения о творении человека видно, что сотворение по образу Божьему влечет за собой задачу: «… сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1:26). В первой главе книги Бытия представлено описание Бога как суверенно владычествующего над сотворенным мирозданием. Поэтому нет ничего удивительного в том, что созданные по Божьему образу и подобию должны также владычествовать над землей, пребывая под Его властью. После этого утверждения следует упоминание о сотворении человека, «мужчины и женщины» (ст. 27). Кроме повеления владычествовать над землей, Бог дополнительно заповедует людям: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте

над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28). Как Бог, согласно описанию первой главы книги Бытия, плодотворно трудился над созданием всего многообразия жизни, появившейся из ничего, так и Его образ должен плодиться, размножаться и наполнять землю.

Что же мы утратили после грехопадения? В третьей главе книги Бытия говорится о том, что Божье проклятье, поразившее Адама и Еву, касалось именно их цели пребывания на земле. В Бытии 1:27–28 Бог повелел им, как мужчине и женщине, плодиться и размножаться и наполнять землю, а в Бытии 3:16 Он обращается к Еве со следующими словами: «… умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». В Бытии 1:26 и 28 Бог призывает их владычествовать над каждым существом, населяющим землю, а в 3:17–19 Он утверждает, что теперь они все свои усилия будут направлять на добывание насущного хлеба из каменистой почвы, пока эта земля не заберет их назад к себе: «… проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Какой иронический поворот событий! Падшие человеческие существа обречены на жалкое и бессмысленное существование в стремлении исполнить именно то Божье повеление, которое Он первоначально дал человеку как Своему образу и подобию. В конце этой жизни их ожидает вечная смерть. Как же нам, в таком случае, описать положение человечества и сотворенного мироздания после грехопадения? Святое Писание дает нам один очень важный ответгреховная закваска полностью поразила человеческую природу, не оставив нам абсолютно никакой возможности нравственно угождать Богу. Второй также очень значимый библейский ответ заключается в том, что в результате Божьего проклятия жизнь и деятельность всего мироздания не соответствует первоначальному замыслу. Греховная природа человека и искаженное мироздание объединяются, представляя собой известный нам с вами мир – мир страданий и трагедий. Мы рассмотрим вкратце оба этих фактора.

Во-первых, по причине грехопадения человеческая природа была поражена грехом. Апостол Павел, как мы отметили ранее, говорил об образе Божьем как о знании, праведности и святости. Каково же мнение апостола относительно падшего человечества? «… нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога» (Рим.3:10,11). Уже на первых страницах библейского откровения повествуется о том, насколько глубоко и действенно грех поразил человеческую природу: «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5). Полнота природы греха постоянно проявляется во всех злых намерениях и деяниях людей. Следует отметить, что Бог дарует миру общую благодать, посредством которой Он сдерживает грех, дабы тот не проявился во всей своей полноте. Все люди, даже те, кто не знаком со Святым Писанием, «знают Бога», благодаря Его откровению в мироздании (Рим. 1:20–21), и собственной совести, которая свидетельствует о Его законе (2:14–15). Таким образом, Бог поддерживает определенный уровень правосудия в нашем мире, позволяя людям выполнять обычные задачи (Быт. 9:1–7). Но все это не дает грешным людям духовную пищу. Хотя невозрожденный человек и способен выполнять определенные действия, которые внешне соответствуют Божьему закону, тем не менее, яд греха, пребывающий в нем, не дает абсолютно никакой возможности по-настоящему угодить Богу. Апостол Павел очень ясно говорит об этом в Рим. 8:7–8: «потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему, живущие по плоти Богу угодить не могут». В таком случае, нет ничего удивительного в словах нашего Господа Иисуса Христа: «… истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин.3:3).

Во-вторых, проклятие греха распространилось на все сотворенное Богом мироздание. Рассматривая третью главу книги Бытия, мы отметили, что земля, которая в Эдемском саду была крайне плодородной, после грехопадения стала тернистой и каменистой. Человеческое тело, созданное для работы и воспроизводства потомства, отражая образ своего Создателя, теперь трудится в поте лица и рожает в болезни. Человек болеет, становится немощным, умирает и превращается в тлен. Однако и в данной области бытия действует общая благодать Бога. Псалмопевец напоминает нам о том, что «небеса проповедую славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 19:1). Но апостол Павел указывает еще на один аспект этого возвещения: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим.1:18). Само творение свидетельствует о Божьем гневе и суде. В восьмой главе Послания к Римлянам Павел сравнивает творение с женщиной в состоянии родовых схваток, тем самым, проводя тематическую взаимосвязь с третьей главой книги Бытия, «потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим.8:20-22). Наблюдая наводнения, пожары, засуху, торнадо, землетрясения и ураганы, которые сметают все с лица земли, как часто нам следует вспоминать о том, что окружающий нас мир не соответствует первоначальному замыслу Бога. Его гнев и проклятие тяжким грузом лежат на всем творении.

В начале этой статьи мы приводили ссылку на вторую главу Послания к Евреям, в которой дано следующее напоминание: «ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено» (Евр.2:8). Это действительно так. В то же время, нам не следует забывать, что главная мысль этой главы заключена в следующих словах: «но видимувенчан силою и честью Иисус» (ст.9). Кроме того, мы никогда не должны забывать о том, что Павел, обсуждая вопрос стенаний творения в восьмой главе Послания к Римлянам, говорит: «стенает с надеждою» (ст.20). Стенание творения и плачевное положение человекаэто еще не конец истории. Они представляют собой первые, трагические главы истории, благодаря которым становится понятным смысл славных заключительных глав.

Дэвид М. Ван-Друнен

Впервые данная статья была опубликована в журнале Tabletalk

 в декабре 2008 года.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.