30.03.2014
Скачать в других форматах:

Деннис Джонсон

Послание к церкви в Ефесе

 

Первой христианской общиной, к которой обращается Иисус Христос в книге Откровения, была церковь города Ефеса. Кроме того, в Новом Завете об этой церкви упоминается больше, чем о какой бы то ни было другой. Эта церковь была основана апостолом Павлом во время его непродолжительного пребывания в Ефесе. Духовно взращивали ее соработники Павла,          Акила и Прискилла, а впоследствии и такой одаренный толкователь Святого Писания как Аполлос (Деян. 18:19-28). Впоследствии Павел возвратился в Ефес и пробыл в этом городе три года, занимаясь служением. Эти годы были отмечены победой Христова Евангелия и Духа над бесовскими силами и коммерческими интересами, напрямую связанными с всемирно известным храмом Артемиды Ефесской (19:1–41). Покидая Ефес и прощаясь  со старейшинами церкви этого города,  Павел призвал их быть бдительными в деле защиты Божьей паствы от «лютых волков» и ложных пастырей (20:29–30). В более поздние годы апостол, находясь в заключении, призывал эту церковь к «… единству веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф.4:13,14). Павел подчеркивал важность богословской проницательности для христианской церкви: «Никто да не обольщает вас пустыми словами» (Еф.5:6).

В откровении апостолу Иоанну Господь Церкви представил Себя как: «… Держащего семь звезд в деснице Своей, Ходящего посреди семи золотых светильников» (Откр.2:1), Который руководит Своими поместными церквями и пребывает в них Духом Святым, в то время как они освещают светом Евангелия мир, пребывающий в духовном мраке. Давая оценку каждой церкви, Иисус отмечает много положительного в Ефесской общине. Эта церковь серьезно отнеслась к предупреждению Павла о хищниках извне и лжецах внутри общины. Поэтому Господь хвалит ефесскую церковь за ее богословскую проницательность в выявлении лжеапостолов (ст.2) и отказ терпеть николаитов, поведение которых ненавистно Ему Самому (ст.6). Еретические воззрения секты николаитов были, вне сомнения, хорошо известны церквям первого столетия, однако в наши дни определить их суть крайне затруднительно. На основании укора, сделанного Иисусом Христом Пергамской церкви (которая, в отличие от Ефесской церкви, пренебрегла своим учением), можно сделать вывод, что николаиты, подобно Валааму, жившему задолго до них, обольщали народ Божий положительным отношением к сексуальной распущенности и к идоложертвенным празднествам (ст.14-15).

Нежелание ефесских христиан терпимо относиться к практике николаитов может указывать еще на одно качество, за которое они получили похвалу от Господа. За Имя Иисуса они претерпели страдания, став отщепенцами в глазах общества, экономическая жизнь которого напрямую зависела от процветающего религиозного туризма и банковской деятельности, благодаря храму богини Артемиды и статусу Ефеса как центра оккультных наук (см. Деян. 19:19-41). Отказ от участия в языческих фестивалях, проходивших под патронатом торговых гильдий Ефеса, мог повлечь за собой финансовый крах для жителей этого города. Тем не менее, христиане Ефеса «много переносили и имели терпение, и для имени Моего трудились и не изнемогали» (Откр.2:3). Однако, даже в такой «отстаивающей истину» общине нашелся недостаток: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр.2:4). Некоторые считают, что под «первой любовью», которую оставила Ефесская церковь, подразумевается верность Христу. Однако, в отличие от пошедших на компромисс церквей Пергама, Фиатиры, Сардиса и Лаодикии, Ефесскую общину нельзя обвинить ни в заигрывании с соперниками Господа, ни в охлаждении рвения служить своему Царю. В таком случае, было бы лучше предположить, что «первая любовь», которую оставила Ефесская церковь, это любовь друг к другу. Апостол Павел учил членов этой общины тому, что их здоровье как Тела Христова зависит от того, как они «будут говорить истину в любви» (Еф. 4:15). По всей видимости, на основное качество – «в любви» – ефесяне перестали обращать внимание, занимаясь ревностной защитой веры. Несмотря на то, что слова ефесян соответствовали Слову, тем не менее, они не творили «прежние дела» (Откр. 2:5).

Сохранять равновесие между истиной и любовьюпостоянная обязанность искупленных грешников, которые склонны бросаться из одной крайности в другую. Слишком часто церкви и их руководители либо отстаивают библейскую истину ревностно, но без любви, либо поддерживают видимость единства и любви в ущерб истине. Конечно, когда истина Евангелия действительно проникает в наши сердца, она приносит плодлюбовь к окружающим. Подобным образом, любовь к Господу способна вырасти только на плодородной почве верности Божьей истине. Отрезвляющее предупреждение Иисуса о том, что  светильник может быть сдвинут в любящей истину Ефесской церкви, которая ревностно свидетельствует об истине в языческом окружении, показывает, насколько серьезно Он относится к призыву о тесной взаимосвязи между доктринальной верностью Святому Писанию и жертвенной любовью к святым.

Однако Его последнее слово представляет собой не угрозу, а обетование. Обращаясь не к одной церкви, а ко всем, Господь дает обещание «побеждающим». Таким образом, победа над лукавым включает в себя верность Христовой истине и пламенную любовь к Его семье. Таким победителям израненное, но побеждающее Семя жены открывает врата Божьего рая, даруя плоды от дерева жизни тем, кто говорит истину в любви (2:7).

 

Дэнис Е. Джонсон

 

Впервые данная статья была опубликована в журнале Tabletalk

 в мае 2009 года.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.