30.03.2014
Скачать в других форматах:

Э. Фитцпатрик

Христианское воспитание детей

У Элли был трудный вечер. Однажды она уже была наказана за то, что дала пощечину одному из сыновей пастора, и теперь она опять сделала это. На этот раз затрещину получил ее брат. Ее мама была огорчена и расстроена. Сердитая и пристыженная Элли сидела в своей комнате, уныло ожидая наказания.

Когда  мама подошла, чтобы поговорить с дочерью, Элли закричала: «Я не заслуживаю общения со своими друзьями!».

Что бы вы на это сказали?

Почти все родители на этой планете проводили беседу с ребенком о том, что ни на кого нельзя поднимать руку. Для верующих родителей вопрос заключается не в том, следует ли наказывать за такое поведение, а в том, какой способ наказания Писание предлагает в этом случае. Точнее, вопрос должен звучать так:  «Чем мое воспитание отличается от воспитания мормонов – моих соседей, живущих на этой же улице?»

В одном из двух прямых повелений о воспитании, которые находятся в Новом Завете, Павел пишет: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефес. 6:4).

Целые книги были написаны на основании этого стиха о том, как отцам не раздражать своих детей, и в чем состоит наказание и наставление. Но во всех своих исследованиях этого стиха мы, возможно, пропустили самые важные слова – «наставление Господне». Эта фраза потрясла ранних читателей Павла, потому что эфесские родители  воспитывали своих детей, опираясь на учение греческих философов о наказании и наставлении. Павел говорит нам, родителям-христианам, что нам следует воспитывать детей в учении и наставлении Господнем. Как же это следует понимать?

Прежде всего, воспитание «Господне» связано с благодатью. Благодаря тому, что «у Господа спасение» (Иона 2:10), мы знаем, что сами мы не способны изменить сердца наших детей или заставить их уверовать. Поэтому, вместо того, чтобы излишне опекать своих детей, манипулировать ими, беспокоиться о них и настаивать на своем, мамы и папы христиане могут просто положиться на Божью благодать, радоваться со своими детьми, не пытаясь делать то, что может сделать только Дух Божий.

Христианское воспитание предполагает искренность. Как христиане мы знаем, что мы грешники. Когда речь идет о праведности перед Богом, мы никого в ней не превосходим, и наших детей в том числе. Мы никогда не должны удивляться: «Почему мой ребенок так поступил?» Нам известен ответ: он или она являются детьми грешника. Учение говорит, что нам не следует воевать со своими детьми, а, наоборот, вместе с ними нам надо бороться с грехом. Мы не должны бороться со своими детьми, но вместе с детьми мы должны бороться с грехом и неверием.

Родители христиане знают, как действует Божий закон в жизни их детей. Божий закон заставляет их почувствовать потребность во Христе, он учит верующих детей, как отвечать на благодать, которую они получили, и делает их искренне благодарными за нее Иисусу.Но закон не делает их лучше. На самом деле, закон не может сделать их хорошими, и мы должны прекратить ожидать от него этого. Только праведность Христа может заслужить благословенную оценку: «Ты хороший».

Если наше воспитание действительно является христианским,  указывает на Божье Слово и подчиняется ему, тогда нам следует молиться. Мы нуждаемся в молитве, потому что нам нужна помощь в том, чтобы соединить Евангелие с повседневной жизнью наших детей. Никто из нас не достиг в этом совершенства.

Родителям христианам следует избегать морализаторства и манипуляций, говорить надо только о крови и праведности Иисуса. Мы должны преподнести детям Евангелие милостиво, но непреклонно, так, чтобы они поняли, что Бог благ. Он именно такой, благой Бог, каким Себя являет. Любите их, учите их, рассказывайте им об Иисусе.

Теперь давайте вернемся к нашему эпизоду. Элли заявила: «Я не заслуживаю общения со своими друзьями». Как бы Евангелие преобразовало ответ ее мамы?

Хотя  в тот момент мама не думала о Евангелии и не хотела наказывать дочь, лишив ее общения с  друзьями, не собиралась она и говорить с дочерью об Иисусе, но Господь использовал слова Элли, чтобы смягчить ее сердце.

«Ты права, Элли. Ты не заслужила общения со своими друзьями. Я тоже. Я была злой и не знала, что с этим делать. Я тоже не заслужила подарка от Бога. Но Бог такой добрый, Он дает нам то, что мы не заслужили. Он дает нам Свою милость. Ты знаешь, что такое милость, малышка?»   Элли отрицательно покачала головой. Нет, она не знала, что такое милость.

«Милость – это когда Бог проявляет к тебе Свою доброту даже тогда, когда ты заслуживаешь наказания. А благодать – это когда Бог одаряет добром, которое ты никогда бы не заслужила, даже если бы была очень хорошей. Бог может излить на нас Свою благодать, потому что Его Сын никогда никого не ударил. Он может одарить нас Своей милостью, потому что Его Сын пострадал вместо нас. Иисус сделал возможным для тебя и для меня испытать Божью милость вместо наказания. Разве Он не чудесный?»

«Ты заставляешь меня плакать», – прошептала Элли сквозь слезы.

«Да, Божья милость заставляет меня плакать тоже, – ответила ее мама. – Давай вместе помолимся, чтобы Господь помог нам обеим помнить благодать, которую Он излил на нас сегодня вечером».

После наставления и молитвы  Элли обняла свою маму и сказала: «Мамочка, теперь я знаю, что Бог действительно любит меня».

Христианское воспитание –  это не новый метод. Это проповедь Евангелия, которое вы знаете.

 

Элайс Фицпатрик

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.