30.03.2014
Скачать в других форматах:

Уильям Баркли

Секрет довольства

Секрет довольства

 

Уильям Баркли

 

Довольство представляет собой одну из наиболее труднодостижимых христианских добродетелей. Приблизительно четыреста лет тому назад Джеремая Барроус говорил о христианском довольстве как о «редкостной жемчужине». Можно смело утверждать, что довольство непопулярно в наши дни так же, как во времена жизни Барроуса. Кроме того, оно также является одной из самых ключевых добродетелей. Довольный своей жизнью христианин лучше остальных осознает Божье владычество и пребывает в нем. Довольный своей жизнью христианин доверяет Богу, имеет чистое сердце и больше всего желает, чтобы Бог употребил его как только Ему будет угодно.

 

Мы живем в мире, который порождает недовольство. На каждом шагу нам напоминают о том, что для того, чтобы стать счастливым, необходимо иметь больше вещей, меньше морщин, лучше отдых и меньше проблем. Но, в конечном счете, основная проблема – это греховное человеческое сердце. Мы часто недовольны своей работой, брачными отношениями, своими церквями, семьямибольшинством сфер нашей жизни. Очень легко утратить надежду на то, что мы когда-либо сможем достичь довольства. Но Библия учит нас не только тому, что мы должны быть довольны (Евр. 13:5), но она также говорит о том, что мы можем быть довольны.

 

Именно об этом пишет апостол Павел в  главе 4 Послания к Филиппийцам:

«Ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (ст. 11-13).

 

Дважды в этом отрывке Павел говорит о том, что он «научился» быть довольным. Довольство не приходит естественным путем в греховное человеческое сердце. Мы нуждаемся в Божьей благодати, чтобы она укрепила нас и изменила наши сердца. Но на нас также возлагается ответственность самим учиться быть довольными. Это требует усилий.

 

Однако тот факт, что Павел говорит о «секрете» или «тайне»[1] довольства, указывает не только на то, что довольство не приходит естественным путем, но также и на то, что само стремление к довольству абсолютно противоречит человеческому образу мышления. Например, чаще всего окружающий мир учит тому, что для достижения мира в своей жизни необходимо избегать сложных ситуаций, которые являются причиной неприятностей или же не приносят удовлетворения. Но Павел ясно указывает на то, что он научился быть довольным как в хороших, так и в плохих жизненных ситуациях, включая пребывание в тюрьме, откуда он и написал это послание. Кроме того, мирской образ мышления относительно довольства и материальных вещей кардинально отличается от христианского. Мышление «чем больше, тем лучше» учит тому, что для достижения удовлетворенности жизнью нам необходима либо какая-то вещь, либо какое-то приспособление. Кроме того, существует мирское мышление под названием «простота жизни», которое гласит, что удовлетворенность приходит благодаря избавлению от вещей и жизни в скудости. Однако Павел говорит, что он научился быть довольным, когда насыщался и когда терпел голод, в изобилии и в скудости. Хотя в понимании того, что мы не должны постоянно стремиться к земным вещам, есть некая библейская истина, исключительно простой образ жизни не гарантирует наличие у человека довольного сердца.

 

По иронии судьбы в большинстве случаев наибольший «секрет» довольства заключается в том, что для его достижения мы должны быть исполнены недовольства. Как говорит Барроус, удовлетворенный своей жизнью христианинэто «самый довольный человек во всем  мире, и в то же время, самый неудовлетворенный человек в мире». Если мы вспомним главу из Послания Павла к Филиппийцам, которая предшествует классическому отрывку о довольстве в  главе 4, то увидим в ней выражение решительной неудовлетворенности апостола:

 

«Не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:12-14).

 

Абсолютно противоположно довольству, которое Павел описывает в  главе 4, недовольство, о котором говорится в  главе 3, и оно является необходимой составной частью истинного христианского довольства.

 

Обратите внимание на то, что довольствоэто не самоуспокоенность. По сути, довольство требует святого честолюбивого стремления. Что это за святое честолюбивое стремление? Для того чтобы правильно понять значение слов Павла, когда он говорит о том, что чего-то не «достиг» (3:12), нам необходимо обратиться к  стиху 10: «…чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его». Довольный своей жизнью христианин знает Христа, но несмотря на это, он неустанно стремится лучше познать Его. Это познание Христа приходит через Слово, молитву и поклонение. Оно также приходит через активное служение, которое Павел как раз и описывает в этих стихах. В своем служении Павел желает познать силу Христа, разделить страдание Христа, которое грядет на Его рабов, и уподобиться Христу в Его смертиумереть для себя и самоотверженно посвятить свою жизнь служению.

 

Барроус заявляет: «Сердце, открытое для Бога, не может быть наполнено ничем иным как только Богом». Именно в этом, в конечном счете, и заключается «секрет довольства»: знать Христа, но стремиться познавать Его еще больше во всех сферах своей жизни. Когда мы знаем Его и стремимся еще больше познать Его, мы становимся подобными Ему. Когда мы знаем Его и стремимся еще больше познать Его, мы покоимся в Его Провидении и заботе, а также откликаемся на Его призыв к нам – стремиться исполнять не свои планы, но довольствоваться Его замыслом для нашей жизни.

 

Нас ободряет тот факт, что добродетель, приобрести которую нам самим не под силу, все-таки, является достижимой. Подобно Павлу мы можем «все в укрепляющем Иисусе Христе».

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.