01.12.2014
Скачать в других форматах:

Уоррен Ламмерс

Цена обладания. Часть 1.

УРОК 5. Совершенное Божье равновесие

БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: Второзаконие 7:6–11; Бытие 1-3

Бог всегда верен и милостив, справедлив и гармоничен. Наш Бог есть Бог справедливости и милосердия. Будучи справедливым, Он никогда не обвиняет нас в том, в чем нет нашей вины. Тем не менее, Бог не может делать вид, что все идет хорошо, если мы виновны. И в то же время Он и милостив. Он великодушно простирает Свою милость и прощение к людям, погибающим в грехе. Его справедливость и Его милосердие всегда пребывают в совершенной гармонии. Второзаконие 7:6-11 указывает на прекрасную и величественную гармонию между Божьим милосердием и справедливостью. Наш сегодняшний урок, День Господень 4, также обращается к вопросу о том, как справедливость Божия сочетается с  Его милосердием.

 

ЕГО СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ЕГО МИЛОСЕРДИЕ

Многие игровые площадки в школах и парках оснащены разного вида качелями. Хотя они имеют очень простую конструкцию (длинная доска на шарнирной оси), двое детей могут часами веселиться, поочередно поднимаясь и опускаясь. Однако  очень трудно будет удерживать баланс. Если бы оба ребенка сидели неподвижно, эта длинная доска смогла бы  некоторое время держать равновесие. Но сидеть неподвижно час  – это нечто невозможное для детей.

Наш Бог сохраняет совершенный баланс между Своей милостью и справедливостью на протяжении всей вечности. Год за годом, столетие за столетием Бог удерживает святую «доску» этих «качелей» абсолютно ровной, без колебаний. Он никогда не позволяет Своей милости превзойти Свою же справедливость, и наоборот. Бог поддерживает абсолютную гармонию. Однако миллионы людей предполагают, что Божья справедливость и милосердие совершенно несовместимы, так что Он отдает предпочтение чему-либо одному над другим.

Некоторые люди полагают, что Божье милосердие значительно превосходит Его справедливость. Они считают, что Бог должен быть чрезмерно милостивым, крайне великодушным,   добродушно-снисходительным Богом. Если люди думают так, они рассматривают Его как божественного благодетеля, сидящего на небесах, который раздает живущим на земле людям благословения, подобно тому, как клоун сидит сверху на пожарной машине во время парада и бросает конфеты детям. Они считают, что Бог может время от времени шутить о том, что Он не обращает внимания на грех, и практически закрывает глаза на то, что люди согрешают. Они говорят: «Бог — Он добрый!»

Другие же люди полагают, что Бог «наклоняет» Свои «качели» в противоположном направлении. Эти люди рассматривают Бога как саму справедливость, с очень незначительным милосердием. Когда они думают о Праведном Судии, то сразу же сосредоточиваются на Его справедливости и праведности. Если они согрешают, их первая мысль не о молитве к милосердному Богу, а страх перед божественным наказанием. Если такие люди случайно допускают грязные мысли, сквернословие или же совершают греховные поступки, им на ум сразу приходит мысль о возмездии. Такие люди могут разочароваться в Божьей милости. Так как они знают, что не могут жить святой жизнью согласно требованиям Бога, они часто живут в унынии, подавленности и с чувством вины.

Оба этих взгляда ошибочны. В Боге характеристика Его милости гармонирует с характеристикой Его справедливости. Его совершенная справедливость всецело уравновешивается Его совершенным милосердием.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1.    Каковым было Божье намерение, когда Он принял решение искупить Израиль (Втор.7:6)?

 

2.    Какие причины избрания Богом израильского народа перечислены в стихах 7 и 8?

 

3.    Что говорит стих 10 о Божьем воздаянии тем, кто ненавидит Его?

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Второзаконие 7:9-11

«Итак, знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов, и воздает ненавидящим Его в лице их, погубляя их; Он не замедлит, ненавидящему Его самому лично воздаст. Итак, соблюдай заповеди и постановления и законы, которые сегодня заповедую тебе исполнять».

 

ЭТО НЕ ОШИБКА БОГА!

Гейдельбергский катехизис

В.9 Не значит ли это, что Бог несправедлив к человеку,

требуя он него в Своем Законе того,

что тот исполнить не в состоянии?

 

О. Нет, ибо Бог создал человека способным исполнить его.[27]

Но человек сам, по наущению дьявола[28]

и собственному непослушанию,[29]

лишил себя и весь род свой этих даров.[30]

 

Желание обвинить кого-либо другого  было во всех поколениях человеческого рода. В Эдемском саду  Адам пытался переложить свою вину, указывая пальцем на свою жену. Ева пыталась оправдать свои действия, обвиняя сатану. Сатана, конечно же, не имел никого, на кого бы он мог показать пальцем, поэтому он ничего не говорил (Быт. 3:1-24). Повсеместно в обществе, и даже в нашей собственной жизни, намного легче обвинить кого-либо другого, нежели принять должную ответственность и признать свою вину, когда знаешь, что сам поступил неправильно.

На протяжении  последних двух уроков мы изучали вопрос духовной нищеты в жизни человека, ставшую причиной греха в мире. В нашем последнем уроке В/О 8 сообщает, что «мы склонны ко всякому злу... если только не возродимся Духом Господним». Сегодня в В/О 9 мы увидим обвиняющий перст человека, указывающий на Бога. Мы слышим скрипучий, едва различимый голос, который злобно нашептывает нам: «Возможно, Бог совершил ошибку». «Не значит ли это, что Бог несправедлив к человеку, требуя он него в Своем Законе того, что тот исполнить не в состоянии?» Возможно, вопрос предполагает, что Бог должен снизить уровень Своих требований. Бог знает, что человек не в состоянии достичь необходимого стандарта. Как подкупленный профессор, ставящий незаслуженные оценки, не смог бы Бог просто поставить неуспевающему студенту высокую оценку? Это лучшее, чего тот бы мог ожидать!

Ответ вполне ясен. Адам и Ева были некогда совершенными и способными поступать свято и праведно. Однако в безрассудном неповиновении они лишились такой способности. Они похитили у самих себя и у своих потомков этот дар. Да, в некотором смысле это ужасно несправедливо. Некоторые последствия чрезвычайно плачевны. Если богатый человек, имея два миллиона долларов, которые перешли бы его детям по наследству,  выбросит их, дети останутся без средств к существованию. Если его пристрастие к казино поглощает все сбережения, дети пожинают плоды такого поведения. Им придется  обходиться без всего того, что отец потерял. Во множестве случаев дети принимают на себя главный удар от ущерба, который может быть вызван грехами родителей: алкоголизмом, банкротством, бытовым насилием, разводами или самоубийствами. В случае с первородным грехом наш «прародитель» Адам вверг все человечество в беспросветную нищету, ибо его дети приходят в мир обремененными первородным грехом.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

4.    Подтвердите следующими отрывками, что первоначально человек имел возможность выбирать и способность исполнять закон:

а. Бытие 1:31;

б. Бытие 2:15-17;

в.  Иакова 1:17.

 

5.    Находясь вне Христа, имеем ли мы и сегодня способность все еще делать добро? Объясните ваш ответ в свете Послания к Римлянам 1:20-21.          

 

6.    Если дьявол ставит вам ловушку, и вы впадаете в искушение, кто в этом виновен? Сравните с Посланием Иакова 1:13-15.

 

7.    Строка 3 в Ответе на Вопрос 9 имеет концевую ссылку на Бытие 3:6. Взгляните на этот стих и ответьте на вопросы:

а. как вы считаете, поступила ли Ева по «собственному непослушанию»?

б. кто был более виновен в первородном грехе – Адам или Ева?

 

8.    Строка 4 говорит, что Адам «лишил себя и весь род свой этих даров».

а. Как вы считаете, это было справедливо?

б. Назовите другие ситуации, когда дети страдают из-за пагубных поступков родителей.

 

 

КОГДА БОГ ДОЛЖЕН КАРАТЬ

 

В Дне Господнем 4 перед нами встают следующие два вопроса относительно Божьей справедливости и милосердия, относительно гармонии и равновесия между ними.

 

Гейдельбергский катехизис

В.10 Оставляет ли Господь безнаказанным такое непослушание и отступничество?

О. Никоим образом,

Он страшно разгневан

нашим первородным грехом

и другими грехами, которые мы творим.

И, будучи Праведным Судьей,

воздаст за них судом праведным, во времени и вечности,[31]

ибо Он сказал: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в Книге Закона (Гал. 3:10).[32]

 

Справедливо будет сказать, что существует два типа греха, которым мы все поражены: первородный грех и личный грех. Мы приходим в мир с грехом, который запятнал нас генетически. У зебры может родиться только зебра. Подобно и наши грешные родители могли родить только грешных детей. Как  хорошо известно, мы приходим в мир не невинными «ангелочками». Появляясь на свет, мы приносим с собой способность умножать собственный багаж грехов с удивительной скоростью. Мы оскорбляем нашего святого безгрешного Бога поразительным образом.  Оскорбляем мыслями, словом, поступками. Кроме того, инфекция греха просачивается в каждую часть нашего существа, как зараженная кровь при лейкемии пульсирует в каждой клетке  тела. Это  РЕАЛЬНАЯ проблема! 

День Господень 10 утверждает, что Бог справедливо наказывает грех «как во времени, так и в вечности». Скорое и внезапное возмездие иногда отчетливо демонстрирует, как Бог реагирует на человеческий надменный грех. Я знал человека по имени Билл; однажды воскресным днем он находился с дружками в баре небольшого города. Они  хвастались  своей физической силой. Уже выходя, Билл согнул руку, показывая бицепс, и хвастливо заявил: «Я настолько крут, что даже Бог Всемогущий не сможет победить меня!». Через две мили езды по тихой сельской дороге у него лопнуло колесо в автомобиле. Машину понесло на обочину. Восемнадцать ударов о рулевое колесо. Смерть наступила мгновенно. Билл ошибся. Бог оказался сильнее.

Как правило, Бог не наказывает так быстро и радикально. Он преимущественно применяет дисциплину, идя путем медленных «постепенных» наказаний, потому что Господь хочет, чтобы люди раскаялись и уверовали в Него. Однако если люди упорно не раскаиваются, так как Бог медлит с наказанием, не реагируя на  неоднократное применение дисциплины на протяжении ряда лет, или же на внезапное и суровое вмешательство в жизнь людей, тогда наш Бог справедливости может не найти иной альтернативы. Для тех, кто не раскаивается в своих грехах до своего последнего вздоха, справедливость требует наказания греха в аду. Если временные исправления на земле не приводят к обращению, должно последовать вечное наказание. Те, кто отказывается покориться Божьей доброте, милосердию или дисциплине, в конце концов, попадают туда, где Бог навеки оставляет их, где нет возможности раскаяться, где огонь не гаснет и где червь не умирает. Хотя Бог иногда наказывает грех уже на земле, однако не за все грехи, преступления и нечестивые поступки люди получают возмездие на земле.

Что можно сказать о христианах? Если вы принадлежите Господу по вере во Христа, то ваш Господь Иисус уже понес ваше наказание. Он с готовностью взял на Свои плечи ваш грех, вашу вину, ваше вечное наказание. Он спустился в преисподнюю, чтобы поднять  вас к вышним небесным обителям. Евангелие Иисуса Христа – как отчаянно все мы нуждаемся в нем!

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

9.    Объясните, почему Бог не позволит, или не сможет позволить неповиновению остаться безнаказанным?

 

10. Что следующие отрывки говорят о Божьем гневе за грех?

а. Псалом 5:4-6

б. Наум 1:8

в. Псалом 2:4-5

г. Псалом 2:12

д. Псалом 103:8

е. Римлянам 1:18

ж. Ефесянам 5:6-7

 

11. Ответ 10 Дня Господня 4 говорит, что Бог «гневается за грех, в котором мы рождены». Верно ли это? Сравните с Исход 20:5, 34:7, Второзаконие 5:9.

 

12. Перечислите библейские примеры о том, как Бог иногда наказывает грехи немедленно:

а. Левит 10:1-2

б. Числа 31:1-7

в. 2-я Царств 6:6-8

г. Деяния 5:1-11

д. Матфея 21:19

 

13. Библия и наш День Господень говорят о том, что грехи наказываются в вечности.

а. насколько это касается нехристиан?

б. истинно ли это для христиан? Почему «да» или почему «нет»?

 

14. Если бы вы рисовали картину ада, на что он был бы похож? Сравните с Марка 9:42-48, Луки 16:23-24, Откровение 20:14.

 

 

БАЛАНС БОЖЬЕЙ МИЛОСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

 

В.11 Разве не милостив Господь?

О. Нет сомнения, Бог милостив,[33]

но Он также и справедлив.[34]

И Его справедливость требует,

чтобы грех, совершенный против Всевышнего Бога,

был наказан самой строгой, немедленной

и вечной карой тела и души.[35]

 

Божье милосердие по самой своей природе – благо. Оно снисходит к нуждам Его детей. Божья любовь не слепа. Он не смотрит на нас, как это бывает с необъективными родителями или же излишне сентиментальными бабушками и дедушками, так, как будто бы Он предпочитает замечать только лишь наши привлекательные черты. Нет, Он есть Бог милосердия, но Он также и Бог справедливости. Поэтому Его справедливость требует, чтобы грех «был наказан самой строгой, немедленной и вечной карой тела и души».

Наш Бог не более справедлив, чем милостив. Он также милостив не более, чем справедлив. Он совершенно и полностью милостив, и совершенно и полностью справедлив. И поскольку Он – Бог во всякое время, Он во всякое время милостив и справедлив одновременно. Мы не можем торговаться с Богом  о  понижении Его стандартов справедливости, равно как и о повышении Его стандартов милосердия. Потому что эти две категории пребывают в совершенной гармонии. Крест Христа подтверждает это! Его справедливость требует наказания греха. Его милосердие позволит Ему протянуть нам руку.

Поэтому, ценой жизни Своего собственного Сына Он позволил Своей справедливости всей тяжестью обрушиться на Своего Сына, чтобы мы могли обрести всю полноту Его милосердия! Христос был предан на крестную смерть, чтобы Божья справедливость была удовлетворена, и чтобы мы были способны познавать неописуемую Божью милость.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

15. Как бы вы жили, если бы считали, что Бог только милостив, не беря во внимание, что Он справедлив?

 

16. Как бы вы жили, если бы считали, что Бог требовательно справедлив, но не истинно милостив?

 

17. Является ли грех, «совершённый против Всевышней Святой Сущности», более серьезным, нежели грех, совершённый против обычного человека? Понесете ли вы большее наказание, если ударите по лицу президента или премьер-министра современного государства, чем если бы вы шлепнули хулигана в школе?

 

18. Если вы являетесь христианином, каким образом была уплачена цена за ваше «наивысшее наказание»?

 

19. Если вы подойдете к концу своей жизни так и не обратившись, какой будет расплата за ваши личные грехи?

 

20. Объясните, каким образом Бог, Который щедр и милостив, мог быть столь требовательным, чтобы послать Иисуса на крест?

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Справедливость и милосердие – Божья справедливость и Божье милосердие находятся в совершенном балансе, когда Он противостоит проявлениям человеческого греха. Тем, кто ненавидит Его, Он воздаст за их грехи совершенным возмездием. С теми, кто верит Ему, Он заключает Свой завет и желает, чтобы они любили Его и соблюдали Его заповеди.

Первородный грех – Бог сотворил человека добрым и со способностью соблюдать закон, однако наши прародители согрешили и тем самым вовлекли все последующие поколения в первородный грех.

Справедливость – поскольку Он есть Бог справедливости, Он должен наказать грех либо в аду, который Христос претерпел на кресте, либо же наказание падет на самих непокорных грешников, находящихся в аду.

Милосердие   поскольку Бог есть Бог милосердия и не может «обойти» справедливость, Он Сам уплатил цену греха жертвой Христа, чтобы Его милосердие могло распространиться на всех тех, кто верит Ему.

 

 

 

 


 

[27] Бытие 1:31; Ефесянам 4:24.

[28] Бытие 3:13; Иоанна 8:44.

[29] Бытие 3:6.

[30] Римлянам 5:12, 18, 19.

[31] Исход 34:7; Псалом 5:4–6; Наум 1:2; Римлянам 1:18; Ефесянам 5:6; Евреям 9:27.

[32] Второзаконие 27:26; Галатам 3:10.

[33] Исход 34:6, 7; Псалом 103:8, 9.

[34] Исход 34:7; Второзаконие 7:9–11; Псалом 5:4–6; Евреям 10:30, 31.

[35] Матфея 25:35–46.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.