31.03.2014
Скачать в других форматах:

Рональд Л. Шойерз

Живая церковь Христова: путешествие от начала и до конца

УРОК 24. Наше родословное дерево

ЦЕРКОВНАЯ РОДОСЛОВНАЯ

Люди часто показывают свои семейные фотоальбомы. Иногда в этих альбомах хранятся фотографии членов семьи нескольких поколений. Возможно, ваши бабушки и дедушки, или даже прабабушки и прадедушки еще живы. Это ли не великая честь – разговаривать с вашими родителями или бабушками и дедушками о событиях, происходивших, когда они сами были мальчиками и девочками? Некоторые их истории смешные, а некоторые повествуют о больших испытаниях или трагедиях. Возможно, ваши бабушки и дедушки рассказывали, как они пересекали океан, чтобы прибыть в страну, где вы сейчас проживаете. Или, возможно, они всегда жили в том же городе, что и вы. Фотографии и фотоальбомы помогают рассказывать эти истории, и мы имеем возможность видеть членов семьи, которые их пережили.

Однако задумывались ли вы о том, где жили их родители и бабушки с дедушками? Какие путешествия они совершали в своей жизни? И какими людьми они были? Было бы вам интересно изучить свое родословное дерево? Откуда прибыли ваши предки: из Испании, Англии, Франции или Германии? Были они земледельцами, военными, учителями, рыбаками, или врачами? Любили ли они Господа, служили ли Ему, или были неверующими? Можно было бы поставить тысячу вопросов о прошедших поколениях.

Церковь подобна семье. Она также имеет родословную. Церковное родословное древо показывает, откуда мы произошли. Оно показывает, насколько мы уживаемся с другими церквями, что вокруг нас. В этом уроке мы узнаем, откуда произошли церкви Реформации, и как они пришли в новый свет. Мы обнаружим, какое место мы занимаем среди этих церквей.

 

ДВЕ ГЛАВНЫЕ ВЕТВИ

 

В нашем путешествии мы проследовали за церковью сквозь многие века. Иногда церковь оставалась верной Богу и Его Слову, а в другие времена – нет. Протестантская Реформация призвала церковь возвратиться к истине Божьего Слова, потому что церковь тех дней уклонилась от истины. Бог использовал Мартина Лютера, чтобы начать реформацию церкви. Церкви в Германии, Дании, Норвегии и Швеции, последовавшие за церковными реформами Лютера, стали известны как Лютеранские церкви. Множество лютеранских церквей существует также и в Северной и Южной Америке, потому что лютеране переезжали из Европы и приносили с собой свою веру. Римо-католики, англикане, баптисты, пресвитериане и реформаты привозили свои религиозные убеждения. Когда-нибудь вы, возможно, сможете отследить родословные многих из этих церквей. Мы рассмотрим только две главные ветви реформатских церквей, вышедшие из Европы. Речь пойдет о церквях, последовавших Жану Кальвину в реформировании церкви. В своей доктрине и практике веры это реформаты.

 

ПЕРВАЯ ВЕТВЬ

Существуют две главные ветви церквей, которые являются реформатскими по своему учению. Одна ветвь происходит из Англии, Ирландии и Шотландии. Вы помните, что Реформация изменила многих шотландцев благодаря проповеди Джона Нокса. Он учился в Женеве у Кальвина, однако вернулся назад к себе на родину, чтобы принести туда Реформацию. Бог благословил эти усилия настолько обильно, что почти все шотландцы стали реформатами. Вы также помните, что на Вестминстерской Ассамблее, собиравшейся в Лондоне с 1643 по 1649 годы, делегаты разработали стандарты, или исповедания веры, для реформатских церквей Англии и Шотландии. Три формулировки, или вероисповедания, это: Вестминстерское исповедание веры, Вестминстерский Большой катехизис и Вестминстерский Краткий катехизис. Церкви Шотландии и Англии, придерживающиеся этих трех реформатских вероисповеданий, называются Пресвитерианскими церквями. Слово «пресвитерианская» обозначает, что церковью управляют старейшины. Пресвитерианские церкви появились в Америке и Канаде в результате иммиграции народов Англии и Шотландии.

 

ВТОРАЯ ВЕТВЬ

Еще одна ветвь христианских реформатских церквей взяла свое начало в Европе. Вы помните, что помимо Англии и Шотландии реформатское учение Кальвина распространилось из Женевы  в районы Германии, Франции, Венгрии и Нидерландов. Народы континента образовали церкви, которые стали называться Реформатскими церквями. Эти церкви также были управляемы старейшинами. Реформатские церкви имеют другой перечень вероисповеданий, или стандартов, не такой, как у Пресвитерианских церквей. Их вероисповедания, или изложения веры, называются Тремя Формами Единства, по всем ключевым истинам они согласуются с реформатской верой, но написаны они были раньше. Они объединяют Бельгийское исповедание веры, Гейдельбергский катехизис и Каноны Дортского синода. Все они признаны в качестве стандартов церкви на большом международном синоде в 1618–1619 гг. в Дортрехте, Нидерланды. Реформатские христиане из всех этих европейских стран также иммигрировали в Америку и Канаду. Другие выезжали в Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию и в некоторые южноамериканские страны.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1.      Как называются две основные ветви церквей, которые в своем учении и практике являются реформатскими?

а.

б.

 

2.      Из каких европейских стран происходят эти две ветви?

 

3.      Что означает термин «пресвитерианская»?

 

ПРЕСВИТЕРИАНСКИЕ ЦЕРКВИ

Пресвитериане сыграли важную роль в ранней истории Соединенных Штатов. К примеру, в 1683 году преп. Френсис Макеми, пресвитерианский служитель, прибыл в Америку из Ирландии. Он оказывал помощь пресвитерианским церквям, трудясь в качестве миссионера и организатора первой американской пресвитерии – региональной группы пресвитерианских церквей. В 1726 году преп. Вильям Теннент основал «бревенчатый колледж» в Пенсильвании –  учебное заведение по подготовке служителей. Пресвитериане в Нью-Джерси учредили школу, которая сегодня называется Принстонским университетом. Преп. Джон Витерспун был пресвитерианским служителем, который подписал Декларацию Независимости. Он также был президентом Принстонского университета с 1768 по 1783 годы.

 

СЕВЕРНЫЕ ПРЕСВИТЕРИАНЕ

Во время гражданской войны пресвитерианская деноминация разделилась во взглядах на вопрос рабства. До 1880-х гг. северная ветвь вела борьбу с учениями модернизма. Чарльз Бриггс, профессор объединенной теологической семинарии Нью-Йорка, добивался пересмотра Вестминстерского исповедания веры. Еще он критиковал служителей, таких как А. А. Ходж и Б. Б. Уорфилд из Принстонской семинарии, которые стали на защиту Библии. В 1891 году Бриггс выступил с речью под названием «Власть Священного Писания». Он говорил: «Позволю себе утверждать, что насколько я могу видеть, в Священном Писании имеются ошибки, которые никто не в состоянии был объяснить». Все большее количество служителей и старейшин на Севере принимало модернизм. В 1923 году Пресвитерия Нью-Йорка совершила рукоположение двух выпускников Объединенной Семинарии, которые не верили в непорочное зачатие Иисуса Христа. В следующем году 1300 пресвитерианских служителей согласились с Обурнским Соглашением – с заявлением, которое объясняло непогрешимость Писаний, непорочное зачатие, воскресение Христа и Его чудеса тем, что это всего лишь предположения в Библии.

Й. Грешам Махен был в то время профессором Принстонской семинарии. Вместе с коллегами он решительно возражал против модернизма и его принятия столь многими людьми в церкви. В 1929 году два человека, подписавших Обурнское Соглашение, являлись служителями в Принстонском совете. Так как Махен был убежден, что это уведет Принстонскую семинарию на путь модернизма, он покинул Принстон и основал Вестминстерскую семинарию в Филадельфии, Пенсильвания.

То, чего опасался Махен, действительно произошло. Принстонская семинария склонялась к модернизму. Вместе с коллегами, возражавшими против либерального богословия церкви, Махен в 1936 году был выведен из ее преподавательского состава. В июле 1936 года была основана новая церковь, чтобы сохранить верность раннему пресвитерианскому учению. Эта церковь носит название Ортодоксальной Пресвитерианской церкви, и до нынешнего дня она продолжает быть верной Писанию и Вестминстерским стандартам.

 

ЮЖНЫЕ ПРЕСВИТЕРИАНЕ

Несколько медленнее модернизм распространялся в Южной Пресвитерианской церкви, однако желание модернизировать церковь пришло также и на юг. Кое-кто намеревался изменить исповедания веры, «смягчить» учение кальвинизма и уподобиться церквям на Севере. Эти попытки не остались без ответа. Уже в 1942 году Нельсон Белл издал новый журнал под названием «Южный Пресвитерианский журнал», в котором призывал Южную Пресвитерианскую церковь вернуться «назад к своей первоначальной позиции, позиции однозначной преданности Слову Божьему и Стандартам нашей церкви, которые столь явно Бог благословил, и которые Он благословляет вновь». В 1964 году в Джексоне, Миссисипи, начала работать Реформатская Теологическая семинария по подготовке пасторов, верных Слову Божьему. В 1973 году из южных церквей была сформирована новая деноминация – Пресвитерианская Церковь Америки. Эта церковь также стремится быть верной Писанию и Вестминстерским стандартам.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

4.      Назовите три признака, которые показывают, что модернизм вторгся в пресвитерианскую церковь.

а.

б.

в.

 

5.      Приведите в соответствие.

 

а. ____ Нельсон Белл

1. Основал Вестминстерскую семинарию

б. ____ Френсис Макеми

2. Профессор-модернист Объединенной семинарии

в. ____ Чарльз Бриггс

3. Учредил Южный пресвитерианский журнал

г. ____ Й. Грешам Махен

4. Подписывал Декларацию Независимости

д. ____ Джон Витерспун

5. Описывало чудеса как лишь необоснованные предположения

е. ____ Обурнское Соглашение

6. Оказывал помощь в организации первой пресвитерии

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Второе послание к Тимофею 4:3-4

«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням».

 

Послание Иуды, 3

«...я почел за нужное написать вам увещание--подвизаться за веру, однажды преданную святым».

 

Бельгийское исповедание веры, статья 29.

«Признаки, по которым узнается истинная Церковь, суть следующие: проповедуется ли в оной чистая евангельская доктрина; утверждает ли она правильное преподание Таинств – согласно Христову установлению; применяется ли церковная дисциплина для наказания греха. Короче, управляется ли всё по чистому Слову Божьему; отвергается ли всё, противоречащее ему...».

 

Вестминстерское исповедание веры, XXV, 4

 

«В разные времена вселенская Церковь была видимой то в большей, то в меньшей степени. Отдельные церкви, входящие во вселенскую Церковь, бывают более или менее чистыми; это зависит от того, сохраняют ли они Евангельское учение в чистоте и насколько чисто они проповедуют его, совершают таинства и богослужения».

 

РЕФОРМАТСКИЕ ЦЕРКВИ

История церквей европейского континента несколько иная. Некоторые из реформатских христиан Германии поселились в Америке. Немецкая Реформатская церковь имеет длинную историю в Соединенных Штатах. С годами она прониклась идеями модернизма. И только одна группа церквей этому противилась. Эта группа церквей под названием «Эврика классис» оставалась верной Божьему слову и отказалась от слияния с более либеральной группой церквей. Сегодня  эта церковь остается верной Трем Формам Единства и носит название Реформатской церкви Соединенных Штатов. В Америку прибыли также некоторые кальвинисты из Венгрии, они основали Венгерскую Реформатскую церковь. В условиях жестоких преследований французские гугеноты также иммигрировали в Америку. Многие из них стали членами других реформатских конгрегаций.

 

 

ГОЛЛАНДСКИЕ КОРНИ

Рассказ о христианах-реформатах в Нидерландах представляет, пожалуй, наиболее захватывающую историю о людях, глубоко приверженных учениям Кальвина. Из урока 16 мы узнали, что испанские правители Нидерландов были намерены уничтожить Реформацию путем жестоких преследований. Многие люди были убиты за свою веру. Однако под руководством Вильгельма Оранжского народ Голландии боролся против своих жестоких хозяев. В то время голландцы сражались одновременно на два фронта. Они боролись за свободу в стране и за свободу церкви. Наконец, в 1648 году Голландия обрела свободу.

Однако благословения свободы обнаружили в церкви две проблемы. Реформатская церковь Голландии, называемая «Hervormde Kerk», стала официальной государственной церковью. Так же, как и во времена Константина, церковь столкнулась с проблемой вмешательства государства в жизнь церкви. Король Вильгельм І в 1816 году издал закон, гласящий, что церковь должна находиться под управлением государства. К тому же, церковь столкнулась с проблемой, когда к церкви присоединялось множество людей, которые не были преданы Библии. Поэтому церковь боролась за то, чтобы сохранить внутри себя чистоту и истину Писания. Ложные учения вкрались в церковь, и многие люди не особо ревновали о своей вере.

 

(фото Абрахама Кайпера)

 

Настало время реформации церкви в Нидерландах. «Hervormde Kerk» оставила исповедания веры и уклонилась от библейской веры. Однако небольшая группа ее прихожан намеревалась восстановить истинную веру, которой учили реформаторы и за которую многие пожертвовали жизнью. В 1834 году преп. Хендрик де Кок и четыре других служителя вывели эту небольшую группу из церкви и начали проводить богослужения везде, где можно было найти место для собраний. Их действия по выходу из государственной церкви были названы по-голландски «Afscheiding», что означает «разделение». Эта небольшая группа была презираемой и преследуемой. Будучи правителем государственной церкви, король приказал им прекратить проведение богослужебных собраний. Его воины врывались в дома, сараи и другие места собраний, стараясь остановить их. Де Кок был на три месяца заключен в тюрьму. Остальные служители вынуждены были платить штрафы. Поскольку люди ненавидели эту небольшую группу отважных верующих, они вносили беспорядок в их собрания, рвали их одежду и отказывали им в предоставлении работы. Тем не менее, молодая церковь продолжала расти. Несмотря на то, что церковь оставалась бедной, гражданам Голландии уже надоело их преследовать.

Еще одна группа, руководимая Абрахамом Кайпером (1837–1920 гг.), вышла из «Hervormde Kerk» в 1886 году. Кайпер был служителем слова, профессором и премьер-министром Нидерландов. Он добивался реформы государственной церкви, призывая ее возвратиться к учению Библии и побуждая ее применять веру в сферах образования, политики, социальных реформ и труда. Поступая так, он способствовал развитию тех же учений и практик, что и Жан Кальвин. Однако, когда реформа государственной церкви потерпела неудачу, Кайпер отозвал реформы и начал движение, которое было названо «Doleantie», что означало «люди, которые подают жалобы». В 1892 году «Doleantie» объединились, чтобы основать «Gereformeerde Kerken» (Реформированные церкви).

 

СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ РАЗВИТИЕ

Реформатские церкви Северной Америки взяли свое начало в церкви из Нидерландов. Уже в 1628 году члены «Hervormde Kerk» основали конгрегацию в Новом Амстердаме, теперь Нью-Йорк Сити. Сегодня эта церковь носит название Реформатской Церкви Америки (RCA). Ряд прихожан, покинувших «Hervormde Kerk» в 1834 году, также приняли решение иммигрировать в Северную Америку. Одна группа прибыла в Америку во главе с преп. А. С. Ван Раальте и поселилась в Западном Мичигане. Свою колонию они назвали Голландией. Другая группа, возглавляемая преп. Хендриком Схольте, поселилась в прериях Айовы. Они назвали свою колонию Пелла. После ряда обсуждений группа из Мичигана (1850 г.) и часть группы из Айовы (1856 г.) объединили свои церкви с RCA. Однако вскоре возникли вопросы относительно их решения о присоединении к RCA. Многие полагали, что решение было принято слишком поспешно. Некоторые церкви Мичигана проявили обеспокоенность из-за дошедших до них слухов, что RCA на востоке уклонились от истины Слова Божьего. Они были обеспокоены тем, что в церквях должным образом не применялась церковная дисциплина, членам церкви позволялось присоединяться к тайным обществам, таким как  Свободные Масоны; Псалмы не пели, а христианское образование не развивалось. Многие подобные явления волновали их и в отношении государственной церкви в Нидерландах. Поэтому в 1857 году несколько конгрегаций Мичигана вышли из RCA и основали Христианскую Реформатскую Церковь Северной Америки (CRCNA или CRC).

Многие голландские иммигранты прибыли к берегам Канады и Соединенных Штатов после Второй мировой войны. В 1950 году в Канаде была сформирована Канадская Реформатская церковь (Can Ref) из разделенных в 1944 г. голландских церквей. Большинство же голландских иммигрантов после войны присоединились к Христианской Реформатской церкви (CRC). CRC оставалась верной Слову Божьему в течение многих лет. Однако с 1960-х гг. события в CRC стали беспокоить некоторых из ее прихожан. Они полагали, что эта церковь слишком уклонилась от истины. Некоторые служители сомневались в непогрешимости Библии (учении  о том, что в Библии нет ошибок). Многими церквями были приняты небиблейские практики богослужения. Вопреки библейскому учению, женщины были допущены к служению старейшин, диаконов и служителей Слова. Церковная дисциплина была в пренебрежении. В ответ на происходящее старейшины и служители Слова многих общин CRC собрались для обсуждения проблем и пришли к решению, что необходимо принимать меры. К CRC взывали с просьбами о покаянии, но, к сожалению, констатировали их отказ, — после этого ряд церквей и отдельных лиц покинули CRC и в 1996 году основали Объединенную Реформатскую Церковь Северной Америки (URCNA). Эта группа церквей состоит из конгрегаций как Канады, так и Соединенных Штатов. URCNA остается верной Слову Божию и исповеданиям веры. Она стремится сохранять и распространять реформатскую веру, за которую многие реформаторы страдали и умирали.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

6.      Из каких стран Европы реформатские церкви приезжали в Америку?

 

7.      Какие две проблемы для церкви появились в результате окончательного обретения свободы голландским народом?

а.

б.

 

8.      Почему произошло Afscheiding (разделение)?

 

9.      Кто возглавил движение Doleantie в 1886 году?

 

10.  Большинство реформ в церкви начиналось с возобновления интереса к Библии как к единственному подлинному авторитету. Почему вы считаете, что это так?

 

11.  Каковы причины основания Христианской Реформатской Церкви в 1857 году?

 

12.  Почему была основана Объединенная Реформатская Церковь в 1996 году?

 

13.  Расскажите то, что знаете о возникновении вашей поместной церкви. Попросите своего пастора или старейшин помочь вам.

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Пресвитерианские церкви – церкви, которые берут свое начало в Шотландии и Англии, и которые признают Вестминстерские стандарты и их вероисповедные утверждения.

Реформатские церкви церкви, которые берут свое начало в континентальной Европе, и которые признают Три Формы Единства своими вероисповедными утверждениями.

Й. Грешам Махен – профессор, основавший Вестминстерскую семинарию, поскольку Принстонская семинария, где он преподавал, отклонилась в сторону модернизма.

Абрахам Кайпер – ведущий голландский богослов и политик, добивавшийся того, чтобы церковь верила библейским учениям и оценивала всю  свою жизнь согласно правлению Христа.

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.