18.03.2014
Скачать в других форматах:

Лори Ванден Хойвел

Раскрывающееся обетование Божье. От теней к свету

Урок 2. Рай – сотворенный, потерянный и возвращенный

Рассказывают историю о маленьком мальчике, который сам спроектировал и построил небольшую парусную лодку. С горящим сердцем он спустил ее на воду и стал наблюдать, как она ровно поплыла вниз по течению реки. Когда мальчик бежал за ней вдоль берега, он вдруг заметил в воде груду камней. Тихое течение реки сменилось бурным потоком, несущимся далеко вперед, насколько мальчик мог видеть.  Его маленькая лодка взлетела в воздух, разбилась о камни и исчезла под речными порогами, время от времени всплывая, пока, наконец, окончательно не скрылась под водой. Мальчик бежал со всех ног, пытаясь догнать лодку, но ее уже было не найти. Опечаленный, он вернулся домой.

Однажды, прогуливаясь по городу, мальчик заметил в витрине одного магазина свою отремонтированную лодку, которая была выставлена для продажи. Он тут же бросился в этот магазин и взволнованно стал объяснять его владельцу: «Сэр, это моя лодка в витрине. Я сделал ее. Я потерял ее на пороге реки, отдайте мне лодку!»

«Мне очень жаль, – строго ответил владелец магазина. – Эта лодка принадлежит мне, и тебе придется купить ее».

Мальчик поспешил домой, опустошил свою свинью-копилку и бросился обратно в магазин за лодкой, сделанной своими руками. Выйдя из магазина, он прижал к себе лодку и сказал: «Теперь ты дважды моя – я не только сделал тебя, но еще и купил тебя».

Эта небольшая история, конечно, не может сравниться с творением и искуплением во всех подробностях, однако она отражает центральную идею нашего урока. Бог так говорит о Своих детях, которых любит: «Теперь вы дважды Мои. Я создал вас, и Я же вас выкупил!»

 

 

Ключевые слова и понятия

Искупление – действие Христа, посредством которого Он выкупил Своих детей.

Вменение в вину – действие Бога, посредством которого грех Адама записывается на счет каждого человека (кроме Христа), а совершенное послушание Христа записывается на счет верующих в Него.

Второй Адам – это имя относится к Иисусу Христу, Который пришел для того, чтобы Своей смертью на кресте отменить то, что сделал Адам, и в совершенстве исполнить Закон, чего Адам совершить не смог.

Триединый Бог – это имя относится к нашему единому Богу в трех Лицах: Отцу, Сыну и Святому Духу.

Культурное поручение – ответственность Адама, дарованная ему Господом от создания мира, заключающаяся в том, чтобы он заботился и управлял всем творением во славу Божью.

 

(Иллюстрация сбоку: лодка)

 

 

Сотворенный рай

Писание: Бытие, гл. 1-2 и Ев. от Иоанна 1:1-3

Первые две главы книги Бытие открывают перед нами прекрасную картину сотворения нашего мира: неба, воды, суши, растительности, животных и человека – венца всего творения. Бытие повествует об истории рая – совершенного места, где Бог обитал со Своим народом.

К сожалению, сегодня многие люди не верят этому описанию происхождения мира. Если бы они и поверили, им пришлось бы служить Творцу, но они не хотят этого делать.

Библия не открывает нам всего того, что мы, возможно, хотели бы знать о сотворении. Тем не менее, Библия ясно говорит о конкретных фактах творения, которые не могут быть поставлены под сомнение.

1. Наш мир был создан за шесть дней творения (Бытие, гл. 1). Это очевидно из следующих слов: «день один» (ст. 5); «день второй» (ст. 8); «день третий» (ст. 13); «день четвертый» (ст. 19); «день пятый» (ст. 23) и «день шестой» (ст. 31). Подтверждение этому мы находим и в Десяти заповедях, записанных в Исходе 20:11: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них».

2. Мир был сотворен по слову Божьему. В Псалме 32:6 говорится: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их». И в Псалме 32:9 утверждается: «Ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось». В Евреям 11:3 мы читаем: «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое».

3. Различные виды растений и животных были сотворены «по роду их» (Бытие 1:11-25). Они не развились из одного существа, как этому учит теория эволюции. В Первом Послании к Коринфянам 15:39 говорится: «Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц».

4. В процессе сотворения участвовала каждая Личность Троицы. В Бытие 1:1 говорится: «В начале сотворил Бог небо и землю». Отец образовал все творение Своею силой. Затем во втором стихе мы читаем, что Святой Дух дал жизнь творению, «носясь над водою». А Евангелие от Иоанна 1:3 учит нас: «Все чрез Него [Христа] начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Триединый Бог сотворил Адама, ибо в Бытие 1:26 сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему».

5. Бог создал человека, чтобы тот отличался от животных. Мы – люди, а не животные. Мы не произошли от животных. Библия учит, что Бог создал других живых существ «по роду их», но человека Бог создал «по образу Своему». Этого нельзя сказать ни о каком другом творении Божьем.

6. Бог создал человека по Своему образу. Когда мы смотрим в зеркало, мы видим в нем свое отражение. Как образ Божий мы в некоторой степени являемся отражением того, каким является Бог. Бог свят, и Адам был свят. Бог сотворил Адама для того, чтобы тот мог иметь совершенные отношения с Ним. Господь правит всем, и Адаму было дано задание управлять творением Божьим во славу Его (Быт. 1:28; Пс. 8). Это задание (управлять творением Божьим) часто называется «культурным поручением». Бог дал человеку заповедь, или поручение, заботиться и управлять землей от Его имени. В качестве управителя человек использует науку и технологии для того, чтобы заботиться о земле и совершенствовать ее. Человек также использует само творение, чтобы выразить себя творчески. Кроме того, каждый человек наделен бессмертной душой. Животные же не получили подобных даров. Только лишь люди были созданы по образу Божьему.

7. Когда Бог завершил Свой труд творения, Он назвал его «весьма хорошим» (Быт. 1:31). Это означало, что во всех отношениях оно было совершенным.

 

 

Восстановите в памяти

1. Прочтите Псалом 138:13-16. Несет ли в себе еще не рожденный ребенок, находящийся во чреве матери, образ Божий?

 

 

Почему да или почему нет?

 

 

2. Являются ли люди с какими-либо увечьями или физическими недостатками, или пожилые люди, которые не могут адекватно думать, говорить и двигаться как остальные, носителями образа Божьего?

 

Почему да или почему нет?

 

 

3. Допустимо ли уничтожать людей, о которых говорится в вопросах 1 и 2?

Обоснуйте свой ответ.

 

 

4. Поскольку каждый человек несет в себе образ Божий, я должен принимать каждого.

 

 

5. Что совершил Бог в седьмой день, согласно книге Бытия 2:2-3?

 

 

6. Подразумевает ли Бытие 2:2-3 то, что Бог навсегда прекратил Свой труд?

Объясните свой ответ.

 

 

7. Поскольку нам было дано культурное поручение, какую же ответственность мы имеем по отношению к земле, животным и растениям?

 

 

 

Потерянный рай

Писание: Бытие, гл. 3

Поселяя Адама и Еву в их доме, Эдемском саду, Бог подверг первых людей испытанию посредством заповеди. Он сказал им: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». В случае непослушания Божьей заповеди, они должны будут однажды умереть физической смертью. Однако как только они согрешат, они умрут духовно. Отношения с Богом будут разрушены. Их разум и сердце станут греховными и злыми. Они будут виновны в своем грехе перед Богом. Вместо того чтобы любить Бога, они возненавидят Его. Это – духовная смерть. И пока кто-нибудь не спасет их от Божьего гнева за их грех, они будут проводить вечность в аду.

Нечто очень грустное и трагичное произошло в прекрасном Божьем творении. Сатана, отец лжи (Ин. 8:44), обманул Еву, чтобы разрушить то, что создал Бог. История искушения сатаной содержит в себе, по крайней мере, шесть частей:

Сомнение – «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»

Обман – «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Сатана не сказал Еве о том, что сама она станет злой.

Разговор – Ева совершила ошибку, начав обсуждать этот вопрос с сатаной. Ей следовало отказаться от разговора с ним.

Вожделение – Разговор Евы с сатаной вызвал у нее  вожделение к запретному плоду. В Бытие 3:6 написано: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание…». Грех всегда привлекателен, он взывает к нашей гордости.

Действие – «И взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел».

СмертьВкусив от запретного плода, Адам и Ева принесли физическую и духовную смерть всему человеческому роду. Поскольку Бог определил Адаму быть нашим представителем, то в тот момент, когда он согрешил, мы все унаследовали его греховную природу. Все мы виновны перед Богом и нуждаемся в Спасителе.

После этого трагического события Бог лицом к лицу встречается с Адамом и Евой в саду. Адам обвиняет Еву. Ева обвиняет змея. Но Бог не принял их объяснения. Он наказал каждого из них. В результате своего греха Ева теперь будет испытывать боль во время родов, а Адам будет уставать от своей работы. Оба они вернутся в прах, из чего и были созданы. Это был очень скорбный день для Адама и Евы!

Это был скорбный день также и для нас, поскольку грех Адама вменился и нам. Вменение в вину означает, что грех Адама был записан на наш счет, и Бог относится к нам как к виновным в совершении первородного греха. Адам и Ева нуждались в Спасителе. Мы все в Нем нуждаемся! Мы словно потерянная мальчиком лодка, о которой говорилось в истории в самом начале. Мы нуждаемся в Спасителе, Который бы выкупил или восстановил нас. Мы нуждаемся во Христе, Который бы дал нам вечную жизнь. Он нужен нам также для того, чтобы очистить наши греховные «досье» на небесах, поскольку первородный грех Адама был записан на наши счета. Бог начисто стирает все наши грехи благодаря смерти Иисуса и Его воскресению. А затем Он переносит совершенное послушание Иисуса в наши «досье» на небесах.

Бог вменяет совершенный труд Иисуса всем, кто раскаивается в своих грехах и верует в Господа Иисуса Христа. Таким образом, вменение в вину действует двумя способами: грех Адама вменяется (распространяется) каждому человеку, рожденному в этот мир (кроме Христа); праведность Христа вменяется (приписывается) всем, кто раскаивается в своих грехах и верует в Него.

 

 

Возращенный рай

Писание: Бытие 3:15

Бог выносит приговор змею, и тут же Он дает самое первое обетование о Спасителе, или Мессии (Быт. 3:15). Бог пообещал, что «семя жены», т. е. один из ее потомков, однажды поразит «змея в голову» и тем самым положит конец его злым замыслам. «Семя жены» – это наш Спаситель, Иисус Христос. Это обетование часто называют «материнским обетованием». Обетование, которое мы находим в Быт. 3:15, возвратило рай, но еще не восстановило его. Восстановление рая требует рождения, совершенного послушания, смерти, воскресения и вознесения нашего Господа Иисуса Христа. Рай будет окончательно восстановлен, когда Христос придет во второй раз. Какое же это драгоценное и важное обетование!

Остальная часть Ветхого Завета указывает на Христа. Если бы не это обетование и не Божья верность в его выполнении, мы не имели бы никакой надежды на жизнь вечную. Это обетование является первым лучом надежды, ведущим нас к истинному свету, к приходу нашего Спасителя Иисуса Христа.

 

 

Восстановите в памяти

Чтобы спасти людей Своих от грехов их, Христос должен был в совершенстве подчиниться Богу, исполнив то, чего не смог сделать Адам. Прежде чем Иисус начал Свое публичное служение, Святой Дух повел Его в пустыню для искушения от дьявола. Прочтите отрывок из Луки 4:1-13 и ответьте на вопросы, данные ниже.

8. Сатана, искуситель, попросил Иисуса сделать три вещи. Перечислите их.

а.

б.

в.

9. В стихах 5-7 сатана солгал, говоря:

 

10. Просмотрите шесть составляющих стратегии сатаны по отношению к Еве (сомнение, обман, разговор, вожделение, действие и смерть). Впишите эти слова в пропущенные места текста, описывающего искушение Христа сатаной, так, чтобы они подходили по смыслу.

Искушая Иисуса, сатана пытался посеять в Нем _____________ и ____________ Его. Несмотря на то, что ______________ между Иисусом и сатаной состоялся, он не был успешен в том смысле, что не вызвал _________________, __________________ и _______________. Каждый раз Иисус заставлял замолчать дьявола благодаря _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Иисус назван «вторым Адамом». Первый Адам поддался дьявольскому искушению. Христос же противостал дьявольскому искушению. Он совершил то, чего не смог сделать Адам (в совершенстве подчиниться Богу). Он также пришел для того, чтобы уничтожить соделанное Адамом (умерев на кресте за наши грехи). Благодаря труду Христа, Бог теперь может сказать Своим детям: «Теперь вы дважды мои. Я создал вас, Я же и выкупил вас!»

 

 

Восстановите в памяти

В этом уроке в библейских историях мы находим важные доктрины или учения. Другие части Библии говорят об этих же доктринах. В следующем задании напротив каждого отрывка Писания напишите соответствующую букву, под которой стоит доктрина, содержащаяся в отрывке.

1 Коринфянам 15:39          A. Мир был создан по слову Божьему.

Псалом 32:6, 9                     Б. Человек управляет творением (культурное поручение).

Бытие 3:15                           В. Грех Адама вменяется нам.

2 Коринфянам 5:21                        Г. Совершенный труд Христа вменяется Его детям.

Римлянам 5:12                    Д. Человек – носитель образа Божьего.

Бытие 1:27                           Е. Бог творил «по роду их», а не посредством эволюции.

Бытие 1:28                           Ж. Бог даровал материнское обетование.



Копите сокровища

1 Коринфянам 15:39

«Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц».

Бытие 3:15
«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

Римлянам 5:19                                                                                                                 
«Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие».

 

Гейдельбергский Катехизис – В/О 6

Вестминстерский Краткий Катехизис – В/О 1

Вестминстерский Краткий Катехизис – В/О 13

Вестминстерский Краткий Катехизис – В/О 16

 

 

 


 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.