18.03.2014
Скачать в других форматах:

Лори Ванден Хойвел

Раскрывающееся обетование Божье. От теней к свету

Урок 20. Земное служение Христа: Его речи и молитвы

 

Что вы представляете себе, когда слышите слово «учение»? Классные комнаты, парты, доски, карты, таблицы, глобусы, проекторы, компьютеры и калькуляторы?

Наш Господь Иисус был величайшим Учителем. Его классными комнатами были склоны гор, лодки, синагоги, берега озер, комнаты в частных домах, храмовые дворы и дороги, по которым Он ходил.

Чему Он учил? «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15). «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия» (Мф. 4:23). Говоря о признаках конца времен, Иисус сказал: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14).

Что же такое Царствие Божье? Это царствование Иисуса Христа над всеми и над всем во славу Бога. Оно было предсказано еще в Ветхом Завете. Это Царство было заработано совершенным повиновением Христа, Его искупительной смертью и воскресением, о чем повествуется в Новом Завете. Оно живет в сердце и в жизни верующих, и оно будет доведено до совершенства, когда Христос придет во второй раз.

 

 

Ключевые слова и понятия

Речи – иногда Иисус учил посредством длинных бесед или речей.

Словесные иллюстрации – иногда Иисус использовал примеры из повседневной жизни (такие, например, как хлеб или вода), чтобы рассказать о Самом Себе или разъяснить другие истины.

Наглядные примеры – иногда Иисус использовал какой-нибудь предмет или человека, чтобы научить какой-нибудь истине.

 

Учение Иисуса

Учение было очень важной частью служения Иисуса. В Евангелии от Марка 1:38 Он сказал: «Пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел».

Учение Иисуса было особенным. Он говорил: «Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня [Бога Отца]» (Ин. 7:16). «Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить… Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец» (Ин. 12:49–50).

Учение Иисуса пребудет вечно. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мк. 13:31).

(Иллюстрация сбоку: дом на скале, дом на песке)

«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7:24–27).

«Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе [Бога Отца]: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48).

Иисус учил с властью, которая удивляла Его слушателей. Он учил непосредственно из Писаний, основываясь на Своей власти Сына Божьего. Большинство учителей, или раввинов, в те дни просто повторяли то, что говорили предыдущие учители. Например, когда они учили, они говорили что-то вроде: «Как говорит раввин Симеон» или: «Раввин Иуда так говорит о субботе». Их учение основывалось на традиции, а не на Писаниях. Именно поэтому людей настолько удивляло, что Иисус учил с властью. В Евангелии от Матфея 7:28–29 описывается как люди нередко реагировали на Его учение: «Народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи».

Иисус был больше, чем просто учитель. Он также был Господом, или господином, Своих слушателей. Иисус сказал Своим ученикам: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то» (Ин. 13:13). Называя Иисуса Господом, ученики показывали свою веру в то, что Он – Бог, и что они должны повиноваться Его учению.

(Иллюстрация сбоку: хлеб)

 

Виды учения

Словесные иллюстрации

Иисус учил различными способами. Иногда Он использовал словесные иллюстрации. Примером такого метода является использование Иисусом фразы «Я есмь», которую мы находим в Евангелии от Иоанна.

  • «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35).
  • «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12).
  • «Я дверь овцам… Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10:7, 9).
  • «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец… Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10:11, 14).
  • «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11:25–26).
  • «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).

Однажды группа иудеев спросила Иисуса, Кто Он есть. «Прежде нежели был Авраам, Я есмь»[2], – ответил им Иисус (Ин. 8:58). В Ветхом Завете описывается, когда Бог открылся Моисею в горящем кусте, Он повелел Моисею сказать народу, что Сущий послал его. Используя имя «Сущий» по отношению к Себе, Иисус тем самым говорил, что Он был от вечности и находится в единстве с Отцом. Это очень сильно разозлило иудеев, поскольку они понимали, что только Бог – «Сущий», и то, что Иисус так назвал Себя, посчитали богохульством. Они не приняли того факта, что Иисус – Бог.

В пятнадцатой главе Евангелия от Иоанна Иисус использует известное учение о лозе и ветвях, чтобы разъяснить Свои отношения со Своим народом. «Я есмь истинная виноградная лоза», – говорит Иисус (ст. 1). Далее Он объясняет, что те, кто принадлежит Ему – это ветви, приносящие плоды. Отец отсекает те ветви, которые засохли и не приносят плода. Он очищает живые ветви и так о них заботится, чтобы они приносили еще больше плода.

В Евангелиях слишком много образных описаний, чтобы мы могли их все здесь перечислить, но некоторые из используемых Иисусом образов для научения духовным истинам – это  ветер, иерусалимский Храм, вода и пища. Возможно, во время своего семейного богослужения вы могли бы прочитать одно из Евангелий (от Матфея, Марка, Луки или Иоанна) и составить список всех словесных иллюстраций, которые использовал Иисус, чтобы научить Своих учеников.

Наглядные примеры

Иногда для того, чтобы преподать очередной урок, Иисус использовал какой-нибудь предмет. В Евангелии от Матфея 22:15–21 фарисеи пытались уловить Иисуса (что они часто пытались сделать), задав Ему вопрос с подвохом: «Позволительно ли давать подать кесарю или нет?». В ответ на это Иисус попросил подать Ему монету. Он спросил их: «Чье это изображение и надпись?». Затем Он сказал им: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

 

Однажды ученики задали Иисусу очень эгоистичный вопрос: «Кто больше в Царстве Небесном?» (Мф. 18:1). Тогда Иисус подозвал дитя как наглядный пример, и поставил его среди них. Он сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:3–4).

Личные беседы

Иисус также уделял время, чтобы поговорить с некоторыми людьми наедине. Однажды фарисей именем Никодим пришел ночью к Иисусу, чтобы задать вопрос. Иисус сказал ему: «Должно вам родиться свыше». Как и Никодим, мы были бы шокированы, услышав такой ответ. Иисус пояснил, что ни один человек не может сам родиться свыше. Но подобно тому, как Моисей вознес на шесте изваяние медного змея в пустыне, и каждый, кто был ужален, мог посмотреть на него и остаться в живых, так и Сын Человеческий должен был быть вознесен на крест, чтобы каждый верующий в Него (рожденный от Духа) мог иметь жизнь вечную.

 

В другой раз Иисус говорил у колодца с самарянкой. Он рассказал ей о живой воде, которую она может пить и больше никогда не жаждать. Он, конечно же, говорил о Себе. Когда Иисус открыл женщине, что знал о ее прошлом и о ее многочисленных мужьях, она поняла, что перед ней находился пророк. Обсудив с Иисусом разное понимание  иудеев и самарян в вопросе поклонения, женщина выразила свою веру в Мессию, Который придет и все объяснит. Тогда Иисус произнес несколько волнующих слов: «Это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:26). Самарянка побежала в город, чтобы собрать своих друзей и привести их к Иисусу. В результате, многие из них уверовали.

Можете ли вы представить себе волнение человека, встретившего Иисус лицом к лицу в каком-нибудь обычном месте, где он бывает каждый день? Такую встречу пережили многие, кто затем стал Его учеником, включая Петра, Иоанна, Закхея, Марию и Марфу. И сегодня многие из нас встречаются с Ним каждый день, читая Библию и слушая, как Он говорит с нами. Мы же говорим с Ним в молитве.

Речи

Незадолго до Своих страданий и смерти Иисус встретился со Своими учениками в горнице. Омыв им ноги, Он наставлял их в продолжительной речи, которая получила название «беседа в горнице». Беседа – это продолжительный разговор или речь.

 

В главах 13–17 Евангелия от Иоанна написано, что во время «беседы в горнице» Иисус предсказал, что Иуда предаст Его, а Петр отречется от Него. Христос утешил Своих учеников, разъяснив им, что Он есть путь и истина и жизнь (14:6). Наш Господь пообещал, что придет Святой Дух; и Он назвал Себя виноградной лозой, а верующих – ветвями. Иисус сказал, что мир будет ненавидеть Его и верующих в Него, но Он пошлет Святого Духа им для помощи и утешения. Затем Он вознес прекрасную молитву о Себе, о Своих учениках и о всех верующих.

Послав Своих учеников в мир, Иисус дал им власть изгонять бесов и исцелять всякую болезнь. Он дал им подробные наставления в отношении служения, которое предстояло им нести (Мф. 10:5–42). Иисус подробно говорил об изгнании бесов (Мф. 12:25–37 и 39–45). Глава 23 Евангелия от Матфея повествует о семи бедах учителей закона и фарисеев. Главы 24 и 25 Евангелия от Матфея, которые включают в себя также две притчи, являются важной и отрезвляющей речью Иисуса о признаках кончины века, о приближении Судного Дня.

В одиннадцатой главе Евангелия от Луки Иисус учит молитве. В шестой главе Евангелия от Иоанна Иисус называет Себя «хлебом жизни», который «сходит с небес и дает жизнь миру» (ст. 33, 34). Это утверждение вызывало множество споров среди иудеев. В итоге, в главах 6, 7 и 8 Иисус много говорит о Своей Личности, и Его слова разозлили многих иудеев. В десятой главе Евангелия от Иоанна Иисус называет Себя «добрым Пастырем». Это также вызвало значительные разногласия среди иудеев. Многие из них считали Иисуса богохульником, поскольку Он утверждал, что Он – Бог.

Проповеди

Некоторые речи Иисуса считаются проповедями. Те из них, которые были произнесены в синагогах (местах собраний иудеев для молитвы и чтения Писаний), несомненно, являются проповедями. В Евангелии от Иоанна 18:19–21 говорится: «Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил». Главной проповедью Иисуса является Нагорная проповедь, записанная в Евангелии от Матфея в главах 5–7. «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его» (Мф. 5:1).

 

Иисус начал Свою проповедь с описания отношений, которые должны формировать граждан Царствия Божьего, ради установления которого и пришел Христос. Эти отношения не являются действиями, которые необходимо выполнить христианам, а затем просто вычеркнуть их из своего списка обязанностей. Они скорее описывают то, какими христиане, граждане этого Царствия, должны быть во всех отношениях и на протяжении всей своей жизни. Эти отношения были задуманы для христиан Самим Иисусом. Более того, пример этих отношений был  явлен Иисусом Христом. Его праведность вменяется нам, поскольку мы сами, как грешники, не способны жить свято. Посредством освящения от Святого Духа эти качества формируют нашу христианскую жизнь до тех пор, пока мы не станем отражать образ нашего Господа Иисуса Христа. Эти качества называются блаженствами. Слово «блаженство» происходит от латинского слова, означающего «блаженный» или «счастливый». Возможно, вы выучили наизусть эти блаженства. Вот первые два: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5: 3–4).

За блаженствами из пятой главы Евангелия от Матфея следует ряд наставлений для верующих о том, как следует жить, чтобы угодить Богу: быть солью и светом; исполнять Божьи заповеди; не согрешать в сердце (убийство, прелюбодеяние); не нарушать клятвы; не воздавать злом за зло; любить своих врагов; помогать нуждающимся; поститься и молиться; собирать сокровища на небесах; не заботиться о завтрашнем дне; не судить других; входить узкими вратами, ведущими к жизни; приносить добрый плод, исполняя (а не только провозглашая) Божью волю; строить свой духовный дом на скале – Иисусе Христе. Таким должен быть наш отклик на милостивый труд Христа ради нас.

 

Восстановите в памяти

1. Что значит то, что Иисус не только Господь, но также и Учитель?

_______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Откуда исходило учение Христа? ____________________________________________

3. Перечислите пять видов учения, которые использовал Иисус.

a. ___________________________________________________________________________

б. ___________________________________________________________________________

в. ___________________________________________________________________________

г. ___________________________________________________________________________

д. ___________________________________________________________________________

4. Назовите семь утверждений Иисуса «Я есмь» .

a. ___________________________________________________________________________

б. ___________________________________________________________________________

в. ___________________________________________________________________________

г. ___________________________________________________________________________

д. ___________________________________________________________________________

е. ___________________________________________________________________________

ж. __________________________________________________________________________

5. Выберите два утверждения Иисуса «Я есмь»  и объясните их значение.

a. ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

б. ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Прочтите Евангелие от Матфея 18:1–4. Какое качество, присущее детям, должен иметь каждый верующий? Опишите это качество.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

(Иллюстрация сбоку: руки, сложенные в молитве)

 

Молитвы Иисуса

Молитва к Отцу находилась в центре служения Иисуса. Она также была секретом Его силы. Отец посылал нашему Спасителю Святого Духа, чтобы придать Ему сил, дать Ему все необходимое для служения и поддержать Его в страданиях.

Иисус подолгу молился в различных местах. «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк 1:35). «Он уходил в пустынные места и молился» (Лк. 5:16).

Иисус молился перед особыми событиями в Своем служении. Евангелие от Луки 3:21–22 повествует о том, как Иисус молился во время своего крещения, когда «отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!».

В Евангелии от Луки 6:12 говорится: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу». Следующим утром Иисус избрал Своего двенадцатого ученика.

В Евангелии от Луки 9:28–36 мы читаем о том, как Иисус взял с Собой на гору Петра, Иакова и Иоанна, чтобы помолиться. Там Он преобразился. Это означает, что вид Его лица изменился, а Его одежда стала ослепительно белой. Ученики, бывшие там, отчасти  увидели будущую славу Христа. Также Моисей и Илия «явившись во славе… говорили об исходе Его» (ст. 31).

Молитвы Иисуса в Гефсиманском саду (Лк. 22:39–46), вознесенные незадолго до Его ареста и распятия, и Его молитвы на кресте (Мф. 27:46; Лк. 23:34, 43 и 46) – наиболее трогательные из всех записанных молитв Иисуса. Они показывают глубину Его страданий, скорби и любви.

Иисус наставлял верующих относительно молитвы: Он заверил Своих детей в том, что если они будут молиться во имя Его, то получат ответ на свои молитвы. «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14:13–14).

Иисус наставлял верующих быть настойчивыми в молитве. Он рассказал историю об одном человеке, который не переставал просить помощи у друга. Иисус сказал: «По неотступности его, встав, даст ему, сколько просит… просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Лк. 11:8–9).

На Своем собственном примере Иисус учил верующих выражать в молитве согласие принять волю Божью. «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).

Если Иисус, совершенный Сын Божий, наш Спаситель, проводил столько времени в общении со Своим Отцом, то насколько же больше должны мы, грешники, говорить с Богом в молитве, чтобы и мы могли иметь общение с Ним! В своих молитвах мы должны воздавать Богу славу, исповедовать свои грехи, благодарить Его за все Его благословения и просить Его восполнить наши нужды. Мы можем присоединиться к просьбе учеников: «Господи! научи нас молиться» (Лк. 11:1).

Молитва Господня

В ответ на просьбу учеников научить их молиться Иисус дал им в качестве образца молитву Господню, которую мы находим в Евангелии от Матфея 6:9–13. В этой молитве присутствует личное, смиренное обращение к Богу: «Отче наш (личное обращение), сущий на небесах!». Затем следуют три прошения:

1)    чтобы имя Божье (все, благодаря чему Он известен) святилось (оставалось святым);

2)    чтобы пришло Его Царствие;

3)    чтобы исполнилась Его воля.

И только затем верующий просит о: хлебе насущном, прощении, защите от искушений и избавлении от лукавого (сатаны). Обратите внимание на то, что в молитве мы ставим Бога и Его дела на первое место. Заметьте, что мы просим не только о физических нуждах, но также и о духовных благословениях. Часто мы врываемся в Божье присутствие и представляем Ему длинный список земных вещей, которые  хотим, но не обязательно должны иметь, игнорируя духовные качества, в которых мы на самом деле отчаянно нуждаемся.

Первосвященническая молитва

В семнадцатой главе Евангелия от Иоанна мы находим самую длинную записанную молитву Иисуса. Она делится на три части:

1)    Молитва Иисуса о Себе;

2)    Молитва о Своих учениках;

3)    Молитва о всех верующих, включая и тех, кто «уверует» в будущем (как вы или я).

В первой части (ст. 1–5) Иисус заявляет, что «пришел час». Вы помните, что много раз на протяжении Своего служения Иисус запрещал Своим ученикам говорить другим о том, Кем Он является на самом деле. Он говорил : «Мой час еще не пришел». Теперь, прямо перед Своим арестом, Иисус молился: «Отче! пришел час». О каком часе идет речь? Пришел час заплатить Иисусу высочайшую цену для искупления Своего народа, час, когда исполнятся все пророчества Ветхого Завета, и час, когда Он, «семя жены», «поразит в голову» дьявола, сатану (Быт. 3:15). Иисус просит Отца «прославить» Его, то есть вернуть ту славу, «которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (ст. 5).

Во второй части (ст. 6–19) Иисус излагает четыре просьбы о Своих одиннадцати учениках:

1)    Он заверяет Отца в том, что Он, Иисус, передал им слова, знание того, что Он пришел от Отца, и что они веруют (ст. 9).

2)    Он молится, чтобы Отец сохранил учеников так, чтобы они были едины, как едины Иисус и Отец (ст. 11).

3)    Иисус молится, чтобы Его ученики имели совершенную радость Христову между собой (ст. 13).

4)    Иисус молится, чтобы Его ученики были освящены истиной (сделались святыми посредством Святого Духа) так, чтобы они стали свидетелями этому миру.

В третьей части Иисус молится о всех верующих и даже о тех, кто уверует в будущем. Разве не удивительна мысль о том, что Иисус молился о нас перед тем, как взойти на крест? Слава Богу!

В этой молитве Иисус горячо молился о том, чтобы верующие могли быть едины друг с другом. Это исключает всякие ссоры, сплетни и распри среди верующих. Иисус молится также о том, чтобы верующие находились в единстве с Богом-Отцом, Сыном и Святым Духом. Это значит, что мы, верующие, должны быть едины с волей Божьей, открытой в Его Слове. Мы должны поступать как граждане Царства Божьего, о котором говорится в Нагорной проповеди. Причиной этому является то, что мир должен узнать, кто такие христиане и как они живут согласно своей вере. Иисус молится также о том, чтобы Его дети пребывали вместе с Ним во славе. Какая же честь для нас, верующих, что бесконечный Бог – Создатель и Искупитель всей Вселенной – желает, чтобы мы в вечности находились в Его присутствии!

 

 

Восстановите в памяти

7. Запишите три факта о молитвенной жизни Иисуса, о которых вы узнали из этого урока.

a. ___________________________________________________________________________

б. ___________________________________________________________________________

в. ___________________________________________________________________________

 

8. Какие четыре пункта должны содержать в себе наши молитвы?

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

9. Назовите три важных события в служении Иисуса, перед которыми Он молился.

а. ___________________________________________________________________________

б. ___________________________________________________________________________

в. ___________________________________________________________________________

10. Назовите три наставления, касающихся молитвы, которые Иисус преподал верующим.

а. ___________________________________________________________________________

б. ___________________________________________________________________________

в. ___________________________________________________________________________

12. Назовите три части Первосвященнической молитвы Иисуса.

а. ___________________________________________________________________________

б. ___________________________________________________________________________

в. ___________________________________________________________________________

 

 

Копите сокровища

 

Марк 13:31
«Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут».

Иоанна 17:20–21, 24
«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, а будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня… Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были
со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне».

Гейдельбергский Катехизис – В\О 116, 118

Вестминстерский Краткий Катехизис – В\О 98

 

 

 


 

[2] Или «Сущий». – Прим. перев.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.