18.03.2014
Скачать в других форматах:

Лори Ванден Хойвел

Раскрывающееся обетование Божье. От теней к свету

Урок 9. Народ завета – организованный, покаранный и приготовленный к завоеванию земли

Как-то в понедельник утром приехала группа рабочих, чтобы закатать огромную автомобильную стоянку у нашей церкви свежим слоем асфальта. В процессе работы вся разметка на стоянке была покрыта свежим асфальтом. Рабочие собирались к следующему воскресенью заново нанести  желтые линии разметки на свежее покрытие. Однако по какой-то причине этого не случилось. И утро следующего воскресенья превратилось в полнейший хаос. Несколько сотен машин въехали на церковную стоянку и беспорядочно на ней припарковались. Когда же утреннее богослужение закончилось, выезд из стоянки оказался еще более беспорядочным. На дороге не было полос, направляющих к выезду, и как результат – скопление машин, хаотично двигавшихся во всех направлениях, и водители, ищущие короткий путь к выезду.

Вот так выглядит жизнь без всяких границ. Желтые линии на стоянке обозначают ограниченное пространство для каждой машины. И когда каждый оставит свой автомобиль на очерченном месте, результатом будет порядок и согласие. Давая Своему народу закон, Бог не лишал их удовольствия. Он с мудростью устанавливал границы для организованного функционирования общества. Результатом повиновения этим ограничениям является порядок, мир и счастье.

 

 

Ключевые слова и понятия

Пасха – ветхозаветное ритуальное празднование освобождения Израиля из Египта, когда Ангел-губитель прошел мимо тех домов, в которых дверные косяки были помазаны кровью агнца. Это «прохождение мимо» было тенью Божьей милости, явленной Его детям, которые находятся под защитой Крови Иисуса Христа.

Искупление – принесение в жертву жизни Христа для того, чтобы заплатить за грехи Его народа. Пролив Свою Кровь на кресте, Христос возместил ущерб, нанесенный Богу грешниками, такими как мы с вами. Через Кровь Христа Бог и человек примирились.

 

 

 

Организованный народ

Писание: выборочные отрывки из книг Левит, Чисел и Второзакония

Бог, обитающий в определенном месте

На протяжении всей книги Левит говорится о том, что израильский народ завета оставался в стане у горы Синай, где он получил закон Божий. Бог обитал среди них. Он установил предписания, или правила, для всей жизни. Он дал народу указания касательно церемониальной чистоты, моральных законов (как вести себя), религиозных праздников, каждого седьмого и юбилейного года.

Книга Левит напоминает нам о святости. Божьим требованием было (и остается сегодня), чтобы Его народ был свят. В книге Левит 11:45 говорится: «Я – Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят». Обратите внимание на то, что Божье требование к святости не смягчилось из-за того, что в мир вошел грех. И даже несмотря на то, что грех лишил человека всякой возможности быть безукоризненным, Божье требование святости по-прежнему сохраняется, вплоть до сегодняшнего дня.

Символизм

Бог желал, чтобы Израиль, Его народ завета, явил Его святость другим народам. Он провозгласил благословения за послушание завету, и проклятия – за непослушание. Чтобы укрепить отношения со Своим народом, Бог установил специальные праздники для напоминания  народу о том, кем они были, и что Он для них сделал. Чтобы народ понял, Кто есть Бог, Он заповедал, чтобы их жертвы и их священники были святы (совершенны, без пороков). Он также заповедал еженедельное празднование Субботы, чтобы это напоминало Израилю об их долге поклоняться своему Богу.

Военная сила

Книга Чисел начинается с детального описания переписи, проведенной в Израиле в то время, пока народ располагался лагерем у Синая. Моисею и Аарону было велено пересчитать всех мужчин в Израиле, которым исполнилось 20 лет и более, и которые были способны служить в армии. Общее число таких мужчин составило 600,000. А весь народ, вероятно, насчитывал около двух миллионов человек. Бог остался верен Своему обетованию, данному патриархам, сделав их потомство многочисленным.

 

Покаранный народ

Наконец, облако поднялось над скинией. Неся перед собой ковчег завета, израильтяне вышли из Синайской пустыни и передвигались с места на место, пока облако не остановилось в пустыне Фаран (Чис.10). Там народ стал угрожать Моисею, что найдет себе другого лидера, который отвел бы их назад в Египет. Они также пригрозили побить камнями разведчиков, принесших добрые новости, – Халева и Иисуса Навина.

В стане начались волнения. Мириам и Аарон стали роптать на Моисея. Народ же стал жаловаться на пищу и роптать из-за того, о чем они услышали от разведчиков. Большая часть разведчиков согласилась с тем, что землю Ханаанскую невозможно завоевать, так как населявшие ее люди были огромными и весьма сильными, а их города – слишком большими и надежно укрепленными. Но несмотря ни на что, Халев и Иисус Навин были верными разведчиками, доверявшими Богу и настойчиво утверждавшими, что Израиль сможет сделать это. Израильтяне не послушали их и отказались входить в эту землю, чтобы  завоевывать ее. Более того, они стали угрожать, что побьют камнями Халева и Иисуса Навина, и что найдут другого лидера, который отведет их назад в Египет.

 

(Иллюстрация: ковчег завета)

Бог покарал всех израильтян, которые отказались доверять Ему. Своим ропотом они нарушили заключенный с Ним завет. Бог не дал им войти в Землю обетованную. Он вынудил их странствовать по пустыне в течение сорока лет, пока не вымерло поколение предателей. Из всех,  вышедших из Египта, только двое вошли в Землю обетованную: Иисус Навин и Халев. Даже Моисею не было разрешено войти в Ханаан из-за его непослушания. Бог поругаем не бывает.

Во время странствия по пустыне проблемы в израильском стане продолжались. Корей, Дафан и Авирон взбунтовались против лидерства Моисея. Бог повелел земле поглотить их. В драматическом противоборстве жезлов Бог повелел жезлу Аарона расцвести и произвести миндаль. Таким образом Господь подтвердил,  что Он Сам поставил Аарона вести народ. Тем не менее, люди продолжали роптать. Моисей, разгневавшись на них, не подчинился Божьим повелениям. Аарон умер.

 

Во время своих странствий народ постоянно роптал. Когда же Бог наказал их, послав на них ядовитых змей, люди раскаялись в своем грехе и умоляли Моисея, чтобы он попросил Бога удалить этих змей. Моисей помолился. «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Чис. 21:8–9). Это событие было тенью труда Иисуса Христа. В Евангелии от Иоанна 3:14–15 Иисус сказал: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

 

В то время как израильский народ стоял станом на равнинах Моава, Валак, царь Моавский, пригласил Валаама, лжепророка, чтобы тот проклял Израиль. Но произошла удивительная вещь! Бог вынудил Валаама семь раз благословить Израиль! Одним из этих благословений стало чудесное мессианское обетование! В книге Чисел 24:17–19 Валаам пророчествует: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу [свою]. [Происшедший] от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города». Эта звезда – Иисус! В Откровении 22:16 Он Сам говорит так: «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя».

Поскольку царю Моава не удалось проклясть Израиль с помощью Валаама, он обманом вынудил народ согрешить против Бога. Валаам предложил, чтобы израильтяне  брали себе в жены моавитянок и поклонялись их богам. Те мужчины, которые сделали это, были прокляты Богом и своей жизнью заплатили за совершенный грех. Бог поругаем не бывает.

 

 

Восстановите в памяти

1. Книга Чисел показывает Божью верность завету, явленную бывшему много раз неверным народу завета. Она также показывает способность Бога проводить Свой народ через всевозможные затруднения, опасности и неудачи. В этой книге находится несколько прообразов Христа и теней, указывающих на их исполнение в Новом Завете. Прочтите следующие отрывки. Укажите, как в каждом конкретном случае Новый Завет объясняет Ветхий Завет.

a. Числа 19:2–10 и Евреям 9:13–14 _____________________________________________

____________________________________________________________________________

б. Числа 20:11 и 1 Коринфянам 10:1–4 __________________________________________

____________________________________________________________________________

в. Числа 21:4–9 и Ев. от Иоанна 3:14–15 ________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Спустя много лет после того, как израильский народ получал исцеление, глядя на медного змея на шесте, они стали грешить тем, что __________________________

___________________________________________________ (4 Цар. 18:1–4).

3. Книга Чисел заканчивается посланием надежды для нового поколения израильтян, которые должны были войти в Землю обетованную. Ниже даны два отрывка. Кратко опишите, какая надежда содержится в каждом отрывке.

a. Числа 26:52–56 ____________________________________________________________

б. Числа 27:12–23 ___________________________________________________________

4. Апостол Павел приводит причины, по которым в Ветхом Завете были записаны определенные вещи. Прочтите данные ниже стихи и запишите эти причины.

a. Римлянам 15:4 ____________________________________________________________

б. 1 Коринфянам 10:1–11 ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Народ, приготовленный к завоеванию земли

Пришло время, когда следующее поколение израильтян было готово перейти Иордан и войти в Ханаан. Время странствий по пустыне подходило к концу. В качестве следующего лидера Израиля Моисей выбрал Иисуса Навина (Чис. 27:22–23).

Книга Второзакония начинается с описания Израиля, находящегося  к востоку от реки Иордан, народ которого готов войти в землю Ханаанскую, чтобы овладеть ею. Границы  унаследованной ими земли были установлены Самим Богом, это записано в 34-й главе книги Чисел. Некоторые участки этой земли уже были предназначены определенным коленам. Левиты, особые Божьи слуги, были обеспечены всем необходимым для жизни. Также были выбраны города-убежища для тех, кто совершил неумышленное убийство. Теперь же пришло время для их освободителя из Египта, их проводника в Землю Обетованную,  посредника между ними самими и Богом, вопреки наставлениям которого они так часто поступали,  удивительному прообразу Христа – Моисею  сказать им свои последние слова. Эти слова были разделены на три речи.

Первая речь (Втор. 1–4) – это всесторонний обзор израильской истории, начиная с момента отправления от горы Синай и заканчивая настоящим временем, временем входа в Ханаан. Среди прочего, Моисей показал верность Бога Своим обетованиям. Во Второзаконии 2:4–6 сказано, что Моисей повелел израильтянам самим покинуть области Эдома, Моава и Сеира, поскольку Бог много лет назад пообещал эти земли Исаву и Лоту. Даже несмотря на то, что потомки Исава и Лота вели нечестивую жизнь, они сами и их земля были сохранены, благодаря Божьему обетованию, данному их предкам. Моисей также указал на то, что по своей просьбе Рувим и Гад получили землю раньше. Тем не менее, мужчинам этого колена было велено помочь другим коленам завоевать землю, находящуюся к западу от реки Иордан. Они согласились сделать это.

В своей второй речи (Втор. 5–26) Моисей повторяет Десять заповедей. Во Второзаконии 6:6–9 мы читаем: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих». Моисей придал особое значение поклонению Богу в определенном Им месте в их новой земле. Он также строго запретил поклонение другим богам.

Свою третью речь Моисей начал такими словами: «Внимай и слушай, Израиль: в день сей ты сделался народом Господа Бога твоего; итак слушай гласа Господа Бога твоего и исполняй заповеди Его и постановления Его, которые заповедую тебе сегодня» (Втор. 27:9–10). Затем он произнес благословения за послушание и проклятия за непослушание.

Моисей обновил завет, заключенный между Израилем и Богом, и представил Иисуса Навина как своего преемника. Он произнес такие ободряющие слова для Иисуса Навина: «Будь тверд и мужествен, ибо ты войдешь с народом сим в землю, которую Господь клялся отцам его дать ему, и ты разделишь ее на уделы ему; Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся» (Втор. 31:7–8). Тогда же Сам Господь заповедал Иисусу Навину в скинии: «Будь тверд и мужествен, ибо ты введешь сынов Израилевых в землю, о которой Я клялся им, и Я буду с тобою» (Втор. 31:23). А затем леденящими душу словами Бог предсказал будущий мятеж Израиля.

Моисей процитировал песнь хвалы Богу за всю Его  верность, осуждение Израиля за его бунт и обетование светлого будущего. Затем Моисей обратился по очереди к каждому колену, заканчивая свою речь трогательным благословением: «Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей? Враги твои раболепствуют тебе, и ты попираешь выи их» (Втор. 33:29).

Прожив 120 лет, Моисей взошел на гору Нево, откуда Бог показал ему всю землю, которую должен был унаследовать Израиль. «И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: "семени твоему дам ее"; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь» (Втор. 34:4). Затем Моисей умер, и Бог похоронил его.

Заключение

Изучая Пятикнижие вместе с Моисеем, мы чувствуем, что его кончина не могла не коснуться наших сердец. Он действительно был главным ветхозаветным прообразом Христа – освободителем, посредником и законодателем. Как мы отзовемся на заключительные слова книги Второзакония: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля» (Втор. 34:10–12)?

 

 

 

Восстановите в памяти

5. Во Второзаконии 6:6–9 Моисей называет семь способов как можно вложить в сердца детей Божьи заповеди. Пожалуйста, назовите их.

a. Говори о них [заповедях Божьих], когда ты

1) __________________________________, 2) ____________________________________,

3) __________________________________, 4) ____________________________________,

б. Навяжи их _______________________________________________________________,

в. Повяжи их _______________________________________________________________,

г. Напиши их _______________________________________________________________.

6. Пожалуйста, опишите три способа, благодаря которым вы узнали, что Божьи заповеди предназначены для вашей жизни.

a. __________________________________________________________________________

б. __________________________________________________________________________

в. __________________________________________________________________________

7. Прочтите Второзаконие 16:1–2 и Евреям 10:1–10.

a. Согласно Евреям 10:1–4, что могли совершить ветхозаветные жертвы?

____________________________________________________________________________

Чего ветхозаветные жертвы совершить не могли? ______________________________

____________________________________________________________________________

б. Согласно Евреям 10:5–7, как Христос осуществил ветхозаветные жертвы?

____________________________________________________________________________

в. Необходимы ли еще ветхозаветные жертвы после того, как Христос принес Себя в жертву? ___________________________________________________________________

Почему да или почему нет? ___________________________________________________

____________________________________________________________________________

8. Как вы думаете, было бы лучше, если бы Моисей применил военные стратегии и армейскую муштру вместо своих трех речей, чтобы приготовить Израиль к завоеванию Ханаана?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 

 

 

Копите сокровища

Левит 11:45б
«Итак будьте святы, потому что Я свят».

Второзаконие 6:6–7
«И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая».

Евангелие от Иоанна 3:14–15
«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

 

Компендиум Христианской Религии – В\О 115

Вестминстерский Краткий Катехизис – В\О 82

 

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.