07.03.2014
Скачать в других форматах:

Непростые тексты апостола Павла

Взгляд на Павла

 

Кем был апостол Павел? Странствующим философом, мудрым раввином, любящим споры евангелистом, или же сочетанием всех этих образов? Мы – поздние читатели его посланий. Поэтому нам необходимы какие-то рамки, какая-то концептуальная основа для понимания Павла. Прежде и превыше всего, он был апостолом для неиудейских народов. Поэтому раньше обычно считалось, что он выступал против иудаизма (в особенности фарисейства) как законнической религии, в которой люди собственными силами,  посредством соблюдения Торы,  пытались примириться с Богом. Разве не вследствие прочтения Послания Павла к Римлянам Мартин Лютер выразил яростный протест против римско-католического учения о заслугах посредством добрых дел? Ведь Рим учил тому же, что и раньше иудеи!

Да, послания Павла можно поместить в такие рамки. Однако в двадцатом веке все больше распространялось и утверждалось мнение, что Павел никогда не отказывался от своих иудейских корней. Евангелие Иисуса Христа было для него исполнением особых Божьих обетований Израилю. Мы должны понять Павла именно внутри его иудейского контекста. Это мнение возникло, прежде всего, вследствие более пристального исследования иудейских источников, из которых стало ясно, что учение Торы применялось не для примирения с Богом, а для регулирования жизни внутри завета. Тора содействовала святости Израиля. Ведь этот народ имел особый статус среди языческих племен.

Соответственно, критика Павлом иудеев не была нацелена на их предполагаемую «святость[d1]  по делам». Павел противостоял мысли о том, что неиудеям необходимо сначала перейти в иудаизм, прежде чем они смогут принадлежать Богу Израиля. По мнению Павла, такая мысль не отдает должного Иисусу Христу, Который пришел ко всем людям. «Так надейтесь же на Него, – говорит Павел, – ведь только через Сына Божьего человек может прийти к Отцу!»

Путь к такому истолкованию проложили новозаветники Э.П.Сандерс и Джанн. Сандерс, специалист по иудаизму времен Нового Завета, создал новый термин: заветный номизм. Он утверждал, что и среди иудеев понятие «благодати» играло важную роль. Они знали, что по благодати избраны для того, чтобы жить в завете с Богом. Тора была предназначена не для того, чтобы через нее войти в завет; она была нужна, чтобы в нем оставаться. Согласно Сандерсу, у Павла не было каких-то существенных претензий к иудаизму. Единственная критика Павла в адрес иудаизма состояла в том, что иудаизм не был христианством. Иудеи не узнали собственного долгожданного Мессию, вот и вся проблема. Павел опишет иудаизм как законническую религию уже «задним числом».

Данн добавляет к этому, что наблюдения Сандерса должны привести к новому пониманию взглядов Павла на иудаизм. В своих посланиях апостол реагирует не на иудаизм в целом, а на иудейский эксклюзивизм, исключающий всех людей, которым не была дана Тора. Как будто бы завет принадлежал только иудеям! Согласно Данну, под «делами закона» подразумеваются те особенности, с помощью которых иудеи отличали себя от неиудеев: предписания относительно обрезания, приема пищи и праздников. Эти предписания закона определяли иудейскую идентичность и возводили стену между иудеями и язычниками. Павел проповедовал о том, что появление Иисуса Христа означало падение этой стены, а потому эти особенные предписания не должны были возлагаться на неиудеев.

Этот подход назвали «новым взглядом на Павла». Вопрос не в том, что написал Павел; вопрос в том, как нам истолковывать написанное им. Другими словами, в каких рамках, на какой концептуальной основе нам следует понимать апостола? На какой вопрос он давал ответ в своих посланиях? Согласно «старому» взгляду на Павла, его заботил в особенности личный путь спасения: «как мне примириться с Богом?» Согласно «новому» взгляду, послания Павла отвечают на коллективный вопрос о границах общины верных: «Кто принадлежит и кто не принадлежит Божьему завету?»

Различие между двумя подходами можно проиллюстрировать с помощью трех характерных понятий Павла: праведность, дела закона и оправдание.

1.       Согласно «старому» взгляду, праведность – это то, что вменяется Богом верующему. Согласно «новому» взгляду, Божья праведность – это верность Бога Самому Себе и Своему завету.

2.       Согласно «старому» взгляду, дела закона обозначают стремление жить согласно учению Торы для того, чтобы «заработать» свое спасение. Согласно «новому» взгляду, иудеи соблюдали Тору, чтобы отличаться от неиудеев.

3.       Согласно «старому» взгляду, оправдание означает, что Бог по благодати прощает грешника. Согласно «новому» взгляду, оправдание состоит в том, что по Божьей благодати иудеи и неиудеи объединены в один народ.

Идеи «нового взгляда на Павла» популяризировал в широких кругах другой ученый – Н.Т.Райт. Он  очень плодовитый автор, а его книги читают многие люди. Естественно, часто он делает какие-то свои, особые акценты. Он называет свой подход «свежим взглядом» или, скорее, «свежими взглядами». Бог хотел спасти мир через народ Израиля. Согласно Райту, Иисус – истинный Израильтянин, Который сделал Божий план спасения возможным. То, что должен был сделать Израиль, совершил Мессия, Господь мира. Посредством Его послушания, проявленного на кресте, Бог навсегда расправился с грехом – как Израиля, так и всего мира. С тех пор всякий, кто верит в Иисуса Христа, принадлежит Божьему народу. Что ж, это действительно освежающий взгляд на идею завета, которая для многих богословов была столь привычной.

Райт использует метафору суда, на котором в будущем Бог объявит Свой приговор  греху. Верующие тогда получат положительное решение, благодаря Христу. Согласно Райту, оправдание – это предвкушение окончательного решения. Дух научает верующего жить как-бы «из будущего» и заботиться о том, чтобы его жизнь согласовывалась с положительным решением, которое Бог вынесет в будущем.

Как же нам оценить «новый взгляд на Павла»? Он справедливо интерпретирует Павла в связи с теми отношениями, которые были у Бога со Своим народом в течение веков. Другими словами, этот подход принимает в расчет «историю спасения». В ранней церкви действительно поднимался животрепещущий вопрос: как иудеи и неиудеи могут стать одним целым во Христе? Когда некоторые иудейские христиане начали требовать обрезание от неиудейских христиан, для разрешения этого вопроса было даже проведено официальное собрание в Иерусалиме. Это произошло тогда, когда Павел и Варнава дали отчет о своей работе среди язычников (Деян. 15). Собравшиеся вместе признали, что новозаветная церковь возникла только через веру в Иисуса Христа; кроме того, завет существует уже не исключительно для Израиля, а открыт для всех. Чтобы принадлежать Богу, не надо становиться сначала иудеем. Он принимает также и необрезанных.

Таким образом, «новый взгляд» предложил здравую поправку к пониманию, которое отрывало Павла от его исторического контекста. Апостольское время было уникальным –  именно тогда была преодолена вековая пропасть, разделявшая Израиль и другие народы.

В то же время, «новый взгляд», как и «старый», страдает односторонностью. Например, понятие «оправдание» действительно имеет много общего с объединением иудеев и неиудеев во Христе (горизонтальный аспект), но оно также связано и с личностными отношениями между Богом и человеком (вертикальный аспект). Этот второй аспект практически игнорируется в «новом взгляде».  Например, Райт делает такой большой акцент на оправдании как юридическом событии из будущего, что этим принижается его моральное значение для настоящего. А Данн забывает, что закон есть единое целое, и предписания, которые определяли иудейскую идентичность, не составляли какой-то отдельной части закона. Вопреки утверждениям Сандерса, вполне обоснованно поднять вопрос о том, не реагировал ли Павел на определенные формы «спасения по делам» на практике. Ведь иудеи были склонны к тому, чтобы хвалиться своим соблюдением Торы; а неиудеи были склонны к тому, чтобы ублажать своих божков делами, и могли перенести такое языческое отношение в их новую, христианскую веру.

Собственно, почему Бог не проводит различие между иудеями и неиудеями? Да потому что все люди рождаются грешниками, и никто не может спасти  себя сам. Ни вхождение в завет, ни пребывание в нем еще не делает человека угодным Богу. По словам Павла, для этого нам должны быть дарованы прощение грехов и вечная жизнь. Бог милостиво принимает каждого, кто верит, на основании крестной жертвы Его Сына, Мессии Израиля, ставшего Спасителем всего мира.

Таким образом, оба взгляда – «старый» и «новый»  можно сочетать. Они оба присутствуют в ключевой мысли Павла: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину» (Рим. 1:16). В этом ключе и следует понимать апостола Павла.

 

Роб Ван Хаувелинген, Мириам Клинкер-де Клерк

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.