13.02.2014
Скачать в других форматах:

Брэдд Л. Нимейер, Ал Безайен

Вера наших отцов. Изучение Бельгийского исповедания

УРОК 14 (статья 24). Оправдание и добрые дела

ВВЕДЕНИЕ

Не способствует ли исповедание об избрании и  оправдании верой лености христиан? Если церковь не призывает людей  зарабатывать свое спасение, что тогда будет мотивировать  людей принять христианство? Если наше спасение всецело зависит от Бога и никак от человека, что заставит человека жить святой жизнью?

Такие нападки на христиан реформатской веры совершаются снова и снова. И хотя правда то, что реформаты борются с недостатком святости в своей жизни, то же самое можно сказать и о людях в римо-католической и в арминианских церквях. В самом деле, суждение об учении на основании поведения людей, а не по библейскому образцу, всегда приводит церковь к разделениям и спорам. Говорить о том, что библейская доктрина оправдания одной верой делает людей ленивыми – абсолютно неправильно.  Если люди  используют истину в неправильных целях, то проблема заключается не в истине, а в людях. И если  правда, что христиане-реформаты на самом деле ленивы, то это происходит не из-за реформатского учения, а из-за того, что они не повинуются истине Писания.

 

РАБОТА ДУХА

Библия говорит, что не всякий, кто говорит, что имеет веру, на самом деле имеет веру. Вера должна как-то проявляться. Мы говорим о живой вере, которая приносит плоды добрых дел. Так же, как и здоровая яблоня порождает яблоки, истинная вера должна порождать добрые дела. Иисус говорил, что лжепророков можно узнать по плодам, которые они приносят. Он говорил: «Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их» (Матфея 7:16-20).

Справедливо, не правда ли? Вопрос заключается в том, как стать добрым деревом. В Бельгийском исповедании, статья 15, мы прочитали, что с момента грехопадения Адама всякий человек  зачат и рожден в грехе, и поэтому он полностью испорчен. Можно сказать, что каждый человек рождается как худое дерево. Подобным образом, каждый человек, предоставленный самому себе, не приносит добрых плодов и заслуживает того, чтобы быть срубленным и брошенным в огонь. Мы увидели, что Бог гневается на грех и требует, чтобы за грех был заплачен выкуп. Христос, как мы исповедовали, понес наказание за грех избранных Божьих. Затем Христос послал Своего Духа, чтобы дать избранным истинную веру, дабы они могли вместить всё, что совершил Христос.

Истинная вера, как говорит Бельгийское исповедание, статья 24, производимая «...в человеке через слышание Слова Божьего и дей­ствие Духа Святого, возрождает его и творит в нём нового человека». Мы исповедуем, что человек должен быть обращен, то есть изменен. Именно Бог делает дерево добрым,  чтобы оно приносило добрые плоды. Человек должен иметь ненависть к своему греху и любовь к Богу,  чтобы стать добрым деревом. Ни один человек не способен к этому сам по себе. Он нуждается в преображающей жизнь силе Святого Духа, которая и производит такое изменение.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

27. Почему неправильно опираться на наше поведение в суждении о том, верной является доктрина или нет?

 

28. Что бы вы сказали другу, который говорит, что он верует, но не видит необходимости жить благочестивой жизнью? Какие тексты Библии вы будете использовать?

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Бельгийское исповедание, статья 24

«Мы верим, что сия истинная вера, производимая в человеке через слышание Слова Божьего и дей­ствие Духа Святого, возрождает его и творит в нём нового человека, являясь причиной того, что он живёт новой жизнью и освобождая его от рабства греха».

 

 

ПРОЦЕСС СПАСЕНИЯ

Прежде всего, обратите внимание, что вера приходит от слышания Слова Божия. В Великом Поручении, которое мы находим в Матфея, глава 28, церкви повелевается идти в мир и научить всех тому, что заповедал Христос. В Деяниях, первой главе, Христос повелел, чтобы Слово было проповедано до края земли. В Римлянам 10:14-15 говорится: «Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!». Это путь, которым Бог приводит людей к вере. Церковь всегда верила, что ее миссия –  проповедь Евангелия всему миру.

Иногда о проповеди говорят как о  внешнем призыве. Проповедуется Евангелие с призывом к грешникам верой принять послание. Когда Бог воспламеняет веру в Своих детях, об этом мы говорим как о внутреннем призыве. Это есть насаждение Слова Божия в сердце грешника, чтобы он уверовал. Когда проповедуемое Слово насаждается Святым Духом, дитя Божие начинает веровать, что Христос умер за его грехи, и лично принимает Христа. Мы исповедуем, что Бог оправдывает человека – объявляет его праведным ради Христа – через «инструмент», или посредством веры.

Мы также исповедуем, что Дух возрождает и обновляет нас. При возрождении Бог творит в нас новую жизнь, так что наше сердце и душа изменяются и приводятся в согласие с волей Божией. Святой Дух изменяет нас, и мы возрождаемся как новые творения во Христе. В соответствии с  иллюстрацией о добром дереве мы можем сказать, что Святой Дух через проповедь Слова преображает худое дерево в доброе. И помните, доброе дерево должно приносить добрые плоды.

Таким образом, мы исповедуем, что происхождение святости берет начало в Едином Святом. Он побуждает возрожденного грешника ненавидеть его грех, раскаиваться в нем и любить Бога. Такое исповедание приводит к прославлению Бога, Который есть автор веры и возрождения. Все это приходит к нам извне. Все это совершает в нас Бог, чтобы мы могли истинно жить как Его народ. Ибо как Бог говорит Своему народу: «будьте святы, потому что Я свят» (1 Петра 1:16, см. также Левит 11:44, 19:2).

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

29. Дайте определение следующим понятиям:

а. внешний призыв

б. внутренний призыв

в. возрождение

 

30. Почему проповедование Евангелия важно для спасения? Как бы вы ответили тому, кто желает заменить проповедь на  богослужениях драматической постановкой или музыкальной кантатой?

 

 

ОТКЛИК ВЕРЫ И ДЕЛ

Хотя веру и покаяние в нас творит Бог, Он также требует отклика. Мы принимаем активное участие в жизни веры. Потому мы говорим об освящении и добрых делах как о труде Божьем и труде народа Божия.

Освящение – это милостивый труд Духа Святого, посредством которого Он очищает нас, обновляет наш характер согласно образу Божию, и делает нас способными совершать добрые дела. Мы исповедуем, что мы освящены, для того чтобы творить добрые дела. Такое очищение – это процесс длиною в жизнь, который совершается в нас Духом, так чтобы мы слушали и повиновались Божьему Слову и всё более и более жили для Него. Дух трудится, а христианин стремится повиноваться, активно участвуя в освящении.

Бельгийское исповедание говорит, что если Бог не возродит нас, спасая благодатью только через веру, мы не можем надеяться на то, что сможем сделать нечто угодное Богу. Добрые дела являются частью отклика Богу от оправданных и освященных христиан. «Посему мы совершаем добрые дела, но не ради заслуги от оных [ибо чего могли бы мы заслужить?], – нет. Мы обязаны Богу за те добрые дела, которые мы делаем» (статья 24). Апостол Павел написал Ефесянам: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефесянам 2:10). Бог дает нам возможность творить добрые дела, дабы, делая так, Он мог быть прославлен, а мы могли жить той жизнью, для которой были спасены. Потому мы исповедуем: «...Посему слишком далеко от истины то, что сия оправдывающая вера делает человека нерадивым в провождении жизни набожной и святой169, но, напротив, без неё никто не совершил бы чего-либо ради любви к Богу, но лишь из самолюбия или страха пред осуждением. Поэтому невозможно, что сия святая вера может быть бесплодной в человеке» (Бельгийское Исповедание, статья 24).

В Иоанна 15:1-8 мы читаем, что Иисус есть истинная виноградная лоза, и что любая ветвь на Нем, не приносящая плода, будет обрезана Богом-Отцом, Который есть Виноградарь. Как это может быть, что ветвь во Христе не приносит плода? Иисус говорит о тех, кто пребывает в отношениях завета с Богом. Однако крещение или именование себя христианином не гарантирует спасения. Среди Божьего заветного народа есть соблюдающие завет и нарушающие завет. Все призваны поклоняться и служить Богу в святости и совершении добрых дел. Если этого не происходит, то нарушители завета отсекаются Самим Богом, чтобы дать возможность добрым ветвям – соблюдающим завет – принести больше плода. Таким образом, Христос призывает людей пребывать в Нем, ибо без Него они не смогут принести плод.

Мы зависимы от труда Христа в нас в том, чтобы приносить плод, но нам также заповедано быть активными в принесении плода – не потому что эти дела спасают нас, но потому что мы спасены для этой цели. Отец принимает грешных людей, изменяет их, наделяет их способностями и заповедует им творить добрые дела, чтобы Он мог быть в них прославлен. Бог использует грешных людей для Своей славы и чести, и в этом Его великая сила!

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

31. Объясните разницу между человеческой пассивностью и активностью в спасении.

 

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Ефесянам 2:10

«Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».

 

 

НАШИ ДОБРЫЕ ДЕЛА

Действительно ли мы творим добрые дела? В самом строгом смысле этого слова, мы не делаем добрых дел, если используем слово «добрый» в значении «совершенный». Наши дела осквернены  грехом. Таким образом, даже мы, будучи искупленными, не можем основывать свое спасение на своих добрых делах, поскольку даже одного греха достаточно, чтобы Бог отверг наши добрые дела. Если бы нам было заповедано Богом спасти самих себя посредством добрых дел, наша жизнь превратилась бы в нескончаемую пытку от желания узнать, спасены ли мы. Помните мучения Мартина Лютера, вызванные этим вопросом (см. гл. 13)? Действительно, такая жизнь лишает возможности прославлять Бога. Ибо какую славу мы можем принести Богу, если мы не знаем, прощены ли наши грехи во Христе? Наши добрые дела происходят от веры в то, что мы спасены только благодатью.

Именно об этом Иаков писал в своем Послании. Живая вера должна производить добрые дела. Если нет плода, то нет и живой веры. Человек, который говорит, что верует, но не живет по вере, обманывает себя. Не достаточно знать, во что нужно верить; нам необходимо жить согласно этому исповеданию. Поэтому Иаков пишет: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иакова 2:26). Мы говорим не о тщетной вере, но о вере, которая названа в Писании «верой, действующая любовью» (Галатам 5:6), вдохновляющей людей на такие дела, которые Бог заповедал в Своем Слове.

Реформаты не учат ленивому христианству. Учение об оправдании не может быть использовано в качестве оправдания греховного образа жизни. Действенная вера принимает труд Иисуса Христа и побуждает людей любить Бога всем своим сердцем, душой, разумением и крепостью. Такая любовь к Богу побуждает нас любить ближнего как самого себя. Такая любовь есть проявление веры. Истинно доброе дерево будет и должно приносить добрые плоды. Наше исповедание Иисуса Христа не делает из нас ленивых христиан, а направляет к более глубокому осознанию нашего греха, более глубокой любви к Богу, и к более глубокому убеждению в том, что мы принадлежим не самим себе, а нашему верному Спасителю Иисусу Христу, Который Духом Своим делает нас готовыми жить вечно для Него.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

32. Верно или не верно:

 

а. человек спасен, потому что он совершает добрые дела;

б. спасенный человек должен совершать добрые дела;

в. так как наши добрые дела несовершенны, нам не нужно пытаться их совершать;

г. наши добрые дела помогают Богу выбрать нас к спасению;

д. наши добрые дела неизбежно следуют вслед за Божьим избранием нас к спасению.

 

33. Какую проблему мы имеем, если добрые дела – это основание нашего спасения?

 

34. Что бы вы сказали тому, кто говорит, что реформатское понимание спасения приводит к ленивому христианству?

 

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Иакова 2:14, 18, 26

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?.. Но скажет кто-нибудь: `ты имеешь веру, а я имею дела': покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих... Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва».

 

Гейдельбергский катехизис

Вопрос 86

Поскольку мы избавлены от страданий по одной только милости, благодаря Христу, безо всякой заслуги нашей, почему мы должны делать добрые дела?

О. Мы делаем добрые дела, чтобы каждый из нас укреплялся в вере плодами ее и нашей богоугодной жизнью наши ближние тоже приобретались бы для Христа.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Освящение – милостивое деяние Святого Духа, посредством которого Он очищает грешника, обновляет его характер согласно образу Божию, и делает его способным совершать добрые дела.

Возрождение – сотворение новой жизни внутри человека, так что его сердце, душа и разум становятся духовно живыми.

Внешний призыв – проповедование Евангелия Христа грешникам, совместно с важным призывом принять Его верой, чтобы получить прощение грехов.

Внутренний призыв – насаждение Святым Духом Слова Божия к спасению в сердце грешника.

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.