13.02.2014
Скачать в других форматах:

Брэдд Л. Нимейер, Ал Безайен

Вера наших отцов. Изучение Бельгийского исповедания

УРОК 11 (статьи 17-18). Воплощение

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ

Для многих людей Рождество – это праздник хорошего настроения. Одной из слагаемых хорошего рождественского настроения является  рассказ о бедной супружеской чете, которая вынуждена была оставить свой дом и отправиться в Вифлеем, где для них не оказалось места, чтобы остановиться. Чета поселяется в стойле для животных, там женщина рожает Мальчика и кладет Его в ясли. Далее, по всей видимости, приходит маленький бедный мальчик-барабанщик, чтобы поиграть Младенцу, вокруг Него толпятся пастухи вместе с тремя мудрецами с Востока, которые принесли Ему подарки. Всё это время мычит скот, но, тем не менее, Младенец ни разу не заплакал. Именно такую историю знает мир – вымыслы из рождественских открыток и сентиментальных историй. Всё это – искажение реальных событий и значения Рождества, поскольку действительные причины того, почему Христос стал человеком, погребены в рождественских упаковках и ленточках.

Виновны ли мы в том, что имеем такие ложные представления о Рождестве? Почему мы устраиваем такую суету вокруг праздника Рождества, а не вокруг праздника Пасхи, Вознесения или Пятидесятницы? Внимательный взгляд на рождественские события, конечно же, должен наполнить нас искренней благодарностью Богу. Но это также должно напомнить нам о том, кем Иисусу нужно было стать из-за наших грехов. Среди ступеней уничижения Христа, перечисленных в Апостольском Символе Веры, зачатие и рождение Иисуса указаны как первые. И когда мы празднуем Рождество, нам необходимо осознавать, что Рождество Христа стало жертвоприношением, в котором Он отдал Свою жизнь, дабы принести выкуп за наши грехи.

 

ГРЕХОВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Бельгийское исповедание передает нам истину о том, что грешный человек не способен прийти к Богу. Однако по Своей милости Бог решил избрать некоторых людей для спасения. Исповедание, начиная со статьи 17, объясняет, как Бог исполнил это спасение в Иисусе Христе. Данная статья сосредоточивается на Божьем первоначальном обетовании, о котором записано в Бытии 3:15, о спасении человека через семя жены. Иногда его называют «протоевангелием».

Почему же человек стал испытывать нужду в таком обетовании? В третьей главе Бытия мы читаем о грехопадении Адама и Евы. Вкусив плод, они увидели свою наготу и стали стыдиться. Это и было результатом греха. То, что было прекрасным, грех превратил в нечто ужасное; он обратил радость в печаль. Отношения Адама и Евы с Богом были разрушены, и они осознали свое отделение друг от друга и от Бога.

В третьей главе Бытия сказано, что Бог гулял по Эдемскому саду. Однако в тот день Адама и Еву нельзя было найти. Конечно же, Бог знал, где они были, и Он знал обо всём, что произошло, но по милости Своей Он всё еще пришел к ним. Он знал, что они были жалкими. Бог знал, что Адам и Ева подвергли себя духовной и физической смерти, и, тем не менее, Он  пришел к ним. Он нашел Адама и Еву в кустах дрожащими от страха. Бога, Которого они любили, по образу Которого они были сотворены, Бога их утешения они теперь увидели в гневе. И если им было стыдно друг перед другом, то насколько сильнее они испытывали  стыд пред Лицом Божиим, Который Свят. Видите ли вы нечестие греха, и как он омрачает прекрасные взаимоотношения? Как унизительно осознавать то разрушение, какое человек принес на землю!

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

1.    Какие первые мысли приходят вам в голову, когда Вы размышляете о Рождестве? Является ли Рождество праздником хорошего настроения?

 

2.    Прочитайте Бытие 3:15. Что такое «протоевангелие»?

 

3.    Назовите несколько признаков разрушений, принесенных грехом, согласно истории о грехопадении из третьей главы Бытия.

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Бытие 3:15

«...и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

 

Филиппийцам 2:5-8

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».

 

Бельгийское исповедание, статья 17

«Мы верим, что, увидев человека, своею волею вверженного в физическую и духовную смерть... нашему благодатному Богу... было угодно найти и успокоить его в момент, когда тот в смятении прятался от Него...».

 

Вестминстерский Краткий Катехизис

В. 20. Оставил ли Бог всё человечество погибать в состоянии греха и страдания?

О. По Своей благой воле Бог избрал от вечности некоторых для вечной жизни и вступил с ними в завет благодати, чтобы избавить их от состояния греха и страдания и привести их в состояние спасения через Искупителя.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗАВЕТА

Бельгийское исповедание, статья 17, говорит, что Бог «...в Своей чудесной премудрости и благости» обещал человеку, «...что отдаст Своего Сына, рождённого от жены поражать в голову змея, и в Котором человек обретёт благословение». Это было обетованием Рождества и Пасхи, и это было первым откровением завета благодати. Нам необходимо правильно уразуметь этот завет.

Именно Бог заключил этот завет с Адамом и Евой. В Библии мы ничего не читаем о каких-либо  разговорах Адама и Евы по поводу пути их возращения к Богу. Именно Бог милостиво заключил завет и установил его границы. С течением времени этот завет будет развиваться далее. Господь придет к Аврааму и сотворит для Себя особый заветный народ – Израиль. Позже Он выведет его из Египта и установит границы завета, передав Свой закон на горе Синай. Благодаря закону народ должен был увидеть свою нужду в Мессии, Который бы освободил их от греха. Жертвоприношения животных указывали на единократную искупительную Жертву Христа на кресте. Закон был дан израильтянам для того, чтобы они смогли познать, как им ходить пред Богом и жить друг с другом. Он был дан им, чтобы они могли увидеть свою нужду во Христе, а также открыть им то, что совершит Христос. Пребывая в завете с Израилем, Господь обещал великие благословения тем, кто хранит завет. Но также Он обещал проклятия тем, кто нарушает завет своей неверностью и непослушанием (см. Левит  гл. 26). Бог дополнительно заключит завет с Давидом, сказав ему, что Его Сын (который также будет и Сыном Давидовым) воссядет навеки на престоле Царствия Божия.

Бог заключил один завет благодати, всё более и более ясно открывая его в веках, которым во Христе Он осуществил Свой замысел спасения. Несмотря на грех человека, Бог не уничтожил его немедленно, но приготовил для Адама и Евы путь, чтобы вновь жить в Его присутствии. Эти отношения не будут совершенными, однако они предвосхищают то время, когда Бог сделает их совершенными.

Этим заветом Бог «связал» Себя со Своим народом. Когда грех отделил людей от Бога и друг от друга, Бог заключил завет, который позволял иметь общение с Ним и с другими людьми. Таким образом, люди были способны искать цель, утешение и надежду в жизни.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

4.    Верно или неверно:

а. завет был заключен по причине того, что человек искал Бога

б. существует один завет благодати, который по-разному проявлялся на протяжении  ветхозаветной истории

в. царство в Ветхом Завете было образом завета Бога со Своим народом

г. благословения будут пребывать на тех, кто верует, а проклятия – на тех, кто отвергает Божий завет

 

5.    Перечислите из Ветхого Завета три или более различных элемента, указывающих на Божий завет с Его народом.

 

 

 

ИСПОЛНЕНИЕ ЗАВЕТА

Обетование завета было исполнено, когда Сын Божий сошел на землю в образе человека. Завет, заключенный с Адамом, Авраамом и Давидом, провозглашенный пророками, служил вечным знаком Божьей любви к Его народу. Бог никогда не оставлял Свой народ без удостоверения завета. Божий закон, как мы узнали, каждый день напоминал народу об этом завете. Скиния и храм, жертвоприношения и пожертвования, дни праздников и торжеств, таинства обрезания и Пасхи – всё это было напоминанием для народа Ветхого Завета. Пророки возвещали Слово Господа, когда народ заблуждался. Бог постоянно способствовал взаимоотношениям между Ним и Его людьми, и всегда с нетерпением ожидал того дня, когда пошлет в мир Христа.

Христос пришел в особое время. Бог во сне объявил Навуходоносору, что после падения империи возникнут четыре другие империи (Даниила, гл. 2). Навуходоносор видел во сне, как камень, скатившись с горы, разрушил истукана. Теперь мы знаем, что ступни из железа и глины,  символизирующие четвертую империю, указывали на Римскую империю. В дни процветания этой империи пришел Христос как камень разрушения.

Римляне управляли большей частью мира, известной библейским писателям того времени. После создания Римской империи  200 лет продолжался относительный мир – период, известный как Pax Romana” (Римский мир). В Израиле впервые за долгие века наступил  мир и спокойствие. Пять различных империй вели войну и несли разрушение в земли Ханаана. Наконец-то годы войны закончились.

Оглядываясь назад, мы видим, почему время, назначенное Богом для пришествия Христа, было исключительно подходящим. Во время римского правления была проложена система дорог, которая делала путешествия более удобными. Солдаты обеспечивали мир и безопасность для путешественников. Греческий язык был принят как язык общения, который понимало большинство населения. Смешение культур и религий заставляло многих людей искать более глубокий смысл жизни.

За всё это время многие приняли иудейскую религию. Ко времени рождения Иисуса Ветхий Завет был переведен на греческий язык, так что многие могли читать свидетельство Божие, обращенное к Его народу. В Своем провидении Бог послал Своего Сына в мир, находящийся под  правлением Рима, где Христос мог свободно и без затруднений перемещаться с места на место; в культуру, которая была открытой для Слова.

Еще один важный момент. Христос пришел в мир, управляемый римлянами, которые довели до совершенства распятие как способ казни. Иудеи, как правило, своих преступников побивали камнями. Однако Бог сказал Своему народу во Второзаконии 21:23, что всякий, повешенный на дереве, находится под Божьим проклятием. Наш Небесный Отец подготовил мир по Своему замыслу, предуготовив даже обществу быть «гарантом» того, что Его Сын умрет позорной смертью на римском кресте.

 

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

6.    Библия говорит, что Христос пришел в полноту времени. Приведите некоторые факты того, как мир, которого достигла Римская империя, благоприятствовал времени рождения Христа.

 

7.    Как рождение Христа, так и Его смерть, произошли согласно с Божьим замыслом. Что есть знаменательного в том, как именно Христос претерпел смерть, согласно Второзаконию 21:23 и Галатам 3:13-14?

 

 

ПОСРЕДНИК ЗАВЕТА

 

Согласно второй главе Евангелия от Луки, Иисус Христос родился в небольшом городе Вифлееме во время правления кесаря Августа. Через пророка Михея Бог говорил, что Христос родится в Вифлееме, городе Давида. Поскольку Иосиф был из Назарета, едва ли он с Марией приехал в Вифлеем по своей доброй воле. Однако Бог побудил римского императора, который ничего не знал ни о Марии с Иосифом, ни о Божьем замысле,  издать указ о переписи всего населения Римской империи. Иудеям было приказано ехать в родной город своих предков. Поскольку и Мария, и Иосиф были из дома Давида, они отправились в Вифлеем, родной город Давида. Находясь в Вифлееме, Мария родила Младенца Христа. Снова Бог исполнил Свое Слово в самых мельчайших подробностях, так что мы можем познавать Его и доверять Ему. Конечно же, Он есть наш Эммануил «с нами Бог»!

Библия говорит, что Христос родился от девы. В Луки 1:35 сказано, что Святой Дух сойдет на нее, и она зачнет. В Матфея 1:18 мы читаем, что Мария, как оказалось, имела во чреве от Духа Святого. Гейдельбергский катехизис говорит в Дне Господнем 6, что посредник должен быть полностью человеком и человеком праведным, поскольку «справедливость Божья требует, чтобы за грех заплатило то же самое человеческое естество, которое впало в грех; но тот, кто сам грешен, не может искупить грехи других». Там также сказано, что Он должен быть и истинным Богом: «...Потому что в силу своей божественности Он, будучи в человеческом естестве, может вынести бремя гнева Божьего, может снискать для нас и вернуть нам праведность и жизнь».

В этом есть чудо  Божьего завета. Бог не только говорит Адаму и Еве, что Он пошлет Спасителя грешных людей, но Он также совершит для этого все необходимое. И хотя все потомки Адама были грешниками из-за первородного греха, Христос стал Вторым Адамом, чтобы в совершенстве исполнить требования Божьего завета. Бог совершил всё необходимое, чтобы Его Сын истинно был вечным Сыном Давида. Он воистину был совершенным и праведным Человеком, имеющим совершенный образ Божий, чтобы Ему иметь силу вынести Божье проклятие греха. Поэтому Святой Дух сошел на Деву Марию, и она зачала. Его Отец – Бог, а Его мать – человек, чтобы Он мог быть истинным Богом и истинным Человеком, чтобы гарантировать спасение Своего народа! Они дали Ему имя Иисус, «...ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матфея 1:21).

Он есть наш Эммануил, с нами Бог, во всех отношениях – как мы исповедуем в статье 18 Бельгийского исповедания. Христос пришел как Сын Божий, оставив на время славу небес, чтобы люди могли слышать Его и ходить с Ним. Он стал человеком, зависимым от Своей матери в питании и уходе. Он рос и взрослел. Он страдал, плакал, испытывал голод и усталость. Но Он никогда не грешил. Он пришел на землю как человек, для того чтобы умереть на кресте Голгофы. Будучи истинным Богом, Он смог поразить сатану, смерть и ад. Его воскресением голова змия была сокрушена. Однажды Христос придет вновь, на этот раз во славе, чтобы судить живых и мертвых. Сатана и его воинство будут тогда брошены в зеро огненное.

Рождественская история не настолько сентиментальна, если смотреть на нее с точки зрения Христа. Мир будет продолжать искажать эту историю, чтобы, читая ее, можно было радоваться и умиляться. Но народ Божий читает ее с горькой радостью. Мы знаем, что наш Спаситель должен был прийти в образе Младенца, потому что наш грех требовал именно такого Спасителя. Мы также знаем, что Вифлеемская радость привела к боли и агонии Голгофы. Однако во Христе мы прославляем Бога за Его совершенную верность Своим обетованиям. И по Его обетованию мы теперь стоим во Христе Иисусе, нашем Эммануиле.

 

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

8.    Иисус пришел как совершенный Посредник между Богом и человеком. Он был истинным человеком и истинным Богом.

 

а. почему Ему необходимо было быть истинным человеком?

б. почему Ему необходимо было быть истинным Богом?

 

9.    Приведите в соответствие число и  букву:

 

а. Адам

б. Эммануил

в. Иисус

г. Святой Дух

д. Вифлеем

е. Михей

ж. Кесарь Август

1. сила Его сошла на Марию

2. пророчествовал о рождении Христа в Вифлееме

3. отец всех грешников

4. «с нами Бог»

5. издал указ о переписи римского населения

6. значит «Бог спасает»

7. город Давида

 

10. После изучения этого урока, изменилось ли Ваше первоначальное представление о Рождестве? Если да, то как?

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Воплощение – Бог, принявший плоть и ставший человеком.

Эммануил – с нами Бог.

Завет благодати – отношения, инициируемые Богом, между Ним и Его народом.

Протоевангелие – обетование, записанное в Бытии 3:15, о том, что Бог спасет Свой народ через семя жены.

Pax Romana – известное также как «Римский мир»; имел место, когда родился Христос.


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.