19.12.2013
Скачать в других форматах:

Корнелис Бейл

Богат, как Иов

НАДЕЖДА ИОВА НА ИСКУПИТЕЛЯ (глава 19)

 

В трудных обстоятельствах мы очень нуждаемся в человеке, который может внимательно выслушать и понять нас. Однако Иову никто не протягивал руку помощи. Повсюду лишь стена подозрения и недоверия. Были все основания для того, чтобы пасть духом. Никто не понимал его. Даже друзья!

 

Что же он тогда сделал? Будучи притесняемым со всех сторон, Иов воззвал к тому, кого он назвал ИСКУПИТЕЛЕМ.

 

По всей видимости, для Иова этот ИСКУПИТЕЛЬ значил очень много. Ведь в его словах просматривалось освобождение: «А я знаю, Искупитель мой жив».

 

О ком говорит Иов и какое значение это имеет для нас?

 

Признаю, что Бог поступил со мной несправедливо

 

Во второй речи Вилдада описывается падение нечестивца. Мы видим, как это произошло: поначалу этот человек обладал властью и могуществом, но затем все чаще и чаще начал попадать во всевозможные ловушки и западни на дороге.

 

Рассказ заканчивается трагической вестью о том, что смертельная заразная болезнь сразила этого нечестивца, а потеря надежды изгнала его из жилища (шатра), в котором он чувствовал себя в безопасности. Этот уважаемый человек был изгнан из общины и при этом утратил все.

 

Мораль этого рассказа такова: подобная участь ожидает всех, кто не признает Бога.

 

Вполне очевидно, что Иов должен был узнать себя в этой истории. Ведь цель этого рассказа заключалась в том, чтобы потрясенный до глубины души Иов пришел к выводу: «Я и есть тот человек! Я должен покаяться!»

 

Однако Иов воспринял эту историю не так, как ожидалось. Этот рассказ только усилил его страдания, раздавил и измучил его (Иова 19:2–3). Конечно, эта история имела бы к нему непосредственное отношение, если бы он, совершив тайный грех, прогневал тем самым Бога. Но Иов знал, что, несмотря на все свои ошибки и недостатки, он тем не менее остается праведным Божьим дитятей.

 

Поэтому, выслушав рассказ Вилдада, Иов мог придти только к одному выводу: «Я понес наказание, предназначенное для безбожников (нечестивых), но я не таков».

 

И затем Иов произнес: «Знайте, что Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью» (Иова 19:6) (в нидерландском переводе – «признаю, что Бог поступил со мной несправедливо». – Прим. пер.). По всей видимости, Иов был на грани срыва. Он почти впал в отчаяние. За всю свою жизнь он не испытывал таких ужасных чувств. К нему всегда относились с почтением. Он считал свое положение даром Божиим. Но почему Бог так внезапно лишил его этого положения, почему забрал свой дар?

 

Столкнувшись с несчастьем, верующие люди поют: «Могучая твердыня наш Бог, убежище для верных». Однако Иов жаловался: «Я шаткий шатер, разрушаемый со всех сторон. Разрушаемый Самим Богом!» Более того, Иов признавал, что он подвергся нападению Божьего воинства («полков Его», Иова 19:12). Бог относился к нему как к врагу («считает меня между врагами Своими», Иова 19:11). Именно так чувствовал Иов. А значит, для чада Божьего нет спасения, нет выхода. Это конец!

 

Кроме того, среди людей Иов также не нашел никакой поддержки. Те, кто раньше радостно приветствовал Иова, те, с кем он вел душевные беседы, сейчас отворачиваются от него. Все мосты сожжены! Во всех этих событиях Иов усматривал действие десницы Божией. «Братьев моих Он удалил от меня, и знающие меня чуждаются меня» (Иова 19:13). Буквально во всем, что с ним произошло, Иов видел выступавшего против него Бога.

 

Для Иова не так страшны были страдания, как осознание того, что он не может более испытать отцовскую благость Бога. Вскоре он погибнет, а рассказ Вилдада о падении нечестивца отлично подойдет в качестве надгробной речи на его похоронах. Таким образом, проблема будет решена: Иов пожал то, что он посеял. Но он желал выступить против такого прямолинейного, но неправильного объяснения Божьего провидения. И донести это до людей даже после своей смерти. Поэтому он хотел, чтобы его оправдательная речь была изложена в письменном виде, и предпочтительно «...резцом железным с оловом, – на вечное время на камне вырезаны были!» (Иова 19:24). Это была бы своего рода эпитафия!

 

Такое желание Иова представляло собой отчаянную попытку доказать свою правоту даже после смерти. Он пытался защищаться самостоятельно. Пока не осознал, что ему необязательно защищать себя, так как есть Некто, кто может сделать это за него.

 

А я знаю, Искупитель мой жив

 

Родственник-искупитель (евр. «goel») – это тот, кто спасает. Никто не должен стесняться того, чтобы обратиться к нему за помощью, так как оказание помощи – его прямая обязанность. Позднее принцип искупителя будет успешно применяться Господом в израильском народе. Например, все трудности Руфи, которая испытывала крайнюю нужду, исчезли, когда Вооз выступил в качестве ее родственника-искупителя. Он позаботился о том, чтобы Руфь получила достаточно пищи, а земля была возвращена семье. Более того, Вооз женился на Руфи. Поэтому неудивительно, что, согласно Книге пророка Исаии, имя Родственник-Искупитель стало новым именем Самого Бога (Ис. 54:5).

Иову же никто не предложил помощь. Он думал, что даже Бог оставил его. Но вот – чудо! Пребывая во тьме, Иов осознал одну вещь: его искупитель жив!

 

Кем был этот искупитель?

 

Из контекста видно, что Иов уповал на Божественного искупителя. Но в данном случае наблюдается некое несоответствие, так как, согласно жалобе Иова, Бог относился к нему как к врагу. Получается, Иов взывал к Богу, который терзал его. Возможно ли, чтобы Бог выступал против Иова и в то же время был на его стороне?

 

Вполне возможно, что у Иова возникали подобные чувства. Тем не менее они не помешали ему обращаться за помощью к тому же Богу, который посылал ему испытания. Это очевидное противоречие не было проблемой для Иова. По сути, он сказал следующее: «Бог послал мне эти страдания, но этот же Бог поможет мне и пройти через эти страдания». Господи, куда нам идти? Только к Тебе, ибо Ты нас не изгонишь (по всей видимости, это слова одного из христианских гимнов на нидерландском языке. – Прим. пер.).

 

Так Иов обрел покой.

 

Иов смертельно устал – и взывает о помощи к Искупителю. Иов может умереть, однако его Божественный защитник жив и поэтому может говорить от его имени. Его положение было крайне неясным, и он все еще не понимал, почему Бог поступает с ним таким образом. Но при всем этом замешательстве он знал, что его Искупитель жив.

 

В этом Искупителе мы можем узнать Господа Иисуса Христа, который является нашим Заступником пред Отцом. Есть огромное число вопросов, на которые мы не в состоянии ответить. Они так и остаются без ответа. Однако мы не погребены под грудой этих вопросов, так как у нас есть возможность выбраться из этих завалов. Есть путь, и этот путь – обращение к Сыну Божьему, Который является Самим Богом.

 

Он знает нас. Он защищает нас. Он стал одним из нас. Никто не может любить нас больше, чем Тот, Кто жил и служил на Ближнем Востоке в течение тридцати трех лет. И нет никого, кто мог бы лучше защитить нас пред Богом, нежели Он. «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25).

 

В то же время, и речи быть не может о каких-то противоречиях между Отцом и Сыном в Божестве. Бог не может разделиться Сам в Себе в Своем отношении к нам. Отец любит нас, так же как и Сын. Отец полностью поддержал желание Сына стать нашим Искупителем. Более того, именно Отец назначил Сына на это служение. До такой степени Он любил Иова. Бог совершенно един и неделим в Своей любви к грешникам.

 

Чего ожидал Иов от своего Искупителя?

 

Вполне очевидно, что искупитель-человек может оказать помощь только тем родственникам, которые все еще живы. Его возможности заканчиваются у края могилы. Однако Иов ожидал от своего Искупителя того, что обычным людям не под силу. В отношении этой жизни у него не осталось надежды, однако он ожидал, что Искупитель будет действовать после его смерти. «...Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» (Иова 19:25). Под прахом Иов имеет в виду себя. После смерти от него останется лишь прах. Больше ничего. И что потом?

 

Его ответ можно перефразировать следующим образом: «Даже если я вскоре превращусь в прах, мой Искупитель возвратит меня к жизни и восстановит». Хотя Иов и считал, что Бог относится к нему как к врагу, он тем не менее был уверен, что этот же Бог поддерживает его!

 

Но разве этот Искупитель не приступит к своим обязанностям слишком поздно? Какова польза Иову от реабилитации после смерти? Но для него этот вопрос вовсе не представлял трудности.

 

Иов, взирая на свою покрытую язвами кожу и понимая, что его тело превратится в прах, тем не менее исповедал: «И я во плоти моей узрю Бога» (Иова 19:26). Он ожидал нового тела, крепкого и здорового, в котором он встретит Бога.

 

В изумлении Иов восклицает: «Я увижу Бога собственными глазами!» «Увидеть Бога» – это типичное выражение того времени. Таким образом Иов выражал свою радость от пребывания рядом с Богом. Когда он уже не будет бояться Его гнева. Когда исчезнет непрекращающаяся боль. Когда он будет в здоровом теле. И когда перед ним уже не будут стоять волнующие вопросы настоящего времени.

 

Увидеть Бога! Быть рядом с Богом. Наслаждаться Его благодатью. Все это казалось таким далеким, таким недосягаемым. Тем не менее Иов ожидал, что все это осуществится, что все это станет частью величайшего празднества в его жизни. Тогда будет предоставлено неопровержимое доказательство того, что Бог на его стороне. Вот почему он радостно восклицает: «Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его...» (Иова 19:27).

 

Откуда Иов мог знать об этих вещах?

 

Как Иов смог прийти к такому содержательному исповеданию? Почему он не сделал этого ранее? Это стало возможным благодаря действию Святого Духа, когда Иов остался совершенно одинок в своих переживаниях. Именно тогда Бог дал ему спасительное видение Искупителя. Эта вера в Искупителя связывает нас с Иовом. Мы живем в мире, в котором, как кажется, последнее слово всегда остается за несправедливостью и нечестностью. Все люди, включая верующих, возвращаются в прах – зачастую после тяжелой жизни на земле, лишенной радости и полной горя. И никто не может этого изменить.

 

Однако вместе с Иовом мы верим, что Искупитель восстановит верующих и после их смерти. Ведь когда Он вернется, большинство из них уже превратятся в прах. Тем не менее этот прах драгоценен для Него. Он заплатил за него собственной кровью. Эти мертвые все еще принадлежат Ему и душой, и телом. Что касается их душ, то они сразу направляются к Нему после смерти. Но Он никогда не забывал и об их телах. Он возвратится, соберет отовсюду этот «бесполезный» прах и восстановит его к славе. И таким образом мы узрим Бога. Тогда мы узнаем, что такое бесконечная радость.

 

Благодарение Христу, которому мы принадлежим телом и душой в жизни и смерти, а также и навеки после смерти.

 

Томление Иова по Искупителю

 

Сказанное Иовом казалось чем-то далеким от действительности. Ведь не было никаких свидетельств существования Искупителя, который бы защитил его. Страдания Иова не прекращались, а друзья оставались непреклонны в своем мнении. Однако Иов не просто мечтал. Он действительно узрит Бога. Он с нетерпением ожидал этой встречи. Иов выразил свои чувства так, как это обычно делали на Ближнем Востоке: «Истаевает сердце мое в груди моей!» (в нидерландском переводе (буквальном переводе с иврита) – «томятся почки мои от желания». – Прим. пер.).

 

Иов был уверен в благополучном исходе. Его друзья были неправы. Он со всей серьезностью предупредил их о грядущем суде.

 

Конечно, Иов был не без греха. Ведь он изо всех сил пытался доказать Богу свою правоту. Еще должно было пройти время, чтобы он лучше понял, что благополучие и здоровье не стали его заслугой и не зависят от его добрых дел. Но Иов шел в правильном направлении. В любом случае он понимал, что все исходит от его Искупителя. Вот причина стойкости Иова вопреки всем постигшим его несчастьям.

Христова защита верующих не подразумевает, что все наши беды уйдут. Некоторые утверждают, что христиане должны постоянно радоваться. Однако Святое Писание отводит горю и печали законное место. Мы можем рыдать и сетовать. Чудесно, когда есть могущественный Искупитель. Тем не менее мы страдаем от горя точно так же, как и другие люди. Страдания, одиночество, страх допустить ошибку – все эти вещи тяжелым грузом ложатся на наши плечи. Мы можем быть охвачены страхом, когда где-то в этом мире происходят события, угрожающие общему благополучию. Однако... ничто в этом мире не может довести нас до совершенного отчаяния и безысходности. Никакая сила не способна уничтожить нас. Ни сатана, ни смерть, ни грех. Весь сонм сил смерти вынужден капитулировать перед нашим Искупителем. Вследствие этого наше положение коренным образом отличается от положения неверующих людей.

 

Искупитель дарует нам стойкость! Он держит нас, крепко и надежно! Время Его пришествия твердо определено и неизменно. Он знает, как найти нас, даже если от нас останется лишь горстка праха земного.

 

Поэтому у нас есть надежда!

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.