04.11.2013
Скачать в других форматах:

Виллем Хендрик Велема, Ян ван Гендерен

Завет благодати (гл. 11 из книги 'Краткая реформатская догаматика')

35. Положение Христа в завете благодати

 

35.1. Ветхий Завет

 

В пророчествах есть поразительное утверждение относительно Слуги Господа: «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, в свет для язычников» (Ис. 42:6).

 

Выражение «в завет для народа», вероятно, подразумевает посредника завета для людей[13]. В нем завет Божий с людьми находит свое воплощение и непреложность. В то же время говорится, что Слуга Господа будет светом язычникам. Его значимость распространяется далеко за пределы Израиля. Пророчество ссылается на Мессию, великого Сына Давидова, Который утвердит на земле правосудие и даст спасение[14].

 

Читая  главу 53 книги Исаии в свете Нового Завета (именно так нам и следует делать в силу единства откровения о спасении) мы видим, что пророчество о Слуге Господнем также важно в этом контексте, хотя само слово «завет» в нем не упоминается. Слова Иисуса из установления Вечери Господней: «…ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:28) указывают на то, что Он рассматривает Свою жертву как осуществление пророчества из Ис. 53:12. О Нем, Кого называют Посредником нового завета, сказано: «… Христос, однажды принес Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих…» (Евр.9:28). Поэтому нам следует серьезно воспринять  содержание главы 53 книги Исаии, которая помогает нам понять служение Посредника завета.

 

Достойно внимания обетование, которое, в первую очередь, было предназначено для утешения людей в изгнании: «Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, - и дам вам завет вечный, неизменные милости, [обещанные] Давиду» (Ис. 55:3). Прослеживается прямая связь данного текста с 2 Цар. 7:12-16 и 23:5, с обетованием, данным Давиду в форме завета, согласно которому его династия будет вечной. Мы можем истолковать пророчество Исаии следующим образом. Бог восстановит отношения с Израилем и домом Давида и проявит Свою благодать и верность в вечном завете. В данном случае следует отдать предпочтение именно мессианскому истолкованию. Мы можем обосновать данное утверждение ссылкой на тот факт, что в Деян. 13:34 говорится об осуществлении данного обетования в воскресении Христа[15]. Как завет с Авраамом, так и завет с Давидом, которые включены в завет благодати, пронизаны ожиданием Мессии, сына Давидова, сына Авраамова (Мф. 1:1)[16].

 

В дополнение можно упомянуть два текста из книги Иезекииля: Иез. 34:21-30 и Иез. 37:24-28. Эти пророчества говорят о грядущем Мессии, о царской особе, названной в данном случае Давидом, Слугой Господа. Он будет Пастырем Своих людей и завета мира, который Бог заключит со Своим народом. Ожидание Мессии и чаяние завета, благодаря которому будет установлен мир и даровано спасение, тесно взаимосвязаны друг с другом по причине обетований, хотя природа их связи не описывается подробно.

 

35.2. Новый Завет

 

Новый Завет называет Христа «посредником нового завета» (Евр. 9:15; 12:24), или «посредником лучшего завета» (Евр. 8:6). В то же время Христос есть «поручитель лучшего завета» (Евр. 7:22).

 

Слово «посредник» на греческом языке подразумевает человека, который занимается посредничеством между двумя сторонами, то есть он помогает заключить договор. Посредник играет важную роль в скреплении соглашения, а также может выступать как судья или миротворец.

 

Ссылки на Посредника завета напоминают о ветхозаветном опыте. Ветхий Завет упоминает посредников, которые представляли Бога  людям, и людей  Богу (см. раздел 30.1).

 

Христос является как Посредником, так и Поручителем (Гарантом, Залогом) завета. Эти роли не тождественны, тем не менее, различия между ними несущественны. Поручительство подразумевает законные обязательства. За свою верность обязательствам посредник может заплатить высокую цену. Он может даже потерять свою жизнь (ср. TDNT, 2:329).

 

Как Посредник нового и лучшего завета Христос упраздняет необходимость в посредничестве Моисея и Аарона. Временный характер их посреднического служения изначально указывал на Посредника Христа. Посредник нового завета «… принес Себя непорочного Богу» и «… явился для уничтожения греха жертвою Своей» (Евр. 9:14, 26). Таким образом Он открыл для своих людей доступ к Богу (Евр. 10:19-23).

 

Как Поручитель (Гарант, Залог) Христос ручается за завет и его осуществление. Завет непреложен благодаря Христу (ср. Бавинк, 3:228). Завет гарантирован Христом (De Vuyst, 1964, 221). Мы признаем данный факт в ряде церковных документов. В Канонах Дортского Синода 2:8 утверждается, что «кровью креста… Он утвердил новый завет. При литургической форме проведения Вечери Господней мы читаем, что Он «утвердил Своей смертью и пролитием Своей Крови новый и вечный завет, завет благодати и примирения, воскликнув:  “свершилось”».

 

Завет основан во Христе. Как мы отметили ранее, Кальвин называл Христа основанием и осуществлением завета (fundamentum и complementum). Говоря с библейской точки зрения, последнее можно понимать в том смысле, что заветные обетования осуществлены во Христе и чрез Христа.

 

В отношении к первому возникает вопрос, применимо ли данное утверждение к ветхозаветной эпохе завета? Следует принимать во внимание тот факт, что различные этапы истории завета все же относятся к одному и тому же завету. Служение Христа как Посредника является чрезвычайно важным для завета с Авраамом, завета с Израилем и завета с нами (ср. Loonstra, 1990, 294ff.).

 

35. 3. Христос – Глава завета?

 

В Новом Завете Христос назван Главой Церкви, хотя в некоторых наших вероисповедных документах Он также назван «Посредником и Главой избранных» (Каноны Дортского Синода, 1. 7).

 

Ранние богословы иногда называли Христа Главой завета, не приводя никакого обоснования правомочности использования данного утверждения. Использование этого утверждения стало более осознанным, когда получила широкое распространение практика говорить о завете до грехопадения, то есть о завете дел, главой которого был Адам, и последующем завете благодати, главой которого был Христос как второй Адам. Несколько богословов ХХ столетия ревностно отстаивают взгляд, согласно которому Христос есть (представитель) Глава завета благодати. Данное мнение не представляет собой некую отвлеченную составляющую их учения о завете, но влечет за собой богословские и практические последствия.

 

В этом случае Аалдерс, Полман и другие богословы ссылаются на Рим. 5:12-21. «В данном тексте Святое Писание ясно говорит, что то положение, которое занимал Адам в завете дел, Христос занимает в завете благодати». Завет благодати заключен с Христом и во Христе со всеми, кто принадлежит Христу. «Число членов завета равно числу избранных» (Aalders, 1939, 175ff., 193).

 

По утверждению Полмана, члены завета представляют собой не некое собрание отдельно взятых людей, а тело, главой которого является Христос. «Как Адам в раю был представителем всего человечества, так и Христос является главой, представителем всех, кто Ему принадлежит». Как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете Христос есть настоящий Глава, с Которым и в Котором Бог заключает завет благодати. Однако Он не только Глава, но также Посредник завета[17]. (См. также Honig, Handboek, 430).

 

Утверждение, согласно которому Христос есть Глава завета благодати, также ревностно отстаивается богословами других церковных деноминаций. Его роль как Посредника и Поручителя завета, в таком случае, обычно оказывается в подчиненном положении Его роли как Главы. «В Рим. 5:12-19 Павел рассматривает двух заветных представителей (глав)» (Kersten, G. D. 1:325).

 

Если Христос является Главой завета благодати, тогда вполне логично сделать вывод, что этот завет был заключен с Ним от вечности. Именно таков взгляд Керстена на этот вопрос. Завет благодати представляет собой осуществление завета искупления, который был заключен от вечности с избранными во Христе, их представительским заветным Главой (1:308).

 

Согласно этому взгляду, завет благодати был заключен с Христом от вечности и в Нем с избранными, а также является установленным во времени с избранными, когда посредством возрождения и веры они становятся причастниками завета. Бог заключает завет с Авраамом и его духовными потомками, то есть с избранными. Слова из Деян. 2:39, которые указывают на тех, кому предназначено обетование, связаны с определенным условием –  «… кого ни призовет Господь Бог наш». Эти призванные и есть избранные. Предлагающие иное истолкование отменяют тем самым учение о завете (1:323-328).

 

Подобный взгляд, который Керстен развивает в своей догматической работе, можно найти уже в «шести важных утверждениях» относительно завета благодати (ср. Moerkerken, 47f.), принятых синодом Реформатских общин в Нидерландах (Gereformeerde Gemeenten in Nederland) (1931).

 

Взгляд Аалдерса, Полмана и других богословов, по мнению которых учение о завете такого рода было «неопровержимым» (Aalders, 1939, 194), разделяли многие в Реформатских церквях (Gereformeerde kerken) в Нидерландах в течение определенного времени. Влияние данного взгляда прослеживается в различных важных синодальных документах (ср. van Genderen, 1983, 8-33).

 

Действительно ли Христос является Главой завета благодати, как Адам был главой первого завета? Действительно ли данный взгляд единодушно исповедуют все, кто придерживается реформатского направления, как пишет Аалдерс?

 

Очень важно отметить, что данное утверждение нигде не встречается ни в Святом Писании, ни в наших вероисповедных документах. Но как нам относиться к пятой главе Послания к Римлянам? В Рим. 5:12-21 проводится противопоставляющее сравнение Христа и Адама. Тем не менее, данное сравнение не полное (не доводится до логического завершения, ср. 27.1).

 

 Следует быть очень осторожными с выводами на основании этого текста Святого Писания. Основная причина заключается в том, что в данном отрывке не упоминается слово «завет». Как Глава всех, кто Ему принадлежит, Христос противопоставлен Адаму и всем, кто принадлежит Адаму. Он – Глава нового человечества, как и Адам является главой ветхого человечества. Он Глава нового человечества, потому что принадлежащие Ему люди избраны в Нем и дарованы Ему Отцом (Еф. 1:4; Ин. 17:6). Этот взгляд также выражен церковью в Канонах Дортского Синода (1.7).

 

Обсуждение данного вопроса затрагивает также область отношений между заветом и избранием. Поэтому мы обращаем внимание на тот факт, что избрание и завет различаются не в одном, а в нескольких  отношениях.

 

  1. Бог избрал Своих людей прежде основания мира, но заключил завет во времени, позволяя ему исполниться на протяжении истории.
  2. Избрание представляет собой Божье милостивое решение в отношении погибших людей, и завет благодати – это благословенные отношения, которые Бог желает поддерживать с верующими и их детьми.
  3. Завет и избрание не являются количественно тождественными. Не все дети завета разделяют общение с Богом, для которого Он избирает Своих людей.

 

Исходя из вышеперечисленных положений, мы делаем вывод, что завет искупления и завет благодати нельзя считать тождественными.

 

  1. В отличие от завета искупления (ср. раздел 15.2) стороны в завете благодати –  Бог и грешный человек – далеко не равны.
  2. Завет искупления требует, чтобы Христос понес наказание и исполнил закон Божий за Своих людей (вместо них). Но завет благодати требует от нас веры и покаяния, которые Христос не проявляет и не совершает вместо нас (см. Van Genderen, 1983, 52-56).

 

Следует отметить, что взгляд на Христа как на Главу завета благодати, который, по сути, действенен исключительно в отношении принадлежащих Ему людей, имеет далеко идущие  последствия. Кроме этого, могут все еще быть заметны внешние проявления или осуществление завета, но обетования завета и печати завета или таинства, которые подтверждают обетования, в действительности предназначены только для избранных.

 

Данный завет подразумевает, что действительность завета, действенность заветных обетований и подлинность таинств не могут относиться ко всей церкви. Не удивительно, что против этого взгляда выдвигались серьезные возражения. Кроме того, он стал причиной нескольких значительных богословских споров (ср. Kamphuis, 1984, 6f.).

 

Богословам, которые не согласны с тем, что завет был заключен только с избранными, представленными Христом как их Главой, иногда указывают на то, что они не принимают со всей серьезностью утверждение Павла, которое, видимо, подразумевает христологическое качество детей завета: «… и семени твоему, которое есть Христос… даны были обетования» (Гал. 3:16). У нас может возникнуть впечатление, что слова, с которыми Бог обратился к Аврааму (Быт. 17:7), подразумевают только Христа и верующих, согласно Павлу.

 

Однако апостол в данном контексте не ограничивает круг детей завета ради избрания. Речь идет не о сокращении (числа детей), а о концентрации. Отправной точкой утверждений Павла всегда является действительность обетований, которые Бог дал Аврааму и всему Израилю. Но Христос есть истинное Семя Авраама и настоящий наследник обетований. Чтобы эти обетования не исчезли и были осуществлены, необходимо пришествие Христа, в Котором и чрез Которого Бог осуществит Свои обетования о спасении[18]. Данная мысль неплохо согласуется со словами апостола Павла в другом послании: «… ибо все обетования Божии в Нем "да" и в Нем "аминь", - в славу Божию, через нас» (2 Кор. 1:20).

Имя Христа упоминается в Гал. 3:16 не для того чтобы ограничить заветные обетования числом избранных. Этот стих не говорит, что только посредством веры в Христа и, согласно контексту, не делами закона мы становимся причастниками того, что Бог обещает нам в Своем завете. Таким образом, данные обетования относятся ко всем, вне зависимости от того, кем он или она являются. «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал.3:29).

 

 

[13] W. Zimmerli, “Grundriss der alttestamentischen Theologie”, 1978, 161-172.

[14] См. B. J. Oosterhoff, “Tot een licht der volken” («К свету народов») в “De knecht” (Слуга), Studies rondom Deutero-Jesaja, 1978, 161-172.

[15] Ср. Aalders, 1939, 127-139; J. L. Koole, “Jesaja II”, 1990, 2:324-328; B. Loonstra, 1990, 102-105, 218ff.

[16] См. также Иер. 30:21-22; ср. Loonstra, 1990, 204.

[17] A. D. R. Polman, “Woord en belijdenis” (Слово и исповедание), 1:304ff.

[18] Ср. S. Grejdanus, “De brief van den apostel Paulus aan de Gemeenten in Galatie”, 1936, 224.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.