Р.Ч. Спроул

Избранные Богом

Скачать в других форматах:

ГЛАВА 5. ДУХОВНАЯ СМЕРТЬ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ВЕРА

 

Реформатское богословие знаменито своим акростихом, который четко и ясно выражает так называемые «пять тезисов кальвинизма». Первые буквы каждого тезиса образуют слово TULIP*.

Т — Total Depravity (тотальная развращенность)

U — Unconditional Election (безусловное избрание)

L — Limited Atonement (ограниченное искупление)

IIrresistable Grace (неотразимая благодать)

РPerseverance of the Saints (стойкость святых)

Этот акростих помог многим людям запомнить характерные черты реформатского богословия. К сожалению, он также послужил и источником серьезных противоречий и недопониманий. Ведь проблема любого акростиха в том, что термины, лучше всего отражающие сущность идеи, не всегда начинаются с букв, образующих симпатичные слова. Акростих служит всего лишь вспомогательным инструментом и не более того.

И первая проблема, которую я вижу в акростихе TULIP, связана с первой буквой этого слова. Тотальная развращенность — понятие весьма скользкое. Идея тотальной развращенности или, другими словами, греховности, очень часто путается с идеей о предельной развращенности. В реформатском же богословии тотальная развращенность относится к идее о греховности всего нашего человеческого естества. Это значит, что в человеке нет такого места, которое бы не подверглось влиянию греха. Грех влияет на мою волю и сердце, на разум и тело. Если бы Адам не согрешил, ему и в глубокой старости не было бы нужды в очках.

81

Да и само понятие глубокая старость было бы лишено всякого смысла. Не согреши он в Эдеме, не пришлось бы ему и умирать. А если кто-то живет вечно, как узнать, когда у него начинается глубокая старость?

Тотальная развращенность также подчеркивает тот факт, что грех проник в самую глубину нашего естества. Грех не привился на периферии человеческого естества этаким наростом, слегка подпортившим вполне совершенную особь. Грех радикален в том смысле, что затронул корень (лат. radix) нашей жизни.

Не путайте тотальную развращенность с предельной. Предельность подразумевает, что мы настолько грешны, насколько это вообще возможно. Но мы знаем: дело вовсе не в этом. Ведь сколько бы каждый из нас ни грешил, мы понимаем, что могли бы совершить еще более греховный поступок. Ведь от убийства собственной матери воздержался даже Адольф Гитлер.

Так как тотальная развращенность часто понимается как предельная развращенность, я предпочитаю говорить о Radical Depravity (радикальной развращенности) человека. Это, разумеется, нарушает акростих. В самом деле, попробуй отыщи в словаре значение слова RULIP. Но концепция радикального характера греха является, возможно, самой существенной для понимания библейской доктрины предопределения. Как я уже говорил при обсуждении нравственного бессилия человека, это центральный вопрос всей проблемы.

Помню, как однажды в колледже я читал лекции по богословию. Класс состоял из представителей различных деноминаций, человек около двадцати пяти. Перед началом обсуждения доктрины предопределения я спросил, кто из присутствующих считает себя в этом вопросе сторонником кальвинизма. Показалась одна рука.

Тогда мы начали нашу лекцию с изучения греховности человека. Посвятив вопросу развращенности человека несколько дней, я провел еще один опрос. Я спросил: «Кто из присутствующих убежден, что изученное нами действительно является библейской доктриной о грехе?» Руки подняли все. «Вы уверены?» — продолжал я. Класс дружно подтвердил, что в этом они не сомневаются. Тогда я произнес следующее предупреждение:

82

 «Смотрите, ведь кто знает, чем эта уверенность обернется для вас в будущем». Никакой реакции. Студенты по-прежнему настаивали на своей убежденности. Я же подошел к доске и в верхнем углу написал дату и цифру 25. Обведя ее жирным кругом, я попросил дежурных не вытирать эту часть доски.

Спустя несколько недель мы приступили к изучению вопроса о предопределении. Когда я дошел до утверждения нравственного бессилия человека, в классе послышались возгласы несогласия. Тогда я подошел к доске и указал на верхний угол, где значились результаты предыдущего опроса. После этого мне понадобилось еще две недели, чтобы окончательно убедить каждого, что принятие библейского понимания развращенности человека становится концом всякого спора о предопределении.

Сейчас я вкратце попытаюсь сделать то же самое. И начну я с того же самого предупреждения.

 

БИБЛЕЙСКОЕ ПОНИМАНИЕ РАЗВРАЩЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Давайте начнем изучение степени человеческой греховности, открыв третью главу Послания к Римлянам. Вот что пишет апостол Павел:

Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного (Рим. 3:10—12).

В этом отрывке кратко излагается идея всеобщности человеческой развращенности. Грех настолько распространен, что в его сетях находятся все люди. Павел использует сильные слова, чтобы показать полное отсутствие каких бы то ни было исключений в подверженности греху. «Нет праведного ни одного... нет делающего добро, нет ни одного».

Утверждение «нет делающего добро, нет ни одного» идет вразрез со всеми утвердившимися положениями нашего общества. С детства мы слышим, что никто не совершенен и что во всем виноваты люди. Легко согласиться с тем, что мы грешники, но вот что никто не делает доброго — тут, пожалуй, выходит

83

небольшой перебор. Спросите хоть тысячу людей, и вы не найдете ни одного, кто признал бы, что грех настолько серьезен.

Неужели никто не делает добра? Разве такое возможно? Каждый день мы становимся свидетелями того, как отъявленные язычники делают добрые дела. Мы видим их героическую самоотверженность, вершение правосудия, их честность, наконец. Неверующие скрупулезно выполняют все правила дорожного движения и сбавляют скорость, хотя мимо них проносятся автомобили, на которых можно прочитать: «Если любишь Христа — посигналь!»

Должно быть, Павел употребил гиперболу, специально все преувеличивая для более сильного воздействия на читателей. Должно быть, все-таки есть люди, делающие благое. Нет! Праведный суд Божий гласит, что нет делающего добро, нет ни одного.

Нам трудно смириться с этим утверждением, потому что наше представление о добре относительно, что, в общем-то, вполне естественно — любой поступок всегда оценивается относительно неких стандартов. Часто мы используем этот термин для сравнения людей. Когда мы говорим, что кто-то добр, мы подразумеваем, что он таков в сравнении с другими. Но конечный стандарт добра, стандарт, по которому будет осужден каждый, — это закон Божий. Только не путайте, пожалуйста, закон Божий с Самим Богом. Закон был дан Богом и отражает совершенный характер Бога. И если судить по этому стандарту, никого нельзя назвать добрым.

В Библии понятие «добротности» всякого дела измеряется двояко. С одной стороны, учитывается внешнее соответствие определенного поступка закону Божьему. То есть, если Бог, скажем, запрещает воровать, то добрым будет отсутствие воровства. Говорить правду — тоже благое дело. То же можно сказать и о своевременной уплате налогов, и о помощи нуждающимся. Внешне все эти добродетели мы совершаем ежедневно, поэтому, замечая их в ком-то, делаем вывод, что человек на самом деле способен на добрые поступки.

Только вот мы не учитываем второго критерия, из-за которого и возникает проблема. Прежде чем Бог называет дело «благим», он не только смотрит на внешнее соответствие поступка

84

Своему закону, но еще и на то, что движет нами, — на мотивацию. Мы видим только внешнее, Бог же зрит сердца. Чтобы какой-то поступок был добрым, он не только должен соответствовать Божьим заповедям, он должен быть порождением искренней любви к Богу.

Все мы помним великую заповедь любить Господа нашего Бога всем нашим сердцем, всею силою и всем разумением и любить ближнего своего, как самого себя. Каждый поступок, совершаемый нами, должен рождаться сердцем, всецело любящим Бога.

С такой позиции легко заметить, что никто не делает добра. Самые лучшие наши дела омрачены отнюдь не самыми лучшими мотивами. Никто никогда не любил Бога всем сердцем своим и всем разумением. В бочке дел у нас замешана приличная ложка плоти, не позволяющая назвать совершенным ни один поступок.

Джонатан Эдвардс говорил о существовании просветленной заинтересованности. Просветленная заинтересованность относится к той мотивации, которая, по нашему мнению, движет внешней праведностью и подавляет различные порочные импульсы нашего сердца. Иногда мы видим, что игра не стоит свеч (когда, например, риск наказания перевешивает возможное вознаграждение за проступок, мы можем решить воздержаться от преступления). С другой стороны, совершив добродетельный поступок, мы можем сорвать аплодисменты. Мы можем заслужить одобрительную улыбку преподавателя или дружеское рукопожатие шефа.

Весь мир рукоплещет певцам, совместно выпускающим альбом в поддержку голодающих Эфиопии. Лавры редко мешают карьере популярных исполнителей, несмотря на циничные заявления о том, что этика и бизнес несовместимы. В жизни все происходит наоборот — большинство из нас хорошо усвоили, что этика лишь способствует достижению результатов в бизнесе.

Не думаю, что благородный жест в сторону Эфиопии музыканты совершали исключительно ради аплодисментов или саморекламы. Безусловно, определенную роль сыграло и глубокое чувство сострадания, и желание помочь людям, не имеющим куска хлеба. Просто я не настолько наивен, чтобы полагать, что мотивы были абсолютно лишены личной заинтересованности.

85

Сострадания при этом могло быть гораздо больше, но хотя бы малая толика личного интереса все же была. Она всегда присутствует, присутствует в каждом из нас. Если мы этого не признаем, то, думаю, даже само наше отрицание мотивировано отчасти и личной заинтересованностью.

Мы не хотим себе в этом признаться. Время от времени мы чувствуем, что поступаем исключительно в силу своих обязанностей. Нам нравится считать себя альтруистами. Но еще никто не льстил нам так, как льстим себе мы сами. Чаша весов нашей мотивации порой очень сильно склоняется в сторону альтруизма, но полностью —* никогда.

Бог же не оценивает — Он требует совершенства. И никто из нас до этого уровня не дотягивает. Ведь мы не хотим того, что заповедует Бог. Ни за что. Следовательно, апостол не преувеличивал, его суждение верно: «...нет делающего добро, нет ни одного». Да и Сам Иисус подтвердил это в разговоре с богатым юношей: «Никто не благ, как только один Бог» (Лк. 18:19).

Каким бы проблемным не казалось это утверждение, другой отрывок из Послания к Римлянам смутит нас куда серьезней. Особенно это касается евангельских христиан, думающих и говорящих о прямо противоположном. Павел говорит: «Никто не ищет Бога».

Наверняка вам приходилось слышать, а может даже и произносить фразу: «Такой-то еще не христианин, но он ищет Бога». Это утверждение сегодня очень распространено среди христиан. Смысл его заключается в том, что, дескать, по всему миру есть люди, ищущие Бога. И единственной их проблемой остается лишь то, что они Его пока не нашли. Бог вроде как в прятки играет, и Он — неуловим.

Но вспомните, кто действительно прятался в Эдемском саду, когда грех вошел в мир? Иисус пришел в мир искать и спасти потерянных. Прячется вовсе не Иисус. Бог не какой-то беглец. Это мы бежим сломя голову. Писание говорит, что нечестивый убегает, когда за ним никто не гонится. Как заметил Лютер: «Язычник трепещет, как лист на ветру». Писание однозначно учит, что грешники не ищут Бога, а бегут от Него. Нет ни одного, кто бы искал Его.

86

Почему же тогда, несмотря на слова Писания, христиане настойчиво твердят, что знают ищущих, но еще не нашедших Бога? Св. Фома Аквинский говорил, что мы путаем два похожих, но вместе с тем разнородных человеческих действия. Мы видим людей, отчаянно ищущих сердечного покоя, освобождения от чувства вины, обретения смысла и цели жизни, а также любящего принятия окружающими. Мы знаем, что все это можно найти только в Боге. И делаем заключение: эти люди, по всей видимости, ищут Бога.

Но люди не ищут Бога. Они ищут благ, дать которые может только Бог. Грех падшего человека в следующем: он ищет благ Божьих, одновременно убегая от Бога. Ведь мы по своей природе беглецы.

Библия периодически советует нам искать Бога. Ветхий Завет вопиет: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» (Ис. 55:6). Иисус говорит: «Ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7). Заключение, которое мы делаем на основании подобных утверждений, таково: так как нас призывают искать Бога, мы, должно быть, даже находясь в падшем состоянии, все же имеем нравственную способность осуществлять этот поиск. Но к кому Бог обращается с этими словами? В примере из Ветхого Завета искать Бога призывается народ Израильский. В Новом же Завете Иисус призывает верующих.

На евангелизационных собраниях нередко можно услышать цитату из Книги Откровение: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Отк. 3:20). Обычно проповедники адресуют этот отрывок неверующим как призыв, говоря: «Иисус стучит сейчас в двери твоего сердца. Открой же их, и Он войдет в твою жизнь». В первоисточнике, однако, Иисус обращался к церкви. Этими словами Иисус призывал уже верующих.

Ну так и что? А то, что поиск — это процесс, на который неверующие самостоятельно не способны. Неверующий никогда не будет искать. Неверующий не будет стучать. Поиск — это дело верующих. Эдвардс говорил: «Поиск Царства Божьего—вот главное дело христианской жизни». Поиск, таким образом, — следствие веры, а не ее причина.

87

Когда мы обращаемся к Христу, то часто сравниваем свое обращение с открытием. Мы говорим о том, что «нашли» Христа. У некоторых даже на машинах написано «Я НАШЕЛ ЕГО». И в этих словах есть доля правды. Только вот фокус в том, что первая встреча с Христом становится не концом нашего поиска, а его началом. Обычно момент, когда мы находим искомое, становится концом поиска. Но когда мы «находим» Христа, мы только начинаем Его искать. Христианская жизнь начинается в момент обращения; она не прекращается в самом начале. Она растет и развивается от веры в веру, от благодати к благодати, от жизни к жизни. Это движение развития подталкивается постоянным поиском Христа.

В третьей главе Послания к Римлянам есть еще одно замечание, на котором мы вкратце остановимся. Апостол не только заявляет, что никто не ищет Бога, но и добавляет: «Все... до одного негодны». Мы должны помнить, что здесь Павел говорит о падших созданиях, необращенных людях, живущих лишь по естеству. Это описание людей, все еще действующих по плоти.

Но что апостол подразумевает под «негодностью»? В одной из Своих речей Иисус говорил о негодных рабах. «Годность» относится к позитивным ценностям. Необращенный человек, живущий по плоти, не приобретает ничего постоянного, вечного. По плоти он может получить хоть целый мир, но потеряет самое ценное — свою душу, которую возможно обрести только во Христе. Христос является драгоценной жемчужиной. Обладать Им — значит иметь самое что ни на есть «годное» достояние.

Духовно мертвый человек не может, по своей плоти, извлечь выгоду из Христа. О таком человеке говорится, что он не имеет «страха Божия пред глазами» своими (Рим. 3:18). Неправедные — те, кто не делает доброго, кто никогда не ищет Бога, кто негоден ни к чему стоящему, кто не имеет «страха Божия пред глазами» своими — никогда не обратят своего сердца к Христу.

 

ОЖИВЛЕНИЕ ИЗ СОСТОЯНИЯ ДУХОВНОЙ СМЕРТИ

Лекарством от духовной смерти является сотворение духовной жизни в наших сердцах Богом посредством Духа Святого. Краткое изложение этого процесса описано в Послании к Ефесянам:

88

И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатию вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2:1—10).

Пред нами отрывок о предопределении par excellence*. Обратите внимание, что на протяжении этого отрывка Павел ставит ударение именно на богатстве Божьей благодати. И нам не следует недооценивать эту благодать. Здесь прославляется то обновление жизни, которое совершает в нас Дух Святой.

Эта работа Духа Святого иногда называется оживотворением. Нечасто звучащее в обыденной речи, это слово используется почти исключительно для описания процесса, который происходит при зачатии и беременности. «Оживотворение» относится к самому первому проявлению жизни младенца, которого женщина носит во чреве.

То, что здесь Павел называет оживотворением, в других отрывках также зовется возрождением или регенерацией. Термин возрождение, как следует из состава слова, означает «повторное рождение». Родиться — значит вызвать появление чего-либо или начало какого-то бытия. Тут можно вспомнить первую книгу Библии, где рождается, то есть начинается, все бытие. В переводе с еврейского книга, кстати, так и называется — «В начале». Приставка воз- означает просто «еще раз». Следовательно, слово

89

возрождение означает «начать что-либо сначала». В данном случае мы говорим о начале новой, духовной жизни.

Легко заметить, что этот образ жизни противопоставляется апостолом образу смерти. Падший грешник описывается им как «мертвый по грехам». Для того чтобы мертвый для Бога стал для Него живым, что-то должно быть сделано не только вместо, но и для этого человека. Мертвый человек не может себя оживить. Мертвый не может создать духовную жизнь в своем мертвом сердце. Павел абсолютно однозначно говорит, что оживотворяет один лишь Бог. Именно Бог возрождает нас йз состояния духовной смерти.

Падший человек мертв по грехам. Его называют в этом отрывке «по природе чадом гнева». Его доля — «жить по обычаю мира сего». И принадлежит он не Богу, а «князю, господствующему в воздухе». Павел утверждает, что такое состояние присуще отнюдь не самому грешному представителю человечества, а всем без исключения людям (включая самого Павла и его братьев) до того, как они уверовали («между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов»).

Большинство сторонников нереформатских взглядов на предопределение не придают особого значения тому факту, что грешный человек духовно мертв. Приверженцы других евангельских традиций понимают, что человек грешен и что его греховность является весьма серьезным делом. Они даже соглашаются, что грех — это радикальная проблема. Довольно быстро они признают и то, что человек не просто сильно болен, но болен смертельно, неотвратимо. Впрочем, поправляют они, он еще не совсем умер. В его теле еще теплится едва уловимое веяние духовной жизни. В его сердце еще сохранился крошечный островок праведности, крохотная и слабая нравственная способность, пребывающая в окружении греховности.

Сторонники вышеизложенной теории склоняют своих слушателей к покаянию и обращению к Христу с помощью двух примеров. В первом приводится сравнение с человеком, страдающим от неизлечимой болезни. Грешник этот, по словам врачей, уже одной ногой в могиле. И сам он — увы! — не в состоя

90

нии исцелиться. Он неподвижно лежит на смертном одре. И встать с этого ложа он не сможет, если только Бог не пошлет редкого противоядия. А человек между тем уже настолько плох, что не может даже руки протянуть, чтобы взять это лекарство. Он почти в коме. Поэтому Бог не только должен послать лекарство, Он еще должен и вложить его в рот больному. Если этого не произойдет, человек умрет. Но при том, что 99 процентов необходимого делает Бог, за человеком все еще остается один процент. Человек должен открыть рот, чтобы принять лекарство. Вот это и есть необходимое дело свободной воли, которое определит место нашего назначения — рай или ад. Человек, открывший уста и принявший таким образом благодатное лекарство, будет спасен. А тот, кто не желает разжать уст, — погибнет.

Это сравнение почти правдиво передает сущность Писания и учения Павла о благодати возрождения. Почти, но не совсем. Библия ничего не говорит о нравственно больных грешниках. Согласно Павлу, все грешники мертвы. В грешнике не осталось ни грамма духовной жизни. И если нужно будет их воскрешать, Богу придется не только дать целебное средство. Мертвые не откроют рта, чтобы принять лекарство. Их челюсти сомкнуты смертью. Их нужно оживотворять. Они должны стать новой тварью, созданной Христом и возрожденной Его Духом.

Второй пример у евангелистов не менее популярен. В нем грешник представляется человеком, который, не умея плавать, тонет в море. Он уже несколько раз исчезал под водой и теперь показался на поверхности возможно в последний раз. Если ему не помочь — он уже никогда не вынырнет и, следовательно, утонет. Единственная его надежда — в Боге, который может бросить ему спасательный круг. Бог так и поступает: Он бросает круг прямо в руки тонущего человека. Все, что теперь нужно сделать бедняге для спасения, — это ухватиться за круг. Если он схватится за него, Бог сможет вытянуть его на берег. Если же человек не сделает этого, он наверняка погибнет.

Повторим, в этом примере вновь подчеркивается абсолютная беспомощность грешника, помочь которому может только Бог. Тонущий человек находится в угрожающем положении. Спастись самостоятельно он не в состоянии. Но он все еще жив. Он еще

91

может протянуть руку. Его пальцы — это единственная ниточка к спасению. И судьба человека зависит от того, что он будет делать с этой ниточкой.

Но Павел говорит, что человек уже мертв. Он не просто тонет, но уже давно покоится на дне морском. Бесполезно бросать в воду спасательные круги, когда человек уже утонул. Если я правильно понимаю Павла, то апостол говорит, что Бог ныряет в воду и вытаскивает утонувшего на берег, чтобы затем совершить Божественный акт искусственного дыхания. Бог вдыхает в человека новую жизнь.

Важно не забывать, что возрождение подразумевает появление новой жизни (иногда его еще называют рождением свыше или новым рождением). Вокруг этого процесса всегда существо-вала определенная неразбериха. Новое рождение в Библии тесно связано с понятием новой жизни во Христе: также как в биологии жизнь невозможна без рождения, так и в «потусторонней» сфере жизнь не может вновь появиться без нового рождения.

Рождение и жизнь, в свою очередь, очень близки друг к другу, но не являются одним и тем же явлением. Рождение — это начало новой жизни. Это ключевой момент. Думаю, каждый, кто изучал в школе биологию, прекрасно это понимает. Каждый год мы отмечаем свой день рождения. Мы не похожи на королеву из сказки Льюиса Кэрролла, которая праздновала свой «не день рождения». Рождение — это единичный исторический акт. Его можно несколько раз отмечать, но нельзя повторить, это уникальный момент перехода из одного состояния в другое. Потому-то человек или рожден, или нет.

То же относится и к духовному возрождению: оно дает начало новой жизни. Но это лишь начало новой жизни, а не вся ее полнота. Это критический момент перехода от духовной смерти к духовной жизни. Человек поэтому никогда не возрождается частично — он либо возрожден, либо нет.

Библейское учение о возрождении гласит: сие есть дело Бога и только Его одного. Нам не под силу самостоятельно вызвать возрождение. Плоть не может дать начало духу. Возрождение, следовательно, — это действие по сотворению, и сотворением занимается Бог.

92

В богословии мы используем один термин, который, пожалуй, сейчас будет нам полезен — монергизм. Состоит он из двух слов. Моно значит «один». Например, монополия — это ситуация, при которой весь рынок сбыта принадлежит единственной компании; моноплан — это летательный аппарат с одним крылом. Корень ерг, если вы помните школьные уроки по физике, относится к работе. Кстати, производное от него слово — «энергия».

Итак, объединяя эти две составляющих, мы получаем слово, буквально означающее «работающий в одиночку». Когда мы называем процесс возрождения монергическим, то имеем в виду, что он зависит от работы лишь одной стороны. И стороной этой является Бог Дух Святой. Именно Он возрождает нас; мы не способны не то что на возрождение, но даже и на вспоможение в этом деле.

Звучит так, будто мы принимаем людей за кукол, деревянных кукол, ни за что не отвечающих, инертных и безжизненных, двигающихся исключительно благодаря ниточкам, за которые кто-то дергает. Но мы говорим отнюдь не о марионетках. Мы говорим о людях, представляющих собой духовные трупы. Это люди, у которых сердца сделаны не из опилок, а из камня. И ниточками их не раскачаешь. Биологически они живы, чем- то занимаются, принимают решения. Но они никогда не решаются повернуться к Богу.

Когда Бог возрождает душу человека, когда Он, говоря иначе, делает нас духовно живыми, тогда принимать решения начинаем именно мы. Мы веруем. У нас появляется вера. Мы устремляемся к Христу. И не Бог верит вместо нас. Веру нельзя назвать явлением монергическим.

Ранее мы уже говорили о бедственном положении грешного человека и о состоянии его воли. Мы убедились в том, что, несмотря на свою греховность, человек по-прежнему обладает свободной волей — то есть способен делать выбор. Проблема человека, которую мы определили понятием нравственного бессилия, выражается в отсутствие какого бы то ни было стремления к Христу. Человек отвернулся от Христа и не желает к Нему обращаться. И до тех пор, пока у человека не появится тяга

93

К Христу, он Его не изберет. А не избрав Христа, человек Его никогда не примет.

В процессе возрождения Бог меняет наши сердца. Он дает нам новый нрав, новые наклонности. Бог заключает в наши сердца желание Христа. И мы никогда не сможем доверить Христу свое спасение, если сначала не возжелаем Его. Вот почему ранее мы сказали, что возрождение предшествует вере. Без возрождения у нас не появится желания Христа. Без желания Христа мы Его никогда не изберем. Следовательно, прежде чем уверовать, прежде чем человек сможет уверовать, Бог должен изменить наклонности его сердца.

Возрождая нас, Бог совершает акт благодати. Давайте еще раз прочитаем вторую главу Послания к Ефесянам: «Но Бог, богатый милостию, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил...»*.

На моем рабочем столе лежит вышивка, сделанная для меня прихожанкой одной из церквей, где мне довел ось служить. И представляет собой эта вышивка короткое слово «но». Описание апостолом Павлом духовного состояния падшего человека может привести в отчаяние любого из нас. Но в конце он пишет волшебное слово, дарующее нам вздох облегчения. Это слово — «но». Без этого слова мы обречены на погибель. Это краткое «но» вмещает в себя квинтэссенцию Благой вести.

Павел говорит: «Но Бог, богатый милостию...». Обратите внимание, что апостол не утверждает: «Но человек, богатый благодеяниями». Только Бог дарует нам жизнь. Когда же это произошло? Послушаем Павла, чей ответ не допускает двух мнений: когда мы были «мертвы по преступлениям». Это — часть великой благодати Божьей, данной нам еще тогда, когда мы были духовно мертвыми.

Павел приходит к выводу, что возрождение зависит исключительно от благодати, а не от каких-то наших дел. Его однозначное резюме звучит так: «Ибо благодатию вы спасены чрез

94

веру, и сие не от вас, Божий дар». Эти слова должны навсегда поставить точку в нашем вопросе. Вера, которой мы спасаемся, является даром. Когда же апостол упоминает, что «сие» не зависит от нас, он вовсе не хочет сказать, что вера к нам никакого отношения не имеет. Это вера наша, только вот не в нас ее источник — ее нам дали. А дар потому и зовется «даром», что не заслуживается и не зарабатывается. Это исключительный дар благодати Божьей.

Протестантская Реформация породила три лозунга, ставших впоследствии знаменитыми. На латыни эти фразы звучат так: sola fide, sola gratia и soli deo gloria. Эти три девиза неразрывно связаны между собой. И их никогда не следует отделять один от другого. Значат они «только верой, только благодатью и только Богу слава».

 

НЕОТРАЗИМАЯ БЛАГОДАТЬ?

Большинство христиан соглашаются с тем, что Божье дело возрождения — это проявление благодати. Расходимся во мнении мы лишь тогда, когда вопрошаем: «А неотразима ли благодать?» Другими словами, можно ли этой благодати противиться? Мо-жет ли человек принять благодать возрождения и все же не прийти к вере?

Кальвинизм отвечает на этот вопрос однозначным «нет», но не потому, что считает благодать Божью буквально неотразимой. Тут мы опять сталкиваемся с проблемой акростиха TULIP. Мы уже изменили первую букву на R, получив странное RULIP. Но нам придется сделать еще кое-какие изменения. Теперь у нас получится RULEP.

Термин irresistable grace (неотразимая благодать) тоже не совсем удачен. Все кальвинисты считают, что человек способен противиться благодати Божьей и активно этим занимается. Вопрос поэтому должен звучать так: «Может ли благодать возрождения не достичь своей цели?» Не забывайте, что духовно мертвые люди все еще остаются биологически живыми существами. У них по-прежнему есть воля, отвергающая Бога. Они сделают все возможное, чтобы противиться благодати. История

95

Израиля как раз и являет образы жестокосердных и жестоко- выйных людей, периодически противившихся Божьей благодати.

Мы говорим, что Божьей благодати можно противиться в том смысле, что у нас хватит на это способностей. Неотразимой же мы называем ее потому, что она всегда достигает намеченных целей, воплощая задуманное Богом. Поэтому я предпочитаю термин effectual grace, то есть «действенная благодать».

Итак, мы говорим о благодати возрождения. Мы помним, что при возрождении Бог творит в нас желание и тягу к Себе Самому. Но когда в нас это желание появляется, мы продолжаем действовать так, будто ничего и не произошло, совершая свой выбор на основании самого сильного желания на данный момент времени. Если Бог дает нам желание Христа, мы будем действовать согласно этому желанию. И почти наверняка наш выбор падет на объект нашего желания — мы изберем Христа. Когда Бог нас оживотворяет, мы становимся духовно живыми. При этом Бог не просто создает возможность нашего духовного возрождения, Он творит в нас духовную жизнь. Когда Бог что-то вызывает к существованию, это что-то тут же появляется.

Мы говорим о внутреннем призыве Бога. Внутренний призыв Бога так же силен и действенен, как и Его призыв сотворения. Бог не приглашал мир к сотворению. Своей Божественной властью Он приказал: «Да будет свет» — и стало так. И не могло быть иначе. Свет просто должен был засветить.

А могли Лазарь остаться в гробнице, после того как Иисус повелел ему выйти оттуда? Иисус воззвал: «Лазарь, иди вон!» И тот поднялся из гроба. Когда Бог творит, Он являет силу, присущую лишь Ему одному. Только Он может сотворить из ничего нечто и из смерти — жизнь.

Люди много спорят по этому поводу. Помню свое первое посещение лекций Джона Герштнера. Эта лекция была посвящена предопределению. В самом ее начале Герштнер был прерван студентом, усердно тянувшим руку. Заметив это, профессор позволил ему задать вопрос и услышал: «Доктор Герштнер, я правильно понимаю, что вы — кальвинист?» «Да», — ответил Герштнер и продолжил лекцию. Но через мгновение он вдруг остановил-

96

ся, не закончив мысли, и, повернувшись к проницательному студенту, спросил: «А кого вы называете кальвинистом?»

Тот ответил: «Кальвинист — это человек, считающий, что Бог принуждает некоторых людей избрать Христа, не давая даже возможности избрания другим». Герштнер смутился и произнес: «Если пользоваться вашим определением, то, уверяю, я совсем не кальвинист».

Заблуждение нашего студента о неотразимой благодати довольно распространено. Однажды я слышал, как президент одной из пресвитерианских семинарий заявил: «Я не кальвинист, так как не считаю, что одних Бог ведет против воли в Царство Свое, покрикивая и подгоняя, но оставляет без внимания жаждущих Его Царства».

Услышав это, я просто не знал, что сказать. Я не думал, что президент пресвитерианской семинарии мог настолько не понимать богословие своей собственной церкви. Он был одной из тех карикатур, которая не похожа на оригинал.

Кальвинизм никогда не учил и не учит тому, что Бог ведет избранных в Царство криком и понуканием, игнорируя тех, кто действительно хотел бы туда попасть. Помните, что ключевой аспект реформатской доктрины о предопределении зиждется на библейском учении о духовной смерти человека. По своей грешной природе человек не желает даже слышать о Христе. И желание Христа появится в нем лишь тогда, когда Бог поселит его в сердце человека. Однажды получив это желание, человек приходит к Христу безо всяких там криков и подталкиваний. Он приходит потому, что хочет этого. У человека рождается желание Христа, устремляющее его к Спасителю. И вся сущность неотразимой благодати заключается в том, что возрождение оживотворяет человека к духовной жизни так, что Иисус для этого человека становится самой желанной и всенепременной целью. Иисус действует неотразимо на тех, кто был оживотворен Богом. Каждая душа, чье сердце отсчитывает ритм жизни Божьей, жаждет живого Христа. Все, кого Отец дает Христу, приходят к Нему (Ин. 6:37).

Термин «действенная благодать» поможет нам избежать многих недоразумений. Действенная благодать — это благодать, которая производит желаемое Богом действие.

97

Что же предлагают нам те, кто не разделяют реформатское учение о предопределении? Самой распространенной альтернативой является идея предшествующей благодати.

 

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ БЛАГОДАТЬ

Как следует из самого названия, предшествующая благодать представляет собой такую благодать, которая «идет перед чем- то». Обычно она определяется как дело, которое Бог делает для каждого. Всем людям Бог дарует довольно благодати, чтобы ответить на призыв Христа. Другими словами, каждому человеку даровано достаточно благодати, чтобы принятие Христа стало возможным. Тот, кто содействует этой благодати и соглашается с нею, называется «избранным». А отвергающий ее — потерянным.

Сила этой точки зрения — в признании всей глубины и порочности природы падшего человека, которому не обойтись без содействия Божьей спасительной благодати. Слабость же этой концепции можно обозначить двояко. С одной стороны, если предшествующая благодать является некой внешней силой по отношению к человеку, тогда с ней возникают те же проблемы, которые мы обсуждали в примере с лекарством и спасательным кругом. Что толку от такой благодати, если она предлагается духовно мертвому существу?

С другой стороны, если предшествующая благодать относится к тому, что Бог творит в сердце грешника, мы должны спросить себя, почему результаты ее действия появляются не всегда? Почему одни грешники содействуют этой благодати, а другие — нет? Не поровну ли всем досталось?

Предлагаю поразмыслить на эту тему, обратившись лично к себе. Скажем, вы — христианин и наверняка знаете о существовании нехристиан. Почему вы избрали Христа, а они — нет? Почему вы сказали предшествующей благодати «да», когда другие твердили «нет»? Может быть, вы праведнее других? Если так, вам есть чем похвалиться. Но было ли это превосходство в праведности результатом ваших личных достижений или даром от Бога? Если все дело в первом, то в конце концов своим спасением вы обязаны только себе и своей праведности. А если ваша

98

праведность была даром от Бога, то почему бы Богу не наделить таким же подарком и других?

Возможно, дело вовсе не в вашей праведности, а вы просто оказались умнее прочих. Но благодаря чему это стало возможным? Может быть, вы усерднее учились (что, в общем, равнозначно утверждению о вашем более праведном состоянии)? А может вы умнее других потому, что Бог наделил вас даром разумения, который Он утаил от остальных?

Большинство христиан, придерживающихся теории предшествующей благодати, не смогут ответить на эти вопросы. В них они увидят признак невежества. Скорее всего, они ответят: «Нет, я избрал Христа потому, что осознал свою потребность в Нем».

Ответ, конечно, куда смиренней вышеприведенных. Но позвольте мне подлить масла в огонь и спросить: «А почему вы осознали свою нужду в Христе, а ваш сосед — нет? Неужели просто потому, что вы праведней или умней своего соседа?»

Впрочем, довольно легко ответить на вопрос сторонников доктрины о предшествующей благодати, почему одни содействуют ей, а другие — нет. Причем наш ответ покажет, действительно ли мы считаем свое спасение незаслуженным.

Гораздо сложнее другой вопрос: «Учит ли Библия о существовании такого явления, как предшествующая благодать, и если учит, то где?»

Мы заключаем, что наше спасение даровано нам Господом. Именно Он возрождает нас, и возрожденные Им приходят к Христу. Без возрождения никто никогда не сделал бы этого. Обретя возрождение, никто никогда не отвергнет Христа. Божья спасительная благодать воздействует так, как это было задумано Богом.

Краткие итоги пятой главы

1.            Наше спасение берет свое начало в Божественной инициативе. Именно Бог Дух Святой освобождает порабощенных, именно Он вдыхает в нас духовную жизнь и воскрешает из состояния духовной смерти.

99

2.            Наше состояние перед оживотворением представляет собой духовную смерть, оно гораздо хуже смертельного заболевания. В человеке нет ни единой частички духовной жизни до тех пор, пока Бог не оживотворит его.

3.            Без возрождения никто не придет к Христу. Всякий возрожденный приходит к Нему. Мертвые по отношению к Божьему призыву остаются таковыми, пока Бог не оживотворит их, и тогда они становятся живыми. Спасение исходит от Господа.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.