08.05.2013
Скачать в других форматах:

Томас Уотсон

Небеса, взятые штурмом

Глава 7. Необходимо прилагать усилия в осуществлении самоисследования

Пятая обязанность, при исполнении которой мы должны прилагать по отношению к самому себе усилия – это самоисследование, обязанность огромного значения. Это разговор со своим собственным сердцем, как и написано: "Я беседую с сердцем моим" (Пс. 76:6). Давид на самом деле задавал себе вопросы. Самоисследование – это учреждение суда в своей собственной совести и проведение переучета своего сердца, чтобы в результате строгой проверки человек мог знать, как у него обстоят взаимоотношения между Богом и его собственной душой.

Самоисследование – это наша собственная духовная инквизиция; это – принесение самого себя на суд. Хороший христианин начинается с того момента, когда в его собственной душе наступает день суда. Самоисследование – это анатомия сердца. Как хирург, совершающий вскрытие тела, обнаруживает кишечник, внутренние части, сердце, печень, артерии, так и христианин анатомирует себя; он ищет – что такое плоть и что такое дух; что такое грех и что такое благодать. Псалмопевец говорит: "... Дух мой испытывает" (Пс. 76:7).

Мы должны исследовать самих себя подобно женщине в Евангелии, которая зажгла свечу и искала утерянное серебро (см. Лук. 15:8). Так и совесть человека является светильником Господа (см. Прит. 20:27). Христианин, используя свет этого светильника, должен исследовать свою душу для того, чтобы увидеть, может ли он найти там хоть немного Божьей благодати.

Точный критерий, с помощью которого христианин должен испытывать себя – это Слово Божье. Воображение человека и его личные мнения являются ложными критериями, чтобы им следовать. Мы должны судить о своем духовном состоянии по канону Священного Писания. Давид называет Божье Слово светильником ноги своей (см. Пс. 118:105). Пусть это Слово будет судьей, который решит нашу проблему: имеем ли мы благодать, или нет. При солнечном свете мы судим о той или другой расцветке какой-либо вещи. Поэтому о состоянии своей души мы должны судить соответственно при свете Священного Писания.

Самоиследование – это важная обязанность, возложенная на нас; она требует сосредоточенного внимания человека. Самоисследование не может совершаться без приложения усилия по отношению к самому себе.

* * *

Обязанность самоисследования является сама по себе сложной обязанностью по следующим причинам.

Во-первых, она является actus reflexivus [Латинское выражение (прим. ред.)],то есть, "работой самоосуждения"; и ответственность за ее проведение в большей части лежит на сердце человека. Очень сложно заглянуть внутрь себя. Легко совершать внешние религиозные обряды. Поднять глаза к небесам, склонить колени при чтении молитвы, – для этого требуется не больше усилий, чем для католика читать молитвы, перебирая четки. Но для того, чтобы человек исследовал себя, погрузился в свою душу, разобрал свое сердце на частички; для того, чтобы увидеть, в чем заключается тот или другой его изъян – это не легко. Самые сложные для человека действия – это действия размышления. Глаз может видеть все, кроме самого себя. Легко проследить за ошибками других, но сложно найти свои собственные.

Во-вторых, исследование самого себя является сложным из-за себялюбия человека. Как невежество ослепляет человека, так и себялюбие выставляет себя в выгодном свете. Каждый человек готов думать о себе наилучшим образом. То, что говорит Соломон о любви к своему ближнему, является самым правильным выражением о любви; она, действительно, покрывает огромное количество грехов, (см. Прит. 10:12). Человек, рассматривающий себя Philautae speculo [Латинское выражение (прим. ред.)], то есть "в зеркале себялюбия", начинает думать, что его добродетели больше, чем они есть на самом деле, а его грехи – менее значительны, чем они есть в действительности. Себялюбие заставляет человека скорее искать оправдания тому, что в нем есть плохого, чем исследовать себя и найти в себе это плохое.

* * *

Любое исследование сложно само по себе, поэтому оно является работой, которая всегда связана с преодолением трудностей. Теми причинами, которые приводят к медлительности в самоисследовании, являются следующие обстоятельства.

Во-первых, осознание человеком своей вины. Грех бурно негодует внутри человека, когда его обнаруживают, и люди неохотно заглядывают в свои сердца, чтобы не найти там того, что может побеспокоить их. Мало удовольствия доставляет человеку чтение надписей на стене его собственной совести. Многие христиане похожи на торговцев, тонущих в своем имуществе. Они неохотно заглядывают в свои книги, неохотно подсчитывают свои счета, потому что опасаются, что их состояние находится в плачевном положении. Точно так же и христиане неохотно заглядывают в свои сердца, чтобы не найти там чего-то, что может испугать их, подобно тому, как Моисей был напуган, увидев, как жезл превратился в змея.

Во-вторых, люди с трудом приступают к выполнению этой обязанности из-за глупых, самонадеянных надежд. Они воображают, что их дела в порядке, и когда они взвешивают себя на весах самонадеянности, то, фактически, без пользы пропускают этот тест. Многие принимают на веру свое спасение. Неразумные девы думали, что они также имели масло в своих светильниках, как и мудрые (см. Матф. 25).

Некоторые люди не уверены в своем спасении, но, тем не менее, они думают, что находятся в безопасности. Если бы человек собирался покупать участок земли, то он не принимал бы на веру только слова, а исследовал бы документ, дающий ему право на владение этой землей. Точно так же и некоторые христиане уверены в своем спасении, однако, тем не менее, они так и не исследовали, имеется ли у них документ, дающий право на получение спасения.

В-третьих, люди не стремятся исследовать себя еще и потому, что они полагаются на доброе мнение о себе других людей. А напрасно! УВЫ, человек может быть золотом и жемчужиной в глазах других, но Бог может оценить его испорченным серебром; некоторые могут думать о человеке, что он святой, а Бог, возможно, записал его в Свою черную книгу. Остальные одиннадцать апостолов считали апостола Иуду истинным верующим. Они были готовы своим ручательством подтвердить это свидетельство, а, на самом деле, он был предателем. Сторонние наблюдатели могут видеть только внешнюю сторону человека, но они не могут сказать, какое зло присутствует в его сердце. Чистые потоки могут течь по поверхности реки, но на дне ее могут находиться различного рода паразиты.

В четвертых, при исследовании себя люди сталкиваются с трудностями, потому что они не верят Писанию.Писание говорит: "Лукаво сердце человеческое и крайне испорчено" (Иер. 17:9). Соломон сказал, что для него существуют четыре непостижимые вещи, которых он не может понять (см. Прит. 30:19). Он мог бы добавить и пятую – пути сердца человеческого.

Сердце человека – великий обманщик; оно уже готово отделаться кажущейся благодатью вместо спасающей. Сердце убедит вас в том, что легкая слеза – это покаяние, что ленивое желание – это вера. Многие люди не верят, что их сердце так обманчиво, поэтому они не торопятся его исследовать. Эта наша естественная медлительность в том, чтобы судить самих себя, должна заставить нас прилагать больше и больше усилия по отношению к самому себе, чтобы совершать тщательное исследование и анализ своего сердца.

О, если бы я смог уговорить христиан взять на себя великий труд самоисследования! От этого зависит их спасение. О блуднице написано, что она редко бывает дома: "...ноги ее не живут в доме ее; то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы" (Прит. 7:12). Это является признаком "блудницы-профессионалки" – быть всегда среди людей, улавливая их посредством их слабостей. Такая женщина никогда не остается дома наедине со своим сердцем.

О, давайте испытаем свои сердца, как пробным камнем мы испытываем золото! Давайте исследуем наши грехи, и, найдя в себе греховную закваску, сожжем ее. Давайте исследуем свою благодать – правильного ли она свойства, ведь наши плоды бывают негодными. Вот случай во дни Елисея: "И вышел один из них в поле собирать овощи, и нашед дикое вьющееся растение, и набрал с него диких плодов", и в результате в котле с едой оказалась смерть (4 Цар. 4:39-40). Точно так многие считают, что имеют в себе божественную благодать – то есть, образно говоря, имеют хороший овощ, но затем оказывается, что это дикий плод и что он приносит смерть и проклятие.

Для того, чтобы мы могли прилагать усилия в этом великом деле самоисследования, давайте серьезно взвесим следующие аргументы.

Без самоисследования мы никогда не сможем узнать, в каком духовном состоянии мы находимся на самом деле.Если бы нам пришлось умереть в настоящий момент, то смогли бы мы сказать, к какому берегу мы приплывем, – отправимся ли мы в ад, или же будем взяты на небеса? О Сократе говорят, что когда он уходил из этого мира, он сказал такие слова: "Сейчас я умираю, и только боги знают, буду ли я счастлив или несчастен". Человек, который находится в неведении относительно состояния своей души, должно быть, испытывает сильный страх в своем сердце так же, как и некогда Каин: его плоть дрожала. Благодаря серьезному исследованию своего сердца мы узнаем, какому князю мы принадлежим, – Князю мира, или князю, господствующему в воздухе.

Если мы не будем испытывать самих себя, то Бог будет испытывать нас. Он будет испытывать нас так, как тысяченачальник поступил с Павлом, приказав бичевать его (см. Деян. 22:24). Он задаст тот же вопрос, что и Христос:"Чье это изображение и надпись?" (Матф. 22:20). И если мы не сможем показать Ему на себе Его собственный образ, то Он откажется от нас.

Существует тайная порочность, которая может быть обнаружена только с помощью самоанализа. В каждом сердце (как сказал Августин) присутствует скрытое загрязнение. Когда домоправитель фараона обвинил братьев Иосифа в том, что они похитили чашу, то они поклялись, что в их мешках не было ее. Так и человек знает слишком мало о том, сколько неверия, гордости и нечистоты присутствует в его сердце до тех пор, пока он не исследует его.

Мы получим великую пользу благодаря самоисследованию, и эта польза будет огромной независимо от того, каким будет результат такого исследования. Если в результате самоанализа мы обнаружим, что не имеем истинной благодати, тогда будет обнаружено наше заблуждение и опасность будет предотвращена. Если же мы обнаружим, что имеем благодать, то мы получим утешение от этого.

Как счастлив будет тот, кто нашел жемчужину огромной цены! Тот, кто в результате самоисследования находит, что имеет всего лишь minimum quod sic [Латинское выражение (прим. ред.)], то есть, "самую малую степень благодати", подобен человеку, который нашел свой ящик с доказательствами того, что он является наследником всех обетовании и находится в состоянии спасенного человека.

И для того, чтобы мы могли более успешно продолжать эту работу, давайте будем просить Бога о том, чтобы Он помог нам исследовать свои сердца. Скажем Господу: "А чего я не знаю, Ты научи меня" (Иов. 34:32). Скажем также Господу: "Господи, убери завесу с моих глаз; покажи мне мое сердце. Не допусти, чтобы я погиб из-за своей ошибки и отправился в ад с надеждой на небеса".

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.