12.03.2013

Роберт Гандри

Обзор Нового Завета

Предисловие

 


Учебник, содержащий обзорный курс по Новому Заве­ту, должен сочетать в себе ознакомление с наиболее выпуклыми особенностями исторического обрамле­ния Нового Завета, техническое введение и комментарий. Но к сожалению, почти все обзорные курсы по Новому Заве­ту страдают неполноценностью комментариев к библейско­му тексту. В результате изучение обзорного курса нередко вытесняет чтение первичного и важнейшего источника — самого текста Нового Завета.

Поскольку многим студентам, только приступающим к изучению предмета, не доводилось читать Новый Завет пла­номерно и досконально, наш обзорный курс поможет им зна­комиться с его текстом в ходе своеобразного диалога. Этот диалог поддерживается комментариями и ссылками на раз­делы Нового Завета, рекомендуемые для чтения. Отслежи­вая ход мысли от раздела к разделу, студенты приобретают ощущение логической последовательности. При таком по­строении курса оказывается возможным переместить хотя бы часть сопроводительных материалов — которые касают­ся истории периода между Заветами, иудаизма и других вопросов и которые кажутся многим студентам избыточно сложными, — из первой части книги в последующие части, где эти материалы непосредственно нужны для разъяснения библейского текста. Такое построение курса хорошо также тем, что позволяет избавиться от удручающе долгих введе­ний, типичных для университетского обзорного курса по Но­вому Завету, помогает студентам лучше понять, каким обра­зом сопроводительные материалы способствуют интерпрета­ции текста, и, самое главное, не дает учебнику заслонить со­бою текст Нового Завета.

Разумеется, такое построение курса требует лаконично­сти при изложении истории периода между Заветами и пери­ода римского господства. Но это немногословие учебника как раз и хорошо для начинающего студента, ведь по край­ней мере общая картина не будет заслонена перечислением малосущественных подробностей семейных распрей Хасмонеев, политических интриг в династии Ирода и прочих по­бочных обстоятельств.

Итак, после необходимых вводных материалов делается разбор четырех Евангелий по отдельности, соответственно их индивидуальным особенностям. Хотя эти книги Нового Завета не были написаны первыми, они рассматриваются в первую очередь, так как их тематика составляет основу для всех остальных книг. Во избежание непоследовательности далее без перерыва начинается изучение Книги Деяний. По­слания Павла, Послание к евреям1, (В западной традиции считается, что оно написано не Павлом. См. в соответ­ствующих разделах. — Прим. перев) соборные послания и Книга Откровение следуют примерно в хронологическом по­рядке (насколько его можно определить), с указанием на их связь с событиями в Книге Деяний. Во всех случаях коммен­тарии к библейскому тексту (дополняющие вводное обсуж­дение) не просто повторяют и резюмируют самоочевидное, но сосредоточивают внимание на том, в чем нелегко разо­браться неподготовленному читателю.

Вводные вопросы, открывающие каждую главу и раздел, служат педагогическим инструментом, который способству­ет предсказуемости изложения, рационально организует внимание студентов и направляет их мышление в нужное русло. Заголовки разделов и подзаголовки на полях для од­ного или нескольких связанных между собой абзацев помо­гают студентам ориентироваться в тексте. В планах-кон­спектах систематизируются библейские материалы. Вопро­сы для дополнительного обсуждения полезны не только для разбора материала, но и для трактовки его применительно к современности. В рекомендациях для дополнительного изу­чения (для факультативного чтения) указаны работы ком­ментаторов и другие стандартные пособия, исторические первоисточники, монографии и сопутствующая литература.

Принципы богословия и критики в данном учебнике - евангелические и ортодоксальные. В обзорном курсе сообра­жения объема и целесообразности не позволяют полностью обосновывать исходные посылки и метод, а также исчерпы­вающе рассматривать противоположные мнения. Тем не ме­нее часто приводятся замечания о существовании иных взглядов; и выражающая их литература нередко указана в списке рекомендуемого чтения. Преподаватели смогут углу­бить знания своих студентов, разбирая с ними эти дополни­тельные материалы. Автор чрезвычайно признателен изда­тельствам «Charles Scribner's Sons» и «Harper & Row» за раз­решение цитировать труды, которые счел нужным упомя­нуть на страницах своей книги. Библейские цитаты даны в переводе автора, который довольно близок к общеприня­тым.

В третьем издании данного учебника произведено обнов­ление библиографии, упорядочение карт и иллюстраций и улучшение стиля английского языка. Кроме того, внесен ряд существенных изменений (важнейшие из них: сокраще­но гармонистическое изложение жизни Иисуса, которое вы­несено в раздел исторических материалов, расширены инди­видуальные обсуждения четырех Евангелий — все это боль­ше соответствует библейскому подходу). Теплый прием, оказанный первым двум изданиям, по-видимому, подразу­мевает нежелательность радикальных изменений. Редакто­ры издательства «Zondervan Publishing House» заслужива­ют самой высокой оценки за улучшения, внесенные в это третье издание.

Роберт Х.Гандри Уэстмонт-колледж Санта-Барбара, Калифорния


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.