03.03.2013
Скачать в других форматах:

Нельсон Клоостерман

Странники и пришельцы среди язычников. Исследование Первого Послания Петра

ЗАНЯТИЕ 15. Заключительные наставления для тех, кто идет по пути к вечной славе

 

1-е Пет. 5:5б–11

 

 

 

Ключевой текст: «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1-е Пет. 5:10).

 

Совместно смириться под крепкую руку Божию (прочитайте 1-е Пет. 5:5б–7)

 

После обращения к отдельным группам в общине апостол Петр призывает всех членов церкви подчиняться друг другу. Как Христос однажды приготовился омыть ноги Своим ученикам, препоясавшись полотенцем (Иоан. 13:4), так и верующие, подчиняющиеся друг другу, облекаются в одежды смирения. Петр подкрепляет свой призыв цитатой из Притчей, 3:34: «Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать» («Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»). Обратите внимание, что гордость и смирение являются прямо противоположными друг другу не только в области человеческих отношений, но также – и прежде всего – в нашем отношении к Богу и в Его отношении к нам! Наше отношение к Богу определяет наше отношение к людям.

Далее Петр увещевает своих читателей смириться под крепкую руку Божью, дабы избежать Божьего противления и получить Его благодать. Именно Бог Своей могущественной десницей избавил Израиль от египетского рабства, утешал ветхозаветных святых и превознес Своего Единородного Сына. На наш взгляд, Петр в данном случае описывает крепкую руку Божию как источник не страдания, но спасения. Признание Божьего суверенного провидения – это путь к смирению и, таким образом, к наслаждению Божьей благодатью в страданиях.

Божья десница настолько могущественна, что верующие могут с уверенностью обратиться к Нему со всеми своими тревогами: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1-е Пет. 5:7). Господь призывает страдающих верующих вверить в Его руки тяжкое бремя тревог и сомнений, которые сопутствуют страданиям («Когда же они прекратятся? Когда утихнет боль? Какую цену придется заплатить?»). Кальвин сказал: «Как только мы убедимся в том, что Бог печется о нас, наши сердца сразу же преисполнятся покоя и смирения». Знание о Божьем провидении ведет не к праздности, но к спокойной вере, благодаря которой человек полагается в спасении на Господа (вопрос 1).

 

Совместное противостояние нападкам дьявола (прочитайте 1-е Пет. 5:8–9)

 

В то же время мы должны здраво смотреть на вещи, осознавая, что страдающих за веру странников и пришельцев ожидает тяжелый труд. С помощью кратких, отрывистых высказываний в повелительном наклонении Петр пробуждает в нас понимание того, какова наша реальность и обязанность: «Трезвитесь, бодрствуйте». Трезвость указывает на внутреннее самообладание, а бодрствование предупреждает о внешнем враге.

Каков наш враг? Что он собой представляет?

Во-первых, он заклятый враг церкви (слово «ваш» отражает множественность христиан), а не ее дружественный спутник. Во-вторых, он дьявол, сатана, князь тьмы. Он представляющий для нас угрозу рыкающий лев, агрессивные козни которого делают мир небезопасным. Выследив добычу, он с ревом набрасывается на нее. Паства Иисуса Христа находится в серьезной опасности!

Петр с помощью этих образов показывает, какая сила стоит за преследованиями и страданиями верующих странников и пришельцев. За враждебностью антихристианской культуры стоит дьявол, великий враг Бога, а также и Его народа. Свирепость сатаны невообразима. Его рык может обратить человека в бегство. Своими клыками и когтями он может тяжело изранить и оставить глубокие шрамы. Странники и пришельцы, страдающие среди язычников, по сути, имеют дело с самим дьяволом.

Но вместо того чтобы избегать столкновения с сатаной, мы должны противостоять ему! Как? Укоренившись в вере: наши ноги должны стоять на незыблемом основании вероучения, а в наших сердцах должна жить глубокая уверенность, которую и дает это вероучение (вопросы 2 и 3).

Более того, как отмечает Петр, эта борьба коллективная: «...зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (1-е Пет. 5:9). Ранее апостол призывал читателей: «Братство любите» (1-е Пет. 2:17). В этом стихе, согласно большинству переводов, говорится о братьях в мире, но лучшим будет прочтение «братья в вашем мире», указывающее на то, что автор говорит об определенном региональном объединении церквей, которым он и пишет послание (Ван Ховелинген). Эти братья в Малой Азии жили, если можно так сказать, в собственном мире, поэтому знали не понаслышке о гонениях, которым подвергались верующие по всему их региону.

Зачастую страдающий человек склонен замыкаться в себе. Люди уходят в себя, думая лишь о собственном положении. Страдающие люди склонны не обращать внимания на окружающих их людей, которые столкнулись с аналогичными трудностями. Однако христиане, которые принимают во внимание страдания братьев и сестер, сплачиваются. Страдания от преследований связывают и объединяют верующих в одну семью (вопрос 4).

 

Совместное совершенствование для Божьей славы (прочитайте 1-е Пет. 5:10–11)

 

Петр завершает свое увещевание прекрасной молитвой и славословием, сосредотачивая тем самым наше внимание на Боге. Оба аспекта, взаимное послушание и совместное (общинное) участие в борьбе, укоренены в уверенности в том, что Бог совершает этот труд по совершенствованию, и указывают на Его славное владычество.

Этот Бог есть «Бог всякой благодати», благодати, которая во всей полноте выражается в жизни смиренных людей (1-е Пет. 5:5), тех, кто все заботы свои возлагает на Него (1-е Пет. 5:7). Для таковых людей Бог является Источником различной духовной помощи.

Этот Бог однажды посредством евангелия призвал читателей Петра из тьмы в свет и жизнь. Цель этого призыва – «вечная слава во Христе Иисусе». И Божественное призвание само по себе является удостоверением, гарантией того, что верующие странники и пришельцы достигнут этой цели. Страдания кратковременны; печаль будет длиться недолго. Иисус Христос является не только их примером страданий; Он также их Спаситель в страданиях. Он знает, что их боль ведет к славе.

Петр использует четыре глагола для описания Божьего замысла относительно страданий Его детей как странников и пришельцев. Он совершенствует их, то есть восстанавливает их первоначальную красоту и предназначение. Это восстановление происходит тогда, когда Бог укрепляет немощное, поддерживает слабое, когда Он утверждает каждого на основании Господа Иисуса Христа.

За весь этот труд Бог, и только Бог достоин чести и хвалы. «Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1-е Пет. 5:11). Присущие только Богу слава и могущество – это основа, гарантия и цель Его программы восстановления человека.

Петр завершает свое наставление и увещевание твердым «аминь». Какой же уверенностью и храбростью могут обладать преследуемые странники и пришельцы! Ничто не может помешать Богу завершить начатое Им дело. А это значит, ничто не может помешать этим верующим достичь своей цели вечной славы! (вопрос 5).

 

Вопросы для размышления и обсуждения

 

1.           Объясните, почему признание Божьего провидения является путем к смирению и наслаждению Божьей благодатью в страданиях.

2.           В Послании Иакова, 4:7, сказано: «Противостаньте диаволу, и убежит от вас». А в действительности можем ли мы убегать от дьявола? Что бы говорило наше поведение о Боге и о реальности нашего спасения, если бы мы, вместо того чтобы сопротивляться дьяволу, убегали от него? Назовите действенные средства сопротивления дьяволу.

3.           Согласно отрывкам из Книги пророка Исаии, 31:4, Книги пророка Осии, 11:10, и Откровения, 5:5, есть еще один Лев, активно действующий в современном мире. Кто этот Лев и что именно Он делает?

4.           Где в современном мире Христова церковь подвергается жестоким преследованиям? Учитывая рост гонений против церкви во всем мире, отметьте, что конкретно может сделать община, членом которой вы являетесь, чтобы вооружиться и подготовиться к преследованиям.

5.           Отрывок Первого послания Петра, 5:10–11, часто читается в контексте публичного исповедания своей веры. Действительно ли этот текст подходит для такого события, или же он слишком тягостен и уныл для этого? Объясните почему.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.