18.03.2012
Скачать в других форматах:

Питер Мастерс

На пути к водительству

Приложение. Проверка развлечений и способов отдыха.

 

Взято из работ пуританина Ричарда Бакстера (1615-1691) если вы хотите избежать греха и опасности участия в нехристианских развлечениях, маскирующихся под позволительный отдых, вам необходимо знать какой отдых позволителен и какова цель отдыха в целом. Неудивительно, что христианин грешит, когда он не знает, что такое грех!

Вне всяких сомнений, некоторые развлечения и способы отдыха позволительны и даже необходимы для определен ных людей. Позволительный отдых — это наслаждение природой и естественными занятиями (которые не запрещены) для восстановления своих физических сил и способностей. Это может быть упражнением и ума, и тела. Отдых — это действия, приносящие удовольствие, и в конечном итоге используемые для того, чтобы тело и разум были в состоянии выполнять свои обязанности перед Богом.

Развлечения, спорт и отдых — это особые понятия. В них не входит тяжелый физический труд, хотя он может быть полезен для нас. Мы также не называем этими словами любое

действие приносящее нам удовольствие, потому что пища и питье могут приносить удовольствие, исполнение святых обязанностей может быть приятным, тем не менее мы никогда не называем их спортом или отдыхом. Что касается развлечений, то они предназначены для того, чтобы приносить удовольствие нашему воображению.

Что позволяет Библия

Следующие факторы являются критериями, определяющи ми позволительность каких-то развлечений, спорта или отдыха; невыполнение одного из этих критериев указывает на непозволительность тех или иных действий.

1. Вы должны искренно стремиться посредством этих действий подготовить себя к служению Богу. Они должны помочь вам то ли лучше справляться с вашей работой, то ли лучше подготовиться к поклонению Богу или к какому-то труду, который угоден Богу и может прославить Его имя. В Первом послании к Коринфянам 10:31 сказано: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию».

Позволительный отдых должен быть правильно выбран и использован для этой цели. Если он не помогает нам лучше служить Богу в нашей повседневной жизни, то такой отдых непозволителен для нас (хотя для другого человека такой вид отдыха может оказаться очень полезным).

2. Любой отдых непозволителен, которому мы предаемся ради самого отдыха в ущерб своим обязанностям.

3. Любое развлечение непозволительно, если оно используется только для удовлетворения нашего плотского воображения, и не преследует никакой высшей цели, кроме угождения нашему больному разуму, который любит развлечения.

4. Любое развлечение непозволительно, если оно делает нас менее способными выполнять обязанности своего призвания и служить Богу; или если, складывая пользу и вред вместе, оказывается, что мы теряем больше, чем приобретаем.

5. Любое развлечение непозволительно, если оно отнимает у нас время, которое мы должны отдать на важные дела. В эту категорию попадают развлечения, которые занимают наше воскресное время, или время наших молитв, или время нашего служения.

6. Любое развлечение непозволительно, если на него уходит больше времени, чем необходимо для восстановления сил.

7. Отдых или развлечение могут оказаться богохульными, например, когда святое мы сводим к шутке. Такое зло особо тяжело наказывается Богом.

8. Непозволительно любое развлечение, которое обижает других людей. (Например, игра актеров на сцене, которые высмеивают других людей, оскорбляя их, непозволительна).

9. Также греховно смеяться над греховными путями других людей, тем более следовать этими путями, что характерно для комедиантов и других актеров.

10. Непозволительны грязные, непристойные спектакли, в которых порок представляется без должного осуждения и которые сопровождаются непристойными речами и действиями. Для христиан применимы слова из Послания к Ефесянам 5:3-4: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым; также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам...».

11. Любое развлечение непозволительно, которое приводит к умножению бессмысленных слов и побуждает человека участвовать в глупых, ненужных, бесполезных разговорах.

12. Любое развлечение греховно, если оно провоцирует нас самих или других людей поддаться похоти, скверносло вить, проклинать, ссориться и драться.

13. Развлечения греховны, если они развивают жадность и вызывают желание выиграть деньги у других, или если они развивают жадность в тех, с кем вы играете.

14. Жестокие развлечения тоже непозволительны: например, непозволительно, с наслаждением наблюдать за дуэлянтами, дерущимися людьми и т.д., или за боями животных, бессмысленно причиняющих друг другу страдания.

15. Развлечение или отдых непозволительны, если они требуют больших денег, ибо мы Божьи служители и поэтому несем перед Богом ответственность за то, как мы тратим то, что имеем. Без пользы тратить деньги на развлечения — грех.

16. Наконец, если у вас есть выбор между несколькими возможными способами проведения досуга, то вы должны выбрать самый подходящий: если же вы выбираете то, что принесет меньше пользы, когда можно было выбрать нечто лучшее, то это грех, даже если выбранное вами занятие само по себе было бы позволительно, если бы у вас не было лучшего варианта.

Используя эти критерии можно без труда дать оценку нынешним театрам.

Что такое правильный отдых? В отдыхе обычно нуждается или тело, или разум. Если вы ведет малоподвижный образ жизни, тогда ваше тело нуждается в особых упражнениях и перемене занятия. В этом случае прибегать к сидячим развлечениям или отдыху означает увеличение усталости вашего тела. Это приносит вам больше вреда, чем пользы. Вместо этого вам нужно упражнять свое тело. Если, однако, вашим основным занятием является тяжелый труд, в таком случае вашему телу нужен отдых, а разуму упражнение. Вы можете читать книги (включая Слово Божие), развивая при этом ваши познания в области истории, географии, искусства, науки и т.д.

Вопросы, которые следует задать

Ниже приведены вопросы, которые вам время от времени нужно себе задавать, чтобы правильно оценить свой отдых и развлечения.

1. Как вы думаете, использовал ли Христос или апостолы театр в качестве развлечения? Давали ли они повод думать, что любовь к театру хороша сама по себе?

2. Что говорит вам ваша совесть, когда вы замечаете, что в развлечениях вы находите больше радости, чем в Боге? Развлечения, в которых мы любим участвовать больше, чем общаться с Богом, притупляют нашу способность наслаждаться присутствием Бога.

Разве вы не чувствуете, что некоторые развлечения — это настоящая болезнь для ваших чувств: они обманывают и очаровывают вас, вытесняя из вашего сердца любовь к святости и делая вас неспособными на что-либо хорошее?

3. Уделяете ли вы для молитвы, чтения Слова Божьего и размышления над ним столько же времени, сколько вы тратите на игры и развлечения? Знаете ли вы цену тем драгоцен

ным часам, которые уходят из вашей жизни за играми?

4. Хотели бы вы быть застигнутыми смертью на подмостках или за пустым разговором? Не хотели бы вы в последний час своей жизни заниматься святым и полезным трудом?

5. Сможете ли вы найти утешение перед смертью, думая о времени, проведенным в играх и пустых занятиях?

6. Можете ли вы попросить Бога благословить ваши игры и развлечения на благо вашему телу и разуму? Разве совесть не подсказывает вам, что такая молитва — насмешка над Богом?

7. Если вы уверены в том, что ваши игры и развлечения не являются грехом и вы не порабощаетесь ими и не пренебрега ете ради них своими духовными обязанностями, то уверены ли вы, что ваши партнеры по игре или развлечениям находятся в таком же положении, как и вы? Если вы скажете мне, что вы не обязаны уберегать всех людей от греха, то я отвечу вам, что вы обязаны делать ради этого все, что в ваших силах; вы обязаны не быть соучастниками грехов других людей. Если апостол Павел не ел мяса ради того, чтобы не привести ко греху ближнего, то разве мы не можем быть настолько же великодушными с нашими играми и развлечени ями?

Если вы знаете, что такое грех и что значит спасти или потерять душу, тогда вы не станете поощрять грехи других людей и вноситиь свой вклад в их гибель. «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных [то есть помогать им так, как мы помогаем детям в их слабостях ] и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию [то есть следует предпочесть назидание души ближнего своему удовольствию ]. Ибо и Христос не Себе угождал...» (Рим 15:1-3). Христос отдал Свою жизнь, чтобы спасти людей, не отдадите ли вы свои игры ради этого?

8. Какого рода люди особенно любят игры и спектакли, и какого рода люди избегают их и настроены против них? С кем эти занятия ассоциируются в первую очередь? Подумайте хорошенько!

Выбирая развлечения

Ниже даны несколько советов, которые помогут при выборе отдыха.

1. После того, как вы поняли истинную суть и цель позволительных развлечений, подумайте о том, сколько и какие развлечения необходимы именно для вас. При этом вам следует учитывать: а) состояние своего тела, б) состояние своего разума, в) вид своей постоянной деятельности. Определив, что и в каких количествах вам необходимо для того, чтобы быть в хорошей форме для выполнения своих обязанностей, следуйте установленному рациону (как вы поступаете с едой) и следите за тем, чтобы отдых и развлечения не вторгались на территорию вашего служения и духовных обязанностей.

2. Старайтесь совмещать приятное с полезным, чтобы вам не терять времени понапрасну. Грех бездельничать тогда, когда мы способны найти своему свободному времени лучшее применение.

3. Будьте осторожны по отношению к чувственному наслаждению даже в самых безобидных развлечениях. Излишество в наслаждении незначительными, мелкими занятиями разлагающе действует на разум. Нарушается связь с духовным миром, а значит, и с Богом. Чтобы этого не произошло, следите за своими мыслями и фантазиями, чтобы они слишком не увлекались играми и отдыхом. Иначе вы будете похожи на детей, которые думают о своих играх в то время, когда им надо учиться и заниматься делом.

4. Избегайте компании кутил, игроков и подобных им бездельников. Не будьте слишком часто в их обществе, чтобы не попасть в ловушку. Для серьезных людей развлечения обычно считаются глупостью. «О смехе сказал я: `глупость!', а о веселье: `что оно делает?'» — это слова Екклесиаста (2:2). Глубокие и серьезные занятия делают человека серьезным.

5. Будьте ревностны в своем светском призвании и духовном служении. Лень любит развлечения. Если ваша плоть сегодня требует облегчения труда, то завтра она потребует пустого времяпрепровождения.

6. Больные и меланхоличные люди (которые обычно не склонны к играм) нуждаются в отдыхе и развлечениях намного больше, чем другие, и поэтому могут себе позволить тратить времени

на развлечения больше, чем здоровые и сильные.

7. Будьте более строги к собственному отдыху и меньше критикуйте других за участие в тех играх, которые вам не нравятся. Ибо вам, возможно, не известны их обстоятельства, мотивы и искушения. К ленивым игрокам, впустую тратящим свое время, надо относиться с жалостью, как к несчастным созданиям.

Если вы ведете сидячий образ жизни, то прогулки и другие упражнения для тела, которые сочетают в себе приятное с полезным, вам просто необходимы.

Если вам приходится много работать физически и в дополнительном упражнении нуждается лишь ваш разум, вы можете читать Писание, полезные книги и вести беседы о святом. Кроме того, Бог дал нам травы, цветы, деревья, животных, птиц и многое другое, чтобы мы наслаждались этим. Мы можем гулять в полях, садах, лугах и лесах. Мы можем проводить время с нашими близкими: женами или мужьями, детьми, друзьями. Мы можем разговаривать с хорошими и умными людьми о том, что нам взаимно интересно и полезно.

Бог дал нам целый мир позволительных наслаждений. Но театральные спектакли в лучшем случае сомнительны, а большинство из них нужно прямо осудить как непозволи тельные. Разве может тот, кто боится Бога и любит свое спасение, избрать сомнительное развлечение вместо множества позволительных способов отдыха?

Вы должны знать, каким времяпожирающим грехом является излишество в досуге. Вспомните любое позволитель ное развлечение: разве можно отдавать ему столько времени, будто у нас нет ни души, ни семьи, ни каких-то обязаннос тей, которые мы должны выполнять?

Что касается лично меня, то когда мой разум нуждается в развлечении и отдыхе, то у меня всегда находятся книги, друзья и дела, которые помогают мне расслабиться и восстановить потраченные силы. Когда мое тело нуждается в упражнении, то для меня лучший отдых — самый тяжелый труд, который я только могу выдержать. Прогулки приносят моему телу и разуму больше пользы, чем игры. Если я один, я посвящаю свободное время размышлениям; если я в компании других людей, то я с удовольствием веду серьезные и полезные разговоры.

Я не осуждаю те игры, которым уделяют внимание другие люди, но мне они не приносят никакой пользы; и когда я замечаю, что Христос и Его самые верные служители были далеки от игр и пустых развлечений, то я с еще большей опаской обхожу их стороной. Кроме того, я замечал, что большинство людей инстинктивно с отвращением смотрят на служителей, которые тратят время на развлечения.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.