18.03.2012
Скачать в других форматах:

Питер Мастерс

На пути к водительству

7. Водительство и преданность поместной церкви

 

Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. (Первое послание к Коринфянам 12:18-21)

Одна из серьезнейших проблем в жизни сегодняшних поместных церквей— это недостаточно глубокая верность членов поместной церкви своей церкви. Когда верующие решают, где им жить или где им устроиться на работу, преданность церкви оказывается самым незначительным фактором, определяющим их решение. Пасторы многих церквей подтверждают, что христиане слишком часто руководствуются материальными и личными соображениями, совсем не думая о своих обязанностях перед общиной, о необходимости проявлять верность своей церкви.

Может быть, наши критерии, которыми мы руководству емся при принятии решений, не так уж хороши в глазах Господа? А что если Он хочет, чтобы наша преданность церкви

была главенствующим принципом, в то время как мы придаем этому совсем не большое значение? Не приводит ли такое положение к тому, что водительство, которого мы ищем, в реальности не поднимается выше пустых иллюзий? Нам очень важно понять, какое место на шкале приоритетов должна занимать преданность своей поместной церкви. Эта глава показывает, что многие факторы, учитываемые при поиске водительства, играют второстепенную роль по сравнению с соображениями преданности своей церкви.

Я припоминаю историю одной миссионерской церкви. Несколько лет назад девять или десять семей посвятили себя совместному свидетельству в небольшом городке, полностью лишенном евангельского света. Спустя три года все семьи, кроме двух, разъехались по разным городам. Почему? Они сменили место жительство, чтобы занять более высокое положение и найти более высокооплачиваемую работу. Имея возможность выбирать, семьи переехали, не чувствуя необходимос ти проявлять преданность поместному «телу Христову», той церкви, в которую их поместил Бог. Было очевидно, что переезд этих семей в другие города приведет их молодую церковь к краху, тем не менее, эти люди открыто считали, что их карьера и доходы важнее.

Быть или не быть высокому мнению о церкви?

Почему так много христиан пришли к такому легкомысленному отношению к своей связи с поместной церковью? Очевидно, что они не поняли учения Библии о поместной церкви. Возможно, они не пытались разобраться в том, что такое «тело Христово». Им кажется, что церковь похожа на сеть магазинов или банков. Никто не откажется от переезда в другой город из-за преданности конкретному магазину или

 

*Понятие поместной церкви иногда трактуется неправильно, и верующие думают, что они должны находиться в общении с ближайшей к их дому еванельской церковью.Однако «поместная» совсем не означает, что какое-то здание должно находиться рядом с домом христианина. Это понятие подразумевает отдельную общину или группу общин, которые являются частью вселенской Церкви. Оно указывает на общину, которая поклоняется и трудится под прямым руководством Господа. В современном урбанизированном обществе христиане по многим причинам не могут жить в непосредственной близости от своей церкви филиалу банка. Подходящие условия, предоставляемые магазином или банком, они могут найти почти в любом городе.

Что такое поместная церковь* в нашем представлении? Можно ли ее определить как группу христиан, которым удобно собираться вместе для поклонения и учения? Или это нечто особенное в глазах Бога? Можно ли сказать, что Бог избрал каждого члена поместной церкви, распределил среди них духовные дары и способности и призвал их быть преданными друг другу в служении Ему для того, чтобы они жили как отдельная и уникальная семья? Требует ли Бог специальной преданности в рамках одной поместной церкви? Как мы относимся к такой преданности?

Свобода — это модное слово. Некоторые верующие считают, что преданность любой конкретной общине попахивает ограничением прав, законничеством и поверхностным пониманием христианского долга. Преданность будто бы угашает дух свободы. А между тем Новый Завет очень ясно представляет поместную церковь как группу верующих, объединенных любовью, служением и преданностью друг другу. Поместная церковь — это гораздо больше, чем случайный коллектив верующих. Это духовная единая семья с уникальными возможностями и властью приводить в исполнение повеления ее Главы, Господа Иисуса Христа. Поместная церковь — это особый предмет Его радости, и Он с особым старанием охраняет ее.

Поместная церковь, как Павел неоднократно повторяет в Первом послании к Коринфянам 12, — это одно тело. В 18-м стихе он говорит: «Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно». Бог собрал каждую общину, поэтому Павел продолжает: «... дабы не было разделения в теле». Затем он говорит, что Бог таким образом распределил дары, чтобы каждый член был важен для тела. Можно сделать вывод, что если церковь лишается кого-то (если только не по специальному замыслу и вмешательству Господа), то вместе с ним она лишается важного качества. Члены церкви заботятся друг о друге и переживают друг за друга, так что если кто-то один страдает, с ним страдают все остальные (ст. 25, 26). Община занимает особое место в замыслах Бога.

В Послании к Ефесянам 4:16 также описывается органическое единство общины и при этом используется иллюстрация самого тесного взаимодействия и самой близкой связи: Павел приводит в пример человеческое тело. При руководстве Главы «все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви».

Суставы и связки одного тела невозможно вставить и использовать в другом теле. Нелепо считать, что голень или локоть одного тела могут свободно перекочевать в другое тело. Не менее диким выглядит предположение, будто пара дюжин лишних пальцев могут присоединиться к любому телу по своему желанию. Образ тела показывает, насколько серьезно Бог использует Свою верховную власть для того, чтобы помещать определенных людей в определенные церкви в соответствии со Своими всеобъемлющими планами. Бог совершенно серьезно требует от нас, чтобы мы смотрели на свою жизнь и на свое служение через призму принадлежнос ти к определенной церкви-семье, которую Он предназначил нам. Отрывки, подобные этим, делают особый упор на группе людей, растущих в вере вместе, объединенных любовью, взаимной заботой и преданным служением Господу, сообща являющих миру силу и благодать Бога.

Почему многие христиане, несмотря на то, что учение Нового Завета приводит нас к идее о большой значимости поместной церкви, так низко оценивают ее важность? Одна из возможных причин заключается в том, что они неправильно понимают, почему протестанты отказывают церкви в земной власти. Они замечают, что мы отвергаем господство человека, проявляющееся в управлении церквами посредством централизованных советов и иерархических структур. Они также знают, что мы отрицаем, что священниками могут быть только некоторые люди и что мы утверждаем священство всех верующих и возможность непосредственного доступа к Спасителю для всех, ищущих Его. Однако они придают свободе верующего слишком большое значение и считают, что верующий никоим образом не должен подчиняться церкви. Они предпочитают не возлагать на христианина никаких обязан ностей. Общину верующих они рассматривают просто как удобный способ для поклонения и обучения.

Очевидно, что если роль поместной церкви на этом кончается, то она имеет право на чью-то верность не больше, чем школа, университет, магазин или банк. Пока верующий вносит свой вклад в блага церкви, которыми он пользуется, ему нельзя причинять неудобства и требовать жертвенности ради церкви. По этой теории поместная церковь не заслуживает по отношению к себе «патриотизма», любви и преданности.

С одной стороны, поместная церковь не обладает властью над жизнью своих членов (кроме права использовать ту власть, которая четко описана в Библии); с другой стороны, Бог требует от Своих людей чувствовать себя обязанными по отношению к своей церкви. Христиане стремятся поклоняться и служить сообща как группа людей, призванная совместно жить с Господом, в гармонии между собой. И они должны быть абсолютно преданы этому призыву, пока Бог Сам, давая ясное водительство, не призовет в другое место.

К такому пониманию нас приводят разнообразные библейские образы церкви: тело, храм или здание, семья. Члены церкви составляют единое целое, они неотделимы от тела, так как выполняют жизненно важные функции. Если мы не считаем важным быть посвященным и преданным своей поместной церкви, значит, мы пренебрегаем учением, содержащимся в этих образах.

Поместная церковь в библейском понимании — это сообщество, члены которого связаны между собой потому, что они верят, что это воля и цель Бога, чтобы они были вместе. В церкви Бог видит сплоченный коллектив, ибо в Первом послании к Коринфянам 3:16-17 апостол Павел предупрежда ет: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы».

Может ли христианин менять место жительства?

Поместная церковь занимает особое положение и играет особую роль в христианстве, поэтому переход верующего из одной церкви в другую должен происходить только как ре

зультат ясного вмешательства и призыва Бога. Чуть позже в этой главе мы увидим, когда проявление преданности может оказаться неправильным. Но в нормальных обстоятельствах первой мыслью христианина должен быть вопрос: «Бог призвал меня быть верным своей общине, в которой я сейчас нахожусь. Могу ли я удостовериться, что это Его воля, чтобы я переехал? Действительно ли Бог призывает меня в другое место? Есть ли у меня очевидные свидетельства Его водительства, подтверждаются ли они обстоятельствами и советами моих братьев и сестер в Господе?»

Обычно христиане сильно привязаны к своей церкви и вносят важный вклад в ее развитие. Но затем возникает практическая проблема, которая на первый взглдя делает переезд необходимым. Может так случиться, что их фирма перезжает в другой город или в другой области больше возможностей найти работу. Возможно, что поднялись цены и за жилье приходиться платить столько, что семейный бюджет этого выдержать не может, и надо ехать в другой район, где цены ниже. Но ни одна из этих проблем не должна немедленно приводить нас к выводу, что перезд — это единственный выход.

Одно из величайших преимуществ христианской жизни заключается в том, что хотя мы часто проходим через испытания и на нас сваливаются неразрешимые проблемы, но стоит нам обратиться к Богу в молитве, и Он так или иначе вмешается и поможет нам. История благодати — это история чудесной, иногда поразительной заботы Господа. К несчатью, некоторые верующие, как только возникает одна из перечисленных проблем, принимают решение о переезде, не веря в иное решение вопроса. Они меняют работу и ищут церковь в другом районе. Они паникуют и поэтому видят только радикальные решения проблемы. Они готовы без колебаний выбросить поместную церковь за борт, когда буря грозит разбить корабль. Церковь занимает невысокое положение в их системе ценностей, и поэтому они не просят Господа о том, чтобы Он дал им все необходимое, и они могли остаться верными своей церкви.

Все это печальные факты. Церквам постоянно приходится испытывать потери из-за того, что христиане не стремятся испытать Господа, многие пасторы ощущают эту проблему очень остро, особенно те, кто трудиться в "медвежьих углах", куда христиане предпочитают не преезжать, а наоборот, уезжают оттуда при первой возможности. Многие такие церкви «производят» обращенных для других церквей, а сами продолжают сражаться на линии фронта. Разве Господь задумал такую Церковь? Разве это Его замысел, чтобы народ Божий находился во власти практических затруднений и отдавал себя им, не проявляя при этом преданности своей церкви?

Конечно, мы не должны ставить преданность в такое положение, чтобы затемнять для себя и других провидение Бога. Мы признаем, что всевластный Господь может перемещать людей из одной церкви в другую. Господь — наш небесный Главнокомандующий, который видит все поле битвы, все Свои огневые позиции вдоль линии фронта. Бог может призвать людей из одной церкви, сняться с места и стать членами других церквей. В Новом Завете мы видим, как Господь перемещает Своих слуг с места на место, иногда заставляя множество людей бежать из города из-за гонений.

Когда возникают обстоятельства, которые не первый взгляд заставляют покинуть свою церковь, мы не должны останавливаться на такой мысли: «Другого выхода быть не может: я должен сменить место жительства». Необходимо молитвенно подойти к разрешению данной проблемы. Как правило, первым предположением должна быть мысль о том, что Бог хочет, чтобы мы испытали Его заботу в том месте, где мы находимся. Только после того, как мы искренно искали выхода и истощили запас разумных решений проблемы, только тогда мы можем серьезно ставить вопрос о переезде. Разве можем мы надеяться, что будем ведомы по верному пути, если мы не придерживаемся открытых Богом приоритетов? Поиск водительства должен направляться библейской системой ценностей, которая включает преданность и посвященность общине, в которую Бог поместил нас.

Поощрение преданности

Два принципа, которые вытекают из выражения «тело Христово», помогут нам развить стремление поддерживать свою поместную церковь. Это важное словосочетание (использованное в 1 Кор. 12:27) в Писании может относиться как ко всей вселенской церкви Христа, так и к отдельным общинам. Как мы уже увидели оно означает гармонично организованное сообщество, части которго взаимозависимы. Но также оно подразумевает присутствие личности. Мы присутствуем в определенном месте тогда, когда наше тело в нем находится; точно так мир видит Христа через церковь. Каждая (духовная) поместная церковь являтся телом, представляющим Христа на земле.

В таком случае каждая поместная церковь, будучи телом, представляющим Христа на земле, заслуживает особого уважения и внимательного отношения к себе. Мы — как члены — являемся телом Христа! Все то, что мы делаем в отношении Его тела, мы делаем для Него. Все то, что мы не хотим делать для церкви, мы не хотим делать для Христа. Если я ленив и равнодушен по отношению к церкви — телу Христа, значит, я ленив и равнодушен по отношению ко Христу. Если я неверен его телу, значит я неверен Ему. Могу ли я позволить себе причинять боль телу Христа? Могу ли я легкомысленно оставить, бросить его?

Еще одна идея, вытекающая из выражения «тело Христово», поможет оживить нашу преданность своей поместной церкви. Это идея священности жизни. Слово «тело» напоминает нам, что поместная церковь — это живой организм. Представьте себе, что вы видите на улице человека, истекающего кровью. Как вы поступите? Просто пройдете мимо? Если вы не остановитесь, то позже вы обязательно будете чувствовать себя очень неуютно и испытывать ужасный стыд, ибо внутри нас заложено чувство священности жизни. Мы не можем отмахнуться от инстиктивного побуждения сохранить жизнь, не заплатив при этом за свою жестокость.

Как христиане мы тоже должны обладать подобным инстиктом сохранения здоровья и жизни тела Христа — поместной церкви. Если посмотреть на нее духовно, то церковь — это прекрасное живое тело. Христос живет через членов церкви, и Он связал их вместе, чтобы они представляли Его в этом мире. Как мы можем позволить этому телу болеть? Как мы можем спокой но смотреть на оторванные ноги и руки? Мир разрешает и одобряет аборты — это подрывает идею неприкосновености человеческой жизни. Но черствое равнодушие, с которым некоторые верующие относятся к телу Христа, — это духовное преступление, подрывающее жизнеспособность церкви.

Когда члены церкви снимаются с места и переезжают, не придавая значения тому, что они занимают определенное место в теле Христа, это указывает на то, что они потеряли чувства страха и уважения к церкви как телу Христа. И все же как ценна и важна поместная церковь! Она намного, намного больше, чем просто «удобный способ». Церковь вправе ожидать особой любви, преданности и служения до тех пор, пока она остается достойной церковью.

Неверные мотивы ухода из церкви

Сохраним ли мы правильную систему ценностей после очередного испытания? В Послании к Римлянам 16:10 Павел приветствует Апеллеса, который был «испытан во Христе», то есть одержал победу над серьезными неприятностями и испытаниями. Он прошел через испытания, оставшись на стороне Господа и доказав тем самым реальность Его силы. Многие отступают перед трудностями, даже не вступая в борьбу. Впоследствии они годами мучаются от несчастной и бесплодной жизни. Некоторые блуждают в духовной пустыне, потому что вопросы карьеры и места жительства заставили их оставить свое служение Господу.

Проходя через испытания и принимая какое-либо решение, мы должны проверять свое сердце, чтобы увидеть, какие желания в действительности влияют на нас. Я знаю людей, которые переезжали из плотно застроенных городских районов, потому что им были безразличны люди, живущие в этих районах. Им хотелось жить на зеленой лужайке на лоне красивой природы. Эти люди, по всей видимости, считали, что их братья и сетры во Христе обожают дышать загрязненным воздухом и жить среди угрюмых строений. Очевидно, что если бы все члены церквей, находящихся в неблагополучных районах, последовали своему естественному желанию переехать в более приятную местность, то тогда в самых густона селенных районах наших городов не осталось бы евангельс ких церквей.

Множестов христиан мужественно несут свое служение в самых неблагоприятных местах. Они делают это ради своей церкви, ради ее свидетельства погибающим и ради того, что это угодно Богу. Кто этот человек, который нашел в Библии учение о том, что первым принципом устройства своей жизни является выбор самого удобного и привлекательного места жительства? Удобство и удовольствие — это ценность номер один для людей, живущих без Бога. Мы же остаемся на месте или, наоборот, переезжаем куда бы Господь не повел нас, зная, что испытания и искушения ожидают нас и в красивой и безопасной местности и в грязных и преступных городах.

Есть и другие факторы, которые заставляют верующих напрасно покидать свои церкви. Каждому пастору приходилось смотреть вслед членам своей церкви, которые оставляли ее из-за того, что они не могли справиться с каким-нибудь своим недостатком. Страдала их духовная жизнь, и они становились несчастными людьми, и в конце концов они приходили к выводу, что во всем виновата их церковь. Им все перестава ло нравиться, и вскоре они решали, что в этой церкви они не находят ни духовной пищи, ни помощи, ни общения. В конечном итоге они оставляли церковь, хотя Господь их к этому не призывал.

Библейское отношение к поместной церкви помогло бы этим верующим преодолеть искушение отвернуться от своей церкви, но, к сожалению, у них был другой взгляд на то, что такое поместная община, и поэтому церковь скоро стала выполнять в их жизни роль барской собаки, на которой они вымещали свою злобу и разочарование. Ч.Х.Сперджен умело описал таких людей в своих «Проповедях о свечах». После описания свечи причудливой формы, которая не позволяла ей встать ни в один подсвечник, он сказал:

«Я знаю людей, которые нигде ни с кем не могут поладить; но, по их собственному убеждению, проблема не в них, а в тех, кто их окружает. Я могу набросать портрет одного брата, который был не в состоянии делать добро из-за того, что церкви очень плохие. Сначала он был с нами, но он по знакомился с нами слишком хорошо, и ему стал отвратите лен наш догматизм и нехватка вкуса. Он пошел в независимую церковь, в которой намного больше культуры, широты взглядов и свободы. Но постепенно он стал уставать от, выражаясь его словами, «холодного достоинства». Человек жаждал огня и поэтому предпочел методистов с их горячим покровительством. Увы! Методисты не оказались горячими зилотами, как он предполагал: очень скоро он перерос их самих и их доктрины, и присоединился к нашим прекрасным друзьям, пресвитерианам.

На поверке вышло, что они слишком возвышенны и сухи для него, и он проникся сладкой любовью к братской церкви и обязательно стал бы одним из ее братьев, если бы его жена не свела его с англиканами. Здесь он наконец мог бы насладиться optium cum dignitate (совершенство в полноте), легко принять устройство церкви и вырасти до должности церковного старосты; но он все же не был удовлетворен.

Здесь я покидаю его в надежде, что он в конце концов найдет церковь, состоящую из подходящих ему людей».

Это довольно больная проблема для многих пасторов. Христиане, начиная чувствовать какое-то неустройство в жизни, вместо того чтобы посмотреть внутрь себя, а затем на Господа, перекладывают вину за это на свое окружение, и особенно часто на церковь. И это заставляет многих верующих (нередко даже пасторов) ходить по церквам.

Христианин, проверяя свое сердце и надеясь посредством этого добиться положительных результатов, должен быть готов выкорчевывать уродливые и неприглядные мотивы своих действий. Почему верующие хотят оставить церковь? Некоторыми людьми движет разочарование, вызванное тем, что они слишком высоко о себе думают. Они расстраиваются из-за того, что их предполагаемые таланты признаны в церкви в недостаточной мере, что они не имеют должного по их мнению авторитета, им не предлагают достойной должности, не возлагают на них особой ответственности. Им кажется, что в другой церкви (более внимательной) они найдут своим способностям намного лучшее применение. И забыв о библейском принципе преданности церкви, — переезжают.

Проверка преданности

Несмотря на то, что некоторые христиане не следуют принципу верности своей церкви, многие другие убедились, что Бог может поддерживать их преданность самым удивительным образом. Эти люди осознали, что они призваны в определенную церковь самим Господом, и они видели, что когда возникают проблемы, которые могут заставить их покинуть церковь, тогда они могут надеяться на Господа и рассчитывать на то, что Он разрешит все эти проблемы. Приверженность библейской системе ценностей — это ядро кометы с хвостом бесконечных чудесных благословений Бога. В течение многих лет не раз приходилось слышать о том, как совершенно неожиданно появлялось жилье, деньги для уплаты арендной стоимости за дом, место для работы и решались десятки других сложных проблем. Иногда действительно оказывается так, что Господь через подобные обстоятельства ведет христиан в другую церковь, но очень часто Он дает им все необходимое для того, чтобы они могли остаться на месте.

Возможно, если христианин останется в своей церкви, то это повлечет за собой потерю престижного рабочего места, возможно, ему придется заплатить какую-то цену. Исследуя свое сердце мы должны спросить себя: «Готов ли я к этому?» Мы можем пропустить важный шаг в своей карьере. Но мы должны напоминать себе о великой истории церкви, которая полна самопожертвованием разных людей ради Господа. Когда Господь слышит наши молитвы и помогает нам так, чтобы мы могли не переезжать в другое место, Он не обязательно удовлетворит наши нужды именно таким образом, как мы желаем.

Готовы ли мы принести жертву ради своего призвания? Десятелетия назад, во время войны, люди оставляли свои семьи и шли сражаться за свою страну. Многие, несмотря на страх и неуверенность, совершали героические подвиги. Многие погибали в молодости, защищая свою родину. Но может ли быть более великая и славная причина для подвигов, чем сам Господь? Что еще, как не битва за бесмертные души, достойно наших жертв? И все же мы слышим христиан, которые говорят: «Я не могу рисковать своей карьерой. Я должен делать то, что говорит мое руководство, и жить там, где я смогу продвинуться по служебной лестнице». Могущественная благодать Бога приносит новые ценности и чувства в жизнь истинно обращенного человека, и мы должны следить за тем, чтобы не потерять эти ценности на дороге христианской жизни. Мы должны быть всем для Христа, для Его дела и для Его Церкви.

Следует постоянно помнить об одном очень важном факте: все верующие могут подвергаться нападкам со стороны дьявола, который будет пытаться увести нас из той церкви, в которую нас поместил Бог. Всех нас ожидают трудности и испытания. И чем больше мы стараемся служить Господу, тем большие испытания нас ожидают. Всем нам надо быть стойкими и обладать глубоким чувством принадлежности к церкви.

Пасторские наблюдения показывают, что большинство верующих, которых Бог особенно успешно использует в созидании церкви, временами подвергаются сильному давлению со стороны обстоятельств их личной жизни или трудностей, связанных с работой, которые заставляют их сменить место жительства и покинуть церковь. Возможно, эти искушения посылаются для того, чтобы христианин мог испытать верность Господа и еще больше удостовериться в своем призвании. Сатана постоянно предпринимает попытки нарушить жизнь церкви, стараясь «похитить» верующих, которых Бог поместил в эту общину. Он постоянно искушает людей Божьих искать более зеленые пажити.

Что можно сказать о тех семьях, упомянутых в начале этой главы, которые начали было свидетельствовать в новом городе, но с такой легкостью покинули младенческую церковь? Как они могли так поступить? Где их преданность, посвящение, жертвенность и мужество? Где они сейчас? Добились ли они высокого академического или служебного положения? Построили ли они для себя красивые дома, и стоят ли в их гаражах современные дорогие машины?

Кем бы они сейчас ни были, но Бог помнит, что однажды они совершили поступок, который в духовном мире равно значен тому, что они оставили новорожденного младенца на произвол судьбы. Призвание Бога не имело для них силы, и они причинили боль телу Христа. Нет сомнений, что каждый из нас оскорблял Господа, поступая недостойно по отношению к своей церкви. Как мы все зависим от прощающей любви Божьей и искупающих заслуг Христа! Да будет благословен Бог, ибо Его милости и крови его Сына хватит, чтобы покрыть все наши грехи!

Давайте не будем забывать, ища водительства Бога, что если мы стали членами церкви со здравым учением, то мы должны относиться к своему членству как к Божьему призванию, которое должны уважать. Мы не свободны. Прихоти не могут побуждать нас к действиям. Никакой шквал недостойных эмоций не должен ослаблять наши позиции. А когда приходит Божье время переехать, мы должны быть полностью и искренно удовлетворены тем, что Он действительно ведет и направляет нас.

В этой главе ничего не говорилось об особых ситуациях, связанных с учебой или христианским служением. Учеба в другом городе не означает переезд на другое постоянное место жительства. (Очевидно, что существование христианской общины со здравым учением явлеятся одним из важнейших факторов при выборе учебного заведения). Служителей Бог может призвать поменять сферу своей деятельности. Мы признаем, что существует множество причин, действительно делающих перезд правильным и необходимым, и Господь часто является инициатором наших переездов. Но в наши дни высокой «подвижности» многие пренебрегают обязанностью придерживаться библейских приоритетов, что приводит к потерям и в жизни церкви, и в жизни отдельных людей.

Пусть все, читающие эти строки, будут готовы сказать: «Бог дал мне вечные благословения, и я буду доверять Ему и выполнять назначенное Им дело в назначенном Им месте. А когда придет время испытаний веры, я не поддамся искушению без причин покинуть свой духовный дом и мое место служения. Да сохранит меня Господь от слабости и самовлюбленности, и да поможет мне почтить Его волю в трудный день, в день искушения».

Когда преданность неоправдана

Хотя преданность поместной церкви — это библейская обязанность, существуют обстоятельства, когда преданность может оказаться неправильной, и верущие должны покинуть церковь. По грустной иронии некоторые христиане слабо проявляют преданность своей церкви, когда Бог повелевает держаться за нее, и проявляют поразительную верность, когда Бог говорит им оставить церковь. Очень важно в вопросе водительства знать, в каких ситуациях Бог призывает к преданности, а в каких случаях Он не одобряет ее. Тысячи верующих остались как в ловушке в отошедших от Истины церквах, потому что не поняли, что такое преданность и поставили ее выше Истины. Мы уже замечали, что для некоторых верующих водительство означает «чувство того, что Господь ведет тебя». Поэтому они могут совершать такие поступки, которые Господь уже осудил в Своем Слове, но они этого совсем не замечают. Один из таких примеров — верующие остаются в церкви, которую Господь осудил.

Дело в том, что в Своем Слове Бог постоянно призывает Своих людей оставлять мертвые и недостойные церкви. Но множество верующих не слышат этого. Они лишают себя здравого учения и поддерживают лжеучителей (врагов Господа), при этом теряя годы в бесплодном служении, оставаясь в умершей церкви. Водительство — это в первую очередь отклик на то, что Господь ясно в Своем Слове призывает нас делать, а не «чувство того, что Господь ведет тебя».

Библейское повеление оставаться чистыми от всех лжеучений и всякого отступничества нельзя назвать призывом пассивничать. Оно подразумевает самые активные действия, проявление активного духовного послушания, потому что это защитит евангельское послание и сохранит доктринальную чистоту народа Божьего. Провозглашение Евангелия во многих частях мира приостановлено из-за того, что люди Божии порознь разбросаны по множеству мертвых, отсупивших от истины церквей. Если бы они перегруппировались и поддержали здоровые, проповедующие Евангелие церкви, то эти церкви стали бы намного сильнее и результативнее в своем служении. Бог призывает Своих людей отделиться от заблуждения; послушание этому призыву — это проявление любви и путь к большим благословениям.

Вспомните все те отрывки, где нам сказано не иметь ничего общего с церквами и служителями, которые отрицают основы истинной веры, такие как непогрешимость Библии и учение о спасении одной лишь верой. В Послании к Римлянам 16:17 апостол Павел умоляет нас остерегаться «... прозводящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них». Можем ли мы поклонять ся и трудиться в церкви, которой руководят лжеучителя? Можем ли мы прислушиваться к служителям, которые не верят всем сердцем в Евангелие и не проповедуют его? Можем ли мы поддерживать их? «Нет!»— повелевает апостол, движимый Святым Духом. «Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Отступнические церкви и проповедники (по словам Павла) — «враги креста Христова» (Филип. 3:18).

Апостол Иоанн (2 Ин. 10-11) возлагает на нас важную обязанность, говоря о служителях и проповедниках, которые отвергают истинные евангельские доктрины: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его». Помогаем ли мы не-евангельским учителям? Разве мы не понимаем, что мы оказываем помощь врагам Бога? Эти отрывки Писания являются властными повелениями Бога не вступать в сотрудничество с отступившими церквами. Нам не следует говорить: «Хорошо, я подумаю, а потом посмотрю, ведет ли меня Господь». Он уже дал нам водительство в этом вопросе. Он повелел нам оставаться чистыми. Его слово дает нам недвусмысленное водительство.

В Первом послании к Тимофею 4:1 мы предупреждены, что «... в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ...». Лжеучения проникают во многие церкви и завладевают ими. Как должен отреагировать на это истинно верующий человек? Павел говорит: «Кто ... не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии ... удаляйся от таких» (1 Тим. 6:3-5). Мы должны «удаляться» от лжеучений (2 Тим. 2:16).

Повеление верующим полностью отделиться от заблуждения, ставящего под сомнение Библию, четко выражено во Втором послании к Коринфянам 6:14-17:

«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас ...»

Мы перечисляем эти библейские отрывки ради того, чтобы показать, что Бог уже дал четкое водительство по этому важному вопросу. Могу ли я посещать ту или иную церковь? Другими словами, вопрос в том, являются ли церкви, к которым мы планируем присоединиться, церквами верящими в Библию? В свете Слова Божьего присоединение к одной из церквей, не принимающих Библию полностью, — это греховное непослушание с нашей стороны.

Могу ли я оставить свою церковь, если она не поддерживает и не провозглашает драгоценную Истину Божию? Да, я должен, ибо Бог сказал, что я должен это сделать. Этот вопрос уже решен за меня в Писании. Если церковь учит или позволяет существовать в своих стенах ереси, то у нас есть полное право призывать к покаянию и исправлению, и, если не последует должной реакции, оставить эту церковь.

Эти места из Писания применимы не только к церквам, но и к христианским организациям. Можем ли мы сотрудничать с христианским сообществом в нашем университете и в нашей фирме, если в числе его руководителей есть люди не евангельских убеждений, если на собраниях этого сообщества проповедуют не евангельские ораторы? Библия говорит, что мы не должны этого делать. Можем ли мы поддерживать евангелизационные кампании, руководители и проповедники которых противостоят евангельской Истине? Библия запрещает это. Можем ли мы поддерживать евангелистов, которые советуют своим «обращенным» присоединяться к церквам, в которых проповедуется ересь, в том числе к католической церкви? Мы уже получили ясное водительство Слова Божьего. Нет, мы не можем этого делать. Эти вопросы уже решены, и это оскорбление для Господа не обращать внимания на Его Слово и беспечно продолжать говорить о «поиске Его воли».

Когда преданность неоправдана по отношению к церквам со здравым учением

Существуют ли такие обстоятельства, которые могут вынудить верующих покинуть церкви со здравым учением? Да, церковь может допускать настолько серьезные промахи, что у христианина есть право уйти из этой церкви, если ситуацию изменить невозможно. Хотя церковь может искренно верить в основные библейские истины, она может впасть в такой грех, что больше не способна и не призвана действовать как церковь, и поэтому не имеет права на преданность своих членов. Мы сталкиваемся с такой ситуцией в книге Откровение. Ефесской церкви Господь сказал, что если она не покается в своем грехе, то ее светильник (т.е. ее положение как церкви) будет сдвинут.

Ниже перечислены три сферы церковных ошибок, которые проистекают из серьезного непослушания Господу и которые вынуждают преданных Богу христиан оставлять эту церковь, если, конечно, она отказывается признать и исправить свои проступки:

1. Во-первых, если церковь отказывается применять дисциплину , когда ее члены совершают тяжкие грехи, тогда на нас лежит обязанность выразить протест, и, если церковь не повинуется Слову Божьему, оставить ее. «Не участвуйте, — говорит Господь через Павла, — в бесплодных делах тьмы, но обличайте» (Еф. 5:11). Новый Завет требует серьезного отношения к нравственной чистоте церкви. Первое послание к Коринфянам глава 5 предельно ясно говорит по этому предмету.

2. Во-вторых, если церковь не проявляет никакого желания

выполнять великое поручение и заниматься благовестием , и ничего не получается сделать для того, чтобы вернуть ее к послушанию, тогда у верующих есть полное право оставить такую церковь. Поместная церковь должна выполнять великое поручение. Если церковь не выполняет этого главного своего предназначения на земле, то она теряет право на преданность своих членов. Разве можно ожидать от них, чтобы они проводили свою жизнь в ленивой, бессердечной и непослушной церкви? Зачем им оставаться бесплодными из-за того, что их церковь не заинтересована в самом возвышенном труде для Спасителя?

3. В-третьих, если церковь игнорирует нормы, устанавлива емые Словом Божьим, используя мирские и плотские методы благовестия и поклонения, то истинный верующий не может не услышать громкий голос совести. Как он может держаться той церкви, которая извращает святое и заставляет своих членов участвовать в нечестивом поклонении? Верность Господу и Его повелениям стоит выше преданности поместной церкви. Это примеры тех внутрицерковных проблем, которые снимают с членов церкви обязанность быть преданными, несмотря на то, что в церкви может проповедоваться здравое учение.

Однако, когда проблемы, подобные этим не возникают, тогда мы должны помнить, что Бог призывает нас быть верными своей церкви. Мы должны смотреть на себя как на неотъемлемые части тела до тех пор, пока Он не переместит нас. Мы должны быть готовы проявлять преданность до конца по отношению к любой общине, в которой проповедуется Истина и в которую Бог призовет нас служить. Преданность церкви — один из самых главных факторов водительства, ибо христианская жизнь — это жизнь не эгоиста, а соработника и воина в коллективе верующих, который собран Богом.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.